Плотникова Н.Ф.
ИНТЕГРАЦИЯ УМЕНИЙ КРИТИЧЕСКИ МЫСЛИТЬ И РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ
Научные исследования и документы, определяющие стратегию развития образования, предлагают различную трактовку понятия «компетенции». «Компетенции - комплекс обобщенных способов действий, обеспечивающий продуктивное выполнение деятельности, способность человека на практике реализовать свою компетентность» [7]. «Компетенция - способность и готовность применять знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях - как в конкретной области знаний, так и в областях, слабо привязанных к конкретным объектам, то есть способность и готовность проявлять гибкость в изменяющихся условиях рынка труда» [3].
Поскольку в данной статье упоминается термин «компетентность», считаем необходимым уточнить наше понимание этого понятия. Совокупность умений определенного типа (умственные, практические, коммуникативные и т.п.), а также мотивационные установки, ценностные ориентации, применяемые в профессиональной практической деятельности, составляют суть понятия «профессиональная компетентность». Процесс формирования последней включает обучение отдельным компетенциям, которые можно отождествить с умениями, основанными на знаниях и опыте практического применения в различных ситуациях. В настоящей статье описывается подход к обучению студентов отдельным умениям критически мыслить, организовывать свою деятельность в условиях «команды» и интегративным умениям, которые можно называть компетенциями, если у студента сформированы мотивационные установки к их применению в практической деятельности.
«Умение - способность осознанно выполнить определенное действие. Умение составляет основу мастерства» [4] и профессиональной компетентности будущего специалиста. В педагогике под «умением» понимается владение способами деятельности, способность применять знания [1].
Формирование умений работать в команде требует достаточно длительного времени и наличия у студентов обширной системы знаний, включающей «Р - знания, которые ему даются в рамках формального образования (школа, вуз, курсы повышения квалификации и т.д.) и Q-знания, получаемые в результате собственной аналитической работы, рефлексии, критического отношения к своему опыту и к самому себе. Команда будет работать эффективно до тех пор, пока темпы обу-
чения ее членов будут больше или хотя бы равны темпам изменений во внешней среде» [14].
Среди исследователей, изучающих методы командного подхода в управлении можно выделить М.Уолтон [18] и П.Шолтерса [17]. В работах Д.Катценбаха и Д.Смита [8] дается понятие команды, и предлагаются пути создания рабочих команд в бизнесе. У.Бреддик [2], Джексон Г. младший и К.О’Делл [5] выделяют способы повышения эффективности деятельности команд. Среди отечественных авторов, которые рассматривают команду как организационную форму управления, следует назвать Т.Базарова, Т.Пыркову, И.Рыбина [1].
На основе изучения работ исследователей, занимающихся проблемой формирования и функционирования команд, можно предложить обобщенное определение: команда - это небольшая группа людей, обладающая навыками взаимозаменяемости, совместно работающая для выполнения общей цели и несущая ответственность друг перед другом за ее выполнение. Командная работа - активный процесс выполнения совместной работы для достижения общих целей. Создание эффективной команды подразумевает распределение определенных социальных ролей, а также наличие признаков, необходимых для достижения общих целей группы. К ним относятся:
■ наличие четко сформулированных и понятных общих целей;
■ наличие специальных знаний и умений (для студентов) и профессиональных компетенций (для специалистов);
■ высокий уровень профессионализма (для специалиста);
■ наличие мотивации совместной деятельности;
■ развитое чувство общности;
■ взаимозаменяемость членов команды;
■ наличие знаний и опыта в области командного менеджмента.
Умения критически мыслить и работать в команде неразрывно
связаны между собой и являются необходимыми для выпускника современного вуза независимо от специальности, но особенно важны для менеджеров, педагогов, психологов, политологов, медиков, маркетологов, инженеров, т.к. сфера их профессиональной деятельности требует объединения в группы, команды для выработки эффективных решений, генерации идей и создания новых технологий. Анализ умений, связанных с обучением и работой в команде, свидетельствует о совпадении многих из них с умениями, необходимыми при проявлении критического мышления в деятельности. Более того, эффективная работа в команде напрямую зависит от уровня сформированности умений мыслить критически.
