Научная статья на тему 'К вопросу об объекте и предмете административного правонарушения, предусмотренного статьей 6. 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях'

К вопросу об объекте и предмете административного правонарушения, предусмотренного статьей 6. 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2274
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ОБЪЕКТ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / OBJECT OF AN OFFENCE / НАРКОТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / NARCOTIC DRUG / ПСИХОТРОПНОЕ ВЕЩЕСТВО / PSYCHOTROPIC SUBSTANCE / АНАЛОГ / ANALOG / SUBJECT OF AN OFFENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жильцов Андрей Владимирович, Димитрова Елена Анатольевна

В статье изложен авторский подход к пониманию объекта и предмета административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.8 КоАП РФ. Исследуется значение объекта и предмета административного правонарушения в правоприменительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жильцов Андрей Владимирович, Димитрова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF AN OBJECT AND A SUBJECT OF THE ADMINISTRATIVE OFFENCE PROVIDED BY ART. 6.8 OF THE CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The author's approach to understanding of an object and a subject of the administrative offence provided by Art. 6.8 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation is stated in the article. The significance of the object and the subject of the administrative offence in law enforcement activity is discussed.

Текст научной работы на тему «К вопросу об объекте и предмете административного правонарушения, предусмотренного статьей 6. 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

УДК 342.9

Андрей Владимирович ЖИЛЬЦОВ,

начальник кафедры административного права и административной деятельности ОВД Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат юридических наук

liktor1977@mail.ru

Елена Анатольевна ДИМИТРОВА,

заместитель начальника кафедры административного права и административной деятельности ОВД Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат юридических наук

dimitr-elena@yandex. ш

К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТЕ И ПРЕДМЕТЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 6.8 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

TO THE ISSUE OF AN OBJECT AND A SUBJECT OF THE ADMINISTRATIVE OFFENCE PROVIDED BY ART. 6.8 OF THE CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

В статье изложен авторский подход к пониманию объекта и предмета административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.8 КоАП РФ. Исследуется значение объекта и предмета административного правонарушения в правоприменительной деятельности.

The author's approach to understanding of an object and a subject of the administrative offence provided by Art. 6.8 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation is stated in the article. The significance of the object and the subject of the administrative offence in law enforcement activity is discussed.

Ключевые слова: объект правонарушения, предмет правонарушения, наркотическое средство, психотропное вещество, аналог.

Keywords: object of an offence, subject of an offence, narcotic drug, psychotropic substance, analog.

Под объектом административного правонарушения принято понимать общественные отношения, урегулированные правовыми нормами и охраняемые правовыми санкциями. Правильное определение объекта административного правонарушения имеет кроме сугубо теоретического важное практическое значение для правильного применения ряда норм КоАП РФ.

Во-первых, являясь обязательным элементом состава каждого административно-правового деликта, объект позволяет определить характер и степень общественной опасности правонарушения, делает возможным отграничение административного правонарушения от других противоправных и аморальных деяний, имеет важное, а иногда и решающее значение для правильной квалификации.

Во-вторых, объект административного правонарушения обеспечивает правильное применение п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ. Согласно положениям названной нормы повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось наказанию и годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не истек, должно быть признано судьей, органом или должностным лицом, рассматривающим дело, в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность. Исходя из положения п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" [1] однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства.

В-третьих, одним из условий, создающих правовую возможность проведения административного расследования, является закрепление в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ вида общественных отношений, охраняемых кодексом. [15, с. 45] Так, административное расследование проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения в области законодательства об охране здоровья граждан осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.

В-четвертых, неверное определение объекта создает условия для ошибочного исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности. [6]

Кроме того, объект посягательства используется как основа для рубрикации КоАП РФ и законов субъектов Российской Федерации, устанавливающих административную ответственность.

Однако в правоприменительной деятельности не всегда удается правильно определить объект административного правонарушения, что обуславливает актуальность обращения к этой теме при анализе статьи 6.8 КоАП РФ.

