Научная статья на тему 'Розничная аптека в структуре медицинской организации'

Розничная аптека в структуре медицинской организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
504
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АПТЕКА / РОЗНИЧНАЯ АПТЕКА / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / ДОСТУПНОСТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ / ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STATE PHARMACY / RETAIL PHARMACY / PHARMACEUTICAL BUSINESS / AVAILABILITY OF MEDICATIONS / LOCAL MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранкина Т.А., Краснопеева И.В., Якименко О.Н.

Введение. Меняющиеся условия фармацевтического бизнеса, в том числе за счет изменения нормативно-правовой базы, вытесняют с рынка государственные предприятия, что существенно влияет на сложившуюся систему здравоохранения в целом и приводят к необходимости нестандартных управленческих решений организации розничной торговли лекарственными препаратами и медицинскими изделиями на территории лечебно-профилактического учреждения. Цель исследования: исследование эффективности управленческого решения по открытию розничной аптеки в структуре медицинской организации, анализ окупаемости проекта, перспективное моделирование показателей. Материал и методы. Исследования выполнены по результатам анализа деятельности системы здравоохранения ЗАТО города Зеленогорска ФМБА России, обеспечивающей медицинскими и фармацевтическими услугами 64 тысячи населения закрытого города в период с 2005 по 2018 г. Результаты и обсуждение. Ретроспективный анализ деятельности ФГУП «Аптека № 42» на территории ЗАТО города Зеленогорска позволяет выявить недостатки в лекарственном обеспечении после реорганизации государственного предприятия в период рыночных отношений. Для решения проблем пациентов и медицинской организации целесообразно получение фармацевтической лицензии на розничную торговлю и открытие на территории поликлиник аптечных пунктов с целью реализации ЛП немедленного реагирования и обеспечения расходными материалами работы процедурных кабинетов амбулаторно-поликлинического звена. Безубыточность таких бизнес-проектов доказана на примере ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России, в структуре которого существует уже четыре аптечных пункта в каждой из поликлиник города Красноярска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баранкина Т.А., Краснопеева И.В., Якименко О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Retail pharmacy in the structure of the medical organization

Introduction. The changing conditions of the pharmaceutical business, including changes in the legal and regulatory framework, squeeze state enterprises out of the market, which significantly affects the current health care system as a whole and requires non-standard management decisions organizing retail trade of drugs and medical products in the medical institutions. Purpose of the study. Starting a retail pharmacy in the medical institution effectiveness evaluation, analysis of the project payback period, prospective modeling of indicators. Material and methods. The studies were carried out according to the results of the analysis of the health care system of FMBA of Russia in Zelenogorsk, which provides medical and pharmaceutical services to 64 000 people living in the city from 2005 to 2018. Results and discussion. A retrospective analysis of the activities of FSUE Federal State Unitary Enterprise Pharmacy № 42 in Zelenogorsk city allows identifying deficiencies in drug supply after the reorganization of the state enterprise during the period of market economy establishment. To solve the problems patients face, it is advisable to obtain a pharmaceutical license for retail trade and open pharmacy retail store in the polyclinics in order to implement an immediate drug supply and provide outpatient departments with the required treatment supplies. The break-even point of such business projects is proved by the example of the Federal State Budgetary Institution Federal Siberian Clinical Center FMBA of Russia (FSRCC FMBA of Russia). There are already four pharmacy retail stores functioning in each of the clinics of FSRCC FMBA of Russia in Krasnoyarsk.

Текст научной работы на тему «Розничная аптека в структуре медицинской организации»

ФАРМАЦИЯ

УДК: 615.12 DOI: http://dx.doiord/l0.21145/2499-9954-2019-3-l15-l20

РОЗНИЧНАЯ АПТЕКА В СТРУКТУРЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Т. А. Баранкина1-2, И. В. Краснопеева1-2, О. Н. Якименко1-2,

1ФГБУ «Федеральный сибирский научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства России», г. Красноярск, 2ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого»

