Научная статья на тему 'Особенности личностной и социальной идентификации молодежных лидеров-организаторов в условиях образовательной среды'

Особенности личностной и социальной идентификации молодежных лидеров-организаторов в условиях образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2347
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностная идентификация / социальная идентификация / идентичность / лидерство / малая группа / образовательная среда. / personal identification / social identification / identity / leadership / small group.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — А. В. Андросова, С. Г. Елизаров

В статье раскрываются основные подходы в зарубежной и отечественнойпсихологии к проблеме личностной и социальной идентификации. Обсуждаются итогипроведенного социально-психологического исследования особенностей личностной исоциальной идентификации молодежных лидеров – школьников и студентов г. Курска иКурской области в условиях образовательных сред различного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PERSONAL AND SOCIAL IDENTIFICATION OF YOUNG PEOPLE'S LEADERS IN CONDITIONS OF THE SPHERE OF EDUCATION

The article covered the main psychological approaches of personal and social identification. The results of social interview of psychological research of personal features and young people's leaders' social identification made among school-children and students of Kursk and Kursk region to identify leaders in educational sphere are discussed there.

Текст научной работы на тему «Особенности личностной и социальной идентификации молодежных лидеров-организаторов в условиях образовательной среды»

УДК 316.023.4

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ МОЛОДЕЖНЫХ ЛИДЕРОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ*

1 2 © 2015 А. В. Андросова , С. Г. Елизаров

1 аспирант каф. психологии, e-mail: anyuta. androsova@yandex. ru 2докт. психол. наук профессор каф. психологии, e-mail: sergei_elizarov@mail.ru

Курский государственный университет

В статье раскрываются основные подходы в зарубежной и отечественной психологии к проблеме личностной и социальной идентификации. Обсуждаются итоги проведенного социально-психологического исследования особенностей личностной и социальной идентификации молодежных лидеров - школьников и студентов г. Курска и Курской области в условиях образовательных сред различного типа.

Ключевые слова: личностная идентификация, социальная идентификация,

идентичность, лидерство, малая группа, образовательная среда.

Актуальность проблемы идентификации личности связана с процессами структурной и смысловой перестройки самосознания, разворачивающимися, как правило, в юношеском возрасте. Личность, у которой начинает формироваться образ мира, особенно чувствительна к кризисам социального устройства общества, основное угрожающее проявление которых - диффузия и размывание ценностей, характерные для современной России.

С другой стороны, современная социальная среда (в том числе и образовательная) с ее поливариантностью путей самоопределения и конкуренцией предъявляет новые требования к жизненной позиции и активности личности. Востребованными становятся такие субъективные характеристики, как опора на свои силы, личностная стойкость, стремление к жизненному успеху и достижениям, постоянное саморазвитие. Актуальность изучения проблемы идентификации личности связана и с недостаточной ее изученностью как в зарубежной, так и в отечественной психологии.

В зарубежной психологии проблема идентификации обычно связана с исследованием таких разнообразных психологических процессов и феноменов, как «я-концепция», «самоопределение», «самоуважение» и др. (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Эриксон, Э. Фромм, Дж. Тэрнер, Г. Тэджфел и др.).

Понятие «идентификация» впервые было введено З. Фрейдом. Он же выделил разные типы этого процесса, а также указал на противоречивость его проявлений. Фрейд считал процесс идентификации «... самым ранним проявлением эмоциональной связи с другим лицом.», выражающимся в стремлении сформировать собственное «Я» по образу и подобию чужого «Я». По мнению Фрейда, в процессе развития индивида его собственное «Я» формируется под влиянием разных типов идентификации: уподобление себя родителям заменяется ориентацией на воспитателей,

Работа поддержана грантом РГНФ, проект 11-06-01102а

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

учителей, «идеальные примеры». В дальнейшем наблюдается новый виток

идентификации с родителями, способствующий формированию характера личности.

К.Г. Юнг понимал под идентификацией «... отчуждение субъекта от самого себя в пользу объекта, в который он, так сказать, перемаскируется». Кроме того, Юнг использовал данное понятие более широко, имея в виду не только отдельных лиц, но и «духовные движения и деловые предприятия», а также такие психологические функции, как мышление, чувство, ощущение, интуиция.