Анализ научной литературы позволяет констатировать, что взгляды ученых относительно общественных отношений, которым причиняется вред в результате совершения деяний, предусмотренных ст. 6.8 КоАП РФ, разделились на два подхода. В рамках первого - традиционного - в качестве объекта административного правонарушения, предусмотренного анализируемой статьей, называют общественные отношения в области охраны здоровья населения (здоровье населения). [8, с. 170; 11, с. 162; 12, с. 148] Сторонники второго кроме указанных относят к объекту этого правонарушения иные общественные отношения, например здоровье населения и общественную нравственность. [5, с. 5]

На наш взгляд, родовым объектом административных правонарушений, где в качестве предмета административно-правового деликта выступают наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры, а также растения, содержащие наркотические средства и психотропные вещества, или части таких растений, являются общественные отношения в области охраны здоровья населения (граждан), под которыми следует понимать совокупность общественных отношений, охраняемых законодательством об административных правонарушениях, обеспечивающих физическое и психическое благополучие людей (включая самого правонарушителя) в обычных условиях их жизнедеятельности.

При решении вопроса о видовом объекте рассматриваемого административного правонарушения, на наш взгляд, следует исходить из анализа положений Федерального закона от 8 января 1998 г. № З-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", который позволяет сделать вывод, что государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров реализуется через установленный в Российской Федерации специальный административно-правовой режим, в рамках которого осуществляются разрешенные и контролируемые специально уполномочен-

ными органами государственной власти разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации указанных веществ. Деяния граждан, должностных и юридических лиц, нарушающие данный режим, деструктивно вторгаются в область охраны здоровья населения Российской Федерации и способны причинить существенный вред государственной и общественной безопасности.

Действующий на территории страны административно-правовой режим оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров поддерживается принудительной силой государства, состоящей, кроме прочего, в возможности применения мер административной ответственности к лицам, нарушающим установленные законом запреты или порядок оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Исходя из сказанного, считаем, что видовым объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.8 КоАП РФ, выступают общественные отношения, складывающиеся в рамках специального административно-правового режима оборота указанных выше веществ и растений.

Отметим, что в современной научной литературе нет единства мнений по вопросу о целесообразности выделения видового объекта административных правонарушений в качестве самостоятельной разновидности рассматриваемого элемента состава. Одними учеными высказывается мнение о необходимости выделения трех разновидностей объектов посягательства (общего, родового, непосредственного) [10, с. 319320; 17, с. 141], что, на наш взгляд, продиктовано сформировавшейся на сегодняшний день рубрикацией КоАП РФ. Другие ученые используют четырехуровневую классификацию объектов, добавляя к названным выше разновидностям видовой объект [2, с. 489-490; 7, с. 14; 16, с. 49].

На наш взгляд, определение видового объекта является необходимым и позволяет обнаружить специфические черты правонарушения, предусмотренного ст. 6.8. КоАП РФ, отличающие его от иных разновидностей административно-правовых деликтов, посягающих на здоровье населения.

Непосредственным объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.8 КоАП РФ, в зависимости от конкретного деяния, охватываемого объективной стороной деликта, и предмета противоправного посягательства могут выступать:

1) режим приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;

2) режим хранения наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;

3) режим перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;

4) режим изготовления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;

5) режим переработки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;

6) режим приобретения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества;

7) режим хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества;

8) режим перевозки растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Признаком, дополнительно характеризующим объект административного правонарушения, является его предмет.

