Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ'

ОСОБЕННОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКИЙ ПУНКТ / АПТЕЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ТОВАРЫ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Бочкарев Б.Г., Горячев А.Б., Самко Г.Н., Кабакова Т.И., Бочкарева Е.Б.

Повышение доступности медицинской и лекарственной помощи, является важнейшей задачей всех уровней власти и особенно актуально в условиях модернизации системы здравоохранения. Цель работы заключалась в анализе особенностей функционирования системы лекарственного обеспечения сельского населения Республики Адыгея для выявления резервов ее развития и обоснования направлений дальнейшего совершенствования с учетом региональных условий. Установлено, что в Республике Адыгея из 160 работающих на селе подразделений медицинских организаций, правом розничной торговли лекарственными препаратами пользуются 112 фельдшерско-акушерских пунктов, имеющих лицензии на фармацевтическую деятельность. Особенностью осуществления фармацевтической деятельности в сельской местности является отсутствие в большинстве мест современных транспортных магистралей, что создает логистические проблемы и существенно затрудняет регулярную доставку лекарственных препаратов населению. Среди положительных моментов отмечено появление дополнительного способа доставки лекарственных препаратов в фельдшерско-акушерские пункты, расположенные в труднодоступных (горных) районах, реализованного в рамках федеральной программы по обеспечению населения необходимыми лекарственными препаратами. Включение в систему обеспечения населения необходимыми лекарственными препаратами аптек-партнеров не потребовало дополнительных соглашений и расходов на их услуги, поскольку данная функция не несет дополнительных издержек, но при этом повышает их имидж. Установлено, что за последние 2 года качество лекарственного обеспечения жителей сельской местности существенно снизилось. В регионе на 21% сократилось количество действующих субъектов фармацевтической деятельности, количество действующих фельдшерско-акушерских пунктов также сократилось на 18%, а количество аптек- партнеров программы сократилось 2,8 раза. В настоящее время на первый план вышли нерешенные проблемы организационного характера, среди которых: отсутствие у медицинских организаций оборотных средств для приобретения лекарственных препаратов, при наличии внебюджетных средств, полученных от осуществления платных медицинских услуг; недостаточная юридическая подготовка отдельных должностных лиц медицинских организаций в вопросах государственных закупок; отсутствие у подавляющего числа субъектов розничной торговли лицензий на перевозку товаров аптечного ассортимента и другие. Выявленные проблемы положены в основу плана работы органов управления здравоохранением, фармацевтической деятельности, медицинских и фармацевтических организаций Республики Адыгея по совершенствованию форм и методов работы по обеспечению сельского населения лекарственными препаратами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Бочкарев Б.Г., Горячев А.Б., Самко Г.Н., Кабакова Т.И., Бочкарева Е.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DRUG ENFORCEMENT OF THE RURAL POPULATION OF THE REPUBLIC OF ADYGEA

Improving the availability of medical and medicinal care is the most important task of all levels of government and especially relevant in the context of modernization of the health system. The purpose of the work was to analyze the peculiarities of the functioning of the Drug Provision System of the Rural Population of the Republic of Adygea to identify reserves for its development and substantiate directions for further improvement, taking into account regional conditions. It was established that in the Republic of Adygea out of 160 units of medical organizations, the right of retail trade in drugs, 112 medical and obstetric items that have licenses for pharmaceutical activities are used by drug trading. A feature of the implementation of pharmaceutical activities in rural areas is the absence in most places ofmodern transport highways, which creates logistics problems and significantly complicates the regular delivery of drugs to the population. Among the positive points, the appearance of an additional way of delivering drugs to the feldsher-obstetric items located in hard-to-reach (mountainous) areas implemented in the federal population to ensure the necessary drugs is noted. The inclusion of pharmacies of partners in the system of ensuring the population did not require additional agreements and expenditures on their services, since this function does not carry additional costs, but at the same time increases their image. It has been established that over the past 2 years, the quality of drugs in the countryside residents decreased significantly. In the region, the number of current pharmaceutical activities has decreased by 21%, the number of operating paramedic-obstetric items has also decreased by 18%, and the number of pharmacies of the program has decreased by 2.8 times. Currently, unresolved problems of the organizational nature came to the fore, among which: the absence of working capital organizations for the acquisition of drugs, in the presence of extrabudgetary funds received from the implementation of paid medical services; insufficient legal training of individual officials of medical organizations in state procurement issues; the absence from the overwhelming number of retail trade licenses for transportation of goods of pharmacy assortment and others. The identified problems are based on the basis of the work plan of health authorities, pharmaceutical activities, medical and pharmaceutical organizations of the Republic of Adygea to improve the forms and working methods for the provision of agricultural drugs.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ»



a fV This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^NSf by https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/

