Научная статья на тему 'Особенности личностной готовности к профессиональной деятельности преподавателей и студентов физической культуры'

Особенности личностной готовности к профессиональной деятельности преподавателей и студентов физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
618
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пасишников Александр Анатольевич

В статье освещаются вопросы личностной готовности преподавателя физического воспитания к профессиональной деятельности. Раскрываются методы исследования проблемы личностной готовности. Акцентируется внимание на изучении практики работы преподавателя физической культуры современной высшей школы и на выявлении путей усовершенствования профессиональной деятельности педагога на основе разработки инновационной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пасишников Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of personal readiness of the teacher of physical culture to professional work are taken up in the article. Methods of research of the personal readiness problem are revealed. The focus is brought to studying the practice of the physical culture teacher in high school and to revealing ways of the professional activity improvement of the teacher on the basis of innovation model development.

Текст научной работы на тему «Особенности личностной готовности к профессиональной деятельности преподавателей и студентов физической культуры»

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

А.А. ПАСИШНИКОВ, Сургутский государственный университет

Аннотация

В статье освещаются вопросы личностной готовности преподавателя физического воспитания к профессиональной деятельности. Раскрываются методы исследования проблемы личностной готовности. Акцентируется внимание на изучении практики работы преподавателя физической культуры современной высшей школы и на выявлении путей усовершенствования профессиональной деятельности педагога на основе разработки инновационной модели.

Abstract

Problems of personal readiness of the teacher of physical culture to professional work are taken up in the article. Methods of research of the personal readiness problem are revealed. The focus is brought to studying the practice of the physical culture teacher in high school and to revealing ways of the professional activity improvement of the teacher on the basis of innovation model development.

Ключевые слова: личностная готовность, профессиональная компетентность, инновационная модель.

Проблема профессионально-личностной и личностной готовности изучалась в работах некоторых исследователей (отечественных - [2, 3, 5, 6, 7, 8, 9] и др.; зарубежных - [10] и др.). В то же время в психологопедагогических исследованиях высшей школы не в полной мере освещаются вопросы, касающиеся изучения и формирования личностной готовности преподавателей и студентов физического воспитания к профессиональной деятельности. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что указанная проблема является недостаточно исследованной и требует более глубокого обоснования новых подходов к ее решению.

Организация и методы экспериментального исследования

Выборочную совокупность опытно-экспериментальной работы составляли преподаватели и студенты старших курсов факультета физической культуры Сургутского государственного университета. Всего опытноэкспериментальной работой были охвачены 180 преподавателей и студентов: 90 человек ЭГп - КГп (экспериментальные и контрольные группы преподавателей, различающиеся стажем работы в вузе (с 1 до 5 лет и с 6 до 9 лет), и 90 человек ЭГс - КГс (экспериментальные и контрольные группы, студенты 5 и 4 курсов). Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях учебного процесса.

На этом этапе программой опытно-экспериментальной работы предусматривалось решение следующих задач:

• проанализировать актуальное современное состояние преподавания физической культуры в вузах, спрогнозировать педагогические условия, направленные на оптимизацию изучаемого процесса;

• разработать критерии и уровни личностной готовности преподавателя физической культуры высшего учебного заведения;

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы основной целью было выявление современного состояния преподавания физической культуры в высших учебных заведениях. При этом мы пытались выявить как актуальные проблемы и негативные факторы исследуемого вопроса, так и уровень личностной готовности преподавателей контрольной и экспериментальной групп.

При изучении состояния преподавания физической культуры в высшей школе нами были выявлены следующие негативные факторы, препятствующие выполнению социального заказа по воспитанию физической культуры студентов (рис. 1).

Основной причиной указанных нежелательных явлений, по нашему мнению, является отсутствие действующего методического обеспечения, направленного на формирование личностной готовности преподавателей. Оно должно отвечать инновационным достижениям науки, психолого-педагогическим требованиям к преподаванию в высшей школе, учитывать возраст и направленность всех субъектов учебно-воспитательного процесса, определяться ценностно-мотивационной сферой преподавателей физической культуры и отвечать действующему образовательному заказу на формирование здоровой личности будущего специалиста.

Мы считаем, что основной задачей является обеспечение мотивации к занятиям физической культурой в высшем учебном заведении. В рассматриваем контексте, по нашему мнению, неэффективно использовать существующие принципы мотивации преподавателей и студентов, которые базируются на основах директивной педагогики. С учетом возрастных особенностей субъектов образовательного процесса ведущими являются следующие мотивы активности на занятиях физической культурой в высшем учебном заведении.

