Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 3 (69). 2017. № 1. С. 56-64.
УДК 159.922.6
ОСОБЕННОСТИ МАКИАВЕЛЛИЗМА И КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Конарева И. Н.1, Сергиенко М. И.2
12Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный
университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия
E-mail: [email protected], [email protected]
В работе проанализированы особенности макиавеллизма и коммуникативного поведения у студентов различных специальностей. Для решения поставленных задач использованы методика измерения уровня макиавеллизма личности (шкала Мак-IV) Р. Кристи и Ф. Гейс в адаптации В.В. Знакова, методика «Потребность в общении» Ю.М. Орлова и методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко. Опрошено 144 респондента 17-23 лет. Выявлено, что уровень макиавеллизма достоверно больше в выборке юношей; девушки характеризовались выраженной потребностью в общении и интолерантными установками. Описаны профессиональные и возрастные различия в уровне макиавеллизма. Показано, что высокий уровень макиавеллизма определяет низкую потребность в общении и неприятие индивидуальности другого человека.
Ключевые слова: макиавеллизм, манипулятивное поведение, потребность в общении, коммуникативная толерантность, юношеский возраст, гендерные различия.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного общества проблема манипулирования человеком проникает во все сферы жизни. Макиавеллизм (макиавеллистичность) - это свойство личности, выражающее систему отношений человека к другим людям и социальной действительности в целом. Оно проявляется в виде цинизма, отчуждённости, эмоциональной холодности, пренебрежении конвенциональной моралью. Субъекты с высоким уровнем макиавеллизма лучше владеют манипулятивными навыками, умением нравиться окружающим и в целом успешнее влияют на поведение других. Макиавеллисты используют психологическую манипуляцию другими исключительно в своих целях, что актуализирует их потребность в сотрудничестве, в определённых отношениях с окружающими и стремление производить впечатление [1, 2]. Психологическое содержание макиавеллизма личности, гендерные, возрастные, профессиональные и кросскультурные различия изучаются относительно недавно. Феномен макиавеллизма рассматривается как психологический синдром, личностная черта, тип личности, стратегия поведения и защитное образование [2].
Социальное взаимодействие личности включает в себя такие незаменимые составляющие как потребность в общении и толерантность. Первая тесно связана с потребностью в эмоциональном контакте, со стремлением принадлежать
56
определенной группе и участвовать в совместной деятельности. Вторая, коммуникативная толерантность, показывает отношение личности к людям, степень переносимости ею неприятных, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию [3]. Взаимосвязь вышеперечисленных феноменов с макиавеллизмом личности практически не изучалась. Цель данной работы - проанализировать особенности макиавеллизма и элементов коммуникативного поведения у студентов различных специальностей.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняло участие 144 студента (17-23 лет, из них 97 девушек и 47 юношей) факультета психологии (1-й курс, 55 чел. и 3-й курс, 44 чел.), факультета биологии и химии (биологи 2-го курса, 23 чел. и химики 3-го курса, 22 чел.). Психологическое тестирование включало предъявление методик: 1) Измерение уровня макиавеллизма личности (шкала Мак-ГУ) Р. Кристи и Ф. Гейс в адаптации В. В. Знакова [1]. Опросник состоит из 20 утверждений, которые надо оценить по семибалльной шкале. 2) «Потребность в общении» Ю. М. Орлова. 3) Диагностика общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко. Математический аппарат исследования представлен критерием и Манна-Уитни и Я Спирмена.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Общая характеристика показателей в выборке и их гендерные различия. Значение Мак-шкалы во всей выборке составило 77,57 ± 13,42 баллов (среднее значение ± стандартное отклонение), что показывает средний уровень развития данного качества. Наибольшие оценки получены на вопросы № 5, 11 и 19 (более пяти баллов). Наименьшие значения выявлены на вопросы № 10, 13, 15 и 20 (менее трех баллов). Лица юношеского возраста считают, что порочность людей рано или поздно проявится; не верят в то, что достигшие высокого положения в обществе люди являются порядочными; одобряют эвтаназию. В то же время они предпочитают сообщать о настоящей причине своей просьбы; не считают, что льстить нужным людям мудро и что люди быстрее забывают о смерти собственных родителей, чем о потере собственности.