* i ПН RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ^ ©Bochkarev B.G., Goryachev A.B., Samko G.N., Kabakova T.I., Bochkareva E.B., 2021

dj -i http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-6-20-27

L •ЩТ Y / Ч Принята 20.06.2021 | Accepted 20.06.2021

УДК 614.273:615.15 (470.621)

FEATURES OF THE DRUG ENFORCEMENT OF THE RURAL POPULATION OF THE REPUBLIC OF AD YGEA

Bochkarev1 B.G., Goryachev2A.B., Samko3 G.N., Kabakova4 T.I., Bochkareva4 E.B.

1Territative organ of Roszdravnazor in the Republic of Adygea, Maykop, Russian Federation 2Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Moscow, Russian Federation 3Pridnestrovian State University, Tiraspol, Transnistrian Moldavian Republic

4Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute - branch of the Volgograd State Medical University, Pyatigorsk, Russian Federation

ОСОБЕННОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

Бочкарев1 Б.Г., Горячев2 А.Б., Самко3 Г.Н., Кабакова4 Т.И., Бочкарева4 Е.Б.

1 Территориальный орган Росздравназора по Республике Адыгея, г. Майкоп, Российская Федерация 2ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский Университет), г. Москва, Российская Федерация 3ГОУ Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика

4Пятигорский медико-фармацевтический институт - филиал ФГБОУ ВО Волгоградский государственный медицинский университет, г. Пятигорск, Российская Федерация

Abstract. Improving the availability of medical and medicinal care is the most important task of all levels of government and especially relevant in the context of modernization of the health system. The purpose of the work was to analyze the peculiarities of the functioning of the Drug Provision System of the Rural Population of the Republic of Adygea to identify reserves for its development and substantiate directions for further improvement, taking into account regional conditions. It was established that in the Republic of Adygea out of 160 units of medical organizations, the right of retail trade in drugs, 112 medical and obstetric items that have licenses for pharmaceutical activities are used by drug trading. A feature of the implementation of pharmaceutical activities in rural areas is the absence in most places ofmodern transport highways, which creates logistics problems and significantly complicates the regular delivery of drugs to the population.

Аннотация. Повышение доступности медицинской и лекарственной помощи, является важнейшей .задачей всех уровней власти и особенно актуально в условиях модернизации системы здравоохранения. Цель работы заключалась в анализе особенностей функционирования системы лекарственного обеспечения сельского населения Республики Адыгея для выявления резервов ее развития и обоснования направлений дальнейшего совершенствования с учетом региональных условий. Установлено, что в Республике Адыгея из 160 работающих на селе подразделений медицинских организаций, правом розничной торговли лекарственными препаратами пользуются 112 фельдшерско-акушерских пунктов, имеющих лицензии на фармацевтическую деятельность. Особенностью осуществления фармацевтической деятельности в сельской

Among the positive points, the appearance of an additional way of delivering drugs to the feldsher-obstetric items located in hard-to-reach (mountainous) areas implemented in the federal population to ensure the necessary drugs is noted. The inclusion of pharmacies of partners in the system of ensuring the population did not require additional agreements and expenditures on their services, since this function does not carry additional costs, but at the same time increases their image. It has been established that over the past 2 years, the quality of drugs in the countryside residents decreased significantly. In the region, the number of current pharmaceutical activities has decreased by 21%, the number of operating paramedic-obstetric items has also decreased by 18%, and the number of pharmacies of the program has decreased by 2.8 times. Currently, unresolved problems of the organizational nature came to the fore, among which: the absence of working capital organizations for the acquisition of drugs, in the presence of extrabudgetary funds received from the implementation of paid medical services; insufficient legal training of individual officials of medical organizations in state procurement issues; the absence from the overwhelming number of retail trade licenses for transportation of goods of pharmacy assortment and others. The identified problems are based on the basis of the work plan of health authorities, pharmaceutical activities, medical and pharmaceutical organizations of the Republic of Adygea to improve the forms and working methods for the provision of agricultural drugs.

