Научная статья на тему 'Особенности профессиональной идентичности студентов медицинского вуза'

Особенности профессиональной идентичности студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
277
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / PROFESSIONAL IDENTITY / СТАТУС ИДЕНТИЧНОСТИ / STATUS OF IDENTITY / СТУДЕНТ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / MEDICAL HIGH SCHOOL STUDENT / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONALIZATION / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малютина Татьяна Владимировна, Морозова Ирина Станиславовна

В настоящее время проблема становления профессиональной идентичности требует более детального изучения, это связано с тем, что она формируется в процессе профессионального становления и выступает одним из значимых показателей характеристики личности профессионала. Исследования, посвященные изучению проблемы профессиональной идентичности, становятся особенно актуальными, так как необходимо ее развитие еще на этапе вузовской подготовки. Статья посвящена изучению данного феномена, на примере студентов медицинского вуза. В работе представлены результаты проведенного эксперимента, выделены статусы идентичности студентов и дана их характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малютина Татьяна Владимировна, Морозова Ирина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PROFESSIONAL IDENTITY OF MEDICAL HIGH SCHOOL STUDENTS

Nowadays the problem of professional identity becoming needs more detailed research, it is connected with the fact that it is formed in the process of professional becoming and stands out as one of the significant indexes of a characteristic of a professional personality. The research devoted to the study of the problem of professional identity becomes especially actual as its development is necessary at the stage of high school preparation. The article is devoted to the research of this phenomenon on the model of medical high school students. The results of the experiment are introduced in the work, the statuses of students’ identity are distinguished, their characteristic is given.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной идентичности студентов медицинского вуза»

«Самомотивация» взаимосвязан с компонентом «Творческий подход» (г=0,294; р— 0,05); компоненты «Эмоциональная осведомленность» и «Влияние на окружающих» (г=0,443; р— 0,01). Сильная взаимосвязь существует между компонентами «Умение работать в группе» и «Управлением собственными эмоциями» (г=0,412; р— 0,01). Выявлена взаимосвязь между «Социальным эмоциональном интеллектом» и «Умением влиять на окружающих» (г=0,309; р— 0,05), слабая взаимосвязь между компонентами «Внутренний эмоциональный интеллект» и «Умением решать проблемы» (г=0,297; р— 0,05). Кроме этого была выявлена слабая взаимосвязь между компонентами «Внутренний эмоциональный интеллект» и «Умением управлять собой» (г=0,239; р— 0,05); сильная взаимосвязь между компонентами «Экзистенциальный эмоциональный интеллект» и «Организаторские способности» (г=0,402; р— 0,01). Выявлена слабая взаимосвязь между компонентами «Экзистенциальный эмоциональный интеллект» и «Умением управлять собой» (г=0,334; р— 0,05); между компонентами «Экзистенциальный эмоциональный интеллект» и «Творческий подход» (г=0,327;р^ 0,05).

Выводы. Проведенный корреляционный анализ подтвердил существование взаимосвязи эмоционального интеллекта с лидерскими качествами студентов. Кроме этого, полученные результаты позволяют констатировать достаточно высокое развитие лидерских и организаторских способностей у студентов представителей студенческого совета. Не смотря на то, что студентов с низким уровнем развития эмоционального интеллекта выявлено незначительное число и отсутствуют студенты с низким уровнем лидерских качеств, анализ полученных результатов позволяет констатировать, что со студентами необходимо проводить психологическую работу, направленную на развитие эмоционального интеллекта, лидерских и организаторских качеств, которые будут способствовать выстраиванию эффективных межличностных отношений и, следовательно, повышению качества работы студенческого совета.

Литература:

1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман - Москва: Издательство «АСТ Москва» 2009. - 478 с.

2. Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство: Исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли [Текст] / Е. В Кудряшова - Архангельск.: Издательство ПМПУ, 1996. - 256 с.

3. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования [Текст] / Д. В. Люсин. - Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 29 - 36.

4. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков - Москва: Прайм-Еврознак 2007. - 672 с.

