УДК 351.74 : 343.352 ББК 67.408
Котельникова Оксана Александровна Kotelnikova Oxana Alexandrovna
доцент кафедры уголовного права и криминологии Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России кандидат юридических наук.
Associate Professor, the Department of Criminal law and Criminology, the Vladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law. E-mail: [email protected]
Загорьян Сергей Георгиевич Zagoryan Sergey Georgievich
доцент кафедры уголовного процесса Восточно-Сибирского института МВД России кандидат юридических наук, доцент.
Associate Professor, the Department of Criminal Procedure, the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law, Associate Professor. E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИОННО-ОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Features of corrupt and dangerous behavior of the law enforcement officers
В статье уделяется внимание такой мере профилактике в системе борьбы с коррупцией, как установление и правовое закрепление антикоррупционного поведения сотрудника правоохранительных органов. Обосновывается значимость применения комплексного подхода к организации антикоррупционной деятельности в правоохранительных органах и соблюдений установленных законом стандартов поведения в профессиональной деятельности. Кроме того, дается краткий анализ видов и форм кор-рупционно-опасного поведения руководителя и их негативных последствий. Акцентируется внимание на существующих законодательных проблемахрег-ламентации запретов и ограничений.
Ключевые слова: антикоррупционная деятельность, фаворитизм, протекционизм, непотизм, коррупционно-опасное поведение, сотрудники правоохранительных органов.
The article focuses on such a measure of prevention in the anti-corruption system as the establishment and legal consolidation of anti-corruption behavior of a law enforcement officer. The article substantiates the importance of applying an integrated approach to the organization of anti-corruption activities in law enforcement agencies and compliance with the standards of conduct established by law in professional activities. In addition, a brief analysis of the types andforms of corruption-dangerous behavior of the manager and their negative consequences is given. Attention is focused on the existing legislative problems of regulating prohibitions and restrictions.
Key words: anti-corruption activities, favoritism, protectionism, nepotism, corrupt and dangerous behavior, law enforcement officers.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности и иными нормативно-правыми документами Российской Федерации, коррупция, наряду с терроризмом, экстремизмом и другими преступными проявлениями, отнесена к источнику угрозы национальной безопасности. Как социально-негативное, правовое явление она обладает повышенной общественной опасностью, посягает на основы государственной власти, разрушает основы правопорядка, подрывает демократические
ценности, деформирует правосознание граждан. Приобретая институциональные функции, выступает в качестве социального института, элемента системы управления обществом.
Как показывает статистика, наиболее подвержены коррупционным проявлениям органы исполнительной власти, местного самоуправления и правоохранительные органы. По данным Генеральной прокуратуры за 2020 год, количество сотрудников правоохранительных органов, привлеченных к уголовной ответст-
венности за коррупционные преступления, составило более 10 % из общего числа коррупционеров [9, с. 107-121.]. Кроме этого, на фоне общего повышения данных преступлений, количество которых за последний год увеличилось в 1-2 раза, растет их число и среди сотрудников правоохранительных органов. Вместе с этим самыми распространенными формами коррупции, по мнению сотрудников правоохранительных органов, являются злоупотребление служебным положением в личных целях (52 %); дача взятки (10 %); получение взятки (20 %); фаворитизм (9 %); протекционизм (9 %) [4].
Исходя из вышесказанного и учитывая многогранность и системность коррупционно-опасных проявлений, необходимо всестороннее исследование особенностей, форм и видов коррупционных рисков, их причин и условий. Результаты такого анализа будут способствовать усовершенствованию мер, направленных на снижение количества таких фактов.
Одной из важнейших профилактических мер в системе борьбы с коррупцией является установление и правовое закрепление антикоррупционного поведения сотрудника правоохранительного органа [6]. Некоторые аспекты реализации данного направления нашли отражение в законодательстве путем установления соблюдения этических норм профессионального поведения.
