Научная статья на тему 'Когнитивные особенности современных студентов – миф или реальность'

Когнитивные особенности современных студентов – миф или реальность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
теория поколений / поколение / когнитивные особенности / поколение Z / цифровое поколение / инновационные методы преподавания. / generational theory / generation / cognitive features / generation Z / digital generation / innovative teaching methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оберемко Татьяна Викторовна

В настоящей статье автор, оттолкнувшись от теории поколений Хоува и Штрауса (N. Howe, W. Strauss) и ее российской адаптации, исследует возможность прикладного использования данной теории в поисках инновационных методов преподавания иностранных языков в неязыковом вузе, так как представители цифрового поколения / Поколения Z составляют основу студенческого корпуса в современном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE FEATURES OF MODERN STUDENTS - MYTH OR REALITY

In this article, the author, starting from the theory of Howe and Strauss generations and its Russian adaptation, explores the possibility of applying the theory in search for innovative methods of teaching foreign languages in a non-linguistic University, since representatives of the digital generation / Generation Z form the basis of the student body in a modern University.

Текст научной работы на тему «Когнитивные особенности современных студентов – миф или реальность»

С& УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ^D

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10527 ОБЕРЕМКО Татьяна Викторовна,

старший преподаватель Департамента языковой подготовки Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: TVOberemko@fa.ru

КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ -

МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация. В настоящей статье автор, оттолкнувшись от теории поколений Хоува и Штрауса (N. Howe, W. Strauss) и ее российской адаптации, исследует возможность прикладного использования данной теории в поисках инновационных методов преподавания иностранных языков в неязыковом вузе, так как представители цифрового поколения / Поколения Z составляют основу студенческого корпуса в современном вузе.

Ключевые слова: теория поколений, поколение, когнитивные особенности, поколение Z, цифровое поколение, инновационные методы преподавания.

OBEREMKO Tatyana Viktorovna,

Senior Lecture of the Department of Language Training of the Financial University under the Government of the Russian Federation

COGNITIVE FEATURES OF MODERN STUDENTS -MYTH OR REALITY

Annotation. In this article, the author, starting from the theory of Howe and Strauss generations and its Russian adaptation, explores the possibility of applying the theory in search for innovative methods of teaching foreign languages in a non-linguistic University, since representatives of the digital generation / Generation Z form the basis of the student body in a modern University.

Key words: generational theory, generation, cognitive features, generation Z, digital generation, innovative teaching methods.

Никогда раньше время не летело столь стремительно и не несло столь быстрые и радикальные перемены в жизнь людей, во все ее стороны - общественную, личную, профессиональную. Специалисты помнят, как знаменитый учебник английского языка Н.И. Бонк - методически крепкий, сбалансированный по аспектам преподавания по возможностям того времени - издавался стереотипным образом около полувека (с 60-х гг. ХХ века), достойно работал в учебных аудиториях на просторах Советского Союза, потом Российской Федерации и не казался устаревшим на протяжении десятилетий. В наши дни издаваемый в «бумажной» версии учебник может утратить актуальность за время подготовки к печати. Разнообразные электронные устройства и интернет вытесняют проверенные веками бумажные носители информации из процесса образования, обучения и научения. Могут ли в этих условиях обучаемые - наши студенты -

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

остаться прежними? Ответ очевиден. Вопрос только в том, насколько они «другие», как быстро происходят изменения и как сложившиеся особенности можно использовать в процессе их обучения в образовательном процессе в целом и при обучении иностранным языкам в частности.

Давно известно, что каждое поколение считает себя умнее предыдущего и мудрее последующего. Сократ еще в 5 веке до нашей эры отмечал: «Наша молодежь любит окружить себя роскошью, она дурно воспитана! Она смеется над своими начальниками и нисколько не уважает старших!». Извечная проблема «отцов и детей» подтолкнула американских исследователей Н. Хоува и В. Штрауса разработать теорию поколений в начале 90-х годов ХХ века [11]. Данная теория утверждает, что в обществе примерно каждые двадцать лет появляется новое поколение. Представители этих поколений отличаются друг от друга ценностями, поведением и другими особен-

ностями. Поколением считается общность людей, которые были рождены в определенный исторический период, испытали влияние одних и тех же исторических событий и особенностей воспитания и разделяющие схожие ценности. При этом поведение представителя того или иного поколения зависит от того, как он воспитывался и жил в возрасте главным образом до 12-14 лет, сложившиеся же ценности подсознательны, глубинны, определяют формирование личности молодого человека и оказывают значительное влияние на всю его дальнейшую жизнь и поведение. Они не явно выражены, не эксплицитны как для окружающих, так и для самих представителей того или иного поколения [11].

