Научная статья на тему 'Особенности критического мышления у студентов в условиях командной работы'

Особенности критического мышления у студентов в условиях командной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CRITICISM. CRITICAL THINKING. CRITICAL PERSONALITY.CRITICAL SOCIETY / КРИТИКА.КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. КРИТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ.КРИТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиаскарова Сауле Мухамедьяровна, Кусаинова Арнагуль Жаксылыковна, Иксатова Балжан Касымовна

В настоящей статье описывается подход к обучению студентов умениям критически мыслить, организовывать свою деятельность в условиях командной работы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the real article, going is described near educating of students to abilities critically to think, organize the activity in the conditions of collective work.

Текст научной работы на тему «Особенности критического мышления у студентов в условиях командной работы»

- государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;

- образовательной траектории вуза;

- анализа современной дидактической и методической литературы;

- анализа многолетнего опыта работы нашей кафедры и собственного педагогического опыта. Содержание обучения должно определяться характером будущей профессиональной деятельности выпускника, которая должна быть направлена на формирование профессиональных компетенций выпускника и отражаться в учебных дисциплинах, включенных в программу обучения. Содержательная сторона подготовки по иностранному языку в техническом вузе опирается на требования нормативных документов и учитывает профессиональный контекст направлений подготовки.

Выбор методов преподавания основывается на использовании активных и проектных методов, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, групповых и парных видах работы, что отвечает перечисленным выше компонентам. Под активными методами обучения мы понимаем методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся и предполагающие свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, что стимулирует активное участие студентов в учебно-познавательной деятельности [2, с. 4].

В качестве инструмента для организации активного обучения кафедрой иностранных языков 1 ННГАСУ используется педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», разработанная в середине 90-х годов американскими преподавателями. Технологическую основу составляет базовая модель трех стадий «вызов - осмысление - рефлексия», которая позволяет обучающимся самим определять цель занятия, осуществлять активный поиск необходимой информации и размышлять о том, что они узнали. В ходе работы на занятии студенты овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и строить логические высказывания. В рамках базовой модели «Вызов-Осмысление-Размышление» могут быть использованы разнообразные приемы и стратегии обучения (приемы «Ассоциации», «Мозговой штурм», «Правдивые/ложные утверждения», «Кластер», «Fishbone», стратегии «Активная лекция», «Зигзаг», «Перекрестная дискуссия», «Шесть шляп мышления»). Использование данной технологии в учебном процессе способствует не только развитию аналитических способностей студентов и формированию у них критического мышления, но и развитию коммуникативной компетенции, которая является

важной составляющей профессиональной компетентности специалиста. Важным аспектом является то, что активные методы, использующиеся на занятиях в рамках дисциплины «Иностранный язык», становятся ключевым фактором, повышающим профессиональную мотивацию студентов к продолжению обучения и получению дополнительного иноязычного образования.

В настоящее время эффективность использования данной технологии доказана при обучении студентов разных групп с разным уровнем владения иностранным языком в неязыковом вузе. Иностранный язык как учебный предмет становится не просто учебным предметом, а инструментом для реализации «реальных целей», отраженных в современном социальном заказе.

Предпосылками, которые побуждают студентов и специалистов изучать иностранный язык и отражающиеся на выборе адекватных методик преподавания, являются:

- экономическая глобализация; миграция населения; необходимость «пожизненного учения» для обеспечения непрерывной востребованности на рынке труда;

- необходимость осуществления учебной и трудовой деятельности в условиях других стран и культур с использованием иностранного языка как посредника международного и межкультурного общения. Как уже было отмечено выше, коллектив кафедры

иностранных языков полагает, что современная профессионально ориентированная иноязычная подготовка должна соответствовать требованиям времени, а именно: быть ориентированной на индивидуализацию, интернационализацию, профессионализацию и качество и разрабатывает УМК с учетом профессиональной направленности студентов. Таким образом, можно пролагать, что занятия по иностранному языку, проводимые с использованием активных методов обучения, способствуют формированию профессиональной мотивации студентов.

