doi: 10.21518/1561-5936-2019-10-8-28 Оригинальная статья/Original article
Розничный сектор фармацевтического рынка РФ: анализ региональных особенностей
И.К. Петрухинаш, e-mail: ditrich@samaramail.ru Р.И. Ягудина2, e-mail: yagudina@inbox.ru Т.К. Рязанова1, e-mail: ryazantatyana@mail.ru А.И. Хусаинова1, e-mail: alia.hi@mail.ru А.В. Егорова1, e-mail: zulini@yandex.ru
1 Самарский государственный медицинский университет; 443099, Россия, Самара, ул. Чапаевская, д. 89
2 Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский Университет); 119991, Россия, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2
Резюме
В статье на примере 35 субъектов Российской Федерации, входящих в состав семи федеральных округов, рассмотрены региональные особенности розничного сектора фармацевтического рынка. Представлены количественные и качественные характеристики региональных фармацевтических рынков, показатели доступности различных социально значимых видов лекарственной помощи населению (экстемпоральное изготовление лекарственных форм, отпуск населению наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, входящих в списки II и III Постановления Правительства РФ от 30.06.1998 г. №681, а также участие в реализации программ лекарственного обеспечения льготных групп населения федерального и регионального уровней). Установлено, что фармацевтический рынок в большинстве исследуемых субъектов РФ является концентрированным. Основная нагрузка по предоставлению населению социально значимых видов лекарственной помощи возложена на аптечные организации государственного сектора, при этом в общей структуре аптечных организаций на долю госсектора приходится 11,3%.
Ключевые слова: фармацевтический рынок РФ, розничный сектор, лекарственное обеспечение
Для цитирования: Петрухина И.К., Ягудина Р.И., Рязанова Т.К., Хусаинова А.И., Егорова А.В. Розничный сектор фармацевтического рынка РФ: анализ региональных особенностей. Ремедиум. 2019(Ю):8-28. doi: 10.21518/1561-59362019-10-8-28
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Retail sector of the pharmaceutical market of the Russian Federation: regional characteristics analysis
I.K. Petrukhina^1, e-mail: ditrich@samaramail.ru R.I. Yagudina2, e-mail: yagudina@inbox.ru T.K. Ryazanova1, e-mail: ryazantatyana@mail.ru A.I. Khusainova1, e-mail: alia.hi@mail.ru A.V. Egorova1, e-mail: zulini@yandex.ru
1 Samara State Medical University; 89 Chapaevskaya Street, Samara, 443099, Russia
2 I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University); Bldg. 2, 8 Trubetskaya St., Moscow, 119991, Russia Abstract
The article examines the regional retail sector features of the pharmaceutical market through the example of 35 constituent entities of the Russian Federation, which form seven federal districts. The authors present the quantitative and qualitative characteristics of regional pharmaceutical markets, accessibility index of various socially important types of pharmaceutical asistance to the population (extemporaneous manufacture of dosage forms, dispensing narcotic drugs and psychotropic substances listed in Schedule II and III of Decree of the Government of the Russian Federation No. 681 of June 30, 1998, as well as participation in
the pharmaceutical benefit schemes for population privileged groups at the federal and regional levels). It was established that the pharmaceutical market in most of the constituent entities of the Russian Federation is concentrated. The pharmacy organizations in the public sector are the echelon, which bears the main burden of providing the socially significant types of medical care for population, while the public sector accounts for 11.3% of the total number of pharmacy organizations.
Keywords: Russian pharmaceutical market, retail sector, pharmaceutical benefit scheme
For citation: Petrukhina I.K., Yagudina R.I., Ryazanova T.K., Khusainova A.I., Egorova A.V. Retail sector of the pharmaceutical market of the Russian Federation: regional feature analysis. Remedium. 2019( 10):8-28. (In Russ.) doi: 10.21518/1561-5936-2019-10-9-28
Conflict of interest: The authors declare no conflict of interest.
ВВЕДЕНИЕ
Розничный сектор - значимая часть российского фармацевтического рынка, составлявшая в 2018 г. около 70 % в стоимостном и более 80% в натуральном выражении. В розничном секторе отпуск лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента осуществляется аптечными организациями: аптеками, аптечными пунктами и аптечными киосками, а также фельдшерско-акушерскими пунктами (ФАПы), амбулаториями и кабинетами общеврачебной практики (ОВП). Отдельные аптечные организации оказывают социально значимые виды лекарственной помощи населению: участвуют в реализации программ льготного лекарственного обеспечения, осуществляют отпуск препаратов различных учетных групп, занимаются изготовлением экстемпоральных лекарственных форм [1-4]. Несмотря на то что количество аптечных организаций в субъектах РФ ежегодно растет, в регионах имеются значительные отличия в показателях доступности социально значимых видов лекарственной помощи [5]. Целью работы являлось изучение количественных и качественных характеристик розничного сектора фармацевтического рынка 35 субъектов РФ, а также анализ показателей доступности социально значимых видов лекарственной помощи по состоянию на 01.01.2018 г. Для проведения научного исследования была разработана программа, включающая несколько этапов (табл. 1).
При анализе использованы методы сравнительного, структурного,
логического, графического и контент-анализа, а также метод группировки. В частности, методы сравнительного, структурного и логического анализа, а также метод группировки были использованы для выявления особенностей структуры розничного сектора региональных фармацевтических рынков, для изучения территориальной доступности лекарственной помощи населению, для анализа количественных характеристик аптечных организаций, осуществляющих социально значимые виды лекарственной помощи. Для графического отображения данных в сравнительном аспекте (в разрезе 35 субъектов РФ) использованы инструменты графического анализа. С помощью контент-анализа проведено изучение источников научной литературы и массива статистических данных. Материалами исследования являлись данные, полученные в органах управления здравоохранением субъектов РФ. В качестве источников информации также были использованы базы данных Росстата, ФАС России, профессиональных фармацевтических ассоциаций, региональных информационно-аналитических центров.
Анализ проводился на материалах 35 субъектов РФ семи федеральных округов:
• 4 субъектов РФ Центрального федерального округа (ЦФО): Белгородской, Владимирской, Тверской и Тульской областей;
• 4 субъектов РФ Северо-Западного федерального округа (СЗФО): Ленинградской, Мурманской, Псковской областей, Республики Коми;
• 11 субъектов РФ Приволжского федерального округа (ПФО):
Кировской, Нижегородской, Самарской, Саратовской, Пензенской, Ульяновской областей, Пермского края, республик Мордовия, Марий Эл, Удмуртской и Чувашской республик;
• 5 субъектов РФ Южного федерального округа (ЮФО): Астраханской и Ростовской областей, республик Адыгея, Калмыкия, Крым;
• 2 субъектов РФ Уральского федерального округа (УФО): Ханты-Мансийского (ХМАО) и Ямало-Ненецкого (ЯНАО) автономных округов;
• 6 субъектов РФ Сибирского федерального округа (СФО): Алтайского края, Иркутской области, республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия;
• 3 субъектов РФ Дальневосточного федерального округа (ДВФО): Чукотского автономного округа, Республики Саха (Якутия), Хабаровского края. В соответствии с Указом Президента РФ от 03.11.2018 г. Республика Бурятия отнесена к Дальневосточному федеральному округу, однако на момент проведения анализа данный субъект относился к Сибирскому федеральному округу, поэтому учитывался в его составе.
Выбор для анализа вышеперечисленных субъектов РФ обусловлен тем, что они имеют различные демографические, социально-экономические и инфраструктурные показатели. Учитывая, что административно-территориальное деление РФ представлено 85 субъектами, в выборку нашего исследования вошло около 40% регионов страны. На основе анализа региональных особенностей нами охарактеризована ситуация в розничном секторе фармацевтических рынков различных федеральных округов РФ.
