Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ'

ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
443
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / УПРАВЛЕНИЕ / КОНТРОЛЛИНГ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горелова Е.В., Баландина К.В.

В условиях глобализации и стратегических изменений особое внимание следует уделять вопросам организационно-управленческой деятельности в системе таможенных органов Российской Федерации, т.к. от эффективности реализации всех функций управления зависит результативность таможенной деятельности в долгосрочной перспективе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MANAGEMENT IN THE CUSTOMS AUTHORITIES

In the context of globalization and strategic change, special attention should be paid to organizational and managerial activities in the system of customs bodies of the Russian Federation, since the effectiveness of implementation of all management functions depends on the effectiveness of customs activities in the long term

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ»

Использованные источники:

1. Ильина, З. М. Рынки сельскохозяйственного сырья и продовольствия : учеб. пособие / З. М. Ильина, И. В Мирочицкая. - Минск : ТетраСистемс, 2014. - 288 с.

2. Иванцов, П.И. Организационно-экономические основы обеспечения продовольственной безопасности Республики Беларусь / П.И.Иванцов. -Минск : Беларус. навука, 2009. - 220 с.

3. Стратегия устойчивости развития АПК - продовольственная безопасность / В. Г. Гусаков [и др.] ; под ред. В. Г. Гусакова; Ин-т Экономики НАН Беларуси - Центр аграрной экономики. - Минск : Белорус. наука, 2008. - 514 с.

4. Зинин, Е. М. Стратегическое управление продовольственной системой : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Е. М. Зинин. - Саранск, 2007. - 278 с.

УДК 330

Горелова Е.В. студент, 3 курс кафедра «Менеджмент» Баландина К.В. студент, 3 курс кафедра «Менеджмент» Поволжский государственный университет сервиса

Россия, г. Тольятти ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ В условиях глобализации и стратегических изменений особое внимание следует уделять вопросам организационно-управленческой деятельности в системе таможенных органов Российской Федерации, т.к. от эффективности реализации всех функций управления зависит результативность таможенной деятельности в долгосрочной перспективе Ключевые слова: таможенные органы, таможенное дело, управление, контроллинг, экономическая безопасность.

UDC 330

Gorelova E. V.

Student, 3rd year, Department of management Volga region state University of service

Russia, Tolyatti Balandina K. V.

Student, 3rd year, Department of management Volga region state University of service

Russia, Tolyatti FEATURES OF MANAGEMENT IN THE CUSTOMS AUTHORITIES

In the context of globalization and strategic change, special attention

should be paid to organizational and managerial activities in the system of customs bodies of the Russian Federation, since the effectiveness of implementation of all management functions depends on the effectiveness of customs activities in the long term

Key words: customs authorities, customs, management, controlling, economic security.

Таможенные органы РФ - это государственные органы, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Таможенные органы являются органами исполнительной власти. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации решений вопросов, связанных с таможенным делом.

В соответствии со ст.402 ТК система таможенных органов включает следующее уровни управления (рис. 1).

Ф едер альн ая таможенная служба (ФТС)

Региональные таможенные управления (РТУ)

Рис.1 Система таможенных органов Центральным органом, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, Федеральная таможенная служба России. В его ведении находятся основные составные части, блоки и участки таможенного дела, которыми он руководит через соответствующие управления, отделы, службы, иные структурные подразделения своего аппарата, а также через региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.

Таможенное дело как объект управления представляет собой сложно организованный объект, состоящий из ряда элементов, требующих дифференцированного подхода при применении принципов и методов управления. При этом один из элементов - таможенные органы - являются в свою очередь субъектом управления и играют решающую роль в управлении таможенным делом, поскольку являются непосредственно реализаторами мер таможенно-тарифного регулирования и применения запретов и ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Изучение управления в таможенных органах является актуальной темой, потому что ошибки в управлении таможенным делом могут привести к серьезным экономическим и политическим последствиям для государства в целом.

Говоря о моделях управления персоналом в таможенных органах, можно сделать вывод о том, что роль инноваций (инновационная модель управления) в современном мире трудно переоценить. Инновации выполняют как экономическую, так и социальную функцию, охватывают все стороны жизни общества, затрагивают личностные вопросы. В долгосрочной перспективе без инновационной деятельности невозможен дальнейший экономический и культурный рост по интенсивному пути развития. Использование современных инновационных технологий позволяет таможенным органам оставаться гибкой системой по отношению к постоянно меняющимся условиям в международной трансграничной операционной среде.

Традиционная (базовая) модель управления персоналом говорит о том, что все элементы (структурные подразделения) таможенного органа определенным образом связаны между собой и системой в целом. Они оказывают друг на друга различное по степени значимости воздействие, которое может носить управляющий либо информационный характер.

Проблема эффективного управления является одной из наиболее значимых проблем в комплексе взаимосвязанных аспектов развития таможенной службы.

Успешное решение задач, стоящих перед таможенной службой России, на современном этапе, возможно только на основе современных достижений в области теории и практики управления. В связи с этим наибольший интерес представляет концепция и технология управления. Актуальной проблемой становится разработка новых подходов к управлению в таможенных органах России, создания ориентированных на достижение целей систем информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе принятия решений, получения достоверной информации о результатах деятельности таможенных подразделений и использования этих данных в целях совершенствования управления в таможенных органах Российской Федерации.

Данная проблема обусловливается рядом весьма существенных

особенностей управления таможенными органами России, которые заключаются в следующем:

Во-первых, управление в таможенной службе характеризуется высокой степенью централизации, которая является необходимой основой деятельности таможенных органов.

