Научная статья на тему 'Профессионально-важные качества личности спортсменов: гендерный аспект'

Профессионально-важные качества личности спортсменов: гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
636
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СПОРТ / ГЕНДЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНО -ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИННОСТЬ / SPORT / GENDER / VOCATIONAL-IMPORTANT QUALITIES / MASCULINITY / FEMININITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дамадаева А. С.

Статья посвящена проблеме профессионально -важных качеств личности спортсменов разного пола. В ходе исследования было показано, что спортивная успешность определяется психологическими характеристиками, которые являются отчасти сходными, отчасти различными у мужчин и женщин. Большое значение в достижении высокого профессионализма в спорте имеют качества, являющиеся маскулинными (за исключением «феминных» специализаций, в которых спортивная результативность зависит от психологической феминности, у женщин в большей, а у мужчин в меньшей степени).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY IMPORTANT FEATURES OF THE INDIVIDUAL SPORTSMENS: GENDER ASPECT

The article deals with the problem of professionally important qualities of the individual sportsmen of different sex. The study showed that sport success is determined by the psychological characteristics that are partly similar, partly different for men and women. Great importance in achieving the high level of professionalism in sport has the features that are masculine (except for "feminism" majors, in which athletic performance depends on the psychological femininity, for women more and men to a lesser extent).

Текст научной работы на тему «Профессионально-важные качества личности спортсменов: гендерный аспект»

14. Наумова И.М Становление экологической компетенции будущего инженера в образовательном пространстве диалога культур :Дис. ... канд. пед. наук (13.00.08). - Москва, 2006.

15. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2002.

16. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

17. Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий//Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. №2. С.41-47.

© Гагарин А.В., 2011. © Мудрак С.А., 2011.

Дамадаева А.С.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Damadaeva A.S.

PROFESSIONALLY IMPORTANT FEATURES OF THE INDIVIDUAL SPORTSMENS: GENDER ASPECT

Статья посвящена проблеме профессионально -важных качеств личности спортсменов разного пола. В ходе исследования было показано, что спортивная успешность определяется психологическими характеристиками, которые являются отчасти сходными, отчасти различными у мужчин и женщин. Большое значение в достижении высокого профессионализма в спорте имеют качества, являющиеся маскулинными (за исключением «феминных» специализаций, в которых спортивная результативность зависит от психологической феминности, у женщин - в большей, а у мужчин - в меньшей степени).

Ключевые слова: спорт, гендер, профессионально -важные качества, маскулинность, феминность.

The article deals with the problem of professionally important qualities of the individual sportsmen of different sex. The study showed that sport success is determined by the psychological characteristics that are partly similar, partly different^ for men and women. Great importance in achieving the high level of professionalism in sport has the ^ features that are masculine (except for "feminism" majors, in which athletic performance depends on the psychological femininity, for women - more and men - to a lesser extent).

Key words: sport, gender, vocational-important qualities, masculinity, femininity.

Проблема роли тендерных характеристик личности спортсменов в спорте на данный момент в отечественной психологии практически не изучена. Некоторые исследования свидетельствуют, что спортивная деятельность может способствовать некоторой маскулинизации личности, причем у мужчин это происходит независимо от вида спорта, а у женщин в некоторых видах спорта - таких, как единоборства и т.п. [4, 5].

Однако на данный момент абсолютно неизвестно значение этих свойств по отношению к самой спортивной деятельности. То есть, до сих пор неясно, каким образом гендерные качества личности спортсменов оказывают на достижение в ней высокого уровня профессионализма и мастерства.

Многочисленные исследования показывают, что на успешность спортивной деятельности оказывают свойства личности, состав которых существенно различается в разных видах спорта. Можно предположить, что у спортсменов разного пола качества личности, которые следует относить к профессионально-важным, могут отчасти совпадать, а отчасти различаться.

В психологической литературе можно встретить данные, которые отражают связи психологических качеств, некоторые из которых, как можно предположить, являются гендерными, с различными показателями спортивной успешности спортсменов.

