Научная статья на тему 'Особенности криминалистической характеристики преступлений, связанных с изменением идентификационного номера автотранспортного средства, совершаемых на территории Центрального федерального округа Российской Федерации'

Особенности криминалистической характеристики преступлений, связанных с изменением идентификационного номера автотранспортного средства, совершаемых на территории Центрального федерального округа Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
579
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тишков С. А.

В статье на основании анализа правоприменительной практики, сложившейся в Центральном федеральном округе Российской Федерации, рассмотрены особенности элементов криминалистической характеристики преступлений, предусмотренных ст. 326 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данные проведенного исследования могут быть использованы в практике расследования преступлений для выдвижения версий о происшедшем событии и о личности преступника, о типичных местах совершения преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тишков С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности криминалистической характеристики преступлений, связанных с изменением идентификационного номера автотранспортного средства, совершаемых на территории Центрального федерального округа Российской Федерации»

УДК [343.98:343.7](470.3)

ТИШКОВ С.А. Особенности

криминалистической характеристики преступлений, связанных с изменением идентификационного номера автотранспортного средства, совершаемых на территории Центрального федерального округа Российской Федерации

В статье на основании анализа правоприменительной практики, сложившейся в Центральном федеральном округе Российской Федерации, рассмотрены особенности элементов криминалистической характеристики преступлений, предусмотренных ст. 326 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данные проведенного исследования могут быть использованы в практике расследования преступлений для выдвижения версий о происшедшем событии и о личности преступника, о типичных местах совершения преступлений.

Ключевые слова: расследование преступлений, криминалистическая характеристика преступления, идентификационный номер автотранспортного средства.

Преступные посягательства на автотранспортные средства (далее АТС) являются одним из распространенных видов преступлений против собственности в нашей стране, обладающих выраженной спецификой. В 2013 году на территории Центрального федерального округа Российской Федерации было совершено 19 540 краж транспортных средств, из которых 14 541 преступление составили кражи автомобилей. При снижении числа зарегистрированных краж автомобилей на 10,6% количество раскрытых преступлений снизилось на 9,4% процентов и составило 1559 преступлений1.

Стоимость современных автомобилей достаточно высока, поэтому их кражи наносят владельцам не только существенный материальный ущерб, но и моральный вред, поскольку даже при установлении преступников зачастую вернуть АТС его владельцу достаточно проблематично.

Действия по фальсификации идентификационных номеров, сопроводительных документов, сбыту АТС, как правило, осуществляются организованными преступными группами, в некоторых случаях имеющими межрегиональный или международный характер. Материалы следственной практики говорят о наличии фактов причастности к данному бизнесу чиновников различного уровня или представителей правоохранительных органов. Способы совершения преступлений, технические возможности, навыки и опыт преступников постоянно совершенствуются, растет их осведомленность о структуре и особенностях маркирования АТС.

Для реализации умысла по сбыту похищенного автотранспорта преступники реализуют комплекс действий, направленных на легализацию АТС. К числу таких действий относятся подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного

средства (ст. 326 УК РФ), а также подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков (ст. 327УК РФ).

Поэтому для эффективного выявления, полного и всестороннего расследования фактов незаконного завладения АТС с последующим изменением идентификационного номера с целью легализации и сбыта правоохранительные органы должны быть обеспечены необходимыми методическими материалами и рекомендациями, построенными с учетом достижений криминалистической науки.

Несмотря на теоретические споры относительно «кризисного состояния криминалистической характеристики преступлений», мы поддерживаем мнение И.А. Цхов-ребовой о том, что криминалистическая характеристика преступлений является одной из основополагающих категорий криминалистики и основой методики расследования любого вида или группы преступлений2.

В криминалистической науке традиционно принято рассматривать криминалистическую характеристику вида (группы) преступлений. Видовые (групповые) криминалистические характеристики являются типовыми, они содержат целостное, научно обобщенное представление о соответствующем виде или группе преступлений3.

Элементы структуры криминалистической характеристики могут варьироваться в зависимости от рода, вида (группы) рассматриваемых преступлений. По нашему мнению, структуру криминалистической характеристики преступлений, связанных с изменением идентификационного номера АТС, возможно представить в виде следующих самостоятельных элементов:

- данные о предмете преступного посягательства,

- данные о способах совершения преступлений,

- данные о типичных материальных следах преступления и вероятных местах их локализации,

- данные об обстановке совершения преступлений,

- данные о личностных свойствах субъекта (субъектов) преступной деятельности.

