Научная статья на тему 'Физическая культура как элемент воспитания в абхазской народной педагогике'

Физическая культура как элемент воспитания в абхазской народной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБХАЗИЯ / ABKHAZIA / РЕСПУБЛИКА АБХАЗИЯ / REPUBLIC OF ABKHAZIA / АБХАЗЫ / ABKHAZIANS / АБХАЗСКИЙ НАРОД / ABKHAZIAN PEOPLE / АБХАЗСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ABKHAZIAN NATIONAL PEDAGOGY / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL TRAINING / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА АБХАЗОВ / PHYSICAL CULTURE OF ABKHAZIANS / ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ / PRINCIPLES OF UPBRINGING / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ АБХАЗОВ / PHYSICAL TRAINING OF ABKHAZIANS / АБХАЗСКАЯ ЭТНОПЕДАГОГИКА / ABKHAZIAN ETHNO-PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анкваб Марина Фёдоровна

Статья является продолжением исследования особенностей абхазской народной педагогики и ее принципов. Актуальность работы заключается в необходимости использования национальных традиций физической культуры абхазов в целях повышения эффективности современного физического воспитания в республике. Цель исследования: выявить и обосновать роль прогрессивного опыта физической культуры как средства воспитания народной педагогики абхазов. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении физической культуры абхазов с точки зрения ее функций, согласно которым охарактеризованы методы воздействия в зависимости от целей воспитания, нашедшие отражение в традиционной культуре и в устном народном творчестве населения республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is the continuation of research concerning the features of the Abkhazian national pedagogy and its principles. Relevance of the work consists in need of use of national traditions of the Abkhazian physical culture for increase of modern physical training efficiency in the republic. The research objective is to reveal and prove a role of progressive experience of physical culture to be educational tools of the Abkhazian national pedagogics. Scientific novelty of research consists in esteeming of physical culture of Abkhazians from the point of view of its functions according to which the influence methods depending on the education purposes, which found reflection in the traditional culture and in folklore of the population of the republic, are characterized.

Текст научной работы на тему «Физическая культура как элемент воспитания в абхазской народной педагогике»

идей. На основе изучения этапов и способов формирования критического мышления студента вуза нами сконструирована теоретико—прикладная модель формирования критического мышления студента в условиях коллективной формы организации обучения. Данная модель предлагается в качестве общего руководства для преподавателя. Целью модели является формирование навыков критического мышления студента. Основными принципами явились системность и целостность, критическая значимость, социально-нормативная обусловленность, научность, непрерывность.Использование проектного метода; осуществление мониторинга сформи-рованности критического мышления; подготовка профессорско-преподавательского состава к проведению учебных занятий, направленных на формирование критического мышления у студентов -организационно-педагогическими условиями формирования критического мышления. Содержание включает: научные знания о формальной и диалектической логике; выполнение задач, развивающих проблемное и критическое мышление;использование логических способов и приемов критического анализа и оценки высказываний студентов в учебно-познавательной деятельности; нахождение логических ошибок и самостоятельное исправление.Этами формирования будет активное познание: обсуждение информации в контексте решения проблемы, актуализация имеющихся знаний, побуждение интереса к теме, определение цели изучения материала,осмысление: обсуждение, выбор действий; планирование, выбор путей решения; альтернативные варианты решения, размышление: формирование личного отношения к изучаемому матери-алу,обобщение и оценка: обобщение доводов, доказательств, формирование самооценки и публичной оценки. Дидактическая игра, деловая игра, «мозговой штурм», дискуссия, научно-практическая конференция, учебно-исследовательская работа, эвристический диалог послужат формами, посредством которых будет осуществлятся формирование критического мышления.Методами формирования будет проблемное изложение, тренинг, проектирование. Сформированность критического мышления определяется тремя уровнями: начальный уровень подразумевает приблизительное представление студентов о критическом мышлении, слабые умения давать оценку, доказывать свою правоту, низкий уровень сформирован-ности мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и др.), преобладание слабых навыков сравнительно-сопоставительного анализа. Средний уровень - пошаговая отработка основных операций мышления, невысокий уровень организованности и целенаправленности, неокрепший опыт доказательства и опровержения, отсутствие активной позиции.Высокий уровень- четкое представление о критическом мышлении, устойчивые умения

и навыки основных мыслительных операций, умение логически обосновывать оценку и самооценку, самостоятельность в выдвижении гипотезы, терпимость к аргументированной критике в свой адрес. И наконец результат-сформированность критического мышления.