Якименко Ольга Николаевна - e-mail: Yakimenko_on@skc-fmba.ru

Дата

поступления 29.07.2019

Введение. Меняющиеся условия фармацевтического бизнеса, в том числе за счет изменения нормативно-правовой базы, вытесняют с рынка государственные предприятия, что существенно влияет на сложившуюся систему здравоохранения в целом и приводят к необходимости нестандартных управленческих решений - организации розничной торговли лекарственными препаратами и медицинскими изделиями на территории лечебно-профилактического учреждения. Цель исследования: исследование эффективности управленческого решения по открытию розничной аптеки в структуре медицинской организации, анализ окупаемости проекта, перспективное моделирование показателей. Материал и методы. Исследования выполнены по результатам анализа деятельности системы здравоохранения ЗАТО города Зеленогорска ФМБА России, обеспечивающей медицинскими и фармацевтическими услугами 64 тысячи населения закрытого города в период с 2005 по 2018 г. Результаты и обсуждение. Ретроспективный анализ деятельности ФГУП «Аптека № 42» на территории ЗАТО города Зеленогорска позволяет выявить недостатки в лекарственном обеспечении после реорганизации государственного предприятия в период рыночных отношений. Для решения проблем пациентов и медицинской организации целесообразно получение фармацевтической лицензии на розничную торговлю и открытие на территории поликлиник аптечных пунктов с целью реализации ЛП немедленного реагирования и обеспечения расходными материалами работы процедурных кабинетов амбулаторно-поликлинического звена. Безубыточность таких бизнес-проектов доказана на примере ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России, в структуре которого существует уже четыре аптечных пункта в каждой из поликлиник города Красноярска.

Ключевые слова: государственная аптека, розничная аптека, фармацевтический бизнес,

доступность лекарственных препаратов, локальный рынок.

результаты интеллектуальной деятельности.

RETAIL PHARMACY IN THE STRUCTURE OF THE MEDICAL ORGANIZATION

T. A. Barankina1-2, I. V. Krasnopeeva12, O. N. Yakimenko12,

1FSBI «Federal Siberian Research and Clinical Center of the Federal Medical and Biological Agency of Russia», Krasnoyarsk, Russian Federation, ^Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V. F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russian Federation

Yakimenko Olga Nikolaevna - e-mail: Yakimenko_on@skc-fmba.ru

Introduction. The changing conditions of the pharmaceutical business, including changes in the legal and regulatory framework, squeeze state enterprises out of the market, which significantly affects the current health care system as a whole and requires non-standard management decisions - organizing retail trade of drugs and medical products in the medical institutions. Purpose of the study. Starting a retail pharmacy in the medical institution effectiveness evaluation, analysis of the project payback period, prospective modeling of indicators. Material and methods. The studies were carried out according to the results of the analysis of the health care system of FMBA of Russia in Zelenogorsk, which provides medical and pharmaceutical services to 64 000 people living in the city from 2005 to 2018. Results and discussion. A retrospective analysis of the activities of FSUE Federal State Unitary Enterprise Pharmacy № 42 in Zelenogorsk city allows identifying deficiencies in drug supply after the reorganization of the state enterprise during the period of market economy establishment. To solve the problems patients face, it is advisable to obtain a pharmaceutical license for retail trade and open pharmacy retail store in the polyclinics in order to implement an immediate drug supply and provide outpatient departments with the required treatment supplies. The break-even point of such business projects is proved by the example of the Federal State Budgetary Institution Federal Siberian Clinical Center FMBA of Russia (FSRCC FMBA of Russia). There are already four pharmacy retail stores functioning in each of the clinics of FSRCC FMBA of Russia in Krasnoyarsk.

Key words: state pharmacy, retail pharmacy, pharmaceutical business,

availability of medications, local market.

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Введение

Меняющиеся условия фармацевтического бизнеса, в том числе за счет изменения нормативно-правовой базы, вытесняют с рынка государственные предприятия, что существенно влияет на сложившуюся систему здравоохранения в целом. Требования сохранения экономических показателей деятельности медицинской организации, выполнения программы государственных гарантий и выполнения социальной функции приводят к необходимости нестандартных управленческих решений - организации розничной торговли лекарственными препаратами и медицинскими изделиями на территории лечебно-профилактического учреждения.

Цель исследования: исследование эффективности управленческого решения по открытию розничной аптеки в структуре медицинской организации, анализ окупаемости проекта, перспективное моделирование показателей.

