Научная статья на тему 'Государственное регулирование малого инновационного бизнеса'

Государственное регулирование малого инновационного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МАЛЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИЯ / STATE REGULATION / SMALL INNOVATIVE BUSINESS / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левченко Ольга Васильевна

В статье рассматриваются основные формы государственного регулиро вания малого инновационного бизнеса, приведена их классификация. Пред ставлен сравнительный анализ уровня государственной поддержки сектора инновационного предпринимательства в России и за рубежом. Определены основные мероприятия государственной поддержки малого инновационно го предпринимательства в рамках федеральных и региональных программ поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF SMALL INNOVATIVE BUSINESS

The article deals with and classifies the basic forms of state regulation of small in novative business. There is a comparative analysis of innovative enterprising sector state support level in Russia and abroad. The key state support measures for small investing enterprises in the federal and regional support programmes have been defined.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование малого инновационного бизнеса»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА

STATE REGULATION OF SMALL INNOVATIVE BUSINESS

УДК 338.246.025.2 : [338.22 : 001.895]

левченко ольга васильевна

аспирантка Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, oli_lev@mail.ru

LEVCHENKO Olga Vasilievna

Post-graduate Student of Saint-Petersburg State University of Film and Television, olilev@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются основные формы государственного регулирования малого инновационного бизнеса, приведена их классификация. Представлен сравнительный анализ уровня государственной поддержки сектора инновационного предпринимательства в России и за рубежом. Определены основные мероприятия государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в рамках федеральных и региональных программ поддержки.

Ключевые слова: государственное регулирование, малый инновационный бизнес, инновация.

Abstract.

The article deals with and classifies the basic forms of state regulation of small innovative business. There is a comparative analysis of innovative enterprising sector state support level in Russia and abroad. The key state support measures for small investing enterprises in the federal and regional support programmes have been defined.

Key words: state regulation, small innovative business, innovation.

Государственная политика Российской Федерации в сфере функционирования научно-технического комплекса страны направлена на решение таких стратегических задач социально-экономического развития, как: обеспечение обороны и безопасности страны, повышение качества жизни людей, стимулирование экономического роста, улучшение-

уровня образования. Трансформация экономической системы в условиях глобализации и интеграции страны в мирохозяйственные связи с учетом поставленных национальных приоритетов должна основываться на адаптации сектора науки к изменчивой конъюнктуре рыночной экономики. Государственная политика страны должна быть направлена на

создание оптимальных условий взаимодействия государственного и частного капитала в целях достижения научно-технического прогресса, рационального сочетания государственного регулирования и рыночных механизмов. В условиях глобализации и открытости мировой экономики основа эффективного развития страны заключается в непрерывном росте результативности функционирования инновационного комплекса. Таким образом, обеспечение инновационного развития всех секторов экономики, в том числе и малого бизнеса, является императивом для сохранения устойчивых темпов экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективах [1; 2].

В современных экономических условиях инновационная деятельность обеспечивает создание новых технологий, что способствует повышению эффективности функционирования субъектов хозяйствования малого предпринимательства. Вместе с тем такая деятельность представляет собой один из самых рисковых видов предпринимательской активности. В связи с этим частный сектор малого инновационного бизнеса не способен осуществлять многие инновационные проекты, которые требуют значительных денежных вложений, обладают высокой степенью риска и низким сроком окупаемости. Кроме того, часть полученных результатов научных проектов в области фундаментальных исследований не может быть коммерциализирована, т. е. принести доход. Следовательно, целесообразно предположить, что только государство, как гарант обеспечения оптимальных условий рационального функционирования всех участников рынка, обладает необходимыми инструментами применения научно-технического потенциала в целях интенсификации производства, диверсификации и роста конкурентоспособности российской экономики. Этим обстоятельством и предопределяется основная роль государства в регулировании научно-технического комплекса, главная цель которого состоит в стимулировании предпринимателей к осуществлению инновационной деятельно-

сти [3]. Отсюда следует, что экономические и правовые меры воздействия, а также государственная поддержка и защита субъектов инновационной деятельности являются основными формами государственного регулирования такой деятельности.

Методы и средства воздействия государства на инновационно активные предприятия можно разделить на прямые и косвенные. Прямое государственное регулирование деятельности малого высокотехнологического бизнеса осуществляется на основе определения приоритетных на данный период целей и задач, организации соответствующей инфраструктуры, а также распределения бюджетных средств с учетом ограниченности ресурсов [1, с. 573].

Так, государственные субсидии предоставляются государственному и негосударственному секторам экономики на инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера [4, с. 42]. Бюджетное финансирование представляет собой одно из важных направлений государственного регулирования высокотехнологической деятельности. Бюджет на соответствующий год предусматривает финансирование федеральных целевых научно-технических и инновационных программ и мероприятий. Согласно ст. 67 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав капитальных расходов соответствующих бюджетов включаются расходы, обеспечивающие инновационную деятельность [3].

