Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНЫХ СПОРТИВНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНЫХ СПОРТИВНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ КАЧЕСТВО / СПОРТСМЕНЫ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / КАНДИДАТЫ В МАСТЕРА СПОРТА / МАСТЕРА СПОРТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быченкова А.А.

В данной статье рассматривается вопрос о личностных качествах спортсменов и их различиях в зависимости от уровня спортивного мастерства. Поднимается вопрос о необходимых качествах для достижения успеха в выбранном виде деятельности. Анализируются гендерные различия спортсменов и развитие различных личностных качеств в зависимости от спортивной квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНЫХ СПОРТИВНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ»

П

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 159.9

А.А. Быченкова

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНЫХ СПОРТИВНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ

В данной статье рассматривается вопрос о личностных качествах спортсменов и их различиях в зависимости от уровня спортивного мастерства. Поднимается вопрос о необходимых качествах для достижения успеха в выбранном виде деятельности. Анализируются гендерные различия спортсменов и развитие различных личностных качеств в зависимости от спортивной квалификации.

Ключевые слова: личностное качество, спортсмены, гендерные различия, кандидаты в мастера спорта, мастера спорта.

Любая, в том числе и спортивная, деятельность влияет на формирование психических особенностей личности непосредственно и опосредованно через конкретные, но не постоянные условия, в которых она протекает [3]. Интерес к изучению личностных качеств занимающихся спортом, определяется возрастающим вниманием психологов к процессу становления гармоничной и активной личностной позиции, в формировании которой личностные и профессиональные качества играют решающую роль. Исходя из этого, представляется актуальным и значимым для современной науки анализ личностных факторов, которые способствовали бы сочетанию профессионального и личностного развития в разных сферах социальной действительности.

Исследование было проведено на базе Гуманитарного колледжа Кубанского Государственного Университета физической культуры, спорта и туризма г. Краснодара. Выборка составила 113 студентов занимающихся спортом в возрасте 16-20 лет.

© Быченкова А.А., 2015.

Для изучения личностных качеств применялся 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла (16PF - Form C).

В результате проведенного исследования нами было выявлено, что в основном показатели личностных факторов развиты на среднем уровне.

Выявлено высокое преобладание факторов E - доминантность, L - подозрительность, О - тревожность. Высокий уровень развития фактора доминантность может объясняться предъявляемыми требованиями профессионального спорта к личности спортсменов. Для достижения успеха в выбранном виде деятельности им необходимы такие качества, как как самостоятельность, независимость, настойчивость, иногда конфликтность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда восхищения, бунтарство. Высокие показатели фактора подозрительности и тревожности вкупе с доминантностью могут говорить о борьбе за власть в группе, конкуренции в выбранных видах спорта и межличностной конкуренции, когда на этапе спортивного совершенствования идет усиление психической напряженности в тренировочном процессе путем создания на занятиях жесткой конкуренции и соревновательной обстановки. Испытуемые, возможно, неуверенны в своих силах и могут чувствовать свою вину за плохие результаты в спортивной деятельности. По мнению Р. Кеттелла, лица формирующие полюс подозрительности имеют высокое внутреннее напряжение, демонстрируют так называемое компенсационное поведение и стремятся обеспечить положение социальной надежности [1].

Высокие оценки по фактору «тревожность» во многом определяют успешное лидерство в сложных ситуациях и стремление личности к самоактуализации. Следует учитывать, что высокие оценки по этому фактору могут иметь ситуативное происхождение.

Изучение гендерных особенностей выраженности личностных факторов показало, что данные по фактору Q4 (расслабленность - напряженность) достоверно различаются у девушек и юношей. Основные значения представлены ниже в таблице 1.

Как видно из общих результатов, отмеченных в таблице 1, девушки достоверно превосходят юношей по показателям фактора «расслабленность - напряженность».

Таблица 1

Гендерные различия личностных факторов спортсменов

Фактор Юноши среднее значение (в стенах) Девушки среднее значение (в стенах) t-критерий Стьюдента Достоверность различий

Q4 (расслабленность) 4,8±1,9 6,5±2,0 4,7 р<0,01

I(чувствительность) 5,6±1,8 6,2±2,3 1,6 -

Такие результаты означают, что девушки более склонны к напряжению и чаще беспокоятся и ощущают раздражительность, вероятно, из-за угрозы отвержения или непринятия возрастной группой вследствие гендерных стереотипов.

Также выявлено различие в преобладании у девушек фактора I-, а у юношей фактора !+. Следовательно, у девушек сильнее выражены такие качества, как несентиментальность, самоуверенность, независимость, иногда некоторая жесткость и черствость по отношению к окружающим. Этот фактор отражает различия в культурном уровне и эстетической восприимчивости личности. Интересен тот факт, что люди с низкими показателями по этому фактору меньше болеют, более агрессивны, чаще занимаются спортом и атлетичны [1].