Материалы и методы

Исследования выполнены по результатам анализа деятельности системы здравоохранения ЗАТО города Зеле-ногорска ФМБА России, обеспечивающей медицинскими и фармацевтическими услугами 64 тысячи населения закрытого города в период с 2005 по 2018 г. Изучены показатели АФХД государственной аптеки, проведен ретроспективный анализ реорганизации предприятий системы Росатом. Для прогноза деятельности розничной аптеки в структуре медицинской организации (МО) использована модель расчета потока денежных средств (метод кэш-фло).

Результаты и их обсуждение

В ЗАТО Зеленогорска все социально-экономические изменения происходят с запаздыванием на 5-10 лет в силу его закрытости, географической удаленности и особенностей менталитета его жителей, которые уже пятьдесят пять лет живут в условиях «соцгорода». Именно обстоятельства закрытости позволяют говорить о том, что все процессы протекают на локальном рынке и потому являются идеальной моделью для изучения.

Система здравоохранения города представлена монополистом в сфере комплексного медицинского обслуживания населения города, в том числе предприятий Росато-ма - филиалом федерального государственного бюджет-

ного учреждения «Федеральный сибирский научно-клинический центр ФМБА России - Клиническая больница № 42» (далее - КБ № 42), который имеет лицензии на виды медицинской деятельности для оказания ее на трех установленных нормативно-правовыми актами в сфере здравоохранения уровнях.

Все виды фармацевтической помощи, в том числе обеспечение готовыми ЛС и МИ КБ № 42 (43 отделения, 715 коек), а также всего населения города до 2008 года осуществлялось единственным в городе фармпредприя-тием ФГУП «Аптека № 42» ФМБА России (далее - Аптека № 42), имеющее на тот момент сеть аптек и аптечных пунктов, в том числе размещенных в поликлиниках МО. Имущественный комплекс (муниципальная собственность) находился в пользовании предприятия на праве хозяйственного ведения; в штате организации трудилось свыше 50 сотрудников, в том числе 13 провизоров и 14 фармацевтов.

Аптека № 42 наряду с лицензией на розничную торговлю имела лицензию на изготовление, хранение, перевозку и отпуск ЛП; структура товарооборота определялась пятью статьями доходов (рис.).

Как видно из рисунка, основной доход предприятия составляет реализация ЛС и МИ населению города Зеленогорска. Наценка в тот период регулировалась Постановлением Совета администрации Красноярского края от 02.08.2002 № 294-п. [1], согласно которому предельные торговые надбавки были определены не более 25%, в Зеленогорске за весь период монопольного существования Аптеки № 42 наценка не превышала 21,8%. На втором месте реализация ЛС льготным категориям пациентов по рецептам: со 100% скидкой в соответствии с ПП РФ от 30.07.1994 № 890 [2], с 50% скидкой в соответствии с Законом Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2711 [3], Законом Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2703 [4], Законом Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2703 (региональные льготники) [5].

На третьем месте основным потребителем и стратегическим партнером на протяжении многих лет была МО. Специально отлаженный механизм регулирования поставок и достаточное финансирование позволяли иметь МО обеспечение ЛП и МИ на высоком уровне, тем самым

32

1 1

27

розничная торговля

льготные рецепты

обеспечение МО

готовыми ЛП

□ услуги

□ производст во

□ оптовый товарообор от

□ бесплатны е рецепты

РИС.

Структура и сезонность товарооборота Аптеки № 42 за 12 мес. 2005 года.

А1

быть на хорошем счету среди медицинских учреждений системы ФМБА России.

Товарооборот в динамике по месяцам имеет ярко выраженный подъем в периоды рыночной активности -апрель и сентябрь - и спад в летние месяцы. Явление типично именно за счет большой доли розничной торговли, активность которой определяется только покупателем-потребителем, без участия внешнего влияния в лице государства.

Особенностью аптечного товарооборота является проявление желания потребителем лекарств лечиться в разные времена года. Объективной причиной роста продаж является весенне-осенний подъем заболеваемости, в том числе ОРЗ, гриппом и другими вирусными заболеваниями сезонного характера.

По статьям товарооборота «оптовые поставки» и «льготные рецепты» тоже наблюдаются явления, типичные для затрат, финансируемых из бюджетов различных уровней, -задержка выплат в начале финансового года и необходимость истратить все запланированные средства в конце. В целом динамика оборачиваемости активов показывает, с какой скоростью совершается полный цикл производства и обращения, а также отражает уровень деловой активности предприятия, она положительна (3,13-3,80).