Виды предмета административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.8 КоАП РФ, закреплены непосредственно в

диспозиции указанной нормы, это:

1) наркотические средства;

2) психотропные вещества;

3) аналоги наркотических средств или психотропных веществ;

4) растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества;

5) части растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Несмотря на отсутствие дискуссии в науке административного права, вопрос об отнесении предметов материального мира, указанных в диспозиции ст. 6.8 КоАП РФ, к предмету состава рассматриваемого административного правонарушения представляется не совсем однозначным. Абсолютное большинство ученых-администрати-вистов, рассматривающих составы правонарушений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, однозначно относят последние к предмету правонарушения. [9; 19] Это, вероятно, связано с отсутствием дискуссии в теории административного права о собственно предмете административного правонарушения. Традиционно в качестве такового понимаются вещи и иные блага и ценности материального и иного характера, по поводу которых возникают правоотношения, составляющие объект правонарушения, и воздействуя на которые правонарушитель причиняет вред этому отношению. [14]

Анализ публикаций, связанных с исследованием объекта преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, позволяет утверждать, что и в уголовно-правовой науке нет единства мнений по данному вопросу. Вместе с тем в теории уголовного права неоднократно обсуждался вопрос о двойственности места предмета в структуре состава преступления, в частности и в отношении преступлений в сфере оборота наркотиков.

Традиционная точка зрения, согласно которой предметом преступления (а равно - административного правонарушения) выступают предметы материального мира (деньги, наркотические средства, имуще-

ство), а также иные ценности и блага (информация), путем воздействия на которые причиняется вред общественным отношениям, оспаривается рядом ученых. В связи с этим интересна точка зрения, согласно которой к предмету как характеристике объекта следует относить только те предметы материального мира, которые существовали до момента начала правонарушения и являлись характеристикой общественных отношений, на которые посягало само противоправное деяние. Безусловным примером такого предмета могут выступать наркотические средства и психотропные вещества, находящиеся в легальном обороте, в случае нарушения установленного порядка. Когда предметы материального мира изготовлены в процессе противоправного посягательства либо перемещен в пространстве, они характеризуют не объект, а объективную сторону состава правонарушения, поскольку воздействие оказывается не на них, а при их помощи. Последние предлагается относить не к предмету правонарушения, а к предмету совершения преступления (правонарушения) [3; 4], то есть, надо полагать, к орудию или средству совершения, характеризующим объективную сторону состава как преступления, так и административного правонарушения.

С учетом сказанного, согласно изложенной выше точке зрения, при совершении административного правонарушения, выражающегося в приобретении, хранении, перевозке, изготовлении и переработке наркотических средств, психотропных веществ и иных предметов, указанных в диспозиции ст. 6.8 КоАП РФ, речь идет не о предмете административного правонарушения, а об орудии или средстве. Однако понятие орудия и средств относимо только к тем предметам материального мира, которыми виновное лицо непосредственно воздействует на предмет или потерпевшего. Если деяние осуществляется с использованием вещи, то она выступает в качестве орудия, а если деяние направленно воздействует на какую-то вещь или осуществляется в связи с какой-то вещью, она играет роль предмета. [13, с. 259] В рас-

сматриваемом нами случае наркотическими средствами не осуществляется непосредственное воздействие, что исключает возможность их отнесения к орудиям и средствам.

Последнее умозаключение имеет серьезное практическое значение, поскольку для реализации таких обеспечительных мер принуждения, применяемых в админи-стративно-юрисдикционной деятельности, как личный досмотр, досмотр вещей и предметов, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ), и изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ), принципиально, к какому признаку состава правонарушения будут отнесены наркотические средства и психотропные вещества. Обозначенные нормы предусматривают возможность одинакового воздействия лишь на предметы правонарушения и на орудия, исключая средства и иные составляющие предмета совершения правонарушения.

Таким образом, признание наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, наркотикосодержащих растений и их частей предметом совершения правонарушения, а не предметом правонарушения как признаком объекта может повлечь за собой невозможность их законного изъятия при производстве по делу об административном правонарушении.

С учетом этого, а также во избежание неоднозначного понимания положений, указанных в диспозиции ст. 6.8 КоАП РФ и определяющих перечень веществ и предметов, представляется наиболее рациональным отнесение их к предмету правонарушения как характеристике объекта правонарушения, посредством воздействия на который (вне зависимости от способа) причиняется вред здоровью населения.