В начале XXI века российские ученые Е. Шамис, А. Антипов и ряд других адаптировали данную теорию поколений к российской действительности. В их версии теории изменились временные рамки, но основные характеристики разных поколений остались в целом теми же. Таким образом, сейчас население современной России представлено следующими поколениями.

1) Величайшее поколение, оно же G1. Это поколение победителей, чье формирование проходило в условиях двух революций, гражданской войны, многочисленных реформ и несчастий 20-х гг. Несмотря на пережитое представители данного немногочисленного уже поколения сохранили веру в светлое будущее, оптимизм, трудолюбие и высокую ответственность (г.р.1900-1923).

2) Молчаливое поколение (1923-1943) молчаливо и терпеливо, так как их становление проходило в условиях репрессий, войны и послевоенной разрухи.

3) За ними следует поколение так называемых бэби-бумеров (1943-1963). Так как они росли в супердержаве, победившей в Великой войне и первой покорившей космос, им свойственна психология победителей, они оптимисты, ценят работу в команде, коллективе.

4) В годы холодной войны, застоя, тотального дефицита, закрытости страны, а затем перестройки формируется поколение X (1963-1984). Представители этого поколения самостоятельны, готовы к переменам, рассчитывают только на свои силы и свой собственный опыт.

5) Поколение Y (1984-2000). Их формирование связано с периодом распада СССР, серьезных политических реформ, терактов, перестройки. Но именно в это время происходит бурное развитие новых технологий - информационных, коммуникационных, цифровых. В связи с этим представители данного поколения уже технически продвинуты, владеют современными технологиями, но за любую работу требуют незамедлительного вознаграждения.

6) Поколение Z, называемое еще «цифровыми аборигенами», «сетевым поколением», «цифровым поколением» (г.р. с 2000). Они не представляют себя и этот мир без электронных устройств, не помнят мир до интернета, их видят креативными, склонными к многозадачности, относительно замкнутыми, неумеющими запоминать и удерживать долго внимание [9]. Представители этого поколения уже заполнили студенческие аудитории, и с их особенностями преподавателям вузов надо научиться взаимодействовать.

Теория поколений имеет множество последователей, но и критиков. Повод для критики дает недостаточная эмпирическая обоснованность выводов, строгих данных академической науки. В связи с этим, с одной стороны, вопрос о научной ценности данной теории остается в некотором смысле открытым, но и игнорировать ее продуктивные стороны видится неразумным. Теория поколений активно и успешно используется в области маркетинга и управления персоналом. Интересны также попытки связать ее с отечественной психолого-педагогической традицией, с культурно-исторической теорией развития высших психических функций Л.С. Выготского [4]. Интернет и соцсети, разнообразные девайсы радикально изменили мир вокруг нас и стали средствами деятельности и общения, что позволяет нам рассматривать их в терминах Выготского как новые культурно-исторические орудия, опосредующие нашу деятельность и наше общение, с помощью которых образуется «цифровая реальность». Без нее сегодня экономика не смогла бы функционировать, общение немыслимо, политические отношения и многие другие стороны жизни человечества невозможно представить. Социализация детей поколения Z проходит как в материально-вещественном мире и в рамках обычных социальных взаимодействий, так и в цифровой среде. Пожалуй, только в младенчестве, когда превалирует непосредственно-эмоциональное общение с близкими, прежде всего с матерью, ребенок пока избавлен от проявлений цифровизации. Далее она сопровождает растущего человека всю жизнь. В раннем детстве - с 1 до 3 лет - предметно-манипулятивная деятельность уже сочетается с манипулированием цифровыми устройствами, затем - в дошкольном возрасте - 3 - 7 лет - ребенок наряду с ролевыми играми уже развлекается компьютерными играми и начинает извлекать игровой контент из интернета. В младшей школе к традиционной школьной деятельности добавляется необходимость извлекать информацию из интернета, подчас учебники становятся цифровыми, осваивается мобильный телефон, в образовании применяются дополнительные цифровые технологии. Все активнее

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

используется интернет и социальные сети. В старшей школе учебно-профессиональная деятельность еще больше связана с интернетом и социальными сетями [4]. Наши студенты прошли весь этот цифровой путь и пришли на студенческую скамью сложившейся «цифровой» личностью.