таблица 1. Программа научного исследования
table 1. Research program
Этап Цель этапа Методы анализа Оцениваемые показатели Источники исходных данных
Анализ общей Выделение типологических Структурный, Количество аптек, Органы управления
структуры групп субъектов РФ в логический, аптечных пунктов и здравоохранением
розничного зависимости от общей графический аптечных киосков в субъектов РФ*,
сектора структуры розничного анализы,метод субъектах РФ; территориальные
фармацевтических сектора группировки, количество ФАП, управления
рынков 35 контент-анализ амбулаторий и кабинетов Росздравнадзора*,
субъектов РФ общеврачебной практики; общее количество объектов розничной реализации ЛП Самарская областная фармацевтическая ассоциация*, Нижегородская областная фармацевтическая ассоциация*, медицинские информационно-аналитические центры
Анализ структуры Проведение типологизации Структурный, Доля государственных и Органы управления
аптечных субъектов РФ в зависимости логический, муниципальных аптечных здравоохранением
организаций от доли госсектора графический организаций в общей субъектов РФ*,
в зависимости анализы,метод структуре аптечных территориальные
от форм группировки организаций субъектов управления
собственности РФ Росздравнадзора*, Самарская областная фармацевтическая ассоциация*, Нижегородская областная фармацевтическая ассоциация*, медицинские информационно-аналитические центры
Анализ структуры Характеристика структуры Структурный, Число государственных/ Органы управления
государственных аптечных организаций в логический, муниципальных аптек, здравоохранением
и муниципальных государственном секторе графический аптечных пунктов и субъектов РФ*,
аптечных анализы,метод аптечных киосков в 35 территориальные
организаций группировки, контент-анализ субъектах РФ управления Росздравнадзора*, Самарская областная фармацевтическая ассоциация*, Нижегородская областная фармацевтическая ассоциация*, медицинские информационно-аналитические центры
Анализ Проведение типологизации Структурный, Средняя численность Органы управления
территориальной субъектов РФ в зависимости логический, населения на одну здравоохранением
доступности от уровня территориальной графический аптечную организацию; субъектов РФ*,
лекарственной доступности лекарственной анализы,метод средняя численность территориальные
помощи помощи группировки населения на одну управления
населению 35 государственную или Росздравнадзора*,
субъектов РФ муниципальную аптечную организацию; средняя численность населения на один объект розничной реализации; плотность размещения аптечных организаций Росстат [6], ФАС России [7]
таблица 1 (окончание). Программа научного исследования table 1 (end). Research program
Анализ Характеристика доступности Структурный, Число аптечных Органы управления
количественных населению субъектов РФ логический, организаций, здравоохранением
характеристик социально значимых видов графический оказывающих социально субъектов РФ*
аптечных фармацевтической помощи: анализы,метод значимые виды
организаций, экстемпоральное группировки, лекарственной помощи;
осуществляющих изготовление контент-анализ средняя численность
различные лекарственных форм, отпуск населения на одну
социально населению наркотических аптечную организацию,
значимые виды средств, психотропных оказывающую социально
лекарственной веществ и их прекурсоров значимые виды
помощи (НС и ПВ), входящих в лекарственной помощи;
Списки II и III Постановления доля государственного
Правительства РФ сектора в структуре
от 30.06.1998 г. №681, аптечных организаций,
участие в реализации оказывающих социально
программ лекарственного значимые виды
обеспечения льготных групп лекарственной помощи
населения федерального и
регионального уровней
* Информация предоставлена по запросу.
Программа исследования включала: сравнительную оценку общего количества объектов розничной реализации в анализируемых субъектах РФ; анализ количественных характеристик сектора фармацевтической розницы в зависимости от вида аптечных организаций; анализ среднего числа жителей на одну аптечную организацию и плотность размещения объектов розничной реализации; анализ количественных характеристик аптечных организаций, осуществляющих социально значимые виды лекарственной помощи, в т. ч. экстемпоральное изготовление лекарственных форм, отпуск населению наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее - НС и ПВ), входящих в списки II и III Постановления Правительства РФ от 30.06.1998 г. № 681, а также участие в реализации программ лекарственного обеспечения льготных групп населения федерального и регионального уровней. Анализ показал, что в структуре розничного сектора фармацевтического рынка исследуемых субъектов РФ на долю аптек приходится 51,9 %, аптечные пункты и аптечные киоски составляют 47,7 и 0,4% соответственно (табл. 2). Несмотря
на то что количественное соотношение числа аптек и аптечных пунктов в анализируемых регионах в среднем составляет 1:0,92, отмечается значительный разброс значения данного показателя - от 1:0,19 в Республике Тыва до 1:4,2 в Алтайском крае. Характерные отличия в структуре розничного сектора выявлены и в отдельных федеральных округах. Например, в Центральном федеральном округе преобладают аптечные пункты: среднее соотношение числа аптек и аптечных пунктов здесь составляет 1:1,61. В то же время в соседних Северо-Западном и Приволжском федеральных округах количество аптек и аптечных пунктов сопоставимо (соотношение 1:0,9 и 1:1,06 соответственно). По соотношению аптек и аптечных пунктов в розничном секторе региональных фармацевтических рынков можно выделить несколько типологических групп:
• субъекты РФ с преобладанием доли аптек (более 60,0% от всех аптечных организаций) - 9 субъектов РФ: Ханты-Мансийский автономный округ (100,0%), республики Тыва (84,0%) и Калмыкия (82,4%), Мурманская область (80,1%), Республика Крым (75,7%), Самарская
область (70,4%), Ростовская область (70,0%), Хабаровский край (66,9%), Нижегородская область (60,7%);
• регионы РФ с преобладанием аптечных пунктов (доля аптечных пунктов в структуре аптечных организаций более 60,0%) - 8 регионов: Алтайский край (80,7%), Республика Алтай (79,3%), Саратовская область (74,3 %), Пермский край (72,6%), Тульская область (71,9%), Белгородская область (64,5%), Чувашская Республика (62,2%), Республика Адыгея (61,9 %);
• субъекты РФ с примерно равным соотношением числа аптек и аптечных пунктов: Владимирская, Тверская, Пензенская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.
Анализ показал, что на рассмотренных территориях лицензию на фармацевтическую деятельность имеют 108 аптечных киосков. В 40% регионов аптечные киоски отсутствуют, в остальных их количество варьируется от 1 до 12 (за исключением Ульяновской области, где число аптечных киосков достигло 57, что составляет 10,7% всех аптечных организаций в данном субъекте РФ). Таким образом, аптечные киоски как форма лекарственного
таблица 2. Структура розничного сектора фармацевтического рынка 35 субъектов РФ* table 2. Retail sector structure of the pharmaceutical market in 35 constituent entities of the Russian Federation*
Субъект РФ/федеральный округ Общее количество аптечных организаций всех форм собственности В т. ч. Соотношение числа аптек и аптечных пунктов Количество ФАПов, амбулаторий и кабинетов ОВП Общее количество объектов розничной реализации
Аптек Аптечных пунктов Аптечных киосков
Количество Доля, % Количество Доля, % Количество Доля, %
Белгородская область 589 197 33,4 380 64,5 12 2,0 1:1,93 517 1106
Владимирская область 924 471 51,0 453 49,0 0 0,0 1:0,96 236 1160
Тверская область 653 302 46,2 351 53,8 0 0,0 1:1,16 541 1194
Тульская область 1392 391 28,1 1001 71,9 0 0,0 1:2,56 333 1725
Центральный ФО 3558 1361 38,3 2185 61,4 12 0,3 1:1,61 1627 5185
Ленинградская область 776 344 44,3 430 55,4 2 0,3 1:1,25 206 982
Мурманская область 403 323 80,1 79 19,6 1 0,2 1:0,24 7 410
Псковская область 97 54 55,7 40 41,2 3 3,1 1:0,74 389 486
Республика Коми 535 226 42,2 307 57,4 2 0,4 1:1,36 277 812
Северо-Западный ФО 1811 947 52,3 856 47,3 8 0,4 1:0,90 879 2690
Кировская область 660 285 43,2 374 56,7 1 0,2 1:1,31 615 1275
Нижегородская область 2874 1745 60,7 1127 39,2 2 0,1 1:0,65 707 3581
Пермский край 1476 404 27,4 1072 72,6 0 0,0 1:2,65 641 2117
Пензенская область 859 412 48,0 445 51,8 2 0,2 1:1,08 523 1382
Республика Марий Эл 352 186 52,8 166 47,2 0 0,0 1:0,89 147 499
Республика Мордовия 364 165 45,3 199 54,7 0 0,0 1:1,21 497 861
Самарская область 1735 1222 70,4 513 29,6 0 0,0 1:0,42 555 2290
Саратовская область 1095 281 25,7 814 74,3 0 0,0 1:2,90 727 1822
Удмуртская Республика 686 292 42,6 394 57,4 0 0,0 1:1,35 599 1285
Ульяновская область 533 215 40,3 261 49,0 57 10,7 1:1,21 507 1040
Чувашская Республика 630 235 37,3 392 62,2 3 0,5 1:1,67 526 1156
Приволжский ФО 11264 5442 48,3 5757 51,1 65 0,6 1:1,06 6044 17308
Астраханская область 477 н/д - н/д - н/д - - 141 618
Республика Адыгея 260 99 38,1 161 61,9 0 0,0 1:1,63 57 317
Республика Калмыкия 17 14 82,4 3 17,6 0 0,0 1:0,21 14 31
Республика Крым 848 642 75,7 205 24,2 1 0,1 1:0,32 509 1357
Ростовская область 3122 2185 70,0 934 29,9 3 0,1 1:0,43 916 4038
Южный ФО** 4724 2940 66,5 1303 33,4 4 0,1 1:0,44 1637 6361
ХМАО 1037 1037 100,0 - 0,0 0 0,0 1:0,00 114 1151
ЯНАО 316 164 51,9 151 47,8 1 0,3 1:0,92 20 336
Уральский ФО 1353 1201 88,8 151 11,2 1 0,1 1:0,13 134 1487
Алтайский край 1317 253 19,2 1063 80,7 1 0,1 1:4,20 891 2208
Иркутская область 318 178 56,0 130 40,9 10 3,1 1:0,73 27 345
Республика Алтай 82 17 20,7 65 79,3 0 0,0 1:3,82 151 233
таблица 2 (окончание). Структура розничного сектора фармацевтического рынка 35 субъектов РФ* table 2 (end). Retail sector structure of the pharmaceutical market in 35 constituent entities of the Russian Federation*
Субъект РФ/федеральный округ Общее количество аптечных организаций всех форм собственности В т. ч. Соотношение числа аптек и аптечных пунктов Количество ФАПов, амбулаторий и кабинетов ОВП Общее количество объектов розничной реализации
Аптек Аптечных пунктов Аптечных киосков
Количество Доля, % Количество Доля, % Количество Доля, %
Республика Бурятия 412 169 41,0 241 58,5 2 0,5 1:1,43 317 729
Республика Тыва 100 84 84,0 16 16,0 0 0,0 1:0,19 37 137
Республика Хакасия 267 153 57,3 113 42,3 1 0,4 1:0,74 97 364
Сибирский ФО 2496 854 34,2 1628 65,2 14 0,6 1:1,91 1520 4016
Республика Саха (Якутия) 643 н/д - н/д - н/д - - 195 838
Хабаровский край 616 412 66,9 204 33,1 0 0,0 1:0,50 179 795
Чукотский АО 21 11 52,4 6 28,6 4 19,0 1:0,55 19 40
Дальневосточный ФО 1280 423 59,6 210 30,8 4 9,5 1:0,50 393 1673
Значения показателей на основе данных, поступивших из анализируемых субъектов РФ 26486 13168 51,9 12090 47,7 108 0,4 1:0,92 12234 38720
* Значения показателей по федеральным округам рассчитаны на основании данных, представленных анализируемыми субъектами РФ.