Отнесение того или иного вещества, препарата и т.д. к предмету правонарушения, предусмотренного ст. 6.8 КоАП РФ, осуществляется исходя из следующих критериев:

1) медицинский критерий - наркотические средства, психотропные вещества (в том числе содержащиеся в растениях или частях растений), а также аналоги нарко-

тических средств или психотропных веществ способны воздействовать на центральную нервную систему человека, вызывая наркотическое опьянение, болезненную зависимость (привыкание);

2) социальный критерий - нарушение режима оборота указанных веществ и растений, предусматривающего, кроме прочего, запрет на их потребление, представляет реальную угрозу здоровью населения;

3) юридический (правовой) критерий -имеет решающее значение для квалификации деяния как преступления или административного правонарушения. Рассматриваемый критерий характеризуется качественным и количественным признаками. Качественный признак юридического критерия состоит во включении определенных веществ синтетического или природного происхождения, препаратов, растений или природных материалов в соответствующие списки (перечни) наркотических средств, психотропных веществ, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, утверждаемые Правительством РФ. Количественный признак определяется массой наркотических средств, психотропных веществ или количеством растений, обнаруженных в незаконном обороте. Исходя из этого признака определяются небольшой, крупный или особо крупный размеры наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих эти вещества, что позволяет произвести верную квалификацию деяния в качестве административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.8 КоАП РФ, или преступления, ответственность за совершение которого установлена ст. 228 УК РФ.

Рассматривая предмет административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.8 КоАП РФ, нельзя обойти вниманием вопрос об отсутствии в ст. 6.8 КоАП РФ упоминания новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Согласно п. 2 ст. 2.2 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" их оборот в Россий-

ской Федерации запрещен, причем их незаконный оборот в любом размере является уголовно-наказуемым деянием. Указанное представляется логичным и обоснованным по двум причинам:

- повышенная общественная опасность самого деяния связана с непредсказуемостью влияния неизученного вещества (к которым, безусловно, относятся новые потенциально опасные психоактивные вещества) на организм (т.е. налицо трудности с установлением медицинского критерия отнесения вещества, препарата и т.д. к предмету рассматриваемого правонарушения);

- невозможность нормативного закрепления размеров предмета, который на момент установления запрета и принятия охранительной нормы является своего рода правовой абстракцией (т.е. налицо трудности с установлением качественного и количественного признаков юридического критерия отнесения вещества, препарата и т.д. к предмету рассматриваемого правонарушения).

Особое место среди предметов административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.8 КоАП РФ, занимают аналоги наркотических средств или психотропных веществ. Такое их положение обусловлено тем обстоятельством, что перечень аналогов наркотических средств или психотропных веществ не закреплен и не может быть закреплен в нормативных правовых актах. В соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" к аналогам наркотических средств и психотропных веществ могут быть отнесены вещества синтетического или естественного (природного) происхождения, которые соответствуют следующим критериям: во-первых, они не включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих кон-

тролю в Российской Федерации"; во-вторых, их химическая структура и свойства сходны с химической структурой и свойствами наркотических средств или психотропных веществ, включенных в соответствующий перечень; в-третьих, эти вещества воспроизводят психоактивное действие наркотических средств или психотропных веществ.

Размер аналога наркотического средства, психотропного вещества определяется в соответствии с примечанием к ст. 228 УК РФ крупный и особо крупный размеры аналогов наркотических средств и психотропных веществ соответствуют крупному и особо крупному размерам наркотических средств и психотропных веществ, аналогами которых они являются.

Кроме того, в качестве специфического предмета административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.8 КоАП РФ, следует назвать производные наркотических средств и психотропных веществ. По мнению отдельных ученых, слово "производные" является хорошо известным общепринятым химическим термином. Под ними понимаются соединения, структурная химическая формула которых образована формальным замещением одного или нескольких атомов водорода в молекуле соответствующего наркотического средства или психотропного вещества на атомы галогенов, кислорода или серы и (или) на одновалентные заместители (алкил-, алкенил-, галогеналкил-, арил-, нафтил-, ацил-, ами-но-, алкил-амино-, алкилтио-, алкилокси-группы), и (или) на мостиковые двухвалентные заместители (алкано-, алкено-, алка-диено-, алканокси-, алканодиокси-группы). [18, с. 22] Ответственность за оборот производных может применяться лишь в случаях, когда данные вещества прямо упомянуты в соответствующих списках наркотических средств или психотропных веществ.

