Научная статья на тему 'Особенности коррекции девиантного поведения старшеклассников методами гештальт-терапии'

Особенности коррекции девиантного поведения старшеклассников методами гештальт-терапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
706
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ГЕШТАЛЬТ / ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ / КОРРЕКЦИЯ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / DEVIANT BEHAVIOR / GESTALT / GESTALT THERAPY / CORRECTION / HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова А.В., Петрова И.Н., Чернова О.В., Чернов С.В.

В данной статье раскрыта сущность и содержание понятия «девиантное поведение», и выявлены характеристики девиантного поведения старшеклассников. Авторами рассмотрены различные подходы к определению понятия «девиантное поведение», теоретические позиции, компоненты, формы, признаки, возрастные особенности; выявлены неблагоприятные факторы, влияющие на формирование отклоняющегося поведения старшеклассников. Установлено, что девиантное поведение это такое поведение (физическое или вербальное), мотивацией которого служит причинение вреда и ущерба окружающим объектам (живым и неживым), не желающим такого обращения. Данный феномен связывают с негативными эмоциями (гневом), мотивами (стремлением навредить), установками (расовыми предубеждениями) и деструктивными действиями. Приведены трактовки определений различных ученых, занимающихся данной проблемой. Раскрыта сущность метода гештальт-терапии как способа коррекции девиантного поведения старшеклассников. Приведены диагностические результаты исследования старшеклассников на уровень агрессивности. Представлены результаты после проведенной коррекционной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петрова А.В., Петрова И.Н., Чернова О.В., Чернов С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CORRECTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF HIGH SCHOOL STUDENTS METHODS OF GESTALT THERAPY

In this article the essence and meaning of deviant behavior and identifies the characteristics of the deviant behavior of high school students. The authors discuss various approaches to the definition of "deviant behavior", theoretical positions, components, forms, signs, age-specific peculiarities, risk factors, influencing the formation of deviant behavior high school students. It has been established that deviant behavior is a behavior (physical or verbal), a motivation which is causing harm and damage to surrounding objects (living and non-living), not wishing to such treatment. This phenomenon is associated with negative emotions (anger), motivated (the desire to harm), installations (racially) and destructive actions. Provides interpretation of the definitions of the various scientists involved in this issue. The essence of the method of Gestalt Therapy as a way of correcting deviant behavior of high school students. Diagnostic results of high school students' research on the level of aggressiveness are presented. The results are presented after the correctional program.

Текст научной работы на тему «Особенности коррекции девиантного поведения старшеклассников методами гештальт-терапии»

УДК 316.485-057.87

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ МЕТОДАМИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ

А.В. Петрова, И.Н. Петрова, О.В. Чернова, С.В. Чернов

Аннотация. В данной статье раскрыта сущность и содержание понятия «девиантное поведение», и выявлены характеристики девиантного поведения старшеклассников. Авторами рассмотрены различные подходы к определению понятия «девиантное поведение», теоретические позиции, компоненты, формы, признаки, возрастные особенности; выявлены неблагоприятные факторы, влияющие на формирование отклоняющегося поведения старшеклассников. Установлено, что девиантное поведение - это такое поведение (физическое или вербальное), мотивацией которого служит причинение вреда и ущерба окружающим объектам (живым и неживым), не желающим такого обращения. Данный феномен связывают с негативными эмоциями (гневом), мотивами (стремлением навредить), установками (расовыми предубеждениями) и деструктивными действиями. Приведены трактовки определений различных ученых, занимающихся данной проблемой. Раскрыта сущность метода гештальт-терапии как способа коррекции девиантного поведения старшеклассников. Приведены диагностические результаты исследования старшеклассников на уровень агрессивности. Представлены результаты после проведенной коррекционной программы.

Ключевые слова: девиантное поведение, гештальт, гештальт-терапия, коррекция, старшеклассники.

