Научная статья на тему 'Особенности квалификации и предупреждения контрабанды наркотиков'

Особенности квалификации и предупреждения контрабанды наркотиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8674
910
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / НАРКОБИЗНЕС / КОНТРАБАНДА / НАРКОТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / ПСИХОТРОПНОЕ ВЕЩЕСТВО / АНАЛОГИ / ПРЕКУРСОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шалагин А. Е.

В статье анализируются объективные и субъективные признаки преступления, предусмотренного ст. 229.1 УК РФ. Дается криминологическая характеристика личности преступника, совершающего контрабанду наркотиков. Выделяются причины и условия таких преступных деяний. Предложен комплекс мер, направленный на предупреждение и выявление контрабанды наркотических средств и психотропных веществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шалагин А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности квалификации и предупреждения контрабанды наркотиков»

А.Е. Шалагин

ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИКОВ

В статье анализируются объективные и субъективные признаки преступления, предусмотренного ст. 229.1 УК РФ. Дается криминологическая характеристика личности преступника, совершающего контрабанду наркотиков. Выделяются причины и условия таких преступных деяний. Предложен комплекс мер, направленный на предупреждение и выявление контрабанды наркотических средств и психотропных веществ.

Ключевые слова: наркомания, незаконный оборот наркотиков, наркобизнес, контрабанда, наркотическое средство, психотропное вещество, аналоги, прекурсоры.

Проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотиков в России и в мире, приобретают все большую актуальность, выходят на передний рубеж обеспечения национальной безопасности. Распространение наркотических средств создает реальную угрозу здоровью населения, экономическому потенциалу страны, негативно влияет на демографическую ситуацию, способствуют снижению культурных и нравственных ценностей в обществе.

Наркомания представляет опасность генофонду нации, поскольку основными потребителями наркотиков остаются молодые люди в возрасте до 29 лет. В результате систематического потребления сильнодействующих препаратов существенно снижается физическое и психическое здоровье, нарушаются репродуктивные функции организма. Происходит самоизоляция личности от социума, постепенная деградация мешает выполнению гражданских обязанностей и способствует совершению противоправных поступков. [1. С.259-260]

По данным мониторинга наркоситуации, в Российской Федерации сегодня регулярно или эпизодически потребляют наркотики до 8,5 млн человек (около 6% населения), а численность граждан, хотя бы раз в жизни пробовавших наркотики, составляет 18,5 млн человек (около 13%). Криминологический анализ позволяет сделать вывод, что в

стране за счет значительного числа наркозависимых (прежде всего молодежи) сформирован устойчивый спрос на наркотики, то есть, создан обширный рынок сбыта таких веществ с привлечением транснациональных и региональных преступных группировок. [2. С.6-9]

Наибольшая опасность незаконных поставок наркотиков на территорию Российской Федерации исходит от организованных преступных сообществ, обладающих значительным финансовым потенциалом, коррумпированными связями. Нередко средства, полученные в результате реализации наркотических средств, идут на финансирование терроризма, экстремизма и других видов преступной деятельности.

Слово «контрабанда» перешло в русский язык из итальянского (contra - против, bando - правительственный указ). Оно означает нарушение закона или государственного распоряжения. [3. С.338] Термин «контрабанда» применяется по отношению к незаконному провозу через границу государства товаров, предметов, веществ и т.д.

Таможенные ограничения в различных странах вводились по мере развития торговых отношений. Этот процесс происходил неодинаково и неравномерно, но везде он начинался с установления таможенных запретов, которые сопровождались развитием контрабанды.

Одной из новелл действующего Уголовного кодекса РФ является ст. 229.1, предусматривающая ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, наркотикосодержащих растений, инструментов и оборудования, используемых для получения наркотиков.

Кроме этого, в Особенной части УК РФ содержатся нормы, предусматривающие ответственность за:

- контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1);

- контрабанду сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов, культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (ст. 226.1).

Объектом данного преступления выступает здоровье населения, т.е. здоровье неперсонифицированного круга лиц, проживающих на определенной территории

Так, общий удельный вес преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков (ст. 228-233 УК РФ) за последние 10 лет составлял от 4,6 до 8,9% в общей структуре преступности, то удельный вес контрабанды наркотиков варьировался от 0,06 до 0,15%.

