Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ГОТОВНОСТИ К ПИСЬМУ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ'

ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ГОТОВНОСТИ К ПИСЬМУ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
573
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПИСЬМО / ЗВУК / СЛОВО / ФОНЕТИЧЕСКИ - ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА ПИСЬМА / ЛЕКСИКА - ГРАММАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА ПИСЬМА / ЗВУКА - БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ / МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина Ирина Александровна, Галеева Елена Владимировна

В статье рассматривается проблема подготовки детей седьмого года жизни к письму, актуальность повышения компетентности педагогов в вопросах подготовки детей к школе. Необходимость овладения педагогами умениями и навыками, связанными с развитием с подготовкой к письму детей дошкольного возраста обусловлена многими факторами: подготовкой к обучению в школе, сензитивностью периода, пластичностью мозговых центров. При определении содержательных характеристик проблемы выделено понятие «письмо», «звуковой анализ», «графический навык» и представлен анализ позиций, относительно данного понятия. Охарактеризовано предметное содержание компонентов навыков письма, определены критерии и уровни форсированности предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста и подобраны методы их оценки. Представлены цель, задачи, методики констатирующего этапа исследования экспериментальной работы в рамках темы исследования. В исследовании принимали участие дошкольники седьмого года жизни. В ходе исследования основными методами являлись: беседа, наблюдение, беседа, игровая ситуация. Представлены результаты изучения организации детского экспериментирования в ДОУ. Обозначены проблемы овладения письмом у детей старшего дошкольного возраста и представлена качественная характеристики. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте», что свидетельствует об актуальности данной проблемы и необходимости реализации поставленных задач и поиска эффективных методов формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галкина Ирина Александровна, Галеева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MECHANISMS OF WRITTEN SPEECH AND READY FOR LETTER OF CHILDREN OF THE SEVENTH YEAR OF LIFE

The article considers the problem of preparing children in their seventh year of life for writing, the relevance of increasing the competence of teachers in preparing children for school. The need for teachers to master skills related to the development of preparation for writing preschool children is due to many factors: preparation for school, the sensitivity of the period, the plasticity of the brain centers. When determining the substantive characteristics of the problem, the concept of "writing", "sound analysis", "graphic skill" is highlighted and the analysis of positions relative to this concept is presented. The subject content of the components of writing skills is characterized, criteria and levels of acceleration of the background of writing in children of preschool age are determined, and methods for their assessment are selected. The goal, tasks, methods of the ascertaining stage of the research of experimental work within the framework of the research topic are presented. The study involved preschoolers of the seventh year of life. During the study, the main methods were: conversation, observation, conversation, game situation. The results of a study of the organization of child experimentation in a preschool educational institution are presented. The problems of mastering the letter in children of preschool age are outlined and the qualitative characteristics are presented. According to the Federal State Educational Standard for Preschool Education (FGOC DO): “speech development includes the possession of speech as a means of communication and culture; enrichment of the active dictionary; development of coherent, grammatically correct dialogic and monologic speech; development of speech creativity; development of sound and intonational culture of speech, phonemic hearing; acquaintance with book culture, children's literature, listening comprehension of texts of various genres of children's literature; the formation of sound analytic - synthetic activity as a prerequisite for literacy, ”which indicates the relevance of this problem and the need to implement the tasks and search for effective methods of formation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ГОТОВНОСТИ К ПИСЬМУ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ГАЛКИНА Ирина Александровна и другие ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМОВ ПИСЬМЕННОЙ ...

УДК 373.291

DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0012

ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ГОТОВНОСТИ К ПИСЬМУ ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ

© Автор(ы) 2021

SPIN: 18559-0593

ORCID: 0000-0001-8630-8978

ГАЛКИНА Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования

Author ID: 896960 SPIN: 21603-2335 ORCID: 0000-0003-4727-8483

ГАЛЕЕВА Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Иркутский государственный университет (664008, Россия, Иркутск, ул. Н. Набережная, 6, e-mail: galeeva.len@yandex.ru) Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки детей седьмого года жизни к письму, актуальность повышения компетентности педагогов в вопросах подготовки детей к школе. Необходимость овладения педагогами умениями и навыками, связанными с развитием с подготовкой к письму детей дошкольного возраста обусловлена многими факторами: подготовкой к обучению в школе, сензитивностью периода, пластичностью мозговых центров. При определении содержательных характеристик проблемы выделено понятие «письмо», «звуковой анализ», «графический навык» и представлен анализ позиций, относительно данного понятия. Охарактеризовано предметное содержание компонентов навыков письма, определены критерии и уровни форсированности предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста и подобраны методы их оценки. Представлены цель, задачи, методики констатирующего этапа исследования экспериментальной работы в рамках темы исследования. В исследовании принимали участие дошкольники седьмого года жизни. В ходе исследования основными методами являлись: беседа, наблюдение, беседа, игровая ситуация. Представлены результаты изучения организации детского экспериментирования в ДОУ. Обозначены проблемы овладения письмом у детей старшего дошкольного возраста и представлена качественная характеристики. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство c книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте», что свидетельствует об актуальности данной проблемы и необходимости реализации поставленных задач и поиска эффективных методов формирования.