В 2006 году, при изменении законодательства в сфере имущественных отношений, недвижимость МО и Аптеки № 42 из муниципальной собственности передана в ведение ФМБА России, в связи с тем, что местный бюджет более не рассматривался как источник финансирования городской системы здравоохранения.

До вступления в силу № 94-ФЗ от 21.07.2005 [7] в ФГУП Аптека № 42 функционировал отдел заказов, однако, изменения в законодательстве нанесли существенный урон коммерческой деятельности. Подразделение Аптеки № 42, занимающееся изготовлением ЛП, было упразднено, его персонал, как и отдел заказов, перешел в структуру КБ № 42, где на основании полученной лицензии было организовано новое структурное подразделение - «больничная аптека».

В тот же период в Аптеке № 42 был проведен АФХД, который показал, что бюджет предприятия по доходной части недовыполнен за счет снижения средств на финансирование льготного отпуска ЛП декретированной части населения города. По расходной части перерасход бюджета на 149% произошел за счет увеличения себестоимости проданных товаров и удорожания стоимости услуг сторонних организаций.

Переход к рынку привел к послаблению режима ЗАТО для субъектов предпринимательской деятельности, территория Зеленогорска стала доступной для других (иногородних) фармацевтических организаций. Возникла ситуация жесткой конкуренции на локальном рынке - в настоящее время в городе уже 18 аптек разного масштаба, в том числе сетевых; снижается финансирование льготных категорий, поэтому основная цель в тот период - повышение прибыли за счет увеличения товарооборота, расширения ассортимента, в том числе и парафармацевтичес-ких товаров, мерчендайзинга и других маркетинговых усилий. В 2008 году свое предприятие открывает КГБУ «Губернские аптеки», ему же по распоряжению краевых

органов исполнительной власти передано обслуживание части рецептов федеральных льготников.

АФХД по итогам 2010 года показал убыточную работу Аптеки № 42, поступления от реализации готовых ЛС, парфармацевтических товаров и очковой оптики недостаточно для покрытия собственных затрат. Более того, 2011 год стал критическим в связи с проводимой реформой ЕСН - повышением страховых взносов за работников до 34% в связи с тем, что аптеки более не отнесены к предприятиям, исполняющим социальную функцю.

Неопределенные перспективы привели к необходимости дополительного анализа. Изучив для сранения статистические данные по развитию фармацевтического рынка в Красноярске за тот же период, мы видим, что каждые полгода в краевом центре открываюся три-четыре новые аптеки, при этом уже существующие не закрываются, а значит, работают на уровне заложенной рентабельности. Собственные расчеты дают возможность оценить обспе-ченность населения крупного города аптеками -2460 жителей на одну торговую точку. В Зеленогорске при наличии 18 аптек обеспеченность составила 4029 человек на одну торговую точку. Казалось бы, емкость рынка по потреблению ЛП в Зеленогорске достаточно велика для перспективного развития аптечного бизнеса. Однако, анализ показал что это не так. Уже были случаи, когда «новички», открывшиеся в Зеленогорске после 2009 года, закрывались, поскольку работали себе в убыток [8].

Причина, на наш взгляд, в льготном обеспечении ЛП всех нуждающихся, проживающих на территории города. Согласно данным 2011 года, в среднем каждый житель города за год «потреблял» 848 рублей в виде льготных медикаментов, «приобретаемых» через Аптеку № 42. В Красноярске эта цифра составила на одного жителя 342 рубля. Еще один немаловажный фактор - ЗАТО города Зеленогорска является компактным образованием, и несмотря на достаточное количество аптек в шаговой доступности, пациент обязательно доберется до той аптеки, где ему лекарство отпустят по льготному рецепту.

С 2014 года обслуживание льготных рецептов по Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 по инициативе исполнительных органов власти субъекта уже в полном объеме передано в краевое аптечное учреждение «Губернские аптеки», что повлекло изъятие из оборота Аптеки № 42 более 30 млн рублей.

Усугублением кризиса для ФГУП Аптека № 42 стала необходимость с 1 января 2017 года осуществления закупок в соответствие с ФЗ № 44-ФЗ. Учитывая, что основным видом деятельности для Аптеки № 42 стала розничная торговля и на практике товар у контрагентов берется под реализацию, данный вариант работы с поставщиками стал бы незаконным, соответственно, ФГУП заявило процедуру банкротства, и фармацевтическая деятельность в части розничной торговли на территории МО прекратилась, что вызвало массу неудобств, в первую очередь для пациентов поликлиники. Невозможным оказалось обеспечение ЛП и МИ для оказания медицинских услуг в процедурном кабинете.