Незаконное перемещение наркотиков через таможенную или Государственную границу РФ может осуществляться путем:

- незаконного ввоза или вывоза наркопредметов через границу России;

- недостоверного декларирования или недекларирования таких веществ;

- предоставления недостоверных сведений о перевозимой продукции (с обманным

(в районе, городе, стране), объединенных правилами труда и отдыха, а также условиями совместного общежития. [4. С.29] При незаконном перемещении наркопредметов через Таможенную границу либо Государственную границу Российской Федерации дополнительным объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие порядок таможенной идентификации наркотиков, ввозимых на территорию России. Факультативным объектом преступления могут выступать общественные отношения, обеспечивающие неприкосновенность жизни и здоровья лиц, осуществляющих таможенный или пограничный контроль [5. С.61].

Предметом преступления являются наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги, наркотикосодержащие растения либо их отдельные части, инструменты или оборудование, находящееся под специальным контролем, используемое для изготовления наркотиков.

Количество зарегистрированных преступлений в России по ст. 229.1 УК РФ (за последние два года) и число лиц, привлеченных к ответственности по данной уголовно-правовой норме, отражено в таблице 1.

использованием документов или средств таможенной идентификации);

- сокрытия перевозимого товара или придания ему другого вида (используя тайники и различные способы, затрудняющие обнаружение наркотиков правоохранительными органами) и т.д.

Контрабандисты прибегают к разнообразным способам провоза наркотиков через границу. Так, в одном случае гражданин пытался провести в своем желудочно-кишечном тракте 150 наркотикосодержащих таблеток, упакованных в специальном контейнере, в другом гр. Германии снабдил свои шорты множеством потайных карманов,

Таблица 1.

Год Количество преступлений, зарегистрированных по ст. 229.1 УК РФ, в отчетный период Количество предварительно расследованных преступлений в отчетный период Выявлено лиц, совершивших преступления по ст. 229.1 УК РФ в отчетный период По наиболее тяжкому составу рассматриваемого преступления

2012 1401 494 433 361

2013 1594 810 780 660

в которых разместил 6,6 кг кокаина, в третьем преступники старались вывезти наркотики в «загипсованной» ноге - и таких примеров можно привести множество. Наркодилеры предпринимают попытки провоза наркотиков внутри самых разнообразных предметов (игрушек, посуды, продуктов питания и т.п.), в организме домашних животных. Они маскируют наркотические средства под товары народного потребления, оборудуют сумки и чемоданы тайниками и секретными отделениями [6. С.30-31].

Противоправные действия, предшествующие контрабанде наркотиков или их прекурсоров (по хранению, переработке, пересылке, сбыту) или последующие за ней, влекут дополнительную квалификацию по соответствующим нормам Особенной части Уголовного кодекса РФ (ст. 228, 228.1, 228.3, 228.4). [7. С.655]

Из анализа материалов судебной практики можно выделить случаи, когда контрабанда наркотиков признается малозначительной. Так, Президиум Московского городского суда, рассматривая уголовное дело № 44/у-33/11 в порядке надзорного производства установил, что 11 февраля 2010 г. в 10.05 ч. гражданка Б., прилетев самолетом из Дели в Москву, была задержана на таможенном посту, так как в ее рюкзаке находилось вещество темно-коричневого цвета, похожее на наркотик. Проведенной экспертизой было установлено, что данное вещество является наркотическим средством (гашиш), общей массой 0,06 гр. По этому факту было возбуждено уголовное дело, а виновная осуждена за контрабанду наркотиков. Вышестоящий суд первоначальные решения отменил, а уголовное дело прекратил в силу малозначительности. По мнению президиума Московского городского суда, действия гр. Б. не обладают признаками значительной опасности, а в материалах уголовного дела не имеется достаточных данных, указывающих на то, что действия гр. Б. причинили вред личности, обществу или государству. [8]

Субъективная сторона контрабанды наркотиков характеризуется виной в форме прямого умысла. Субъект преступления

- общий (вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста).

Квалифицирующие признаки контрабанды наркотиков предусмотрены ч. 2 ст. 229.1 УК РФ, а именно: а) группой лиц по предварительному сговору; б) должностным лицом с использованием своего служебного положения; в) в отношении наркотических средств, психотропных веществ либо их аналогов, наркотикосодержащих растений либо их частей, в значительном размере. По нашему мнению, данную часть следует дополнить таким квалифицирующим признаком, как совершение преступления с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль. Такое нововведение позволит более правильно квалифицировать действия виновных лиц и защитит сотрудников правоохранительных органов от преступного посягательства на их здоровье.