Ключевые слова: дошкольное образование, дети дошкольного возраста, письмо, звук, слово, фонетически -фонематическая сторона письма, лексика - грамматическая сторона письма, звука - буквенный анализ, мелкая моторика рук.

FEATURES OF MECHANISMS OF WRITTEN SPEECH AND READY FOR LETTER OF CHILDREN OF THE SEVENTH YEAR OF LIFE

© The Author(s) 2021

GALKINA Irina Aleksandrovna, candidate of psychological sciences, associate professor of psychology and pedagogics of preschool education GALEYEVA Elena Vladimirovna, senior teacher of department of psychology and pedagogics of preschool education Irkutsk State University (664008, Russia, Irkutsk, N. Naberezhnaya St., 6, e-mail: galeeva.len@yandex.ru) Abstract. The article considers the problem of preparing children in their seventh year of life for writing, the relevance of increasing the competence of teachers in preparing children for school. The need for teachers to master skills related to the development of preparation for writing preschool children is due to many factors: preparation for school, the sensitivity of the period, the plasticity of the brain centers. When determining the substantive characteristics of the problem, the concept of "writing", "sound analysis", "graphic skill" is highlighted and the analysis of positions relative to this concept is presented. The subject content of the components of writing skills is characterized, criteria and levels of acceleration of the background of writing in children of preschool age are determined, and methods for their assessment are selected. The goal, tasks, methods of the ascertaining stage of the research of experimental work within the framework of the research topic are presented. The study involved preschoolers of the seventh year of life. During the study, the main methods were: conversation, observation, conversation, game situation. The results of a study of the organization of child experimentation in a preschool educational institution are presented. The problems of mastering the letter in children of preschool age are outlined and the qualitative characteristics are presented. According to the Federal State Educational Standard for Preschool Education (FGOC DO): "speech development includes the possession of speech as a means of communication and culture; enrichment of the active dictionary; development of coherent, grammatically correct dialogic and monologic speech; development of speech creativity; development of sound and intonational culture of speech, phonemic hearing; acquaintance with book culture, children's literature, listening comprehension of texts of various genres of children's literature; the formation of sound analytic - synthetic activity as a prerequisite for literacy, "which indicates the relevance of this problem and the need to implement the tasks and search for effective methods of formation.

Keywords: preschool education, preschool children, writing, sound, word, phonetically - phonemic side of writing, vocabulary - grammatical side of writing, sound - letter analysis, fine motor skills.

ВВЕДЕНИЕ ная задача российской образовательной системы, это

На современном этапе произошли существенные развитие инициативной и самодостаточной личности, изменения в системе дошкольном образовании, основ- способной творчески решать поставленные задачи, про-

GALKINA Irina Aleksandrovna and others Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

FEATURES OF MECHANISMS OF WRITTEN SPEECH ... 2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

являть самостоятельность в поиске информации. Одним из элементов успешности проявления себя в обществе выступает владение речью и общением, данный вид деятельности является одной из составляющих любого вида деятельности и его развитие напрямую влияют на успешность ребенка в школе и его активность. Речевые навыки и умения востребованы на протяжении всей жизни человека, так как они регулируют нашу деятельность и именно в речевой деятельности мы можем отразить результат нашей деятельности Если рассматривать обучение в школе, то любая деятельность отражается посредством двух форм речи это в письменной и устной. Начальным этапом в овладении данными формами речи начинает закладываться еще в дошкольном периоде, где развитие устной речи включает овладение всеми ее сторонами, а именно развитие связной речи, овладение грамматическим строем русского языка, звуковой культурой речи, словарем, литературное образование дошкольника и подготовка к овладению грамотой, овладение навыками чтения и письма. Именно овладение навыками чтения и письма является наиболее сложным этапам речевого развития ребенка, который предполагает владения в совершенстве всех предыдущих элементов и сторон речи.