Умение формировать творческое и критическое мышление и обучать этим видам студентов определяет уровень профессиональной компетентности педагога. От того, как педагог сумеет обучать студентов критически мыслить, обеспечить восприятие, запоминание, понимание, осмысление и другие мыслительные процессы зависит продуктивность деятельности студентов, а, следовательно, и эффективность самого процесса обучения. Таким образом, критическое мышление является необходимой составляющей профессиональной компетентности педагога, который также направляет студентов в русло критического мышления. Поскольку это мышление социальное и наиболее полно проявляется при публичном выступлении, в дискуссии, споре, то решение групповых задач, когда происходит взаимодействие преподавателя со студентами и студентов между собой, предпочтительнее, чем индивидуальные занятия. Студенты являются равноправными участниками происходящего и воспринимают обучение как обмен опытом между ними и преподавателем.

Таким образом, умение работать в команде заключается в возможности синергетического эффекта от объединения групповых решений, т.е. достижения состояния, при котором целое больше, чем сумма его составных частей. Для того, чтобы составные части превратились в единое целое, группа студентов должна обладать определенными качествами личности, интегративными умениями критически мыслить и работать в команде, синтез которых и представляет собой профессиональные компетенции будущего специалиста, которые формируются лишь при целенаправленном, системном обучении студентов как на специальных курсах, так и при использовании интерактивных технологий обучения мышлению и практической деятельности на любых курсах и научно-исследовательской деятельности.

Литература

1. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим) / Дж. Дьюи; пер. с англ. Н. М. Никольской.— М.: Лабиринт, 1999.— 192 с.

2. Клустер Д. Что такое критическое мышление / Дэвид Клустер // Критическое мышление и новые виды грамотности.—М.: ЦГЛ, 2005.—С. 5—13.

3. Мороченкова И. А. Формирование критического мышления студентов в вузе. — Оренбург, 2004-252с.

4. Назарбаев Н.А. Послание Президента РК. Астана, 2007-17с.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ ВОСПИТАНИЯ В АБХАЗСКОЙ

НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Анкваб Марина Фёдоровна

канд. пед. Наук, доцент каф. иностранных языков, Абхазский государственный университет, г. Сухум АННОТАЦИЯ

Статья является продолжением исследования особенностей абхазской народной педагогики и ее принципов. Актуальность работы заключается в необходимости использования национальных традиций физической культуры абхазов в целях повышения эффективности современного физического воспитания в республике. Цель исследования:

выявить и обосновать роль прогрессивного опыта физической культуры как средства воспитания народной педагогики абхазов. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении физической культуры абхазов с точки зрения ее функций, согласно которым охарактеризованы методы воздействия в зависимости от целей воспитания, нашедшие отражение в традиционной культуре и в устном народном творчестве населения республики.

Ключевые слова: Абхазия, Республика Абхазия, абхазы, абхазский народ, абхазская народная педагогика, физическое воспитание, физическая культура абхазов, принципы воспитания, физическое воспитание абхазов, абхазская этнопедагогика. ABSTRACT

The paper is the continuation of research concerning the features of the Abkhazian national pedagogy and its principles. Relevance of the work consists in need of use of national traditions of the Abkhazian physical culture for increase of modern physical training efficiency in the republic. The research objective is to reveal and prove a role of progressive experience of physical culture to be educational tools ofthe Abkhazian national pedagogics. Scientific novelty of research consists in esteeming ofphysical culture of Abkhazians from the point of view of its functions according to which the influence methods depending on the education purposes, which found reflection in the traditional culture and in folklore of the population of the republic, are characterized.

