Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:
Матюшина М.А. — Особенности креативности у студентов-психологов с разным статусом профессиональной идентичности // Психология и Психотехника. - 2021. - № 2. DOI: 10.7256/2454-0722.2021.2.35686 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=35686
Особенности креативности у студентов-психологов с разным статусом профессиональной идентичности
Матюшина Марина Александровна
ассистент, кафедра Психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет 630073, Россия, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Карла Маркса, 20
И m.a.matyushina@gmail.com
Статья из рубрики "Профессиональная психология"
DOI:
10.7256/2454-0722.2021.2.35686
Дата направления статьи в редакцию:
07-05-2021
Дата публикации:
14-05-2021
Аннотация: В статье рассматривается проблема профессиональной идентичности современных студентов-психологов, а также проблема креативности как одной из необходимых универсальных компетенций современного специалиста. Рассмотрен вопрос о необходимости сопровождения процесса формирования профессиональной идентичности студентов-психологов. Объект исследования - профессиональная идентичность студентов-психологов. Предметом выступают особенности креативности студентов-психологов с разными статусами профессиональной идентичности. В статье представлены результаты одного из этапов исследования роли креативности в формировании профессиональной идентичности студентов-психологов. В выборку данного этапа вошли 155 студентов Новосибирского государственного технического университета и Сибирского государственного университета путей и сообщения, обучающихся по направлению «Психология». В ходе проведенного нами эмпирического исследования были выявлены особенности креативности студентов-психологов с разными статусами профессиональной идентичности. Как и предполагалось проявления образной и вербальной креативности различаются у студентов с разными статусами профессиональной идентичности.У студентов с доминирующим достигнутым статусом профессиональной идентичности наблюдаются самые высокие показатели по параметрам образной креативности: разработанность и оригинальность (20 кругов). Для студентов с доминирующим статусом псевдоидентичности не характерны проявления образной и
вербальной креативности. Полученные данные позволяют глубже понять особенности проявления креативности у студентов-психологов с разными статусами профессиональной идентичности.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, студенты-психологи, креативность, образная креативность, вербальная креативность, достигнутая профессиональная идентичность, псевдоидентичность, мораторий профессиональной идентичности, преждевременная профессиональная идентичность, диффузная профессиональная идентичность
Актуальность
Одной из важнейших задач высшей школы является формирование и развитие профессионального мышления студентов. В Федеральных образовательных стандартах третьего поколения уделяется особое внимание формированию творческого компонента
интеллекта будущих специалистов ^^
Сегодня от выпускника ожидают не только академической подготовки, но и стремление преобразовывать, улучшать, оптимизировать существующие способы выполнения деятельности и находить новые способы работы. В результате развития профессионального Я происходит расширение субъектного пространства, формируется и совершенствуется индивидуальный стиль деятельности, а также повышается креативность. Однако, стоит отметить, что использование креативности в профессиональной деятельности возможно только тогда, когда сформирована позиция субъекта труда, когда человек осознает, чем он занимается, как он делает свою работу, как можно выполнить ее лучше, когда поняты и приняты профессиональные ценности,
другими словами, когда сформирована профессиональная идентичность J41.
Развитие профессионального мышления студентов становится возможным с переходом от «знаниевого» подхода определения результатов обучения к компетентностному подходу. Важна не только и не столько информированность студента, но и возможность применять эти знания при решении практических и профессиональных задач --21.
По результатам исследования Т.Ю. Базарова, А.К. Ерофеева и А.Г. Шмелева под термином компетенция понимается определенная комбинация знаний, умений, навыков, мотивационных факторов, личностных качеств и ситуационных намерений, которая обеспечивает эффективное решение исполнителем задач определенного класса в
определенных условиях -Ш.
В рамках европейского проекта TUNING была разработана идея о необходимости внедрения двух групп компетенций в образовательный процесс. Первая группа представляет собой предметно-специализированные компетенции, то есть знания и способности, связанные с осваиваемой профессиональной деятельностью. Вторая группа - универсальные или ключевые компетенции - надпрофессиональные компетенции обеспечивающие успешное выполнение профессиональных задач.
