Научная статья на тему 'Особенности лечения тромбоза глубоких вен на фоне гепарининдуцированной тромбоцитопении'

Особенности лечения тромбоза глубоких вен на фоне гепарининдуцированной тромбоцитопении Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
75
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Недосеев С.С., Борзенков В.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности лечения тромбоза глубоких вен на фоне гепарининдуцированной тромбоцитопении»

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

018-019

тов с АКШ в условиях ИК, Г2 40 пациентов с КШ на РС. По данным коронароангиографии среднее количество пораженных артерий 2,8±0,6 в Г1 и 2,6±0,5 в Г2. КШ выполнялось на 6,6± 1,3 сутки после поступления с НС. Риск по шкале GRACE составил 106,7±5,4 балла в Г1 и 104,2±7,8 балла в Г2. Всем пациентам выполнялся общий анализ крови с оценкой объема тромбоцита (MPV), тропонина I, С-реактивного белка; коагулограмма, тест генерации тромбина. Функциональная оценка активности тромбоцитов выполнялась на анализаторе Multiplate.

Результаты. При поступлении гиперагрегация выявлена у 39 (68,4%) пациентов Г1 и 21 (65,6%) из Г2, нормоагрегация у 11 (19,3%) лиц Г1 и 7 (21,8%) из Г2, гипоагрегация в 7 (12,3%) случаях в Г1 и в 4 (12,5%) случаях Г2 (р>0,05). На 1-3 сутки после АКШ, выполненного в условиях ИК, отмечалось подавление агрегации тромбоцитов (AUC ADP-теста 21U, AUC ASPI-теста 16U), уменьшении количества тромбоцитов до 146*109/л, уменьшение MPV до 7,1 fl. На 5-7 сутки отмечалось нарастание активации тромбоцитарного и плазменного гемостаза: количество тромбоцитов 450*109/л, MPV до 8,9fl, AUC ADP-теста 45U, AUC ASPI-теста 39U, фибриноген до 6,2 г/л, уровнень Д-димера до 0,76±0,19 нг/мл. На 10-е сутки после КШ в условиях ИК отмечалось значительное увеличение количества тромбоцитов до 530*109/л, MPV до 9,1fl, фибриногена до 6,6 г/л, AUC ADP-теста составил 48U, AUC ASPI-теста 56U. У пациентов с КШ на РС достоверных изменений в сравнении с предоперационным периодом не произошло, уровень тромбоцитов стал нарастать со 2-х суток после КШ до 280*109/л, MPVдо 8,2fl, фибриногена до 5,3 г/л, AUC ADP- теста 53U, AUC ASPI-теста 58U, несмотря на проводимую антиагрегантную и антикоагулянтную терапию. На 7-е сутки после КШ уровень тромбоцитов составил 480*109/л, MPV увеличился до 9,2fl, уровень фибриногена до 6,3 г/л, Д-димеров до 0,70±0,27 нг/мл, увеличилась степень агрегации тромбоцитов (AUC ADP- теста 69U, AUC ASPI-теста 66U). Снижение показателей тромбоцитарно-плазменного гемостаза до исходных значений в обеих группах зарегистрировано через 1 мес контроля.

Заключение. Увеличение агрегации тромбоцитов и активация тромбоцитарного гемостаза в послеоперационном периоде происходит в разные сроки: при АКШ на РС — на 2-сутки, при КШ с АИК — на 5-7 сутки. Отмечается также достоверное увеличение степени агрегации тромбоцитов в сравнении с исходными показателями, что связано с операционной травмой. Снижение показателей тромбоцитарно-плазменного гемостаза до исходных значений происходит через 1 месяц контроля.