У мужчин усредненные показатели на многие вопросы шкалы были больше и уровень макиавеллизма наблюдался достоверно выше, чем у женщин (р=0,049, Рис. 1). Этот показатель у мужчин составил 80,34 ± 13,71 баллов против 76,23 ± 13,60 баллов у женщин. Таким образом, юноши демонстрируют эмоциональную отчужденность в общении и ориентируются на выгоду, которую могут получить от партнера по коммуникации.
Схожий результат гендерных различий получен в работе А. А. Сергеева [4]. В. В. Знаков определил основные нормативные данные Мак-шкалы [1], которые соответствуют и нашей выборке. Т. В. Бендас и А. Б. Шипуля нашли отрицательную корреляцию между макиавеллизмом и фемининностью. Однако в их исследовании отмечается, что достоверно большую склонность к манипулированию имели юноши
57
технических специальностей (по сравнению с девушками), а показатели Мак-шкалы юношей и девушек гуманитарных специальностей не различались [5].
В нашей выборке достоверные различия между мужчинами и женщинами выявлены также в ответах на частные вопросы: № 2 «Лучший способ получать от людей, что тебе надо - говорить им то, что они хотят услышать» (р=0,017) и № 19 «Неизлечимо больные люди с их согласия могут быть умерщвлены» (р=0,001): юноши чаще девушек соглашались с этими утверждениями.
100 г-■-■-
90 --
65 60
девушки юноши
Рис. 1. Показатели макиавеллизма у девушек и юношей.
□I ±Б1с1. йеу. I I ±Б1с1. Егг. • Меап
Значения опросника Орлова в выборке составили 1,71 ± 1,06 стена или 56,09 ± 7,03 баллов. Женщины характеризовались достоверно большими показателями (р=0,028) потребности в общении (57,50 ± 6,51 баллов) чем мужчины (52,00 ± 7,15 балла).
66-•-■-
62
58
я
ч
!3 54
50
46
42
±ас йеу. I I ±Яс1. Егг. ♦ Меап
девушки юноши
Рис. 2. Показатели потребности в общении у девушек и юношей.
58
Показатели опросника Бойко отражены в таблице 1. Интегральный показатель «коммуникативная толерантность» в общей выборке составил 57,45 баллов, что показывает определенную степень нетерпимости лиц юношеского возраста к окружающим. Менее всего была выражена терпимость к столкновению с некоммуникабельными качествами партнеров, и неумение скрывать неприятные чувства при этом. В оценках других людей студенты проявляли категоричность и консерватизм, а также стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным». Более всего респонденты оказались толерантны к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми.