Keywords: medicinal support, feldsher-obstetric item, pharmacy organization, pharmaceutical activities, retail trade, drugs, pharmaceutical goods.

REFERENCES

[1] Yurgel, N.V., Telnova, E.A., Yagutina, R.I., Reichtman, T.V., Khubiyev, M.Yu. Organization of medicinal support of the population in rural areas and hard-to-reach areas // Remedium. - 2006. - № 2. - S. 46-49..

местности является отсутствие в большинстве мест современных транспортных магистралей, что создает логистические проблемы и существенно затрудняет регулярную доставку лекарственных препаратов населению. Среди положительных моментов отмечено появление дополнительного способа доставки лекарственных препаратов в фельдшерско-акушерские пункты, расположенные в труднодоступных (горных) районах, реализованного в рамках федеральной программы по обеспечению населения необходимыми лекарственными препаратами. Включение в систему обеспечения населения необходимыми лекарственными препаратами аптек-партнеров не потребовало дополнительных соглашений и расходов на их услуги, поскольку данная функция не несет дополнительных издержек, но при этом повышает их имидж. Установлено, что за последние 2 года качество лекарственного обеспечения жителей сельской местности существенно снизилось. В регионе на 21% сократилось количество действующих субъектов фармацевтической деятельности, количество действующих фельдшерско-акушерских пунктов также сократилось на 18%, а количество аптек-партнеров программы сократилось 2,8 раза. В настоящее время на первый план вышли нерешенные проблемы организационного характера, среди которых: отсутствие у медицинских организаций оборотных средств для приобретения лекарственных препаратов, при наличии внебюджетных средств, полученных от осуществления платных медицинских услуг; недостаточная юридическая подготовка отдельных должностных лиц медицинских организаций в вопросах государственных закупок; отсутствие у подавляющего числа субъектов розничной торговли лицензий на перевозку товаров аптечного ассортимента и другие. Выявленные проблемы положены в основу плана работы органов управления здравоохранением, фармацевтической

деятельности, медицинских и фармацевтических организаций Республики Адыгея по

совершенствованию форм и методов работы по обеспечению сельского населения лекарственными препаратами.

Ключевые слова: лекарственное обеспечение, фельдшерско-акушерский пункт, аптечная организация, фармацевтическая деятельность, розничная торговля, лекарственные препараты, фармацевтические товары.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Юргель, Н.В., Тельнова, Е.А., Ягудина, Р.И., Рейхтман, Т.В., Хубиева, М.Ю. Организация лекарственного обеспечения населения в сельской местности и труднодоступных районах // Ремедиум. - 2006. - № 2. - С. 46-49.

[2] Pis'mo Federal'noi sluzhby po nadzoru v sfere zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya ot 30.11.2011 № 04I-1206/11 «O meditsinskoi pomoshchi i lekarstvennom obespechenii sel'skogo naseleniya» [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.garant.ru/ (data obrashcheniya 15.03.2021).

[3] Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Rossiiskoi Federatsi iot 24.09.2014 № 558 «Ob utverzhdenii detal'nogo plana-grafika realizatsii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Razvitie zdravookhraneniya» na 2014 god i na planovyi period 2015 i 2016 godov» [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya 16.03.2021).

[4] Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Respubliki Adygeya ot 23.09.2013 № 866 «O poryadke vzaimodeistviya mezhdu uchrezhdeniyami zdravookhraneniya Respubliki Adygeya, obsluzhivayushchimi otdel'nye kategorii zhitelei Respubliki Adygeya, i aptechnymi organizatsiyami, osushchestvlyayushchimi predostavlenie lekarstvennykh preparatov i izdelii meditsinskogo naznacheniya» [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.garant.ru/ (data obrashcheniya 16.03.2021).

