Научная статья на тему 'Неконструктивные формы поведения младших школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью'

Неконструктивные формы поведения младших школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1200
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ / ГИПЕРАКТИВНОСТЬ / НЕКОНСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР / АГРЕССИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / ATTENTION DEFICIT DISORDER / HYPERACTIVITY / UNCONSTRUCTIVE BEHAVIOR / BEHAVIORAL REPERTOIRE / AGGRESSIVE DISPLAYS / DEMONSTRATIVENESS / DISADAPTATION / BEHAVIOR STRATEGIES / SPHERES OF VITAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Князева Т.Н., Сидорова Е.В.

Статья посвящена вопросу изучения преобладающих форм неконструктивного поведения, характерных для младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). В исследованиях отечественных и зарубежных психологов не обнаружено специальных данных о доминирующих формах неконструктивного поведения этих школьников и характере влияния неконструктивных форм поведения на появление негативных психологических последствий. Для изучения преобладающих форм неконструктивного поведения младших школьников с СДВГ, определения их интенсивности в общем поведенческом репертуаре и динамики на протяжении обучения в начальной школе использовалась методика «Экспертная оценка интенсивности агрессии в поведении» (М. Э. Вайнер) и проективная методика «Тест руки» (Hand-test). В сравнительном исследовании принимали участие 49 младших школьников, имеющих диагноз СДВГ, и 50 сверстников, не имеющих отклонений в психическом развитии. Особое внимание при этом было обращено на присутствие в поведенческом репертуаре младших школьников обеих категорий агрессивных проявлений. Полученные результаты позволили выявить доминирующие формы неконструктивного поведения, достоверно фиксируемые у учащихся начальной школы с СДВГ, а именно гиперактивное, демонстративное и протестное поведение. Среди негативных последствий, связанных с указанными формами поведения, наиболее часто из изучаемых на протяжении обучения в начальной школе отмечены снижение продуктивности на занятиях и ухудшение взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Показано, что проявление агрессивного поведения у учащихся 1-4 классов с СДВГ не является ярко выраженной формой неконструктивного поведения. Сделаны заключения о необходимом психологическом вмешательстве с целью коррекции неконструктивных форм поведения младших школьников с СДВГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Князева Т.Н., Сидорова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-Constructive Forms of Behavior of Children in Primary School with Attention Deficit and Hyperactivity Disorder

The article is devoted to the study of the prevailing forms of disruptive behavior, characteristic of younger students with attention deficit and hyperactivity disorder (ADHD). In studies of domestic and foreign psychologists found no specific data on the prevailing forms of disruptive behavior of pupils and the nature of the influence of non-constructive behavior in the emergence of negative psychological consequences. To study the prevailing forms of disruptive behavior of younger schoolchildren with ADHD, to determine their intensity in the general behavioral repertoire and dynamics throughout primary school used the technique "Expertise in the behavior of the intensity of aggression" (M. E. Weiner) and the projective technique "test of hand" (Hand-test). In a comparative study involved 50 elementary school children diagnosed with ADHD and the same number of peers who do not have deviations in mental development. Particular attention was drawn to the presence in behavioral repertoire of younger students in both categories aggressive manifestations. The results revealed the dominant forms of disruptive behavior, reliably recorded by elementary school students with ADHD namely, hyperactive, and defiant protest behavior. Among the negative consequences associated with these behaviors most of the studied throughout primary school decreased productivity on employment and deteriorating relationships with adults and peers. It is shown that aggressive behavior of students in grades 1-4 with ADHD is not a distinct form of disruptive behavior. Draw the conclusion about the necessity of psychological intervention to correct non-constructive behavior of young schoolchildren with ADHD.