Таблица 1
Значения шкал опросника Бойко
Показатели Среднее значение ± стандартное отклонение
вся выборка женщины мужчины
п=78 п=48 п=30
Неприятие или непонимание 6,48 ± 2,75 6,42 ± 2,64 6,57 ± 2,97
индивидуальности другого человека
Использование себя в качестве 6,09 ± 2,52 6,10 ± 2,40 6,07 ± 2,99
эталона при оценке поведения и
образа мыслей других людей
Категоричность или консерватизм в 7,19 ± 2,58 7,39 ± 2,63 6,87 ± 2,51
оценках других людей
Неумение скрывать или сглаживать 7,15 ± 3,27 7,79 ± 3,11 6,13 ± 3,31
неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами
партнеров
Стремление переделать, 6,23 ± 3,29 6,37 ± 3,01 6,00 ± 3,75
перевоспитать партнеров
Стремление подогнать партнера под себя, сделать его "удобным" 7,19 ± 3,25 7,77 ± 2,98 6,27 ± 3,48
Неумение прощать другим ошибки, 6,24 ± 2,94 7,25 ± 2,66 4,63 ± 2,68
неловкость, непреднамеренно
причиненные вам неприятности
Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, 4,60 ± 3,19 4,31 ± 3,05 5,07 ± 3,39
создаваемому другими людьми
Неумение приспосабливаться к 6,20 ± 2,70 6,17 ± 2,66 6,27 ± 2,81
характеру, привычкам и желаниям
других
Общая коммуникативная 57,45 ± 16,98 59,74 ± 15,77 53,87 ± 18,41
толерантность
Лица юношеского возраста проявляли нетерпимость в общении с медлительными и безупречными во многих отношениях людьми; с определенным типом мужчины/женщины; несообразительным собеседником, настаивающим в
59
споре на своем; невоспитанным или новым партнером по совместной работе. Толерантность проявляют при общении с оригинальными людьми, с «любителями» поговорить, к исповеди друзей.
Девушки характеризовались выраженностью интолерантных установок в общении (Рис. 3). Показатели мужчин и женщин достоверно различались по трем шкалам: «Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров» (р=0,023), «Стремление подогнать партнера под себя, сделать его "удобным"» (р=0,033) и «Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности» (р=0,00008). Оценки по этим шкалам были больше у девушек. Оценки женщин и мужчин достоверно различались на ряд вопросов.
Девушки отличались большими значениями на вопросы № 20 «Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте» (р=0,045), № 22 «Невоспитанные люди возмущают меня» (р=0,010), № 31 «Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам» (р=0,047), № 34 «Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки» (р=0,020), № 35 «Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь» (р=0,0005) и меньше на вопрос № 36 «Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку» (р=0,025).
80
70
60
50
40
30
I ±31(1 йеу. I I ±31(1 Егг. ♦ Меап
девушки юноши
Рис. 3. Показатели интегральной шкалы «коммуникативная толерантность».
Различия уровня макиавеллизма в группах с разной профессиональной специализацией. Сравнение выраженности изучаемых показателей между психологами 1-го и 3-го курсов показало следующие достоверные различия. На 3-м курсе уровень макиавеллизма был достоверно больше (р=0,0001): 82,09 ± 13,05 балла против 72,54 ± 10,60 баллов; также как и ответы на частные вопросы № 1, 3, 9, 10 и 16. У представителей 1-го курса большие показатели отмечены только на вопросы № 8, 13 и 15. Таким образом, уровень макиавеллизма у психологов выше на старшем курсе (Рис. 4).
60
Интегральный показатель Мак-шкалы у психологов 1-го курса достоверно не отличался от такового показателя у химиков 3-го курса, хотя и был несколько больше (72,54 ± 10,60 балла против 70,32 ± 11,45 баллов). Достоверные различия найдены на частные вопросы № 13, 14, 15, 18 и 20, баллы на которые у химиков меньше, кроме вопроса № 14.
Зато психологи 3-го курса демонстрировали достоверно большие показатели по Мак-шкале, чем химики 3-го курса (р=0,0006): 82,09 ± 13,05 баллов против 70,32 ± 11,45 баллов. Также между этими группами достоверные различия зарегистрированы на вопросы № 3, 6, 7, 9, 11, 13, 15, 18, 19 и 20, баллы на которые больше у психологов. У биологов 2-го курса манипулятивное поведение было развито достоверно сильнее, чем у психологов 1-го курса (р=0,004): 83,35 ± 14,81 баллов против 72,54 ± 10,60 балла. Достоверно различались показатели на частные вопросы № 2, 3, 6, 9, 10, 12 и 16, баллы на которые были больше у биологов.
100 95 90 85 80 75 70 65 60
1-й курс 3-й курс
Рис. 4. Показатели макиавеллизма у психологов разных курсов.