Различные исследователи отмечают, что выдающихся спортсменов характеризуют: способность к саморегуляции, уверенность, спортивная интеллигентность, стойкость в критических ситуациях, умение соревноваться, целеустремленность, стремление к самым высоким целям, оптимизм, высокий уровень самосовершенствования, интернальность, позитивное самоотношение [1, 3, 6, 7]. Нетрудно заметить, что большинство перечисленных характеристик обычно связываются с маскулинным психотипом.

Очевидным показателем успешности является уровень спорт ивного мастерства (или квалификации), который оценивается по спортивному разряду спортсмена. В одном исследовании установлено, что, по мере повышения спортивной квалификации, у спортсменов возрастают: самоконтроль, психологическая гибкость, эмоциональная устойчивость, интеллект и сексуальность, а у спортсменок снижаются такие показатели, как беспечность, самодемонстрация, экзальтированность, эмоциональность, нейротизм, чувство вины, напряженность и изменчивость настроения [2]. Следовательно, получается, что на спортивную успешность спортсменов мужского пола позитивно влияют качества, традиционно воспринимающиеся как «мужские», а на результативность спортсменок - низкий уровень выраженности качеств, считающихся «женскими».

Таким образом, на данный момент существуют некоторые основания предполагать, что психологическая маскулинность является фактором достижения высоких результатов в спорте. Однако пока это только предположение, которое нуждается в тщательной эмпирической проверке.

На данный момент в психологии спорта отсутствуют модели психоспортограмм спортсменов с учетом фактора их пола. Это является довольно большим «упущением», поскольку состав спортивно-важных качеств личности у спортсменов мужского и женского пола может оказаться различным. Следовательно, в процессе психологического сопровождения спортсменов могут быть разные задачи в сфере как их отбора, так и подготовки с учетом фактора половой принадлежности. В общем и целом, эти данные необходимы для разработки дифференцированного подхода к спортсменам разного пола.

Для определения профессионально-важных качеств личности спортсменов разного пола использовались широко распространенные методики: опросник для диагностики свойств нервной системы Я. Стреляу, тест для определения свойств темперамента Э. Бренгельман - Л. Бренгельман, а также методика многофакторного исследования личности Р. Кетелла. Спортивная успешность спортсменов определялась через его спортивный разряд, который был переведен в нормативные значения. Профессионально-важные качества личности спортсменов устанавливались с помощью корреляционного анализа показателей психических качеств и их спортивной успешности.

В исследовании приняли участие 345 спортсменов мужского и женского пола различных спортивных специализаций и с разным уровнем профессионального мастерства. На одном из этапов исследования спортсмены были разделены на специализации, которые считаются «маскулинными» (единоборства) и «феминными» (фигурное катание, спортивные танцы).

Таблица 1

Достоверные связи свойств личности со спортивной результативностью у

спортсменов мужского и женского пола (п = 162; г = 0,16 при p < 0,05, г = 0,21 при p < 0,01, г = 0,26 при p < 0,001)

Свойства личности: Мужчины Женщины

(П = 183) (П = 162)

Сила процессов возбуждения 0,25 0,20

Сила процессов торможения

Подвижность нервных процессов

Экстраверсия

Ригидность

Нейротизм -0,20

Темп реакций 0,19 0,17

Активность 0,24 0,24

Искренность

Открытость (фактор А) 0,19

Интеллект (фактор В)

Стабильность (фактор С) 0,20 0,17

Доминантность (фактор Е) 0,16

Экспрессивность (фактор F) 0,16

Нормативность (фактор G) 0,21 0,22

Смелость (фактор Щ 0,18

Мягкость (фактор I)

Подозрительность (фактор L)

Идеалистичность (фактор М) -0,17

Дипломатичность (фактор N 0,21

Тревожность (фактор О) -0,22

Радикализм (фактор Q1) 0,19

Самодостаточность (фактор Q2)

Самомнение (фактор Q3) 0,26 0,24

Напряженность (фактор Q4) 0,20

Итого 11 11

Примечание: жирным шрифтом отмечены коэффициенты при р < 0,01

С помощью корреляционного анализа было установлено по 11 связей характеристик личности спортсменов мужского и женского пола с показателем их спортивной успешности. В мужской выборке 99% уровня достоверности достигает 5 связей, в женской - 4. Следовательно, степень влияния психологических качеств на спортивный результат не зависит от пола спортсменов.

