УДК 342.951 ББК 67.401.041
ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПО ОБЪЕКТИВНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ ЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО СОСТАВА
НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА МАЛАХОВА,
доцент Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.11 — судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура
E-mail: nv_malakhova@mail. ru; ИВАН ИВАНОВИЧ ДУГАЕВ, слушатель Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя E-mail: [email protected] Рецензент: кандидат юридических наук, профессор В.В. Власенков
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются некоторые аспекты квалификации административного правонарушения по объекту и объективной стороне его состава. Определенное внимание уделяется проблемам отсутствия законодательного закрепления понятий, характеризующих юридический состав административного правонарушения.
Ключевые слова: административное правонарушение, состав административного правонарушения, квалификация административного правонарушения, объект административного правонарушения, объективная сторона административного правонарушения.
Annotation. The article discusses some aspects of qualification of the administrative offence on the object and the objective side of the composition. Some attention is paid to the lack of legislative consolidation of the concepts that characterize the legal structure of an administrative offense.
Keywords: administrative offence, composition of an administrative offence, qualification of an administrative offence, object of an administrative offense, the objective aspect of an administrative offense.
Пройдя многовековой путь становления, отечественное административное право в качестве самостоятельной отрасли продолжает свое совершенствование и реформирование, своевременно реагируя на вновь возникающие общественные отношения путем внесения изменений в сам механизм деятельности его правовых институтов.
Действующие в России юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы большинства граждан и организаций независимо от их организационно-правовой формы.
Соблюдение таких правил соответствует интересам граждан, общества и государства, а их нарушение противоречит им и нередко приводит к вредным и даже общественно опасным последствиям. Отрица-
тельное отношение к требованиям законов является источником правонарушений. Правонарушение — это патология, выражающаяся в безразличном отношении к законам, невыполнении их требований. Таким образом, вопрос о правонарушениях и их квалификации, мерах ответственности за них был и есть основополагающим для теории административного права и правоприменительной практики. Данная проблема имеет не узкоотраслевой, как может показаться на первый взгляд, а напротив межотраслевой характер. Исходя из этого, актуальность выбранной для исследования темы очевидна, поскольку объективные элементы состава административного правонарушения имеют свои особенности, представляющие существенное, а иногда основополагающее значение для правильной квалификации административного правонарушения и законного привлечения виннового
лица к ответственности. В то же время отсутствие законодательного закрепления понятийного аппарата, используемого при квалификации административных правонарушений, создает сложности для осуществления правоприменительной практики.
Правовая оценка противоправного деяния базируется на признаках административного правонарушения и на признаках его юридического состава. Рассматривая признаки административного правонарушения (деяние физического или юридического лица, противоправность, виновность, наказуемость)1, закрепленные в законодательной норме, мы можем определить, является ли данное деяние административным правонарушением. У юридического состава административного правонарушения другое предназначение, с его помощью устанавливается основание для привлечения к административной ответственности. При наличии всех элементов состава2, деяние квалифицируется, как административное правонарушение и тогда лицо может быть привлечено к ответственности.
Исчерпывающий ответ на вопрос о взаимосвязи признаков административного правонарушения и его состава дал, по нашему мнению, профессор Л.Л.Попов. По его словам, признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности. В то же время, установление признаков административного правонарушения не ведет автоматически к наличию юридического состава этого деяния, например, в силу отсутствия одного из элементов этого состава3.
Не углубляясь в рассмотрение правовой природы юридического состава административного правонарушения, тем не менее, отметим отсутствие нормативного закрепления данного понятия. Сложилась парадоксальная ситуация, на протяжении многих лет правоприменителями решаются вопросы о наличии или отсутствии состава административного правонарушения, для его последующей квалификации, а понятие этого состава до сих пор не нашло своего отражения в законодательных актах. Что такое юридический состав административного правонарушения? Какова его структура? Почему именно эти элементы входят в его состав?
Состав административного правонарушения — логическая конструкция, правовое понятие о нем, отражающее существенные свойства определенных антиобщественных действий. Законодатель не создает признаков проступков, а лишь отбирает из них существенные, отличительные и конструирует составы. Перечень закрепленных в ней признаков — достаточное основание для квалификации деяния как административного правонарушения4.