Психология

УДК 159.923.2

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ДПО Малютина Татьяна Владимировна

Омский государственный медицинский университет (г. Омск); заведующий кафедрой общей психологии и психологии развития, доктор психологических наук, профессор Морозова Ирина Станиславовна

Кемеровский государственный университет (г. Кемерово)

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО

ВУЗА

Аннотация. В настоящее время проблема становления профессиональной идентичности требует более детального изучения, это связано с тем, что она формируется в процессе профессионального становления и выступает одним из значимых показателей характеристики личности профессионала. Исследования, посвященные изучению проблемы профессиональной идентичности, становятся особенно актуальными, так как необходимо ее развитие еще на этапе вузовской подготовки. Статья посвящена изучению данного феномена, на примере студентов медицинского вуза. В работе представлены результаты проведенного эксперимента, выделены статусы идентичности студентов и дана их характеристика.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, статус идентичности, студент медицинского вуза, профессионализация, высшее образование.

Annotation. Nowadays the problem of professional identity becoming needs more detailed research, it is connected with the fact that it is formed in the process of professional becoming and stands out as one of the significant indexes of a characteristic of a professional personality. The research devoted to the study of the problem of professional identity becomes especially actual as its development is necessary at the stage of high school preparation. The article is devoted to the research of this phenomenon on the model of medical high school students. The results of the experiment are introduced in the work, the statuses of students' identity are distinguished, their characteristic is given.

Keywords: professional identity, status of identity, medical high school student, professionalization, higher education.

Введение В настоящее время профессиональная идентичность обсуждается как «сложный интегративный психологический феномен» [5], как «ведущая характеристика профессионального развития человека, которая свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития» [3].

Нами профессиональная идентичность характеризуется, как системное, многоуровневое динамическое явление, которое непосредственно связано с профессиональным самосознанием, самоопределением, профессиональным развитием личности в целом, профессиональная идентичность выступает как один из основных критериев процесса профессионализации личности [2].

Понятие идентичность традиционно в психологии связывают с именем Э. Эриксона, а также в западной психологии наибольшее распространение получила модель статусов идентичности Дж. Марсиа. Идентичность, по Дж. Марсия, — это структура эго — внутренняя самосозидающаяся, динамическая организация потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории [7].

Л. Б. Шнейдер также, в своих работах, предлагает изучать идентичность через принадлежность личности к определенному статусу идентичности [5, с. 37]. Молодой человек в диффузной идентичности характеризуется отсутствием прочных целей, ценностей и убеждений и активных попыток их сформировать. Статус мораторий - кризис идентичности. Человека с достигнутой идентичностью проявляет определенную совокупность личностно значимых целей, ценностей, убеждений и переживает их как личностно значимые, которые обеспечивают ему чувство определенной направленности и осознания смысла жизни. Псевдоидентичность - это проявление определенного отрицания собственной уникальности или ее навязчивое подчеркивание с переходом в стереотипию, нарушение механизмов идентификации и обособления в сторону гипертрофированности.

Отечественные ученые отмечают, что становление профессиональной идентичности происходит благодаря активности субъекта профессионализации. В работах Л. Б. Шнейдер профессиональная идентичность определяется как объективное и субъективное единство с профессиональной группой, делом, которое обусловливает преемственность профессиональных характеристик (норм, ролей, статусов) личности [5, с. 64].

В работах посвященных изучению проблем высшей школы отмечается, что в последнее время произошел существенный сдвиг становления самосознания молодого человека с 17-19 лет на 23-25 лет [6]. Становление идентичности - центральный психологический процесс юношеского возраста [4], и можно говорить, что именно в этом возрасте происходит становление не только личностной, но и профессиональной идентичности.

В отечественной и в зарубежной психологической литературе мы наблюдаем определенные разногласия в обозначении возрастных границ периода юности. В частности большинство авторов связывают данный возрастной период с выбором профессионального пути и обучения и называют его периодом реалистической оптации (Дж. Сьюпер, Р. Хавигхест, Н. С. Пряжников, Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк).