Keywords: Abkhazia, Republic of Abkhazia, Abkhazians, Abkhazian people, Abkhazian national pedagogy, physical training, physical culture of Abkhazians, principles of upbringing, physical training of Abkhazians, Abkhazian ethnopedagogy.

Человеческое общество на протяжении многолетней истории своего существования стремится постичь социологе-педагогические элементы физической культуры, олицетворяющие сложную составляющую общемировой цивилизации. Физическая культура представляет собой комплекс ценностей, норм и познаний, формируемых и применяемых людьми в целях физического и умственного развития способностей, улучшения моторной активности и приобщения к здоровому образу жизни, социальной адаптации посредством физического воспитания, физической подготовки и физиологического развития. Абхазы опытным путем, интуитивно пришли к пониманию значимости физической культуры и активно применяли ее в своей многовековой практике воспитания.

В настоящее время тенденция заимствования опыта предыдущих поколений в воспитании, исследование методов и приемов абхазской народной педагогики свидетельствуют о рациональности использования национальной практики и необходимости возвратиться к корням формирования физической культуры. Абхазская общественность на сегодняшний день заинтересована в воспитании развитых, хорошо подготовленных, на физическом уровне в том числе, граждан собственной республики. Повышение интереса государства к изменению в худшую сторону здоровья молодого поколения сопряжено с падением физической подготовки наших жителей, пониженной результативностью спортсменов в соревнованиях и увеличением количества недугов среди молодежи. В данных обстоятельствах для решения обозначенной проблемы становится важным применение навыка физического воспитания предков. Положения народной педагогики, хотя и носят эмпирический характер, тем не менее, имеют высокий воспитательный потенциал. У народа Абхазии имеется собственные национальные единоборства, игры, активные мероприятия и празднества, совершенно никак не уступающие по эффективности и динамике, общеизвестным видам спорта, однако соответствующие воле и духу собственного народа и способные решить вышеперечисленные проблемы.

Актуальность исследования возрастает и в связи с тем, что роль физической культуры в народной педагогике абхазов до сих пор не являлась предметом специального изучения, как и стремление к использованию национальных спортивных традиций в целях улучшения средств и методов физической подготовки молодого поколения, и повышению, таким образом, эффективности современного физического воспитания.

Целью нашего анализа является: определить значимость прогрессивного опыта физической культуры как средства воспитания в абхазской народной педагогике.

В ходе исследования нами были обозначены нижеизложенные задачи:

- определить содержание физической культуры в абхазской народной педагогике;

- обосновать значимость традиций народной педагогики в физическом воспитании в свете современной педагогической теории и практики.

Научная новизна исследования заключается в рассмотрении физической культуры абхазов с позиции ее воспитательных функций, как составляющей комплекса принципов абхазской народной педагогики, засвидетельствованных в национальных традициях, обычаях и фольклоре. Определено, что физическое воспитание ребенка в народной педагогике абхазов отражало ментальность этноса, его взгляды о физиологически и морально совершенном человеке. В работе обнаружены ключевые аспекты физического воспитания в абхазской народной педагогике.

Физическая культура, как элемент народной педагогики абхазов складывается из следующих подсистем:

1. Физическое воспитание - составная часть развития личности. В абхазской этнической самобытной концепции физического воспитания одной с основополагающих идей является доминанта взаимосвязи физического воспитания человека с умственным, моральным, трудовым, эстетическим.

2. Физическая подготовка включает обучение труду (добывание пищи, земледелие, скотоводство, приготовлении пищи, поддержание быта, охота, рыболовство, осуществление обрядов), самозащите, военной деятельности (езда верхом, состязания, единоборства, приемы, стрельба).