Современная система школьного образования ориентирована в основном на ребенка, который самостоятельно способен найти информацию, имеет навыки письма и чтения, умеет проанализировать информацию и составить краткое изложение. Вся система школьного образования переполнена большим потоком информации, которую ребенок должен уметь прочитать, проанализировать и собрать в краткое информационное изложение.

В связи с этим проблема подготовки дошкольников к успешному обучению в школе в настоящее время становится все актуальней.

Одной из проявлений готовности детей к систематическому школьному обучению является сформирован-ность у них отношения к речи как особому объекту действительности и познания.

Родители и педагоги все чаще задают вопрос как подготовить дошкольника к школе и каковы методы и методики позволяющие легко научить ребенка писать или читать, развернуто излагать свои мысли.

Сегодня родители отдают детей в школы раннего развития, ходят на дополнительные занятия индивидуального характера, с целью научить ребенка считать, читать и писать, это одни из самых актуальных вопросов современных родителей, в связи с этим некорректная работа педагогов, натаскивания ребенка по школьному принципу ведет к перегрузке ребенка и снижению интереса к данной деятельности.

Исследования ученых показывают, что первоклассники часто испытывают негативное отношение к письму, дети часто испытывают трудности в написании слов, с трудом фиксируют руку, что приводит к перенапряжению кисти руки, неправильно ее держат, многие дошкольники испытывают затруднения в расположении материала на листе бумаги, иногда это расположение находится в центре, либо рисунок имеет укрупненное изображение либо наоборот сильное мелкое, при написании слов как слышат так и пишут, что свидетельствует о не сформированности фонематического восприятия и аналитико - синтетической деятельности, навыков звуко - буквенного анализа.

Процесс письма является сложным механизмом, который включает развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза, освоение звуко -слогового строения слова и обозначение звуков буквами, овладение графическим изображением букв, развитие зрительно -двигательной координации руки, пространственных ориентировок, глазомера

Сам термин «письмо» рассматривался в исследования многих ученых и не имеет однозначной формулировки, с одной стороны оно определяется как «знаковая 58

система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени, либо предполагает как отмечал Зиндер Л.Р. [1] особую форму коммуникации выражающуюся в перекодировании устного языка в письменную форму

Лурия А.Р. [2] выделяет следующие элементы письма, которыми должен овладеть ребенок для успешного обучения в школе, это владение навыками звукового анализа слова, то есть знание строение слова и звуковую наполняемость его и х последовательность, понимание содержание речевого потока и его расчленение на предложения и слова превращение слышимых звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки-фонемы.

На начальном этапе, отмечает исследователь, ребенок анализирует высказанное, подражает и пытается играть со словом или предложением, когда навык отработан он подлежит автоматизации, и освоенный фонематический ряд переводится в графическое изображение или схему, которая выступает как подсказкой и уточнением правильности воспроизведения, этой схемой выступает буквенное воспроизведение слова, которая переводится в начертание оптических звуков -букв, в нужные графические схемы, которые можно воспринимать зрительно и анализировать или фиксировать речевой материал.

Исходя из выше изложенного можно констатировать, что процесс письма включает три компонента, развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза, развитие графо - моторной функции, ознакомление с предложением и словом и звуко - слоговым строением словом.

Если ребенок в совершенстве овладел всеми данными сторонами, выполняемые операции осуществляются на произвольном уровне, ребенок свободно ориентируется в пространстве страницы или листа или своего тела, у него сформирована общая речевая культура, развит фонематический слух, он владеет фонемными единицами и способен к их анализу и оценки, владеет синтезом слияния звуков в слоги, слоги в слова, слова в предложения

Для успешного овладения письмом необходимо комплексное развитие всех сторон речи (фонетическо - фонематической, лексико - грамматической), высших психических функций (памяти, восприятия, внимания, мышления) и анализаторных систем (зрения, слуха, моторики).

Процесс письма всегда имеет одни и те же элементы, которыми должен овладеть ребенок, он должен понимать слово написать, знать правила написания и владеть сенсомоторной техникой изображения, а также у него должен быть сформировано фонематическое восприятие и звуковая аналитико - синтетическая деятельность МЕТОДОЛОГИЯ

Основой исследования выступают теоретические положения о сущности и механизмах развития предпосылок письма у детей седьмого года жизни представленные в исследованиях Лурия А.Р.[1], Эльконина Д.Б. [3], исследования Журовой Л.Е. [4], Воскресенской А.И. [5] раскрывающие предпосылки и особенности овладения грамотой детей дошкольного возраста, взгляды Нищевой Н.В. [6], Шулешко Е.Е. [7], Сударчиковой С.Ф [8] и др. [9, 10] раскрывающие педагогические технологии развития навыков письма у детей дошкольного возраста