Текст научной работы на тему «Неконструктивные формы поведения младших школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью»

психология развития, акмеология,

коррекционная психология

УДК 159.9.072.43

неконструктивные формы поведения

младших школьников

с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Князева Татьяна Николаевна Сидорова Елена Владимировна

Статья посвящена вопросу изучения преобладающих форм неконструктивного поведения, характерных для младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). В исследованиях отечественных и зарубежных психологов не обнаружено специальных данных о доминирующих формах неконструктивного поведения этих школьников и характере влияния неконструктивных форм поведения на появление негативных психологических последствий.

Для изучения преобладающих форм неконструктивного поведения младших школьников с СДВГ, определения их интенсивности в общем поведенческом репертуаре и динамики на протяжении обучения в начальной школе использовалась методика «Экспертная оценка интенсивности агрессии в поведении» (М. Э. Вайнер) и проективная методика «Тест руки» (Hand-test). В сравнительном исследовании принимали участие 49 младших школьников, имеющих диагноз СДВГ, и 50 сверстников, не имеющих отклонений в психическом развитии. Особое внимание при этом было обращено на присутствие в поведенческом репертуаре младших школьников обеих категорий агрессивных проявлений.

Полученные результаты позволили выявить доминирующие формы неконструктивного поведения, достоверно фиксируемые у учащихся начальной школы с СДВГ, а именно - гиперактивное, демонстративное и протестное поведение. Среди негативных последствий, связанных с указанными формами поведения, наиболее часто из изучаемых на протяжении обучения в начальной школе отмечены снижение продуктивности на занятиях и ухудшение взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Показано, что проявление агрессивного поведения у учащихся 1-4 классов с СДВГ не является ярко выраженной формой неконструктивного поведения. Сделаны заключения

о необходимом психологическом вмешательстве с целью коррекции неконструктивных форм поведения младших школьников с СДВГ.

Ключевые слова: младшие школьники, синдром дефицита внимания, гиперактивность, неконструктивное поведение, поведенческий репертуар, агрессивные проявления, демонстративность, дезадаптация, стратегии поведения, сферы жизнедеятельности.

Введение

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) относится к категории пограничных расстройств и является предметом медицинских, педагогических, психологических и других исследований. Симптомокомплекс СДВГ включает в себя такие диагностические критерии, как дефицит внимания, гиперактивность (двигательная расторможенность) и импульсивность [3, 4, 12, 15]. Он формируется в результате сложного взаимодействия генетических и средовых факторов и наиболее часто встречается в дошкольном и школьном возрастах, являясь основной причиной нарушений поведения и трудностей обучения у детей [14].

Частота СДВГ варьирует по данным разных авторов от 2,2 до 20 % у детей, причем среди мальчиков данный синдром встречается в 3-4 раза чаще, чем среди девочек. В школе у детей данной категории зачастую проявляются признаки дезадаптации и трудности социализации [2, 4].

В отличие от адаптированных учащихся начальных классов, на проявление неконструктивного поведения детей младшего школьного возраста с СДВГ кроме социальных требований и норм оказывают влияние особенности нейропсихологического развития, обуславливающие специфику диагноза. Выявлено, что у детей с СДВГ недостаточность церебрального энергетического обмена обуславливает возникновение трудностей при планировании, проведении и распределении времени поведенческого реагирования в различных ситуациях. Это приводит к возникновению напряженного состояния эмоциональной сферы, нарушению регуляции поведения, а также обусловливает трудности выбора стратегии поведения, что приводит к затрудненной адаптации в социуме [8, 9, 10]. При этом прослеживается взаимозависимость факторов: психофизиологические трудности ведут к социальным, а социальная среда реагирует отрицательно на поведенческие проявления детей с СДВГ [6, 16].

Дети, не имеющие подобных отклонений, в младшем школьном возрасте, как правило, значительно реже прибегают к неконструктивному поведению: они пытаются демонстрировать социально-одобряемое коммуникативное поведение, ориентированное на усвоенные к этому возрасту социальные нормы [5].