Следует отметить, что опыт нормативной регламентации антикоррупционного поведения нашел отражение в международной практике борьбы с коррупцией, в том числе и в правоохранительных органах [7]. Так, в ряде стран разработаны и приняты соответствующие законы, представляющие собой «этические кодексы» или «кодексы чести», в которых закреплены этические нормы. В данных актах акцентировано внимание на высокой моральной ответственности лиц, находящихся на службе, четко прописаны права, обязанности и ответственность государственных служащих, включены все необходимые запреты и право-ограничения, связанные с государственной службой. Кроме того, установлены требования к служебному поведению и порядок урегулирования конфликта интересов, возникающего в пределах реализации полномочий, и нравственные стандарты с учетом существующих в обществе представлений о нормах морали.
В национальном законодательстве, а именно, в Федеральном законе от 13 января 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [2], предусматривается введение антикоррупционных стандартов. Так, в статье 7 Федерального закона установлена для соответствующей области деятельности единая система запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции.
Из этого следует, что стандарт антикоррупционного поведения соответствующих субъектов, в том числе и сотрудника правоохранительного органа, включает в себя совокупность таких элементов, как запреты, ограничения, дозволения и обязанности.
Введение указанных стандартов предполагает соблюдение определенных эталонов поведения, как в профессиональной деятельности, так и вне выполнения служебных обязанностей. Следование требованиям закона сотрудниками правоохранительных органов закладывает основы формирования устойчивости к коррупционным проявлениям, высокого профессионализма и моральных качеств.
Кроме того, в соответствии с ФЗ «О противодействии коррупции», регламентация основ стандарта антикоррупционного поведения сотрудника правоохранительных органов способствует решению определенных задач, целью которых является - снижение коррупционных проявлений. В целом данные задачи заключаются в следующих аспектах [1]:
- выработке единого стандарта поведения на службе и в быту;
- создании единой системы дозволений, запретов, ограничений, обязанностей;
- определении стимулирующих, поощрительных мер;
- обеспечении реализации негативных последствий при нарушении стандарта.
Коррупционно-опасное поведение сотрудников правоохранительных органов проявляется в различных формах (коррупционных рисках). Как следует из обобщенного анализа юридической литературы, к таким формам проявления коррупции относят виды нарушений морально-этических, конституционных, финансовых, уголовно-правовых и иных норм [8].
Следует отметить, что коррупционно-опас-ным поведением считается такое действие или бездействие сотрудника, которые создают
предпосылки получения им корыстной выгоды и (или) преимуществ как для себя, так и для иных лиц, организаций, учреждений, в чьих интересах прямо или опосредованно действует сотрудник, незаконно использующий свое служебное положение.
В ряде случаев предпосылки для коррупционного поведения сотрудника заложены в подобном поведении руководителей разного уровня. К видам такого поведения руководителя относятся: протекционизм, фаворитизм, непотизм (кумовство), а также злоупотребление служебным положением. Данные проявления являются грубым нарушением этических и правовых норм, подрывающих авторитет и доверие правоохранительных органов [5].
В рамках данного изучения нами было проведено эмпирическое исследование, которое позволило сделать определенные выводы. Так, на основании анкетирования сотрудников полиции Приморского края и Иркутской области по вопросам распространения видов кор-рупционно-опасного поведения в их подразделениях были выявлены следующие показатели: около 60 % респондентов осведомлены о случаях проявления коррупционных рисков, при этом около 20 % из них составляют такие виды, как протекционизм и фаворитизм. Данные показатели подтверждаются результатами аналогичных изучений [4].
Необходимо отметить, что формы коррупционных рисков руководителей имеют свое содержание и особенности их проявления [3]. Так, протекционизм проявляется в особом покровительстве, карьерном продвижении по службе, предоставлении преимуществ по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений с целью получения корыстной выгоды и иной личной заинтересованности.
