Научная статья на тему 'Особенности механизма государственного регулирования деятельности малых инновационных предприятий в Российской Федерации'

Особенности механизма государственного регулирования деятельности малых инновационных предприятий в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / INNOVATIVE ENTERPRISE / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / МЕХАНИЗМ / MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левченко Ольга Васильевна

В статье приведены основные теоретические положения формирования механизма государственного регулирования деятельности малых инновационных предприятий. Раскрыты особенности государственного воздействия на экономически активные субъекты хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STATE REGULATION MECHANISM OF SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents the basic theoretical principles of the mechanism of state regulation of small innovative enterprises. It’s disclosed features of state influence on economically active economic entities.

Текст научной работы на тему «Особенности механизма государственного регулирования деятельности малых инновационных предприятий в Российской Федерации»

особенности механизма государственного регулирования деятельности малых инновационных предприятий в российской федерации

FEATURES OF STATE REGULATION MECHANISM OF SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

УДК 3. 338.246.025.2 : 001.895

ЛЕВЧЕНКО Ольга Васильевна

аспирантка Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, oli_lev@mail.ru

LEVCHENKO, Olga Vasilevna

Post-graduate student, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, oli_lev@mail.ru

Аннотация.

В статье приведены основные теоретические положения формирования механизма государственного регулирования деятельности малых инновационных предприятий. Раскрыты особенности государственного воздействия на экономически активные субъекты хозяйствования.

Ключевые слова: инновации, инновационное предприятие, государственное регулирование, механизм.

Abstract.

The article presents the basic theoretical principles of the mechanism of state regulation of small innovative enterprises. It's disclosed features of state influence on economically active economic entities.

Key words: innovation, innovative enterprise, government regulation, mechanism.

Ориентация малых предприятий на потребителя, стремление удовлетворить запросы покупателей, большая осведомленность об уровне спроса на локальных рынках ведут к пересмотру внутрифирменной организации

производства, внедрению новых методик продаж и сбыта собственных товаров, что оказывает положительное влияние на развитие экономической системы в целом. Как отмечали многие ученые, малые предприятия, в том

46

петербургский экономический журнал • № 1 • 2015

числе инновационные, придают экономике гибкость, быстрее реагируют на возникающие проблемы современности [1].

Кроме того, малые инновационные предприятия, являя собой форму приложения частного капитала, аккумулируют собственные средства населения для развития производств. Эффективное развитие малых инновационных предприятий способствует сокращению уровня безработицы за счет создания дополнительных рабочих мест. Также малые формы хозяйствования содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Выполняя социальные функции, представители инновационных производств предоставляют возможности для творческого использования потенциальных человеческих возможностей и их талантов, создают предпосылки для освоения различных видов ремесел и народных промыслов.

В связи с небольшими объемами структуры малых высокотехнологических предприятий они обладают более быстрой адаптацией к изменяющимся местным условиям среды ведения хозяйственной деятельности, большей маневренностью и оперативностью принятия важных управленческих решений, направленных на оптимизацию производственного процесса, а также способностью быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства, возможностью чаще предлагать новые товары и услуги, вводить новые способы торговли в ответ на требования местных рынков. Небольшие предприятия могут быстро наращивать темпы выпуска или снимать с производства отдельные категории товаров и корректировать время работы или ценовую стратегию, повышая конкурентоспособность продукции и не неся при этом колоссальных убытков, в отличие от крупных организаций.

В то же время отечественный и зарубежный опыт развития малых инновационных предприятий выявил наличие определенных недостатков малого предпринимательства. Так, ему свойствен более высокий уровень риска, что обусловливается неуверенностью как самих собственников, так и инвесторов в успехе инновационных проектов, т. е. получении определенного дохода в результате на-

учной деятельности. В этой связи положение на рынке таких компаний весьма неустойчиво.

Ограниченность в финансовых ресурсах, особенно на начальном этапе становления дела, представляет собой другой барьер на пути успешного становления деятельности малых форм хозяйствования. Такое положение вынуждает собственников единолично руководить предприятием, принимать ответственные управленческие решения, которые во многом определяют стратегию развития компании на несколько периодов вперед. Причем низкий уровень правовых и организационно-экономических знаний должностных лиц, отсутствие культуры хозяйствования и должной деловой этики, слабая компетентность руководителей, порождающая недостатки и ошибки в управлении, все это приводит к финансовым потерям, которые могут обернуться серьезным ударом или банкротством для только начавшей свою деятельность высокотехнологичной организации.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), менее чем 50% новообразованных малых предприятий выживают в течение первых пяти лет, и только часть из них перерастает в высокотехнологичные компании, которые обеспечивают инновационное развитие индустрии [2]. Инновационное малое предприятие в первую очередь нуждается в государственной поддержке, являясь наименее защищенным субъектом хозяйственной деятельности [3]. Таким образом, государство как гарант стабильного развития всех отраслей экономики обязано проводить комплекс реформ, направленных на оптимизацию условий деятельности и способствующих развитию и повышению эффективности функционирования деятельности малых инновационных предприятий.