И. А. Фурманов, обсуждая взаимосвязь атрибуции враждебности и сценариев поведения детей в ситуации провокации агрессии, показал, что преобладающими когнитивными стилями, используемыми младшими школьниками для объяснения причин поведения сверстников в ситуации провокации агрессии, являются атрибуция невраждебности и случайности, а также склонность к прощению провокатора. Младшие школьники вне зависимости от пола имеют склонность выбирать стратегии пассивной агрессии и ассертивного реагирования [13].

В связи с распространенностью СДВГ в детской популяции и его тотальным влиянием на различные сферы жизнедеятельности детей, при работе психолога с детьми данной категории возникает необходимость определения ведущего типа неконструктивного поведения, возникающего при СДВГ, и выявления степени негативных последствий его проявления.

Выделяют три основных, различных по своей психологической природе типа поведения: инстинктивное поведение, навыки и разумное поведение [11]. На основе данного понятия М. Э. Вайнер определяет конструктивное поведение как произвольное поведение, т. е. поведение осмысленное, инициативное и надситуативное [1]. У детей с СДВГ, у которых приобретение опыта произвольности затруднено, поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное, неадаптивное. Основными формами неконструктивного (отклоняющегося) поведения ребенка являются: импульсивное, конформное, демонстративное, протестное, агрессивное и социально дезориентированное [1].

Дезадаптивные характеристики импульсивного поведения свидетельствуют о недостаточно сформированных у детей регуляторных механизмах психики - самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в становлении произвольного поведения. Конформное поведение является неконструктивным потому, что лишено важных характеристик произвольного поведения - осмысленности, инициативности, поэтому ребенок с таким «удобным», т. е. конформным, поведением нуждается в коррекционной помощи. Демонстративное поведение можно определить как неконструктивное в связи с недостаточной его осмысленностью и организованностью. Протестное поведение характеризуется неконструктивными действиями, поскольку в этом случае ребенок может действовать не только вопреки желаниям других, но зачастую противоречить и своим собственным побуждениям. Агрессивное поведение неконструктивно в связи с тем, что в качестве средства достижения значимой цели ребенок использует агрессивные действия, разрушительные по своему содержанию. Социальная дезориентация связана с недостаточно развитой способностью к саморегуляции и самоконтролю, поэтому основана на неконструктивных способах регулирования поведения [1].

Неконструктивное поведение может приводить к различным нежелательным последствиям: появлению негативных черт характера (с помощью понятия «негативные черты характера» М. Э. Вайнер [1] описывает такие отрицательные качества личности, которые проявляются в низкой произвольности поведения и недостаточном развитии эмоционально-волевой сферы, проявляемые в различных формах неконструктивного поведения - такие, как: упрямство, обидчивость, безответственность, леность, неряшливость, эгоизм, раздражительность, вспыльчивость и т. д.), снижению продуктивности на занятиях, ухудшению физического самочувствия и трудностям взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Степень тяжести последствий неконструктивного поведения зависит от частоты, длительности и ситуативной специфичности выражения отклоняющегося поведения. Совокупность данных признаков определяет направление психологической работы: профилактическое или коррекционно-развивающее.

В нашей работе предметом исследования становится изучение преобладающих форм неконструктивного поведения, определение интенсивности проявления агрессивного поведения в общем репертуаре неконструктивного поведения и определение наиболее осложненной формы неконструктивного поведения, оказывающей негативное влияние на несколько сфер жизнедеятельности детей младшего школьного возраста с СДВГ.

Методы

С целью изучения преобладающей формы неконструктивного поведения и ее последствий у младших школьников с СДВГ нами было проведено исследование, в котором принимали участие 49 школьников 7-10 лет (учащиеся 1-4 классов), имеющих этот диагноз, и 50 сверстников, не имеющих подобных нарушений (соответственно, группы СДВГ - дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, и группа НПР - дети с нормальным психическим развитием (без неврологических и соматических нарушений)).

