Научная статья на тему 'Развитие критического мышления студентов в процессе познавательной самостоятельной деятельности'

Развитие критического мышления студентов в процессе познавательной самостоятельной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2102
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CRITICAL THINKING / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО / CRITICAL THINKING TECHNOLOGY THROUGH READING AND WRITING / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE INDEPENDENT ACTIVITY / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE INDEPENDENCE / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОИСК / COGNITIVE SEARCH / ГОТОВНОСТЬ / READINESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Ирина Юрьевна, Гревцева Гульсина Якуповна

В статье дана характеристика понятия «критическое мышление» и технологии его развития в процессе осуществления познавательной самостоятельной деятельности в условиях высшей школы. Рассмотрены различные подходы и особенности развития критического мышления студентов, особый акцент сделан на методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Ирина Юрьевна, Гревцева Гульсина Якуповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students’ critical thinking development through cognitive independent activities

The paper presents the characteristics of independent cognitive activities and peculiarities of its organization in higher school, with the importance of the critical thinking technology through reading and writing to develop students' critical thinking in the process of their independent work being highlighted.

Текст научной работы на тему «Развитие критического мышления студентов в процессе познавательной самостоятельной деятельности»

УДК 378 ББК 74.480.267

И.Ю. Новикова, Г.Я. Гревцева

развитие критического мышления студентов в процессе познавательной самостоятельной деятельности

В статье дана характеристика понятия «критическое мышление» и технологии его развития в процессе осуществления познавательной самостоятельной деятельности в условиях высшей школы. Рассмотрены различные подходы и особенности развития критического мышления студентов, особый акцент сделан на методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Ключевые слова: критическое мышление, технология развития критического мышления через чтение и письмо, познавательная самостоятельная деятельность, познавательная самостоятельность, самостоятельная работа, познавательная активность, познавательный поиск, готовность, профессиональная подготовка.

I.Yu. Novikova, G.Y. Grevtseva

students' critical thinking development through cognitive independent activities

The paper presents the characteristics of independent cognitive activities and peculiarities of its organization in higher school, with the importance of the critical thinking technology through reading and writing to develop students' critical thinking in the process of their independent work being highlighted.

Key words: critical thinking, critical thinking technology through reading and writing, cognitive independent activity, cognitive independence, independent work, cognitive activity, cognitive search, readiness, professional training.

Сегодня ведется поиск способов развития мышления, соответствующего уровню XXI века. Основные методические инновации, по существу, связаны с применением активных, интерактивных или диалоговых методов обучения, направленных на переориентацию деятельности преподавателя от информационной к организационной. По существу, это обращение к богатейшему опыту отечественной и зарубежной педагогики, его модернизация. Необходимы такие технологии, которые будут способствовать познавательной самостоятельности студентов. На наш взгляд, эффективны практико-ориентированные педагогические технологии, содействующие глубокому усвоению содержания, повышению самостоятельности в познавательной деятельности, развитию критического мышления.

Как «основной вид учебной деятельности, организуемый, осуществляемый и контролируемый студентами по процессу и результату на основе внешнего опосредованного системного управления ею со стороны преподавателя» [5] именно самостоятельная познавательная деятельность в процессе обучения в вузе способствует формированию готовности будущего специалиста к дальнейшему самообразованию и непрерывному образованию на протяжении всей жизни с целью постоянного повышения своей квалификации и даже, если возникает необходимость, получения новой профессии.

В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования также сделан акцент на интенсификацию самостоятельной познавательной деятельно-

ф о

о ф

^

о

с s m fc CÛ О

0 ï

I- -û

1 ^

ф Ф 4b Sk I- <u о ч к ,s S О 11

Ф .0 p

É §

2 "

Ü s о (0 <u о

Ф

<u H

s ro

I- m

s ro

m i

n to

го о

CL с

о;

го ш о

Ш

0

1

сти в рамках образовательного процесса, поскольку реалии сегодня таковы, что современный социальный запрос ориентирует на подготовку студента к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности как в процессе образования в вузе, так и в дальнейшем в профессиональной деятельности. Таким образом, на сегодняшний день одна из первостепенных проблем, решаемых высшей школой, - повышение качества подготовки - имеет следующие приоритеты: выпускники высших учебных заведений должны быть компетентны не только по предметам программы, т.е. получить соответствующий объем знаний, обладать навыками применения этих знаний на практике, методами ведения исследовательской деятельности, а также осуществлять самостоятельный поиск новых знаний и научных сведений, саморазвиваться и самообразовываться, при этом обладать критическим мышлением.