В настоящее время функционирует механизм государственной поддержки развития деятельности малых инновационных предприятий, обеспечивающий правовые, экономические, организационные условия и стимулы для субъектов инновационной деятельности.

Среди ключевых элементов механизма государственной поддержки малого инновационного бизнеса можно выделить следующие:

петербургский экономический журнал • № 1 • 2015

47

• нормативно-правовое обеспечение (совокупность нормативных правил, регулирующих деятельность малых инновационных предприятий);

• система государственных органов исполнительной власти, непосредственно отвечающих за реализацию научно-технической политики государства, направленной на создание благоприятных условий функционирования малых инновационных предприятий, и ее контроль;

• инфраструктура поддержки малых инновационных предприятий, выражающаяся в комплексе коммерческих и некоммерческих организаций, призванных обеспечить оптимальные условия для развития деятельности малых инновационных субъектов хозяйствования;

• система мер и методов государственной поддержки (финансовая, имущественная, консультационная, информационная и другие

формы государственной поддержки, налоговые льготы и др.) (рисунок)[4; 5].

Функционирование механизма государственного регулирования и поддержки деятельности малых инновационных предприятий направлено, прежде всего, на их успешное развитие в национальной экономике, эффективное использование инновационного потенциала и повышение конкурентоспособности продукции и товаров малых высокотехнологичных предприятий.

При этом в настоящее время в России отсутствует отдельный правовой документ, регламентирующий основные положения государственного регулирования и поддержки деятельности малых инновационных предприятий. Среди многообразия законодательных актов, относящихся к сфере деятельности малых инновационных предприятий, можно выделить Федеральный закон от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего

Государственное регулирование и поддержка малых инновационных предприятий

Нормативно-

правовое обеспечение

Система государственных

органов исполнительной власти

Инфраструктура поддержки

Меры и методы государственной поддержки:

Финансовая поддержка Информационная поддержка Имущественная поддержка Поддержка субъектов малого предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность

Поддержка субъектов малого

предпринимательства,

осуществляющих

внешнеэкономическую

деятельность

Консультационная поддержка Поддержка в области инноваций и промышленного производства Поддержка в области ремесленной деятельности

Поддержка в сфере образования

Малые инновационные предприятия

Механизм государственного регулирования и поддержки малых инновационных предприятий в национальной экономике

48

петербургский экономический журнал • № 1 • 2015

предпринимательства в Российской Федерации», в котором содержатся основные положения, определяющие принципы функционирования малых предприятий, в том числе инновационных. В данном Законе определены основные цели и принципы государственной политики в области развития малых предприятий. Статьей 6 Закона установлено, что государственная политика в области развития малого предпринимательства является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, организационных и иных мер, осуществляемых государственными органами и органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных законом о малом предпринимательстве [5].

При этом основными целями государственной политики в области развития малых предприятий в России являются:

• развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

• обеспечение благоприятных условий для эффективного функционирования малых форм хозяйствования, содействующих повышению их конкурентоспособности;

• содействие в области реализации произведенных товаров, работ, оказанных услуг, а также результатов научной деятельности в России и за ее пределами;

• развитие сектора малого предпринимательства, увеличение количества хозяйствующих субъектов и, как следствие, увеличение занятости населения и развитие самозанятости;

• рост удельного веса товаров, работ, услуг, производимых малым предпринимательством, в объеме валового внутреннего продукта;

• увеличение доли уплаченных субъектами малого предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов [5].

В соответствии с целями государственной политики, направленной на развитие деятель-

ности малых предприятий, органами власти разработаны и утверждены формы поддержки малого предпринимательства, в том числе и инновационного. К ним относятся: финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка малых форм хозяйствования. Кроме того, в список включена поддержка в области инноваций и промышленного производства и др.

Оказание поддержки малым предприятиям в области инноваций и промышленного производства может осуществляться в виде:

• создания инфраструктуры, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон и обеспечения деятельности таких организаций;

• содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений;

• создания условий для привлечения малых предприятий к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;

• создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов [5].