018 СОЗДАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ

АНТИАГРЕГАНТНОГО ДЕЙСТВИЯ НОВЫХ ХЛОРАМИНОВЫХ ПРОИЗВОДНЫХ БИОГЕННЫХ СОЕДИНЕНИЙ Мурина М.А.1*, Рощупкин Д. И.1,2, Сергиенко В. И.1 'ФГБУ "Федеральный научно-клинический центр физико-химической медицины Федерального медико-биологического агентства", Москва, Россия

2ГБОУ ВПО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова" Минздрава, Москва, Россия marina_murim@mail.m

В клинике для борьбы с артериальными тромбозами широко применяют ковалентные (необратимые) антиагре-ганты — ацетилсалициловую кислоту (аспирин) и тиенопи-ридины (клопидогрел, прасугрел); молекулярный механизм их действия состоит в химической модификации белковых мишеней в плазматической и внутренней мембранах тромбоцита [1]. Ранее нами были разработаны ковалентные противо-тромботические соединения — структурные аналоги N-хлор-таурина, действие которых обусловлено хлораминовой группой атомов. Перспективу стать терапевтической субстанцией

имеют хлорамины, которые обладают собственной устойчивостью и выраженной избирательностью взаимодействия с молекулярной мишенью.

Цель. Создание на основе хлораминовых производных биогенных соединений нового необратимого антиагреганта, молекулярной мишенью которого являются рецепторы аго-нистов, определяющие активацию тромбоцитов.

Материал и методы. В конструировании новых лекарственных соединений широко применяются компьютерные расчетные технологии. Квантовомеханические расчеты молекулярных характеристик, определяющих устойчивость и реакционную способность хлораминов, были проведены с использованием программы GAMESS (ChemBio 3D Ultra, CambridgeSoft). Для оптимизации геометрии и полной энергии применяли метод функционала плотности B3LYP, базис 6-311G(d,p). Были рассчитаны характеристики хлораминовой группы атомов, включая длины межатомных связей, парциальные атомные заряды Малликена и Лёвдина. Исследование взаимодействия (определение констант скоростей реакций) хлораминов с серосодержащими группами в аминокислотах и пептидах (на примере восстановленного глутатиона и мети-онина) проведены спектрофотометрическим методом. Спектры поглощения хлораминов снимали на спектрофотометре Cary-50 (Varian, США). Агрегация тромбоцитов в обогащенной тромбоцитами плазме исследована турбидиметрическим методом Борна на агрегометре фирмы "Chronolog" (США).

Результаты. На основе квантовомеханических расчетов синтезированы новые хлораминовые производные пурино-вых и пиримидиновых оснований (ХПП). Установлено, что исследуемые хлорамины обладают высокой устойчивостью: в водных растворах остаются стабильными в течение полугода. ХПП проявляют специфическую фармакологическую активностью как антиагреганты. Они эффективно ингиби-руют АДФ-индуцированную агрегацию тромбоцитов в обогащенной тромбоцитами плазме крови: в диапазоне микромолярных концентрации (5-10 мкМ) снижают агрегацию тромбоцитов примерно на 20-25%. N-Хлортаурин и его структурные аналоги в этих концентрациях не оказывают заметного анти-агрегационного действия. Установлено, что новые хлорамины реагируют с серосодержащими (сульфгидрильными и сульфидными) группами. Определены константы скоростей реакций ХПП с метионином, которые варьируют в диапазоне 1,11,5 М 1с 1. Определить константы скорости реакций между глутатионом и ХПП прямым способом не представилось возможным, так как их реакции с глутатионом полностью завершались в период смешивания. Таким образом, можно полагать, что новые хлорамины будут проявлять существенную селективность взаимодействия по отношению к тиоль-ным соединениям.

Заключение. Созданы новые устойчивые хлораминовые производные биогенных соединений, модифицирующая способность которых характеризуется химической избирательностью по отношению к сульфгидрильным группам. Антиагре-гантное свойство новых биогенных хлораминов, вероятно, обусловлено их способностью химически модифицировать пуриновый рецептор (молекулярную мишень) в состоянии специфического связывания.

Работа выполнена при частичной финансовой поддержке РФФИ, грант № 20-04-00532.

019 ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕНИЯ ТРОМБОЗА ГЛУБОКИХ ВЕН НА ФОНЕ ГЕПАРИНИНДУЦИРОВАННОЙ ТРОМБОЦИТОПЕНИИ

Недосеев С. C.*, Борзенков В. К.