Необходимо отметить, что в 2012 году на финансировании науки в бюджете Российской Федерации было выделено 328 млрд руб., что более чем в 10 раз превышает объем субсидирования инноваций в 2002 году, который составлял 31 млрд руб. [5]. Резкое увеличение объемов государственного финансирования сектора инноваций является доказательством того, что государство рассматривает данную сферу в качестве важнейшей точки роста экономики страны. Однако по сравнению с развитыми странами в России сохраняется низкий уровень государ-

ственного финансирования инновационной деятельности. Например, в США абсолютный объем государственных ассигнований в сектор исследований и разработок в 2011 году составил 157 млрд дол., в Японии - 33 млрд дол., в Германии - 29 млрд дол., тогда как в России - 22 млрд дол. [5], что негативно сказывается на эффективности функционирования инновационно активных субъектов хозяйствования. Важно отметить, что недостаточное государственное финансирование инновационной деятельности предприятий по сравнению с западными странами представляет собой препятствие на пути успешного развития предпринимательства в сфере наукоемких технологий.

При этом, поскольку государственные средства, направляемые в производственную инновационную сферу, весьма невелики, основным источником финансирования такой деятельности для большинства предприятий являются собственные средства [1]. Это подтверждают статистические данные затрат на технологические инновации субъектов промышленного производства в зависимости от источника финансирования, свидетельствующие о доминировании вложений со стороны частного сектора экономики. Собственные затраты предприятий на разработку научных открытий в 2010 году составляли 69,1% среди всех источников финансирования. Удельный вес государственных вложений в исследовательские разработки был равен 5,0%, причем доля поступлений из федерального бюджета равняется 4,7%, а из региональных - 0,3% [6]. Причем, как отмечают ученые, большая часть полученных вливаний на развитие инновационной активности направляется на пополнение оборотных фондов производств, приобретение новых машин, оборудования и установок, в то время как доля затрат непосредственно на научные исследования и разработки остается сравнительно невысокой [1].

Таким образом, в настоящее время при наличии определенных положительных тенденций сохраняются дисбалансы в уровне

государственного финансирования инновационно активных субъектов хозяйствования, а также существует недостаток государственных инвестиций в наукоемкую сферу экономики.

Кроме прямых методов государственного регулирования малого инновационного бизнеса существуют также и косвенные. Косвенные методы регулирования высокотехнологической деятельности заключаются в создании оптимальных условий для развития предпринимательства в инновационной сфере. Так, предоставление специальных налоговых льгот и преференций, стимулирующих инновационную активность, например льготы в части освобождения от налога на добавленную стоимость, является наиболее важным и распространенным методом косвенного регулирования. Кроме того, Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает получение инвестиционного налогового кредита, т. е. у организации существует возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Кроме существующих налоговых преференций субъекты малых форм собственности в наукоемкой сфере должны располагать эффективной амортизационной политикой. Амортизационный фонд является одним из важных источников финансирования высокотехнологической деятельности малого бизнеса при условии списания значительной части стоимости научного оборудования по нормам ускоренной амортизации [1, с. 574].

Другим важным направлением стратегии по развитию малого инновационного сектора экономики является государственная поддержка наукоемких форм собственности. Так, государственная поддержка может осуществляться посредством правовых, экономических и организационных форм [3]. Среди форм государственной поддержки малого бизнеса можно выделить разработку и реализацию специальных программ по

поддержке предпринимателей. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 14 марта 2011 года № Пр-634 в Российской Федерации разработана и утверждена государственная программа развития малого и среднего бизнеса.

Эта государственная программа включает в себя ряд мероприятий, направленных на стимулирование малого предпринимательства. Среди них можно выделить такие, как: развитие микрофинансирования, создание региональных гарантийных фондов, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции, развитие лизинга оборудования, гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела, создание и развитие сети объектов инфраструктуры малого и среднего предпринимательства [7]. По мнению автора, создание подобного комплекса поддержки малого инновационного бизнеса способствует развитию предпринимательского потенциала, увеличивает количество разработок в промышленном секторе и, кроме того, оказывает положительное влияние на состояние экономики в целом. Перечисленные мероприятия федеральной государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства направлены на создание благоприятного экономического климата для эффективного развития сектора инновационного бизнеса в России в целом. Однако в условиях самостоятельности регионов в сфере принятия решений для развития малого бизнеса, рассматриваемого как важное средство оптимизации структуры региональной экономики, требуется реализация ряда мер на уровне отдельных субъектов Федерации и муниципальных образований. В этом отношении важнейшим фактором становится политика местных властей, направленная на создание оптимальных условий развития инноваций на региональном уровне.

