Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ ПОКОЛЕНИЯ Z'

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ ПОКОЛЕНИЯ Z Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
291
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ / ЦЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ / ПОКОЛЕНИЕ Z / ЧЕРТЫ ПОКОЛЕНИЙ / АНАЛИЗ ПОКОЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тренина П. Е., Неволина К. А., Харлова К. А.

Авторами проведен анализ особенностей поколений, основанный на теории Н. Хоува и У. Штрауса. Рассмотрены отличительные черты и ценности поколений, а также причины их формирования. В большей степени освещены вопросы о представителях поколения Z. В сравнении показаны аспекты современного поколения и предшественников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PERSONALITY TRAITS OF GENERATION Z

This article presents an analysis of generations based on the theory of N. Howe and W. Strauss. The distinctive features and values of generations, as well as the reasons for their formation, are considered. Mostly questions about representatives of Generation Z are considered. The aspects of the modern generation are compared with those preceding it.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ ПОКОЛЕНИЯ Z»

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ SCIENTIFIC RESEARCH OF YOUNG SCIENTISTS

Научная статья УДК 316.43

DOI: 10.35854/2541-8106-2022-2-169-176

Особенности личностных черт поколения Z

Полина Евгеньевна Тренина1Н, Ксения Александровна Неволина2,

Кристина Александровна Харлова3

1 2 3 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики,

Санкт-Петербург, Россия

1 аш1па.г0к0880У8ку@уапёех.гин

2 kseniya-nevolina2001@mail.ru

3 hristinv@mail.ru

Аннотация. Авторами проведен анализ особенностей поколений, основанный на теории Н. Хоува и У. Штрауса. Рассмотрены отличительные черты и ценности поколений, а также причины их формирования. В большей степени освещены вопросы о представителях поколения 2. В сравнении показаны аспекты современного поколения и предшественников.

Ключевые слова: теория поколений, ценности поколений, поколение 2, черты поколений, анализ поколений

Для цитирования: Тренина П. Е., Неволина К. А., Харлова К. А. Особенности личностных черт поколения 2 // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2022. Т. 23. № 2. С. 169-176. https://doi.org/10.35854/2541-8106-2022-2-169-176

Original article

Features of personality traits of Generation Z

Polina E. Trenina1H, Kseniya A. Nevolina2, Kristina A. Kharlova3

1 2' 3 St. Petersburg University of Management Technologies and Economics,

St. Petersburg, Russia

1 amina.rokossovsky@yandex.ru H

2 kseniya-nevolina2001@mail.ru

3 hristinv@mail.ru

Abstract. This article presents an analysis of generations based on the theory of N. Howe and W. Strauss. The distinctive features and values of generations, as well as the reasons for their formation, are considered. Mostly questions about representatives of Generation Z are considered. The aspects of the modern generation are compared with those preceding it.

© Тренина П. Е., Неволина К. А., Харлова К. А., 2022

Keywords: generational theory, generational values, Generation Z, generational characteristics, generational analysis

For citation: Trenina P. E., Nevolina K. A., Kharlova K. A. Features of personality traits of Generation Z. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo universiteta tekhnologiy upravleniya i ekonomiki. 2022;23(2):169-176. (In Russ.). https://doi.org/10.35854/2541-8106-2022-2-169-176

Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о том, что его отличает от других людей. Различия могут быть связаны с полом, национальностью, профессиональной принадлежностью, возрастом. Среднестатистический человек, живущий в семье, окружен людьми разного возраста. К ним относятся родители, бабушки и дедушки, братья и сестры. Все привыкли считать их людьми из разных поколений, которые имеют разные ценности, по-разному росли. Историк Уильям Штраус и писатель Нил Хау создали теорию поколений, на основе которой выпущена книга «Четвертое превращение». В ней авторы и раскрывают тему поколений, описывая свою теорию.

Суть данной теории заключалась в том, что раз в 15-20 лет образуются новые поколения, которые сменяют друг друга. В частности, Е. М. Ожиганова пишет: «Каждое поколение обладает определенными ценностными установками, в зависимости от того времени, в котором они родились. На каждое поколение влияют политические, экономические и социальные условия жизни, степень развития технологий, искусства — в общем, всего, что окружает человека» [1].