Проблема формирования критического мышления стала актуальной за рубежом в последние 15-20 лет. Среди исследователей, которые занимаются этой проблемой с философской, психологической и педа-
гогической точек зрения можно отметить таких исследователей как Э.де Боно, Дж.Дьюи, М.Липман, Д.Халперн, Д.Клустер, Р.Х.Джонсон, П.Фрейре, Дж.Стил, Д.Спиро, К.Меридит, Ч.Темпл. Лишь в последние 5-10 лет она привлекла внимание отечественных ученых (В.А.Болотов, А.В.Коржуев, Г.Б.Сорина, А.В.Бутенко, Д.М.Шакирова, Л.И.Шрагина и др.) с точки зрения необходимости и возможности формирования критического мышления студентов и педагогов, хотя исследования по формированию критического мышления школьников были начаты еще в 70-е годы прошлого столетия (М.Векслер, В.М.Синельников, А.И.Липкина, Л.А.Рыбак, У.М.Мунчаева, А.С.Байрамов) и возобновлены лишь в конце 90-х годов.
Критическое мышление имеет свои особенности, свою понятийную систему, отличающие его от других видов и типов мышления. Однако мы можем рассматривать критическое мышление лишь во взаимосвязи с другими видами мышления, в сочетании и сопоставлении с такими понятиями как продуктивное, проблемное, творческое, логическое, системное мышление, интеллект и другими понятиями активной, целенаправленной умственной и практической деятельности человека.
Критическое мышление вплетено, интегрировано в каждый из других видов мышления, влияет на их логику, качество, целостность, взаимосвязь: служит связующим звеном между всеми типами и видами мышления, поведения; является одним из элементов менталитета индивида, социума, общества.
Критичность ума крайне необходима во всех звеньях процесса проблемного обучения, поскольку всюду требуется анализ, сравнение, обобщение и отрицание. Без критической оценки задачи, проблемы невозможно выдвижение предположений, гипотез. Здесь есть место для сомнений, а, следовательно, и критического подхода. Например, при выдвижении гипотезы мы не всегда знаем, верна ли она и поэтому ставим условия: «гипотеза верна, если...». Критическое мышление явно «включается» на этапе доказательства гипотезы или ее опровержения (это и есть собственно процесс решения проблемы).
Критическое мышление возникает на этапе подведения итогов, оценки процесса и результата учебной деятельности, т.е. на этапе диагностики процесса выполнения задания, решения задачи, оценки результатов деятельности или поведения, подтверждения выводов, поиске наиболее рационального способа решения проблемы, задачи. Уже на самом первом этапе проблемного обучения - этапе анализа проблемной ситуации и формулировки проблемы важны критика, самокритика, самооценка и самооценка.
Реализация критического мышления, и, следовательно, его формирование в определенной степени возможна на всех этапах, везде, где существует альтернатива - при анализе проблемной ситуации (анализ
требует критического отношения), различными могут быть и речевые формулировки проблемы, т.е. может быть выбор. Наибольшее присутствие критического мышления может быть при выдвижении гипотезы, поскольку оно связано с доказательством и опровержением, с утверждением и отрицанием. Здесь творческое мышление приобретает критический характер. «Проблемно-постановочное» образование строится так, чтобы студенты могли полностью и сознательно сосредоточиться на улучшении своих мыслительных способностей и расширить область применения полученных навыков, обучение критическому мышлению должно включать в себя большое количество примеров из различных сфер жизни. Критическое мышление возникает тогда, когда студенты начинают заниматься конкретной проблемой. Главный вопрос, который должен быть задан по поводу ситуации или явления, взятого за отправную точку процесса обучения, есть вопрос о том, какого рода проблемы это явление порождает» [6]. Собирая данные, анализируя тексты, сопоставляя альтернативные точки зрения и используя возможности обсуждения, студенты ищут и находят ответы на интересующие их вопросы, то есть критическое мышление является «особым видом умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения» [9].
Студенты, обладая навыками критического мышления, находят собственное решение проблемы и подкрепляют это решение разумными, обоснованными доводами. Они также осознают, что возможны иные решения той же проблемы, и стараются доказать, что выбранное ими решение логичнее и рациональнее прочих. Так, Р.Х.Эннис определяет критическое мышление как «принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что верить» [16].