Работодатели и эксперты отмечают i21, что в современных условиях универсальные компетенции играют не меньшую роль, чем профессиональные знания. Так в результатах опроса, проведенном ЦТР «Гуманитарные технологии» в 2008-2012 гг., мы видим, что работодатели среднего и крупного бизнеса России называют компетенции и деловые
качества наиболее важными характеристиками молодых специалистов и выпускников вуза
На профессиональную успешность человека оказывает влияние ситуация выбора профессии. Зачастую этот выбор происходит не целенаправленно, а случайно и спонтанно или под давлением родных и близких. В данной ситуации необходимо развивать универсальные компетенции как основу для формирования специализированных компетенций, а как следствие и профессиональной идентичности специалиста.
Современные динамичные условия постоянно предъявляют новые требования к человеку как субъекту трудовой деятельности. Однако, профессиональная идентичность способна помочь специалисту адаптироваться к этим изменениям, поскольку является одним из условий профессионального становления и реализации человека
Под профессиональной идентичностью мы будем понимать «результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества, определенная степень отождествления-дифференциации себя с «Делом» и «Другими», проявляющаяся в когнитивно-эмоционально-поведенческих самоописаниях «Я» [8с.49].
Все более актуальным становится вопрос изучения формирования профессиональной идентичности психолога в связи растущим запросом общества на разнообразные психологические услуги. Несмотря на то, что психологи в разных сферах могут значительно отличаться друг от друга, профессия психолога является достаточно творческой, при этом ориентированной на оказание социальной помощи. Требования к современному специалисту в области психологии включают в себя не только знания и практические навыки, но и развитые коммуникативные способности, развитый эмоциональный интеллект, высокий уровень творческих способностей [7].
Также необходимо отметить, что процесс профессионального становления психологов осложняется разнообразием методологических подходов в самой психологической науке. Именно этим обусловлена необходимость сопровождения процесса формирования профессиональной идентичности психолога, в частности студента-психолога, поскольку более глубокое понимание профессиональной идентичности возможно при изучении
всех стадий профессионализации специалиста [7].
Л.Б. Шнейдер были описаны пять статусов профессиональной идентичности [8, с- 65-68]:
1. Преждевременная идентичность (близка к навязанной идентичности: человек не совершал независимых профессиональных выборов);
2. Диффузная идентичность (человек не демонстрирует никаких активных попыток сделать профессиональный выбор, у него нет четких профессиональных целей и образа профессионального будущего);
3. Мораторий (человек находится в состоянии кризиса идентичности и активно пытается разрешить его, пробуя различные варианты);
4. Достигнутая позитивная идентичность (человек четко определил профессиональные планы, ставшие результатом осмысленного самостоятельного решения);
5. Псевдопозитивная идентичность, или псевдоидентичность (человек чрезмерно подчеркивает свою принадлежность определенной профессии и свой профессионализм).
Стоит отметить, что процесс становления профессиональной идентичности является нелинейным и продолжается на разных стадиях профессионализации.
Методология исследования
Объект исследования - профессиональная идентичность студентов-психологов. Предметом выступают особенности креативности студентов-психологов с разными статусами профессиональной идентичности.
Цель - выявить особенности проявления образной и вербальной креативности у студентов-психологов с разными статусами профессиональной идентичности.
На основе анализа результатов исследований, опирающихся на теории Л.М. Веккера о роли образного компонента в мышлении, мы выдвинули следующую гипотезу: проявления образной и вербальной креативности у студентов-психологов с достигнутым статусом профессиональной идентичности отличаются от особенностей проявления этих же видов креативности в группах с другими статусами профессиональной идентичности, а именно:
- показатели образной креативности в группе с достигнутым статусом профессиональной идентичности значимо выше, чем в группе с преждевременным статусом и псевдоидентичностью.
В исследовании применялись методы анализа научной литературы, психологического тестирования, а также методы математической обработки результатов (H-критерий Крускала-Уолисса, U-критерий Манна-Уитни).
Для проведения психологического тестирования были выбраны следующие методики: Для изучения статуса профессиональной идентичности студентов:
• Методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель и А.Г. Грецова;
• Методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ) Л.Б. Шнейдер. Для определения уровня креативности:
• Субтест невербальной креативности Е.П. Торренса;
• Тест «20 кругов»;
• Тест «Диагностика вербальной креативности» С. Медника.