Э. Эриксон, используя категорию «идентификация», ввел в научный оборот понятие «идентичность». Оно употребляется им в узком смысле как качественно новый этап развития индивида, сменяющий идентификацию и завершающийся к концу отрочества. В широком смысле слова, идентичность - это процесс, охватывающий весь «жизненный цикл человека», включающий восемь последовательно сменяющихся стадий. Характеризуя процесс идентификации, Эриксон подчёркивал, что в целом он протекает бессознательно. Однако на каждом из уровней психической деятельности индивид оценивает себя с позиции тех, кто, по его мнению, оценивает его в сравнении с собой. По мнению Эриксона, изучить идентичность можно, лишь описав среду, в которой формируется личность, исследовав совместную деятельность, в рамках которой в данный период формируется идентичность. Эриксон выделил и типы идентичности: личностная, групповая, этническая, расовая, общечеловеческая.

По определению Э. Фромма, «идентичность» - это способность и потребность человека формировать «представления о себе», для того чтобы «осознать себя как отдельное целое» и остаться «психически здоровым». Начало развития чувства идентичности Фромм соотносит с освобождением человека от «первичных связей» с его матерью и природой. В дальнейшем степень зрелости этого процесса зависит от того, насколько человеку удаётся преодолеть «клановую идентичность». По мнению Фромма, чувство идентичности обеспечивается с помощью «статусных

идентификаций» (нация, религия, класс, профессия).

Проблема идентификации и идентичности рассматривалась и в рамках когнитивной психологии. Так, Дж. Тэрнер рассматривал идентичность как

когнитивную систему, выполняющую роль регуляции поведения в соответствующих условиях. Тэрнер выделяет три уровня идентичных объектов:

1) самокатегоризация себя как человеческого существа (человеческая идентичность);

2) групповая самокатегоризация (социальная идентичность);

3) личностная самокатегоризация (личностная идентичность).

В процессе развития личность способна реализоваться через членство в той или иной группе, причисляя себя к тому или иному полюсу (социальному или личностному).

По мнению Г. Тэджфела, поведение человека чаще всего определяется как социальной, так и личностной идентичностью. Происходит постепенный «процесс трансформации социально-групповых категорий в категории самосознания личности».

Таким образом, рассматривая идентификацию и идентичность преимущественно в единстве мотивационных, когнитивных и эмоциональных элементов, зарубежные авторы заметно больше внимания уделяют самосознанию личности. Менее изученным оказывается сам процесс идентификации, его механизмы и условия формирования в различных социальных средах.

В отечественной психологии проблема идентификации также недостаточно изучена, хотя целый ряд работ посвящен различным ее аспектам (В.С. Собкин, Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, И.С. Дубровина, В.С. Мухина, В.А. Ядов,

О.С. Балыкина и др.).

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

Андросова А. В., Елизаров С. Г. Особенности личностной и социальной идентификации молодежных лидеров-организаторов в условиях образовательной среды

Так, в работах В.С. Собкина идентификация связывалась с «принятием роли» («холодным вхождением в позицию другого»), когда цели и мотивы действия иного субъекта идентификации осознаются его партнёром как внешние относительно своей собственной системы целей и мотивов.

Р.Л. Кричевский, Т.В. Драгунов, Е.М. Дубовская рассматривали феномен идентификации «как следование поведенческим или личностным характеристикам другого лица, как реальное их воспроизведение, либо в сходных поведенческих актах, либо в символических поведенческих актах, либо в символических элементах поведения» (цит. по: [Попова 2005: 11]).

В.С. Мухина, B.C. Абраменкова, О.Б. Долгинова и др. рассматривают

идентификацию и обособление как взаимодействующие составляющие целостной системы. При этом идентификация выступает как процесс социализации индивида, а обособление - его индивидуализации. По мнению А.В. Минаева, «отчуждение» (обособление) следует понимать как негативный феномен, как «дисгармонию отношений с миром и с собой...» [Минаев 1998: 86].

В. А. Ядов с сотрудниками в 90-е гг. XX в. разграничивает понятия социальная идентичность, социальная идентификация, личностная идентификация (самоидентификация). Личностная идентификация (самоидентификация) понимается как «самооценка собственных личностных свойств и потенций в качестве деятельного субъекта, включая физические, нравственные, психические и иные качества, как они представляются индивиду в его собственном самосознании и в восприятии других, прежде всего со стороны референтных групп». Под социальной идентификацией понимается «самоопределение индивидов в социально-групповом пространстве относительно многообразных общностей как «своих» и «не своих».