Ряд качеств личности (6) оказывает влияние на деятельность спортсменов, независимо от их пола. То есть, их можно отнести к профессионально-важным качествам личности спортсменов «в целом».

К числу таковых относятся 3 типологических свойства (сила процессов возбуждения, темп реакций и активность) и 3 - характерологических (личностная стабильность, нормативность и самомнение) свойства личности.

Таким образом, «психологический портрет» успешного спортсмена (независимо от его половой принадлежности) включает в себя:

• высокую работоспособность;

• реактивность (способность к быстрой и сильной реакции);

• активную жизненную позицию;

• эмоциональную уравновешенность;

• способность подчинять свое поведение правилам и нормам;

• высокую степень уверенности в себе.

Следует отметить, что перечисленные характеристики являются элементами традиционного образа психологической «мужественности».

Однако степень влияния свойств личности на результативность спортсменов разного пола (судя по уровню достоверности или «тесноты» связей) в некоторых случаях совпадает (например, в отношении активности, нормативности и уверенности в себе), а в некоторых - различается.

Так, сила процессов возбуждения в мужской выборке связана со спортивной результативностью сильнее (р < 0,01), чем в женской (р < 0,05). Вероятно, это объясняется тем, что «мужской» спорт требует большей работоспособности, энергии и меньшей чувствительности. Женщины же зачастую бывают успешными в так называемых «художественных видах спорта», где мужчин мало или почти нет, а достигаемый результат не зависит от силы нервной системы.

К числу полоспецифичных факторов спортивной успешности спортсменов относится ряд качеств личности.

У мужчин таковыми являются (перечислены в порядке убывания значимости):

- низкая тревожность;

- низкий нейротизм;

- высокий радикализм;

- высокая смелость и решительность;

- высокая доминант ность.

Перечисленные качества личности традиционно воспринимаются как маскулинные и элементы «спортивного» (или «бойцовского» характера). Вероятно, обладатели этих качеств обладают большей силой психологического воздействия на противников, так как в спорте нередки ситуации, когда поединок может быть выигран или проигран еще до его начала.

Следует отметить, что у женщин такие качества личности, как тревожность и нейротизм, не влияют на результативность, т.е., для них они не являются «противопоказанием» к спортивной успешности (вероятно потому, что их эмоциональность воспринимается не как признак «слабости» и поэтому кажется более «простительной»).

У спортсменок полоспецифичными спортивно-важными качествами личности являются:

• высокая дипломатичность;

• высокая напряженность;

• высокая открытость;

• высокая стабильность;

• низкая идеалистичность (т.е., прагматизм);

• высокая экспрессивность.

Обращает на себя внимание тот факт, что в целом в женском спорте ряд «исконно женских» качеств личности играют довольно позитивную роль. Т.е., женщины добиваются высоких результатов, в том числе, и за счет некоторых своих специфичных качеств - таких, как умение общаться, договариваться, нравиться. Однако доля таких качеств в спортивном успехе довольно невысока. К числу таких специфично-феминных качеств можно отнести только дипломатичность, открытость и экспрессивность.

Также заслуживает внимание связь со спортивной результативностью высокой напряженности, что доказывает, что «цена» спортивного успеха для женщин зачастую выше, чем для мужчин и связана с напряжением всех сил и потенциалов.

В общем и целом, доля маскулинных качеств личности в достижении высоких спортивных результатов является явно превалирующей. Спортивно-важные качества личности целиком могут быть отнесены к их составу. В перечне женских качеств личности, способствующих достижению успехов в спорте, также преобладают маскулинные характеристики, некоторая их часть может быть отнесена к «нейтральным» в половом отношении (например, напряженность и прагматизм) и только незначительная часть качеств спортивно-важных качеств личности может быть отнесена к группе феминных (следовательно, спортсменки используют некоторый арсенал «женских» стратегий адаптации, но их роль в деятельности относительно невелика).

Ряд свойств личности (таких, сила процессов торможения, подвижность нервных процессов, экстраверсия, ригидность, искренность, интеллект, мягкость, подозрительность, самодостаточность) не обнаружили связей со спортивной результативностью спортсменов обоего пола.

Нелинейных форм связей свойств личности и спортивной результативности у спортсменов мужского и женского пола обнаружено не было.