[5] Federal'nyi zakonot 22.05.2003 № 54-FZ «O primenenii kontrol'no-kassovoi tekhniki pri osushchestvlenii raschetov v Rossiiskoi Federatsii» [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.garant.ru/ (data obrashcheniya 17.03.2021).

[6] Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsi iot 14.12.2018 № 1556 «Ob utverzhdenii Polozheniya o sisteme monitoring dvizheniya lekarstvennykh preparatov dlya meditsinskogo primeneniya» [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.garant.ru/ (data obrashcheniya 17.03.2021).

[7] Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 04.09.2014 № 1727 «Ob utverzhdenii plana realizatsii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Razvitie zdravookhraneniya» na 2014 god i na planovyi period 2015 i 2016 godov» [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.garant.ru/ (data obrashcheniya 17.03.2021).

[2] Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 30.11.2011№ 04И-1206/11 «О медицинской помощи и лекарственном обеспечении сельского населения» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения 15.03.2021).

[3] Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.09.2014 № 558 «Об утверждении детального плана-графика реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 16.03.2021).

[4] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1727 «Об утверждении плана реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» [Электронный ресурс]: URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения 17.03.2021).

[5] Приказ Министерства здравоохранения Республики Адыгея от 23.09.2013 № 866 «О порядке взаимодействия между учреждениями здравоохранения Республики Адыгея, обслуживающими отдельные категории жителей Республики Адыгея, и аптечными организациями, осуществляющими предоставление лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения 16.03.2021).

[6] Федеральный закон от 22.05.2003№ 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL:

http://www.garant.ru/_(дата обращения

17.03.2021).

[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2018 № 1556 «Об утверждении Положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения 17.03.2021).

Contribution of the authors. Bochkarev B.G. - concept, provision of statistical materials; Goryachev A.B. - study design, final editing text; Samko G.N. - generalization of literary sources, writing the text of the literature review; Kabakova T.I. - research design, experiment planning; Bochkareva E.B. -conducting an experiment, generalization of the data obtained.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest. Goryachev A.B. - SPIN ID: 9010-1000; ORCID ID: 0000-0002-6844-4578

Research interests, number of main publications: the study of problems of pharmaceutical security drug provision of the population, has published more than 170 publications, including 43 in SCOPUS, WoS 2, more than 50 in the Higher Attestation Commission and 25in the conference proceedings.

Kabakova T.I. - SPIN ID: 2890-0283; ORCID ID: 0000-0001-6182-5637

Research interests, number of main publications: study of the processes of organization and management of drug provision of the population, has published more than 100 publications, including 6 in SCOPUS, 4 in WoS, more than 42 in the Higher Attestation Commission and 47 in the conference proceedings.

Вклад авторов. Бочкарев Б.Г., концепция, предоставление статистических материалов; Горячев А.Б. - дизайн исследования, окончательное редактирование текста; Самко Г.Н. - обобщение литературных источников, написание текста обзора литературы; Кабакова Т.И. - дизайн исследования, планирование эксперимента; Бочкарева Е.Б. - проведение эксперимента, обобщение полученных данных. Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Горячев А.Б. - SPIN ID: 9010-1000; ORCID ID: 0000-0002-6844-4578

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: исследование проблем фармацевтической безопасности в сфере лекарственного обеспечения населения, опубликованы более 170 публикаций, из них 43 в СКОПУС, 2 в WoS, более 50 в ВАК и 25 в материалах конференций.

Кабакова Т.И. - SPIN ID: 2890-0283; ORCID ID: 0000-0001-6182-5637

Сфера научных интересов, количество основных публикаций: исследование процессов организации и управления лекарственным обеспечением населения, опубликованы более 100 публикаций, из них 6 в СКОПУС, 4 в WoS, более 42 в ВАК и 47 в материалах конференций.

For citation: Bochkarev B.G., Goryachev A.B., Samko G.N., Kabakova T.I., Bochkareva E.B. FEATURES OF THE DRUG ENFORCEMENT OF THE RURAL POPULATION OF THE REPUBLIC OF ADYGEA // Medical & pharmaceutical journal "Pulse". - 2021. - Vol. .23. - №6. - C 20-27. doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-6-20-27.