Стадию оптации Э. Ф. Зеер связывает с формированием профессиональных намерений и выделяет кризис учебно-профессиональной ориентации, ядро которого - необходимость выбора способа получения профессионального образования [1]. Прохождение кризисного периода и рефлексия своих знаний и возможностей, как правило, приводят к выбору варианта продолжения учебы, которая ориентирована не профессиональное поле, а не на конкретную профессию. Следствие кризиса - это постепенное принятие будущей профессиональной роли, которая способствует становлению профессиональной идентичности.

Формулировка цели статьи и задач.

Цель статьи: На основе анализа полученных результатов эмпирического исследования выделить особенности становления профессиональной идентичности студента на конкретном этапе обучения в медицинском вузе.

Задачи статьи:

1. Провести анализ результатов исследования статуса профессиональной идентичности у студентов 2-го и 4-го курсов;

2. Охарактеризовать особенности взаимосвязей содержательных компонентов профессиональной идентичности в соответствии с определенным статусом профессиональной идентичности.

Изложение основного материала статьи. Анализ теоретического обзора отечественной и зарубежной научной литературы показал, что накоплен достаточно большей теоретический материал посвященный изучению психологических аспектов профессиональной идентичности. Однако большинство работ направленны на изучение особенностей становления профессиональной идентичности будущих педагогов, психологов, особенности становления и организация психолого-педагогического сопровождения становления профессиональной идентичности на этапе обучения в вузе для молодых людей других профессий остаются без внимания, в частности студентов-медиков.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Омского государственного медицинского университета. Было обследовано 200 человек, из них 100 обучающихся 2-го курса лечебного факультета, и 100 обучающихся 4-го курса, также лечебного факультета.

Для определения статуса профессиональной идентичности была применена методика исследования профессиональной идентичности (МИПИ), Л. Б. Шнейдер. Автором определены пять основных статусов профессиональной идентичности: преждевременная идентичность, диффузная, мораторий, достигнутая позитивная идентичность и псевдоидентичность. Л. Б. Шнейдер расширила классификацию статусов идентичности разработанной Дж. Марсиа.

Наиболее распространенным статусом профессиональной идентичности у студентов 2-го и 4-го курсов в период студенческого возраста является диффузная идентичность(2 курс п=25, 4курс п=30). Студенты, имеющие статус диффузной идентичности, характеризуются несформированностью внутренних позиций, не имеют постоянных целей, направленности и не пытаются их активно сформировать. Основными характеристиками студентов имеющих статус диффузной идентичности являются: средняя степень удовлетворенности своим выбором, успехами и возможностями; сомнения в достижения определенных результатов; низкая инициативность; средний уровень тревожности и эмоциональной стабильности; отстраненность и безразличие к своим достижениям; низкий уровень мобилизации своих усилий для достижения определенного результата.

У студентов 2-го (п=10) курса на втором месте выступает статус преждевременной идентичности, у студентов 4-курса (п=3). Студенты, имеющие статус преждевременной идентичности характеризуются недостаточно сформированными профессиональными целями, планами и убеждениями. Но при этом, эти студенты, пытаются их сформировать и выстроить определенные варианты своего дальнейшего профессионального развития. Чаще всего к этому статусу принадлежат молодые люди, у которых родители не проявляли должного внимания и интереса к профессиональному будущему своего ребенка или молодые люди недостаточно осознают важность и значимость выбора будущей профессии.

Статус мораторий, на втором месте у студентов 4-го курса (п=11), у студентов 2-го курса (п=7). Студенты имеющих статус мораторий характеризуются исследованием альтернативных вариантов

профессионального развития и активно пытаются из такого состояния выйти, приняв осознанное решение о своем профессиональном будущем. Это статус идентичности, при котором молодые люди находятся в состоянии кризиса, но активно пытаются разрешить его, при этом пробуя различные варианты выхода из сложившейся ситуации. Студенты со статусом мораторий обычно характеризуются повышенной тревожностью, неудовлетворенностью сложившейся ситуацией, повышенной познавательной активностью, но при этом низкой оценкой собственных возможностей для достижения поставленных целей, а так же поиском социальной поддержки и избегания проблем.