Список литературы

1. Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Крюкова Г.К. Деятельность кафедры иностранных языков как живая реакция на изменения социально-экономических условий в обществе. // Приволжский научный журнал: Н.Новгород, 2014. №3. С.27-35.

2. Грудзинская, Е.Ю. Марико, В.В. Активные методы обучения в высшей школе. Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии». - Нижний Новгород, 2007. -182 с.

ОСОБЕННОСТИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ

КОМАНДНОЙ РАБОТЫ

Алиаскарова Сауле Мухамедьяровна

Магистр образования, кафедра социальной и возрастной педагогики

Кусаинова Арнагуль Жаксылыковна Магистр педагогики и психологии кафедра социальной и возрастной педагогики

Иксатова Балжан Касымовна

Магистр педагогики и психологии кафедра социальной и возрастной педагогики Кокшетауский государственный

университет им.Ш. Уалиханова

АННОТАЦИЯ

В настоящей статье описывается подход к обучению студентов умениям критически мыслить, организовывать свою деятельность в условиях командной работы.

Ключевые слова: Критика.Критическое мышление. Критическая личность.Критическое общество

ABSTRACT

In the real article, going is described near educating of students to abilities critically to think, organize the activity in the conditions of collective work.

Keywords. Criticism. Critical thinking. Criticalpersonality.Critical society.

Одним из важных задач реформирования образования, отмеченных в Послании Президента РК Н.А. Назарбаева - это повышение качества образования и квалификации для подготовки специалиста, востребованного в любой другой стране. Студент - это будущее Казахстана. Его признание как образованного и здоровой личности зависит от его умения выразить свои мысли и позиции доступно и свободно. Сегодня общество нуждается в специалистах, умеющих самостоятельно принимать решения, проявляющие инициативы, владеющих инновационными технологиями, разнообразием способов достижения целей. Для этого, студент «из пассивного, созерцательного «поглотителя» научной информации, старательного исполнителя» должен превратиться в «творческого добытчика знаний», в активного «преобразователя изучаемого», целью которого является развитие творческого интеллекта, гибкого мышления.[4,с.192].Одним из подходов, направленных на совершенствование творческой активности студентов, развитие их умений анализировать и выдвигать гипотезы, аргументировать свою позицию, выявлять проблемы и самостоятельно решать их, является формирование критического мышления.

Проблема формирования критического мышления стала актуальной за рубежом в последние 15-20 лет. Среди исследователей, которые занимаются этой проблемой с философской, психологической и педагогической точек зрения можно отметить таких исследователей как Э. де Боно, Дж. Дьюи, М. Липман, Д. Халперн, Д. Клустер, Р.Х. Джонсон, П. Фрейре, Дж. Стил, Д. Спиро, К. Меридит, Ч. Темпл. Лишь в последние 5 -10 лет она привлекла внимание отечественных ученых (В.А. Болотов, А.В. Коржуев, Г.Б. Сорина, А.В. Бутенко, Д.М. Шакирова, Л.И. Шрагина и др.) с точки зрения необходимости и возможности формирования критического мышления студентов и педагогов, хотя исследования по формированию критического мышления школьников были начаты еще в 70-е годы прошлого столетия (М.Векслер, В.М. Синельников, А.И. Лип-кина, Л.А. Рыбак, У.М. Мунчаева, А.С. Байрамов) и возобновлены лишь в конце 90-х годов.