Фаворитизм выражается: в демонстративном приближении к себе отдельных сотрудников; делегировании им определенных полномочий, не соответствующих их статусу; незаслуженном продвижении их по службе; представлении их к поощрению, награждению; необоснованном предоставлении им доступа к материальным и нематериальным ресурсам. При этом «фаворит», благодаря своему избранному положению, пользуется доверием руководителя и влияет на принятие им
решения в своих личностных целях, связанных со службой.
Непотизм (кумовство) является моральным покровительством руководителя своим родственникам и близким людям, при котором продвижение по службе производятся по признакам религиозной, кастовой, родовой принадлежности, а также личной преданности руководителю.
Важно отметить, что указанные виды коррупционных проявлений имеют негативные последствия, в частности:
- формируют предпосылки для возникновения конфликта интересов;
- нарушают законные права и интересы других сотрудников в рамках выполнения служебных обязанностей, в частности при назначении на должность, предоставлении отпуска, поощрений и другие;
- создают неблагоприятный психологический климат в коллективе;
- способствуют укоренению вседозволенности, безнаказанности и попустительского отношения к службе со стороны «приближенных»;
- снижают авторитет руководителя, вызывая сомнения в его моральных и этических качествах;
- являются причинами распространения коррупции в служебной среде;
- выступают в роли индикатора коллективной деформации.
Следует отметить, что проявление протекционизма и непотизма в отношении близких родственников относится к запрету, который регламентирован ч. 1 п. 5 ст. 16 Федерального закона от 31 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1]. Положения данного закона распространяются не только на государственных гражданских служащих, но и на сотрудников правоохранительных органов.
Нормы указанного ФЗ накладывают определенные ограничения, в частности, на прохождение службы в одном и том же подразделении, сотрудникам правоохранительных органов, состоящим между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
В то же время не редки случаи, когда руководители опосредованно покровительствуют данной категории лиц, даже в случае отсутствия непосредственной подчиненности и подконтрольности, а также способствуют протекции лицам, не находящимся в близком родстве, но являющимся родственниками (например, племянниками, племянницами, двоюродными братьями и сестрами). Запрет на подобные проявления руководителей не закреплен в законе, что указывает на существующие его пробелы. Следовательно, подобного рода недоработки выступают в роли криминогенных факторов, детерминирующих указанные формы проявления коррупции.
Безусловно, законодательно-легитимная преемственность является приемлемой, но только в тех случаях, когда она способствует достижению единой цели службы, не создает условия возникновения конфликта интересов и не нарушает права иных сотрудников.
Одной из распространенных и опасных форм коррупционных рисков является злоупотребление властью (служебным положением) сотрудником, которое проявляется в умышленном использовании своих должностных полномочий и преимуществ вопреки интересам служебного долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.
Данные формы коррупции со стороны руководителя, проявляемые в рамках реализации организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, несовместимы с принципами и нормами профессиональной этики и создают предпосылки возникновения конфликта интересов. В свою очередь, руководитель должен осознавать, что формируемый им конфликт интересов состоит в противоречии между служебным долгом и личной корыстной заинтересованностью. Сложившаяся негативная ситуация может причинить моральный и этический вред высокому званию сотрудника правоохранительных органов.
Выявление и пресечение указанных форм со стороны руководителей является приоритетным направлением в борьбе с коррупцией.
Исходя из анализа нормативно-правых основ и научной литературы по вопросам противодействия коррупционным проявлениям следует, что профилактика коррупционно-опасно-го поведения руководителя заключается в:
- полном и всестороннем исследовании морально-психологических и профессиональных качеств претендентов для назначения на должности руководящего состава, учете соблюдения ими антикоррупционных норм по предыдущему месту службы;
- формировании и укреплении знаний антикоррупционного поведения, нравственных и моральных основ службы и применении их при реализации своих полномочий, в том числе и в процессе работы с личным составом;
- разъяснении принципов персональной ответственности за состояние служебной дисциплины в целом, и за соблюдение установленных антикоррупционных норм в частности;
- выработке личной нетерпимости и моральной устойчивости к коррупционно-опас-ным проявлениям и понимании их негативного влияния на подчененный состав;
- точном следовании нормам закона, справедливости и обоснованности при рассмотрении вопросов применения мер воздействия в случаях выявления фактов коррупционных нарушений, предписаний и запретов сотрудниками;
- реализации в рамках своих должностных полномочий мер антикоррупционной защиты подчиненного личного состава;
- предупреждении и своевременном разрешении ситуаций, связанных с возникновением конфликта интересов, вызванных дуальностью моральных стандартов или неоднозначностью толкования приказов, распоряжений.