Сложившаяся терминология, содержание и структура состава административного правонарушения
выработаны и отшлифованы теорией и практикой на протяжении многих лет, но вслед за этим должно последовать его законодательное закрепление.
По мнению ученых, нормативное установление понятия состава административного правонарушения «заставит» органы административной юрисдикции более ответственно подходить к квалификации совершенного деяния, будет способствовать укреплению законности и эффективности при применении административных наказаний, повысит общую правовую культуру населения.
В любом случае все авторы сходятся в выделении объективных и субъективных признаков состава административного правонарушения, поскольку деяние выступает как органичное единство внешней деятельности человека и его сознания. Отражая это реальное явление, состав проступка конструируется как совокупность четырех сторон (групп признаков): объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны. При этом профессор Бахрах Д.Н. подчеркивает, что в состав правонарушения входят не объект, субъект и т.д., а их признаки, которые представляют собой систему, характеризующую объект и субъекта проступка, его объективную и субъективную стороны5.
Квалификация административного правонарушения является основой правоприменительной практики и осуществляется уполномоченными должностными лицами, органами и судьями на всех этапах производства по делам об административных правонарушениях в пределах компетенции указанных лиц.
От правильной квалификации противоправного деяния зависит многое, в том числе и судьбы людей. Так, в течение 2006 года в отношении гражданина М.Ю. Карелина дважды возбуждались дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.1 «Мелкое хулиганство» КоАП Российской Федерации, которое влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток, и в обоих случаях к нему применялось административное задержание. Производство по первому делу решением Набережночел-нинского городского суда Республики Татарстан от 28 марта 2006 года, рассмотревшего кассационную жалобу М.Ю. Карелина и посчитавшего, что достаточных доказательств того, что он действительно нарушал общественный порядок, не найдено, было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Производство по второму делу было прекращено Верховным судом Республики Татарстан, рассмотревшим надзорную жалобу М.Ю. Карелина, в связи с отсутствием события административного правонарушения6.
Указанный пример показывает, в прямой зависимости от правильной квалификации противоправного деяния находится не только законность принимаемого по делу решения, вид и объем юридической
ответственности, но и правомерность применения мер обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении.
Опосредованно процедура квалификации способствует решению одной из задач производства по делам об административных правонарушениях: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Квалификация административных правонарушений представляет собой мыслительный процесс правоприменителя, заключающийся в сопоставлении признаков совершенного деяния с признаками, включенными законодателем в конструкцию определенного состава. Результатом такого сопоставления является правовая оценка совершенного деяния. Эта оценка заключается в выводе о том, что деяние содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного той или иной нормой административного права7.
В одних случаях квалификация правонарушения является не сложной в силу простоты самого деяния, например, такого, за которое назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа без составления протокола (ст.28.6). В других случаях конструкция состава правонарушения является более сложной, либо совершаемое деяние характеризуется признаками, присутствующими в конструкции других составов. Например, «банальное» мелкое хулиганство может сопровождаться уничтожением или повреждением чужого имущества. Статья 7.17. также предусматривает ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества.
В силу этого квалификация административного проступка осуществляется последовательно с учетом всех элементов состава.
В первую очередь подлежат оценке признаки объективных элементов состава правонарушения. При этом квалификация начинается с того признака, в котором содержится указание на событие правонарушения, т.е. на внешние признаки, характеризующие противоправное деяние. Таким образом, начальной стадией и основой правоприменительного процесса является квалификация административного правонарушения по его объективной стороне. Указание на первостепенное значение данного признака состава правонарушения содержится, например, в статье 28.1. КоАП РФ: дело об административном правонарушении может быть возбуждено только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Аналогичное указание находим в ч.1 и 2 статьи 24.5. Производство по делу об административном правонарушении не может начаться, а начатое производство прекращается при отсутствии события административного правонарушения либо
отсутствия состава административного правонарушения. Отсутствия состава административного правонарушения может происходить, например, вследствие отсутствия одного из его элементов — объективной стороны.