Доля испытуемых в статусе достигнутой идентичности (2 курс п=3, 4 курс п=3), наиболее низкая. Для них характерны следующие признаки, которые проявляются в сформированности определенных личностно значимых для него целей, убеждений, направленности. Также можно отметить, что для студентов с достигнутой идентичностью характерны следующие признаки: высокая познавательная потребность; значение профессиональной сферы и удовлетворенность выбранной профессии; достаточно высокий уровень проявления волевого усилия для достижения намеченных целей; адекватная оценка своего потенциала, для достижения результатов деятельности; проявление инициативности.

Группа студентов, имеющая статус псевдоидентичность (2 курс п=5, 4 курс п=3), характеризуются стабильным нарушением идентификации с будущей профессиональной ролью. Такое состояние характерно для студентов, которые выбрали профессию не путем собственного решения, а по совету родителей или друзей. На определенное время такое состояние обеспечивает комфорт, но в дальнейшем приводит к разочарованию и переживаниям по поводу своего профессионального будущего. Для студентов, имеющих данный статус идентичности, характерно проявление познавательной активности, но при этом низкая удовлетворенность достигнутыми результатами деятельности.

Анализ динамики становления профессиональной идентичности показал, что доминирующим статусом профессиональной идентичности на этапе обучения в вузе является диффузная профессиональная идентичность. Мы предположили, что трудности становления профессиональной идентичности проявляются в определенных взаимосвязях содержательных характеристик компонентов профессиональной идентичности.

Далее мы определили взаимосвязи содержательных характеристик профессиональной идентичности студентов 2 курса, имеющих определенный статус идентичности. В качестве метода математической статистики применялся корреляционный анализ по Яз-Спирмена.

У студентов с преждевременным статусом идентичности выявлена отрицательная корреляционная взаимосвязь между критериями «познавательные потребности» и «значимость результатов деятельности» (г=-0,6 при р<0,05) и «оценка уровня достигнутых результатов» (г=-0,73 при р<0,01). Так же положительная корреляционная взаимосвязь между критериями «значимость результатов деятельности» и «избегание проблем» (г=0,7 при р<0,01) и «общая напряженность» (г=0,63 при р<0,05). Это говорит о том, что студенты проявляют познавательную активность, но при этом для них не важен результат деятельности, при котором они испытывают общую напряженность и проявляют эту активность для избегания определенных проблем, в данной ситуации учебных.

Иную картину взаимосвязей мы наблюдаем у студентов второкурсников, имеющих диффузную идентичность. У студентов с диффузным статусом идентичности выявлены корреляционные взаимосвязи между критериями «познавательные потребности» и «значимость результатов деятельности» (г=-0,45 при р<0,01), «общая напряженность» (г=-0,33при р<0,05) и «уровень сложности заданий» (г=-0,48 при р<0,01). А также выявлена положительная корреляционная взаимосвязь между критериями «уровень сложности заданий» и «мобилизация усилий» (г=0,38 при р<0,05) и «поиск социальной поддержки» (г=0,4 при р<0,01). Для второкурсников с диффузным статусом идентичности свойственно проявление познавательной активности, которая детерминирует определенную напряженность и низкое проявление значимости к выполнению деятельности, при этом уровень сложности задания и его выполнение зависит от мобилизации усилий студентов и поиска социальной поддержки.

У студентов со статусом мораторий выявлена положительная корреляционная взаимосвязь между критериями «сфера Профессия» и «значимость результатов деятельности» (г=0,83 при р<0,01),«проявление волевого усилия» (г=0,75 при р<0,01). Положительная корреляционная взаимосвязь между критериями «проявление волевого усилия» и «общая напряженность» (г=0,86 при р<0,01) и отрицательная взаимосвязь между критериями «проявление волевого усилия» и «закономерность результатов деятельности» (г=-0,72 при р<0,05). Также определена отрицательная взаимосвязь между критериями «значимость результатов деятельности» и «избегание проблем» (г=-0,7 при р<0,05). Студенты с диффузным статусом идентичности составляют самую многочисленную группу (п=25). Это говорит о том, что большинство второкурсников находятся в состоянии кризиса идентичности, что характеризуется активным поиском решение проблем, проявлением волевых усилий для достижения поставленных целей и проявлением общей напряженности. Студенты с диффузной идентичностью могут перейти в статус моратория, а затем в статус достигнутой идентичности, но они также могут остаться на стадии диффузной идентичности. Это будет зависеть от личностных качеств молодого человека.