±81^ йеу. I I ±81^ Егг. • Меап
Однако при сравнении оценок биологов 2-го курса с показателями психологов 3-го курса не найдено достоверных различий по интегральному показателю Мак-шкалы (83,35 ± 14,81 баллов против 82,09 ± 13,05 баллов). Однако на некоторые частные вопросы обнаружены достоверные различия, причем ответы на вопросы № 6 и 12 были больше у биологов, а значения на вопросы № 13 и 17 - меньше.
У биологов манипулятивное поведение выражено достоверно ярче, чем у химиков (р=0,006) и составило 83,35 ± 14,81 баллов против 70,32 ± 11,45 баллов. Достоверные различия выявлены по вопросам № 3, 6, 7, 11, 15, 18 и 20 - эти все значения были больше у биологов.
Достоверных различий по интегральному показателю Мак-шкалы между студентами гуманитарного профиля (психологи, п=99) и естественного направления (химики и биологи, п=45) не обнаружено. Оценки по частным вопросам № 12 и 14
61
были достоверно меньше у психологов, а оценки на вопросы № 13, 17 и 18 -больше. В исследовании А.А. Сергеева [4] представители типа «человек-человек» имели наибольшее значение по Мак-шкале, а лица типа «человек-природа» -наименьшее. В работе же Т.В. Бендас и А.Б. Шипули не обнаружены достоверные различия в уровне макиавеллизма между юношами гуманитарного и технического направлений (как и между девушками) [5].
Корреляционный анализ показателей во всей выборке. Оценки по Мак-шкале были взаимосвязаны достоверно отрицательно с баллами по опроснику Орлова (r=-0,305 при р=0,047), т.е. выраженность манипулятивного поведения связана обратно пропорционально с потребностью в общении (Рис. 5). Однако ранее сообщалось, что лица с высокими оценками по Мак-шкале более коммуникабельны [цит. по: 1].
Показатели отдельных вопросов Мак-шкалы также отрицательно коррелировали со стенами вопросов № 3 (r=-0,314 при р=0,010), № 9 (r=-0,268 при р=0,029) и № 15 (r=-0,290 при р=0,018) опросника Орлова. Лица с выраженной потребностью в общении считают, что «человек должен делать что-либо, только если он уверен, что это морально оправданно, то есть правильно с нравственной точки зрения», «лучше занимать скромное положение и быть честным, чем быть влиятельным и нечестным» и отрицали, что «льстить нужным людям - значит проявлять мудрость».
75
Ъ 70
ю 65
к к
X
<и
•J
ю о
60
55
50
л н о о X
45
а н
и 40
35
50
60
70
110
120
130
80 90 100
Мак-шкала
Рис. 5. Корреляция показателей макиавеллизма и потребности в общении.
Оценки Мак-шкалы достоверно положительно были взаимосвязаны с баллами по шкале «неприятие или непонимание индивидуальности другого человека»
62
опросника Бойко (г=0,346 при р=0,002), т.е. высокий уровень макиавеллизма препятствует пониманию психической индивидуальности и такие лица воспринимают другого человека только как объект или средство для достижения своих целей.
Возраст респондентов положительно коррелировал с баллами частных вопросов Мак-шкалы № 9 (г=0,238 при р=0,006), № 10 (г=0,212 при р=0,014) и отрицательно - с оценками вопроса № 20 (г=-0,190 при р=0,028); с интегральным показателем шкалы получена положительная тенденция к статистической связи (г=0,165 при р=0,058).
ВЫВОДЫ
1. Уровень макиавеллизма достоверно больше в выборке юношей. Девушки характеризовались выраженной потребностью в общении и интолерантными установками в процессе него.
2. Описаны профессиональные различия в уровне макиавеллизма: психологи 3-го курса отличались достоверно большим уровнем макиавеллизма (чем психологи 1-го курса и химики 2-го курса), однако с биологами 2-го курса различия были не достоверны.