Практика работы в вузе показывает, что реализация критического мышления, его формирование в определенной степени возможны на всех этапах, везде, где существует альтернатива - при анализе проблемной ситуации (анализ требует критического отношения), различными могут быть и формулировки проблемы, т.е. может быть выбор. Таким образом наибольшее присутствие критического мышления бывает при выдвижении гипотезы, поскольку она связана с доказательством и опровержением, с утверждением и отрицанием. Здесь, как считает, Л.Б. Соколова, «творческое мышление приобретает критический характер».«Проблемно-постановочное» образование, по мнению Д. Клустер, строится так, чтобы студенты могли полностью и сознательно сосредоточиться на улучшении своих мыслительных способностей и расширить область применения полученных навыков. Полагаем, обучение критическому мышлению должно включать в себя большое количество примеров из различных сфер жизни. Тогда оно возникает, поскольку студенты начинают заниматься конкретной проблемой. «Главным вопросом по поводу ситуации или явления, взятого за отправную точку процесса обучения, есть вопрос о том, какого рода проблемы это явление порождает» [2,с.13].

Обычно, анализируя, сопоставляя альтернативные точки зрения и включаясь в эвристический диалог, студенты ищут и находят ответы на интересующие их вопросы. Это уже «особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения» [3,с.252].

Студенты, обладающие навыками критического мышления, находят собственное решение проблемы и подкрепляют это решение разумными, обоснованными доводами. Они также осознают, что возможны иные решения той же проблемы, и стараются доказать, что выбранное ими решение логичнее и рациональнее других..Взаи-мосвязь всех видов мышления в процессе обучения осуществляется при выполнении студентами следующих действий [1,с.192]:

1. Изучение таких понятий, как «критичность ума», «самокритичность ума»,«критика», «самокритика» и применение этих понятий в жизни;

2. Критический анализ и оценка политической, экономической, социальной ситуаций в регионе, стране, за рубежом и различных сферах деятельности;

3. Обсуждение ошибок в решении задач и проблем, выбор наиболее рациональных способов решения путем организации дискуссий, споров;

4. 4.Обсуждение прочитанных книг, статей, рассказов, сказок и т.д.; написание изложения, поиск (своих и чужих) ошибок в них, а затем их обсуждение;

5. Решение задач на критику и самокритику;

6. Формирование умений и навыков путем тренинга по доказательству, опровержению гипотез, выдвинутых в прошлом в науке, или в процессе проблемного обучения разным предметам;

7. Организация дискуссии по вопросам спорта, по кинофильмам, телепередачам, «сенсационным» статьям в прессе; проведение критического анализа споров, дискуссий, процесса эксперимента и т.д. Таким образом, умение студентов работать в команде зависит от формирования у них следующих умений:

- разработка специальных видов проблемных ситуаций, порождающих критическое отношение студентов к проблеме;

- сопоставление классов психолого-педагогических задач, решение которых связано с критическим анализом и оценкой (и ведет к выходу из проблемной ситуации того или иного вида);

- предъявление студентам отдельных классов задач с предположением о возможных ошибках в ходе их решения;

- выявление и обобщение способов решения задач по каждому классу;

- применение обобщенных способов критической оценки, способов новых оригинальных, не типовых псхолого-педагогических задач. Формирование критического мышления есть процесс, в результате которого актуализируются и развиваются такие природные качества личности как любознательность и воспреимчивость, уверенность в себе, самостоятельность, коммуникабельность, свобода выражения мысли (раскованность), смелость в высказывании