1аа)

Студенческая среда

Преподавательская среда

я

я

га

я

ш

£1

£1

С

£1

О

©

Отсутствие методического обеспечен преподавания физической культуры педагогич

ия учебно-воспитательного процесса учитывающего последние достижения кой науки

Необходимость создания инновационной модели личностной готовности к преподаванию физической культуры в вузе

Рис. 1. Нежелательные явления состояния преподавания физической культуры в высшей школе

Для студентов:

• удовлетворение базовых потребностей в физической активности;

• возможность самореализации;

• сознательное социально обусловленное отношение к здоровью как предусловию успешности;

• соответствие существующим тенденциям (в крайнем случае - моде) на силу и красоту;

• желание быть сильной, волевой, успешной личностью.

Для преподавателей:

• возможность профессионального роста;

• самореализация и самоактуализация;

• проявление творческого начала;

• статусное перемещение;

• принадлежность (интеграция) в профессиональную группу.

Существующая сегодня система преподавания в вузе носит скорее дискретный, временный характер, неспособный удовлетворить представленные потребности как движущие мотивы. По нашему мнению, занятия физической культурой призваны решать задачи более высокого порядка - формировать ценностное отношение человека к здоровью; воспитывать здоровый образ жизни. Физическая культура рассматривается как непрерывный, вневременный процесс, проектируемый на всю последующую жизнедеятельность и имеющий потенциал удовлетворить представленные

потребности всех субъектов образовательного процесса.

Таким образом, представленная система мотивов, по нашему мнению, характеризует ценностно-мотивационную сферу личностной готовности педагогов к преподаванию физической культуры в высшем учебном заведении.

Для четкого определения необходимых педагогических условий формирования личностной готовности преподавателей физической культуры нами были проанализированы представленные в научной литературе профессиограммы педагога. В контексте исследуемой проблемы нас интересуют личностные качества специалиста, необходимые для педагогической деятельности: эмпатия; саморефлексия; самостоятельность; трудолюбие и прилежание; самокритичность; дисциплинированность; культура поведения и общения; организаторские и коммуникативные характеристики. Нами был проведен анализ деятельности преподавателя физической культуры в высшей школе, результатом чего является заключение о профессиональной компетентности как показателе личностной и профессиональной готовности педагога. Профессиональная компетентность является результатом формирования личностной готовности преподавателя физической культуры высшего учебного заведения. Поэтому мы предлагаем следующую структуру профессиональной компетентности преподавателя физической культуры высшей школы (рис. 2.).

(шШ>

ф

а

с

Содержательный

компонент

Коммуникативный

компонент

Личностный

компонент

Поведенческий

компонент

- Знания методики преподавания физической культуры

- Педагогические и психологические знания особенностей юношеского возраста

- Личностно-ориентированные методы коммуникации

- Направленность на педагогическое сотрудничество

- Самоактуализация

- Гуманистическая направленность

- Ценности и мотивы

- Уровень педагогического мастерства

- Творческий подход к преподаванию

- Здоровый образ жизни

Рис. 2. Структура профессиональной компетентности преподавателя физической культуры высшей школы

Предметом нашего изучения является личностная готовность преподавателей и студентов физической культуры к работе в высшем учебном заведении. Под личностной готовностью мы понимаем многокомпонентное образование личности, позволяющее осознанно и самостоятельно осуществлять стратегию формирования и самореализации профессионального становления субъекта деятельности.

Основные методы исследования - опрос, экспертная оценка, тестирование, методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; методика оценки умений педагогического общения [5]; карта определения личностной готовности к преподаванию физической культуры в высшем учебном заведении [10].

Теоретический анализ литературы и практический опыт изучения условий работы преподавателей физической культуры в вузе позволил нам выделить следующие критерии формирования личностной готовности преподавателя физической культуры в вузе и соответствующие им показатели (табл. 1).