3. Физическое развитие. Сюда можно отнести оздоровление - закаливание организма (использование оздоровительных сил природы - солнце, воздух, вода); прием пищи; упражнения (естественные и специально подобранные); плавание; игры, имитирующие трудовые процессы, охоту, военные действия, отражающие различные обряды, и органически связанные с развитием у подрастающих поколений физической силы, выносливости, волевых качеств; национальные танцы. Организация физического воспитания у абхазов

осуществлялась посредством занятий физическими упражнениями в домашних условиях или на открытом воздухе, под контролем взрослых. Она сопровождалась обучением

труду и активным отдыхом (подвижными играми, коллективными походами или прогулками, состязаниями) и профилактикой заболеваний подрастающего поколения посредством абхазской народной медицины, которая «в течение веков эмпирическим путем вырабатывала эффективные средства лечения и предупреждения различных заболеваний, наиболее распространенных в данной области» [1, с. 13]. Для воспитания физически здорового человека у абхазов считалось чрезвычайно значимым соблюдение элементов повседневного режима: сон, питание, постоянная трудовая активность. С этой же целью детей абхазы с раннего возраста учили умеренному потреблению пищи, порицали привередливость в еде.

В физическом развитии, связанном с нормами и правилами питания, особое значение имели кулинарные предпочтения и образ жизни самих абхазов. Продукты потребления традиционные для народа всегда были легкими, несложными. В повседневном рационе доминировали овощи, фрукты, растительность, молоко и молочные продукты, постная еда. Из основных и главенствующих блюд можно назвать крутую кукурузную кашу (абыста) и варёную фасоль, отличающихся своей питательностью и диетическими свойствами, среди прочих сыры, кислое молоко, козлятина, говядина, мясо домашней птицы, овощи, фрукты, орехи, мёд. Характерной особенностью абхазского стола можно считать острые подливы и соусы, приправу аджику. Из спиртных напитков - сухое вино и виноградная водка [3]. Умеренная пища и интенсивная физическая деятельность позволяли абхазам сохранять баланс между потреблением калорий и энергозатратами.

Помимо сбалансированного питания, режима труда и отдыха для поддержания здоровья и формы в народе существовали разные виды физических упражнений, большое число игр и состязаний, которые согласно своему характеру были тесно сопряжены с историческими условиями быта, требующими от членов общества постоянной готовности к трудовым и военным действиям. Среди них немаловажную роль играли: бег наперегонки, единоборство, прыжки, стрельба из лука, верховая езда, катание в зимнее время на деревянных и костяных коньках, лыжах и др. Сложные условия быта требовали от населения выносливости, силы воли и выдержки. На образование данных качеств и было ориентировано содержание народных игр и определенных национальных видов спорта - скачек, борьбы, метания камешков и палок и др.

Следует отметить, что физическое и трудовое развитие в стране находились в тесной связи между собой, так как труд был и способом подготовки молодых людей к существованию, и главным условием интеллектуального, нравственного, эстетического и физического становления. Абхазы расценивали труд как важнейшее условие воспитания, в том числе и физического. Полагалось, что трудовая деятельность способствует формированию таких положительных качеств ребенка как, сила и выносливость, нравственность и защищает его от нездорового воздействия пороков.

В комплексе с трудовым, специфическую особенность физического воспитания абхазов составляла связь с начальной военной подготовкой. Объяснялось это тем, что абхазскому народу «всегда приходилось быть начеку, охраняя свою страну от набегов чужеземцев. Абхазы никогда не расставались со своим оружием и, даже отдыхая, мужчина клал свой акераху (пистолет) под изголовье» [5, с. 383].