Для цитирования: Бочкарев Б.Г., Горячев А.Б., Самко Г.Н., Кабакова Т.И., Бочкарева Е.Б. ОСОБЕННОСТИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". - 2021. - Т. 23. - №»6. - С. 20-27. doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-6-20-27.

Введение. Численность населения, постоянно проживающего в сельской местности, составляет порядка 40 миллионов человек или 27% от всей численности населения нашей страны. На территории Российской Федерации расположены более 130 тысяч сельских населенных пунктов с численностью жителей до 1000 человек. Данные Росстата России свидетельствуют, что 22% жителей этих сельских населенных пунктов перешагнули рубеж трудоспособного возраста, то есть относятся к категории лиц пожилого (61-75 лет) и старческого (75-90 лет) возраста. При такой демографической ситуации с одной стороны, и в целях создания нормальных социальных условий для молодого трудоспособного населения, проживающего в удаленных и труднодоступных сельских районах с другой, повышение доступности медицинской и лекарственной помощи, является важнейшей задачей всех уровней власти и особенно актуально в условиях модернизации системы здравоохранения [1].

Цель настоящего исследования заключалась в

анализе особенностей функционирования системы лекарственного обеспечения сельского населения Республики Адыгея для выявления резервов ее развития и обоснования направлений дальнейшего совершенствования с учетом региональных условий.

Материалы и методы. При выполнении исследования использовали методы контент-анализа, аналитический, непосредственного наблюдения, группировки и сравнения. Исследованием охвачен период 2015-2020 гг. Использовались отчетные и статистические материалы Территориального органа

Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Адыгея.

Результаты и обсуждение. Начиная с первой половины 2011 г. Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, в целях мониторинга

качества медицинской помощи и лекарственного обеспечения сельского населения, а также анализа реализации положений федерального закона Российской Федерации от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», осуществляют контроль следующих показателей регионального уровня здравоохранения:

• количество медицинских организаций, осуществляющих медицинскую деятельность в сельской местности;

• количество сельских поселений, в которых отсутствуют медицинские организации;

• количество сельских поселений, в которых планируется продажа лекарственных препаратов через амбулатории, фельдшерские, фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики;

• количество сельских поселений, в которых не планируется продажа лекарственных препаратов через амбулатории, фельдшерские, фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики;

• количество новых, открытых дополнительно медицинских организаций, осуществляющих медицинскую деятельность в сельской местности;

• средняя стоимость оснащения фельдшерско-акушерского пункта в субъекте Российской Федерации;

• средняя стоимость оснащения места для розничной торговли лекарственными препаратами в медицинской организации, расположенной в сельской местности;

• количество медицинских специалистов, прошедших обучение по вопросам отпуска лекарственных препаратов;

• количество торговых наименований, продаваемых в фельдшерско-акушерских пунктах в настоящее время;

• количество в суммовом выражении лекарственных препаратов, реализованных в текущем году сельским жителям через фельдшерско-акушерские пункты;

• условия поставки лекарственных препаратов в обособленные подразделения медицинской организации;

• организация обеспечения сохранности лекарственных препаратов в амбулаториях, фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей

врачебной (семейной) практики;

• организация контроля за ценообразованием, в том числе на жизненно необходимые и важные лекарственные препараты в амбулаториях, фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики;

• организация внутреннего контроля за продажей лекарственных препаратов со стороны медицинской организации;

• основные нарушения, допускаемые медицинскими специалистами при продаже лекарственных препаратов жителям села;

• объективные и субъективные причины, влияющие на обеспечение граждан, проживающих в сельской местности и труднодоступных местах, качественной медицинской помощью и лекарственным обеспечением;

• удовлетворенность сельского населения субъекта Российской Федерации медицинской помощью и лекарственным обеспечением [2].