Ниже представлен перечень профессионально-важных качеств личности спортсменов мужского и женского пола (без учета спортивной специализации). Последовательность качеств определяется их «весом» с точки зрения спортивной результативности (определяется степенью «тесноты» или достоверности связи). Обращает на себя внимание то, что качества, определяющие спортивную успешность и мужчин, и женщин, занимают, в основном, первые позиции в составе спортивно-важных качеств личности.

Таблица 2

Состав спортивно-важных качеств личности у спортсменов мужского и женского пола

Спортсмены Спортсменки

Самомнение Сила процессов возбуждения Активность Нетревожность Нормативность поведения Активность Самомнение Нормативность поведения Дипломатичность Сила процессов возбуждения

Низкий нейротизм Напряженность

Личностная стабильность Открытость

Радикализм Личностная стабильность

Смелость и решительность Прагматизм

Доминантность Экспрессивность

Заслуживает отдельного рассмотрения проблема полоспецифичности спортивно-важных качеств личности в рамках отдельных спортивных специализаций (так как состав этих качеств в разных видах спорта может существенно варьироваться). Следует предполагать, что качества личности мужчин и женщин, обеспечивающие высокую результативность в маскулинных и феминных видах спорта, может существенно различаться.

Рассмотрим результаты корреляционного анализа свойств личности и спортивной результативности у спортсменов разного пола, занимающихся маскулинными видами спорта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Достоверные связи свойств личности со спортивной результативностью у спортсменов обоего пола, занимающихся маскулинными видами спорта (п = 55; г = 0,26 при p < 0,05, г = 0,34 при p < 0,01)

Свойства личности: Мужчины Женщины

(п = 61) (п = 55)

Сила процессов возбуждения 0,45 0,35

Сила процессов торможения

Подвижность нервных процессов 0,28 0,26

Экстраверсия

Ригидность

Нейротизм

Темп реакций 0,29 0,27

Активность 0,36 0,29

Искренность

Открытость (фактор А)

Интеллект (фактор В)

Стабильность (фактор С)

Доминантность (фактор Е) 0,34 0,27

Экспрессивность (фактор F)

Нормативность (фактор G)

Смелость (фактор Щ 0,37 0,28

Мягкость (фактор I) -0,27

Подозрительность (фактор L)

Идеалистичность (фактор М)

Дипломатичность (фактор N

Тревожность (фактор О) -0,28

Радикализм (фактор Q1) 0,28

Самодостаточность (фактор Q2)

Самомнение (фактор Q3) 0,38 0,36

Напряженность (фактор Q4) 0,34

Итого 9 9

Примечание: жирным шрифтом отмечены коэффициенты при р < 0,01

В выборках спортсменов обоего пола, занимающихся маскулинными видами спорта, было установлено по 9 связей психологических характеристик с показателем спортивной результативности. 99% уровня достоверности достигают 5 связей в мужской и 4 - в женской выборке испытуемых. В целом, степень достоверности связей выше у спортсменов, чем у спортсменок. Поэтому, несмотря на одинаковое количество связей, можно говорить о более сильной обусловленности успешности деятельности в данной специализации именно представителей мужского пола.

В данном случае наблюдается высокая степень согласованности профессионально-важных качеств личности - из 9-ти 7 качеств личности в мужской и женской выборках обнаружили связи со спортивной результативностью. Следовательно, психологических порет «успешного спортсмена» в рамках этих специализаций мало зависит от фактора пола.

Общими для мужчин и женщин качествами, от которых зависит успешность в маскулинных видах спорта, являются высокие значения:

• силы процессов возбуждения;

• подвижности нервных процессов;

• темпа реакций;

• активности;

• доминантности;

• смелости и решительности;

• самомнения.

Перечень данных качеств в полной мере соответствует стереотипу маскулинности.

Большинство из перечисленных качеств соответствуют перечню спортивно-важных качеств личности спортсменов обоего пола без учета спортивной специализации. «Новыми» в нем являются: подвижность нервных процессов, доминантность, смелость и решительность (последние два качества определяют спортивную успешность спортсменов мужского пола в общей выборке).

Полоспецифичными для мужчин, занимающихся маскулинными видами спорта, являются следующие спортивно важные качества:

• низкая тревожность;

• высокий радикализм.

