Научная статья на тему 'Особенности критического самовосприятия в структуре самосознания младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности'

Особенности критического самовосприятия в структуре самосознания младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
580
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / Я-КОНЦЕПЦИЯ / САМООТНОШЕНИЕ / КРИТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ATTENTION DEFICIT AND HYPERACTIVITY DISORDER / JUNIOR PUPIL / SELF-CONCEPT / SELF-ATTITUDE / CRITICAL PERCEPTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Князева Татьяна Николаевна, Софронова Елена Владимировна

Представлены результаты исследования критического отношения к себе и осознания этих качеств младшими школьниками с дефицитом внимания и гиперактивности. Показана роль когнитивных механизмов самосознания этих детей для развития контрольных функций сознания и регуляции поведения в этом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of critical self-perception in the structure of consciousness of younger schoolchildren with attention deficit and hyperactivity disorder

The results of research of critical attitude towards themselves and awareness of these qualities in younger schoolchildren with attention deficit hyperactivity disorder have been presented. The role of cognitive mechanisms of self-consciousness of these children for the development of the control functions of consciousness and regulation of behaviour at this age has been shown.

Текст научной работы на тему «Особенности критического самовосприятия в структуре самосознания младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»

6. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социоди-намическая психиатрия. - М.: Академический Проект, 2000. - 460 с.

7. Короленко Ц.П., Лоскутова В.А. Интернет-зависимость в русскоязычном секторе интернета // Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. - 2004. - №2 3. - С. 45-51.

8. Менделевич В.Д. Особенности девиантного поведения в интернет-пространстве // Практическая медицина. - 2013. - № 1 (66). - С. 143-146.

9. Спиркина Т.С. Личностные особенности

пользователей сети Интернет, склонных к интернет-зависимости // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 60. - С. 473-478.

10. Фролов В.А. Педагогические условия профилактики виртуальной аддикции старших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 24 с.

11. Чудова Н.В. Особенности образа Я «Жителя интернета» // Психологический журнал. -2002. - Т. 23. - № 1. - С. 113.-117.

УДК 159.922.7

Князева Татьяна Николаевна

доктор психологических наук, профессор Нижегородский государственный педагогический университет

Софронова Елена Владимировна

Средняя общеобразовательная школа № 28, г. Муром, Владимирская область tnknyazeva@mail.ru, elena.sofronova1986@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ КРИТИЧЕСКОГО САМОВОСПРИЯТИЯ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Представлены результаты исследования критического отношения к себе и осознания этих качеств младшими школьниками с дефицитом внимания и гиперактивности. Показана роль когнитивных механизмов самосознания этих детей для развития контрольных функций сознания и регуляции поведения в этом возрасте.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, младший школьник, Я-концепция, самоотношение, критическое восприятие.

Современная образовательная система ориентирована на формирование активного субъекта учебной деятельности и общения, творческую личность, способную к саморазвитию и самообразованию. Особое значение в этом процессе имеет механизм развития самосознания личности учащегося.

Развитие самосознания в детском возрасте может быть осложнено различными дисфункциями центральной нервной системы, в частности, нарушениями механизмов внимания и контроля деятельности.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ; англ. Attention-deficit/hyperactivity disorder - ADHD) - неврологическо-поведенческое расстройство развития, проявляющееся в детском возрасте. С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, обусловленный нарушением функций центральной нервной системы ребенка, следствием чего является слабость концентрации и устойчивости внимания, неусидчивость, гипепактивность и импульсивность ребенка.

СДВГ является серьезной социальной проблемой, по данным различных исследований, им страдают от 2,2 до 18 процентов малышей. Кроме того, эти дети входят в группу риска по развитию девиаций и зависимого поведения; известно, что СДВГ встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек [1].

Все это осложняет положение ребенка в коллективе сверстников и не может не сказаться на успешности обучения. Гиперактивные крайне «неудобны» для воспитателей, учителей и даже родителей. Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики, и, прежде всего, самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в генезисе произвольного поведения и самосознания.

Проблема самосознания является недостаточно изученной областью коррекционной психологии. Наиболее изучен эмоционально-оценочный компонент развития самосознания гиперактивных учащихся младшего школьного возраста. Ряд авторов указывают на низкий уровень самооценки гиперактивных учащихся младшего школьного возраста. В качестве вторичного нарушения гиперактивности в поведенческом компоненте структуры «Я-кон-цепции» рассматривается появление протестных реакций, деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения [2; 5].