Основываясь на положениях

законодательства о лицензировании

фармацевтической деятельности в обособленных подразделениях медицинских организаций, из общего перечня 160 работающих на селе медицинских организаций были выделены те, в которых допускается открытие розничной торговли лекарственными препаратами и другими фармацевтическими товарами, а именно, фельдшерско-акушерские пункты и врачебные амбулатории, расположенные в населенных пунктах, где нет самостоятельных аптечных организаций. Всего было выбрано 112 таких организаций, что составило 70% от общего количества. С 2013 г. между Минздравом Адыгеи, Центральными районными больницами и 14 крупными аптечными организациями, зарегистрированными на территории Республики Адыгея, были заключены трехсторонние соглашения о взаимодействии и организации лекарственного обеспечения населения в фельдшерско-акушерских пунктах и врачебных амбулаториях. Таким образом, к началу 2014 г. во всех 7 сельских муниципальных районах Республики Адыгея была организована розничная торговля лекарственными препаратами и другими фармацевтическими товарами в населенных пунктах, где отсутствуют розничные аптечные организации.

Одной из особенностей осуществления

фармацевтической деятельности в сельской местности является отсутствие в большинстве мест современных транспортных магистралей (асфальтированных автомобильных дорог и железнодорожного сообщения), что создает логистические проблемы и существенно затрудняет регулярную доставку лекарственных препаратов и других фармацевтических товаров населению. Для решения данной проблемы было принято решение поочередно использовать автомобильный транспорт центральных районных больниц для доставки в фельдшерско-акушерские пункты товаров аптечного ассортимента (1 раз в месяц), совмещенного с визитом фельдшера в головную медицинскую организацию для сдачи периодической отчетно-заявочной и статистической документации. Для внеплановой (экстренной) доставки

планировалось использование бригад скорой медицинской помощи, при вызове бригады в

данный населенный пункт. Однако использование бригад скорой медицинской помощи не нашло практического применения в связи с централизацией в 2018 г. службы скорой медицинской помощи, в результате которой вызовы стали распределять из республиканского центра.

Среди положительных моментов следует отметить появление дополнительного способа доставки лекарственных препаратов и других фармацевтических товаров в фельдшерско-акушерские пункты, расположенные в труднодоступных (горных) районах,

реализованного в рамках федеральной программы по обеспечению населения необходимыми лекарственными препаратами согласно федеральному закону Российской Федерации от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О Государственной социальной помощи» по схеме (рисунок 1):

Рис,1 — Схема реализации программы ОНЛП в Республике Адыгея

Fig.1 - The scheme of the implementation of the prog Adygea

Включение в систему обеспечения населения необходимыми лекарственными препаратами аптек-партнеров не потребовало дополнительных соглашений и расходов на их услуги, поскольку данная функция не несет дополнительных издержек, но при этом повышает их имидж. Логистическое плечо доставки составило от 89 км в Гиагинском до 187 км в Кошехабльском районах.

Далее мероприятия по

совершенствованию лекарственного обеспечения проводились в соответствии с планами реализации государственной программы «Развитие здравоохранения на 2014 год и на

m of providing the necessary drugs in the Republic of

плановый период 2015 и 2016 годов» и получили обозначение как «Контрольное событие 1.38 -Повышение уровня обеспеченности сельского населения качественными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет увеличения числа сельских аптечных организаций» [3, 4].

В дополнение Минздравом Республики Адыгея был разработан и утвержден перечень лекарственных препаратов, реализация которых разрешается через фельдшерско-акушерские пункты с целью исключения возможных злоупотреблений и недопущения нарушений законодательства об основах охраны здоровья граждан [5]. Осуществлено лицензирование

розничной торговли на всех 100% обособленных подразделениях медицинских организаций в сельской местности.

В результате изменения законодательства о проведении закупок в государственном секторе здравоохранения, необходимость оборудования точек розничного отпуска онлайн-кассами, экспансия в регион федеральных и региональных аптечных сетей, внедрение системы маркировки

лекарственных препаратов предопределили изменения структуры и снижение доступности товаров аптечного ассортимента для жителей сельских поселений [6, 7]. Основные показатели развития розничной торговли через фельдшерско-акушерские пункты Республики Адыгея, а именно - динамика лицензирования фармацевтической деятельности за последние 6 лет представлены на рисунке 2.