Если взглянуть на даты появления молчаливого поколения (1923-1943), несложно догадаться, какие события происходили в этот период. Речь идет о Второй мировой войне и Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., сталинских репрессиях, пятилетках, открытии антибиотиков, разрушении страны, а затем ее восстановлении. События, происходившие с 1923 по 1943 г., свидетельствуют о том, что это время было трудным, и оно оказало большое влияние на людей. Для общества очень важную роль играла семья, поскольку именно в кругу близких людей можно было обсуждать любые темы. В указанный период существовала строгая цензура, и людей, которые не поддерживали политику и экономику государства, могли отправить в ссылку. Несмотря на это, в данный период врачам удалось открыть для мировой медицины новые лекарства (антибиотики), и лечить различные заболевания стало гораздо легче. К ценностям молчаливого поколения можно отнести уважение к должности, статусу и законам, преданность, соблюдение правил, терпение, экономность. Гаджетов не было в исследуемый период, а значит, люди взаимодействовали друг с другом посредством вербального общения и писем.

Беби-бумеры — люди, рожденные в послевоенное время. Название поколения обусловлено резким скачком рождаемости с 1943 по 1962 г. Представители этого поколения выросли в период развитого социализма в СССР. Произошло много знаменательных событий, которые сыграли существенную роль для формирования ценностей таких людей. Это — окончание Второй мировой войны и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., первый полет человека в космос, «оттепель», единые стандарты обучения в школах, гарантированность медицинского обслуживания. Происходило развитие народного хозяйства, государство ставило перед собой смелые цели, в связи с чем представители данного поколения были амбициозны и оптимистичны. Они не понаслышке знали о командном духе, были трудоголиками, активными личностями и вместе с тем бережливыми. У них отмечается низкий уровень индивидуализма. В числе ценностей — идеализм, оптимизм, имидж, здоровье, работа, личностный рост, статус. Все это может

быть связано с послевоенным периодом, политической повесткой и воспитанием родителей, заставших военное время.

Представители поколения Х рождены в 1963-1984 гг. Для них очень важную роль играет баланс между работой и личной жизнью. Эти годы запомнились такими событиями, как холодная война, война во Вьетнаме, период застоя в СССР, война в Афганистане, равноправие полов, начало перестройки, появление ранних компьютерных и мобильных технологий. Родители этих детей много работали, что повлияло на их самостоятельность и независимость. Данное поколение отличается стремлением к изучению наук, поскольку воспитано в эпоху научных достижений. Его можно считать адаптивным, так как люди помнят время без гаджетов. При этом сегодня успешно работают с новыми технологиями. По мере их взросления особенно ценным становится индивидуализм, поэтому патриотизма у такого поколения меньше, чем у предыдущего. Для его представителей важен институт семьи. Речь идет о прагматичных людях: вырастая в период дефицита продуктов и услуг, они старались накапливать материальные блага. Кроме того, имеют качественное образование, в связи с чем их ценят работодатели.

Поколением У можно считать людей, родившихся с 1985 по 2000 г. В эпоху их взросления происходили бурные изменения в технической области. Стартовала активная цифровизация. На годы этого поколения приходится и дата развала СССР. Данным людям, в отличие от предыдущих поколений, доступны любая информация, музыка, кино — всё, что повлияло на индустрию развлечений в будущем. Такие люди не торопятся заводить семью, они посвящают себя карьере, что может быть связано со спадом экономики и активным развитием спорта, искусства и различного рода ремесла. Это поколение очень ценит комфорт, в работе его представители предпочитают опираться на себя и не зависеть от высших чинов, что делает их индивидуалистами. Для них командный дух не является ценностью. Данное поколение свободолюбиво: ему свойственны смена профессий и гибкое мышление, свободолюбие и спонтанность, информированность и общительность, профессиональное владение техникой, уверенность в себе. Практически все представители поколения У не приучены к самостоятельности, присущей их родителям — «иксам» и дедушкам-«бумерам». Внешняя среда вокруг них изменялась очень быстро в период их взросления. Им стали свойственны такие черты, как желание получать немедленное вознаграждение за сделанную работу, абсолютное неверие в отдаленную перспективу.

Поколение И — самое молодое. За это время произошли такие события, как бум стартапов, глобальное потепление, внедрение технологий во все сферы жизни, переход на онлайн-общение. Не стоит забывать и о том, что именно на долю указанного поколения выпали трудности, вызванные пандемией коронавируса СОУГО-19, которая продолжается. Многие исследователи называют этих людей «рожденными со смартфоном в руках». Именно развитая цифровизация в их детстве и стала отличительной чертой. Любую информацию, по их мнению, можно найти, не прилагая особых усилий. Им свойственна тяга к образованию, но не в классическом варианте университета, а самообразование в разных областях. Для данного поколения характерным стало переключение с одного дела на другое. Важнейшей сферой у них выступает Интернет. В отличие от предыдущих поколений, Интернет для данного поколения — реальная жизнь, а не вспомогательный элемент для решения задач. Такие люди активно поднимают проблемы неравенства, ценности индивидуальности и экологии, не ставят во главу стабильную работу на одном месте. Для них большее значение имеет свобода самовыражения и получение эмоций.