** Расчет произведен без учета данных из Астраханской области и Республики Саха (Якутия). н/д - нет данных.
Источники данных: органы управления здравоохранением субъектов РФ, территориальные управления Росздравнадзора, Самарская областная фармацевтическая ассоциация, Нижегородская областная фармацевтическая ассоциация, медицинские информационно-аналитические центры Самарской
области и Республики Марий Эл.
обеспечения не оказывают значимого влияния на количественные показатели розничного сектора фармацевтического рынка РФ. Установлено, что в общей структуре аптечных организаций анализируемых субъектов РФ на долю госсектора приходится 11,3%. На основе анализа количественных характеристик аптечных организаций государственной формы собственности выделены следующие типологические группы:
• субъекты РФ с относительно высокой долей государственного сектора (более 30% от общего количества аптечных организаций): Псковская и Кировская области;
• регионы, в структуре розничного сектора которых доля государственного сектора находится в диапазоне от 20 до 30%: Республика Саха (Якутия), Иркутская область, Республика Алтай, Чувашская, Удмуртская республики, Республика Мордовия;
• субъекты РФ с долей государственного сектора в диапазоне от 10 до 20%: Республика Хакасия, Тверская область, Республика Марий Эл, Белгородская область и др.;
• субъекты РФ с долей государственного сектора менее 10%. В частности, минимальные значения отмечены в Чукотском автономной округе (государственные аптечные организации здесь отсутствуют), Ханты-Мансийском автономной округе (0,5%), Владимирской (1,4%) и Ульяновской областях (1,7%).
В структуре объектов розничной реализации анализируемых регионов преобладают аптечные организации (аптеки, аптечные пункты и аптечные киоски). Так, в Мурманской, Иркутской областях, ХМАО и ЯНАО доля аптек, аптечных пунктов и аптечных киосков составляет более 90%. В трех субъектах РФ (Чукотском автономном округе, Кировской и Ульяновской областях)
соотношение аптечных организа-ций/ФАПов, офисов ВОП составляет примерно 1:1,1. В республиках Мордовия, Алтай и Псковской области количество ФАПов, амбулаторий и кабинетов общеврачебной практики превышает количество аптечных организаций.
При анализе структуры государственных аптечных организаций определено соотношение доли аптек, аптечных пунктов и аптечных киосков (табл. 3). Установлено, что доля аптек в госсекторе в среднем составляет 56,7%, аптечных пунктов - 42,9%. Доля аптечных киосков незначительна - 0,4%. При анализе выявлены региональные особенности. Так, в 18 из 35 регионов (51,4%) в структуре государственного сектора преобладают аптеки (в ХМАО, республиках Калмыкия, Хакасия, Тыва, Самарской, Пензенской, Астраханской областях и др.). В шести исследуемых
таблица 3. Структура государственной аптечной сети в 35 субъектах РФ* table 3. State pharmacy network structure in 35 constituent entities of the Russian Federation*
Субъект РФ/федеральный округ Общее количество государственных аптечных организаций Доля госсектора в общей структуре аптечных организаций всех форм собственности В т. ч.
Аптек Аптечных пунктов Аптечных киосков
Количество Доля, % Количество Доля, % Количество Доля, %
Белгородская область 95 16,1 55 57,9 40 42,1 0 0,0
Владимирская область 13 1,4 8 61,5 5 38,5 0 0,0
Тверская область 97 14,9 40 41,2 57 58,8 0 0,0
Тульская область 75 5,4 41 54,7 34 45,3 0 0,0
Центральный ФО 280 7,9 144 51,4 136 48,6 0 0,0
Ленинградская область 78 10,1 32 41,0 46 59,0 0 0,0
Мурманская область 75 18,6 62 82,7 13 17,3 0 0,0
Псковская область 54 55,7 33 61,1 19 35,2 2 3,7
Республика Коми 54 10,1 36 66,7 18 33,3 0 0,0
Северо-Западный ФО 261 14,4 163 62,5 96 36,8 2 0,8
Кировская область 236 35,8 112 47,5 123 52,1 1 0,4
Нижегородская область 362 12,6 225 62,2 135 37,3 2 0,6
Пермский край 48 3,3 25 52,1 23 47,9 0 0,0
Пензенская область 74 8,6 64 86,5 10 13,5 0 0,0
Республика Марий Эл 48 13,6 20 41,7 28 58,3 0 0,0
Республика Мордовия 76 20,9 37 48,7 39 51,3 0 0,0
Самарская область 188 10,8 163 86,7 25 13,3 0 0,0
Саратовская область 27 2,5 7 25,9 20 74,1 0 0,0
Удмуртская Республика 146 21,3 72 49,3 74 50,7 0 0,0
Ульяновская область 9 1,7 3 33,3 6 66,7 0 0,0
Чувашская Республика 158 25,1 57 36,1 100 63,3 1 0,6
Приволжский ФО 1372 12,2 785 57,2 583 42,5 4 0,3
Астраханская область 60 12,6 50 83,3 10 16,7 0 0,0
Республика Адыгея 16 6,2 13 81,3 3 18,8 0 0,0
Республика Калмыкия 3 17,6 3 100,0 0 0,0 0 0,0
Республика Крым 111 13,1 30 27,0 81 73,0 0 0,0
Ростовская область 129 4,1 99 76,7 29 22,5 1 0,8
Южный ФО 319 6,8 195 61,1 123 38,6 1 0,3
ХМАО 5 0,5 5 100,0 0 0,0 0 0,0
ЯНАО 59 18,7 38 64,4 21 35,6 0 0,0
Уральский ФО 64 4,7 43 67,2 21 32,8 0 0,0
Алтайский край 262 19,9 100 38,2 161 61,5 1 0,4
Иркутская область 75 23,6 57 76,0 16 21,3 2 2,7
Республика Алтай 18 22,0 17 94,4 1 5,6 0 0,0
таблица 3 (окончание). Структура государственной аптечной сети в 35 субъектах РФ* table 3 (end). State pharmacy network structure in 35 constituent entities of the Russian Federation*
Субъект РФ/федеральный округ Общее количество государственных аптечных организаций Доля госсектора в общей структуре аптечных организаций всех форм собственности В т. ч.
Аптек Аптечных пунктов Аптечных киосков
Количество Доля, % Количество Доля, % Количество Доля, %
Республика Бурятия 71 17,2 22 31,0 48 67,6 1 1,4
Республика Тыва 4 4,0 4 100,0 0 0,0 0 0,0
Республика Хакасия 47 17,6 24 51,1 23 48,9 0 0,0
Сибирский ФО 477 19,1 224 47,0 249 52,2 4 0,8
Республика Саха (Якутия) 134 20,8 90 67,2 43 32,1 1 0,7
Хабаровский край 97 15,7 60 61,9 37 38,1 0 0,0
Чукотский АО 0 0,0 0 0 0 0 0 0
Дальневосточный ФО 231 18,0 150 64,9 80 34,6 1 0,4
Значения показателей на основе данных, поступивших из анализируемых субъектов РФ 3004 11,3 1704 56,7 1288 42,9 12 0,4
* Значения показателей по федеральным округам рассчитаны на основании данных только Источники данных: органы управления здравоохранением субъектов РФ;
тех субъектов РФ, по которым была предоставлена информация. территориальные управления Росздравнадзора, Самарская областная
фармацевтическая ассоциация, Нижегородская областная фармацевтическая ассоциация, медицинские информационно-аналитические центры Самарской области и
Республики Марий Эл.