В качестве основных методов исследования применялся метод экспертной оценки педагога и метод тестирования с использованием методики «Экспертная оценка интенсивности агрессии в поведении» (автор М. Э. Вайнер) и проективной методики «Тест руки» (Hand-test) (автор Э. Вагнер). Оценка статистической значимости различий между выборками проходила с использованием критерия Фишера («ф»*). Корреляционная связь между типом поведения и нарушениями в сфере жизнедеятельности осуществлялась путем расчета коэффициента корреляции Пирсона с помощью IBM SPSS Statistics 23.

Опросник «Экспертная оценка интенсивности агрессии в поведении» состоит из 42 вопросов, на каждый из которых педагог отвечал утвердительно

или отрицательно. Сочетание номеров утверждений соответствует выраженности одного из шести типов отклоняющегося поведения: конформное, протестное, гиперактивное, демонстративное, социальная дезориентация и агрессивное поведение. По каждой шкале предусмотрено 7 вопросов, утвердительные ответы эксперта на 4 из них свидетельствуют о наличии данного типа поведения у ребенка и присущих для него психологических проявлений. Вопросы также позволяли установить частоту подобного поведения, длительность его присутствия в поведенческом репертуаре ребенка и характер последствий неконструктивного поведения.

Методика «Тест руки» применялась с целью прогнозирования открытого агрессивного поведения и склонности к агрессивному поведению. Процедура проведения стандартизированная, тип методики - интерпретационная проективная методика. Подача стимульного материала предполагает анализ испытуемым различных изображений кистей рук и ответы на стандартизированные вопросы, которые поэтапно формализуются и интерпретируются. В итоге обработка ответов испытуемого позволяет установить склонность испытуемого к открытому агрессивному поведению, тенденцию скрытых агрессий, степень личностной дезадаптации и другие параметры.

Результаты

На основе анализа результатов по методике «Тест руки» была выявлена тенденция к проявлению открытого агрессивного поведения учащихся 1-4 классов с СДВГ: для 1-2 классов показатель выявлен у 60 % учащихся; в 3-4 классах - у 50 % учащихся.

Среди младших школьников 1-2 классов с НПР открытое агрессивное поведение склонны проявлять 59 % учащихся, а к 3-4 классу вероятность открытого проявления агрессии зафиксирована только у 12 % учащихся. У 87 % учащихся 3-4 классов установлена возможность проявления агрессивных действий только в особо значимых случаях, при условии если ситуация задевает их личностно значимые потребности и чувства, или их близких. Установлено, что статистически значимые различия между группами испытуемых с СДВГ и НПР фиксируются только в 3-4 классах: склонность к проявлению открытой агрессии более выражена у учащихся СДВГ, чем у их сверстников с НПР (фэмп = 2,35, при р < 0,01).

На основе анализа результатов, полученных по методике «Экспертная оценка интенсивности агрессии в поведении», удалось выявить несколько форм неконструктивного поведения учащихся 1-4 классов с СДВГ, наиболее часто проявляемых в течение пребывания в школе: гиперактивное (66 % учащихся 1-2 классов и 71 % учащихся 3-4 классов с СДВГ), демонстративное (26 % учащихся 1-2 классов и 43 % учащихся 3-4 классов), протестное

(23 % и 43 % соответственно) и агрессивное (20 % и 29 % соответственно). Конформное поведение и социальная дезориентация не столь характерны для детей этой группы, эти формы поведения были выявлены у 9 % учащихся 1-2 классов с СДВГ и 7 % учащихся 3-4 классов с СДВГ (рисунок 1).

Рисунок 1. Неконструктивные формы поведения, проявляемые в течение дня у учащихся 1-4 классов с СДВГ

Статистически значимые различия между выборками младших школьников с СДВГ и НПР выявлены по таким неконструктивным формам поведения, как демонстративное поведение, которое значимо преобладает у детей с СДВГ (фэмп = 2,99, при р < 0,002), и протестное поведение, также свойственное для этой группы (фэмп = 2,55, при р < 0,007). С помощью этой же методики были получены данные, характеризующие взаимосвязь проявления неконструктивного поведения младших школьников с СДВГ с их негативными социально-психологическими последствиями в 1-2 классах начальной школы (см. рисунок 2).