Сравнение с данными общей выборки спортсменов мужского пола показывает, что ряд свойств личности «уходят» из состава профессионально-важных (низкий нейротизм, личностная стабильность, нормативность поведения). В то же время, появляется такое качество, как подвижность нервных процессов. Эти изменения корреляционных связей отражают специфику деятельности в «мужских» видах спорта, спецификой которых является жесткая соревновательность, наличие прямого контакта с противником, готовность к противостоянию.

Для женщин, занимающихся маскулинными видами спорта, полоспецифичными являются такие спортивно-важные качества, как:

• жесткость по отношению к окружающим;

• высокая напряженность.

Обращает на себя внимание то, что уровень достоверности связи напряженности и спортивной результативности (р < 0,01) является более высоким по сравнению с общей выборкой спортсменок (р < 0,05). Это значит, что спортивные успехи в «мужских» видах спорта требуют от женщин максимального напряжения всех физических и психических сил.

Следует отметить, что в перечне профессионально-важных качеств спортсменок маскулинных видов спорта отсутствуют характеристики, которые можно счесть феминными. Таким образом, спортивная успешность женщин в этих специализациях

определяется сугубо «мужскими» качествами личности.

Сравнение с общей выборкой спортсменок показывает, что у женщин, занимающихся маскулинными видами спорта, исчезают связи спортивной результативности с рядом качеств (открытость, личностная стабильность, экспрессивность, нормативность поведения, прагматичность и дипломатичность), некоторые из которых являются феминными (открытость, экспрессивность, дипломатичность). И появляются новые профессионально-важные качества, такие, как подвижность нервных процессов, доминантность, смелость и жесткость в поведении, которые можно однозначно оценить как маскулинные.

Таблица 4

Состав спортивно-важных качеств личности у мужчин и женщин, занимающихся маскулинными видами спорта

Спортсмены Спортсменки

Сила процессов возбуждения Активность Смелость и решительность Самомнение Доминантность Нетревожность Радикализм Подвижность нервных процессов Темп реакций Напряженность Самомнение Сила процессов возбуждения Активность Смелость и решительность Темп реакций Жесткость поведения Подвижность нервных процессов Доминантность

Общий перечень профессионально -важных качеств личности с учетом «значения» характеристик в точки зрениях силы их влияния на спортивную результативность показывает, что, несмотря на неодинаковую их роль, общий состав психологических характеристик является практически идентичным у спортсменов обоего пола и представленные в нем качества являются маскулинными.

Далее рассмотрим результаты корреляционного анализа свойств личности и спортивной результативности у спортсменов разного пола, занимающихся феминными видами спорта.

Таблица 5

Достоверные связи свойств личности со спортивной результативностью у спортсменов обоего пола, занимающихся феминными видами спорта (п = 52; г = 0,27 при p < 0,05, г = 0,35 при p < 0,01)

Свойства личности: Мужчины Женщины

(П = 52) (П = 63)

Сила процессов возбуждения

Сила процессов торможения

Подвижность нервных процессов 0,30

Экстраверсия

Ригидность -0,36 -0,40

Нейротизм 0,28

Темп реакций

Активность 0,38 0,35

Искренность

Открытость (фактор А) 0,29

Интеллект (фактор В)

Стабильность (фактор С)

Доминантность (фактор Е) 0,27

Экспрессивность (фактор F) 0,36 0,42

Нормативность (фактор G) 0,27 0,29

Смелость (фактор Щ

Мягкость (фактор I) 0,29

Подозрительность (фактор L)

Идеалистичность (фактор М) -0,27

Дипломатичность (фактор N 0,28 0,36

Тревожность (фактор О)

Радикализм (фактор Q1)

Самодостаточность (фактор Q2)

Самомнение (фактор Q3) 0,35 0,28

Напряженность (фактор Q4)

Итого 8 10

Примечание: жирным шрифтом отмечены коэффициенты при р < 0,01

С показателем спортивной результативности в мужской выборке спортсменов, занимающихся феминными видами спорта, оказались связанными 8, а в женской - 10 характеристик личности. При этом 99% уровня достоверности достигают 4 связи в обеих выборках испытуемых. Однако уровень тесноты связей свойств личности и спортивных достижений в большинстве случаев выше у женщин. Следовательно, в данном случае психологическая обусловленность спортивной деятельности является более заметной у женщин, чем у мужчин (в противоположность маскулинным видам спорта).