Студентов со статусом достигнутой идентичности проявляется положительная корреляционная взаимосвязь между критериями «познавательные потребности» и «удовлетворенность профессией» (г=0,9 при р<0,05), «инициативность» (г=0,9 при р<0,05). Выявлена положительная взаимосвязь между критериями «инициативность» и «ожидаемый уровень результатов деятельности» (г=0,92 при р<0,05). Определены взаимосвязи между критериями «познавательные потребности» и «проявление волевых усилий» (г=0,93 при р<0,01), «закономерность результатов деятельности» (г=0,91 при р<0,05), а также взаимосвязь между критериями «проявление волевых усилий» и «закономерность результатов деятельности» (г=0,94 при р<0,01). Студенты, с достигнутым статусом идентичности, это юноши и девушки достаточно благополучно прошедшие период кризиса или выбор профессии был сделан достаточно осознанно. Вследствие этого у них сформировалась определенная совокупность личностно значимых целей, убеждений и профессиональная направленность, а также познавательная активность и стремление к достижению намеченных результатов.

У студентов, имеющих статус псевдоидентичность, прослеживается отрицательная взаимосвязь между критериями «познавательная активность» и «общая напряженность» (г= -0,94 при р<0,01) и «эмоциональная напряженность» (г= -0,98 при р<0,01), положительная корреляционная взаимосвязь между критерием «познавательная активность» и «ожидаемый уровень результата деятельности» (г=0,91 при р<0,05). Положительная взаимосвязь между критериями «ожидаемый уровень результата» и «поиск социальной

поддержки» (г=0,95 при р<0,05). Мы это объясняем тем, что у студентов со статусом псевдоидентичность проявляется познавательная активность, но в то же время она вызывает определенную общую и эмоциональную напряженность. Эти студенты достаточно высоко оценивают собственные качества и стараются любыми средствами достичь поставленной цели. У таких студентов хорошо продуманы планы, и они рассчитывают не только на собственные силы и средства, но и на социальную поддержку окружающих.

Анализируя полученные данные обучающихся 4-го курса медицинского университета, мы можем отметить следующие особенности становления статусов профессиональной идентичности.

У студентов, имеющих статус преждевременной идентичности, выявлена положительная корреляционная связь между критериями сфера «профессии» и «оценка своего потенциала» (г=0,91 при р<0,05), «значимость результата деятельности» (г=0,98 при р<0,01). Отрицательная корреляционная взаимосвязь отмечается между критериями «значимость результата деятельности» и «общая напряженности» (г=-0,96 при р<0,01) и положительная корреляционная взаимосвязь отмечается между критериями «значимость результата деятельности» и «избегание проблем» (г=0,93 при р<0,05). Студенты 4-го курса, имеющие статус преждевременной идентичности, характеризуются позитивным самоотношением к выбранной профессии при положительной оценке своего потенциала и значимости результатов своей деятельности. Но при этом они проявляют напряжение, чем больше значение результата деятельности, тем выше напряжение, испытывающее студентами, а также избегание возникающих каких-либо проблем. Скорей всего это вариант «навязанной» профессиональной идентичности: «Надо учиться, учусь! Жалко бросить, 4 года позади, буду учиться!» и т.д.

Иную картину взаимосвязей мы наблюдаем у студентов четверокурсников, имеющих статус диффузной идентичности. Статус диффузной профессиональной идентичности более всего выражен у студентов 4-го курса (п=30), мы наблюдаем меньшее число корреляционных взаимосвязей между содержательными характеристиками компонентов профессиональной идентичности и отмечаем, что взаимосвязи только наблюдаются между характеристиками поведенческого и эмоционально - оценочного компонентов.