Приведенная группа элементов системы криминалистической характеристики рассматриваемых преступлений, на наш

взгляд, охватывает особенности, которые характерны преступлениям, связанным с изменением идентификационного номера АТС, и в полной мере может отвечать целям и задачам расследования преступлений, позволяя субъектам расследования преступлений должным образом организовать свою оперативно-служебную деятельность.

Необходимо отметить, что все элементы криминалистической характеристики преступлений настолько взаимосвязаны и взаимозависимы, что выделение и отдельное рассмотрение какого-либо элемента без учета влияния всей совокупности нецелесообразно. Например,способ совершения преступления в целом и его отдельные элементы, проявляющиеся преимущественно в материальных следах, являются важным источником информации о поведении преступников. Именно они позволяют разобраться в особенностях совершенного преступления, его обстоятельствах, круге лиц, среди которых необходимо искать преступников4.

Автор согласен с мнением профессора А.Г. Филиппова о том, что типовая криминалистическая характеристика вида (группы) преступлений, разработанная без учета специфических особенностей конкретного, достаточно узкого региона, существенного практического значения не имеет5.

Поэтому для целей данного исследования было проведено анкетирование сотрудников территориальных органов внутренних дел Центрального федерального округа Российской Федерации6. Субъекты данного региона в силу географического положения и развития транспортной инфраструктуры являются потенциальным местом ввоза или транзита похищенных АТС из стран Прибалтики, Восточной Европы, поскольку наибольшая криминальная активность в сфере незаконного оборота транспортных средств, как правило, наблюдается в тех субъектах Российской Федераций, которые либо непосредственно граничат со странами ввоза, либо по территориям которых проходят маршруты переправки транспортных средств7.

Рассмотрим более подробно содержание каждого из вышеперечисленных элементов.

Данные о предмете преступного посягательства.

При совершении преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ, предметом преступного посягательства является идентификационный номер АТС (VIN от англ. Vehicle identification number), содержащий международный код автопроизводителя и иную информацию, характеризующую автомобиль, включая индивидуальный номер автомобиля (англ. Vehicle Identification Section)8. Кроме того, в целях легализации похищенного автомобиля могут быть изменены маркировочные обозначения кузова, двигателя, шасси либо государственный регистрационный знак АТС.

Данные о способах совершения преступлений.

Способ совершения рассматриваемых преступлений включает стадию подготовки, стадию непосредственного изменения идентификационного номера и стадию сокрытия следов преступления.

Стадия подготовки к изменению идентификационного номера АТС, непосредственный способ изменения номера и его структура зависят от намерений преступников перепродать похищенный автомобиль с измененными номерами; заменить маркировки похищенного автомобиля на данные «автомобиля-донора», находящегося в аварийном состоянии, или изготовить «автомобиль-двойник», зарегистрированный в другом регионе9.

Постоянно растущая «квалификация» преступников, применение ими современных технических средств и профессионального оборудования свидетельствуют о неуклонном совершенствовании способов совершения преступлений, связанных с изменением идентификационного номера АТС.

Результаты проведенного анкетирования сотрудников ГИБДД, специализированных органов дознания и экспертно-криминалистических подразделений показывают, что наиболее распространенными способами подделки идентификационного номера АТС являются:

- нанесение при помощи сварки и иными способами металла на «лицевую» поверхность маркируемого элемента (панели кузова, балки рамы и т.п.) - 51 % полученных ответов;

- забивание (зачеканивание)знаков первоначальной маркировки и нанесение на их место знаков вторичной маркировки - 39 % полученных ответов,

- полная или частичная замена маркируемой панели (элемента) - 20% полученных ответов;

- заполнение имеющегося идентификационного номера пластичным веществом или легкоплавким металлом с последующим нанесением новых маркировок - 14 % полученных ответов.

Для изменения номерных обозначений, содержащихся на узлах и агрегатах АТС, может применяться полная или частичная замена маркировочной площадки агрегата - 11%.

Анализ экспертной практики показывает, что при замене маркируемой панели или ее части со знаками первичной идентификационной маркировки или уничтожении маркировок двигателей с удалением слоя металла с поверхности маркировочной площадки на глубину более 0,8 мм установление первоначальной маркировки экспертными способами делается практически невозможным.