Особо квалифицирующие признаки предусмотрены частями 3 и 4 данной уголовно-правовой нормы и устанавливают ответственность за совершение контрабанды наркотиков в крупном размере, а также организованной группой, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, совершение преступления в особо крупном размере. [9] Часть 3 ст. 229.1 УК РФ предлагается дополнить таким квалифицирующим признаком, как совершение преступления с целью последующего сбыта наркотиков. Такая мера, на наш взгляд, позволит более успешно бороться с организованным наркобизнесом и выявлять всю цепочку лиц, задействованных в незаконных операциях с наркотическими средствами и психотропными веществами. Так, гр. Н. за обещанное вознаграждение согласился переместить из Киргизии в Россию наркотическое средство героин в г. Бийск Алтайского края для последующей реализации. Средством перемещения была выбрана автомашина «Ауди-100». На станции технического обслуживания у автомашины был снят и распаян топливный бак, в который был помещен героин весом 11 кг 760 г. После чего гр-ну Н. была

передана автомашина, а также телефон и адрес, по которым он должен был связаться в г. Бийске со сбытчиком наркотиков. При попытке передачи наркотиков все участники преступления были задержаны. [10]

По мнению практиков, название ст. 229.1 УК РФ перегружено терминами, что затрудняет его восприятие. Поэтому стоит согласиться с предложением А.Я. Кромовой и упростить название статьи (до контрабанды наркотиков), а весь перечень предметов преступления и так определен в диспозиции данной нормы. [11. С.69]

К причинам и условиям контрабанды наркотических средств (психотропных веществ) относятся:

1. Сверхдоходы и сверхприбыль, получаемые преступными группами (сообществами) в результате реализации наркотиков. По прибыльности такой бизнес сопоставим с незаконными операциями с нефтью, газом, лесом, драгоценными камнями и металлами, оружием.

2. Геополитические и географические детерминанты указывают на расположение России в центре Евразийского континента, что создает в сочетании с прозрачностью ее границ стимул к ввозу (провозу через ее территорию) наркотиков из государств ближнего (Киргизия, Таджикистан, Азербайджан) и дальнего зарубежья (Афганистан, Колумбия, Голландия, Китай, Индия и др.).

3. Несовершенство таможенного законодательства и его правоприменительных процедур также может выступать одним из факторов, обуславливающих контрабанду наркотических средств и психотропных веществ. Большое количество источников таможенного права, частое внесение изменений и дополнений в российское законодательство, недостаточная эффективность административных регламентов (процедуры принятия решений должностными лицами, наделенными полномочиями в сфере таможенного регулирования).

4. Встречаются случаи коррумпированности работников таможенных, пограничных и иных правоохранительных органов, материально заинтересованных в незаконном провозе предметов и веществ че-

рез границу Российской Федерации. Такие сотрудники могут способствовать созданию фиктивных таможенных терминалов, подделке таможенных документов, уничтожению вещественных доказательств, необоснованному прекращению административного или уголовного расследования.

5. Недостаточное взаимодействие российских таможенных (пограничных) органов с зарубежными правоохранительными структурами по проблеме профилактики контрабанды и иных правонарушений. Как правило, взаимодействие таких органов не носит системного характера и не основывается на взаимном интересе, несмотря на наличие достаточно развитой нормативно-правовой базы к такому сотрудничеству. [12. С.49-50]

Криминологический портрет личности преступника, совершающего незаконные действия по ввозу, вывозу, транзиту через территорию России наркотических средств (психотропных веществ), позволяет лучше ориентироваться в криминогенных факторах контрабанды, а также способствует разработке современной системы предупреждения и противодействия контрабанды наркотиков.

Преступления, предусмотренные ст. 229.1 УК РФ, совершаются не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными гражданами и лицами без гражданства. Ряд этнических преступных группировок специализируется на незаконных поставках наркотических, психотропных, сильнодействующих веществ на территорию России. Каждое третье преступление, связанное с незаконными поставками наркотиков в Россию, совершается иностранцами.

Среди лиц, задержанных за контрабанду наркотиков, 83,4% составляют мужчины, а 16,6% женщины. Причем в последнее время количество задержанных женщин возрастает. По возрастным особенностям лица, совершившие контрабанду наркотиков, характеризуются следующим образом: от 16 до 29 лет - 35%, 30-39 лет - 18%, 40-45 лет и старше - 47%. Это позволяет сделать вывод, что среди лиц, совершивших такие преступления, преобладают граждане достаточно зрелого возраста.

Проведенными криминологическими исследованиями установлено, что среди лиц, задержанных за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, имели неполное среднее образование - 14,4%, среднее - 65,3%, среднее профессиональное - 9,9%, высшее образование 10,4%. Такие лица, как правило, имеют постоянное место жительства, при этом нигде не работают (69%), другие (31%) используют свою трудовую деятельность как средство незаконного обогащения при провозе наркотиков на территорию России (например, водители по найму, проводники железнодорожного транспорта и прочие).