Авторы доказывают, что интерес к сложным видам речевой деятельности, чтению и письму, проявляется у детей очень рано, они задают вопросы взрослым, подражают им, действуя с книгой, карандашом, фломастером, ручкой, играя пишут и читают как взрослый. Но после пяти лет, если не поддерживать этот психологически обоснованный интерес, он постепенно утрачивается и педагогу в школе приходится вызывать его у детей вновь, что не всегда эффективно. Исследования свидетельствуют о возможности детей шестого, седьмого

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474

ГАЛКИНА Ирина Александровна и другие ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМОВ ПИСЬМЕННОЙ ...

года жизни овладеть грамотой, результативность данной работы зависит от компетентности педагога и поиска эффективных методов и приемов работы с детьми данного возрастного период. Авторы отмечают, что работа по подготовке к чтению и письму начинает с ребенком с раннего возраста, когда звук, слово начинают вызывать отклик у ребенка и определенные реакции, эмоции и звуковой отклик.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Целью констатирующего этапа являлось изучение состояния навыков письма у детей седьмого года жизни. Базой исследования выступало МДОУ г. Иркутск. В исследовании принимали участие дети седьмого года жизни в количестве 20 человек

С целью выявления особенностей предпосылок письма у детей седьмого года жизни нами было проведено диагностическое обследование детей седьмого года жизни. В качестве диагностических методик нами были использованы диагностические методики Сударчиковой С.Ф. [8] и Колесниковой Е. В. [11]

Критериями оценки выступили следующие позиции, это развитие звуковой культуры речи, развитие фонематического слуха, развитие графических знаний и моторики, развитие звукобуквенного анализа.

Уровень звуковой культуры речи, показал, что большинство детей у 50% дошкольников преимущественно низкий уровень, не все дети умеют произносить звуки «с-сь», «з-зь», «р -рь», «л-ль» изолированно, в словах и фразовой речи. Например, Анастасия С., в задании: «Назови первый звук в словах (Лев, лиса)» отвечает «л». Марина Е., в задании повторите скороговорку «На реке поймали рака, из - за рака вышла драка» не может выговорить букву «р».

У 30% детей средний уровень развития звуковой культуры речи, дети допускают незначительные ошибки в произношении слов и фраз.

Только 20% опрошенных детей были отнесены к высокому уровню звуковой культуры речи. Эти дети безошибочно выполняют все задания. Дети правильно определяют звук в словах, произносят скороговорки, проговаривая все слова.

В ходе изучения сформированности фонематического восприятия, мы выяснили что дети путают положения звука в слове, если произносишь разные слова но звук при этом меняет свою позицию, ребенок начинает терять его позицию и начинает по аналогии первого слова называть похожую позицию. Так же мы установили, что в слоговом анализе затрудняется 48% детей; дети не могут разделить слово на слоги и не понимают принцип деления, не способны определить гласные и согласные звуки, мягкие и твердые

30% детей находятся на среднем уровне, данные дети допускают ошибки в различении слов, похожих по звучании и предметов их обозначающих. Например, Зоя Г. В задании: «Назови первый, второй слог в слове «Рыба». Правильно выполняет задание. Но в задании: «Сколько звуков в слове шар?» Неправильно указывает количество звуков.

20% детей мы отнесли к высокому уровню, дети безошибочно выполняют все задания, они правильно определяют количество слогов в слове, различают согласные и гласные звуки, различают твердые и мягкие звуки, определяют место заданного звука в слове.

Диагностика развития графических знаний и моторики показала, что 42% опрошенных детей были отнесены к низкому уровню, дети данного уровня не умеют рисовать вертикальные и горизонтальные линии, затрудняются в изображении наклонных и округлых линий, плохо изображают узоры в тетради в клетку и предметы в тетради в линейку, например, Алена Б. в задании: «нарисуй десять точек, повторяя их расположение как на образце, неверно выполняет задание, располагая точки по кругу.

34% опрошенных оказались на среднем уровне раз-

вития графических знаний и моторики, испытуемые допускают ошибки в выполнении заданий, затрудняются в изображении заданного размера, выходят за пределы линий, например Софья И. в задании: «Дорисуй человечков, как показано на рисунке» выполняет задание, но выходит за пределы клетки. Аналогичным образом она выполняет задание: «Нарисуй колобка, как показано на рисунке, а узкую строку под рисунком закрась зеленым цветом» выходит за пределы линий.