Было бы неразумно игнорировать особенности этой личности в процессе обучения современных молодых людей, которым проще и привычнее использовать экран своего устройства, а не учебник, тетрадь и ручку для записей и чтения. Они не могут не быть на связи с друзьями, родственниками и окружающим миром 24/7 из любого местоположения, включая аудиторию во время занятия в вузе. Электронные устройства используются как своего рода «расширение» своего мозга, что накладывает определенный отпечаток на способ познания мира.

Различные исследования цифрового поколения выделяют разные особенности их представителей. Отмечаются особенности, свойственные ценностно-смысловой сфере (ориентация на достижение успеха), эмоциональной сфере (склонность к депрессии, тревога), личностные качества (некоторый инфантилизм или, наоборот, ответственность, прагматизм, индивидуализм), особенности социальных связей (либо меньше общаются с родителями, сверстниками, либо очень общительны и не могут быть наедине с собой) [2, 3, 5, 8, 10, 11, 13]. Но практически все сходятся в том, что к когнитивным особенностям представителей цифрового поколения относятся многозадачность, трудность удержания внимания и снижение критичности мышления.

Выделяется еще одна особенность цифрового поколения - клиповое мышление: процесс отражения множества разнообразных свойств объектов без учета связей между ними, где информационный поток фрагментарен, подчас алогичен, поступающая информация разнородна, переключение между частями происходит на большой скорости, целостная картина восприятия окружающего мира отсутствует. Свойство это уходит корнями в СМИ - интернет, телевидение в первую очередь - где активно применяются приемы «клиповой» эстетики. Все это формирует «нового» человека с особым ментальным и визуальным восприятием. Что, в свою очередь, может привести, а это часто и происходит, к «новым» особенностям - неспособности системно мыслить и излагать свои мысли, анализировать. Эта особенность цифрового поколения может уравновешиваться еще одной их особенностью - способностью к многозадачности, или «мультитаскингу». Этот термин подразумевает одновременное выполнение нескольких задач и/или быстрое между ними переключение. Исследователи отме-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

чают, что для успешной многозадачности необходимы рабочая/оперативная память (способность удерживать в голове необходимую для осуществления текущей деятельности), флюидный интеллект (скорость и точность обработки информации), а также произвольное внимание. Однако, даже успешная многозадачность часто приводит к снижению глубины переработки информации, более быстрому забыванию содержания осуществляемых задач и увеличением времени выполнения по сравнению с последовательным выполнением действий. Есть мнение, что длительная систематическая работа в условиях многозадачности приводит к избыточной нагрузке на нервную систему, снижает способность воспринимать эмоции [1, 6, 12]. Все эти проявления часто можно наблюдать в студенческой аудитории во время занятий. Вспомните студента на занятии, который одновременно «текстует» в телефоне, обменивается мнением с соседом по парте и следит за ходом занятия, иногда впопад реагируя на вопросы преподавателя.

Исследователи также отмечают проблемы с произвольным вниманием у представителей цифрового поколения, но здесь наблюдается меньшее единодушие. Есть мнение, что снижение концентрации внимания может компенсироваться его объемом в условиях многозадачности, другие исследователи полагают, что данная ситуация связана с неоконченным процессом созревания мозговых структур, осуществляющих функции контроля у подростков, и не имеет отношения к поколенческим особенностям.

Итак, наиболее значимыми особенностями современного студенчества, влияющими на образовательный процесс, являются следующие.

1. Гиперактивность, невозможность сосредоточиться и длительное время удерживать внимание на чем-то одном (клиповость сознания) -отсюда трудности в изучении длинных текстов, студент не может выделить главное, наоборот, внимание на второстепенные детали.

2. Некоторая аутизация как способ общения и взаимодействия с другими, так как с детства возникает привычка чаще общаться не напрямую, а посредством технических средств, а в реальной жизни погружаться в себя и избегать прямого непосредственного общения. Как сдедствие -быстрая утомляемость при длительном общении с людьми.

3. Представители цифрового поколения в значительной степени - больше, чем предшествующие поколения - интровертированны. Они погружены в себя, малоконтактны, ориентированы на внутренний и цифровой мир. Отсюда часто неумение понять других и сочувствовать, сострадать, низкая эмпатия.

4. Еще одна их особенность - большая степень инфантилизма: с одной стороны, пренебрежение жизненным опытом родителей, с другой -убежденность в том, что родители должны решать все их проблемы.