При нормальном, неосложненном течении онтогенеза в младшем школьном возрасте самосознание интенсивно развивается, а его структура расширяется, формируются ценностные ориентации. Младший школьник способен осознать свои психические качества и свойства: развиваются высшие чувства - совесть, чувство долга, стыда, ответствен-

© Князева Т.Н., Софронова Е.В., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

51

ности. Высшим проявлением самосознания в этом возрасте становится рефлексия [3].

Однако процесс развития самосознания у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью осложняется недостаточностью самоконтроля и спецификой эмоционально-волевой сферы [4]. Чем раньше удается выявить отклонения в развитии ведущих компонентов самосознания этих детей, тем эффективнее будут различные виды помощи (медицинская, психологическая, педагогическая). Психологическим ресурсом развивающейся личности в этом возрасте становится развитие интеллектуально-контрольных функций, позволяющих использовать этот потенциал для анализа ребенком своих действий, сбить «градус» аффекта, переводя поведенческие реакции ребенка в русло конструктивных стратегий. Именно когнитивный аспект самосознания позволяет актуализировать ресурс самоконтроля действий при синдроме гиперактивности.

Предметом изучения нашей работы выступает когнитивный компонент «Я-концепции» личности гиперактивных учащихся младшего возраста.

С целью изучения специфики нарушений в развитии этого компонента самосознания у младших школьников с СДВГ нами проводилось специальное исследование, в котором принимали участие 50 школьников 7-10 лет (учащиеся 1-4 классов), имеющие этот диагноз и столько же сверстников, не имеющих подобных нарушений (соответственно группы СДВГ и НПР-нормальное психическое развитие).

Изучались такие характеристики самосознания как актуальное самовосприятие («Я-настоящее»), оценка детьми своих качеств в будущем («Я-буду-щее»), самооценка школьников и локус контроля. Исследуемые характеристики являются основными для становления Я-концепции личности, формирование которой активизируется именно в младшем школьном возрасте и к подростковому складывается как психическое новообразование. Тем важнее было увидеть генезис возможных отклоне-

ний важнейших составляющих формирующегося самосознания у детей с СДВГ.

В качестве основных методов исследования применялись: комплексная методика «^-сортировка» (в адаптации И.В. Чумакова) и методика «Кто виноват?» (Тест самоконтроля и произвольности» в адаптации А.Л. Сиротюк).

Методика «^-сортировка» нацелена на выявление выраженности самовосприятия личностных качеств в структуре самосознания учащегося, изучения его самооценки. В адаптированном И.В. Чумаковым для младших школьников варианте Q-сортировки каждому ребенку предлагаются 25 карточек, содержащих 11 позитивных, 11 негативных и 3 нейтральных суждения, затрагивающих различные сферы самовосприятия и самоотношения детей. Карточки с суждениями предлагается разложить на семь групп: «Совсем не подходит», «Не подходит», «Мало подходит», «Иногда подходит, а иногда нет», «Подходит», «Очень подходит», «Точно подходит». Количество карточек с качествами в процессе их распределения в каждом из полей не ограничивалось и предлагалось в случайном порядке. Инструкция включала в себя два этапа распределения качеств с позиции «Я-настояще-го» и «Я-будущего». Полученные данные позволяют установить особенности самопознания учащихся, способности воспринимать себя критически, выделять и ранжировать свои качества по степени выраженности.

Методика «Кто виноват?» применялась для изучения локуса контроля младших школьников. В индивидуальной беседе ребенку предлагался набор сюжетных картинок, каждая из которых иллюстрировала неудачу (невезение, проблему) ребенка в какой-либо ситуации. Младшему школьнику нужно было, оценив происходящее, назвать причину и виновника сложившейся ситуации. Данные методики позволяют установить характер локуса контроля детей с СДВГ, его смещение в сторону эк-стернальности-интернальности по сравнению с детьми, имеющими возрастные характеристики

на контрольной всегда волнуюсь

я стеснительный

трудно сосредоточится на уроке

□ 1-2 классы 3-4 классы

Рис. 1. Доминирующие отрицательные характеристики Я-настоящего у выборки испытуемых

80% -

60% -

40% -

20% -

0%-

,^78%

1ПП/

^ Ц /о ^

^45%

Л5%

мои успехи зависят только если что-то не так, то это от меня моя вина

я не такой как другие

□ подходит □ не подходит □ иногда

Рис. 2. Самовосприятие нейтральных характеристик в области «Я-настоящего» гиперактивными учащимися 1-2 классов

нормального развития, а также установить степень устойчивости-ситуативности локуса контроля детей при оценке поведенческих реакций.