24% мы отнесли к низкому уровню, дети либо отказались выполнять задания, либо выполнили частично.

Изучения особенностей развития звукобуквенного анализа показало, что к низкому уровню можно было отнести 52% опрошенных, дети не умеют писать печатные буквы русского алфавита, соотносить их с соответствующим звуком, не различают гласные и согласные звуки, не умеют устанавливать последовательность звуков в словах и записывать их соответствующими буквами, проводить фонетический разбор слов. Например, Ксения С. В задании: «Запиши слово знаками (гласные - красный квадрат, твердые согласные - синий квадрат, мягкие согласные - зеленый» не может различить гласные звуки и согласные, в итоге неверно выполняет задание.

30% детей нами были отнесены к среднему уровню, дети допускают ошибки в выполнении заданий, они знают буквы, но записать графически могут не всегда, умеют дописывать предложение словом, но допускают грамматические ошибки в звуковом оформлении и буквенном написании, при этом слово не всегда подходит по смыслу.

18% опрошенных мы отнесли к высокому уровню. Дети умеют писать печатные буквы русского алфавита, соотносить их с соответствующим звуком, различают гласные и согласные звуки, умеют устанавливать последовательность звуков в словах и записывать их соответствующими буквами, проводить фонетический разбор слов, умеют составлять рассказ по сюжетным картинкам, записать графически, умеют дописывать предложение словом, подходящее по смыслу.

ВЫВОД

Таким образом, изучив особенности подготовки детей седьмого года жизни к письму можно сделать следующие выводы, что 21% детей, находящихся на высоком уровне готовности к обучению письму, и характеризуются ясностью и четкостью произношения слов и фраз, владеют звуковым анализом, способны дифференцировать звуки на гласные и согласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие, движение носят плавный и ровный характер, выполнения начертаний имеет разный нажим и скорость, темп и ритм, величину, в зависимости от поставленной задачи, ориентация имеет осознанный характерб дети владеют алфавитом и способны кодировать звуки речи в слоги, слова и предложения, способны различать все эти понятия.

Дети (31%) находящиеся на среднем уровне готовности к обучению письму, характеризуются способностью допускать незначительные ошибки в произношении слов и фраз, допускают незначительные ошибки в изображении, которое имеет разный характер нажима и скорость, в итоге нарисованное имеет неровный или отрывистый характер с выходом за линии, ориентация на листе бумаги не всегда верно отражает поставленную задачу, дети различают звуки, но при этом путают близко звучащие звуки; допускают ошибки при кодировании звуков в буквы и записи их в слове.

Дети (48%) находящиеся на низком уровне готовности к обучению письму, характеризуются, способностью допускать грубые нарушения в произношении слов и фраз, не различают и не дифференцируют звуки, затрудняются в буквенном начертании слов, при изображении элементов на листе бумаги имеют отрывистый и хаотичный характер, разной величины.

Данные констатирующего этапа исследования гово-

GALKINA Irina Aleksandrovna and others

FEATURES OF MECHANISMS OF WRITTEN SPEECH .

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

рят о необходимости проведения формирующего этапа исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зиндер, Л. Р., Очерк общей теории письма /Л. Р. Зиндер //АН СССР — Ленинград: Наука, Ленинградское отд-е, 1987. — 110 с.

2. Лурия А. Р., Очерки психофизиологии письма/ А. Р. Лурия. — М.: 2017. 550 с.

3. Эльконин Д. Б., Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты [Текст]/ Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 2015. - № 5. — С.51-59.

4. Журова Л.Е., Обучение дошкольников грамоте /Л.Е. Журова -М.: Издательство: Школьная пресса, 2018. - 200 с.

5. Воскресенская А.И., Грамота в детском саду/ А.И. Воскресенская. - М. 2017. 260 с.

6. Нищева Н.В., Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа [Текст]-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2018.-256 с.

7. Шулешко Е.Е., Обучение письму и чтению. Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Е.Е. Шулешко. - М.: ТЦ Сфера, 2012. 128 с.

8. Сударчикова С.Ф. Подготовка детей в ДОУ к овладению письмом/С.Ф Сударчикова //Иркутск, 1999.-38 с.

9. Красильникова Л.В., Зайцева С.А. Диагностика готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 34-36.

10. Голохвастова Е.Ю., Гнатюк Н.В., Холмухамедова А.В. Формирование орфографической зоркости у учащихся первого класса //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 111-115.

11. Колесникова Е. В., Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет: рабочая тетрадь /Е.В. Колесникова. М.: Ювента, 2016.- 32 с.

Статья поступила в редакцию 07.07.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

60

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.