Кемеровский областной клинический кардиологический диспансер имени академика Л. С. Барбараша, Кемерово, Россия

stanislav.nedoseev@mail.ru

Согласно стандарту оказания медицинской помощи при тромбозе глубоких вен, основными лекарственными средствами, применяемыми при лечении данной группы состоя-

020-021

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

ний, входят нефракционированный гепарин (НФГ) или низкомолекулярные гепарины (НМГ). При применении как НФГ, так и НМГ, у 5% пациентов может развиваться такое осложнение как гепарининдуцированная тромбоцитопения (ГИТ).

Цель. Рассмотреть клинический случай ГИТ глубоких вен бедренно-подвздошного сегмента, определить тактику терапевтического лечения, а также хирургической профилактики тромбоэмболии лёгочной артерии (ТЭЛА).

Материал и методы. Пациент К, 63 года, доставлен 10.12.2018 г. в кардиологический центр в экстренном порядке. Предъявлял жалобы на интенсивные распирающие боли и отек левой нижней конечности, которые появились в день госпитализации. По данным лабораторных исследований, тромбоциты 239 х 109 /л, в коагулограмме отмечаются признаки гиперкоагуяции. Ультразвуковое допплеровское исследование сосудов (УЗДС) показало рыхлые тромботические массы на весь просвет без признаков флотации в бедренно-подвздошном сегменте.

Результаты. Назначено лечение: гепарин 5 тыс. ЕД 4 раза в сутки. 15.12.2018 повторное УЗДС сосудов поверхностной бедренной, общей бедренной, наружной и общей подвздошной вен: визуализируются гиперэхогенные тромботические массы, прекрывающие весь просвет. Коррекция лечения-отменен гепарин, и пациент переведен на дабигатран этекси-лат (Прадакса) в дозе 150 мг 2 раза в день. Диагноз выглядел следующим образом: тромбоз нижней полой вены, инфраре-нального отдела. Гепарининдуцированный тромбоз 2 типа). Выполнена венотомия НПВ, катетером Фогарти вымыт тромб с округлой головкой. Послеоперационный период протекал без осложнений с улучшениями. Также скорректирована антикоагулянтная терапия- назначен варфарин 2,5 мг 2 раза в день с контролем международного нормализованного отношения (МНО).

Заключение. Необходим контроль уровня тромбоцитов у пациентов с тромбозом глубоких вен нижних конечностей, получающих антикоагулянтную терапию как низкомолекулярными, так нефракционированными гепаринами.

020 АНТИКОАГУЛЯНТНАЯ ТЕРАПИЯ XXI ВЕКА ПРИ ФИБРИЛЛЯЦИИ ПРЕДСЕРДИЙ В РЕАЛЬНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Новикова Т. Н.*, Ашуров А. Б., Подопригора Е. А., Хагуш А. Л.

ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И Мечникова Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

novikova-tn@mail.ru

Цель. Уточнить клинические характеристики пациентов, страдающих фибрилляцией предсердий (ФП), оценить приверженность пациентов к антикоагулянтной терапии в проспективном обсервационном когортном неинтервенционном исследовании.

Материал и методы. В течение месяца после выписки из стационара проведено наблюдение за 96 пациентами, страдающими неклапанной ФП и ФП при клапанных пороках сердца 2-го типа (EHRA 2018). Критерии включения: документированное наличии ФП и показаний к приему антикоагулянтов (АКТ) для профилактики ишемического инсульта (ИИ) и системных эмболий. Риск ИИ оценивался по шкале CHA2DS2-VASc, риск кровотечений — по шкале HAS-BLED.

Результаты. Набор пациентов осуществлялся с октября 2019г по ноябрь 2019г. Средний возраст пациентов составил 70,3+11,1 года. Пароксизмальная форма ФП имела место у 53,2% больных, персистирующая форма ФП — у 20,2% больных, постоянная форма ФП — у 26,6% больных. В стационаре АКТ назначалась 93,8% больных: 9,9% больных получали варфарин, 83,9% — Не витамин К зависимые перОральные АнтиКоагулянты (НОАК). 3,1% получали антитромбоцитар-ные препараты, 3,1% больных не получали антитромботиче-скую терапию. Через месяц после выписки из стационара только 1,3% больных отказались от приема АКТ (варфарина).