FEATURES OF CORRECTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF HIGH SCHOOL STUDENTS METHODS OF GESTALT THERAPY

A. Petrova, I. Petrova, O. Chernova, S. Chernov

Abstract. In this article the essence and meaning of deviant behavior and identifies the characteristics of the deviant behavior of high school students. The authors discuss various approaches to the definition of "deviant behavior", theoretical positions, components, forms, signs, age-specific peculiarities, risk factors, influencing the formation of deviant behavior high school students. It has been established that deviant behavior is a behavior (physical or verbal), a motivation which is causing harm and damage to surrounding objects (living and non-living), not wishing to such treatment. This phenomenon is associated with negative emotions (anger), motivated (the desire to harm), installations (racially) and destructive actions. Provides interpretation of the definitions of the various scientists involved in this issue. The essence of the method of Gestalt Therapy as a way of correcting deviant behavior of high school students. Diagnostic results of high school students' research on the level of aggressiveness are presented. The results are presented after the correctional program.

Keywords: deviant behavior, gestalt, gestalt therapy, correction, high school.

Актуальной проблемой в отечественной педагогике является повышенный уровень девиантного поведения старших школьников. Год за годом увеличивается количество преступлений, в которых участвуют дети старшего школьного возраста. В каждом классе есть дети, склонные к девиантным формам поведения.

В проблеме коррекции девиантного поведения можно выделить ряд противоречий. Они появляются между потребностью изучения способов коррекции девиантного поведения детей, обучающихся в старших классах, и малой исследованностью подходов в педагогике к этой проблеме. Цель исследования - изучение особенностей коррекции девиантного поведения старшеклассников методами гештальт-терапии.

Был проведен теоретический анализ философской, социологической, психолого-

педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; изучен и обобщен опыт работы по коррекции девиантного поведения

старшеклассников методами гештальт-терапии на примере учащихся 11 класса МБОУ «СОШ № 36» г. Чебоксары.

Множество определений агрессивности в науке и обществе, в связи с ростом числа проявлений девиантного поведения, определили необходимость уточнения данного понятия. В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение», «приступ». Данный феномен связывают с негативными эмоциями (гневом), мотивами (стремлением навредить), установками (расовыми предубеждениями) и деструктивными действиями [1].

Девиантное поведение, по мнению Р. Бэрон и Д. Ричардсон, это такое поведение, которое направлено на причинение вреда или ущерба другому живому

существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой [3].

Девиантное поведение, по взглядам Р. С. Немова, подразумевается как враждебное поведение человека по отношению к другим людям, отличающееся стремлением причинить им неприятности и вред [5].

В юношеском возрасте происходит идентификации личности старшеклассника. Ребенок начинает узнавать себя как личность, свои особенности и также начинает развивать способность осознавать свои границы. У некоторых детей этот процесс проходит очень тяжело, и появляются такие реакции как агрессия [2].

Проанализировав все указанные выше определения агрессивного поведения, было составлено собственное определение: девиантное поведение - это такое поведение, мотивацией которого служит причинение вреда и ущерба окружающим объектам (живым и неживым), не желающим такого обращения.

Эффективным и сравнительно новым средством коррекции девиантного поведения старшеклассников является гештальт-терапия. Основной целью и средством этого вида педагогики является «сознательное осознавание» [8].

Гештальт-терапия - гештальт-философски и гештальт-терапевтически обоснованная практика в психо лого-педагогической области: основные сферы как, например, школьные занятия во всех формах; подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов; общинная и общественная работа; работа с учебными группами в различных контекстах, которая ставит своими целями расширение осознавания человека и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми [7].

Гештальт-терапия является одним из целесообразных методов профилактики агрессивного поведения старшеклассников, способствует безопасной идентификации личности. Ребенок может научиться рассматривать тяжелые ситуации с разных сторон, брать на себя ответственность за свою жизнь и своё поведение. Эмоциональный аспект гештальт-терапия позволяет раскрыть личностные ресурсы. Всё это позитивно влияет на результат коррекции девиантного поведения старшеклассников [9].

Экспериментальная работа была проведена нами с учащимися 11 класса МБОУ «СОШ № 36» г. Чебоксары. Участники исследования: группа

старших школьников 16 - 17-ти лет в количестве 26 человек, из них 14 девочек и 12 мальчиков.