Среди так называемых сильных сторон этого поколения — свобода от предрассудков, психологическая гибкость, креативность. Его представителей отличает творческий подход в любом деле, поскольку в любой сфере жизни сегодня наблюдается высокий уровень конкуренции, которого не было ни в одном из предыдущих поколений. Однако эти люди не способны в полной мере к концентрации внимания, они живут в мире быстро сменяющих друг друга событий, в их жизни нет стабильности. Вследствие этого они не строят долгосрочных планов на будущее. Им не свойственно чтение длинных текстов и анализ прочитанного. Они желают получить сжатую информацию, в которой содержится только суть. Представители исследуемого поколения болезненно воспринимают критику, полагая, что у них собственный путь, отличающийся от остальных, которые не понимают их. Отрицательной стороной является тотальное погружение в виртуальный мир, где им проще общаться, нежели воочию. Главная мотивация для них — интерес. Если что-то не представляет интереса, они вряд ли будут уделять этому время. В отличие от других поколений, у этих людей напрочь отсутствует понятие долга и авторитета, что кажется плачевным. Они настроены на равенство в любом аспекте жизни. Зачастую от них можно услышать фразы, связанные с отказом принимать в качестве значимой точку зрения старших лишь ввиду возраста и опыта последних. Для поколения Z значимы конкретные аргументы, а не опыт прошлых лет и багаж знаний старшего поколения. Отличаются скоростью восприятия информации, но трудностью ее запоминания с учетом того, что, например, любую дату можно быстро найти в Интернете. По сравнению с остальными поколениями, у Z отсутствует чувство коллективизма. Такие люди делают ставки только на собственный потенциал, что делает их эгоистичными. Однако они очень открыты ко всему новому, у них нет границ, что может играть как в отрицательную, так и в положительную сторону. Из-за быстрого изменения жизни, мировоззренческого разрыва со старшими и избыточности информации поколение Z характеризуется размыванием жизненных принципов и ориентиров, о чем говорит отсутствие рамок и границ в их жизни. Несомненно, цифровизация имеет и положительный результат, и отрицательный. Свобода является ценностью. Вместе с тем ее избыток сулит неопределенность и отсутствие структурированности жизни. Стремительная смена обстановки ставит под сомнение стабильность и четкий уклад жизненных ценностей.

Итак, каждому поколению присущи свои особенности, как положительные, так и отрицательные. Теория поколений не является научной, а даты имеют размытую границу, на наш взгляд. На человека влияет и воспитание родителей. Кто-то может быть ярким представителем своего поколения, а кто-то похож на людей из другого поколения. Данное представление о различиях между людьми выступает лишь в качестве теории, на которую, несомненно, стоить обратить внимание. Но, изучая различия между людьми, стоит опираться на более научные источники. Среди нас нет одинаковых, потому на личности влияет совокупность множества факторов.

Эмпирическое исследование поколения Z

Изучение современного поколения видится сегодня очень важным направлением, поскольку именно от его представителей зависит будущее. Ориентируясь на их представление о себе, можно поразмышлять об их сильных сторонах, преимуществах, интересах и направленностях.

Нами, студентами-психологами третьего курса, для эмпирического исследования поколения Z разработана анкета. Цель исследования — изучение личностных

качеств, характерных для представителей указанного поколения. Оценить их предлагалось как представителям поколения Z, так и людям иных поколений.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

1) проанализировать литературу, посвященную проблеме исследования, и выделить чаще всего встречающиеся в ней черты современного поколения Z•

2) выявить собственное представление поколения Z о своих ведущих чертах характера;

3) изучить представления других поколений о ведущих чертах характера поколения Z•

4) сравнить представления разных поколений.

Участниками проводимого исследования стали студенты третьего курса факультета психологии Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. Выборку составили 30 студентов двух групп ОГСНб-П01-19-1 и ОГСНб-П01-19-2 (направленность «Психология управления») и их родители, бабушки и дедушки. Исследование проведено в ноябре 2021 г., в первом семестре.