По мнению В.С. Мухиной, формирование идентичности и Я-концепции происходит непрерывно в течение всей жизни. Но именно в юношеском возрасте достигается определённая «консолидация этих свойств». Среди факторов, влияющих на становление Я-концепции, выделяют самоанализ, ощущение силы и здоровья,

восприятие ребёнка другими людьми, опыт социального поведения, социальные ценности, идеалы, ожидания.

Таким образом, процесс идентификации у различных категорий юношества (школьники, студенты и т.д.), его механизмы и условия формирования в различных социальных средах в работах отечественных исследователей также рассмотрены недостаточно.

Необходимо отметить исследование О. С. Балыкиной, впервые в отечественной психологии исследовавшей процесс идентификации в юношеском возрасте в рамках вариативной системы образования. Проанализированная динамика процесса идентификации позволила автору выявить уровни идентификации личности старшеклассников и установить, что в условиях вариативного образования в юношеском возрасте доминирующей является личностная идентификация. Кроме того, исследователем было установлено неравнозначное влияние разных обучающих и развивающих сред на идентификацию юношей и девушек, проявившееся в динамике и степени зрелости этого процесса.

Нельзя не отметить, что и в данном исследовании за пределами анализа осталось влияние на процесс идентификации таких социально-психологических феноменов, как статус личности в группе, статус самой группы в ближайшем ее социальном окружении и включенность группы в это социальное окружение, уровень развития социально-психологических качеств самой группы членства личности.

В связи с этим актуальной становится проблема изучения особенностей идентификации молодежных лидеров, связанная с практической проблемой

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

формирования высокоэффективных лидеров, которые соединяли бы в себе черты как лидера, так и руководителя.

Исследования в сфере лидерства и руководства в настоящее время в основном проводятся современной практикой управления (менеджментом), а объектами внимания исследователей лидерства в большей степени становятся руководители предприятий, фирм, организаций и т.п. Кроме того, большинство работ социальных психологов в этом плане касаются сферы управления объединениями взрослых людей. Однако основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни, закладываются в детском и юношеском возрасте. Поэтому первостепенную важность приобретает изучение особенностей лидерства и руководства в молодежных группах.

В Курской области в настоящее время действуют эффективные молодежные объединения, занимающиеся целенаправленной подготовкой молодежных лидеров, которые могут выступать основой формирования кадрового ресурса региона.

Примером такой организации может служить областная школа молодежных лидеров «Комсорг», основанная в начале 60-х гг. XX в. профессором Л.И. Уманским и его учениками А.С. Чернышевым, А.Н. Лутошкиным, Е.А. Шаниным и др. Исследования, проведенные в «Комсорге», послужили основой создания ряда социально-психологических теорий (параметрическая теория малой группы, концепция организованности малой группы и др.), а практическим воплощением научных идей курской социально-психологической научной школы стало создание в Курской области так называемых «профильных» летних молодежных центров, занимающихся подготовкой молодежных лидеров и использующих в своей работе технологии «Комсорга» («Вертикаль», «Монолит», «Славянское содружество» и др.).

Данные объединения выступают в качестве субъектов социальной политики, представляющих интересы различных групп молодежи, - тем самым они способствуют усилению роли молодежных инициатив, развитию институтов гражданского общества. В то же время нередко приоритетом их деятельности становится реализация «государственного заказа», сдерживание деструктивных проявлений молодежной активности. В этом случае организации и движения служат инструментом воспитания и контроля молодого поколения.

Участие в деятельности таких молодежных объединений связано с проявлением социальной активности личности и в то же время служит источником изменения ценностных ориентаций, формирует определенные стереотипы сознания и поведения. В этом смысле объединение выступает в роли посредника между личностью и обществом: с одной стороны, оно воздействует на социальную реальность в соответствии с интересами молодого человека, с другой - влияет и на его мировоззрение.