Мальчиков абхазы рано приобщали к секретам военного искусства, учили мастерству владения всеми раз-

новидностями оружия и конной езде, умению владеть собою, выносить мороз и недостаток пищи. После семилетнего возраста мальчишки передавались на абсолютное попечение собственного отца, в прямые обязанности которого входило научить безупречному владению ножом, кинжалом. Сына обучали стрельбе из лука, ружья и пистолета, джигитовке, набрасыванию аркана, лазанию по деревьям, преодолению оврагов, рвов, ущелий, как пешим ходом, так и верхом. Мальчикам было привычно с легкостью взбегать на крутые горы и стремительно спускаться оттуда вниз, находить равновесие при ходьбе по раскачивающемуся бревну над горным ручьем. Детвора носилась, прыгала, лазала по деревьям. Обязательным считалось умение плавать, бороться, держаться в седле, знать правила национальных игр. Они привыкали не опасаться внезапной перемены температуры, выносить мороз и жару, голод и жажду, могли преодолеть сонливость, не пугались изнурительной работы и иных лишений. При решении этих задач некоторым подспорьем являлось зимнее время года. В тех районах Абхазии, где климатические условия позволяли наслаждаться снегом, физическое развитие мальчиков и девочек проходило в иных условиях и принимало новые формы. Большое количество игр имеют сезонный характер, доказательством чего могут быть упоминания о санках и коньках, а также имеются заметки о лыжах «ашая». Последние широко использовались населением во время зимних походов, которые бывали довольно часто [2].

Одной из составляющих военной подготовки и как отдельный элемент физической культуры и необходимости повседневной жизни выступает верховая езда, к начальному этапу обучения которой абхазы относились очень серьезно. Культ коня у абхазов, уходящий корнями в глубокую древность, о котором писали многие ученные, а также общеизвестный факт, что абхазы являются самыми искусными наездниками на Кавказе, говорят о важности данного вида физической активности в народе. Первым делом мальчик обязан был выучиться смело держаться в седле, управлять лошадью в присутствии старших и только после пробной (тренировочной) езды он допускался к самостоятельному перемещению на личном жеребенке (если того позволял достаток семьи). Особую значимость придавали абхазы и оснащению обучения необходимому для безопасности маленького наездника. Для этого жеребенка седлали особым детским седлом.

Связанное с наездничеством, носящее обучающее и мотивирующее значение, вместе с тем актуальное в республике вплоть до наших дней мероприятие - это скачки, обладающие «в Абхазии большим историческим, национальным и политическим (смычка города с деревней) значением. В Абхазии скачками увлекаются все жители: и крестьяне, и горожане. К скачкам задолго готовятся (выдерживают скакунов в холодной воде, на особом корме, исключают соль и т. д.). В дни скачек крестьяне оставляют даже полевые работы, а в советских учреждениях приостанавливались все дела. Накануне скачек и до завершения их никто ни о чем другом не говорит, не мыслит. Абхазы соперничают из-за пальмы первенства, и великое счастье и достоинство для всего района, если приз возьмет свой односельчанин» [6, с. 5].

Помимо увлечения верховой ездой важным элементом физической культуры абхазов является иное национальное пристрастие - охота. «Большое значение имела <она> на территории Абхазии. Этому способствовала фауна, климат и географические условия страны. По сообщениям древних исследователей и путешественников на этой территории был богато представлен животный мир»

[7, с. 5]. В процессе физического воспитания молодого поколения абхазы применяли разнообразные формы, методы и приемы, обуславливающее его многостороннее совершенствование. Так, в период охоты у юношей наравне с меткостью формировались способности наблюдать и дополнять собственный запас сведений о флоре и фауне края. Охота содействовала развитию у них физиологических навыков, важных в трудовой деятельности, укрепляла их, так как выстрелу предшествовали выслеживание животного верхом на коне, пешие переходы в тяжело проходимых участках, засады и.т.д.

«Охота нашла широкое отражение в фольклоре, обрядах и религиозных верованиях абхазов. Одно из главных место она занимает в нартском эпосе. Как гласят сказания, нарты были искусными охотниками. Своего младшего брата Сасрыкву они величали «абчарах», что означает «верховный охотник». Охота была связанна с различными обрядами и жертвоприношениями. У абхазов существовал специальный охотничий язык. Божеством зверей и охоты считался Ажвепшаа, который в абхазской религии занимал одно из первых мест» [4, с. 116]. Еще один факт, свидетельствующий о популярности данного вида физической активности, большое количество абхазских песней об охоте, в т.ч. и обрядовых [7].