Выборку составили 155 студентов, обучающихся на направлении подготовки «Психология» из Новосибирского государственного технического университета и Сибирского государственного университета путей и сообщения в возрасте от 18 до 24 лет (35% - мужчины, 65% - женщины).
Результаты исследования
Рассмотрим результаты изучения статусов профессиональной идентичности. По результатам методики изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель
и А.Г. Грецова, которые представлены на рисунке 1, у большинства (48%) испытуемых наблюдается мораторий профессиональной идентичности, то есть большинство студентов-психологов находятся в кризисе выбора профессионального будущего. Стоит отметить, что сформированный статус профессиональной идентичности выражен у 39% студентов. Мы предполагаем, что крайне выраженные значения по данному статусу могут говорить не столько о сформированной идентичности, как о псевдоидентичности, то есть чрезмерной, возможно стереотипной идентификацией себя с профессией.
Наименее выраженный статус профессиональной идентичности - навязанный, то есть современные студенты-психологи считают, что они самостоятельно делают свой профессиональный выбор, а также ориентируются в первую очередь на себя при формировании своего профессионального будущего.
Рисунок 1 - Распределение испытуемых по статусам профессиональной идентичности (по
методике А.А. Азбель и А.Г. Грецова)
На рисунке 2 мы видим результаты по методике изучения профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер. В группе студентов наиболее выражена диффузная профессиональная идентичность (у 32% респондентов), данные студенты не имеют четких целей и представлений о своем профессиональном будущем, при этом они не предпринимают активных действий по разрешению ситуации, и мораторий профессиональной идентичности, данные студенты также, как и предыдущие не имеют образа профессионального будущего, но они активно пробуют изменить ситуацию, изучая и пробуя различные варианты.
По результатам этой методики всего у 16% испытуемых доминирует достигнутая профессиональная идентичность, мы предполагаем, что это связано с тем, что у некоторых студентов наблюдается противоречие в самооценке профессиональной идентичности и реального поведения.
Похожее противоречие мы обнаруживаем при сопоставлении результатов по статусам навязанной (1%) и преждевременной идентичности (14%).
Рисунок 2 - Распределение испытуемых по статусам профессиональной идентичности (по
МИПИ Л.Б. Шнейдер)
Далее рассмотрим различия в проявлениях образной и вербальной креативности в группах с разным доминирующим статусом профессиональной идентичности по МИПИ Л.Б. Шнейдер.
По показателям вербальной уникальности средние значения в группе с достигнутым статусом профессиональной идентичности (4,68) значимо ниже, чем в группах с преждевременной (6,22) и диффузной (6,55) профессиональной идентичностью.
У студентов с достигнутой профессиональной идентичностью наблюдается уровень вербальной уникальности ниже среднего, то есть испытуемые предпочитают не использовать большое количество новых, уникальных семантических единиц в своей речи. Возможно, это связано с тем, что профессия психолога предполагает большое количество контактов с разными людьми.
Рисунок 3 - Средние значения параметра «Вербальная беглость» в группах с разными доминирующими статусами профессиональной идентичности
В группе с доминирующим статусом псевдоидентичность средние значения (14,0) по параметру вербальная беглость значимо ниже, чем в группах с преждевременной (17), диффузной (17,2) идентичностью и мораторием (17,6) (рисунок 3). Псевдоидентичность характеризуется стереотипным отношением к профессии, чрезмерным подчеркиванием своей причастности к профессии, что отражается в низкой потребности продуцировать
большое
количество
вербальных
идей.
Рисунок 4 - Средние значения параметра «Разработанность» в группах с разными доминирующими статусами профессиональной идентичности
В группе с достигнутым статусом профессиональной идентичности (56,6) показатели по параметру разработанность значимо выше, чем в группе с преждевременной (39,9) и диффузной (43,3) профессиональной идентичностью и находятся на высоком уровне (рисунок 4). Студенты с достигнутым статусом профессиональной идентичности стремятся не только предлагать новые идеи, но и развивать, дополнять, дорабатывать эти идеи и решения.
