Научная статья на тему 'К вопросу о взаимодействии подразделений органов внутренних дел при раскрытии и расследовании краж автотранспорта'

К вопросу о взаимодействии подразделений органов внутренних дел при раскрытии и расследовании краж автотранспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
625
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИКИ ГИБДД / ЭКСПЕРТЫ-КРИМИНАЛИСТЫ / СЛЕДОВАТЕЛИ / КРАЖА / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ПОДДЕЛКА / АНАЛИЗ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭКСПЕРТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ДОКУМЕНТЫ / МАРКИРОВОЧНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ / УЗЛЫ И АГРЕГАТЫ / РАССЛЕДОВАНИЕ И РАСКРЫТИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сретенцев А. Н.

Выявлены и изложены основные способы подделки документации на автотранспортные средства и способы внесения изменений в первоначальные маркировочные обозначения узлов и агрегатов похищенного автотранспорта. В работе показано информационное значение результатов предварительных и экспертных исследований в процессе расследования краж автотранспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сретенцев А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о взаимодействии подразделений органов внутренних дел при раскрытии и расследовании краж автотранспорта»

5. О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд: постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 94 // СЗ РФ. 2006. № 9. Ст. 1017.

6. О лицензировании деятельности в области боеприпасов: постановление Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. № 891 // СЗ РФ. 2008. № 49. Ст. 5836.

7. Об утверждении типового положения о территориальном органе Федеральной службы по оборонному заказу: приказ Минобороны от 23 апреля 2007 г. № 154 // БНА ФОИВ. 2007. № 23.

8. О должностных лицах федеральной службы по оборонному заказу, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях: приказ Рособоронзаказа от 07 ноября 2006 г. № 321.

L.V. Slepenkova

State control peculiarities, performed by state service of defense order

Main peculiarities and legal basis for the state control procedure are concerned, which is held by Federal Service of defense order of the Russian Federation.

УДК 351.74:[343.711.6:629.331]

А.Н. Сретенцев, адъюнкт, (4862) 41-57-50, andius@pochta.ru, (Россия, Москва, МосУ МВД России)

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ КРАЖ АВТОТРАНСПОРТА

Выявлены и изложены основные способы подделки документации на автотранспортные средства и способы внесения изменении в первоначальные маркировочные обозначения узлов и агрегатов похищенного автотранспорта. В работе показано информационное значение результатов предварительных и экспертных исследовании в процессерасследования краж автотранспорта.

Ключевые слова: взаимодействие, сотрудники ГИБДД, эксперты-

криминалисты, следователи, кража, транспортное средство, подделка, анализ, предварительные исследования, экспертные исследования, документы, маркировочные обозначения, узлы и агрегаты, расследование ираскрытие.

Взаимодействие подразделений органов внутренних дел в деятельности по раскрытию и расследованию краж автотранспорта регламентировано УПК РФ и ведомственными нормативно-правовыми актами [1]. Данными актами организация и проведение работы по розыску похищенных

транспортных средств возлагается на подразделения ГИБДД и криминальной милиции. При этом ГИБДД обязана осуществлять регистрацию автотранспортных средств [2], тем самым информационно обеспечивая раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений, связанных с использованием автомобилей. Сведения о регистрируемых автотранспортных сред -ствах составляют содержание специальных автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС), в том числе системы учета разыскиваемых автотранспортных средств, по которым сотрудники регистрационного подразделения ГИБДД осуществляют проверку всех автотранспортных средств при наличии сомнений в правомерности их приобретения. Проверяются и документы на такие автотранспортные средства по специализированному федеральному учету утраченной, похищенной, распределенной специальной продукции. К специальной продукции Госавтоинспекции относятся бланки паспортов транспортных средств, паспортов шасси транспортных средств, свидетельства о регистрации транспортных средств, талонов о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств, справок-счетов, свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, акты технического осмотра транспортного средства, регистрационные знаки.