Мы выделили для изучения личностной готовности педагогов к преподаванию физической культуры в высшем учебном заведении несколько определяющих, по нашему мнению, характеристик. Первая из них характеризует коммуникативную сферу профессиональной деятельности педагога. Для изучения состояния рассматриваемой характеристики мы использовали методику оценки умений педагогического общения

Таблица 1

Критерии и показатели формирования личностной готовности к преподаванию физической культуры

в высшем учебном заведении

Критерии Показатели

Стимулирующий • уровень профессионально-педагогической направленности; • ориентированность на формирование здорового образа жизни студентов; • уровень профессионального выгорания; • направленность на повышение педагогического мастерства

Когнитивный • осознанность целей преподавания физической культуры в вузе; • рефлексия соответствия форм и методов работы личностным принципам и требованиям общества и науки; • избирательность и вариативность мышления

Практический • уровень технологических умений по формированию здорового образа жизни студентов; • характер коммуникативных моделей поведения; • соответствие форм и методов педагогической деятельности принципам личностноориентированного и компетентностного подходов

Ценностный • наличие личностных качеств и способностей, необходимых для педагогической деятельности; • любовь к профессии; • ценностное отношение к повышению профессиональной компетентности

Результативный • уровень саморегуляции; • умение критически оценивать себя и добиваться поставленной цели; • способность к последующему самовоспитанию.

И.В. Макаровской [5]. Соответственно, все респонден- не развито. Распределение респондентов ЭГп- и КГп-

ты были поделены нами на три группы: те, у которых групп по уровням развития умений педагогического

рассматриваемое умение развито, слабо развито или общения представлено на рис. 3.

Умение кг организовать диалогический

подход к студентам

ЭГ

Способность педагога к самораскрытию

КГ

ЭГ

Рефлексивно-

перцептивные

умения

кг

ЭГ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25,6

23,3

10

10

20

21,1

55,6

54,4

68,9

66,7

62,2

64,4

5 20 35 50 65 80 95

□ Развито □ Слабо развито ■ Не развито

Рис. 3. Сравнительная характеристика уровней развития умений педагогического общения преподавателей физической культуры в высшем учебном заведении на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, %

Можно утверждать, что показатели коммуникативных умений респондентов контрольной и экспериментальной групп несущественно отличаются друг от друга. Кроме того, были выявлены значительные недостатки в коммуникативной сфере преподавателей высшей школы. Так, слабо развитые умения педагогического общения присущи 81,9% респондентов экспериментальной группы и 81,5% преподавателей контрольной группы.

Второй основной характеристикой личностной готовности к преподаванию в вузе мы считаем уровень эмоционального выгорания, которое определяется как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание отчасти можно рассматривать как функциональный стереотип, поскольку оно позволяет личности дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Однако существуют дисфункциональные последствия эмоционального выгорания, которые отрицательно сказываются на профессиональной деятельности специалиста. По нашему мнению, личностную готовность к преподаванию обязательно характеризует умение педагога регулировать свое эмоциональное состояние, которое сказывается на направленности на профессию, ценностных ориентациях преподавателя, мотивации к профессиональному совершенствованию. Поэтому при помощи методики В.В. Бойко нами были выявлены стадии эмоционального выгорания респондентов. Среди исследуемых педагогов в среднем по 5,9% респондентов (как КГп, так и ЭГп) имеют одну сформировавшуюся фазу стадии эмоционального выгорания. Еще до 45% иссле-

дуемых находятся в фазе формирования стадии эмоционального выгорания (рис. 4.).

Таким образом, при построении инновационной модели и технологии личностной готовности преподавателя физической культуры высшего учебного заведения следует обратить внимание на профилактику и коррекцию эмоционального выгорания преподавателей, препятствующих возрастанию профессиональной компетентности.

Для определения общего показателя уровня личностной готовности педагога к преподаванию физической культуры в высшем учебном заведении нами была составлена и апробирована карта определения личностной готовности. Полученные данные представлены на рис. 5.

Видно, что линии распределения респондентов на высокий, средний и низкий уровень личностной готовности к преподаванию физической культуры носят однородный характер для контрольной и экспериментальной групп. Это дает возможность утверждать о правильности произведенного нами распределения респондентов на контрольную и экспериментальную группы.

Кроме того, нами было проведено аналогичное исследование студентов старших курсов для изучения возможности использования предложенной авторской программы в подготовке студентов к преподаванию физической культуры. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 98 студентов (48-50 чел. в каждой группе). Рассмотрим полученные результаты оценки развития у студентов умений педагогического общения (табл. 2).

(шШ>

I I I I I I

кг 82,2 I 14 4 00

Истощение

ЭГ 84,4 I 12,2 ЕН |

КГ 50 44,4 | со Iplg) |

Резистенция

ЭГ 54,4 п 38,9 Ш'.ЪЛ

КГ 26,7 | 64,4 I 8,9 k.'v--

Напряжение

ЭГ 23,3 | 68,9 7,8 т

15 30 45 60 75 90 105

□ Фаза не сформировалась □ Фаза в стадии формирования ■ Сформировавшаяся фаза

Рис. 4. Сравнительная характеристика уровней эмоционального выгорания преподавателей физической культуры в высшем учебном заведении на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, %

Рис. 5. Сравнительная характеристика уровня личностной готовности педагогов к преподаванию физической культуры в высшем учебном заведении на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, %

Таким образом, если сравнить полученные данные с результатами преподавателей, они значительно ниже, что можно объяснить отсутствием у студентов навыков практической работы в сфере образования. Результаты студентов сходны с результатами преподавателей только по шкале «умение организовывать диалогический подход к студентам», что можно объяснить направленностью молодежи на взаимодействие.