Из представленной информации следует, что качество лекарственного обеспечения жителей сельской местности существенно снизилось за последние 2 года. В регионе на 21% сократилось общее количество субъектов фармацевтической деятельности (в 2015 г. - 187 лицензий, в 2020 г. - 147). Количество действующих фельдшерско-акушерских пунктов также сократилось на 18% (2015 г. - 112, 2020 г. -92) в связи с изношенностью, признанием аварийными, упразднением и сокращением персонала. Количество аптек-партнеров программы сократилось 2,8 раза (в 2015 г. - 14, в

связи заявленной ими данного направления

2019 г. - 5) в нерентабельностью деятельности.

При проведении анализа системы лекарственного обеспечения сельского населения Республики Адыгея выявлено, что в действующих субъектах, сохранивших розничную торговлю, на первый план вышли нерешенные до настоящего времени проблемы организационного характера, среди которых: • отсутствие у центральных районных больниц свободных оборотных средств для приобретения лекарственных препаратов и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

других фармацевтических товаров, что влечет их зависимость от аптек-партнеров в желании самостоятельно предоставлять ассортимент аптечных товаров на фельдшерско-акушерские пункты. При этом отмечена принципиальная позиция руководителей медицинских организаций по вопросу выделения части заработанных внебюджетных денежных средств (например, из прибыли, полученной от осуществления платных медицинских услуг) на закупку лекарственных препаратов для розничной торговли;

• недостаточная юридическая подготовка отдельных должностных лиц медицинских организаций в вопросах государственных закупок лекарственных препаратов для розничной торговли с соблюдением требований законодательства;

• ужесточение требований к перевозке и хранению лекарственных препаратов, а именно, отсутствие у подавляющего числа субъектов розничной торговли лицензий на перевозку товаров аптечного ассортимента.

Так же было установлено, что для аптечных организаций - партнеров характерен ряд рисков, снижающих их интерес к расширению данного направления деятельности, основными среди которых являются:

• необходимость увеличения товарного запаса, что влечет снижение оборачиваемости -одного из основных экономических показателей деятельности;

• отчуждение части запасов в отдаленные точки отпуска без соответствующего ежедневного контроля условий хранения;

• высокие логистические издержки и риски, связанные со сложностью соблюдения лицензионных требований к перевозке лекарственных препаратов.

В ряде субъектов розничной торговли лекарственными препаратами для населения сельских районов было выявлено несоответствие мест осуществления деятельности, указанных в лицензиях и фактических мест реализации

товаров аптечного ассортимента, что неизбежно приводит к нарушению правил обращения лекарственных препаратов и порядка расчета посетителей через онлайн-кассы в фельдшерско-акушерских пунктах.

Заключение. Обобщение и анализ особенностей лекарственного обеспечения, проведенный в рамках настоящего исследования, позволил сформулировать выводы. Отмечено, что в целях улучшения лекарственного обеспечения сельского населения Республики Адыгея создана структура обособленных подразделений медицинских организаций, включающая 112 фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий, что позволило охватить более 90% населенных пунктов, расположенных в удаленных и труднодоступных районах региона, где отсутствуют розничные аптечные организации. В то же время установлено, что за последние годы количество точек отпуска лекарственных препаратов сельскому населению сократилось на 18%, что соответствует общему тренду на сокращение количества аптечных организаций (21%) в регионе.

В организации лекарственного обеспечения сельского населения выявлены существенные проблемы, связанные с отсутствием у медицинских организаций достаточных оборотных средств для закупок товаров аптечного ассортимента,

неэффективностью управления и низкой рентабельностью фармацевтической

деятельности.

Выявленные проблемы положены в основу плана работы органов управления здравоохранением, фармацевтической

деятельности, медицинских и фармацевтических организаций Республики Адыгея по совершенствованию форм и методов работы по обеспечению сельского населения

лекарственными препаратами и другими фармацевтическими товарами в целях обеспечения общественно необходимого уровня их потребления на региональном уровне.

Corresponding Author: Goryachev Andrey Borisovich, Doctor of Pharmaceutical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department, Department of Life Safety and Disaster Medicine, Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Moscow, Russian Federation

E-mail: abgor61@gmail.com

Ответственный за переписку: Горячев Андрей Борисович, доктор фармацевтических наук, доцент, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф,

(Сеченовский Университет), г. Москва, Российская Федерация

E-mail: abgor61@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.