субъектах РФ, напротив, доминируют аптечные пункты (в Саратовской, Ульяновской областях, республиках Крым, Бурятия, Чувашия, Алтайском крае). Поскольку ассортимент товаров в аптеках значительно шире, чем в аптечных пунктах, то в регионах с низкой долей аптек (не только в государственном секторе фармацевтической розницы, но и в целом) показатель ассортиментной доступности значительно ниже. На следующем этапе исследования определялось среднее количество населения на одну аптечную организацию, а также плотность территориального размещения аптечных организаций (табл. 4). Наиболее концентрированные фармацевтические рынки (региональные фарм-рынки с наименьшими значениями показателя численности населения на одну аптечную организацию) -в Тульской и Нижегородской областях: 1 072 и 1 126 человек на одну
аптечную организацию соответственно. В большинстве рассматриваемых субъектов РФ на одну аптечную организацию приходится от 1 300 до 2 700 человек, за исключением Псковской (6 562) и Иркутской (7 560) областей, а также Республики Калмыкия (16 201 человек). В государственном секторе минимальные значения средней численности населения на одну аптечную организацию приходятся на Кировскую область (5 437 человек), Республику Саха (Якутия) (7 196), Чувашскую Республику (7 788), Нижегородскую область (8 936) и Алтайский край (8 970). В 17 из 35 субъектов РФ средняя численность населения на одну государственную аптечную организацию находится в диапазоне от 10 000 до 20 000 человек. Более 90 000 человек на одну аптечную организацию приходится в Саратовской, Владимирской, Ульяновской областях, Республике Калмыкия,
что согласуется с низкими значениями доли государственного сектора в розничном секторе фармацевтического рынка перечисленных субъектов РФ. Максимальное значение -в ХМАО (331 015 человек) и в Чукотском автономном округе (где государственные аптечные организации отсутствуют).
По состоянию на 01.01.2018 г. самая высокая плотность размещения аптечных организаций всех форм собственности отмечена в Тульской и Нижегородской областях (эти же субъекты РФ имеют минимальные значения численности населения на одну аптечную организацию), а также в Чувашской Республике. Максимальная площадь территории на одну аптечную организацию отмечена в Чукотском автономном округе (34 356,2 кв. км), в остальных субъектах РФ это значение находится в диапазоне до 5 000 кв. км. В среднем на одну аптечную
таблица 4. Концентрация и плотность размещения аптечных организаций в 35 субъектах РФ* table 4. Concentration and density of pharmacy organizations in 35 constituent entities of the Russian Federation*
Субъект РФ Средняя численность населения, человек Площадь территории, кв. км
На одну аптечную организацию всех форм собственности На одну государственную аптечную организацию На один объект розничной реализации всех форм собственности На одну аптечную организацию всех форм собственности На одну государственную аптечную организацию На один объект розничной реализации всех форм собственности
Алтайский край 1784 8970 1064 127,6 641,2 76,1
Астраханская область 2133 16959 1646 102,8 817,1 79,3
Белгородская область 2631 16314 1401 46,1 285,6 24,5
Владимирская область 1492 106026 1188 31,5 2237,2 25,1
Иркутская область 7560 32056 6968 2436,6 10331,3 2245,9
Кировская область 1944 5437 1009 182,4 510,1 94,4
Ленинградская область 2337 23254 1847 108,1 1075,7 85,4
Мурманская область 1870 10047 1837 359,6 1932,0 353,4
Нижегородская область 1126 8936 903 26,7 211,7 21,4
Пензенская область 1550 17995 964 50,5 585,8 31,4
Пермский край 1777 54648 1239 108,6 3338,3 75,7
Псковская область 6562 11788 1310 571,1 1025,9 114,0
Республика Адыгея 1744 28336 1430 30,0 487,0 24,6
Республика Алтай 2659 12115 936 1133,0 5161,3 398,7
Республика Бурятия 2390 13866 1350 852,8 4948,4 481,9
Республика Калмыкия 16201 91804 8884 4395,9 24910,3 2410,7
Республика Коми 1572 15572 1036 779,0 7718,0 513,3
Республика Крым 2257 17241 1410 30,8 235,0 19,2
Республика Марий Эл 1938 14215 1367 66,4 487,0 46,8
Республика Мордовия 2212 10593 935 71,8 343,8 30,3
Республика Саха (Якутия) 1500 7196 1150 4795,5 23011,4 3679,6
Республика Тыва 3217 80431 2348 1686,0 42151,0 1230,7
Республика Хакасия 2013 11436 1477 230,6 1310,0 169,1
Ростовская область 1352 32717 1045 32,3 782,7 25,0
Самарская область 1841 16987 1395 30,9 284,9 23,4
Саратовская область 2249 91220 1352 92,5 3749,6 55,6
Тверская область 1966 13236 1075 128,9 868,1 70,5
Тульская область 1072 19891 865 18,4 342,4 14,9
таблица 4 (окончание). Концентрация и плотность размещения аптечных организаций в 35 субъектах РФ* table 4 (end). Concentration and density of pharmacy organizations in 35 constituent entities of the Russian Federation*
Субъект РФ Средняя численность населения, человек Площадь территории, кв. км
На одну аптечную организацию всех форм собственности На одну государственную аптечную организацию На один объект розничной реализации всех форм собственности На одну аптечную организацию всех форм собственности На одну государственную аптечную организацию На один объект розничной реализации всех форм собственности
Удмуртская Республика 2206 10363 1177 61,3 288,1 32,7
Ульяновская область 2339 138513 1199 69,8 4131,2 35,8
ХМАО 1596 331015 1438 515,7 106960,2 464,6
Хабаровский край 2156 13694 1671 1278,6 8119,9 990,7
Чувашская Республика 1953 7788 1064 29,1 116,1 15,9
Чукотский автономный округ 2350 - 1234 34356,2 - -
ЯНАО 1704 9128 1603 2434,3 13038,1 2289,4
Значения показателей на основе данных, полученных из анализируемых субъектов РФ 1834 16174 1255 352,7 3109,9 241,2
* Один объект розничной реализации с учетом аптек, аптечных пунктов, аптечных киосков, Источники данных: органы управления здравоохранением субъектов РФ,
фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий и кабинетов общеврачебной практики, территориальные управления Росздравнадзора.
имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность.
организацию приходится около 350 кв. км. Средняя площадь территории на одну государственную аптечную организацию в анализируемых субъектах РФ составляет около 3 110 кв. км.
По общему количеству объектов розничной реализации в топ-5 входят региональные фармацевтические рынки следующих субъектов РФ: Ростовской (4 038), Нижегородской (3 581) и Самарской областей (2 290), Алтайского края (2 208) и Пермского края (2 117).