В связи с отсутствием у студентов практической деятельности по преподаванию физической культуры не представляет необходимости измерять у них уровень эмоционального выгорания. Соответственно, мы сразу перешли к измерению уровня личностной готовности, определяемому при помощи рассмотренной выше карты. Были выявлены следующие результаты диагностики (табл. 3).

Таким образом, высокий уровень личностной готовности студентов к преподаванию физической культуры в высшем учебном заведении характерен только

для 8,3% в экспериментальной группе и 6,7% - в контрольной. Почти половине исследуемых студентов свойственен низкий уровень готовности к преподаванию физической культуры.

Полученные результаты подчеркивают необходимость целенаправленной дополнительной работы по формированию личностной готовности студентов к преподаванию физической культуры.

Таким образом, нами было проанализировано актуальное современное состояние преподавания физической культуры в вузах и школах; спрогнозированы педагогические условия, направленные на оптимизацию изучаемого процесса; разработаны критерии и уровни личностной готовности преподавателя физической культуры высшего учебного заведения; подобран и апробирован диагностический инструментарий для выявления уровня личностной готовности преподавателей высшей школы.

1аа)

Таблица 2

Результаты оценки умений педагогического общения студентов 4-го и 5-го курсов специальности «Физическая культура» на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы

№ УРОВЕНЬ ЭГс КГс

п/п развития умения А. в. °/ /О А. в. °/ %

1. Рефлексивно-перцептивные умения

Развиты 10 16,7 8 13,3

Слабо развиты 32 53,3 33 55,0

Не развиты 18 30,0 19 31,7

Всего 60 100 60 100

2. Способность педагога к самораскрытию

Развита 7 11,7 7 11,7

Слабо развита 35 58,3 34 56,6

Не развита 18 30,0 19 31,7

Всего 60 100 60 100

3. Умение организовать диалогический подход к студентам

Развито 12 20,0 9 15,0

Слабо развито 35 58,3 40 66,7

Не развито 13 21,7 11 18,3

Всего 60 100 60 100

Таблица 3

Результаты исследования уровня личностной готовности к преподаванию студентов 4-го и 5-го курсов специальности «Физическая культура» на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы

№ п/п Уровень личностной готовности ЭГс КГс

А. в. % А. в. %

1. Высокий 5 8,3 4 6,7

2. Средний 28 46,7 31 51,7

3. Низкий 27 45,0 25 41,6

Всего 60 100 60 100

Литература

1. Есенков Ю.В. Организационно-педагогическая система управления развитием профессионального образовательного учреждения (на примере социальнопедагогического колледжа): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2006. - 24 с.

2. Иванова С.П. Учитель XXI века. Ноопсихологи-ческий подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности. -Псков: Изд-во ПГПУ, 2002. - 332 с.

3. Калинина И.А. Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности и ее взаимосвязь с успешностью обучения (на примере экономического вуза): Автореф. дис. . канд. психол. наук. -Москва, 2007. - 24 с.

4. Крутецкий В.А. Проблема формирования и развития способностей // Вопросы психологии. - 1972. -№ 2. - С. 4-9.

5. Макаровская И.В. Коммуникативная компетентность и представления учителя о себе: Дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2003. - 196 с.

6. Савченко М.Ю. Формирование личностной готовности учащихся девятых классов к профессиональному самоопределению: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Тамбов, 2006. - 24 с.

7. Тугуз Ф.А. Формирование готовности будущих социальных педагогов к оказанию социально-педагогической поддержки молодой семье: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2007. - 26 с.

8. Усков В.В. Формирование готовности школьников к предпринимательской деятельности в процессе предпрофильной подготовки: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. - Йошкар-Ола, 2007. - 25 с.

9. Шалаев И.К. Методика изучения уровня профессионализма педагогов-воспитателей // Классный руководитель. - № 5. - 2005. - С. 72-77.

10. Garvey R. Self-concept and success in student teaching //Journal of Teacher Education. - 1970. -V. 21. - P. 61.

ifafejj)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.