При этом преступники прибегают к сокрытию следов преступления путем изменения внешних данных похищенного автомобиля, подделки документов на право управления, владения и распоряжения АТС.

В последние годы в целях маскировки внесенных изменений все активнее используются компьютерные технологии, позволяющие внести изменения в содержание идентификационного номера электронных блоков управления АТС10.

Данные о типичных материальных следах преступления и вероятных местах их локализации.

Локализация материальных следов рассматриваемых преступлений зависит от способа их совершения и отражает действия по подготовке, непосредственному изменению и маскировке изменения идентификационного номера АТС.

В зависимости от мест их локализации следы, образующиеся в результате совершения данного преступления, можно условно разделить на две группы.

К первой группе целесообразно отнести следы, образующиеся на самом АТС в местах нахождения идентификационного

номера или иных маркировочных обозначений, а ко второй группе - следы, образующиеся в месте, где осуществлялись преступные действия по изменению идентификационного номера АТС.

На маркируемой панели (элементе), маркировочной площадке или пластине с номерными обозначениями, а также в местах нанесения дублирующих номеров АТС можно обнаружить следы механического воздействия (сварки, забивания, удаления или нанесения слоя металла), ржавчины, удаления лакокрасочного покрытия, следы демонтажа элемента с идентификационными номерами.

Ввиду несоблюдения технологии окраски новых кузовов, используемой на предприятии-изготовителе, окраска маркируемой панели (элемента) может отличаться от окраски других элементов кузова, а под слоем лакокрасочного покрытия могут быть обнаружены вещества (мастика, грунтовка), не используемые при производстве и окраске кузовов на предприятии-изготовителе. После частичного смыва лакокрасочного покрытия может быть установлено различие внешнего вида грунта или внешнего вида поверхностей металла панели (элемента) в зонах расположения знаков идентификационной маркировки и контрольного участка11.

В местах совершения преступления могут быть обнаружены запасные части, номерные узлы и агрегаты, демонтированные элементы или их фрагменты, содержащие номерные обозначения, материалы, используемые для подделки, орудия преступления (пуансоны, керны, шлифовальные машины, дрели и пр.) и другие объекты, а также следы пребывания преступников (следы рук, обуви, микрообъекты).

Как было отмечено выше, в ряде случаев изменение идентификационного номера АТС сопряжено с подделкой сопроводительных документов с целью приведения содержащейся в них информации в соответствие с нанесенной идентификационной маркировкой. Поэтому в местах подделки документов могут быть обнаружены документы на различные АТС или бланки документов, полиграфическое оборудование или копировально-множительная техника, расходные материалы, используемые для подделки (химические вещества, краски, бумага, наборы шрифтов, матрицы).

Данные об обстановке совершения преступлений.

Под обстановкой совершения преступления в криминалистическом аспекте понимается система различного рода взаимодействующих между собой до и в момент преступления объектов, явлений и процессов, характеризующих место, время, вещественные, природно-климатические, производственные, бытовые и иные условия окружающей среды, особенности поведения непрямых участников противоправного события, психологические связи между ними и другие факторы объективной реальности, определяющие возможность, условия и иные обстоятельства совершения преступления12.

Однако не все перечисленные выше элементы обстановки преступления существенны для методики расследования преступлений, связанных с изменением идентификационного номера АТС. Специфика обстановки совершения рассматриваемого вида преступлений касается в первую очередь места и времени их совершения.

Как правило, данные преступления совершаются в гаражах, частных автосервисах и т.д. Это обусловлено, с одной стороны, возможностью совершения преступных действий без случайных свидетелей, а с другой - наличием там необходимого для производства разборки АТС, последующих кузовных и малярных работ оборудования и материалов13.

Если преступления совершаются в помещениях организаций (автосервисов и пр.), то преступники, как правило, стремятся реализовать свой замысел без посторонних лиц, для чего выбирается нерабочее (вечернее и ночное) время.

Данные о личностных свойствах субъекта (субъектов) преступной деятельности.

Рассматривая особенности лиц, совершающих такие преступления, как подделка идентификационного номера АТС либо подделка документов на АТС, следует отметить наличие у данной категории лиц определенных знаний, умений и навыков. Так, для изменения идентификационного номера необходимо знание технологии маркирования узлов и агрегатов, технологии покраски АТС, особенностей структуры маркировки, умение пользоваться сварочным и иным оборудованием и т.д.