Безусловно, в целях достижения эффективности указанные меры профилактики необходимо применять в комплексе, планомерно и целенаправленно.
Таким образом, в основе реализации мер предупреждения коррупционно-опасных проявлений со стороны сотрудников правоохранительных органов, целесообразным и первостепенным направлением является рассмотрение вопроса о законодательном закреплении расширительного толкования запретов и ограничений в отношении иной категории родственников (племянников, племянниц, двоюродных братьев и сестер и др.) и об исключении различных схем родственных взаимоотношений.
Кроме того, необходимо воспитывать персональную нетерпимость к таким проявлениям, в первую очередь, самим руководителем, обеспечивать своевременное выявление
коррупционных рисков и незамедлительное Одновременно следует акцентировать внима-применение соответствующих мер воздейст- ние на укреплении принципов профессиональ-вия, устанавливать особенности причин и ус- ной этики, нравственности и морали при ра-ловий, способствующих их возникновению. боте с личным составом.
Литература
1. Федерального закона от 31 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». СПС «Кон-сультантПлюс».
2. Федеральный закон от 13 января 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции». СПС «КонсультантПлюс».
3. Голубовская В.Ю., Синюкова Т.Н. Фомы и виды проявления коррупции в современном российском обществе // Политическая лингвистка. 2015. № 2.
4. Гринько С.Д. Проблемы противодействия коррупции в правоохранительных органах // Северо-кавказский юридический вестник. 2019. № 4.
5. Изотов М.О. Протекционизм как форма коррупционной деятельности // Булгаковские чтения. 2010. № 4.
6. Коротова А.В. Формы проявления коррупции // APRIORI. Серия Гуманитарные науки Политическая лингвистка. 2018. № 1.
7. Латов Ю.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции в полиции // Terra Eco-nomicus. 2013 том 11 № 2.
8. Повный Д.А., Лапшина Н.А. Противодействие коррупции в деятельности таможенных органов // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2019. № 1.
9. Трунцевский Ю.В. О содержании антикоррупционного стандарта поведения государственных и муниципальных служащих // Вестник Томского государственного университета. Право. 2019. № 32.
Bibliography
1. Federal Law №» 79-FZ of July 31, 2004 «On the State Civil Service of the Russian Federation». LRS «ConsultantPlus».
2. Federal Law № 273-FZ of January 13, December 25, 2008 «On Combating Corruption». LRS «ConsultantPlus».
3. Golubovskaya V.Yu., Sinyukova T.N. Foms and types of corruption manifestations in modern Russian society // Political linguistics. 2015. № 2.
4. Grinko S.D. Problems of countering corruption in law enforcement agencies // North-Caucasian Legal Bulletin. 2019. № 4.
5. Izotov M.O. Protectionism as a form of corruption activity // Bulgakov readings. 2010. № 4.
6. Korotova A.V. Forms of corruption manifestation // APRIORI. Humanities series Political Linguistics. 2018. № 1.
7. Latov Yu.V. Foreign experience of countering corruption in the police // Terra Economicus. 2013. Vol. 11. № 2.
8. Povny D.A., Lapshina N.A. Anti-corruption in the activities of customs authorities // Bulletin of the Ural Institute of Economics, Management and Law. 2019. № 1.
9. Truntsevsky Yu.V. On the content of the anti-corruption standard of behavior of state and municipal employees // Bulletin of the Tomsk State University. Right. 2019. № 32.