Результаты исследования позволили выявить несколько важных характеристик самосознания младших школьников с СДВГ:

1. С 1 по 4 класс у данной выборки испытуемых с СДВГ не изменилась иерархия критического самовосприятия отрицательных характеристик в области Я-настоящего. Как отрицательные качества в себе доминируют:

- «на контрольной всегда волнуюсь» - 54% детей 1-2 классов, 61% - в 3-4 классах;

- «я стеснительный» - 25% и 61% соответственно у учащихся 1-2 и 3-4 классов;

- «трудно сосредоточится на уроке» - 29% и 39% соответственно у учащихся 1-2 и 3-4 классов (рис. 1).

Как видно по результатам от 7 к 10 годам нарастает оценка данных личностных особенностей как негативных, т.е. для младших школьников с СДВГ представленные характеристики образа-Я устойчиво осознаваемы и личностно значимы. В целом от 1 к 4 классу нарастает негативное самовосприятие

(по совокупности выбираемых отрицательных качеств) от 23% у учащихся 1-2 классов до 38% у учащихся 3-4 классов.

2. Результаты исследования Я-настоящего и Я-бу-дущего у младших школьников с СДВГ показали отсутствие значимых различий между этими характеристиками у всех учащихся с 1 по 4 класс.

Анализ результатов показал, что гиперактивные учащиеся 1 и 2 класса с позиции оценки своих качеств в настоящий момент в большей степени понимают зависимость результатов от своей деятельности, ходя многие (45%) склонны отрицать свою причастность к негативным последствиям событий, но при этом осознают своё отличие от окружающих (рис. 2).

Гиператкивные учащиеся 3-4 классов в настоящем времени ориентированы на достижение успеха самостоятельно, так же склонны отрицать свою вину в негативных последствиях ситуации, но в большей степени ориентированы на идентификацию с окружающими людьми (рис. 3).

Сравнивая этот результат с самовосприятием положительных и негативных личностных качеств,

мои успехи зависят только если что-то не так, то это я не такой как другие от меня моя вина

□ подходит □ не подходит □ иногда

Рис. 3. Самовосприятие нейтральных характеристик «Я-настоящего» гиперактивных учащихся 3-4 классов

а так же их динамику, просматривается тенденция, нарастания потребности в сплочении с коллективом, обретении чувства «мы» и положительной самооценки.

Таким образом, в процессе восприятия себя присутствует общая тенденция для гиперактивных учащихся 1-4 классов к самостоятельному достижению собственного успеха. Они отмечают, что «хотят стать хорошими». Признание собственной вины и переживание собственного отличия от других усиливается к 3 и 4 классу. Гиперактивные учащиеся 1-2 классов испытывают затруднения в нахождении дифференцированных признаков при сравнении себя с другими людьми.

3. Локус контроля, как характеристика самосознания, отражающая направленность контрольно-оценочных действий личности (на себя - интерналь-ная составляющая; вне себя - экстернальная составляющая) позволяет понять и характер оценки ребенком причинности возникновения трудностей в той или иной ситуации. С этой целью применялась методика «Кто виноват». Результаты свидетельствуют, что у гиперактивных учащихся 1-2 классов преобладает смещение локуса контроля в сторону интер-нальности. Такой результат показали 48% выборки учащихся. Эти учащиеся рассматривают себя в качестве возможной причины сложившейся ситуации, что может быть следствием частого обвинения и упрёков в их адрес учителей, родителей. Они считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных усилий и действий. Способность видеть в себе причину событий может способствовать как развитию нравственных установок и ответственности личности, так и «застреванию» на неудачах, самообвинению, гипертро-фированности чувства вины. В некоторых случаях для таких учащихся могут быть характерны различные формы аутоагрессии.