Во-вторых, таможенная управляемая система отличается большой динамичностью. Чтобы всегда отвечать постоянно изменяющимся условиям, в которых решается задача обеспечения экономической безопасности и защиты экономических интересов страны, таможенная организация должна быть гибкой, оперативно совершенствовать свою организационную структуру. Естественно, что и система управления в таможенном организме призвана не только следовать за этими изменениями, но и опережать их, предоставляя простор новому, сохраняя лучшее из старого.

В-третьих, управление в таможенных органах характеризуется высокой степенью социально-политической ответственности, которая возлагается на органы управления и руководителей, за принятые решения, за так называемый управленческий акт.

Одной из наиболее перспективных концепций управления в таможенных органах Российской Федерации, отражающей все основные тенденции развития теории и практики управления в государственных службах на современном этапе, является контроллинг.

Контроллинг позволяет наиболее полно реализовать в практике деятельности таможенных органов положения международных стандартов. Освоение управления в полной мере невозможно без наличия соответствующей инструментально-методической базы. Согласно стандартам, управленческие решения должны приниматься на основе фактических данных, извлеченных из системы информационно-аналитической поддержки менеджмента. Кроме того, одним из требований менеджмента качества является организация учета затрат на выполнение таможенных функций, которое пока также не реализовывается в полной мере.

Ошибки в управлении таможенным делом могут привести к серьезным экономическим и политическим последствиям.

Следует отметить, что управление в таможенных органах осуществляется в специфических условиях, во многом отличных от управления в других областях общественной жизни. Дело в том, что этот вид службы объединяет особые административные органы, располагающие вооруженными отрядами, задачами которых является поддержание порядка, борьба с преступностью и правонарушениями, защита существующего общественного и государственного строя.

Как и всякий сложный социальный объект, таможенная система включает в себя множество подсистем, которые находятся между собой в определенных отношениях и взаимодействуют друг с другом. Задача управления - поддержание их в оптимальном соответствии друг другу и

задачам таможенной службы как социально-экономической организации, выполняющей специфические задачи - функции.

Основные функции таможенных органов:

- таможенное оформление и контроль;

- взимание таможенных пошлин, налогов, сборов и контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты;

- обеспечение соблюдения порядка, установленных запретов и ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу;

- обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности;

- борьба с контрабандой и иными преступлениями;

- валютный контроль (в пределах своей компетенции);

- ведение таможенной статистики внешней торговли;

- обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела;

- информирование и консультирование в области таможенного дела;

- научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

В совокупности субъект управления, объект управления и взаимосвязи между ними образуют систему управления в таможенных органах.

К субъектам управления в таможенных органах относятся все руководители, имеющие полномочия принимать управленческие решения, давать поручения подчиненным сотрудникам и коллективам и требовать их выполнения, т. е. все элементы и подсистемы таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления и ФТС России, осуществляющие целенаправленное воздействие.3

В качестве объектов управления в таможенных органах выступают исполнители решений, приказов, поручений управляющей подсистемы, специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, организационные структуры, технологические таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществлению функций, возложенных на таможенные органы, ресурсы таможенной деятельности и др.

Таким образом, в ходе изучения особенностей управления важно понять, что управление как структура в таможенных органах носит ступенчатый, иерархический характер и что различные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают и как субъекты, и как объекты управления. Каждой ступени или уровню управления соответствует свой субъект и объект управления. Поэтому объект управления в единой системе таможенных органов следует рассматривать как субъект последующих управленческих и исполнительских действий. Соответственно, и управление как вид деятельности в такой структуре имеет и распорядительную, и исполнительную сторону.

Использованные источники: 1. Баландина, Г. Таможенно-тарифная политика и стимулирование

инноваций в России. / Г. Баландина, Н. Воловик, С. Приходько. - М.: Издательский дом Дело РАНХиГС, 2012. - 228 с.

2. Бекяшев, К. Таможенное право: учебник. - 3-е издание, переработанное и дополненное. / К. Бекяшев, Е. Моисеев. - М.: Проспект, 2014. - 336 с.

3. Бондарева А.В., Зубченко И.Н. Общий и таможенный менеджмент 2013 г. 141 с., 294 с.

4. Дегтярев В.Г. Принципы и методы организации процессов управления в таможенных органах: учебное пособие-СПБ.:2012.

5. Крайнева Р.К. Повышение роли знаний в условиях современного менеджмента // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2012. № 3. С. 252-254

6. Руденко, Л. Экономика таможенного дела: учебник. / Л. Руденко, Р. Губанов. - М.: Дело и Сервис, 2015. - 112 с.

УДК 657.372

Дашкевич А.Д. студент магистратуры научный руководитель: Панова Т.И.,

доцент

кафедра бухучета, анализа и коммерческой деятельности Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины

Беларусь, г. Гомель ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

ЗАПАСОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ Аннотация: В статье рассмотрена проблема классификации производственных запасов в бухгалтерском учете. Выделены основные виды классификаций, интересующие пользователей бухгалтерской информации. Сделан вывод о невозможности универсальной классификации.

Ключевые слова: производственные запасы, бухгалтерский учет, материалы, классификация запасов.

Dashkevich A.D. Student of magistracy Francisk Scorina Gomel state university

Belarus, Gomel Panova T. I., cand. sc. (econ.) assoc. prof. of department of accounting and analysis Francisk Scorina Gomel state university

Belarus, Gomel

PROBLEMS OF CLASSIFICATION OF PRODUCTION STOCKS IN

ACCOUNTING

Annotation: The article considers the problem of production stocks in accounting. The main types of classifications are of interest to users of accounting information. A conclusion is made about the impossibility of universal

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.