Современными исследователями предлагается достаточно большое число технологий активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов. Так в работе Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» описано свыше 50 технологий [7]. В связи с этим, преподавателю важно знать образовательные возможности каждой технологии, ее достоинства и недостатки. Рассмотрим технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Технология критического мышления через чтение и письмо - это «изобретение» американской педагогики, ставшее известным среди российских педагогов благодаря Институту «Открытое общество» и его материалам международного проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» американских ученых-методистов Доны Огл, Дженни Стилл, Кертиса Мередита, Чарлза Темпла, Скотта Уолтера и др.

В литературе встречаются много определений термина «критическое мышление», но не все они пребывают в согласии друг с другом. Критическое мышление определяется авторами технологии следующим образом: «Думать критически означает - проявлять любознательность и использовать исследова-

тельские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление». Это определение включает в себя много аспектов, но надо помнить, что критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений.

В педагогическом словаре несколько иная формулировка понятия: критическое мышление - способность анализировать информацию с позиций логики, умения выносить обоснованные суждения, решения и применения полученных результатов как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам [3].

Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили через собственный опыт, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания.

Участники познавательного процесса вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для ее применения, прикидывать возможности решения проблемы и т.д.

Д. Клустер считает критическое мышление самостоятельным, социальным мышлением, которое начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить; критическое мышление, по его мнению, стремиться к убедительной аргументации [2]. Мыслить критически - значит быть любознательным, использовать методы исследования, формулируя вопросы и ведя систематический поиск ответов на них. Брать на себя ответственность за собственное обучение. Это означает, что студент не просто пассивно поглощает

информацию, предложенную преподавателем, а использует при чтении, письме и обсуждении особые методы исследования, способствующие самостоятельному обучению, умеет находить необходимые материалы и применять навыки их изучения. А задача педагога - показывать такие образцы общения, которые инициируют студентов на постановку вопросов и поиск ответов на них, а также воспитывают взаимную ответственность друг перед другом в процессе овладения знаниями, и строить преподавание на основах методики, развивающей критическое мышление, стимулирующее самостоятельность: чтение с пониманием, интерпретацию текста, обучающее письмо, обучение сообща, дискуссии, дебаты.

Нельзя не согласиться с мнением Е.С. Корольковой, что понятие «критическое мышление» в российской традиции требует пояснения, поскольку в нашей науке продолжает существовать целый ряд других понятий, обозначающих наиболее развитый тип интеллектуальной деятельности (проблемное мышление, творческое мышление и др.) [4].

Рассмотрим основные педагогические возможности применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо при проведении практических занятий.

Методика формирования критического мышления представляет собой взаимосвязанный единый комплекс методов обучения, способствующих развитию мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Разнообразные приемы способствуют повышению интереса у студентов, пробуждают их исследовательскую, творческую активность, а затем предоставляют условия для осмысления материала, помогают сделать обобщения.

Мы начали использовать модель «вызов-осмысление-рефлексия» при проведении лабораторно-практических занятий по педагогике в Челябинском государственном педагогическом университете. Постепенно начали вводить такие приемы, как «подумать-разбиться на пары -обсудить», «знаю - хочу узнать - узнал новое», доводы на карточках, десятиминут-

ное эссе и др. На стадии вызова, например, использовали методический прием «кластер» как «способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему» [1]. В начале учебного занятия студенты вспоминают все, что они знают по заданной проблеме. Это упражнение из серии «обдумать - разбиться на пары - поделиться мнениями», затем на доске составляется, так называемое «интеллектуальное поле», отображающее мнение группы.

Разбивка на «кластеры» - это гибкая стратегия, при групповой деятельности данный прием служит в качестве каркаса для идей группы, при индивидуальной работе - это приятный отдых после мозговой атаки. Стадия вызова позволяет диагностировать собственные знания, сделать информационный прогноз в паре, группе, зафиксировать информацию.

На стадии осмысления может быть использован прием «инсерт» - интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Этот прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. На данном этапе студенты работают с научными статьями, первоисточниками, со СМИ и т.п. Для систематизации информации в таблице предлагается следующая маркировка текста: «V» - информацию знал; «+» - узнал новое; «-» - думал иначе; «?» -хочу узнать. Вступив в контакт с новой информацией, студенты формируют позицию, самостоятельно отслеживают процесс понимания информации, соотносят её со своими установившимися представлениями.

Так на лабораторных занятиях мы обучаем студентов непосредственным способам и приемам анализа текстов педагогических произведений, научных статей, нормативных документов; закладываем те способы и механизмы работы с текстом, которые позже наши выпускники смогут использовать в своей профессиональной деятельности. Прием «учимся вместе» используется для изучения и анализа сложных неоднозначных текстов.