В частности отметим, что согласно Комплексной программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства

в Москве, дальнейшее совершенствование системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и предоставление грантов начинающим малым предприятиям на развитие промышленного и инновационного производства значатся приоритетными целями и направлениями по поддержке предпринимательства.

Поддержка субъектов малого предпринимательства города Москвы осуществляется представителями мастной власти через Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, Комиссию по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства. По данным на 30.09.2010 г., Фондом содействия кредитованию малого бизнеса Москвы по кредитным обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства было предоставлено 3313 поручительств, объем которых составил 12,74 млрд руб. Объем привлеченных под поручительства Фонда кредитов -25,75 млрд руб.

В Санкт-Петербурге принят Закон от 02.04.2008 г. № 194-32 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге», согласно которому комитетом по экономическому развитию, промышленной политики и торговле была разработана программа развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы. Основными задачами и направлениями данной программы являются развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в производственной и инновационной сферах; обеспечение комфортности проживания в Санкт-Петербурге путем расширения ассортимента товаров и услуг, предоставляемых субъектами малого и среднего предпринимательства. На реализацию обозначенных мероприятий в период с 2012 по 2015 годы планируется выделить 3,4 млрд руб. за счет средств бюджета города.

Финансирование научной деятельности на федеральном и региональном уровнях, а также программы поддержки малого бизнеса являются ключевыми инструментами ме-

ханизма государственного регулирования малого инновационного предпринимательства. Результативность государственного регулирования предприятий, занятых в наукоемких отраслях экономики, выражается в объеме выданных патентов на разработанные инновации, являющиеся залогом качественных преобразований в экономике. Общее число выданных патентов в 2011 году составило 44567, что на 0,2% больше, чем в 2010 году, когда объем одобренных заявок равнялся 44469 [6,8]. По мнению автора, положительная динамика числа выданных патентов, связанная с ростом инновационной активности субъектов хозяйствования и повышением эффективности их функционирования, а также с возрастанием объема финансирования прикладных исследований из средств федерального бюджета, является положительной тенденцией.

Однако, несмотря на положительную динамику государственных инвестиций в научный сектор в последние годы, Россия сегодня отстает от мировых лидеров по основным показателям, характеризующим технологическое развитие. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет всего 0,3-0,5%, в то время как доля США - 36%, Японии - 30%, Германии - 17%. Доля инновационно активных предприятий в российской промышленности в несколько раз ниже, чем в развитых странах, результаты инновационного процесса характеризуются существенной неэффективностью. Так, доля высокотехнологичной продукции в экспорте не превышает 4-5 %, в то время как для Китая этот показатель составляет 22,4%, Южной Кореи - 38,4%, Венгрии - 25,2% [2]. Несмотря на проводимые мероприятия по стимулирова-

нию инновационной деятельности в стране, Россия, по сравнению с мировыми лидерами в сфере высокотехнологичного производства существенно проигрывает в эффективности реализации инноваций, что является негативным фактором в условиях ориентированности государственной политики на формирование инновационной стратегии развития всех секторов отечественной экономики.

По мнению автора, для роста основных экономических показателей развития сектора инновационного бизнеса, повышения эффективности функционирования хозяйственных субъектов малого предпринимательства необходимо наличие долгосрочной государственной политики и системы регулирования и поддержки малого наукоемкого бизнеса, с целью обеспечения оптимальных условий развития высокотехнологических производств и активизации их деятельности. В процессе формирования государственной политики регулирования малого инновационного бизнеса важную роль получает способность органов власти применять все существующие инструменты прямой и косвенной поддержки субъектов хозяйствования в целях качественной трансформации сферы науки.

Таким образом, государство, определяет цели и задачи государственной политики, используя методы прямого и косвенного регулирования малого высокотехнологического бизнеса, распределяет бюджетные средства с учетом приоритетности и ограниченности ресурсов, формирует инфраструктуру инновационной деятельности, а также создает благоприятные условия для эффективного развития предпринимательства в наукоемкой сфере экономики.

Список литературы

1. Российское предпринимательское право: Учебник / Д. Г. Алексеева, Л. В. Андреева, В. К. Андреев. М.: Проспект, 2010. 1072 с.

2. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности. URL: http:// www.sci-innov.ru (дата обращения: 27.06.2013).

3. Шишкин С. Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско -правовой аспект. М.: Волтерс Клувер, 2007. 256 с.

4. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 6-е изд. СПб.: Питер, 2012. 448 с.

5. Выступление Президента РФ Путина В. В. на заседании Совета по науке и образованию, Москва 29.10.12. URL: http://www.giac.ru (дата обращения: 10.01.2013).

6. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат. сб. / Росстат. М., 2011. 795 с.

7. Поручение Президента Российской Федерации от 14 марта 2011 г. № Пр-634 «Рекомендации по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства».

8. Россия в цифрах. 2012: Крат. стат. сб. / Росстат. M., 2012. 573 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.