Сотрудники ГИБДД, производя осмотр автотранспортных средств, осуществляют проверку подлинности номерных агрегатов и регистрационных знаков, а также их соответствия данным, указанным в документах, удостоверяющих право собственности на транспортное средство. Однако такая проверка сопряжена с определенными трудностями, в частности при выявлении признаков подделки маркировочных обозначений на агрегатах автотранспортных средств и на представленных на них документах.

Проведенный нами опрос 64 сотрудников ГИБДД УВД двенадцати субъектов РФ, которые в силу своих должностных обязанностей осуществляют осмотр транспортных средств (опрос проводился на курсах повышения квалификации Орловского юридического института МВД России в 2008-2009 гг.), показал, что 86 % из них не могут без специалиста-криминалиста качественно осмотреть узлы и агрегаты автотранспортных средств, регистрационные знаки и документы на автотранспортные средства с целью обнаружения признаков подделки.

Это объективно обусловливает необходимость их взаимодействия с экспертно-криминалистическими подразделениями (ЭКП) ОВД. Такое взаимодействие бывает ситуативным или постоянно действующим. Например, сотрудники экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) УВД по Орловской области, согласно графику, дежурят в межрайонном отделе технического осмотра и регистрации ГИБДД УВД по Орловской области, оказывая помощь госинспекторам данного подразделения. При этом они не применяют разрушающие методы исследования, а его результаты оформляют справками. Обо всех фактах обнаружения разыскиваемого транспортного средства либо об изменениях маркировочных обозначений на узлах, агрегатах, поддельных документов на них немедленно докладывается в дежурную часть органа

322

внутренних дел. При наличии оснований возбуждается уголовное дело и назначаются необходимые криминалистические экспертизы (трасологические, исследования материалов и веществ, технико-криминалистического исследования документов и др.). Проведенный нами анализ результатов предварительных исследований и судебных экспертиз позволил выявить наиболее типичные способы подделки объектов исследования.

Так, например, основной бланк паспорта транспортного средства (ПТС) изготавливается преступниками на полиграфическом оборудовании с применением форм плоской, орловской, ирисовой, глубокой и металлографической печати. Знаки серии и номера выполняются репрографическим способом лазерной электрографии с использованием цветного лазерного принтера для ЭВМ. Данный вид подделки характеризуется следующими признаками:

- края штрихов исследуемых знаков неровные;

- красящее вещество на поверхности бумаги документа имеет выступающий рельеф;

- красящее вещество штрихов знаков непрочно крепится к поверхности бумаги бланка;

- изображения знаков имеют зернистую структуру;

- вокруг штрихов знаков имеются крупинки красящего вещества в виде точек марашек;

- в штрихах знаков красного цвета наблюдаются отдельные точки красящего вещества синего и черного цветов.

Розетки (реквизит бланка паспорта транспортного средства, защищающий документ от подделки) обычно выполняются способом плоской трафаретной печати, что характеризуется неизменяемостью цвета с зеленого на синий при рассмотрении ее под разными углами. В штрихах знаков розетки наблюдаются:

- равномерное, без сгустков, распределение краски при отсутствии красочного бортика;

- наличие слоя краски, рельефно выступающего над поверхностью бумаги;

- пилообразное строение штрихов;

- матовая поверхность красочного слоя штрихов;

- отсутствие деформации бумаги в местах наложения красящего вещества.

Полосы с голографическими изображениями обычно изготавливаются самодельным способом, что характеризуется следующими признаками:

- несоответствием по своему внешнему виду поддельной полосы с голографическими изображениями на ПТС аналогичной полосе на образце бланка ПТС, выполненного производством Госзнака;

- наклеиванием поддельной полосы с голографическим изображением с помощью прозрачной липкой ленты типа «скотч»;

- слабой видимостью голографической надписи «ГИБДД МВД России» на поддельных ПТС (в отличии от подлинных) при рассмотрении ее под различными углами.