В анализируемых субъектах РФ на один объект розничной реализации всех форм собственности в среднем приходится 1 255 человек. На основе выявленных региональных особенностей нами выделено несколько типологических групп: 1) регионы, где среднее количество жителей на один объект розничной реализации находится в диапазоне от 800 до 1 200 человек - 15 субъектов
РФ, в т. ч. Тульская область (865), Нижегородская область (903), Республика Мордовия (935), Республика Алтай (936), Пензенская область (964) и др.;
2) субъекты РФ со средней численностью населения в диапазоне свыше 1 200 до 1 500 человек - 12 субъектов РФ, в т. ч. Республика Бурятия (1 350), Чукотский автономный округ (1 234), Пермский край (1 239), Республика Крым (1 410) и др.;
3) регионы с показателем более 1 500 человек на один объект розничной реализации - 8 субъектов РФ, в т. ч. Хабаровский край (1 671), Ленинградская область (1 847), Республика Тыва (2 348), Иркутская область (6 968), Республика Калмыкия (8 884) и др. По данным Росздравнадзора, к началу 2018 г. на российском фармацевтическом рынке было представлено 94 400 объектов розничной реализации лекарственных препаратов и других товаров аптечного
ассортимента (с учетом территориально обособленных подразделений - ФАПов, амбулаторий и кабинетов общеврачебной практики) [8]. Следовательно, на один объект розничной реализации в РФ в среднем приходится около 1 547 человек. Согласно рекомендациям Федеральной антимонопольной службы России, для обеспечения эффективной деятельности аптечной организации и доступности лекарственной помощи населению в РФ на одну аптечную организацию в среднем должно приходиться 4,5 тыс. человек (от 4 до 5 тыс. населения). Таким образом, фармацевтический рынок 35 проанализированных субъектов РФ с показателем средней численности населения на один объект розничной реализации 1 834 человека является достаточно концентрированным. При проведении анализа нами были изучены количественные
таблица 5. Экстемпоральное изготовление лекарственных форм учреждениями розничного сектора фармацевтического рынка 35 субъектов РФ table 5. Extemporaneous manufacture of dosage forms by the retail sector institutions of the pharmaceutical market in 35 constituent entities of the Russian Federation
Субъект РФ/федеральный округ Количество аптек, осуществляющих экстемпоральное изготовление лекарственных форм и х I х ны ен вь И а cq Доля государственных и муниципальных аптек, % Средняя численность населения на одну аптечную организацию, человек Средняя площадь территории субъекта РФ на одну аптечную организацию, кв. км
Центральный ФО Белгородская область 21 18 85,7 73804 1292
Владимирская область 19 2 10,5 72544 1531
Тверская область 5 4 80,0 256775 16840
Тульская область 6 6 100,0 248643 4280
Значения по субъектам РФ ЦФО 51 30 58,8 111842 3257
Северо-Западный ФО Ленинградская область 9 9 100,0 201535 9323
Мурманская область 6 5 83,3 125593 24150
Псковская область 7 7 100,0 90935 7914
Республика Коми 2 2 100,0 420437 208387
Значения по субъектам РФ СЗФО 24 23 95,8 168533 29208
Приволжский ФО Кировская область 24 24 100,0 53468 5016
Нижегородская область 43 40 93,0 75227 1782
Пензенская область 20 20 100,0 66583 2168
Пермский край 3 3 100,0 874374 53412
Республика Марий Эл 5 5 100,0 136467 4675
Республика Мордовия 2 2 100,0 402528 13064
Самарская область 37 21 56,8 86311 1448
Саратовская область 5 1 20,0 492590 20248
Удмуртская Республика 9 9 100,0 168116 4673
Ульяновская область 3 3 100,0 415539 12394
Чувашская Республика 6 6 100,0 205080 3057
Значения по субъектам РФ ПФО 157 134 85,4 124884 4474
Южный ФО Астраханская область 4 4 100,0 254379 12256
Республика Адыгея 1 1 100,0 453376 7792
Республика Калмыкия 0 0 - - -
Республика Крым 1 0 0,0 1913731 26081
Ростовская область 9 6 66,7 468939 11219
Значения по субъектам РФ ЮФО 15 11 73,3 525366 17240
Сибирский ФО Алтайский край 12 9 75,0 195840 14000
Иркутская область 8 8 100,0 300524 96856
Республика Алтай 1 1 100,0 218063 92903
Республика Бурятия 10 4 40,0 98451 35133
Республика Тыва 0 0 - - -
Республика Хакасия 3 3 100,0 179171 20523
Значения по субъектам РФ СФО 34 25 73,5 191011 42607
таблица 5 (окончание). Экстемпоральное изготовление лекарственных форм учреждениями розничного сектора фармацевтического рынка 35 субъектов РФ table 5 (end). Extemporaneous manufacture of dosage forms by the retail sector institutions of the pharmaceutical market in 35 constituent entities of the Russian Federation
Субъект РФ/федеральный округ Количество аптек, осуществляющих экстемпоральное изготовление лекарственных форм s x ü x х Z <u I ей .а И ТО V cq Доля государственных и муниципальных аптек, % Средняя численность населения на одну аптечную организацию, человек Средняя площадь территории субъекта РФ на одну аптечную организацию, кв. км
ХМАО 22 9 40,9 75231 24309
Уральский ФО ЯНАО 9 5 55,6 59839 85472
Значения по субъектам РФ УФО 31 14 45,2 70762 42066
Республика Саха (Якутия) 29 16 55,2 33253 106328
Дальневосточный ФО Хабаровский край 23 23 100,0 57752 34245
Чукотский автономный округ 2 2 100,0 24674 360741
Значения по субъектам РФ ДВФО 54 41 75,9 43370 85049
Значения показателей на основе данных, полученных из анализируемых субъектов РФ 366 278 76,0 132753 25525
Источники данных: органы управления здравоохранением субъектов РФ, территориальные управления Росздравнадзора.
характеристики аптечных организаций, осуществляющих различные социально значимые виды лекарственной помощи.
Установлено, что в проанализированных субъектах РФ лицензию на право экстемпорального изготовления лекарственных форм имеют 366 аптечных организаций (в среднем 10 аптечных организаций в одном субъекте РФ, при этом разброс значения составляет от 0 до 43) (табл. 5). Максимальное количество аптечных организаций, осуществляющих данный вид фармацевтической деятельности, представлено в Нижегородской (43) и Самарской (37) областях. По одной аптечной организации с правом экстемпорального изготовления лекарственных форм имеется в республиках Алтай, Адыгея и Крым, а также в Саратовской области. В республиках Калмыкия
и Тыва данные аптечные организации отсутствуют.
Как показал анализ, в исследуемых субъектах РФ на одну аптечную организацию, осуществляющую экс-темпоральное изготовление лекарственных форм и работающую в розничном секторе фармацевтического рынка, в среднем приходится 132 753 человека. Относительно благополучная ситуация в плане доступности данного вида лекарственной помощи сложилась в Кировской, Пензенской, Владимирской областях, Хабаровском крае. Минимальная степень доступности отмечена в Республике Крым и в Пермском крае.
В структуре производственных аптек на долю государственного сектора в среднем приходится около 76%. В 19 из 35 рассматриваемых субъектов РФ доля государственного сектора составляет 100%. В Республике
Крым государственные и муниципальные аптеки, осуществляющие экстемпоральное изготовление лекарственных форм, отсутствуют, данный вид лекарственной помощи в данном субъекте РФ осуществляет одна частная аптека. В ходе анализа нами изучены количественные характеристики аптечных организаций, осуществляющих отпуск НС и ПВ списков II и III Постановления Правительства РФ от 30.06.1998 г. № 681. По состоянию на 01.01.2018 г. количество аптечных организаций, осуществляющих отпуск НС и ПВ списка II, в анализируемых субъектах РФ составило 1 141 (в среднем 33 аптечные организации в одном регионе, диапазон от 0 до 118) (табл. 6). Максимальное количество представлено в Нижегородской области (118). В Чукотском автономном округе на момент исследования аптечные
таблица 6. Отпуск НС и ПВ списка II учреждениями розничного сектора фармацевтического рынка 35 субъектов РФ table 6. Dispensing of Schedule II narcotic drugs and psychotropic substances by the retail sector institutions of the pharmaceutical market in 35 constituent entities of the Russian Federation
Субъект РФ/федеральный округ Количество аптечных организаций, осуществляющих отпуск НС и ПВ списка II и х I х ны ен вь И а В Доля государственных и муниципальных аптечных организаций, % Средняя численность населения на одну аптечную организацию, человек Средняя площадь территории субъекта РФ на одну аптечную организацию, кв. км
Центральный ФО Белгородская область 25 23 92,0 61995 1085
Владимирская область 18 2 11,1 76574 1616
Тверская область 26 16 61,5 49380 3239
Тульская область 14 14 100,0 106561 1834
Значения по субъектам РФ ЦФО 83 55 66,3 68722 2001
Северо-Западный ФО Ленинградская область 84 84 100,0 21593 999
Мурманская область 25 15 60,0 30142 5796
Псковская область 21 21 100,0 30312 2638
Республика Коми 20 20 100,0 42044 20839
Значения по субъектам РФ СЗФО 150 140 93,3 26965 4673
Приволжский ФО Кировская область 57 57 100,0 22513 2112