Объективная сторона административного правонарушения всегда содержится в диспозиции статьи, поэтому квалификация по признакам объективной стороны предполагает сопоставление признаков совершенного деяния с его характеристикой, содержащейся в правовой норме.
При этом надо учитывать ряд особенностей, которые влияют на правильность квалификации.
1. Противоправное деяние - это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.
Противоправное действие - это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.
Противоправное бездействие - противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом; обязанность совершать действия может вытекать из закона или иного нормативного правового акта, профессиональных обязанностей, приказа или иного распоряжения, в силу договора, из предшествующих действий.
Не могут быть признаны правонарушением мысли, чувства, намерения человека, какими бы преступными они не были. Пока намерения человека не нашли своего выражения вовне, они не могут быть признаны правонарушением.
2. Обязательными признаками объективной стороны административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями. Установление и доказывание наличия вредных последствий и причинно-следственной связи между ними необходимо осуществлять только по материальным составам правонарушений. Например, если нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, предусмотренное ч.3 ст. 20.2., влечет последствия в виде причинения вреда здоровью человека или имуществу.
По формальным составам правонарушений этого не требуется.
3. Факультативные признаки объективной стороны: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих
событие правонарушения) требуют своего установления, но не всегда влияют на правовую оценку деяния. Время, место, способ, обстановка правонарушения имеют значение для их квалификации только в тех случаях, когда на них имеется прямое указание в соответствующей статье закона.
Например, мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) признается таковым, если совершается в общественном месте. Нарушение особого режима признается противоправным, если совершается в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) (ст. 20.19. КоАП РФ). Действие, нарушающее тишину и покой граждан г.Москвы, может быть правонарушением только, если указанные действия происходили с 23 часов до 7 часов (ст. 3.13 КоАП г. Москвы). Совершение этого же действия в дневное время не образует объективной стороны данного состава правонарушения.
4. В зависимости от конструкции состава административного правонарушения объективная сторона может выражаться в совершении однократного (простого) действия (например, появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность — ст. 20.21 КоАП РФ) или в совершении нескольких действий (сложное действие). В последнем случае объективная сторона может включать в себя два или более альтернативных действий, совершение любого из которых достаточно для признания поведения лица правонарушением (например, незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств — ст. 6.8 КоАП РФ). Объективная сторона административного правонарушения может выражаться и в совокупности двух различных действий, каждое из которых должно быть совершено лицом, что бы деяние можно было квалифицировать как правонарушение (например, незаконное изготовление и использование нагрудных знаков депутатов Московской городской Думы и членов Правительства Москвы — ст. 14.10 КоАП г.Москвы)8.
5. Описания признаков противоправного деяния, содержащиеся в статьях, как правило, носят общий характер, что налагает на правоприменителя обязанность давать как можно более конкретную и объективную характеристику произошедшим событиям, опираясь, где это возможно, на разъяснения высших судебных органов по вопросам квалификации тех или иных правонарушений, разграничивая совпадения с признаками объективной стороны смежных составов уголовных преступлений.
6. Многие статьи Особенной части КоАП РФ носят бланкетный (отсылочный) характер. В таких случаях необходимо использовать нормы содержащие правила дорожного движения, природопользования, противопожарной безопасности и т.д., поскольку только с их помощью можно правильно оценить со-
вершенное деяние.
Таким образом, объективная сторона состава правонарушения, характеризующаяся обязательными и факультативными признаками, является основой квалификации административного правонарушения с учетом тех особенностей, которые указаны выше. В то же время, признаки объективной стороны состава не нашли своего закрепления в законодательных актах. Так, не определено понятие общественного места, не раскрывается понятие кражи, мошенничества, присвоения или растраты как способов совершения хищения и т.д. Считаем, что в целях повышения эффективности правоприменительной практики, соблюдения прав и свобод граждан необходимо ввести соответствующие нормы в административное законодательство.
Дальнейший процесс квалификации осуществляется по признакам объекта правонарушения.
Объектом административного правонарушения во всех случаях выступают общественные отношения, охраняемые нормами законодательства об административной ответственности.