Отличие Поколения Z от предшественников очевидно и убеждает, что прежние способы и модели обучения не очень им подходят, с большой долей вероятности малоэффективны. Отсюда как никогда остро встает вопрос поиска новых, инновационных методом научения. К уже найденным способам можно отнести следующее. Проведение занятий с активным использованием мультимедийного оборудования, которым, к счастью, оснащены многие университетские аудитории. Это позволяет максимально задействовать потребность цифровых аборигенов визуализировать все, что изучается, обсуждать проблемы и изучаемые темы с опорой на видеоряд. Ролевые игры и другие элементы геймификации (использование игровых методик в неигровой ситуации), etc.

Хорошо работает постановка задач поискового характера в качестве самостоятельного домашнего задания или прямо на занятии (не можешь убрать на занятии телефон из рук студента - заставь его работать на образовательные цели) - найти в интернете нужную информацию, затем представить ее группе или партнеру аргументировано и грамотно. Уже сейчас преподаватели иностранных языков активно используют современные образовательные технологии - технология проектного обучения с использованием новых информационных возможностей, интернет-ресурсов и платформ, таких как Rosetta Stone Advantage, терминал информационно-аналитической системы Блумберг, платформы для работы с лексикой изучаемого языка типа Quizlet и другие. Помимо этого, в связи с тем, что студенты поколения Z мотивированы к выполнению только работы, которая им интересна, одной из наиболее перспективной и эффективной формой организации учебного процесса видится кейс-стади (case study), или метод ситуационного анализа, который включает в себя анализ учебной ситуации, мозговой штурм, дискуссию, элементы проектной деятельности и ролевую игрую с возможностью привлечения видео и аудиоряда. Сиюминутная ситуация с пандемией и переходом на дистантное образование и работу значительно интенсифицировала все эти процессы и продемонстрировала, что обратного пути к прежним методам обучения, по-видимому, не будет.

Следует отметить, что в условиях преподавания английского языка студентам неязыковых, в частности, экономических специальностей эффективным инструментом преподавания явля-

ются учебно-методические комплексы зарубежных издательств, такие как Market Leader, In Company, The Business, которые учитывают особенности цифрового поколения, предоставляют преподавателю возможность разговаривать со студентами на одном языке и прекрасно дополняют используемые в вузе учебники иностранного языка в профессиональной сфере. Например, все разделы учебника The Business (уровни от pre-intermediate до upper- intermediate), будь то Vocabulary, Grammar, Speaking, Writing, содержат красочные современные иллюстрации, задания для предварительного и финального обсуждения, задания на Интернет-поиск, ролевые игры.

Помимо этого, каждый урок заканчивается многозадачным тщательно продуманным разделом Case study, который тренирует практически все возможные навыки, включая элементы проектной деятельности и работу в команде, в группе, в паре. Учебник также сопровождается электронной рабочей тетрадью (eWorkbook) с дополнительными заданиями, в том числе интерактивными, видео по темам учебника, тренировочными тестами, глоссарием, словарем и возможностью скачать все это на мобильное электронное устройство, что особенно ценят современные студенты

- цифровые аборигены.

Нельзя также не отметить еще одну особенность сложившейся в вузе ситуации. Большинство преподавателей, работающих со студентами -цифровыми аборигенами, родились и сформировались в эпоху «до цифры». Большинство из нас в «какой-то более поздний момент нашей жизни были очарованы этим новым миром и приняли многое в нем; тем не менее, по сравнению с нашими учащимися, мы навсегда останемся «цифровыми иммигрантами» [7,с.2]. В отличие от наших студентов, языку цифры мы научились во взрослом возрасте, и нам не суждено избавиться от своего «акцента», примеров которому не счесть. Мы - преподаватели-иммигранты в цифровом мире - часто распечатываем учебные материалы, требуем это и от студентов, не верим, что наши студенты могут успешно учиться, одновременно слушая музыку или поддерживая связь с миром посредством сообщений, потому что сами так не можем. Многие считают, что учеба возможна только через упорный труд и не может быть удовольствием. И все же если мы, педагоги

- цифровые мигранты - хотим научить чему-то цифровых аборигенов, нам надо меняться, поскольку конечная цель образования - помочь студентам обрести умение успешно жить, учиться и работать в современном обществе.

В наши дни это значит уметь искать и оценивать необходимую информацию, решать проблемы, принимать решения. Преодолевая ограни-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

чения времени и пространства, информационные технологии цифрового мира служат средством расширения возможностей человека. Задачей и одновременно вызовом для педагога является использовать этот замечательный инструмент в интересах своих студентов.

Список литературы:

[1] Богачева Н.В., Сивак Е.В. Мифы о «поколении Z» // Современная аналитика образования. № 1 (22).Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019 — 64 с.

[2] Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Отношение молодежи к образованию в современной России // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 5-19.