Положительная корреляционная связь выявлена между критериями «оценка достигнутых результатов деятельности» и «оценка своего потенциала» (г=0,46 при р<0,01). Выявлена также отрицательная взаимосвязь между критериями «эмоциональная напряженность» и «оценка своего потенциала» (г= - 0,39 при р<0,01), «оценка достигнутых результатов» (г=0,44 при р<0,01), «мобилизация усилий» (г=0,46 при р<0,01), а также положительная корреляционная взаимосвязь между критериями «мобилизация усилий» и «поиск социальной поддержки» (г=0,35 при р<0,05).

Интерпретируя полученные результаты, мы отмечаем, что четверокурсники, имеющие диффузный статус профессиональной идентичности, не до конца сформировали определенные профессиональные убеждения и взгляды. Они сформировали для себя совокупность определенных личностно-значимых целей и убеждений, которые вполне обеспечивают им чувство осмысленности и направленности профессионального пути.

У студентов со статусом мораторий выявлена положительная корреляционная взаимосвязь между критериями «познавательная потребность» и «уровень достигнутых результатов деятельности» (г=0,56 при р<0,01), «значение результата деятельности» (г=0,71 при р<0,01), «проявление волевых усилий» (г=0,73 при р<0,01). Отрицательная корреляционная взаимосвязь между критериями «эмоциональная напряженность» и «проявление волевых усилий» (г=- 0,71 при р<0,01), «уровень достигнутых результатов деятельности» (г= -0,6 при р<0,01). Положительная корреляционная взаимосвязь между критериями «значение результата деятельности» и «ожидаемый результат деятельности» (г=0,58 при р<0,05), и положительная корреляционная взаимосвязь между критериями «значение результата деятельности и «инициативность» (г=0,6 при р<0,01). Студенты 4-го курса со статусом мораторий еще не вышли со стадии кризиса, но активно пытаются это решить, при этом пробуя различные варианты действий. Студенты в основном знают, чего они хотят и к чему стремятся на этапе профессионального развития и соответственно структурируют свою жизнь.

У четверокурсников с достигнутым статусом идентичности выявлена положительная корреляционная взаимосвязь между критериями сфера «Профессия» и «оценка собственного потенциала» (г=0,59 при р<0,05), «удовлетворенность профессией» (г=0,96 при р<0,01) и « закономерность результатов деятельности» (г=0,93 при р<0,01), а также положительная корреляционная взаимосвязь между критериями «закономерность результатов деятельности» и «поиск социальной поддержки». У них уже четко сформированы взгляды, убеждения, профессиональные ценности. Они способны конструктивно решать поставленные задачи и при этом прогнозируют результат своей деятельности. Это студенты, которые благополучно преодолели кризис и четко знают, чего они хотят и соответственно структурируют свою жизнь. Им свойственно чувство стабильности и осознание возникающих трудностей, стремления к достижению поставленных целей.

У четверокурсников со статусом псевдоидентичность значимые корреляционные связи не выявлены.

Выводы. Итак, сформулируем основные выводы исследования посвященного изучению становления профессиональной идентичности у студентов-медиков.

1. Наиболее распространенным статусом профессиональной идентичности у студентов 2-го и 4-го курсов в период студенческого возраста является диффузная идентичность(2 курс п=25, 4курс п=30).

2. Выявлены значимые корреляционные взаимосвязи у всех групп с определенным статусом, кроме статуса псевдоидентичность.

3. Корреляционные взаимосвязи у четверокурсников отличительны от корреляционных взаимосвязей между содержательными характеристиками у второкурсников. Мы отмечаем доминирование связей между содержательными характеристиками эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов, в меньшей степени проявление когнитивного компонента.

Литература:

1. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкций: учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 240 с.

2. Малютина Т. В., Морозова И.С. Структура и содержательные характеристики студентов медиков / Т. В. Малютина, И.С. Морозова // Психология и Психотехника - 2017. - №3. - С. 36-43.

3. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002.

4. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2005. 400 с.

5. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001.

6. Waterman A. S. Identity development from adolescent to adulthood: an extension of theory and review ofresearch // Development psychology. 1982. Vol. 18, N 3. P. 341-358.

7. Marcia J. E. The ego identity status approach ego identity // Ego Identity: A Handbook for Psychosocial Research / Marcia J. E., Waterman A. S. Matteson D. R., Archer S. L. and Orlofsky J. L. New York: Springer-Verlag, 1993. P. 3-41.