Нижегородская область 118 91 77,1 27413 649
Пензенская область 64 64 100,0 20807 677
Пермский край 51 51 100,0 51434 3142
Республика Марий Эл 17 7 41,2 40137 1375
Республика Мордовия 33 32 97,0 24396 792
Самарская область 39 28 71,8 81885 1373
Саратовская область 43 43 100,0 57278 2354
Удмуртская Республика 30 30 100,0 50435 1402
Ульяновская область 27 27 100,0 46171 1377
Чувашская Республика 25 25 100,0 49219 734
Значения по субъектам РФ ПФО 214 203 94,9 91620 3283
Южный ФО Астраханская область 15 15 100,0 67834 3268
Республика Адыгея 28 4 14,3 16192 278
Республика Калмыкия 14 14 100,0 19672 5338
Республика Крым 57 57 100,0 33574 458
Ростовская область 34 23 67,6 124131 2970
Значения по субъектам РФ ЮФО 148 113 76,4 53247 1747
Уральский ФО ХМАО 22 3 13,6 75231 24309
ЯНАО 10 6 60,0 53855 76925
Значения по субъектам РФ УФО 32 9 28,1 68551 40752
таблица 6. Отпуск НС и ПВ списка II учреждениями розничного сектора фармацевтического рынка 35 субъектов РФ table 6 (end). Dispensing of Schedule II narcotic drugs and psychotropic substances by the retail sector institutions of the pharmaceutical market in 35 constituent entities of the Russian Federation
Субъект РФ/федеральный округ Количество аптечных организаций, осуществляющих отпуск НС и ПВ списка II и х I х ны ен вь И а S ^ ° 1 В Доля государственных и муниципальных аптечных организаций, % Средняя численность населения на одну аптечную организацию, человек Средняя площадь территории субъекта РФ на одну аптечную организацию, кв. км
Алтайский край 55 55 100,0 42729 3054
Иркутская область 41 41 100,0 58639 18899
Республика Алтай 11 11 100,0 19824 8446
Сибирский ФО Республика Бурятия 22 10 45,5 44751 15970
Республика Тыва 15 15 100,0 21448 11240
Республика Хакасия 15 15 100,0 35834 4105
Значения по субъектам РФ СФО 159 147 92,5 42868 10171
Республика Саха (Якутия) 39 18 46,2 24726 79065
Дальневосточный ФО Хабаровский край 26 26 100,0 51089 30294
Чукотский автономный округ 0 0 - - -
Значения по субъектам РФ ДВФО 65 44 67,7 36030 70656
Значения показателей на основе данных, полученных из анализируемых субъектов РФ 1141 959 84,0 42186 8181
организации, осуществляющие данный социально значимый вид лекарственной помощи, отсутствовали. Анализ структуры аптечных организаций, осуществляющих отпуск НС и ПВ списка II, показал, что на долю государственного сектора приходится 84%. В 20 субъектах РФ отпуск НС и ПВ списка II полностью осуществляется государственными и муниципальными аптечными организациями. Средняя численность населения на одну аптечную организацию, осуществляющую данный социальный вид лекарственной помощи, составила 42 186 человек (диапазон от 16 192 в Республике Адыгея до 124131 в Ростовской области). Относительно высокая степень доступности данного вида помощи (до 20 000
человек на одну аптечную организацию) отмечена в республиках Адыгея, Калмыкия и Алтай. Отпуск НС и ПВ списка III осуществляет 1 201 аптечная организация (в среднем 34 АО в одном субъекте РФ, диапазон от 0 до 119) (табл. 7). Максимальное количество аптечных организаций (более 100 объектов) отмечено в Нижегородской и Иркутской областях. В Чукотском автономном округе, как и в случае отпуска НС и ПВ списка II, аптечные организации, осуществляющие отпуск населению НС и ПВ списка III, не представлены. В Республике Тыва данный вид помощи осуществляют только две аптечные организации. В реализации населению НС и ПВ списка III также
преобладают государственные аптечные учреждения (в среднем 83,2%): в 19 из 35 субъектов РФ в данном сегменте работают исключительно представители государственного сектора. Аптечные организации частной формы собственности преобладают в Ханты-Мансийском автономном округе, Владимирской области и Республике Тыва (83,3, 88,9, 100 % соответственно). Средняя численность населения на одну аптечную организацию, осуществляющую отпуск НС и ПВ списка III, в среднем составляет 38 499 человек (диапазон от 19 583 в Пензенской области до 275 846 в ХМАО). Максимальная степень доступности (до 20 000 человек на одну аптечную организацию)
таблица 7. Отпуск НС и ПВ списка III учреждениями розничного сектора фармацевтического рынка 35 субъектов РФ table 7. Dispensing of Schedule III narcotic drugs and psychotropic substances by the retail sector institutions of the pharmaceutical market in 35 constituent entities of the Russian Federation
Субъект РФ/федеральный округ Количество аптечных организаций, осуществляющих отпуск НС и ПВ списка III s x 1 x ны ен ей .а И а cq Доля государственных и муниципальных аптечных организаций, % Средняя численность населения на одну аптечную организацию, человек Средняя площадь территории субъекта РФ на одну аптечную организацию, кв. км
Центральный ФО Белгородская область 27 23 85,2% 57403 1005
Владимирская область 18 2 11,1% 76574 1616
Тверская область 26 16 61,5% 49380 3239
Тульская область 16 16 100,0% 93241 1605
Значения по субъектам РФ ЦФО 87 57 65,5% 65563 1909
Северо-Западный ФО Ленинградская область 87 87 100,0% 20848 964
Мурманская область 25 15 60,0% 30142 5796
Псковская область 21 21 100,0% 30312 2638
Республика Коми 20 20 100,0% 42044 20839
Значения по субъектам РФ СЗФО 153 143 93,5% 26437 4582
Приволжский ФО Кировская область 57 57 100,0% 22513 2112
Нижегородская область 119 91 76,5% 27183 644
Пермский край 51 51 100,0% 51434 3142
Пензенская область 68 68 100,0% 19583 638
Республика Марий Эл 17 7 41,2% 40137 1375
Республика Мордовия 33 32 97,0% 24396 792
Самарская область 39 28 71,8% 81885 1373
Саратовская область 43 43 100,0% 57278 2354
Удмуртская Республика 31 31 100,0% 48808 1357
Ульяновская область 36 36 100,0% 34628 1033
Чувашская Республика 27 27 100,0% 45573 679
Значения по субъектам РФ ПФО 521 471 90,4% 37633 1348
Южный ФО Астраханская область 15 15 100,0% 67834 3268
Республика Адыгея 20 18 90,0% 22669 390
Республика Калмыкия 14 14 100,0% 19672 5338
Республика Крым 58 58 100,0% 32995 450
Ростовская область 34 23 67,6% 124131 2970
Значения по субъектам РФ ЮФО 141 128 90,8% 55890 1834
Уральский ФО ХМАО 6 1 16,7% 275846 89134
ЯНАО 10 6 60,0% 53855 76925
Значения по субъектам РФ УФО 16 7 43,8% 137101 81503
Сибирский ФО Алтайский край 55 55 100,0% 42729 3054
Иркутская область 113 113 100,0% 21276 6857
Республика Алтай 11 11 100,0% 19824 8446
Республика Бурятия 22 10 45,5% 44751 15970
Республика Тыва 2 0 0,0% 160861 84302
Республика Хакасия 15 15 100,0% 35834 4105
Значения по субъектам РФ СФО 218 204 93,6% 35834 4105
таблица 7 (окончание). Отпуск НС и ПВ списка III учреждениями розничного сектора фармацевтического рынка 35 субъектов РФ table 7 (end). Dispensing of Schedule III narcotic drugs and psychotropic substances by the retail sector institutions of the pharmaceutical market in 35 constituent entities of the Russian Federation
Субъект РФ/федеральный округ Количество аптечных организаций, осуществляющих отпуск НС и ПВ списка III s x 1 x ны ен ей .а И g à° 1 cq Доля государственных и муниципальных аптечных организаций, % Средняя численность населения на одну аптечную организацию, человек Средняя площадь территории субъекта РФ на одну аптечную организацию, кв. км
Дальневосточный ФО Республика Саха (Якутия) 6 1 16,7% 275846 89134
Хабаровский край 26 26 100,0% 51089 30294
Чукотский автономный округ 0 0 - - -
Значения по субъектам РФ ДВФО 65 44 67,7% 36030 70656
Значения показателей на основе данных, полученных из анализируемых субъектов РФ 1201 999 83,2% 38499 7639
отмечена в Пензенской области, республиках Калмыкия и Алтай. На следующем этапе были изучены количественные показатели розничного сектора в сегменте льготного лекарственного обеспечения. В частности, анализировались индикативные показатели программы обеспечения населения необходимыми лекарственными препаратами (ОНЛП) и региональных программ льготного лекарственного обеспечения.
По состоянию на 01.01.2018 г. в исследуемых субъектах РФ представлена 2 031 аптечная организация, участвующая в лекарственном обеспечении федеральных льготников (табл. 8). Максимальное количество данных аптечных организаций сконцентрировано в Кировской, Нижегородской областях (по 164 объекта), в Пермском крае (156), Самарской области (123), минимальное - в Чукотском автономном округе (2) и Республике Алтай (13). При анализе структуры аптечных организаций, участвующих в реализации программы ОНЛП, выявлено, что доля государственных аптечных организаций в среднем составляет
70,6%. В 20 из 35 исследуемых субъектов РФ в сегменте льготного лекарственного обеспечения работают аптечные организации только государственной формы собственности. В Чукотском автономном округе, Владимирской и Мурманской областях доля государственного сектора при реализации данного вида лекарственной помощи составляет менее 10% (0, 4,1 и 5,7% соответственно).