В связи с прекращением деятельности Аптеки № 42 в городской поликлинике КБ № 42 был открыт аптечный пункт как собственное подразделение МО. Новая лицензия на

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

осуществление фармацевтической деятельности разрешает следующие виды услуг:

- первозка, хранение, изготовление лекарственных средств (аптека производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов);

- перевозка, хранение и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения (аптека готовых лекарственных форм);

- хранение, отпуск и розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (аптечный пункт).

Производственная аптека обеспечивает отделения МО экстемпоральными ЛП; аптека готовых лекарственных форм осуществляет отпуск ЛП во все отделения; аптечный пункт, размещенный в поликлинике, обеспечивает ЛП и МИ пациентов, получающих услуги в процедурном кабинете; сохранилась возможность приобретать ЛП сразу после назначения врача.

Необходимость наличия аптечного пункта на территории поликлиники неоспорима - кроме решения проблем пациентов поликлиники, тесное сотрудничество фармацевтов и врачей на одной территории дают новые преимущества как аптечному подразделению, так и врачам, работающим в рамках одного юридического лица.

Во-первых, аптеки получают конкурентное преимущество, позиционируя себя на фармацевтическом рынке как «аптека и врач», указывая на реальные возможности работы «под заказ» конкретного врача, либо корректировки назначений под конкретного пациента с врачом, сделавшим назначение.

Во-вторых, совместные образовательные мероприятия врачей и фармацевтов легко позволяют поднять выручку аптечного пункта за счет грамотного консультирования «первостольником» о терапевтической цепочке. Проводя постоянный мониторинг предпочтений врачей и размеров диспансерных групп, можно добиться отсутствия невостребованных товаров и первыми отреагировать на сезонный подъем заболеваемости. В соответствии с приказом

МЗ РФ от 11.07.2017 № 403н [9] отпуск осуществляется по рецептам - исключается возможность влияния внешних агентов. С целью повышения заинтересованности врача направлять пациента в аптечный пункт МО, предложено использование механизма внутреннего маркетинга - врач получает процент от объема продаж по его назначениям в виде стимулирующих выплат. Формирование больничного фонда за счет приносящей доход деятельности (ПДД) делает это абсолютно законным.

В-третьих, в соответствие с № 61-ФЗ от 12.04.2010 [11] у МО были трудности в обеспечении фармакотерапией пациентов стационаров ЛП, не включенными в формуляр МО. Пациент согласно полису ДМС (либо за счет собственных средств) претендует на препарат, которым больничная аптека не может обеспечить его немедленно в рамках существующих контрактов. Теперь возможно приобретение ЛП, не входящих в формуляр ЛС, в аптечной сети этого же ЛПУ, что дает гарантию качества препаратов, в том числе, возможность эффективной фармакотерапии за рамками ПГГ.

Оценим экономическую эффективность реализации проекта по организации работы аптечного пункта в структуре МО, который рассматривается всего лишь как новое направление хозрасчетной деятельности. Первоначальные затраты произведены за счет беспроцентного внутреннего займа из фонда от ПДД. Расширение видов услуг при осуществлении фармацевтической деятельности и прием на работу двух работников в масштабе МО численностью около трех тысяч сотрудников, не предполагает создание дополнительной инфраструктуры. Соответственно, отдельный учет косвенных затрат и накладных расходов в рамках одного юридического лица не имеет смысла. Поэтому для экономического анализа используем предпринимательский подход, - изучение потока денежных средств в процессе формирования кэш-фло [10].

Аптечный пункт, открытый в апреле 2017 года, начал давать прирост выручки в размере 10,5% через шесть ме-

ТАБЛИЦА.

