Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ НА ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ СПОРТСМЕНОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ НА ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ СПОРТСМЕНОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ЛИЧНОСТНОЕ КАЧЕСТВО / ВЛИЯНИЕ / СПОРТСМЕНЫ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Быченкова А.А.

В данной статье рассматривается вопрос о влиянии личностных факторов на жизнестойкость спортсменов юношеского возраста, и входящих в его структуру компонентов. Поднимается вопрос о важности жизнестойкости как личностного качества перспективных спортсменов на этапе спортивного совершенствования. Анализируются показатели дисперсионных влияний личностных качеств (факторов по Кеттеллу) на формирование жизнестойкости у спортсменов разного пола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ НА ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ СПОРТСМЕНОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.9

А.А. Быченкова

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ НА ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ СПОРТСМЕНОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматривается вопрос о влиянии личностных факторов на жизнестойкость спортсменов юношеского возраста, и входящих в его структуру компонентов. Поднимается вопрос о важности жизнестойкости как личностного качества перспективных спортсменов на этапе спортивного совершенствования. Анализируются показатели дисперсионных влияний личностных качеств (факторов по Кеттеллу) на формирование жизнестойкости у спортсменов разного пола.

Ключевые слова: жизнестойкость, личностное качество, влияние, спортсмены юношеского возраста.

Для спортсменов юношеского возраста наиболее значимым является развитие личностных качеств (факторов по Кеттеллу), которые могут способствовать становлению способности противостоять трудностям, не снижая успешности деятельности, превратить изменения окружающей действительности в возможности и успешно реализовать себя в спорте и обуславливают уровень развития спортивного мастерства и конкретных достижений спортсмена. Кроме того, личностные качества во многом формируются в результате занятий одним видом спорта [3]. Они могут выступать как ресурс для развития и поддержания жизнестойкости спортсменов.

На юношеский возраст приходится этап совершенствования спортивного мастерства, основное внимание которого уделяется достижению максимально высоких результатов [2]. С одной стороны, этап спортивного совершенствования характеризуется тем, что спортсмены, вступившие в него, рассматривают спортивную деятельность как личностно значимую и стремятся совершенствовать свою технику и тактику. С другой, для спортсменов юношеского возраста также присуще проявление последствий ранней профессионализации.

В своем исследовании Е.А. Пархоменко отмечает, что углубленные занятия спортом не могут быть вырваны из общего контекста жизни спортсмена. Процесс совершенствования спортивной техники и тактики не может рассматриваться отдельно от становления спортсмена как личности, и этому есть минимум две причины. Первая - это сложившаяся личность спортсмена, уровень его интеллектуального развития влияет на уровень спортивных достижений. Чем выше квалификация спортсмена, тем сильнее ощутимо такое влияние. Вторая - это то, что занятия спортом могут изменять условия личностного развития, что может сделать его негармоничным [4].

Дисгармонии личностного развития, которые связывают с ранним началом спортивной карьеры, могут оказывать сильное влияние на успех жизненного пути спортсмена. Это обусловлено тем, что неспособность к решению жизненных проблем становится причиной жизненных стрессов. А жизненные стрессы сильно влияют на рост психических перегрузок, которые увеличивают возможное количество различных психологических и физических заболеваний и травм, снижающих соревновательную надежность. По мнению Г.Б. Горской, подверженность жизненным стрессам становится более заметной у высококвалифицированных спортсменов, но чувствительность к ним может быть обусловлена процессами, происходящими на этапе специализированной подготовки в юношеском возрасте. [2].

Методы психологической диагностики: «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, Д.И. Рассказовой, личностный опросник Кеттелла (16PF - Form C); многофакторный дисперсионный анализ MANOVA.

© Быченкова А.А., 2014.

Вестник магистратуры. 2014. № 11(38). Том I

ISSN 2223-4047

В исследовании принимали участие студенты 2 и 3 курса Гуманитарного колледжа Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма г. Краснодара, воспитанники МБОУДОД ДЮСШ «Виктория» МО Абинский район, МБОУДОД ДЮСШ МО г. Горячий Ключ, МУДОД СДЮСШОР № 7 г. Краснодара. Общая выборка составила 154 спортсмена в возрасте 16-20 лет обоего пола (77 девушек и 77 юношей). Средний возраст по общей выборке - 17 лет.

В результате дисперсионного анализа, направленного на установление влияния личностных качеств (факторов) на формирование жизнестойкости в спорте в общей выборке были получены следующие данные (табл. 1).