Экспериментальное исследование состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе для диагностики девиантного поведения

старшеклассников нами было проведено исследование с помощью методик, нацеленных на выявление особенностей проявления девиантного поведения, на определение склонностей к агрессии, а именно: «Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки»; тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях); опросник Л.Г. Почебут.

Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента нами было выявлено, что у юношей и девушек в 11 классе высокий уровень агрессии у 10 (38%) человек. Высокий уровень самоагрессии у 9 человек (35%) и высокий уровень враждебности также у 10 человек (38%).

На формирующем этапе была разработана и проведена программа профилактики агрессивного поведения старшеклассников методами гештальт-терапии. Цель данной программы: создание условий, способствующих ослаблению и устранению девиантного поведения

старшеклассников.

Все занятия разделялись на 2 блока - блок со старшеклассниками и блок с педагогами и родителями. Каждое занятие длилось 40 - 45 минут и имело свою логику проведения и свою цель. В первом блоке акцент делался на коррекционную работу девантного поведения старшеклассников. Блок подразделялся на 2 этапа.

Целью 1 этапа было обучение старшеклассников способам выражения негативных эмоций, навыкам контроля и управления собственными эмоциями. Работа в этом направлении заключалась в установлении определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным негативным началом; в обучении релаксационным техникам с применением глубокого дыхания.

На первом этапе проводились занятия -«Позитив против негатива» и «Мир моих чувств и эмоций» [4].

Занятие № 1 «Позитив против негатива». Целью первого занятия является обучение навыкам распознавания и контроля над отрицательным поведением. С этого занятия начинается весь комплекс мероприятий.

Занятие № 2 «Мир моих чувств и эмоций». Цель этого занятия выявить и дать знания о характере эмоций; научить выражать эмоции социально-приемлемыми способами.

Что касаемо 2 этапа блока работы, целью его было формирование конструктивных навыков общения. В нем было разработано 3 занятия: «Доверие», «Уважение», «Мир», «Ты/Я-высказывание», «Решение конфликтов».

Занятие № 3 данного этапа «Доверие». Цель его - способствовать формированию конструктивных навыков общения; развитие навыков невербального общения.

Занятие № 4 «Уважение». Цель этого занятия заключается в формировании терпимого отношения к другим людям, взаимного уважения; формировании внутренней позиции оказания помощи другим людям.

Занятие № 5 «Мир». Цель занятия - помочь участникам чувствовать, адекватно воспринимать других людей, научиться распознавать свои границы и принимать их.

Занятие № 6 «Ты/Я-высказывание» проводится в форме семинара-практикума. Изначально даётся некая теория, которую потом нужно будет применить на практике, выполняя задание.

Занятие № 7 «Решение конфликтов» также проходит в форме семинара-практикума. Цель: адекватное поведение в конфликтной ситуации, выбор эффективной стратегии поведения в конфликте [6].

Второй блок программы был нацелен на работу с педагогическим и родительским составом, направленную на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

Блок также включал 2 этапа. Цель 1 этапа заключается в обучении педагогов и родителей приемам эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми. На этом этапе предполагается следующее занятие

«Конструктивное и неконструктивное общение».

Занятие № 8 «Конструктивное и неконструктивное общение», целью которого является развитие коммуникативных умений педагогов в процессе их взаимодействия; направленно больше на лекцию, посвященную теме занятия [10].

Цель 2 этапа данного блока заключалась в обучении приемам саморегуляции

эмоционального состояния. На этом этапе были проведено два занятия - «Эмоциональное выгорание на работе» и «Управление эмоциональным состоянием».

Занятие № 9 «Эмоциональное выгорание на работе» направлено на работу с педагогами и придерживается следующих целей: повышение уровня психолого-педагогической

компетентности в области сохранения и

укрепления педагогом своего профессионального здоровья; профилактика синдрома

эмоционального выгорания.

Занятие № 10 «Управление эмоциональным состоянием» направлено на управление собственным эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения.

После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное исследование агрессивного поведения старших школьников.