3. Интегральный показатель Мак-шкалы достоверно отрицательно взаимосвязан с баллами по опроснику Орлова «потребность в общении» и положительно - с оценками по шкале «неприятие или непонимание индивидуальности другого человека» опросника Бойко.
4. Возраст респондентов отрицательно коррелировал с показателями шкалы «потребность в общении» Орлова и положительно - с интегральным показателем Мак-шкалы и значениями шкал опросника Бойко «использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей» и «категоричность или консерватизм в оценках других людей».
Список литературы
1. Знаков В. В. Методика исследования макиавеллизма личности / В. В. Знаков // Сибирский психологический журнал, 2001. - № 14-15. - С. 122-128.
2. Ларина А. Д. Подходы, установки и перспективы в исследовании макиавеллизма / А. Д. Ларина // Вопросы психологии, 2010. - № 3. - С. 75-83.
3. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. - М.: Филинъ, 1996. - 472 с.
4. Сергеев А. А. Влияние половозрастных, гендерных, профессиональных различий на склонность к манипулятивному поведению / А. А. Сергеев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2012. - № 4 (109). - С 134-139.
5. Бендас Т. В. Макиавеллизм и способы манипулирования студентов разной профессиональной подготовки: гендерный аспект / Т. В. Бендас, А. Б. Шипуля // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2016. - Т. 5. - № 1(14). - С. 144-146.
63
THE FEATURES OF MACHIAVELLIANISM AND COMMUNICATIVE BEHAVIOR IN ADOLESCENCE
Konareva I. N.1, Sergienko M. I.2
12KI. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation E-mail: [email protected], [email protected]
In this work were analyzed the features of Machiavellianism and communicative behavior among the students of different specialties. To solve these problems was used methodology of measuring the level of personal Machiavellianism (Mach scale-IV), developed by R. Christie and F. Geis in adaptation V.V. Znakova, the technique "The need for communication" Y.M. Orlov and methodic of diagnostics of the general communicative tolerance V.V. Boyko. The study was conducted on October 2016 on the basis of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. There were interviewed 144 respondents (17-23 years), including 97 girls and 47 boys. It was revealed that the level of Machiavellianism significantly higher in the sample of young boys. The girls were characterized by a pronounced need for communication and intolerant attitudes during the process of communication. The 3rd year Psychologists differed significantly by the higher level of Machiavellianism than the psychologists of the 1st course and 2nd year chemists. Between the 3rd year psychologists and 2nd year biologists there was no significant difference in the level of Machiavellianism. It is shown that the estimates for the Mach-scale are negatively correlated with scores on the questionnaire of Orlov "need for communication" and positive - with scores on the scale "rejection or misunderstanding of identity of another person" poll Boyko. The age of respondents negatively correlated with the performance of the scale "need to communicate" of Orlov and positive - with integral indicator of Mach-scale and scales of the questionnaire of Boyko "use myself as a reference when evaluating the behavior and way of thinking of others" and "flatness or conservatism in other people's assessments ". The results are going to been used in the practice of psychological consultations.
Keywords: Machiavellianism, manipulative behavior, the need for communication, communicative tolerance, adolescence, gender differences.
References
1. Znakov V.V., Methodology of research of Machiavellianism personality, Siberian psychological journal, 14-15, 122-128 (2001).
2. Larina A.D., Approaches, attitudes and perspectives in the study of Machiavellianism, Questions of psychology, 3, 75 (2010).
3. Boyko V. V., The energy of emotions in communication: look at yourself and others, 472 p. (Filin, Moscow, 1996).
4. Sergeev A.A., Influence of sex, age, gender and professional distinctions on disposition towards manipulative behavior, Herald of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, 4 (109), 134 (2012).
5. Bendas T.V. and Shipulya A.B., Machiavellianism and ways of the manipulation of students of different vocational training: gender aspect, Azimuth scientific research: Pedagogy and Psychology, 5, 1(14), 144 (2016).
64