Развитое мышление влияет на формирование компонента жизнестойкости - вовлеченность. Чем меньше мечтательность влияет на формирование вовлеченности, тем выше ее уровень.

Таблица 1

Показатели дисперсионных влияний личностных качеств (факторов по Кеттеллу) на формирование жизнестойкости спортсменов (п=154)

^^^^^^ Независимая переменная Зависимая переменная ~~ ■—-— Развитое мышление Мечтательность

F Sig F Sig

Вовлеченность 3,255 0,030 3,663 0,028

Примечание. Жирным шрифтом выделены показатели достоверных влияний, подтверждённые критерием Ливена. Заливкой отмечены показатели, которые растут под влиянием независимой переменной, подчеркиванием - показатели, которые снижаются

В результате дисперсионного анализа у спортсменов юношеского возраста в общей выборке было установлено, что развитое мышление влияет на рост уровня контроля, и способствуют активному преодолению трудностей с другой стороны (табл. 2). Мечтательность и оторванность от реальной жизни снижают способность рассматривать жизнь как способ приобретения опыта. Смелость и дипломатичность влияют на рост показателя «контроль». Тревожность влияет на снижение показателя «контроль». Чем выше контроль, тем ниже тревожность.

Таблица 2

Показатели дисперсионных влияний личностных качеств (факторов по Кеттеллу) на формирование жизнестойкости у спортсменов (п=154)

■———_______3ависимая переменная Независимая переменная " " ~——— Контроль

F Sig

Развитое мышление 1,774 0,021

Мечтательность 2,019 0,013

Смелость 4,580 0,014

Дипломатичность 9,068 0,015

Тревожность 4,470 0,013

Примечание. Жирным шрифтом выделены показатели достоверных влияний, подтверждённые критерием Ливена. Заливкой отмечены показатели, которые растут под влиянием независимой переменной, подчеркиванием - показатели, которые снижаются

Анализируя влияние личностных качеств на формирование жизнестойкости в группе юношей, мы установили, что эмоциональная стабильность влияет на рост компонента жизнестойкости «принятие риска» (табл. 3).

Таблица 3

Показатели дисперсионных влияний личностных качеств (факторов по Кеттеллу) на формирование жизнестойкости в мужской выборке (п=77)

———^^^^^^Независимая переменная Зависимая переменная " ——— Эмоциональная стабильность

F Sig

Принятие риска 3,071 0,049

Примечание. Жирным шрифтом выделены показатели достоверных влияний, подтверждённые критерием Ливена. Заливкой отмечены показатели, которые растут под влиянием независимой переменной, подчеркиванием - показатели, которые снижаются

Анализируя влияние личностных качеств на формирование жизнестойкости в группе девушек, мы установили, что эмоциональная стабильность влияет на рост жизнестойкости и вовлеченности.

Таблица 4

Показатели дисперсионных влияний личностных качеств (факторов по Кеттеллу) на формирование жизнестойкости в женской выборке (п=77)

Независимая переменная Эмоциональная стабильность

Зависимая переменная F Sig

Вовлеченность 8,622 0,001

Жизнестойкость 5,531 0,006

Примечание. Жирным шрифтом выделены показатели достоверных влияний, подтверждённые критерием Ливена. Заливкой отмечены показатели, которые растут под влиянием независимой переменной, подчеркиванием - показатели, которые снижаются

Как отмечают Е.А. Байер, И.Б. Павлов, жизнестойкость можно сформировать средствами физического воспитания и качественные характеристики личности спортсмена, добившегося наивысших достижений в спорте, аналогичны характеристике жизнестойкой личности [1].

Таким образом, дисперсионный анализ позволил выяснить наличие причинно-следственных связей между жизнестойкостью и ее компонентами и личностными качествами спортсменов юношеского возраста, а также установить направление влияний между данными параметрами.

Библиографический список

1.Байер Е.А., Павлов И.Б. Педагогическая система формирования жизнестойкости детей - сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома: монография. Азов: ООО «АзовПе-чать», 2012. 648 с.

2.Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: Учебное пособие. Краснодар, 2008. 224 с.

3.Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт, 2010. 320 с.

4.Пархоменко Е.А. Особенности личностного и интеллектуального развития спортсменов в условиях ранней профессионализации: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2002. 194 с.

БЫЧЕНКОВА Анна Андреевна - магистрант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.