Степень согласованности влияния психологических характеристик на спортивный результат у спортсменов обоего пола является довольно высокой - об этом свидетельствует 6 одинаковых связей. То есть, в рамках феминных видах спорта также формируется некий «усредненный» тип личности успешного спортсмена, в котором мало половой специфики. Другими словами, успешность в рамках этой специализации зависит от унифицированных характеристик личности спортсменов.

К числу характеристик, от которых зависит уровень достижений спортсменов мужского и женского пола в феминных видах спорта, относятся:

• психическая гибкость;

•активность;

• экспрессивность;

• нормативность поведения;

• дипломатичность;

• самомнение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большинство перечисленных качеств (гибкость, экспрессивность, нормативность, дипломатичность) соответствуют стереотипу феминности.

Следует отметить, что данный перечень в весьма значительной степени отличается от состава профессионально-важных качеств личности спортсменов «в целом» и маскулинных специализаций. Исчезли связи спортивной успешности с силой процессов возбуждения, темпом реакции, личностной стабильностью. Появились новые спортивно-важные качества - психическая гибкость, экспрессивность и

дипломатичность. Сохранились связи уровня спортивных достижений с активностью, нормативностью поведения и самомнением. Таким образом, можно сделать вывод, что так называемые «женские» виды спорта в психологическом отношении обладают ярко выраженной спецификой по отношению ко всем остальным видам спорта.

К числу полоспецифичных спортивно-важных качеств личности, характерных для мужчин, занимающихся феминными видами спорта, относятся:

• подвижность нервных процессов;

• доминантность.

Сравнение с результатами общей выборки спортсменов мужского пола позволяет заметить, что у представителей данной специализации отсутствуют связи спортивной успешности с низким нейротизмом и тревожностью (которые в данном случае не являются «противопоказаниями» для достижения успеха), смелостью и решительностью, а также радикализмом. Сохраняется влияние на спортивную результативность склонности к доминантности в поведении. И появляется новая связь успешности с подвижностью нервных процессов. Все эти особенности можно объяснить спецификой требований со стороны спортивной деятельности в феминных видах спорта.

Специфичными для женщин - представительниц феминных спортивных специализаций качествами личности, от которых зависит уровень достижений, являются:

• открытость по отношению к окружающим;

• нейротизм;

• мягкость в поведении;

• прагматизм.

Перечисленные характеристики легко соотносятся с общепринятыми эталонами психической женственности. Обращает на себя внимание положительная связь спортивного успеха и нейротизма. Это объясняется тем, что высокая эмоциональность, играющая негативную роль в большинстве видов спорта, в данном случае имеет много положительных аспектов, способствуя большей выразительности, артистизму выступлений.

По отноше нию к общей выборке спортсменок, занимающихся различными видами спорта, у представительниц «женских» специализаций отсутствует такое спортивно-важное качество, как напряженность, появляются новое (нейротизм) и сохраняется значение ряда свойств (поведенческая мягкость, прагматизм и открытость). Таким образом, феминные характеристики, свойственные для спортсменок в целом, в данной выборке достигают максимального значения. Следовательно, психическая женственность (в случае спортсменов) является важным фактором достижения высоких результатах в феминных видах спорта.

Таблица 6

Состав спортивно-важных качеств личности у мужчин и женщин, занимающихся феминными видами спорта