Смещение локуса контроля в сторону экстерналь-ности было обнаружено у 11% выборки учащихся. Эти испытуемые не рассматривают себя в качестве причины ситуации и не способны оценивать себя и контролировать свои действия. Они полагают, что происходящие с ними события являются результатом случая, обстоятельств. Учащиеся с таким локу-сом контроля способны проявлять агрессию в форме упрёка, обвинения, адресованные другим, а также в форме жалобы, угрозы или словесной брани.

Ситуативный (неустойчивый) локус контроля имеют 31% гиперактивных учащихся 1-2 классов. Эти учащиеся не имеют ярко выраженного контрольно-оценочного локуса, их критичность и оценка причинности возникающих трудностей ситуативны. В целом, их суждения о ситуации носят более поверхностный и более разносторонний характер.

Кроме того, 8% учащихся совсем не смогли оценить ситуацию, они не склонны анализу окружающих событий и рефлексии.

У учащихся с СДВГ 3-4 классов сохраняется та же тенденция в оценке генезиса трудностей в предлагаемых ситуациях (рис. 4): у половины этих испытуемых обнаружено смещение локуса контроля в сторону интернальности, у 14% - в сторону экстернальности, 36% учащихся обнаружили ситуативный (неустойчивый) локус контроля. Среди учащихся 3-4 классов не было детей, затруднившихся в оценке ситуации, все достаточно определенно высказались о возможных причинах возникших трудностей в той или иной ситуации.

Полученные результаты изучения некоторых особенностей самосознания младших школьников с СДВГ с 1 по 4 класс позволяют констатировать наличие у детей данной выборки следующих особенностей формирующегося самосознания:

1. Самосознание гиперактивных учащихся 14 классов отличается ориентацией на принятие

Смещение локуса Смещение локуса Ситуативный Не оценивает причину

контроля в сторону контроля в сторону (неустойчивый) локус интернальности экстернальности контроля

Рис. 4. Особенности локуса-контроля учащихся с СДВГ (по методике «Кто виноват?»)

«Я-настоящего» и затруднённость в понимании путей изменения или приобретения необходимых качеств в будущем.

2. Наиболее ярко ими осознаются качества, связанные с учебной деятельностью, затрудняющие их жизнедеятельность и достижение позитивных результатов в учебе.

3. В сфере общения гиперактивные учащиеся переживают своё отлитие от других ребят (внешний образ и поведение). Однако, в будущем они видят возможность обретения идентичности со сверстниками посредством снижения обидчивости.

4. В самовосприятии «Я-настоящего» гиперактивных учащихся младшего школьного с возрастом увеличивается тенденция к негативному самовосприятию. Увеличивается критичность в оценке своего поведения. С возрастом дети начинают осознавать влияние своего поведения на эмоциональное состояние своих родителей.

5. С возрастом усиливается потребность в разделении ответственности за поступки и понимания необходимости хорошего поведения в школе и развитии трудовых навыков. Усиливается потребность в сплочении, ощущении чувства «Мы».

6. Преобладание интернального локуса контроля у гиперактивных учащихся младшего школьного возраста проявляется в стремлении к самостоятельному достижению успеха. При этом негативные последствия событий учащиеся 3-4 классов склонны видеть не в себе, а учащиеся 1-2 классов - в себе. Это может указывать на компенсаторный механизм развития самосознания и тенденции

развития в сторону сохранения положительной самооценки

Полученные результаты позволяют констатировать необходимость развития рефлексивных механизмов у гиперактивных младших школьников с целью профилактики поведенческой дезадаптации в подростковом возрасте. Недостаток навыков самоанализа приводит к тому, что гиперактивные учащиеся 14 классов не владеют способами достижения эффективной деятельности, хотя имеют такую потребность; критический характер самовосприятия сочетается с отсутствием действий саморегуляции и самоконтроля поведения и деятельности. Задача педагогов и психологов сформировать у них эти действия.

Библиографический список

1. Зверева Н.В., Горячева Т.Г. Клиническая психология детей и подростков. - М.: Академия, 2013. - 272 с.

2. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. - СПб.: Речь, 2007. - 40 с.

3. Насырова О.А. Психологические особенности самосознания гиперактивных младших подростков: дис. ... канд. психол. наук. - Астрахань. 1999. - 174 с.

4. Перегуда В.И. Особенности самоконтроля у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1994.

5. Сиротюк А . Л. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М: ТЦ Сфера, 2002. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.