Научная статья на тему 'Особенности маргинальной культуры'

Особенности маргинальной культуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
862
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Винар А.А., Виноградова А.И.

Рассматривается маргинальная культура, ее особенности и место в системе культуры. Описаны проявления маргинальности, характерные символы маргинала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности маргинальной культуры»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

достойно жить и работать, быть личностью. Большинство людей по-прежнему стараются выделиться за счет образа, стиля - постоянно носить шляпы или кепки, делать татуировки и пирсинг, ходить в странной одежде. Однако многие уходят от этого и рекламируют себя по-другому - коллекционируют спортивные машины, занимаются необычными видами спорта, например, капоэйрой или спидрайдингом. Однако в любом случае человек хочет одного - выделиться из общества, убедить всех в том, что он уникален и доказать, что он - Личность.

Библиографические ссылки

1. Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. СПб.: Питер, 2003.

2. Ольшанский Д. В. Психология масс. СПб. : Питер, 2002.

3. Институт психотерапии и клинической психологии. URL: www.psyinst.ru.

4. Реклама как средство психологического воздействия // Со-знанием. URL: http://ra-blc.ru/category/ psixologiya-reklamy.

© Василовская К. Е., Титов Е. В., 2011

УДК 168.522

А. А. Винар Научный руководитель - А. И. Виноградова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ МАРГИНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассматривается маргинальная культура, ее особенности и место в системе культуры. Описаны проявления маргинальности, характерные символы маргинала.

Современное общество является дифференцированным. Оно разделено на классы, страты, слои, другие социальные группы. Каждая общность людей имеет свои особенности, свою культуру, этим она и отличается от другой общности. Однако существуют и промежуточные формы в культуре, называемые маргинальными. Социокультурный статус маргинальной культуры определяется размещением ее на «окраинах» соответствующих культурных систем, частичным пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны. Маргинал, маргинальный человек, маргинальный элемент - человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д. В современном русском языке это слово часто также употребляется как синоним понятия деклассированный элемент - представитель социального «дна» [1, с. 309].

Неоднородность и противоречивость маргинального сознания нередко проявляется в обострении внутреннего дискомфорта и актуализации различных форм девиантного поведения. Последнее может проявляться в повышенно агрессивной социальной активности с ориентацией на самоутверждение (от одержимости художественным творчеством до уголовно-криминальных проектов), увлеченности радикальными социальными движениями (националистического, конфессионального или политического плана) или, напротив, в обращении к отрешенности и пассивности, ведущим к культурной самоизоляции индивида.

Характерными символами, говорящими о принадлежности человека к маргинальной культуре можно назвать:

- наличие татуировки;

- наличие нецензурной лексики, жаргонных выражений, частое использование цитат из кинофильмов и мультфильмов, намеренное замещение русских слов их иностранными эквивалентами;

- «незамечание» беспорядка в доме, человеку по большей части все равно, что его окружает: он равнодушен к обстановке, в которой живет [2].

Маргинальная культура является очень распространенной в жизни общества. Маргиналы примыкают, но не принадлежат ни к одной из социальных групп общества, следствием этого является неустойчивость их положения, раскрывающаяся в обществе двояко: маргиналы будучи более гибкими, мобильными, могут стать социальной опорой для будущих прогрессивных изменений в обществе, или же, напротив, неустойчивость может перерасти в люмпенизацию, опускание на «дно», стать основой для социальных потрясений.

Библиографические ссылки

1. Лазебникова А. Ю. Человек и общество. М. : Просвещение, 1999.

2. Чертанова Г. А. Символьный элемент маргинальной культуры века // Cultural Flea Market. URL: http://solsystem.ru/?p=17.

© Винар А. А., Виноградова А. И., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.