Вторичная диагностика проводилась по тем же методикам, что и первичная диагностика. В результате проведенной профилактической программы высокий уровень агрессивности снизился на 26%. Теперь высокий уровень агрессивного поведения наблюдается у троих учеников в классе (12%), что говорит об эффективности проведенной профилактической программы. Также значительно снизился уровень самоагрессии - на 27% (с 9 человек до 2).

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам: нами были проанализированы большинство существующих определений и составлено собственное: агрессивное поведение - это такое поведение (физическое или вербальное), мотивацией которого служит причинение вреда и ущерба окружающим объектам (живым и неживым), не желающим такого обращения.

Гештальт-терапия является одним из важных ресурсов в профилактике агрессивного поведения детей старшего школьного возраста, которая дает нам возможность использовать этот метод; при помощи гештальт-упражнений ученик начинает узнавать себя, понимать причины своего поведения, учится взаимодействовать с людьми. В этой работе нет прямых рекомендаций, здесь ученик погружается в ту атмосферу, где он может столкнуться с жизненными ситуациями, разрешить которые помогут его внутренние силы. В групповой работе ученик, слушая других, может узнать в его разговорах себя и получить для себя объективный опыт. Особенность такой терапевтической работы в том, что в конце всех упражнений и бесед обязательно присутствует обратная связь.

В юношеском возрасте происходит идентификации личности старшеклассника. Ребенок начинает узнавать себя как личность, свои особенности и также начинает развивать способность осознавать свои границы.

Гештальт-терапии является одним из целесообразных методов коррекции девиантного поведения старшеклассников, способствует безопасной идентификации личности.

В результате проведенной коррекционной работы снизилось до трех количество учащихся с высоким уровнем агрессивности. У школьников также нормализовалось эмоциональное состояние благодаря проделанным упражнениям, играм и техникам.

Таким образом, своевременная коррекция методами гештальт-терапии способна снизить уровень агрессивного поведения

старшеклассников.

Литература:

1. Антье Э. Агрессивность / Э. Антье; пер. с фр. О. Басанцевой. - М.: Фаир-пресс, 2016. - 188 с.

2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учебное пособие для специалистов и дилетантов / Г.Э. Бреслав. - Санкт-Петербург: Речь, 2012. - 144 с.

3. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. -Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 464 с.

4. Кузнецова К.С. Модель педагогического сопровождения школьников в процессе развития эмоционального интеллекта / К.С. Кузнецова // Вестник ПАГС. - 2011. - № 4. - С. 125-130.

5. Немов Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. -

Санкт-Петербург: Питер, 2015. - 304 с.

6. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. - М.: Прогресс, 2017. - 214 с.

7. Перлз Ф. Гештальт - подход и Свидетель терапии / Ф. Перлз. - М.: Сфера, 2016. - 367 с.

8. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 210 с.

9. Робин Ж. Гештальт-терапия / Ж. Робин. - М.: Сфера, 2013. - 149 с.

10. Славутская Е.В. Психологическое сопровождение учащихся: учебное пособие / Е.В. Славутская. - Чебоксары: Чувашский гос. пед. университет им. И.Я. Яковлева, 2010. - 191 с.

Сведения об авторах:

Петрова Ирина Николаевна (г. Чебоксары, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, e-mail: irishkap82@ list.ru

Петрова Анна Владимировна (г. Чебоксары, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, e-mail: irishkap82@ list.ru

Чернова Ольга Владимировна (г. Чебоксары, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, e-mail: sikor.sky@mail.ru

Чернов Сергей Анатольевич (г. Чебоксары, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, e-mail: sikor.sky@mail.ru

Data about the authors:

I. Petrova (Cheboksary, Russia), Candidate of Pedagogics Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Sozial Pedagogics, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, email: irishkap82@ list.ru

A. Petrova (Cheboksary, Russia), Candidate of Pedagogics Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Sozial Pedagogics, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, email: anechkak82@list.ru

O. Chernovа (Cheboksary, Russia), Candidate of Pedagogics Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Sozial Pedagogics, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, email: sikor.sky@mail.ru

S. Chernov (Cheboksary, Russia), Candidate of Pedagogics Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Sozial Pedagogics, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, email: sikor.sky@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.