Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5 - 6 ЛЕТ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5 - 6 ЛЕТ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
177
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ / ДИАГНОСТИКА / ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / МЕТОДИКА / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шайдуллина Л.Т.

Статья посвящена изучению научных подходов к коррекции нарушений звукопроизношения. Систематизированы теоретические материалы, касающиеся проблемы нарушений овладения правильным звукопроизношением у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Установлено, что нарушения звукопроизношения является распространенным явлением в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шайдуллина Л.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CORRECTION OF SOUND REPRODUCTION DISORDERS IN PRESCHOOL CHILDREN AGED 5-6 YEARS WITH PHONETIC & PHONEMIC SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article is devoted to the study of scientific approaches to the correction of sound reproduction disorders. The theoretical materials concerning the problem of violations of mastering the correct sound pronunciation in older preschoolers with phonetic and phonemic underdevelopment of speech are systematized. It is established that violations of sound reproduction is a common phenomenon in the speech development of older preschool children.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5 - 6 ЛЕТ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

УДК 37

Шайдуллина Л.Т.

студент факультета Педагогики Бирский Филиал Уфимский университет науки и технологий (г. Бирск, Россия)

Научный руководитель: Маштакова Л.Ю.

к.пед.н., доцент Бирский Филиал Уфимский университет науки и технологий (г. Бирск, Россия)

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5 - 6 ЛЕТ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация: статья посвящена изучению научных подходов к коррекции нарушений звукопроизношения. Систематизированы теоретические материалы, касающиеся проблемы нарушений овладения правильным звукопроизношениему старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Установлено, что нарушения звукопроизношения является распространенным явлением в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: звукопроизношение, диагностика, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, методика, коррекционная работа.

Речь представляет собой сложную функциональную систему, основанную на использовании знаковой системы языка в процессе коммуникации. Речь считается психофизиологической системой, в которой

совместно функционируют несколько анализаторов, включая речевослуховой и речедвигательный анализаторы.

В настоящее время отмечается заметный прирост детей с речевыми нарушениями. Одним из наиболее распространенных нарушений является фонетико-фонематическое недоразвитие речи, представляющее собой нарушение процессов формирования произношения у детей, страдающих от разных речевых расстройств, вызванных проблемами восприятия и произношения фонем.

В работе Шашкиной Г.Р., Зерновой Л.П. и Зиминой И.А. [11] фонетическая сторона речи означает правильное произнесение звуков благодаря согласованной работе всего речедвигательного аппарата. С другой стороны, фонематическая сторона речи связана со способностью различать и разделять фонемы. Фонематическая сторона речи зависит от работы речеслухового анализатора.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей Т.А. Ткаченко и М.Ф. Фомичева выделяют следующие состояния:

- легкую степень фонетико-фонематического недоразвития, когда происходит недостаточное различение и затруднение в анализе только относительно нарушенных в произношении звуков, а прочий звуковой состав слова и слоговая структура анализируются детьми правильно;

- степень, когда звуковой анализ нарушается более грубо - у ребенка при достаточно сформированной артикуляции звуков в устной речи происходит недостаточное различение большого количества звуков, которые находятся в нескольких фонетических группах;

- степень глубокого фонематического недоразвития ребенок - тогда ребенок не только «не слышит» звуков в слове, но и не различает отношения между звуковыми элементами. Он неспособен выделить звуки из состава слова, неспособен определить их последовательность в слове [7, 10].

Научные подходы к исследуемой проблеме предполагают различные методы коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Так, еще в советское время авторами Г. Каше, Т. Б. Филичевой Г. В. Чиркиной была написана для данной категории детей «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни)» [2].

Р. Е. Левиной была выделена группа детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, которые требуют специализированной логопедической помощи [3]. Р.Е. Левина писала: «При выборе стезей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у ребят нужно ориентироваться на узловые образования, от коих находится в зависимости обычное нормальное протекание не 1 -го, а цельного ряда речевых процессов. Этим узловым образованием, главным фактором в корректировки речевых нарушений считаются фонематическое восприятие и звуковой тест» [3]. Формирование узловых образований, по мнению, Р.Е. Левина, разрешает с большей экономией и необходимостью достигать педагогического эффекта» [3].

Н.А.Лукина, И.И. Никкинен в изучении данного явления рассматривается психологический аспект, фокусируясь на развитии слухового восприятия, внимания и памяти [6].

Ткаченко Т.А. исследовала практический аспект проблемы развития навыков анализа и синтеза звуков. В результате своих исследований автор разработала альбом под названием «Учим говорить правильно», который предназначен для индивидуальных и групповых занятий с детьми среднего дошкольного возраста [7].

Некоторые педагоги-практики в коррекционной работе используют игры. Е.С. Суворова и И.А. Свириденко, применяют звукоподражательные игры. Игра имеет положительный эффект, поскольку она способствует более легкому

решению поставленных задач ребенком. В ходе игры дети могут закреплять и автоматизировать навыки звукопроизношения.

В логопедической практике по развитию звукопроизношения у детей дошкольного возраста предлагается использовать телесно-ориентированные технологии. Эти технологии способствуют осознанному и чувственному восприятию собственного тела. Согласно данному методу, ребенок может избавиться от мышечного напряжения, восстановить речевое дыхание, улучшить самочувствие и привести к устранению недостатков в звукопроизношении.

Таким образом, анализ литературных источников показал, что вопросы коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи и особенности речи детей с этим нарушением были детально рассмотрены. Особенности коррекции нарушений звукопроизношения у детей в возрасте 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи включают систематизацию теоретических материалов, акцент на развитии слухового восприятия, внимания и памяти, использование дидактических игр с правилами, индивидуально -дифференцированный подход, а также внедрение телесно-ориентированных технологий. Эти подходы позволяют достичь эффективной коррекции, улучшения коммуникативных навыков и преодоления фонетико-фонематических проблем речи у детей дошкольного возраста.

Формирование фонематического восприятия - является самой главной задачей, в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Правильное развитие фонематического восприятия играет большую роль в процессе становления и развития звукопроизношения. От правильной организации коррекционной работы будет зависеть успешность освоение ребенком учебной программы, а также его дальнейшее интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006. - 144 с.

2. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни).

- М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986. - 68 с.

3. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина. -М.: АПН РСФСР, 1958. - 31 с.

4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

5. Логопедия: теория и практика / [под редакцией д.п.н. профессора Т. Б. Филичевой]. - Издание 3-е, исправленное и дополненное. - Москва: Эксмо, 2022.

- 608 с.

6. Лукина Н. А., Никкинен И. И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). - СПб.: «Паритет», 2003. - 112 с.

7. Ткаченко Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. - 48 с.

8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений.

- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.

9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. - М.: МГОПИ, 1993. - 72 с.

10. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.

11. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

Shaidullina L.T.

Birsky Branch Ufa University of Science and Technology (Birsk, Russia)

Scientific advisor: Mashtakova L.Yu.

Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor

Birsky Branch Ufa University of Science and Technology (Birsk, Russia)

FEATURES OF CORRECTION OF SOUND REPRODUCTION DISORDERS IN PRESCHOOL CHILDREN AGED 5-6 YEARS WITH PHONETIC & PHONEMIC SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Abstract: the article is devoted to the study of scientific approaches to the correction of sound reproduction disorders. The theoretical materials concerning the problem of violations of mastering the correct sound pronunciation in older preschoolers with phonetic and phonemic underdevelopment of speech are systematized. It is established that violations of sound reproduction is a common phenomenon in the speech development of older preschool children.

Keywords: sound reproduction, diagnostics, underdevelopment of speech, methodology, correctional work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.