Остановимся более подробно на описании тех понятий, которые позволяют [15] выделить умения мыслить критически: рефлексия - отрицание - критика - критичность - самокритика - аргументация - доказательство - опровержение - оценка - самооценка - оценочное суждение.
Анализ каждого из перечисленных понятий позволил нам выявить умения, которые позволяют реализовать в практической деятельности способности мыслить критически (табл.1).
Так, рефлексия связана с умениями осмыслить свои действия и осознать те схемы и правила, в согласии с которыми человек действует.
Критика и критичность проявляются в умении самостоятельно отстаивать свои убеждения и находить ответы на возражения; в умении анализировать информацию, мнение для оценки и проверки достоверности. В содержание критичности включается не только «оценка», но и умения диалектического мышления: умения научно использовать научные методы, принципы и правила логики (аргументация, доказательство, опровержение).
Таблица 1. Взаимосвязь основных понятий, качеств личности и умений критического мышления
Базовые понятия Качества личности Умения, необходимые для критического мышления
Рефлексия Любознательность восприимчивость Осмыслить свои действия и осознать схемы и правила, по которым он действует
Критика и критичность Уверенность самостоятельность коммуникабельность Самостоятельно отстаивать свои убеждения и находить ответы на возражения; анализировать информацию, мнения для оценки и проверки достоверности; умение использовать научные методы, принципы и правила логики (аргументация, доказательство, опровержение)
Самокритика Раскованность, смелость в высказывании оценок Анализировать свои убеждения, аргументы для критической оценки и коррекции (перед аудиторией); самооценки и само-коррекции; умение актуализировать собственные и чужие качества личности: любознательность, наблюдательность, терпимость, раскованность, смелость, тактичность и т.д.).
Оценка и самооценка Терпимость ответственность Умение организовать контроль и самоконтроль; умение сопоставлять конечные результаты и цели, задачи, план деятельности; умение анализировать причины несоответствия и собственные ошибки; умения принимать решения по устранению несоответствий в работе
Оценочное суждение Тактичность Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, конкретизировать чужое и собственное мнение
Самокритика связана с критикой, но имеет свои особенности, т.к. проявляется в умении анализировать свои убеждения, аргументы для критической оценки и коррекции, самооценки и самокоррекции, умения актуализировать такие качества личности как любознательность, наблюдательность, раскованность, смелость, тактичность.
Оценка и самооценка связаны с организацией контроля и самоконтроля и включают умения сопоставлять конечные результаты и цели, задачи, план деятельности; умения анализировать причины несоответствия и собственные ошибки; умения принимать решения по устранению несоответствий в работе.
Оценочное суждение проявляется в умении сравнивать, сопоставлять, обобщать, конкретизировать чужое и собственное мнение.
Стремление людей к критичности и самокритичности велико, однако отсутствие знаний и умений применять эти знания на практике, может привести к критиканству, т.е. неправильной критике. Критика может выступать в виде обычной ссоры для выяснения «кто прав», в
виде научной дискуссии, в результате чего вырабатывается общее мнение или оппоненты расходятся каждый со своим мнением. Критика отличается от критиканства логичным выражением мысли.
Нужно ли обучать студентов критическому мышлению или это умение формируется само по себе? Критическое мышление, безусловно, формируется логикой жизни, зависит от природных способностей и склонностей, социальной среды и социального воспитания. Но все же основная роль в формировании критического мышления принадлежит педагогам. Традиционное пренебрежение вузовских преподавателей педагогикой и технологией обучения привело к тому, что преподаватель высшей школы в подавляющем большинстве случаев не может ответить на вопрос о целях курса, раздела темы, занятиях, о технологиях обучения и приемах формирования мышления (более 90% опрошенных профессоров, доцентов, ассистентов, не смогли дать четких ответов). Аналогичные данные получены авторами работы [13], которые проанкетировали двести преподавателей педагогических и медицинских вузов.
Критическое мышление не появляется автоматически в виде побочного результата обычного обучения в какой-то области. Чтобы добиться ожидаемого эффекта, требуется прилагать систематические усилия по совершенствованию мышления. Каждый новый факт подвергается критическому обдумыванию, а процесс познания обретает индивидуальность и становится продуктивным.