ф о

о ф

^

0 ^

с ^ со ^

со О ° ^

I- -О

1 с;

ф Ф

I- ф

о ч

К

^ О

X

.0

ф

I-к о н

о ° §

о го ф о

!а£ ^ ф

Ф н ^ го I- со ^ Го со I

2 «о го о О- с

о;

го са о

са

0

1

Работа в малых группах создает среду для общего размышления.

На стадии рефлексии закрепляются полученные знания, включаются новые понятия и образы, анализируются собственные мыслительные операции. Один из методических приемов, предлагаемых авторами «синквейн» - это стихотворение, состоящее из пяти строк: 1 строка - тема; 2 строка - описание темы в двух словах, как правило, имена прилагательные; 3 строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; 4 строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме; 5 строка - одно слово-синоним к первому, повторяющее суть темы. Этот прием является быстрым, но мощным инструментом для синтеза и обобщения понятий и информации, а так же средством развития творческой выразительности.

Итак, рефлексия, по мнению А.В. Хуторского [8], подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации результатов и повышения эффективности деятельности в дальнейшем. Следует отметить, что фаза рефлексии часто упускается из вида, хотя она является не менее важной в базовой модели учебного занятия.

Применение технологии развития критического мышления определяется, прежде всего, ее теоретико-методологическими основами. Их составляют философские идеи открытого общества и современного понимания культуры, а также психологические концепции и теории известных ученых-психологов (Л.В. Выготского, В.П. Зин-ченко, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна) о функциях и сущности сознания, мышления человека и, прежде всего, о таком виде мышления, как рефлексия. Рефлексивное мышление имеет следующие характеристики: энергичность и контролируемость, длительность, тщательность и аккуратность. В центре технологии развития критического мышления стоят не четко сформулированные диагностические цели обучения и воспитания, а личность обучающегося, формирование и развитие у него реф-

лексивного мышления, умения самостоятельно формулировать и ставить цели своей деятельности. Осознание своей деятельности осуществляется по ступеням: 1) знакомство с технологией на занятиях в интерактивном режиме; осознание и понимание ее целей; 2) поиск философских, психолого-педагогических оснований (идеи Д. Дьюи, К. Поппера, К. Роджерса, Л. Выготского, Ж. Пиаже, В. Гузеева, М. Кларина, В. Беспалько и др.) для теоретического осмысления данной технологии; 3) формирование исследовательских, творческих групп;

4) совместное обучение, обмен опытом;

5) осознание ценности, значимости собственной деятельност; 6) выявление критериев оценки результатов деятельности; 7) подготовка курсовых проектов по использованию данной технологии; 8) использование технологии развития критического мышления в период педагогической практики.

Безусловно, идея подобной организации учебной деятельности для российской педагогики не является новой. Нам известны исследования В.В. Краевского, И.Я. Лернера. В модели Л.Я. Зориной пять элементов:

1) постановка познавательной задачи и создание положительной мотивации к ее решению;

2) предъявление нового фрагмента учебного материала и создание условий для его первичного усвоения;

3) организация дальнейшего усвоения учебного материала до требуемого и возможного в данном цикле уровня;

4) организация обратной связи и контроля;

5) подготовка учащихся к внеурочной работе [8].

Сравнивая базовые модели российских и зарубежных педагогов, следует отметить, что модель Л.Я. Зориной касается деятельности педагога, а модель зарубежных коллег - деятельности педагога и деятельности студента. Во втором случае доминируют способы интеллектуальной мыслительной деятельности студента (проявляет интерес, осмысливает, размышляет и рефлексирует). Это важный момент в учебно-познавательной

деятельности. Самое ценное в технологии развития критического мышления это то, что она формирует гражданскую позицию и помогает чувствовать себя талантливым. Интерактивное обучение вовлекает каждого студента в процесс познания, обеспечивает комфортные условия для самореализации.

Несомненно, методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо заслуживают применения в высшей школе. Но необходимо учитывать потребности конкретного вуза и, если это необходимо, модифицировать эти методы и приемы.