Деяние может быть признано административным правонарушением лишь в том случае, если оно причиняет ущерб или содержит угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям.
Предназначением родовых объектов является систематизации административных правонарушений. Структура Особенной части КоАП РФ базируется на разграничении правонарушений по однородным признакам, что облегчает задачу поиска нужной нормы права.
Непосредственный же объект правонарушения влияет на правовую оценку деяния. Например, с учетом того, что одно и то же деяние может посягать на разные общественные отношения, осуществляется его квалификация.
Известны административные правонарушения, посягающие не на один непосредственный объект, а на два и более. Тогда выделяется основной объект правонарушения и дополнительные. Например, правонарушение, предусмотренное ст.11.3.1. (нарушение требований авиационной безопасности) посягает на общественные отношения, обеспечивающие авиационную безопасность. В то же время, правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.11.5 (нарушение порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, повлекшее по неосторожности причинение легкого вреда здоровью потерпевшего) посягает одновременно и на безопасность полетов воздушных судов и на здоровье человека. Отметим также, что дополнительный объект, как правило, указывает на наличие последствий противоправного деяния.
Если дополнительный объект присутствует в составе административного правонарушения, его наличие свидетельствует о более высокой степени обще-
ственной опасности правонарушения и оказывает влияние не только на его квалификацию, но и повышает уровень ответственности виновного лица.
Особенность этого этапа квалификации заключается в том, что в нормах законодательства, как правило, не содержится прямого указания на непосредственный объект правонарушения, не называют его и участники производства по делу об административном правонарушении. Определить его можно только на основании анализа всех обстоятельств совершенного деяния.
В дальнейшем процедура квалификации административного правонарушения должна осуществлять по субъективным элементам его состава. Как представляется, рассмотренные в данной статье особенности квалификации административного правонарушения по его объективным элементам будут способствовать повышению эффективности правоприменительной практики.
Литература
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. СПС КонсультантПлюс.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 N 9-П / «Вестник Конституционного Суда РФ», № 4, 2009.
3. Административное право: Учебник /под ред. Л.Л.Попова. — М.: Юристъ, 2002. С. 318-319.
4. Бахрах.Д.Н. Административное право России: учебник/ Бахрах Д.Н. — М.: Эксмо. 2011. С.485-486.
5. Кисин В.Р. Административное правонарушение: понятие, состав, квалификация /Фондовая лекция — М.: Московский университет МВД России. 2012.
6. Административное право Российской Федерации: курс лекций Ч.1/ под ред. к.ю.н., проф.
С.Н.Бочарова — М. : МосУ МВД России, 2013-116с.
7. Административное право Российской Федерации [Текст] : курс лекций. Ч. 2 / С. Н. Бочаров [и др.]; МосУ МВД России имени В.Я. Кико-тя; под ред. С.Н. Бочарова. — М. : МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015. — 301 с.
8. Малахова Н.В. Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Ответственность за их совершение // Правовая идея. № 7(7) сентябрь 2013 г.
1 В научном сообществе существуют разногласия по поводу определения признаков административного правонарушения. Не имея целью, вступление в полемику по данному вопросу, считаем целесообразным выделить те признаки, которые содержатся в ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сущностный (материальный) признак общественной опасности административного правонарушения остался за рамками указанного понятия.
2 В составе административного правонарушения выделяют объективные элементы (объект и объективная сторона) и субъективные (субъект и субъективная сторона).
3 Административное право: Учебник /под ред. Л.Л.Попова. -М.: Юристъ, 2002. С. 318-319.
4 Бахрах.Д.Н. Административное право России: учебник/ Бахрах Д.Н. - М.: Эксмо. 2011. С.485-486.
5 Бахрах Д.Н. Там же.
6 Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 N 9-П / "Вестник Конституционного Суда РФ", N 4, 2009.
7 Кисин В.Р. Административное правонарушение: понятие, состав, квалификация /Фондовая лекция - М.: Московский университет МВД России. 2012.
8 Кисин В.Р. Административное правонарушение: понятие, состав, квалификация /Фондовая лекция - М.: Московский университет МВД России. 2012.