Сложность процесса самоидентификации, выделения своей личности в юности усиливается в современном массовом обществе, где происходит стереотипизация образа жизни, обезличивание, связанное с усвоением культурных клише. В связи с этим остро встает проблема сохранения внутренней устойчивости и целостности взрослеющей личности в неустойчивом и духовно разрозненном обществе. Как следствие, возрастает значимость развития интегративно-субъектных структур личности, составляющих ценностное ядро психологического бытия человека. Поиск идентичности, являясь одной из фундаментальных экзистенциальных мотиваций человека, понимается как процесс соотнесенности с собой, ощущение внутреннего согласия с тем, «какой я есть», с тем, какие ценности и установки реализую в жизни. Становление идентичности в юности связано с развитием персональной ценностносмысловой позиции по отношению к себе и окружающему миру, с чувством

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 3 (35)

Андросова А. В., Елизаров С. Г. Особенности личностной и социальной идентификации молодежных лидеров-организаторов в условиях образовательной среды

внутренней согласованности с ней в своих поступках и выборах. Это онтологическая функция идентичности в развитии личности. В этой связи нами было проведено исследование, целью которого было изучение соотношения личностной и социальной идентификации молодежных лидеров-организаторов в условиях образовательной среды.

Под идентификацией нами понимается механизм социализации личности, а под идентичностью - критерий зрелости данного процесса.

Методический блок исследования составили метод наблюдения за обучающимися в ходе учебной и культурно-досуговой деятельности, метод беседы, а также методика «Кто я» (М. Кун, Т. Макпартленд). Лидерство в группе определялось с помощью прибора-модели совместной деятельности «Арка» и «Карты-схемы психолого-педагогической характеристики группы». Общую выборку исследования составили 164 человека - обучающиеся МБОУ «Гимназия № 4» г. Курска, студенты ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет» и ОБОУ СПО «Курский электромеханический техникум», участники лагеря студенческого актива «Славянское содружество - 2013».

На первом этапе исследования из общей выборки нам необходимо было выявить молодежных лидеров. Это было сделано с применением прибора-модели совместной деятельности «Арка» и «Карты-схемы психолого-педагогической характеристики группы».

Работа с прибором проводится следующим образом: испытуемой группе в количестве от 2 до 25 человек дается предварительная инструкция, в которой экспериментатор объясняет устройство «Арки» и условия ее сборки, предъявляет группе задачу и договаривается о сигналах начала и конца ее выполнения. Задача состоит в том, чтобы собрать разобранную «Арку» как можно быстрее. Следует отметить, что в процессе испытания группы на «Арке» психические процессы испытуемых протекают бурно, эмоции и чувства заметно выражены, что создает благоприятные условия для изучения всей группы и отдельных ее членов, в том числе позволяет в ходе наблюдения выделить лидеров и определить эффективность их действий. По результатам работы определялись лидеры, фиксировались особенности деятельности лидеров и группы.

Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства группы. Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе: 5 ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется, 4 - проявляется постоянно, но не так сильно, 3 - не очень проявляется, 2 -проявляется противоположное отрицательное качество, 1 - сильно проявляется

противоположное отрицательное качество.

Поскольку качества группы даются в карте-схеме в большинстве случаев по противоположности, необходим одновременный их учет. Чтобы оценить какое-либо качество, надо прочитать слева положительную его оценку, а справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующего балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех членов группы, которые заметно влияют на данное свойство. Таким образом, в результате использования данных методик нами было выявлено 17 молодежных лидеров, с которыми в дальнейшем осуществлялась наша работа по достижению цели исследования.

Второй этап исследования - диагностика личностной и социальной идентификаций молодежных лидеров-организаторов в условиях образовательной среды с применением методики «Кто Я». Данная методика позволяет исследовать дифференцированность самоосознания и особенности самоотношения (Я-концепции),

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

при этом достоинство получаемых нестандартизированных самоотчетов по сравнению со стандартизированными заключается в множественности вариантов самоописания и возможности анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъекта, а не навязанное ему исследователем.

Оценивается количество «присоединяющих» ответов (указывающих на принадлежность к той или иной категории людей - например, «ученик», «член кружка» и т.п.) и «дифференцирующих» (указывающих на специфический признак - например, «люблю поспать», «хорошо рисую» и т.п.). Все данные ответы разносятся по категориям: социальные группы (пол, возраст, национальность, социальное членство и т.п.); идеологические установки; интересы и увлечения; самооценка. Анализируются ответы, попавшие в категорию самооценки: подсчитывается индекс самоотношения -отношение количества положительных самооценочных суждений к отрицательным (оценивается общая характеристика Я-концепции: положительная, отрицательная, неопределенная). Все данные заносятся в таблицу.

Подведем итоги исследования.