Высокая приверженность к терапии имела место у 77,5% больных, 18,4% больных указывали на эпизодические пропуски приема АКТ, 1,4% больных позволяла себе более длительные пропуски в приеме препаратов (до 1 недели), наконец, 1,4 % пациентов старших возрастных групп не желали принимать АКТ, но вынуждены были принимать благодаря настойчивым требованиям родственников. В течение месяца после выписки из стационара у 90,8% больных состояние оставалось стабильным. У 9,2% больных имела место повторная госпитализация: у 2,6% по причине декомпенсации ХСН (один летальный исход — пациентка с терминальной ХСН на фоне врожденного порока сердца и ФП), у 2,6% больных в связи с пароксизмом ФП, у 2,6% в связи с острым коронарным синдромом, у 1,4% больных в связи с желудочно-кишечным кровотечением.

Заключение. В настоящее время благодаря приходу в клиническую практику НОАК назначаемость антикоагулянтных препаратов для профилактики инсульта и системных эмболий при ФП в стационере превышает 90%. Удобство приема НОАК, предсказуемая фармакокинетика, минимальное количество лекарственных взаимодействий, высокая эффективность и безопасность обеспечивают хорошую приверженность к терапии после выписки из стационара.

021 ВЛИЯНИЕ НЕ ВИТАМИН К ЗАВИСИМЫХ ПРЯМЫХ ПЕРОРАЛЬНЫХ АНТИКОАГУЛЯНТОВ НА ПАРАДИГМУ ПРОФИЛАКТИКИ ИНСУЛЬТА ПРИ ФИБРИЛЛЯЦИИ ПРЕДСЕРДИЙ В РЕАЛЬНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Новикова Т. Н.*, Ашуров А. Б., Подопригора Е. А., Хагуш А. Л. ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия novikova-tn@mail.ru

Цель. Уточнить клинические характеристики пациентов, страдающих фибрилляцией предсердий (ФП), оценить частоту назначения антикоагулянтной терапии (АКТ) при ФП, приверженность пациентов к терапии.

Материал и методы. Проведен ретроспективный анализ с 1 января 2014г по 31 января 2019г 776 историй болезни стационарных больных городского антиаритмического центра при СПб ГБУЗ "Городская Покровская больница", страдающих неклапанной ФП и ФП при клапанных пороках сердца 2-го типа (EHRA 2018).

Результаты. Идиопатическая форма ФП встречалась редко, только у 0,9% больных. Чаще всего ФП ассоциировалась с артериальной гипертензией (у 89,4% больных). Вторая по частоте встречаемости коморбидная патология — хроническая болезнь почек 3-5 ст. (у 48,2% больных). Клинически подтвержденная ИБС зарегистрирована у 45,4% больных, сахарный диабет — у 18,6% больных, ХСН со сниженной фракцией выброса — у 12,0% больных, кардиомиопатии — у 4,5%. При оценке динамики частоты назначения антикогу-лянтов установлено, что в январе 2014г на догоспитальном этапе 74,3% больных не получали антитромботическую терапию (АТТ), 14,7% получали антитромбоцитарные препараты (АТП) и только 11,0% пациентов принимали антикоагулянты. В стационаре в январе 2014 года АКТ назначалась 74,3% больных (58,6% варфарин, 15,7% — Не витамин К зависимые перОральные АнтиКоагулянты (НОАК), 20,6% получали АТП, 5,1% больных выписывались без АТТ. В январе 2019г количество пациентов, получающих на догоспитальном этапе АКТ, составило 58,1%, 13,8% принимали варфарин, 44,3% — НОАК (ривароксабан 25,8%, апиксабан — 12,0%, дабигатрана этексилат 6,5%). 12,0% пациентов принимали АТП, 29,9% не получали АТТ. Количество пациентов, принимающих варфарин, в стационаре увеличилось до 14,8%, НОАК — до 70,6% (ривароксабан — 33,4%, апиксабан — 25,5%, дабигатрана этексилат — 11,7%). Количество пациентов, принимающих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.