Результаты проведенного нами исследования показывают, что абсолютное

большинство данных преступлений совершаются мужчинами (98%), в подавляющем большинстве случаев имеющими профессию или навыки автомеханика (76%).

По возрастным категориям преступников, совершающих преступления, связанные с изменениями идентификационного номера АТС, можно разделить на следующие группы: старше 35 лет (54%); от 25 до 35 лет (31%); от 18 до 25 лет (14%).

Большинство лиц, совершающих данные преступления, состоят в организованных преступных группах (65%), занимающихся совершением хищений АТС, как специалисты по изменению идентификационных маркировочных обозначений двигателя, шасси, кузова; техническому переоборудованию и перекраске ТС. Однако в некоторых случаях специалисты могут привлекаться для выполнения разовых работ под предлогом ремонта автомашины после разрушительной аварии.

Таким образом, к особенностям криминалистической характеристики рассматриваемой категории преступлений возможно отнести следующие данные:

- совершение преступлений мужчинами, имеющими профессию или навыки автомеханика (автослесаря), состоящими в организованных преступных группах или привлекаемых к разовому выполнению преступных деяний;

- выполнение действий по сокрытию следов преступления (использование подлинных или поддельных документов, получение справок об участии АТС в дорожно-транспортном происшествии, применение компьютерных технологий, позволяющие внести изменения в содержание идентификационного номера электронных блоков управления АТС).

Необходимо отметить, что рассмотренные элементы криминалистической характеристики преступлений, связанных с изменением идентификационного номера АТС, закономерно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому такие связи необходимо считать важнейшим свойством криминалистической характеристики рассматриваемой категории преступлений.

1 Состояние преступности в Центральном федеральном округе за январь-декабрь 2013 года. М.: ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД России, 2014. С. 16.

2 Цховребова И.А. О функциональном назначении криминалистической характеристики преступления // Теория и практика использования специальных знаний в раскрытии и расследовании преступлений (к 90-летию со дня рождения профессора И.М. Лузгина и 80-летию со дня рождения профессора Е.И. Зуева): Сб. матер. 50-х криминалистических чтений: В 2-х ч. М.: Академия управления МВД России, 2009. Ч. 2. С. 149-158.

3 См., например: Криминалистика: учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 61.

4 Шурухнов Н.Г. Структура криминалистической характеристики во взглядах профессора Е.И. Зуева // Теория и практика использования специальных знаний в раскрытии и расследовании преступлений (к 90-летию со дня рождения профессора И.М. Лузгина и 80-летию со дня рождения профессора Е.И. Зуева): Сб. матер. 50-х криминалистических чтений: В 2-х ч. М.: Академия управления МВД России, 2009. Ч. 2. С. 140-148.

5 См.: Криминалистика. Углубленный курс: учебник / Под общ. ред. проф. А.Г. Филиппова. М.: ДГСК МВД России, 2012. С. 394.

6 Всего опрошено 5245 сотрудников подразделений ГИБДД, органов предварительного следствия, специализированных подразделений дознания, экспертных подразделений, а также сотрудников уголовного розыска. Прим. автора.

7 Лесных А.В. Расследование подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.09. Краснодар, 2001. 25 с.

8 Родионов П.А. Криминалистическое исследование маркировочных обозначений грузовых автомобилей и автобусов иностранного производства: учебное пособие. М.: ГУ ЭКЦ МВД России, 2002. С. 10-11.

9 См.: Климов А.С. Хищения транспортных средств, совершаемые организованными группами: уголовно-правовой и криминологический аспекты: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.08. Елец, 2011. 239 с.

10 См.: Чеснокова Е.В. Экспертное исследование маркировочных обозначений на транспортных средствах по делам, связанным с их незаконным завладением: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.09. М., 2007. 206 с.

11 Нагайцев А.А. Исследование маркировочных обозначений легковых автомобилей зарубежного производства: учебное пособие. М.: ЭКЦ МВД России, ЗАО «Издательство БИНОМ», 1999. С 128-140.

12 Криминалистика: учебник / отв. ред. Н.П. Яблоков. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 68.

13 Сретенцев А.Н. Некоторые особенности криминалистической характеристики преступлений, связанных с изменением идентификационного номера транспортного средства // Наука и практика. 2013. № 1 (54). С. 96-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.