Следует отметить, что закрепление в ст. 6.8 КоАП РФ перечня предметов административного правонарушения требует от правоприменителя установления достаточных данных, указывающих на то, что

изъятое вещество является наркотическим средством, психотропным веществом и т.д. Для этого во всех случаях до возбуждения дела требуется применение специальных познаний в области химии и (или) биологии.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что правильное определение объекта состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6. 8 КоАП РФ, в том

числе его обязательного признака - предмета, не только имеет существенное значение для определения места рассматриваемого состава правонарушения в структуре КоАП РФ, но и способствует правильной реализации административной ответственности за совершение незаконного оборота наркотиков.

Библиографический список

1. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) // СПС КонсультантПлюс.

2. Бахрах, Д.Н. Административное право России / Д.Н. Бахрах. - М.: НОРМА, 2000.

3. Винокуров, В. Н. Предмет преступления и предмет совершения преступления как признаки объекта и объективной стороны состава преступления / В.Н. Винокуров // Российский следователь. - 2008. - № 13.

4. Винокуров, В.Н. Формы предметности как способы выражения объекта преступления / В.Н. Винокуров // Современное право. - 2011. - № 1.

5. Гуев, А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / А.Н. Гуев. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. : Экзамен, 2007.

6. Жильцов, А.В. Срок давности привлечения к административной ответственности за потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9 КоАП РФ) / А.В. Жильцов // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и нелегального оборота наркотиков : материалы XV международной научно-практической конференции / отв. ред. С.Д. Назаров. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012. - Ч. II. - С. 284-288.

7. Кисин, В. Р. Административное правонарушение: понятие, состав, квалификация : учебное пособие / В.Р. Кисин. - М.: МВШМ МВД РСФСР, 1991.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Научно-практический комментарий / отв. ред. В.Е. Севрюгин. - М.: Юристъ, 2004.

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 110. Постатейный научно-практический комментарий / под общ. ред. Б.В. Россинского // СПС КонсультантПлюс, 2014.

10. Козлов, Ю. М. Административное право : учебник / Ю.М. Козлов, Д.Д. Попов. -М.: Юристъ, 2000.

11. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006.

12. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) с практическими разъяснениями официальных органов и постатейными материалами / авт. и сост. В.С. Чижевский. - 13-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2012.

13. Курс уголовного права: в 5 т. Том 1: Общая часть. Учение о преступлении / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. - М.: Зерцало, 2002.

14. Макарейко, Н.В. Административное право : конспект лекций / Н.В. Макарейко. - URL: http://textbook.news/pravo-administrativnoe/administrativnoe-pravo-konspekt.html.

15. Основания административной ответственности за административные правонарушения, дела о которых вправе возбуждать сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ : учебное пособие / под общ. ред. докт. юрид. наук Н.Н. Цуканова. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014.

16. Розенфельд, В.Г. Административное принуждение. Административная ответственность. Административно-юрисдикционный процесс : учебное пособие / В.Г. Розенфельд, Ю.Н. Старилов. - Воронеж: Изд. Воронежского университета, 1993.

17. Севрюгин, В.Е. Проблемы административного права : учебное пособие / В.Е. Севрюгин. - Тюмень: ТВШ МВД РФ, ТГУ, 1994.

18. Сыромятников, С.В. Производные наркотических средств и психотропных веществ / С.В. Сыромятников, И.И.Сарычев // Наркоконтроль. - № 2. - 2011.

19. Федоров, А.В. Соотношение административных наркоправонарушений и наркопреступлений: прошлое, настоящее и будущее / А.В. Федоров // Административное право и процесс. - 2015. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.