Поток движения денежных средств (фрагмент 1, с 1 по 4 месяц) в ходе реализации проекта «Создание розничной аптеки в структуре медицинской организации»

апрель 2017 май 2017 июнь 2017 ноябрь 2017 дек. 2017 январь 2018 фев. 2018

Показатель 1 мес 2 мес 3 мес 4 мес 9 мес 10 мес 11 мес 12 мес

1. Поступления от реализации 0 42 181 421 320 461 296 646 348 714 214 789 207 872 073

2. Денежные затраты, всего 1 033 247 482525 463 807 343 024 501 760 551032 685 478 665 641

Первоначальные затраты (внутренний беспроцентный займ МО за счет ПДД) 1 000 750 0 0 0 0 0 80 000 -

Закупка аптечных товаров, в т. ч. ЛП 0 450 027 431 309 310 526 469 262 518 534 572 980 633 143

Заработная плата 24 960 24 960 24 960 24 960 24 960 24 960 24 960 24 960

Отчисления в фонды 7 537 7 537 7 537 7 537 7 537 7 537 7 537 7 537

3. Чистый поток (стр. 1 - стр. 2) -1 033 247 -440 343 -42 486 118 272 144 588 163182 103 728 206 432

4. Финансиро-вание 0 0 0 0 0 0 0 0

5. Чистый поток с учетом финансирования (стр. 3 + стр. 4) -1 033 247 -440 343 -42 486 118 272 144 588 163182 103 728 206 432

6. Чистый поток с учетом финансирования нарастающим итогом -1 033 247 -1 473 591 -1 516 077 -1 397 805 -900237 -737 055 -633327 -426 895

А1

сяцев; за полгода поступления составили около 3 млн рублей. При этом основными затратами в этот период были первоначальный закуп товаров и заработная плата сотрудников, величина ее равна установленному МРОТ и продолжает оставаться таковой до момента, когда показатель таблицы «Чистый поток денежных средств с учетом финансирования» (строка 5) сменит знак «-» на знак «+». Только тогда можно увеличивать оплату труда на стимулирующий процент от объема продаж.

При анализе таблицы необходимо отметить отсутствие строки «налоги». Размер организации по количеству сотрудников и величине дохода от ПДД однозначно определяет соблюдение фискальной дисциплины на общих основаниях в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 [11]. Согласно этому документу МО оплачивает все эксплуатационные расходы пропорционально источнику дохода (финансирования). То есть доход от розничной аптеки учитывается в общем фонде от ПДД, затраты пропорционально списываются оттуда же.

Добившись положительной выручки, говорить о рентабельности пока не имеет смысла. Но можно оценить валовый доход от реализации - разницу между товарооборотом по ценам продаж и закупок. За шесть месяцев сумма дохода еще отрицательная, уровень дохода составил -4%.

Важнее ответ на вопрос - когда МО сможет вернуть себе деньги, вложенные в аптечный пункт. Для этого экстраполируем данные с учетом понимания сезонной динамики поступления денежных средств (модельная часть таблицы представлена на цветном фоне). Обратившись к ретроспективному анализу работы Аптеки № 42 [12], вспоминаем о том, что еще существуют муниципальные программы обеспечения определенных категорий граждан льготными ЛП. В соответствие с Постановлением Совета депутатов договор с фармпредприятием заключается на год, и уже в 2018 году такой договор был заключен с юридическим лицом ФГБУ ФСНКЦ ФМБА Рос-

сии в соответствии с имеющейся лицензией на фармдея-тельность.

Следующая часть таблицы показывает, как меняется поток денежных средств с привлечением Программы «Обеспечение лекарственными препаратами беременных женщин города Зеленогорска в 2018 г.». Сумма обеспечения составляет 400 тыс. руб. в год, распределяется поквартально, отсрочка возмещения 90 дней (сумма указана в строке 4).

На фрагменте 3 таблицы отражена важная точка развития «бизнеса» - розничная аптека начинает «возвращать» деньги медицинской организации. В строке 6 «Чистый поток с учетом финансирования нарастающим итогом» значение показателя становится положительным. Полный возврат инвестиций, с учетом Программы, произойдет согласно построенной модели через 19 месяцев; без ее учета окупаемость проекта состоялась бы на три месяца позже.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучив «траекторию бизнеса», обратимся к содержательной части. Анализ продаж за исследуемый период позволяет выявить лидеров по высокой скорости реализации. На первом месте везде МИ и ЛП, обеспечивающие оказание медицинских услуг в процедурном кабинете и дневном стационаре поликлинического звена: шприцы, системы, растворы для инъекций. Среди лидеров продаж «на руки» с апреля по октябрь, в тройке первых препарат Омепразол. Осень в десятке обозначилась препаратами Кагоцел, Ингавирин, назальными спреями. Необходимо отметить, что все ЛП относятся к группе «немедленного реагирования» - пациент не станет тратить время на поиски по другим аптекам, а купит сразу же после рекомендации врача.