Формирование критического мышления это - процесс обучения и воспитания, в результате которого актуализируются и развиваются такие природные качества личности как любознательность, восприимчивость, уверенность в себе, самостоятельность, коммуникабельность, свобода выражения мысли (раскованность), смелость в высказывании идей. В табл. 1 представлены взаимосвязи основных понятий, на которых базируется критическое мышление, качеств личности и умений, формируемых при обучении мыслить критически. Умение формировать творческое и критическое мышление и обучать этим видам студентов определяет уровень профессиональной компетентности педагога. От того, как педагог сумеет обучать студентов критически мыслить, обеспечить восприятие, запоминание, понимание, осмысление и другие мыслительные процессы зависит продуктивность деятельности студентов, а, следовательно, и эффективность самого процесса обучения. Таким образом, критическое мышление является необходимой составляющей профессиональной компетентности педагога, который также направляет студентов в русло критического мышления. Поскольку это мышление социальное и наиболее полно проявляется при публичном выступлении, в дискуссии, споре, то решение групповых задач, когда происходит взаимодействие преподавателя со студентами
и студентов между собой, предпочтительнее, чем индивидуальные занятия. Студенты являются равноправными участниками происходящего и воспринимают обучение как обмен опытом между ними и преподавателем. Отношения, складывающиеся между педагогом и учениками «освобождают педагога от роли всезнайки, но заставляют принять не менее трудную роль организатора процесса познания» [11].
Таблица 2. Факторы, влияющие на успешность формирования команды
Цели Эффективные действия членов команды
Ясность целей и задач команды 1. Согласовывать свои задачи и не допускать разногласий. 2. Видеть, насколько поставленная задача выполнима, и изменить ее в случае необходимости. 3. Реально оценивать ситуацию и идти к намеченной цели.
Наличие плана деятельности и развития 1. Составлять план работы команды. Корректировать его в процессе работы. 2. Составлять подробное описание этапов работы. 3. На основе этого описания обсуждать направление дальнейшего продвижения.
Четкое распределение ролей 1. Все члены команды должны четко знать свои роли, за что отвечает каждый из них, и на что они направлены. 2. Использовать таланты каждого члена команды и вовлекать в работу каждого таким образом, чтобы никто не чувствовал себя лишним.
Высокая культура общения 1. Г оворить ясно и точно. 2. Быть кратким, избегая подробностей и примеров, взятых из частной жизни. 3. Уметь слушать других, не перебивать выступающего. Избегать разговоров во время выступления другого члена команды. 4. Изучать и обдумывать полученную информацию.
Выбор эффективного поведения команды 1. Проводить дискуссии. 2. Обсуждать информацию и мнения всех членов команды. 3. Предлагать рациональные действия и способы достижения целей. 4. Вносить ясность и тщательно продумывать вопросы для обсуждения. 5. Не позволять членам команды доминировать во время беседы. 6. Не отклоняться от темы беседы. 7. При разногласиях быть творческими и созидательными. Уметь идти на компромисс. 8. Стараться устранить напряжение в группе. Всегда необходимо принимать решение в результате обсуждения. 9. Делиться полученными впечатлениями. 10. Добиваться согласия.
Таким образом, наиболее эффективной формой организации деятельности при формировании умения мыслить критически является групповая. В то же время одной из современных форм (в менеджменте часто называют методом) управленческой деятельности является работа в команде, которая даже выделена в самостоятель-
ный подход - командный подход (team approach). В начале статьи мы перечислили имена исследователей, которые занимаются разработкой этого подхода в применении к управлению и бизнесу и дали определение команды. Однако не любая группа людей, имеющая общую цель и работающая совместно, гарантирует эффективный процесс достижения цели и получения положительного результата. На деятельность команды оказывают влияние многие факторы и, в первую очередь, уровень обученности членов команды эффективным совместным действиям, которые выработаны опытом многих управленческих и исследовательских команд.
В табл.2 представлена зависимость факторов, влияющих на успех команды от эффективности действий членов команды. Реализация этой зависимости на практике требует определенного уровня компетентности и сформированности специфических умений. Выделенная зависимость является, фактически, алгоритмом действий для преподавателя при обучении работать в условиях командного подхода, и для членов команды - алгоритмом эффективного достижения поставленных целей.