• Прежде всего необходимо отметить, что 100 % исследуемых молодежных лидеров указывают на свою принадлежность к какому-либо молодежному общественному объединению, то есть считают себя частью некоторой общности людей, что свидетельствует о положительной социальной идентификации у всех опрошенных.

• 100 % испытуемых указали свои социальные роли (ученик, студент, активист, «молодогвардеец», «славянин», капитан команды, командир отряда и пр.), что говорит о важности занимаемого социального статуса для молодежных лидеров.

• 65 % опрошенных имеют положительное самопринятие, то есть

в предъявленном бланке они указывали свои положительные черты характера и свойства личности.

• Амбивалентное, или нейтральное ,самоотношение было выявлено нами у 35 % респондентов, то есть эти люди указывали свои социальные роли, интересы и увлечения, не указывая при этом своих положительных или отрицательных черт характера.

• Испытуемых с отрицательным (негативным) самоотношением в ходе данного исследования нами выявлено не было.

Таким образом, социальная идентификация у всех исследуемых молодежных лидеров находится на положительном уровне, в то время как личностная идентификация (Я-концепция) не у всех опрошенных является позитивной. Это может быть связано прежде всего с возрастными особенностями испытуемых, а также с тем, что лидеры выше своих интересов и ценностей ставят интересы и ценности группы, в которую они включены.

Библиографический список

Балыкина О.С. Особенности социальной и личностной идентификации в юношеском возрасте (в условиях вариативной системы образования): автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2004. 20 с.

Беспалов Д.В. Влияние организованности группы на лидерство и его эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности (на примере учебных групп подростков и юношей): автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2005. 18 с.

Елизаров С.Г., Лукьянова Н.А. Влияние мотивационно-ценностной

включенности учебных групп на обогащение и преобразование лидерства в условиях

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015.

№ 3 (35)

Андросова А. В., Елизаров С. Г. Особенности личностной и социальной идентификации молодежных лидеров-организаторов в условиях образовательной среды

социальных сред различного типа // Лидерство и социальная активность молодежи. сб. науч. тр. III Междунар. науч.-практ. конф. Курск, 28-29 октября 2014 г. Курск, 2014.

С. 7-9.

Елизаров С. Г. Особенности психологического сопровождения программ образовательного отдыха (на примере профильных центров Курской области) // Традиции и инновации в судьбах национальных образовательных систем: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 190-летию со дня рождения К.Д.Ушинского. 1011 апреля 2014 г.: в 2 т. Т. 2. Курск, 2014. С. 180-183.

Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология: Тексты / под ред.

Г.М. Андреевой и др. М., 1984. - С. 180- 187.

Логвинов И.Н., Елизаров С.Г. Гендерные особенности развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний молодежных лидеров // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). 2013. №90(06). [Сайт]. URL:

http://ej.kubagro.ru/2013/06/pdf/18.pdf (дата обращения: 5.09.2014).

Минаев A.B. Отчуждение в подростковом возрасте и проблема его преодоления: дис. ... канд. псих. наук. М., 1998. 187 с.

Попова М.В. Становление персональной идентичности в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2005. 26 с.

Собкин B.C. К формированию представлений о механизмах процесса идентификации в общении // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. С. 55-57.

Теджфел Г. Социальная идентичность и межгрупповые отношения. М., 1982

ТернерД. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2003

Форопонова А.А. Социальные представления иностранных студентов о группе как субъекте психологической помощи в учебе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30). URL: www.scientific-notes.ru/pdf/035-033.pdf (дата обращения: 5.09.2014).

Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Фрейд З. «Я» и «Оно»: в 2 кн. Кн. 1. Тбилиси: Мерани, 1991. С. 71-139.

Фромм Э. Иметь или быть?: пер. с англ. / общ. ред. и послесловие В.И. Добреньков. 2-е изд., доп. М.: Прогресс, 1990. 336 с.

Чернышев А.С., Беспалов Д.В., Елизаров С.Г., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. Социально-психологические условия становления учебных групп как субъектов совместной деятельности, общения и отношений: программа социально-

психологического исследования. Курск: Курского гос. ун-т, 2011. 211 с.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис : пер. с англ. / общ. ред. A.B. Толстых. М.: Прогресс, 1996. 344 с.

Юнг К.Г. Психологические типы. СПб.: Ювента; М.: Прогресс-Универс, 1995.

716 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994. 209 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.