Значимые корреляционные связи в этой подгруппе установлены по всем типам неконструктивного поведения, кроме конформного. Наиболее выраженными из них можно считать следующие:

По типу социальной дезориентации - с такими характеристиками, как: ухудшение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (г = 0,7), появление негативных черт характера (г = 0,5), снижение продуктивности на занятиях (г = 0,4), ухудшение физического самочувствия (г = 0,3).

По типу протестного поведения значимая связь зафиксирована с ухудшением отношений с взрослыми (г = 0,6), нарушением отношений со сверстниками (г = 0,5), усилением негативных качеств личности (г = 0,4) и снижением продуктивности на занятиях (г = 0,4).

По типу гиперактивного поведения - с обострением взаимоотношений с взрослыми (г = 0,4), трудностями взаимоотношения со сверстниками (г = 0,3) и усилением отрицательных качеств личности (г = 0,3).

По типу демонстративного поведения выявлена корреляция с появлением трудностей взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (г = 0,6), снижением продуктивности на занятиях (г = 0,4) и усилением негативных качеств личности (г = 0,3).

По типу агрессивного поведения корреляция установлена с обострением взаимоотношений с взрослыми и сверстниками (г = 0,5), появлением негативных черт характера (г = 0,5), снижением продуктивности на занятиях (г = 0,4).

Рисунок 2. Негативные последствия проявления неконструктивного поведения учащихся 1-2 классов с СДВГ

Между конформным поведением и возможными негативными проявлениями (из изучаемых) обнаружена отрицательная корреляция. Таким образом, стратегии конформного поведения не оказывают значимого негативного влияния на сферы жизнедеятельности младших школьников с СДВГ 1-2 классов. Анализ результатов показал: социальная дезориентация наиболее связана с трудностями в сфере общения и деятельности этих школьников.

У учащихся 1-2 классов с НПР значимые связи, напротив, выявлены только по типу конформного поведения. Наиболее существенные из них - с такими

показателями, как снижение продуктивности на занятиях (г = 0,7) и нарушение отношений со сверстниками (г = 0,6). По остальным параметрам связь между формами неконструктивного поведения и признаками ухудшения жизнедеятельности учащихся не выявлена.

Наиболее выражена связь между проявлениями признаков неконструктивного поведения младших школьников 3-4 классов с СДВГ с их негативными социально-психологическими последствиями (рисунок 3) по следующим типам поведения:

По типу протестного поведения: с усилением негативных качеств личности (г = 0,7), нарушением взаимоотношений со сверстниками (г = 0,4), обострением взаимоотношений с взрослыми (г = 0,3), ухудшением физического самочувствия (г = 0,2).

По типу демонстративного поведения выраженные связи зафиксированы с параметрами: негативные качества личности (г = 0,65), ухудшение отношений со сверстниками (г = 0,64), обострение взаимоотношений с взрослыми (г = 0,5).

Рисунок 3. Негативные последствия проявления неконструктивного поведения учащихся 3-4 классов с СДВГ

Таким образом, результаты свидетельствуют о том, что проявление признаков гиперактивного поведения учащихся младшего школьного возраста 1-2 классов с СДВГ наиболее связано с проявлением первоначальных

трудностей общения с взрослыми, что впоследствии, при обучении в 3-4 классах, приводит к трудностям обучения и появлению негативных качеств личности. Проявление признаков гиперактивного, демонстративного, про-тестного, агрессивного поведения и социальной дезориентации поведения связано с трудностями формирования взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. К концу младшего школьного возраста происходит усиление влияния нежелательных последствий неконструктивных форм поведения на жизнедеятельность учащихся 3-4 классов с СДВГ. Негативные последствия конформного поведения наименее выражены у учащихся 1-4 классов с СДВГ.