По остальным факторам достоверных различий выявлено не было. Проведенное нами исследование личностных факторов включало также разделение выборки на две контрастные группы, которые составили испытуемые, занимающиеся спортом и имеющие квалификацию кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта и испытуемые, занимающиеся спортом и не имеющие спортивной квалификации. Средние значения, полученные по этим выборкам, представлены ниже в таблице 2.

В результате выяснилось, что испытуемые, имеющие спортивную квалификацию кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта компетентнее в коммуникативных навыках, чем остальные. Спорт помогает социализироваться и развивать навыки коммуникативной деятельности - происходит обмен информацией, передача опыта, удовлетворение духовных потребностей и становление личности в целом.

Таблица 2

Средние значения личностных факторов и достоверность различий в группах

Факторы личности Группа А n=39 Группа В n=36 t-критерий Стьюдента Достоверность различий

А 7,0±1,7 8,1±1,9 2,5 р<0,05

В 3,9±1,8 3,7±1,4 0,6 -

С 7,5±2,3 7,2±1,9 0,5 -

E 6,7±2 7,2±1,9 1,2 -

F 6,1±2 6±1,8 0,4 -

G 8,3±2 8,2±2,1 0,2 -

H 7,8±1,7 7,8±2,1 0,1 -

I 6,3±1,6 6±2,4 0,7 -

L 6,1±1,6 5,4±1,9 1,7 -

M 6,0±1,7 5,9±1,6 0,2 -

N 5,2±1,7 5,2±1,5 0,1 -

O 5,8±2,1 7,2±1,9 2,9 р<0,01

Q1 7,4±2,1 6,9±2 1,0 -

Q2 5,7±2,1 5,3±6,6 1,0 -

Q3 6,1±1,9 6,6±1,5 1,3 -

Q4 5,7±2,1 5,5±2,1 0,3 -

мо 7,6±2,6 7,3±2,6 0,5 -

Примечание: группа А - испытуемые, не имеющие спортивного разряда. Группа Б - испытуемые, имеющие квалификацию кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта.

Общение в спорте является необходимым условием реализации позитивных задатков, стремлений, потребностей, как фактор формирования личности, ее кругозора и интеллекта, эмоционально-волевой сферы и свойств характера.

Дополнительно было выявлено, что при разделении общей выборки на три группы испытуемых по спортивной квалификации (испытуемые, не имеющие спортивного разряда, испытуемые, имеющие квалификацию кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта, испытуемые, имеющие 1, 2, 3 спортивные разряды), фактор H - смелость имеет достоверные различия (табл. 3). Можно предположить, что благоприятно сформировались и совершенствуются основные волевые качества: целеустремленность, настойчивость, решительность и смелость. Смелость и готовность действовать без колебаний необходима для углубленного совершенствования мастерства, преодоления психического и физического переутомления, конкурентоспособности, мотивации достижения успеха. Решительность и смелость спортсмена играет немаловажную роль в жизнестойкости.

У спортсменов более высокого класса видно, что такое качество как смелость достоверно различается и с группами испытуемых, не имеющих спортивного разряда, и с группой испытуемых, имеющих квалификацию ниже кандидатов в мастера спорта. Можно предположить, что снижение результатов фактора H объясняется неуверенностью в себе и осторожностью в деятельности, скорее всего, присутствует боязнь травмы, вследствие чего они не смогут продолжать выступать. Неуверенность, страх, как правило, являются следствием неподготовленности конкретного спортсмена к выступлению на данном соревновании. Они спутники того спортсмена, у которого есть пробелы в мастерстве, есть серьезные, возможно не выявленные, недостатки в подготовленности [2]. Это также подтверждается увеличивающейся тревожностью спортсменов по мере усиления требований перед выходом спортсменов на уровень высшего спортивного мастерства.

Под значительным ростом физических и психических нагрузок подверженность жизненным стрессам становится более заметной у высококвалифицированных спортсменов, но чувствительность к ним может быть обусловлена процессами, происходящими на этапе специализированной подготовки.

Таблица 3

Достоверность различий по фактору «смелость - робость» спортсменов с разной спортивной квалификацией

Факторы личности Группа А n=39 Группа В n=38 Группа Б n=36 t-критерий Стьюдента Достоверность различий

H 7,8±1,7 8,6±1,9 7,8±2,1 1,99 р<0,05

Примечание: группа А - испытуемые, не имеющие спортивного разряда. Группа Б - испытуемые, имеющие квалификацию кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта. Группа В - испытуемые,

имеющие 1, 2, 3 спортивные разряды.

Библиографический список:

1.Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев.- Спб.: Питер, 2010.- 512с. 2.Осколков В.А. Бокс: обучение и тренировка: Учебное пособие. - Волгоград: ВГАФК - 2003. - 116 с. 3.Шукис. С. Юношеский спорт - фактор социализации / С. Шукис, К. Кардялис, Р. Янкаускене // Социологические исследования. - 2005. - № 11. - С.87-95.

БЫЧЕНКОВА Анна Андреевна - магистрант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.