В общей сложности в 35 субъектах РФ представлено 2 038 аптечных организаций, осуществляющих лекарственное обеспечение льготников регионального уровня (табл. 9). Максимальное количество аптечных организаций, участвующих в оказании данного вида лекарственной помощи, отмечено в Кировской области (164), Пермском крае (156), а также в Нижегородской (143) и Самарской (123) областях. Минимальные значения данного показателя -в Чукотском автономной округе (2), республиках Алтай и Адыгея (по 13 объектов). Доля государственных аптечных организаций в среднем составила 82,5%. В 21
из 35 исследуемых субъектов РФ в сегменте льготного лекарственного обеспечения работают аптечные организации только государственной формы собственности. Так же как и в случае программы ОНЛП, в Чукотском автономном округе, Владимирской и Мурманской областях в реализации региональных программ льготного лекарственного обеспечения преимущественно участвуют частные аптечные организации (100, 90,7 и 95,1% соответственно).
ВЫВОДЫ
На материалах 35 субъектов РФ, имеющих различные демографические, социально-экономические и инфраструктурные показатели, изучены количественные характеристики и типологические особенности розничного сектора фармацевтического рынка. Установлено, что по состоянию на 01.01.2018 г. в структуре сектора фармацевтической розницы исследуемых субъектов РФ доля аптек составляла 51,9%, аптечных пунктов и аптечных киосков - 47,7 и 0,4% соответственно. Соотношение
таблица 8. Реализация федеральной программы ОНЛП учреждениями розничного сектора фармацевтического рынка в 35 субъектах РФ table 8. Implementation of the federal ONLP program by the retail sector institutions of the pharmaceutical market in 35 constituent entities of the Russian Federation
Субъект РФ/федеральный округ Количество аптечных организаций, участвующих в реализации программы ОНЛП и х ы нх ны ен вь И аи fr s е £ т S cq Доля государственных и муниципальных аптечных организаций, % Средняя численность населения на одну аптечную организацию, человек Средняя площадь территории субъекта РФ на одну аптечную организацию, кв. км
Центральный ФО Белгородская область 38 36 94,7 40786 714
Владимирская область 49 2 4,1 28129 594
Тверская область 63 51 81,0 20379 1337
Тульская область 48 48 100,0 31080 535
Значения по субъектам РФ ЦФО 198 137 69,2 28808 839
Северо-Западный ФО Ленинградская область 82 82 100,0 22120 1023
Мурманская область 35 2 5,7 21530 4140
Псковская область 36 36 100,0 17682 1539
Республика Коми 44 44 100,0 19111 9472
Значения по субъектам РФ СЗФО 197 164 83,2 20532 3558
Приволжский ФО Кировская область 164 164 100,0 7825 734
Нижегородская область 164 51 31,1 19724 467
Пермский край 156 156 100,0 16815 1027
Пензенская область 49 49 100,0 27177 885
Республика Марий Эл 25 13 52,0 27293 935
Республика Мордовия 39 39 100,0 20642 670
Самарская область 123 85 69,1 25964 435
Саратовская область 45 45 100,0 54732 2250
Удмуртская Республика 53 53 100,0 28548 794
Ульяновская область 51 51 100,0 24443 729
Чувашская Республика 75 75 100,0 16406 245
Значения по субъектам РФ ПФО 944 781 82,7 20770 744
Южный ФО Астраханская область 31 20 64,5 32823 1581
Республика Адыгея 16 11 68,8 28336 487
Республика Калмыкия 19 19 100,0 14495 3933
Республика Крым 57 57 100,0 33574 458
Ростовская область 113 42 37,2 37349 894
Значения по субъектам РФ ЮФО 236 149 63,1 33392 1096
Уральский ФО ХМАО 22 5 22,7 75231 24309
ЯНАО 44 44 100,0 12240 17483
Значения по субъектам РФ УФО 66 49 74,2 33237 19758
Сибирский ФО Алтайский край 94 94 100,0 25001 1787
Иркутская область 51 51 100,0 47141 15193
Республика Алтай 13 13 100,0 16774 7146
Республика Бурятия 54 32 59,3 18232 6506
Республика Тыва 18 3 16,7 17873 9367
Республика Хакасия 20 20 100,0 26876 3078
Значения по субъектам РФ СФО 250 213 85,2 27264 6469
таблица 8 (окончание). Реализация федеральной программы ОНЛП учреждениями розничного сектора фармацевтического рынка в 35 субъектах РФ table 8 (end). Implementation of the federal ONLP program by the retail sector institutions of the pharmaceutical market in 35 constituent entities of the Russian Federation
Субъект РФ/федеральный округ Количество аптечных организаций, участвующих в реализации программы ОНЛП В т. ч. государственных и муниципальных Доля государственных и муниципальных аптечных организаций, % Средняя численность населения на одну аптечную организацию, человек Средняя площадь территории субъекта РФ на одну аптечную организацию, кв. км
Дальневосточный ФО Республика Саха (Якутия) 53 19 35,8 18195 58180
Хабаровский край 85 85 100,0 15627 9266
Чукотский автономный округ 2 0 0,0 24674 360741
Значения по субъектам РФ ДВФО 140 104 74,3 16728 32805
Значения показателей на основе данных, полученных из анализируемых субъектов РФ 2031 1433 70,6 23291 4540
числа аптек и аптечных пунктов в анализируемых регионах в среднем составляет 1:0,92, при этом отмечен заметный разброс значения данного показателя (от 1:0,19 в Республике Тыва до 1:4,2 в Алтайском крае).
На основе проведенного анализа выделены типологические группы, объединившие субъекты РФ со схожими показателями, характеризующими состояние сектора фармацевтической розницы. В частности, выявлены регионы с относительно высокой долей государственного сектора (более 30% от общего количества аптечных организаций); субъекты РФ, в структуре розничного сегмента которых доля госсектора находится в диапазонах от 20 до 30%, от 10 до 20%, менее 10%. В общей структуре аптечных организаций всех форм собственности на долю госсектора в среднем приходится 11,3%.
В анализируемых регионах показатель средней численности населения на одну аптечную организацию составляет 1 834 человека (в госсекторе - 16 174 человека), на один объект розничной реализации
(с учетом аптек, аптечных пунктов, аптечных киосков, ФАПов, офисов и кабинетов общеврачебной практики) в среднем приходится 1 255 человек. Наиболее концентрированными (с наименьшими значениями показателя численности населения на одну аптечную организацию) являются фармацевтические рынки Тульской и Нижегородской областей, наименее концентрированными - рынки Республики Калмыкия, Иркутской и Псковской областей.
В топ-5 по общему количеству объектов розничной реализации входят региональные фармацевтические рынки таких субъектов РФ, как Ростовская (4 038), Нижегородская (3 581) и Самарская области (2 290), Алтайский (2 208) и Пермский края (2 117).
Изучены количественные характеристики аптечных организаций, осуществляющих различные социально значимые виды лекарственной помощи. Установлено, что к началу 2018 г. лицензию на право экстемпорального изготовления лекарственных форм имели 366 аптечных организаций,
из них 278 (76%) - государственной формы собственности. В проанализированных субъектах РФ представлена 1 141 аптечная организация, осуществляющая отпуск НС и ПВ списка II, и 1 201 аптечная организация, осуществляющая отпуск НС и ПВ списка III Постановления Правительства РФ от 30.06.1998 г. № 681. Более 80% из них работают в государственном секторе фармацевтического рынка. В лекарственном обеспечении льготников федерального и регионального уровней задействованы около 2 000 аптечных организаций, в структуре которых также преобладает государственный сектор. Таким образом, основная нагрузка по предоставлению населению социально значимых видов лекарственной помощи возложена на аптечные организации государственного сектора. Проведенный анализ продемонстрировал, что региональные фармацевтические рынки по многим показателям разнородны и имеют свои особенности.