Спортсмены Спортсменки

Активность Экспрессивность

Психическая гибкость Психическая гибкость

Экспрессивность Дипломатичность

Самомнение Активность

Подвижность нервных процессов Открытость

Дипломатичность Нормативность

63

Доминантность Мягкость

Нормативность Нейротизм

Самомнение

Прагматизм

Общий перечень профессионально-важных качеств личности спортсменов мужского и женского пола, занимающихся феминными видами спорта (качества перечислены в порядке снижения их «веса» с точки зрения спортивной результативности) свидетельствует, что существует много совпадений между ними. В мужской выборке ряд качеств могут быть интерпретированы как феминные (гибкость, экспрессивность, дипломатичность, нормативность), а другие - как маскулинные (активность, самомнение, доминантность). В составе спортивно-важных характеристик спортсменок бесспорно преобладают феминные свойства личности. Следовательно, феминные виды спорта требуют определенной психической женственности (большей - от женщин, меньшей - от мужчин) и обладают ярко выраженной гендерной спецификой по отношению ко всем остальным видам спорта.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать определенные выводы. Профессиональная успешность мужчин и женщин в спорте определяется отчасти одинаковыми, отчасти различными свойствами личности. Наибольшее влияние на спортивный результат имеют качества, которые могут интерпретироваться как маскулинные. Определенное значение в достижении профессиональной успешности в спорте спортсменами разного пола имеет фактор спортивной специализации. В маскулинных видах спорта психологическая маскулинность имеет большое значение в плане достижения высоких результатов как у спортсменов, так и у спортсменок. А в феминных видах спорта спортивная успешность определяется феминными качествами личности.

Полученные данные можно использовать как в целях профессионального отбора спортсменов на стадии выбора спортивной специализации, так и для их психологического сопровождения в целях роста спортивного мастерства.

Литература

1. Горбачева Ж.С. Психологические основы формирования пластической выразительности в художественной гимнастике / Ж.С. Горбачева // Психолого-педагогический поиск: проблемы и достижения. - СПб.: ГАФК, 1999 - С. 36-42.

2. Гордон С.М. Оценка личности спортсменов разных специализаций и квалификаций (на примере циклических, игровых видов и спортивных единоборств / С.М. Гордон, А.Б. Ильин // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 2. - С. 24-26, 39-40.

3. Горская Г.Б. Развитие субъектных свойств личности в условиях спортивной деятельности / Г.Б. Горская // Теория и практика физической культуры. - 2004. -№ 8. - С. 47-49.

4. Дамадаева А.С. Влияние занятий спортом на гендерные характеристики личности женщин / А.С. Дамадаева // Научно-теоретический журнал Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - Вып. 3 (61) - 2010. - С. 45-47.

5. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008.

6. Кроте, М.С. Психологические характеристики студенческих хоккейных команд / М.С. Кроте, Д.Ф. Александер, ИХ Чиен и др. // Психология и современный спорт: Международный сборник научных работ по психологии спорта. - М.: Физическая культура и спорт, 1982 - С. 172-178.

7. Anshel, M. Efficacy of model for examining self-regulation with elite and non-elite male

and female competitive swimmers / M. Anshel, A. Porter // International journal of sport psychology. - 1996. - № 3. - P. 321-336.

© Дамадаева А.С., 2011

Чикнаверова К.Г.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ КАК ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Chiknaverova K.G.

LEARNER'S AUTONOMY AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

В статье представлен анализ понятия «самостоятельность» в психолого-педагогической литературе, определяются смежные и непересекающиеся аспекты в рассмотрении понятия с позиции междисциплинарного подхода, а также обозначается авторская трактовка.

Ключевые слова: Самостоятельность, познавательная активность, субъектные характеристики

The article presents an analysis of learner's autonomy in psychological and pedagogical literature. It focuses on correlated aspects while analyzing the notion as seen from interdisciplinary approach andfinally states the author's interpretation.

Keywords: Autonomy, knowledge acquisition, characteristics of the autonomous learner.

Самостоятельность и ее проявления присутствуют во всех сферах жизнедеятельности человека (профессиональной, учебной, социальной), в связи с особенностями разных возрастных групп, в связи с межкультурными различиями (влияние культурных, этнических, национальных признаков на развитие самостоятельности).

Самостоятельность в познании имеет древнейшую этимологию. С.М. Абрамов в своем диссертационном исследовании «Воспитание образовательной самостоятельности студентов гуманитарных вузов в процессе дистанционного обучения», 2003 выделяет шесть этапов развития самостоятельности в соответствии с теорией инверсии А.С. Ахиезера: эпоха древности - время зарождения самостоятельности в деятельности; развитие идеи самостоятельности в обучение и воспитании античности; эпоха Средневековья - уменьшение роли самостоятельности в обучении, самостоятельность рассматривается как индивидуальное невыразимо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.