заключение

Полученные результаты изучения проявления неконструктивных форм поведения и, в частности, признаков агрессивного поведения младших школьников с СДВГ с 1 по 4 класс позволяют сделать следующие выводы:

- среди изучаемых типов неконструктивного поведения гиперактивное, демонстративное и протестное поведение проявляются в течение дня чаще по сравнению с агрессивным, конформным поведением и социальной дезориентацией у учащихся 1-4 классов с СДВГ;

- от 1 к 4 классу увеличивается распространенность отрицательных последствий неконструктивных форм поведения младших школьников с СДВГ;

- на формирование негативных личностных черт у учащихся 1-4 классов с СДВГ и снижение их продуктивности в обучении наибольшее негативное влияние оказывают гиперактивный, протестный и демонстративный типы поведения;

- на общение со сверстниками и взрослыми у этих учащихся наибольшее негативное влияние оказывают гиперактивный, протестный и агрессивный типы поведения;

- в то же время склонность к проявлению открытой агрессии учащимися 1-4 классов не способствует формированию агрессивного поведения как преобладающей формы их неконструктивного поведения;

- присутствует тенденция увеличения с возрастом частоты проявления агрессивного поведения как формы неконструктивного поведения младших школьников с СДВГ, что требует специальной психологической помощи на уровне коррекции признаков агрессивного поведения учащихся;

- профилактическая работа психолога должна быть направлена на предотвращение развития демонстративного, конформного поведения и социальной дезориентации поведения младших школьников с СДВГ.

Литература

1. ВайнерМ.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников // URL: https: // docs.google.com / document /

2. Грибанов А. В., Волокитина Т. В., Гусева Е. А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. - М.: Академический проспект, 2004. - 143 с.

3. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. - М.: Академия, 2005. - 256 с.

4. Зверева Н. В., Горячева Т. Г. Клиническая психология детей и подростков. - М.: Академия, 2013. - 272 с.

5. КайгородовБ. В., Насырова О. А. Некоторые особенности самосознания гиперактивных детей в младшем школьном возрасте // Мир психологии. - 1998. - № 3. - С. 211-214.

6. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. - СПб.: Речь, 2007. - 40 с.

7. Перегуда В., Кошелева А. Гиперактивные дети: как помочь им и их родителям // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 8. - С. 73-76.

8. ПодоплекинА. Н., СтарцеваЛ. Ф., ДжосЮ. С. Функциональное состояние головного мозга у детей с СДВГ при различных стратегиях поведенческого реагирования // URL: http: // cyberleninka.ru /

9. Правило Е. С. Экспериментально-психологическое исследование гиперактивного расстройства с дефицитом внимания как патопсихологического синдрома // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2009. - № 42 (175). - С. 68-73.

10. Романов А. М., Фесенко Ю. А. Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2010. - Т. 5. - № 3. -С. 28-36.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2005. -713 с.

12. Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 560 с.

13. Фурманов И. А. Атрибуция враждебности и сценарии поведения детей в ситуации провокации агрессии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2014. -Т. 3. - № 3. - С. 267-273.

14. Яковлева М. Б. Особенности когнитивной сферы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Российский научный журнал. - 2009. - № 3 (10). - С. 220-225.

15. Barkley R. A. International Consensus Statement on attention deficit hyperactivity disorder // Clin. Child Fam. Psychol. Rev. - 2002. - V. 5. -pp. 89-111.

16. Tashcheva A., Gridneva S. Personal Determinants of Coping with Fears of Modern Children // Abstract Book of 5-th International Conference on Education and Educational Psychology (ICEEPSY 2014, Kyrenia, Cyprus) / Eds. Z. Bekirogullari, M. Y. Minas. - Kyrenia: Future Academy, 2015. - P. 174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.