Основная часть задержанных (74,3%) состояла в браке, холостые и не замужние составили (20,5%), разведенные (5,2%). Более половины задержанных за контрабанду наркотиков (64,7%) были судимы, 35,3% привлекались к уголовной ответственности впервые. [13. С.95-97]

К мерам предупреждения, выявления и пресечения преступлений, предусмотренных ст. 229.1 УК РФ, относятся:

- создание эффективной системы защиты территории Российской Федерации от незаконного ввоза наркотических, психотропных, сильнодействующих веществ из ближнего и дальнего зарубежья;

- совершенствование мер по эффективности пограничного контроля, повышение технической оснащенности таможенных и пограничных органов;

- ликвидация подпольных нарколабораторий (инфраструктуры незаконного производства, транспортировки, сбыта наркотиков) на территории России;

- выявление признаков и пресечение деятельности транснациональных преступных организаций, специализирующихся на незаконном обороте наркотиков;

- своевременное обнаружение и распознание новых видов психоактивных веществ (ПАВ), с последующим отнесением их к наркотическим или психотропным средствам;

- развитие и укрепление международного сотрудничества, проведение согласованных межгосударственных превентивных, следственных, оперативно-розыскных мероприятий, направленных на перекрытие каналов незаконной поставки наркотиков;

- реализация мер по повышению эффективности таможенного (пограничного) контроля, совершенствование форм межведомственного взаимодействия со стороны правоохранительных органов, задействованных в противодействии наркотизации российского населения (МВД, ФСБ, СК, ФСКН, ФТС, ФСИН и др.);

- проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление контрабанды наркотиков (например, контролируемая поставка), а также использование возможностей служебных собак для обнаружения наркотических средств и психотропных веществ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Криминология: учебник / под ред. В.И. Авдийского. М.: Юрайт, 2014. 351 с.

2. Состояние преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств в Российской Федерации. Региональные различия: монография / под ред. О.А. Евлановой. М.: Юрлитин-форм, 2013. 304 с.

3. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева. М., 2007. 858 с.

4. Шалагин А.Е. Преступления против здоровья населения: понятие, виды, общественная опасность // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2011. № 3. С. 28-33.

5. Кобзева Е.В. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности: учебное пособие. М.: Юрлитинформ, 2014. 168 с.

6. Рогатых Л.Ф., Стрельченко Э.Г., Топоров С.Б. Борьба с контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ: учебно-методическое пособие для оперативного состава и отделов дознания таможенных органов. СПб.: Специальная литература, 2003. 239 с.

7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В.Т. Томина, В.В.

Сверчкова. М.: Юрайт, 2013. 995 с.

8. http://www.hand-help.ru/documents/mosgorsud_maloznachitelnost.doc

9. О значительном, крупном и особо крупном размере контрабанды наркотиков см.: постановление Правительства РФ от 1 октября 2012 г. № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей ст. 228, 2281, 229, 2291 УК РФ (в ред. от 22 марта 2014 г.) // СЗ РФ. 2012. № 14. Ст. 5624; 2014. № 14. Ст. 1626.

10. Архив Третьяковского суда Алтайского края. Уголовное дело № 1-28/04.

11. Кромова А.Я. Контрабанда наркотиков (статья 2291 УК РФ): монография / под ред. С.М. Кочои. М.: Проспект, 2014. 136 с.

12. Цепелев В.Ф. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. М.: Академия управления МВД России, 2001. 201 с.

13. Савчишкина О.Г. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры: уголовно-правовое и криминологическое исследование: монография. Уфа: УЮИ МВД России, 2013. 124 с.

ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

Шмелева О.Г.

Основы банковского права: учебное пособие /О.Г. Шмелева, А.В. Лебедева, Э.Н. Хисамутдинова. - Казань: Казанский юридический институт МВД России, 2013. - 102 с.

На основе действующего российского законодательства, теории гражданского права и финансового права раскрываются правовое регулирование деятельности банковской системы РФ, государственная регистрация кредитных организаций и выдача лицензий на осуществление банковских операций, прекращение деятельности кредитной организации, органы управления банка и их функции, правовые основы безналичных расчетов, налично-денежного обращения и валютных отношений.

Основная цель книги - помочь студентам и курсантам систематизировать, конкретизировать и применять на практике полученные во время аудиторных занятий знания.

Пособие предназначено для преподавателей, аспирантов и курсантов, слушателей юридических факультетов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.