Рисунок 5 - Средние значения параметра «Название» в группах с разными доминирующими статусами профессиональной идентичности
Показатель «Название» связан со способностями к синтезу и обобщению и коррелирует с показателями вербальной креативности. Мы видим (рисунок 5), что в группе с доминирующим статусом моратория профессиональной идентичности (6,9) средние значения значимо выше, чем в группах с другими доминирующими статусами и находятся на уровне выше среднего. Возможно, студенты, находящиеся в ситуации кризиса профессиональной идентичности, стараются компенсировать средний уровень оригинальности образной креативности через словотворчество.
16 14
и 1а
Е
б 4 2 О
■ 11реждевременная ■ Диффузная
■ Мораторий ■ Достигнутая
■ Псевдоидентичность
Рисунок 6 - Средние значения параметра «Беглость» (20 кругов) в группах с разными доминирующими статусами профессиональной идентичности
Несмотря на то, что значения параметра беглость (рисунок 6) во всех группах находятся на среднем уровне, значения в группах мораторий и достигнутая профессиональная идентичность достоверно выше, чем в группах с диффузной идентичностью и псевдоидентичностью.
20 1! 1« 14 12
10 £
6 4
г а
■ Преждевременная ■ Диффузная т Мораторий
■ До стигнутая ■ П севдоиденп гчностъ
Рисунок 7 - Средние значения параметра «Оригинальность» (20 кругов) в группах с разными доминирующими статусами профессиональной идентичности
На рисунке 7 показано, что в группе с достигнутым статусом профессиональной идентичности средние значения по параметру оригинальность (17,3) значимо выше, чем в остальных группах и находятся на высоком уровне, в остальных группах наблюдается средний уровень. Студенты с достигнутым статусом профессиональной идентичности генерируют большое количество идей, которые отличаются новизной.
Рисунок 8 - Средние значения параметра «Гибкость» (20 кругов) в группах с разными доминирующими статусами профессиональной идентичности
На рисунке 8 мы видим, что в группе с мораторием профессиональной идентичности средние значения (9,0) по параметру гибкость значимо выше, чем в остальных группах, то есть студенты с доминирующим статусом мораторий профессиональной идентичности склонны к постоянной перемене категорий в создании своих решений.
Стоит отметить, что в группе с достигнутым статусом наблюдаются средний уровень параметра гибкость, при качественном анализе было обнаружено, что среди рисунков доминируют рисунки в категориях «человек» и «взаимоотношения». Можно предложить, что высокий уровень оригинальности и средний уровень гибкости с преобладанием определенных категорий связан с процессом формирования специализированной креативности студентов.
Выводы и обсуждения
В ходе проведенного нами эмпирического исследования были выявлены особенности креативности студентов-психологов с разными статусами профессиональной идентичности. Как и предполагалось проявления образной и вербальной креативности различаются у студентов с разными статусами профессиональной идентичности.
У студентов с доминирующим достигнутым статусом профессиональной идентичности наблюдаются самые высокие показатели по параметрам образной креативности: разработанность и оригинальность (20 кругов). Студенты имеющие четкие планы и образ профессионального будущего способны к созданию и проработке новых идей, решений и способов деятельности. При этом можно отметить, что у некоторых студентов начинает формироваться «специализированная» креативность: большинство рисунков в тесте 20 кругов были связаны с темой человек и взаимоотношения.
Для студентов с доминирующим статусом псевдоидентичность не характерны проявления образной и вербальной креативности. Поскольку псевдоидентичность предполагает чрезмерное, в какой-то степени стереотипное отождествление себя с профессией, то и потребность в создании, проработке творческих идей представлена очень слабо.
Данное исследование является частью исследования роли креативности в становлении профессиональной идентичности студентов-психологов. Полученные данные позволяют глубже понять особенности проявления креативности у студентов-психологов с разными статусами профессиональной идентичности. В дальнейшем результаты исследования
могут быть использованы преподавателями и службами психологического сопровождения студентов в целях помощи процессу формирования профессиональной идентичности современного психолога. Итогом такого сопровождения должна выступить достигнутая позитивная профессиональная идентичность, которая будет проявляться в осознанном самостоятельном построении своего профессионального будущего, реализации и корректировке профессиональных целей.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства Науки и Высшего Образования в рамках Госзадания по проекту № FSUN-2020-0009
Библиография
1. Базаров Т.Ю., Ерофеев А.К., Шмелев А.Г. Коллективное определение понятия «Компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. -2014. - № 1. - С.87-102.