Участникам выборки предлагалось выбрать из 20 характеристик десять, ярко демонстрирующих особенности представителей современного поколения, а затем проранжировать их (от более значимой характеристики к менее значимой). В список вошли следующие характеристики: независимость, вовлеченность, любознательность, высокая мотивация, многозадачность, лояльность, гибкость и адаптация, практичность, оптимизм, пессимизм, болезненная реакция на критику, конформизм, индивидуализм, эгоцентризм, пассивность, целеустремленность, толерантность, спонтанность и естественность, честность и амбициозность.

Результаты опроса среди представителей поколения Z представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты опроса среди представителей поколения 2

Характеристика %

Независимость 80

Вовлеченность 46

Любознательность 53

Высокая мотивация 16

Многозадачность 66

Лояльность 46

Гибкость и адаптация 83

Практичность 33

Оптимизм 33

Пессимизм 20

Болезненная реакция на критику 53

Конформизм 10

Индивидуализм 83

Эгоцентризм 43

Пассивность 13

Целеустремленность 56

Толерантность 70

Спонтанность и естественность 83

Честность 16

Амбициозность 76

С учетом результатов исследования и представлений молодежи о себе нами составлен обобщенный список черт, присущих поколению Z. В него вошли такие характеристики, как индивидуализм, гибкость и адаптация, спонтанность и естественность (эти характеристики выбрали 83 % респондентов), независимость (80 %), амбициозность (76 %), толерантность (70 %), многозадачность (66 %), целеустремленность (56 %), болезненная реакция на критику (53 %) и любознательность (53 %). Результаты исследования представлены нами на рисунке 1.

90

оп 83 83 83

70 60 50 40 30 20 10 0

Рис. 1. Представление о себе у поколения И

В исследовании принимали участие и представители взрослого поколения, в основном родители, бабушки и дедушки. Результаты приведены в таблице 2.

На основании анализа результатов нами составлен обобщенный список, который характеризует молодое поколение с позиции взрослого. В этот список входят такие характеристики, как толерантность (выбрали 23 человека), амбициозность (23), независимость (21), индивидуализм (20), любознательность (18), целеустремленность (18), многозадачность (17), болезненная реакция на критику (17), спонтанность и естественность (17). Результаты исследования даны на рисунке 2.

По итогам нашего исследования целесообразно сделать ряд выводов:

1) поколение И относит к своим ведущим чертам индивидуализм, адаптивность, спонтанность, независимость, амбициозность и толерантность;

2) поколение старших среди ведущих черт поколения И выделяет толерантность, амбициозность, независимость и индивидуализм;

3) представления о поколении И людей другого возраста совпадают с представлениями современной молодежи о себе.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что, несмотря на специфические особенности различных поколений, между ними отсутствуют принципиальные разногласия в оценке ведущих личностных черт поколения И. Это, в свою очередь, должно положительно влиять на процесс социализации современной молодежи.

"вб"

53

46

1

3 3 а i

20

10

76

70

-56-

43

13

Таблица 2

Результаты опроса среди взрослого поколения о поколении 2

Характеристика Кол-во отметок

Независимость 21

Вовлеченность 15

Любознательность 18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокая мотивация 12

Многозадачность 17

Лояльность 13

Гибкость и адаптация 15

Практичность 10

Оптимизм 10

Пессимизм 5

Болезненная реакция на критику 17

Конформизм 7

Индивидуализм 20

Эгоцентризм 15

Пассивность 10

Целеустремленность 18

Толерантность 23

Спонтанность и естественность 17

Честность 15

Амбициозность 23

25 20 15 10 5 0

Рис. 2. Представление взрослых о поколении Z

21

23

25

20

15

17

17

12

15

10 10

18

15

10

17

15

Список источников

1. Ожиганова Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1. C. 94-97.

Информация об авторах

студент третьего курса направления «Психология»

- студент третьего курса направления «Психология» студент третьего курса направления «Психология»

Information about the authors

P. E. Trenina — 3rd-year Student of Psychology (Bachelor's Degree); K. A. Nevolina — 3rd-year Student of Psychology (Bachelor's Degree); K. A. Kharlova — 3rd-year Student of Psychology (Bachelor's Degree).

Конфликт интересов: авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.

Conflict of interest: the authors declare no conflict of interest related to the publication of this article.

Статья поступила в редакцию 06.12.2021; одобрена после рецензирования 16.03.2022; принята к публикации 08.06.2022.

The article was submitted 06.12.2021; approved after reviewing 16.03.2022; accepted for publication 08.06.2022.

П. Е. Тренина —

(бакалавриат);

К. А. Неволина — (бакалавриат);

К. А. Харлова —

(бакалавриат).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.