Примером такой инфраструктуры служит проект «Сколково». Инновационный центр «Сколково», который расположен вблизи Москвы, обеспечивает особые экономические условия для высокотехнологичных предприятий, работающих в следующих отраслях:

• энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка инновационных энергетических технологий;

• ядерные технологии;

• космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем (в том числе создание соответствующей наземной инфраструктуры);

• медицинские технологии в области разработки оборудования, лекарственных средств;

• стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение [6].

Причем организация, получившая стат ус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации

петербургский экономический журнал • № 1 • 2015

49

их результатов, в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре "Сколково"», имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта в соответствии с указанным законом [7]. Хотя, вместе с тем, законом устанавливаются ограничения, которые могут повлечь отмену льготы. К ним относятся: непосредственно утрата статуса участника проекта, а также, если совокупный размер прибыли участника проекта, рассчитанный нарастающим итогом начиная с первого числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной этим участником проекта, превысил 1 млрд руб., превысил 300 млн руб. с первого числа налогового периода, в котором произошло превышение указанного совокупного размера прибыли.

Также нормативным актом вносятся поправки в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливающие следующие пониженные тарифы страховых взносов (таблица), которые действуют в течение десяти лет со дня получения ими статуса участников проекта [8].

Необходимо отметить, что предусмотренные нормативными актами преференции для развития деятельности малых инновационных предприятий в рамках участия в проекте «Сколково» свидетельствуют о возрастании роли высокотехнологичных субъектов хозяйствования в развитии национальной экономики. Льготы, призванные стимулировать инновационную активность малых субъектов

хозяйствования, направлены на создание благоприятных условий ведения деятельности российских компаний, повышения престижа осуществления высокотехнологичного производства, активизации процесса создания новейших продуктов, отвечающих требованиям современного мира. Однако главным недостатком инновационного проекта является локальное изолирование. Большая часть представителей малых инновационно-ориентированных предприятий в силу определенных факторов: географического расположения, нехватки финансовых ресурсов для переезда - не способна вести свою деятельность на базе центра «Скол-ково». В этом случае небольшие предприятия имеют право применять закрепленные нормативными актами льготы, действующие на всей территории Российской Федерации.

Так, в рамках Закона о развитии малого предпринимательства предусматриваются следующие меры поддержки:

• специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

• упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

• упрощенный порядок составления малыми субъектами хозяйствования статистической отчетности;

• льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

• особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях разме-

Пониженные тарифы страховых взносов для участников проекта «Сколково», %

Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

14,0 0,0 0,0

50

петербургский экономический журнал • № 1 • 2015

щения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и др. [5].

При этом отметим, что, несмотря на вводимые изменения: создание инновационных центров и обеспечение благоприятного бизнес-климата в стране, малые инновационные предприятия находятся только лишь в зарождающемся виде в отличие от большинства европейских стран, где малые высокотехнологичные предприятия играют одну из важных ролей в хозяйственной системе. К тому же перед малыми инновационно-активными предприятиями стоит множество проблем, к которым можно отнести несовершенство нормативно-правовой базы и государствен-

ной системы поддержки; отсутствие должного материально-ресурсного обеспечения; несовершенство системы кредитования и налогообложения; проблемы кадрового обеспечения; недобросовестная конкуренция; неразвитость информационной поддержки представителей малых форм хозяйствования.

В связи с этим малые инновационные предприятия, являясь источником качественных трансформаций экономической системы любой страны, выполняющие, в том числе, и ряд социальных функций, остро нуждаются в наличии эффективно функционирующего механизма государственного регулирования развития инновационного сектора экономики.

Список литературы

1. Антонова В. Г., Кубракова А. А. Малый инновационный бизнес: особенности, проблемы и перспективы // Петербургский экономический журнал. 2013. № 4. С. 57-62.

2. OECD 2000. Small and Medium-sized Enterprises: Local Strength, Global Reach [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/regional/ leed/1918307.pdf (дата обращения: 12.01.2015).

3. Евменов А. Д., Егорова О. Ю. Механизм активизации инновационной деятельности. Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, СПбГУКиТ. СПб.: СПбГУКиТ, 2007. 24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Кулик Н. А., Онищенко Л. Г. Государственная поддержка малого бизнеса в России // Сибирский торгово-экономический журнал. Вып. № 11. 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-biznesa-v-rossii#ixzz3ASJmCkDZ (дата обращения: 12.01.2015).

5. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.07 № 209-ФЗ по состоянию на 10.01.2015 г.

6. Об инновационном центре «Сколково»: Федеральный закон от 28.10.10 № 244-ФЗ по состоянию на 10.01.2015 г.

7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково»: Федеральный закон от 28.09.10 № 243-ФЗ по состоянию на 10.01.2015 г.

8. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ по состоянию на 10.01.2015 г.

петербургский экономический журнал • № 1 • 2015

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.