Рыболовство, широко распространенное среди абхазского населения ничуть не уступало охоте [4]. Наряду с прочими навыками, такими как ловкость, сила и выносливость, оно мотивировало и служило формированию и развитию умений гребли, ныряния, плавания.

Серьезным средством физического воспитания у абхазов служили танцы, широко известные своей энергичностью и экспрессивностью, без которых не обходилось ни одно увеселительное событие. Абхазы были большими мастерами танцевального искусства; особую пластичность, меткость, ловкость и виртуозность показывали они.

Описания современного варианта спортивной борьбы, являющейся неотъемлемой частью физической культуры абхазов, часто присутствуют в национальных притчах, легендах, сказаниях о нартах. На церемониях бракосочетания, а также на различных празднествах и веселых мероприятиях также устраивались состязания в этом виде спорта.

Народ, понимая, что в определенные этапы своего развития дети смогут овладеть тем или иным видом деятельности, сформировал концепцию воспитания и выра-

ботки необходимых навыков согласно периодам роста ребенка. Физическое воспитание молодого поколения также велось в установленной последовательности и принимало во внимание возрастной потенциал обучаемого. Таким образом, можно заключить, что этническая педагогика абхазов, принимая во внимание возрастные и половые особенности ребенка, разработала самобытную систему физического воспитания детей обоих полов, содействующую их обучению и подготовке, без вреда для здоровья, к будущему.

В настоящее время процесс физического воспитания молодого поколения требует преобразований и корректировки. Его необходимо, на наш взгляд, разнообразить национальными элементами народной педагогики в области физической культуры и спорта. Необходимо возрождать и развивать обычаи и обряды, сопровождающиеся состязаниями по национальным видам спорта (скачки, стрельба из лука, борьба, народные игры), приучать к заботе о здоровье и физическом развитии детей с младенчества и на протяжении всей жизни.

Сложившиеся в абхазской народной педагогике традиции по физическому воспитанию детей можно с успехом применять в семейном воспитании, в воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений и современной национальной школе.

Литература

1. Аршба С.Г. Народная медицина абхазов. Российская акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Москва, 2007. 207 с.

2. Вахания О.В. Абхазские народные игры. Абхазское государственное издательство Сухум. 1959, с. 119.

3. Григулевич Н.И. Система питания в Абхазии // В сборнике: Этническая экология: народы и их культура Дубова Н.А., Соловьева Л.Т. Москва, 2008. С. 196-227.

4. Дзидзария Г.А. Труды Книга I. Сухум: Алашара, 1988. 408 с.

5. История Абхазии (учебное пособие, Сухум, 1991). Раздел IV 407 с.

6. Рихтер З.В. В солнечной Абхазии и Хевсуретии. Серия «Библиотека пролетарского туриста». Москва - Ленинград, Физкультура и туризм, 1930 г., 24 с.

7. Хашба М.М Трудовые и обрядовые песни абхазов. Сухум - «Алашара» - 1977. 132 с.

ИКТ В ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИНИЙ ВТОРОГО ПОРЯДКА

В ШКОЛЕ И В ВУЗЕ

Аскеров Алаутдин Садитдинович,

кандидат пед. наук, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет, г.Махачкала

Askerov Alautdin Saditdinovich, candidate ped. Sciences, Associate Professor Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala

АННОТАЦИЯ

В статье описаны попытки ликвидировать трудности, возникающие у студентов первокурсников при изучении темы «Кривые второго порядка», в частности, из-за отсутствия преемственности со школьным курсом математики, используя информационно-коммуникационные технологии. ANNOTATION

The article describes the attempts to eliminate the difficulties arising from the first-year students in the study of the topic "The curves of the second order", in particular because of the lack of continuity with school mathematics using information and communication technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.