При анализе результатов предварительных и экспертных исследований нами были установлены следующие типичные способы изменения первоначальных маркировочных обозначений на узлах и агрегатах автотранспортных средств:

- изменяются маркировки кузова автомобиля путем демонтажа маркируемой панели кузова (перегородки моторного отсека) и последующей установкой на его место маркируемой панели кузова (перегородки моторного отсека) с другого автомобиля с нанесенным на его поверхность рельефом знаков вторичной идентификационной маркировки и с пластиной заводской таблички;

- вырезается фрагмент маркируемой панели кузова (панели нижней полки коробки воздухопритока) и устанавливается при помощи сварки аналогичный по форме и размеру фрагмент маркируемой панели с другого автомобиля с последующим шпатлеванием швов и окрашиванием изделия покрывной эмалью;

- демонтируется панель косынки, приваренной к панели перегородки багажного отсека, на которую на предприятии-изготовителе с 1999 г. наносится дублирующее обозначение идентификационного номера кузова.

Признаками указанных способов подделки являются рельефные следы сварки, не соответствующие применяемой на предприятии-изготовителе в кузовном производстве. После внесения изменений в агрегаты и узлы автотранспортных средств их подвергают кустарному окрашиванию покрывной эмалью соответствующего цвета.

Анализ результатов предварительных и экспертных исследований позволяет нам сделать вывод, что пластины государственного регистрационного знака изготавливаются в основном двумя способами:

- с использованием промышленного оборудования (чаще всего штампов);

- путем самодельного изготовления пластины из листового металла (как правило, черного), на котором способом рисования лакокрасочным покрытием наносится обозначение регистрационного номера.

Как правило, признаком этого вида подделки является несоответствие самодельных пластин эталонным образцам пластин государственного регистрационного знака (различие по геометрическим параметрам и отсутствие рельефного клейма предприятия-изготовителя).

Информация, получаемая в ходе проведения предварительных исследований и судебных экспертиз, в дальнейшем может быть использована как сотрудниками оперативных, так и следственных подразделений в процессе раскрытия и расследования краж автотранспорта. Она позволяет выдвинуть обоснованные предположения или версии о направлении поиска преступника, об индивидуальных особенностях разыскиваемого лица, о

324

способе и месте внесения изменений в маркировочные обозначения двигателя, шасси, кузова, а также в документы на них. Результаты предварительных и экспертных исследований используются при планировании расследования краж автотранспорта, организации и проведении следственных действий. Как известно, заключения эксперта и специалиста являются доказательствами по уголовному делу (ст. 74 УПК РФ). И в обвинительном заключении следователь должен указать их наряду с другими доказательствами, подтверждающими обвинение (ст. 220 УПК РФ).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Инструкция по розыску автомототранспортных средств (с изменениями от 26 марта 1996 г., 29 июля 1997 г.: утв. приказом МВД РФ от 17 февраля 1994 г. № 58.

2. О порядке регистрации транспортных средств: приказ МВД РФ от 24 ноября 2о08 г. № 1001.

The particular solutions of some organizational questions arising in the interaction of STSI officers, as well as forensic and investigative units of internal affairs agencies in the investigation and disclosure of thefts of motor transport are shown in the present article by the author. In the process of the analysis of expert and investigative practices the author finds out and states the basic methods of falsification of documentation on the motor vehicles and way changes in the initial marking units and units of stolen vehicles.

The information value of the results of preliminary studies and expert investigation of motor vehicles thefts is depicted in the work.

УДК 343.72

A.B. Филиппов, преподаватель, 8-903-658-2333, yes444@yandex.ru (Россия, Тула, Тул. ф-л Моск. ун-та МВД России)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ АВТОСТРАХОВАНИЯ В РОССИИ И РЯДЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Проведен краткий анализ уголовного законодательства развитых зарубежных стран в области ответственности за мошенничества в сфере автострахования, сравнение с уголовным законодательством России, даны предложения по совершенствованию закона.

Ключевые слова: мошенничество; автострахование; страхование

транспорта.

Страхование как один из неотъемлемых финансовых институтов современного общества стоит в ряду наиболее интегрированных форм деятельности. Практически все наиболее крупные страховые компании в мире объединены связями совместного страхования и перестрахования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.