Таким образом, по результатам анализа работы аптечного пункта на территории поликлиники МО в течение шести месяцев и моделирования его работы до полной окупаемости вложенных средств можно сделать вывод об экономической целесообразности этого проекта и его социальной значимости.

ТАБЛИЦА (ПРОДОЛЖЕНИЕ).

Поток движения денежных средств (фрагмент 1, с 1 по 4 месяц) в ходе реализации проекта «Создание розничной аптеки в структуре медицинской организации»

март 2018 апрель 2018 январь 2018 фев. 2018 март 2018 апрель 2018

Показатель 13 мес 14 мес 11 мес 12 мес 13 мес 14 мес

1. Поступления от реализации 963 641 1 064 823 789 207 872 073 963 641 1 064 823

2. Денежные затраты, всего 732 121 885 582 685 478 665 641 732 121 885 582

Первоначальные затраты (внутренний беспроцентный займ МО за счет ПДД) - 80 000 80 000 - - 80 000

Закупка аптечных товаров, в т. ч. ЛП 699 623 773 084 572 980 633 143 699 623 773 084

Заработная плата 24 960 24 960 24 960 24 960 24 960 24 960

Отчисления в фонды 7 537 7 537 7 537 7 537 7 537 7 537

3. Чистый поток (стр. 1 - стр. 2) 231 519 179 241 103 728 206 432 231 519 179 241

4. Финансиро-вание 0 100 000 0 0 100 000 -

5. Чистый поток с учетом финансирования (стр. 3 + стр. 4) 231 519 279 241 103 728 206 432 331 519 179 241

6. Чистый поток с учетом финансирования нарастающим итогом -195 375 83 866 -640 077 -433 645 -102 125 77 116

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Заключение

Ретроспективный анализ деятельности Аптеки № 42 на территории ЗАТО города Зеленогорска позволяет выявить недостатки в лекарственном обеспечении после реорганизации государственного предприятия в период рыночных отношений:

- государственные аптеки и аптечные пункты в условиях рыночной экономики неконкурентоспособны по отношению к предприятиям частной формы собственности, в связи с чем их количество неумолимо сокращается без государственной поддержки (обеспечение льготных рецептов);

- даже работа с льготниками вследствие существовавшего алгоритма возмещения потраченных предприятием оборотных средств на приобретение ЛП для льготного обеспечения, со сроком их возмещения до 90 дней, являлась тяжелой ношей за счет временного изъятия денежных средств из финансового оборота.

Проведенный анализ подтверждает результаты других авторов, которые исследовали историю развития государственных аптек на территории крупного города [14], и пришли к выводу, что в условиях нерегулируемого рынка их рентабельность составляет 1-3%.

Однако, для решения проблем пациентов и медицинской организации целесообразно получение фармацевтической лицензии на розничную торговлю и открытие на территории поликлиник аптечных пунктов с целью реализации ЛП немедленного реагирования и обеспечения расходными материалами работы процедурных кабинетов амбулатор-но-поликлинического звена. Безубыточность таких бизнес-проектов доказана на примере ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России, в структуре которого существует уже четыре аптечных пункта в каждой из поликлиник города Красноярска.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии явного или потенциального конфликта интересов, связанного с публикацией статьи.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES

1. Постановление Совета Администрации Красноярского края от 02.08.2002 № 294-п «О государственном регулировании торговых надбавок к ценам на лекарственные средства».

Postanovlenie Soveta Administratsii Krasnoyarskogo kraya ot 2.08.2002 № 294-p «O gosudarstvennom regulirovanii torgovykh nadbavok k tsenam na lekarstvennye sredstva».

2. Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»

Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.07.1994 № 890 «O gosudarstvennojpod-derzhke razvitiya meditsinskoj promyshlennosti i uluchshenii obespecheniya naseleniya i uchrezhdenij zdravookhraneniya lekarstvennymi sredstvami i izdeli-yami meditsinskogo naznacheniya»

3. Закон Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2711 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий»

Zakon Krasnoyarskogo kraya ot 10.12.2004 № 12-2711 «O merakh sotsial'noj podderzhki reabilitirovannykh lits i lits, priznannykh postradavshimi ot politich-eskikh repressij»

4. Закон Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2703 «О мерах социальной поддержки ветеранов»

Zakon Krasnoyarskogo kraya ot 10.12.2004 № 12-2703 «O merakh sotsial'noj podderzhki veteranov»

5. Закон Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2703 «О мерах социальной поддержки ветеранов» (региональные льготники).

Zakon Krasnoyarskogo kraya ot 10.12.2004 № 12-2703 «O merakh sotsial'noj podderzhki veteranov» (regional'nye l'gotniki).

6. Артюхов И.П., Наркевич И.А., Баранкина Т.А., Богданов В.В., Едунова Т.Е., Якименко О.Н. Оптимизация закупки лекарственных препаратов для стационара многопрофильной медицинской организации. Сибирское медицинское обозрение. 2013. № 2. С. 91-93.

Artyukhov I.P., Narkevich I.A., Barankina T.A., Bogdanov V.V., Edunova T.E., YAkimenko O.N. Optimizatsiyazakupkilekarstvennykhpreparatovdlya statsion-ara mnogoprofil'noj meditsinskoj organizatsii. Sibirskoe meditsinskoe obozre-nie. 2013. № 2. S. 91-93.

7. Федеральный закон РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Federal'nyj zakon RF ot 21.07.2005 № 94-FZ «O razmeshhenii zakazov na postavki tovarov, vypolnenie rabot, okazanie uslug dlya gosudarstvennykh i mu-nitsipal'nykh nuzhd».

8. Баранкина Т.А., Якименко О.Н. Особенности формирования локального рынка медицинских услуг. Вестник СибГАУ. Красноярск. 2099. № 23 (2). С. 354-359.

Barankina T.A., YAkimenko O.N. Osobennosti formirovaniya lokal'nogo rynka meditsinskikh uslug. Vestnik SibGAU. Krasnoyarsk. 2013. № 23 (2). S. 354-359.

9. Приказ Минздрава РФ от 11.07.2017 № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность».

Prikaz Minzdrava RF ot 11.07.2017 № 403n «Ob utverzhdenii pravil otpuska lekarstvennykh preparatov dlya meditsinskogo primeneniya, v tom chisle im-munobiologicheskikh lekarstvennykh preparatov, aptechnymi organizatsiyami, individual'nymi predprinimatelyami, imeyushhimi litsenziyu na farmatsevtich-eskuyu deyatel'nost'».

10. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Federal'nyj zakon ot 12.04.2010 № 61-FZ «Ob obrashhenii lekarstvennykh sredstv».

11. Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.06.2015 № 640 «O poryadke formirovaniya gosudarstvennogo zadaniya na okazanie gosudarstvennykh uslug (vypolnenie rabot) v otnoshenii federal'nykh gosudarstvennykh uchrezhdenij i finansovogo obespecheniya vypolneniya gosudarstvennogo zadaniya».

12. Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013г. № 502-п Государственная программа Красноярского края «Содействие занятости населения».

Postanovlenie Pravitel'stva Krasnoyarskogo kraya ot 30.09.2013g. № 502-p Gosudarstvennaya programma Krasnoyarskogo kraya «Sodejstvie zanyatosti naseleniya».

13. Баранкина Т.А., Якименко О.Н., Дмитрук С.Е. Пути оптимизации лекарственного обеспечения в условиях ЗАТО г. Зеленогорска. Бюллетень сибирской медицины. Томск: Сибирский государственный университет. 2010. № 3. С. 131.

Barankina T.A., YAkimenko O.N., DmitrukS.E. Puti optimizatsii lekarstvenno-go obespecheniya v usloviyakh ZATO g. Zelenogorska. Byulleten' sibirskoj med-itsiny. Tomsk: Sibirskij gosudarstvennyj universitet. 2010. № 3. S. 131.

14. Карева Н.Н., Марченко Н.В. Государственное регулирование развития аптечного дела в России: уроки истории. Фармация. 2017. № 6. С. 33-37.

Kareva N.N., Marchenko N.V. Gosudarstvennoe regulirovanie razvitiya aptechnogo dela v Rossii: uroki istorii. Farmatsiya. 2017. № 6. S. 33-37. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.