Технология развития критического мышления создает условия для актуализации мотивационной и познавательной сферы личности студента; доверительного психологического климата; сотрудничества между субъектами учебно-

воспитательного процесса; развития гуманистических личностных установок; а также способствует укреплению позитивной Я - концепции; позволяет диа-логизировать учебно-воспитательный процесс, повышает роль общения как важного средства развития личности. Помогает преподавателю реализовать коммуникативный потенциал своей деятельности, потому что учит мыслить критично, конструктивно, открыто, комфортно, доброжелательно, принимать ценностно-смысловое равенство с собеседником, рассматривать человека в его развитии, стремлении к знанию, пониманию, совершенству. Однако нам кажется, что данная технология рассчитана в большей степени на средний уровень подготовки студента. Следует усложнять задачи для студентов с высоким уровнем подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Гражданское образование в российской школе [Текст]: образование в документах и комментариях / сост. Т.И. Тюляева. - М .: Астрель: ACT, 2003. - 605 с.

2. Клустер, Д. Что такое критическое мышление [Текст] / Д. Клустер // Международный журнал о развитии критического мышления через чтение и письмо. - 2001. - № 4. - С. 36-37.

3. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2001. - 176 с.

4. Методические рекомендации по интерактивным методам преподавания права в школе [Текст] / авт. кол. В.А. Вакуленко, И.Е. Уколова, Е.С. Королькова. - М.: Новый учебник, 2002. - 192 с.

5. Мичурина, Е.С. Пути активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов [Текст] / Е.С. Мичурина, С.А. Дочкин // Ползуновский вестник. - 2005. - № 3. - С. 106-108.

6. Самостоятельная работа студентов по педагогике [Текст]: учеб. пособие / авт.-сост. Г.Я. Грев-цева, Р.А. Литвак. - Челябинск: Цицеро, 2015. - 168 с.

7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие / Г.К. Селев-ко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

8. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: МГУ, 2003. - 416 с.

References

1. Civic Education in the Russian school: education documents and comments / T.I. Tyulyaeva. M.: Astrel: ACT, 2003. 605 p.

2. Klooster D. What is critical thinking. InternationalJournal of Critical Development Thinking through Reading and Writing. - 2001. - № 4. - P. 36 -37.

3. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Y. Pedagogical vocabulary. M.: Akademija, 2001. P.176.

4. Vakulenko, V.A., Ukolova, I.E., Korolkova, E.S. Guidelines on interactive methods of teaching law at school. M.: Novyj uchebnik, 2002. P. 192

5. Michurina, E.S., Dochkin, S.A. Ways of activization of independent informative activity of students. Pol-zunovsky Herald. 2005. № 3. P. 106-108.

6. Grevtseva G.Y., Litvak R.A. Independent work of students in pedagogy: a tutorial. Chelyabinsk: Cicero. 2015. P. 168.

7. Selevko G.K. Modern educational technologies: a tutorial. M.: Narodnoe obrazovanie, 1998. 256 p.

8. Khutorskoy A.V. Didactic heuristics: Theory and technology of creative learning. M.: MGU, 2003. P. 416.

Сведения об авторах: Иовикова ирина юрьевна,

старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Челябинская государственная агроинженер-ная академия

Е-таИ [email protected]

Гревцева Гульсина Якуповна,

доктор педагогических наук, профессор,

кафедра педагогики и психологии, Челябинская государственная академия культуры и искусств, г. Челябинск.

Е-таИ [email protected]

Information about the authors: Novikova Irina Yur'evna,

Senior lecturer,

The Department of Foreign languages, Chelyabinsk State Agroengineering Academy, Chelyabinsk

E-mail: [email protected]

Grevtseva Gulsina Yakupovna,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, The Department of Pedagogy and Psychology

Chelyabinsk State Academy of Culture

and Arts,

Chelyabinsk

&mail: [email protected]

УДК 51(07) ББК 74.262.21

В.И. Седакова

приемы устного счета на уроках математики

В статье предлагаются простые методы, позволяющие быстро в уме выполнять арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление чисел, извлечение квадратных корней, возведение в квадрат. Устные и полуустные упражнения дают возможность изучить на уроке большой по объему материал, позволят учителю судить о готовности класса к изучению нового материала. Материал полезен будущим учителям-математикам.

Ключевые слова: приемы устного счета, вычислительная культура, алгоритм действий.

V.I. Sedakova

mental arithmetic methods at lessons of math

The article offers simple methods which allow to perform arithmetic operations in mind: addition, subtraction, multiplication and division, as well as square rooting and squaring. Oral and semioral exercises provide an opportunity to study a large volume of material in the classroom and allow the teacher to judge the readiness of the class to study new material. The article may be useful for future teachers of math.

Key words: techniques, mental arithmetic, computer culture, the algorithm of actions.

Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков.

Вычислительные навыки - важная составляющая математических навыков.

В последнее время, изучая современные образовательные технологии и внедряя их, учителя уделяют развитию вычислительных навыков недостаточное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.