идей. На основе изучения этапов и способов формирования критического мышления студента вуза нами сконструирована теоретико—прикладная модель формирования критического мышления студента в условиях коллективной формы организации обучения. Данная модель предлагается в качестве общего руководства для преподавателя. Целью модели является формирование навыков критического мышления студента. Основными принципами явились системность и целостность, критическая значимость, социально-нормативная обусловленность, научность, непрерывность.Использование проектного метода; осуществление мониторинга сформи-рованности критического мышления; подготовка профессорско-преподавательского состава к проведению учебных занятий, направленных на формирование критического мышления у студентов -организационно-педагогическими условиями формирования критического мышления. Содержание включает: научные знания о формальной и диалектической логике; выполнение задач, развивающих проблемное и критическое мышление;использование логических способов и приемов критического анализа и оценки высказываний студентов в учебно-познавательной деятельности; нахождение логических ошибок и самостоятельное исправление.Этами формирования будет активное познание: обсуждение информации в контексте решения проблемы, актуализация имеющихся знаний, побуждение интереса к теме, определение цели изучения материала,осмысление: обсуждение, выбор действий; планирование, выбор путей решения; альтернативные варианты решения, размышление: формирование личного отношения к изучаемому матери-алу,обобщение и оценка: обобщение доводов, доказательств, формирование самооценки и публичной оценки. Дидактическая игра, деловая игра, «мозговой штурм», дискуссия, научно-практическая конференция, учебно-исследовательская работа, эвристический диалог послужат формами, посредством которых будет осуществлятся формирование критического мышления.Методами формирования будет проблемное изложение, тренинг, проектирование. Сформированность критического мышления определяется тремя уровнями: начальный уровень подразумевает приблизительное представление студентов о критическом мышлении, слабые умения давать оценку, доказывать свою правоту, низкий уровень сформирован-ности мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и др.), преобладание слабых навыков сравнительно-сопоставительного анализа. Средний уровень - пошаговая отработка основных операций мышления, невысокий уровень организованности и целенаправленности, неокрепший опыт доказательства и опровержения, отсутствие активной позиции.Высокий уровень- четкое представление о критическом мышлении, устойчивые умения

и навыки основных мыслительных операций, умение логически обосновывать оценку и самооценку, самостоятельность в выдвижении гипотезы, терпимость к аргументированной критике в свой адрес. И наконец результат-сформированность критического мышления.

Умение формировать творческое и критическое мышление и обучать этим видам студентов определяет уровень профессиональной компетентности педагога. От того, как педагог сумеет обучать студентов критически мыслить, обеспечить восприятие, запоминание, понимание, осмысление и другие мыслительные процессы зависит продуктивность деятельности студентов, а, следовательно, и эффективность самого процесса обучения. Таким образом, критическое мышление является необходимой составляющей профессиональной компетентности педагога, который также направляет студентов в русло критического мышления. Поскольку это мышление социальное и наиболее полно проявляется при публичном выступлении, в дискуссии, споре, то решение групповых задач, когда происходит взаимодействие преподавателя со студентами и студентов между собой, предпочтительнее, чем индивидуальные занятия. Студенты являются равноправными участниками происходящего и воспринимают обучение как обмен опытом между ними и преподавателем.

Таким образом, умение работать в команде заключается в возможности синергетического эффекта от объединения групповых решений, т.е. достижения состояния, при котором целое больше, чем сумма его составных частей. Для того, чтобы составные части превратились в единое целое, группа студентов должна обладать определенными качествами личности, интегративными умениями критически мыслить и работать в команде, синтез которых и представляет собой профессиональные компетенции будущего специалиста, которые формируются лишь при целенаправленном, системном обучении студентов как на специальных курсах, так и при использовании интерактивных технологий обучения мышлению и практической деятельности на любых курсах и научно-исследовательской деятельности.

Литература

1. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим) / Дж. Дьюи; пер. с англ. Н. М. Никольской.— М.: Лабиринт, 1999.— 192 с.

2. Клустер Д. Что такое критическое мышление / Дэвид Клустер // Критическое мышление и новые виды грамотности.—М.: ЦГЛ, 2005.—С. 5—13.

3. Мороченкова И. А. Формирование критического мышления студентов в вузе. — Оренбург, 2004-252с.

4. Назарбаев Н.А. Послание Президента РК. Астана, 2007-17с.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАНИЯ В АБХАЗСКОЙ

НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Анкваб Марина Фёдоровна

канд. пед. Наук, доцент каф. иностранных языков, Абхазский государственный университет, г. Сухум АННОТАЦИЯ

Статья является продолжением исследования особенностей абхазской народной педагогики и ее принципов. Актуальность работы заключается в необходимости использования национальных традиций физической культуры абхазов в целях повышения эффективности современного физического воспитания в республике. Цель исследования:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.