2. Белкина В.В., Макеева Т.В. Концепт универсальных компетенций высшего образования // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - №5. - С.117-126.
3. Емельянова С.В., Стрельникова Ю.Ю. Исследование феномена профессиональной идентичности в различных направлениях психологической науки // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №63-1. - С.475-478.
4. Матюшина М.А. Взаимосвязь профессиональной идентичности и креативности у студентов-психологов // Психолог. - 2020. - №3. - С.53-62.
5. Меньшикова Л.В. Значение образных компонентов интеллекта в развитии профессионального мышления студентов технического вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №8. - С.235-239.
6. Сыченко Ю.А. Профессиональная идентичность студентов в контексте периодизации профессионального развития личности // Гуманитарные науки. - 2020. - №4 (52). -С.170-177.
7. Тимофеева Т.С., Солянкина Л.Е. Супервизия как одно из условий становления профессиональной идентичности психолога // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - №1. - Т.8. - С.56.
8. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 128 с.
9. Исследование-опрос работодателей отраслей крупного и среднего бизнеса [Электронный ресурс] // Сайт ЦТР «Гуманитарные технологии», 2012. - Режим доступа: https ://proforientator.ru
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Представленная научная статья «Особенности креативности у студентов-психологов с разным статусом профессиональной идентичности» представляет актуальные проблемы, связанные с дальнейшей профессиональной ориентацией специалистов и успешностью их трудовой деятельности. Важность выбранной темы состоит в том, что исследование этой области позволяет решить вопросы эффективности и качества профессиональной
деятельности будущих специалистов. Авторы справедливо отмечают, что важной задачей высшей школы является формирование и развитие профессионального мышления студентов. Поэтому в Федеральных образовательных стандартах третьего поколения уделяется особое внимание формированию творческого компонента интеллекта будущих специалистов Авторы в своей работе раскрывают представление о проблеме «профессиональной идентичности», под которой рассматривается, прежде всего, «результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества, определенная степень отождествления-дифференциации себя с «Делом» и «Другими», проявляющаяся в когнитивно-эмоционально-поведенческих самоописаниях «Я». В теоретической части исследования представлены и описаны пять статусов профессиональной идентичности. Рассмотрены различные отечественные и зарубежные подходы к этой проблеме. Объектом исследования выступает профессиональная идентичность студентов-психологов. В качестве предмета выступают особенности креативности студентов-психологов с разными статусами профессиональной идентичности. Целью работы является выявление особенностей проявления образной и вербальной креативности у студентов-психологов с разными статусами профессиональной идентичности. Основными методами исследования были следующие: методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель и А.Г. Грецова; методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ) Л.Б. Шнейдер; субтест невербальной креативности Е.П. Торренса; тест «20 кругов»; тест «Диагностика вербальной креативности» С. Медника. В результате исследования авторы выявили особенности креативности студентов-психологов с разными статусами профессиональной идентичности. Проявления образной и вербальной креативности различаются у студентов с разными статусами профессиональной идентичности. У студентов с доминирующим достигнутым статусом профессиональной идентичности наблюдаются самые высокие показатели по параметрам образной креативности: разработанность и оригинальность (20 кругов). Студенты, которые имеют четкие планы и образ профессионального будущего способны к созданию и проработке новых идей, решений и способов деятельности. Для студентов с доминирующим статусом псевдоидентичность не характерны проявления образной и вербальной креативности. Поскольку псевдоидентичность предполагает чрезмерное, в какой-то степени стереотипное отождествление себя с профессией, то и потребность в создании, проработке творческих идей представлена очень слабо. По мнению авторов, достигнутая позитивная профессиональная идентичность будет проявляться в осознанном самостоятельном построении своего профессионального будущего, реализации и корректировке профессиональных целей и задач. Исследование сопровождается цветными графическими схемами в форме диаграмм, что позволяет наглядно увидеть результаты проведенного исследования. Работа будет интересна широкому кругу читателей. Литература полностью соответствует замыслу исследования.