Анализ приведенных в таблице факторов, экспертная оценка данных, полученных различными авторами, и опрос двадцати трех экспертов, работающих в управленческих командах, позволил нам выявить умения, необходимые для командной формы организации деятельности:
■ мыслить самостоятельно и делать независимые оценки;
■ аргументировать свое мнение, доказывать и опровергать точку зрения;
■ выявлять проблемы, искать альтернативные пути выхода из ситуации;
■ вносить идеи и ставить цели;
■ психологически верно вступать в процесс общения и владеть эмоциями;
■ открыто и конструктивно критиковать;
■ оценивать свою и чужую точку зрения и менять их под воздействием аргументов;
■ владеть культурой дискуссии, спора, беседы, речи и доступно излагать свое мнение;
■ слушать и слышать собеседника.
Многие из выделенных умений согласуются с теми, которые были описаны нами для критического мышления, т.е. их совместное формирование способно дать новое качество - интегративные умения мыслить критически в процессе выработки эффективных идей и решений в команде профессионалов.
1. Базаров, Т. Управленческие команды / Т. Базаров, Н. Рыбкин, Т. Пыркова // Консультант директора.—1998.—Т. 62, № 2.—С. 17—24.
2. Бреддик, У. Менеджмент в организации/У.Брэддик.—М. ИНФРА—М., 1997.—343 с.
3. Галямина, И. Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода: Материалы к шестому заседанию методологического семинара 29 марта 2005 г. / И. Г. Галямина — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. —106 с.
4. Гамезо, М. В, Атлас по психологии : инф.-метод. пособие к курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко.—М. : Педагогическое общество России, 2001.—182 с.
5. Джексон, Г.К.-мл. Американский менеджмент на пороге XXI века / Грейсон Джексон К. младший, О’ Делл Карл ; пер. с англ.—М.: Экономика, 1992.—113 с. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим) / Дж. Дьюи ; пер. с англ. Н. М. Никольской.— М. : Лабиринт, 1999.—192 с.
6. Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим) / Дж. Дьюи ; пер. с англ. Н. М. Никольской.— М. : Лабиринт, 1999.—192 с.
7. Зеер, Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования / Э.Ф. Зеер. Образование и наука. 2002. № 2(14).
8. Катценбах, Д. Р. Мудрость команд / Джон Р. Катценбах, Смит Дуглас.— Тверь, 1997.—232 с Клустер, Д. Что такое критическое мышление / Дэвид Клу-стер // Критическое мышление и новые виды грамотности.—М. : ЦГЛ, 2005.— С. 5—13.
9. Клустер, Д. Что такое критическое мышление / Дэвид Клустер // Критическое мышление и новые виды грамотности.—М. : ЦГЛ, 2005.—С. 5—13.
10. Махмутов, М. И. Понятие менталитета в педагогике / М. И. Махмутов.—М. : Магистр, 1997.—87 с.
11. Петрова, В.Н. Педагогическое сотрудничество или когда нравиться учиться и учить / В. Н. Петрова.—М.: Сентябрь, 1999.—128 с.
12. Попков, В.А. Критический стиль мышления у субъектов высшего профессионального образования / В.А. Попков, А. В. Коржуев.—М.: Агроконсалт, 2002.—7 с.
13. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: влияние, развитие и реализация : пер. с англ./ Дж. Равен.—М.: Когито-центр, 2002.—395 с.
14. Тахтамышева, Г.Ч. Мониторинг образовательного процесса. Управление качеством образования и методическая служба школы / Г. . Тахтамышева // Стандарты и мониторинг в образовании.—2002.—№ 4.—С 42.
15. Шакирова, Д.М. Мышление, интеллект, одаренность: вопросы теории и технологий / Д. М. Шакирова, И.Ф. Сибгатуллина, Д. Ш. Сулейманов ; под ред. М. И. Махмутова.—Казань: Центр инновационных технологий, 2006.
16. Эннис, Р.Х. Таксономия места критического мышления и способностей / Р.
X. Эннис // КМ новости.—1985.—№ 1.—С. 12.
17. Scholters, P. R. The Team Handbook. How to use Teams to Improve Quality / Peter R. Scholters.— New York, 1986.—360 p.
18. Walton, M. The Deming Management Method / Mary Walton. —New York : Dodd Head, 1986, — P. 56.