Психология

УДК: 159.9

доктор психологических наук, профессор Мельникова Нина Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); старший преподаватель Пяшкур Юлия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Личность человека - это живое органической единство, основа находится во внеэмпирической сфере. С первых дней жизни она уже окрашена чем-то индивидуальным, что сначала проявляется слабо и неясно, но ищет и ждет своего более полного, адекватного выражения и с годами находит его в большей или меньшей степени. Эмпирическая личность ребенка полна внутренних противоречий, дисгармонии.

Ключевые слова: закономерности, противоречия, нравственность, особенности, условия развития, назначение взрослого.

Annotation. The identity of the man is a living organic unity, the basis is in unempirically area. From the first days of life she had already painted something individual that at first is weak and unclear, but looking, and waiting more complete, adequate expression and over the years his finds to a greater or lesser extent. The empirical identity of the child is full of internal contradictions, disharmony.

Keywords: patterns, contradictions, morals, characteristics, development conditions, appointment adult.

Введение. Дошкольный возраста - период интенсивного развития личности (А.В. Запорожец, Л.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др.). Личность - это человеческая исключительность в способностях и нравственном облике своего мировоззрения. Это сложный и неоднозначный процесс, в котором каждый исследователь находил специфичное с позиции теоретико-методологического подхода, не умаляя его ценностно-смыслового назначения. Она неповторима в динамике и видах уникальных комбинаций, которые образуют отличие одной личности от другой. Это свидетельствует о необходимости уже на ранних этапах развития приобщения ребенка к ценностным нормам и идеалам общества, так как в процессе их усвоения формируются высшие человеческие чувства, которые определяют практически всю жизнь.

Всю свою сознательную жизнь человек формирует в себе собирательную личность под непосредственным влиянием других людей, которые могут быть и тормозом для её развития. Так может происходить потому, что человек рассеивает свою энергию среди близких и неблизких ему лиц. Отсюда проявляется закономерность: совершенствование одного без воздействия другого не бывает.

В противном случае, это не содействие развитию психики, а социальный для него ущерб. Значит, это ступенчатый, пошаговый путь с помощью передачи воздействия на саму личность, совершенствование из индивида в человека, первоначально давшего толчок к воздействию на других.

Такое взаимовлияние создает одну общность духовности среды человека, в совокупности создающую духовную личность народа, а она в свою очередь, образует совокупность народных личностей в общечеловеческую личность.

Ребенок начинает воспринимать мир через систему ценностей, принятых в обществе. Задачами нравственного воспитания и развития является формирование нравственных убеждений, понятий, чувств, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества, в котором они живут.

Каждый человек должен понимать, что запас его энергетики и сила творческой деятельности обязательна в общей созидательной работе над развитием духовной культуры человечества. Это характеризует моральную обязанность каждой личности.

Назначение педагогов состоит в организации таких совместных отношений, которые определят их научение осмыслению восприятия из окружающего мира. В детстве педагог находится в дружеских отношениях с детьми, позитив которых закладывает основы психического развития свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов многообразия человеческой деятельности [5].

Изложение основного материала статьи. Развитие личности - это воздействие на человека всей окружающей действительности, решение определённых задач социума. Социально-личностное развитие - это единство индивидуального и общественного, личностного и коллективного, важным компонентом которого является способность к проявлению собственной активности и оптимального отношения к обществу, к собственной жизни и жизни других людей. Индивидуальное сознание каждой личности зависит от истории развития культуры и социума окружающего мира.

Эти внешние процессы интериоризируются - присваиваются человеком. Это нужно личности для моделирования поведения и ориентировки в социальном пространстве. На этой основе формируются и специфические материальные и духовные потребности, которые определяют сущность человека.

Человек практически воздействует на окружающий мир и активно его перестраивает, переделывает. Это идет за счет способности сознания, активной работы духа. Аксиологическое «Я» дано личности системой когнитивных образований, с эмоционально-волевыми компонентами в качестве внутреннего ориентира, направляющего её деятельность.

Социализация личности - процесс приобретения качеств, опыта, необходимых для жизнедеятельности в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.