Поступила / Received 16.08.2019 Отрецензирована / Review 13.09.2019 Принята в печать / Accepted 02.10.2019
таблица 9. Реализация региональных программ льготного лекарственного обеспечения учреждениями розничного сектора фармацевтического рынка в 35 субъектах РФ table 9. Implementation of regional pharmaceutical benefit schemes by the retail sector institutions of the pharmaceutical market in 35 constituent entities of the Russian Federation
Субъект РФ/федеральный округ Количество аптечных организаций, участвующих в реализации региональной программы ОНЛП и х I х ны ен вь И а cq Доля государственных и муниципальных аптечных организаций, % Средняя численность населения на одну аптечную организацию, человек Средняя площадь территории субъекта РФ на одну аптечную организацию, кв. км
Центральный ФО Белгородская область 31 29 93,5 49996 875
Владимирская область 54 5 9,3 25525 539
Тверская область 63 51 81,0 20379 1337
Тульская область 68 68 100,0 21939 378
Значения по субъектам РФ ЦФО 216 153 70,8 26407 769
Северо-Западный ФО Ленинградская область 82 82 100,0 22120 1023
Мурманская область 41 2 4,9 18379 3534
Псковская область 36 36 100,0 17682 1539
Республика Коми 46 46 100,0 18280 9060
Значения по субъектам РФ СЗФО 205 166 81,0 19731 3419
Приволжский ФО Кировская область 164 164 100,0 7825 734
Нижегородская область 143 97 67,8 22621 536
Пермский край 156 156 100,0 16815 1027
Пензенская область 48 48 100,0 27743 903
Республика Марий Эл 27 13 48,1 25272 866
Республика Мордовия 39 39 100,0 20642 670
Самарская область 123 85 69,1 25964 435
Саратовская область 45 45 100,0 54732 2250
Удмуртская Республика 76 76 100,0 19908 553
Ульяновская область 57 57 100,0 21870 652
Чувашская Республика 74 74 100,0 16628 248
Значения по субъектам РФ ПФО 952 854 89,7 20595 738
Южный ФО Астраханская область 31 20 64,5 32823 1581
Республика Адыгея 13 6 46,2 34875 599
Республика Калмыкия 20 20 100,0 13771 3737
Республика Крым 59 59 100,0 32436 442
Ростовская область 113 42 37,2 37349 894
Значения по субъектам РФ ЮФО 236 147 62,3 33392 1096
Уральский ФО ХМАО 22 5 22,7 75231 24309
ЯНАО 44 44 100,0 12240 17483
Значения по субъектам РФ УФО 66 49 74,2 33237 19758
таблица 9. Реализация региональных программ льготного лекарственного обеспечения учреждениями розничного сектора фармацевтического рынка в 35 субъектах РФ table 9 (end). Implementation of regional pharmaceutical benefit schemes by the retail sector institutions of the pharmaceutical market in 35 constituent entities of the Russian Federation
Субъект РФ/федеральный округ Количество аптечных организаций, участвующих в реализации региональной программы ОНЛП s x ü x s i ta .a И & s fr s? о x 5* cq Доля государственных и муниципальных аптечных организаций, % Средняя численность населения на одну аптечную организацию, человек Средняя площадь территории субъекта РФ на одну аптечную организацию, кв. км
Сибирский ФО Алтайский край 94 94 100,0 25001 1787
Иркутская область 51 51 100,0 47141 15193
Республика Алтай 13 13 100,0 16774 7146
Республика Бурятия 27 27 100,0 36463 13012
Республика Тыва 18 3 16,7 17873 9367
Республика Хакасия 20 20 100,0 26876 3078
Значения по субъектам РФ СФО 223 208 93,3 30565 7252
Дальневосточный ФО Республика Саха (Якутия) 53 19 35,8 18195 58180
Хабаровский край 85 85 100,0 15627 9266
Чукотский автономный округ 2 0 0,0 24674 360741
Значения по субъектам РФ ДВФО 140 104 74,3 16728 32805
Значения показателей на основе данных, полученных из анализируемых субъектов РФ 2038 1681 82,5 23817 4230
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Езангина И.А., Юшкова Е.С. Анализ современного состояния фармацевтического рынка России. Экономические исследования и разработки. 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edrj.ru/article/11-06-2018 (дата обращения 24.07.2019).
2. Шуляк С., Нечаева Ю., Олипа И., Малкова Л. Фармацевтический рынок России
2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dsm.ru/ docs/analytics/Annual_report_2018_DSM.pdf (дата обращения: 25.07.2018).
3. Трофимова Е.О. Российский фармацевтический рынок: в русле общемировых трендов. Ремедиум. Журнал о рынке лекарств и медицинской техники. 2013; (7-8):71-78.
4. Прожерина Ю. Аптечный рынок ЛП в России: итоги 2018 года. Ремедиум. Журнал о рынке лекарств и медицинской техники. 2019; (1-2):16-18. doi: 10.21518/1561-5936-2019-01-02-16-18.
5. Петрухина И.К., Ягудина Р.И., Куркин В.А. Розничный сектор фармацевтического рынка Приволжского федерального округа:
основные тенденции и характеристики. Самара: Офорт, 2016, 276 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30467299.
6. Егоренко С.Н. (ред.) Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. М.: Росстат, 2018, 751 с. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b18_14s/.
7. Результаты анализа состояния конкуренции на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в 20102011 гг. в географических границах муниципальных районов
и городских округов. Федеральная антимонопольная служба. 2013. Режим доступа: https://fas.gov.ru/documents/575049.
8. Крупнова И.В. Анализ основных нарушений, допускаемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при обращении лекарственных средств в 2017 году. Рекомендации по соблюдению требований и правил. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. 2018. Режим доступа: https://is.gd/ywSzEj (дата обращения: 25.07.2018).
REFERENCES
1. Ezangina I.A., Yushkova E.S. Analysis of the current status of the pharmaceutical market in Russia. Economic research and development 2018. [Electronic resource] (In Russ.) Available
at: http://edrj.ru/article/11-06-2018 (дата обращения 24.07.2019).
2. Shulyak S., Nechaeva Yu., Olipa I., Malkova L. Russian pharmaceutical market in 2018 [Electronic resource] (In Russ.) Available at: https://dsm.ru/docs/analytics/Annual_report_2018_ DSM.pdf (дата обращения: 25.07.2018).
3. Trofimova E.O. Russian pharmaceutical market: in
line with global trends. Remedium. Zhurnal o rynke lekarstv i meditsinskoy tekhniki = Journal about the market of drugs and medical equipment 2013;(7-8):71-78. (In Russ.)
4. Prozherina J. Pharmacy drug market in Russia: 2018 results. Remedium. 2019;(1-2):16-18. (In Russ.) doi: 10.21518/1561-5936-201901-02-16-18.
5. Petruhina I.K., Jagudina R.I., Kurkin V.A. Retail sector of the pharmaceutical market of the Volga Federal District: the main trends and characteristics. Samara: Ofort; 2016, 276 p. (In Russ.) Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30467299.
6. Egorenko S.N. (Ed.) Regions of Russia. The main characteristics of the constituent entities of the Russian Federation. Moscow: Rosstat; 2018, 751 p. (In Russ.) Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b18_14s/
7. Results of the analysis of the competition status in the medicinal products, medical devices and related products retail market within the geographical boundaries of municipal districts and urban districts in 2010-2011. Federal Antimonopoly Service, 2013. (In Russ.) Available at: https://fas.gov.ru/documents/575049.
8. Krupnova I.V. Analysis of the main violations committed by legal entities and individual entrepreneurs when dealing with the medicines circulation in 20Î7. Recommendations on the compliance with requirements and rules. Federal Service for Supervision of Healthcare, 2018. (In Russ.) Available at: https://is.gd/ywSzEj (дата обращения: 25.07.2018).
Информация об авторах:
Петрухина Ирина Константиновна, д.фарм.н., доцент, декан фармацевтического факультета, заведующая кафедрой управления и экономики фармации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; 443099, Россия, Самара, ул. Чапаевская, д. 89; e-mail: ditrich@samaramail.ru
Ягудина Роза Исмаиловна, д.фарм.н., профессор, заведующая кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэ-кономики, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет); 119991, Россия, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2; e-mail: yagudina@inbox.ru
Рязанова Татьяна Константиновна, к.фарм.н., старший преподаватель кафедры управления и экономики фармации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; 443099, Россия, Самара, ул. Гагарина, 18; e-mail: ryazantatyana@ mail.ru
Хусаинова Алия Ильясовна, к.фарм.н., старший преподаватель кафедры управления и экономики фармации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; 443099, Россия, Самара, ул. Гагарина, 18; e-mail: alia.hi@mail.ru
Егорова Анна Владимировна, к.фарм.н., ассистент кафедры управления и экономики фармации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; 443099, Россия, Самара, ул. Гагарина, 18; e-mail: zulini@yandex.ru
Information about the authors:
Irina K. Petrukhina, Dr.of Sci. (Pharm.), Assistant Professor, Dean of Pharmaceutical Faculty, Head of Chair for Pharmaceutical Economics and Management, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Samara State Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation; 89 Chapaevskaya Street, Samara, 443099, Russia; e-mail: ditrich@samaramail.ru
Roza I. Yagudina, Dr. of Sci. (Pharm.), Professor, Head of Department of Organization of Pharmaceutical Benefits and Pharmacoeconomics, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «I. M. Sechenov First Moscow State Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University); 8, Bldg. 2, Trubetskaya St., Moscow, 119991, Russia; e-mail: yagudina@inbox.ru
Tatyana K. Ryazanova, Cand. of Sci. (Pharm.), Senior Lecturer of Chair for Pharmaceutical Economics and Management, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Samara State Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation; 18 Gagarina St., Samara, 443099, Russia; e-mail: ryazantatyana@mail.ru
Aliay I. Khusainova, Cand.of Sci. (Pharm.), Senior Lecturer of Chair for Pharmaceutical Economics and Management, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Samara State Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation; 18 Gagarina St., Samara, 443099, Russia; e-mail: alia.hi@mail.ru
Anna V. Egorova, Cand.of Sci. (Pharm.), Teaching Assistant of Chair for Pharmaceutical Economics and Management, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Samara State Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation; 18 Gagarina St., Samara, 443099, Russia; e-mail: zulini@yandex.ru