[3] Левада Ю.А., Шанин Т. Отцы и дети: поко-ленческий анализ современной России. М.: Новое литературное обозрение, 2005.

[4] Нечаев В.Д., Дурнева Е.Е. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. - 2016. - № 1. С. 36-45.

[5] Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. №1 (1). С. 94-97.

[6] Померанцева Н.Г., Сырина Т.А. Взаимосвязь теории поколений и личностно-ориентиро-ванного обучения иностранному языку//Интер-нет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6, -Режим доступа: http://zhurnal.ape.relarn.ru/ articles/2000/019.pdf (дата обращения: 2.02.2020).

[7] Пренски М. Аборигены и иммигранты цифрового мира [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.gimc.ru/content/statya-marka-prenski-aborigeny-i-immigranty-cifrovogo-mira (дата обращения: 1.02.2019).

[8] Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017.

[9] Шамис Е., Аншипов А. Теория поколений // Маркетинг. Менеджмент.- 2007.-№6, с.25

[10] Rugenerations — российская школа теории поколений. - Режим доступа: https:// rugenerations.su/ (дата обращения 25.09.2019).

[11] Howe N., Strauss W. Generations. The history of American Future 1584 to 2069. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://archive.org/ details/GenerationsTheHistoryOfAmericasFuture158 4To2069ByWilliamStraussNeilHowe/page/n3 (дата обращения: 15.01.2019).

[12] Lin L. Multiple Dimensions of Multitasking Phenomenon // International Journal of Technology and Human Interaction. 2015. Vol. 9. P. 37-49.

[13] Seemiller C., Grace M. Generation Z Goes to College. San Francisco: Jossey-Bass, 2015.

Shisok literatury:

[1] Bogacheva N.V., Sivak E.V. Mify o «pokole-nii Z» // Sovremennaia analitika obrazovaniia. № 1 (22).Natsional'nyi issledovatel'skii universitet «Vyss-haia shkola ekonomiki», Institut obrazovaniia. — M.: NIU VShE, 2019 — 64 s

[2]Konstantinovskii D.L., Popova E.S. Otnosh-enie molodezhi k obrazovaniiu v sovremennoi Rossii // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2016. № 1. S. 5-19.

[3] Levada Iu.A., Shanin T. Ottsy i deti: poko-lencheskii analiz sovremennoi Rossii. M.: Novoe liter-aturnoe obozrenie, 2005.

[4] Nechaev V.D., Durneva E.E. «Tsifrovoe pokolenie»: psikhologo-pedagogicheskoe issledo-vanie problemy//Pedagogika.-2016.-№1. S. 36-45.

[5] Ozhiganova E.M. Teoriia pokolenii N. Khouva i V. Shtrausa. Vozmozhnosti prakticheskogo primeneniia // Biznes-obrazovanie v ekonomike zna-nii. 2015. №1 (1). S. 94-97.

[6] Pomerantseva N.G., Syrina T.A. Vzaimos-viaz' teorii pokolenii i lichnostno-orientirovannogo obucheniia inostrannomu iazyku // Internet-zhurnal «Mir nauki» 2017, Tom 5, nomer 6, - Rezhim dostupa: http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2000/019.pdf (data obrashcheniia: 2.02.2020).

[7] Prenski M. Aborigeny i immigranty tsifrovogo mira [Elektronnyi resurs]: Rezhim dostupa: http:// www.gimc.ru/content/statya-marka-prenski-aborige-ny-i-immigranty-cifrovogo-mira (data obrashcheniia: 1.02.2019).

[8] Soldatova G.U., Rasskazova E.I., Nestik T.A. Tsifrovoe pokolenie Rossii: kompetentnost' i bez-opasnost'. M.: Smysl, 2017.

[9] Shamis E., Anshipov A. Teoriia pokolenii // Marketing. Menedzhment.- 2007.-№6, s.25

[10] Rugenerations — rossiiskaia shkola teorii pokolenii. - Rezhim dostupa: https://rugenerations. su/ (data obrashcheniia 25.09.2019).

[11] Howe N., Strauss W. Generations. The history of American Future 1584 to 2069. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://archive.org/details/ GenerationsTheHistoryOfAmericasFuture1584To-2069ByWilliamStraussNeilHowe/page/n3 (дата обращения: 15.01.2019).

[12] Lin L. Multiple Dimensions of Multitasking Phenomenon // International Journal of Technology and Human Interaction. 2015. Vol. 9. P. 37-49.

[13] Seemiller C., Grace M. Generation Z Goes to College. San Francisco: Jossey-Bass, 2015.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.