УДК 316.624.3 - 053.6
Краснова Алевтина Васильевна
Аспирант
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева,
г. Чебоксары
СИТУАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
И МОЛОДЕЖИ
В данной статье рассмотрены существующие трактовки понятий «проектирование» и «педагогическое проектирование», обоснован авторский подход к определению сущности ситуационного проектирования как средства профилактики девиантного поведения молодежи. Проведен анализ педагогического опыта применения ситуационного проектирования для предупреждения правонарушений учащихся Центре образования №2 г. Чебоксары ЧР.
Ключевые слова: ситуационное проектирование, средство, профилактика, девиантное поведение, центр образования, подростки, молодежь, обучающиеся.
Для цитирования: Краснова А. В. Ситуационное проектирование в системе средств профилактики девиантного поведения подростков и молодежи// Крымский научный вестник. — 2016. — №6 (12). — С. 107-112.
Alevtina Krasnova
Post-graduate student Yakovlev Chuvash State Pedagogical University,
Cheboksary
SITUATIONAL PROJECTION IN THE SYSTEM OF PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS AND YOUNG PEOPLE
In the article the existing interpretations of the concepts "projection" and "pedagogical projection" are examined, justified the author's approach to determining the nature of the situational projection as a means of preventing deviant behavior of youth. The article contains the analysis of pedagogical experience in the application of
situational projection for the prevention of offences of the students in the Center of education №2, Cheboksary, Chuvash Republic.
Keywords: situational projection, prevention, deviant behavior, teenagers, youth, students.
Идеи проектирования как средства воспитания и обучения были обоснованы А. С. Макаренко, утверждавшим, что каждому педагогу необходимо владеть техникой воспитания нового человека, проектирования в нем лучших качеств личности с учетом его индивидуальных особенностей и общей цели воспитания [6]. В настоящее время педагогическое проектирование понимается как деятельность по установлению условий осуществления некоторой педагогической системы, способ интерпретации педагогической действительности, обнаруживающей ее качественную оригинальность [10].
Одним из видов педагогического проектирования является ситуационное проектирование, представляющее собой процесс создания прообраза воспитывающей ситуации и продумывание возможных действий в ней участников образовательного процесса [4].
Основным объектом в проектировании выступают педагогические ситуации:
ситуации с нравственно, эстетически, экологически ориентированным выбором и др. [7];
воспитывающие ситуации как метод воздействия на предметно-практическую сферу обучающихся [1];
- естественные и преднамеренно созданные ситуации (проверочные; воспитывающие; контролирующие; закрепляющие и др.) [8];
- ситуации успеха, в которых создается возможность учащимся испытать радость достижения, понять свои перспективы, поверить в себя [2];
- этические ситуации: конфликтные, неконфликтные, проблемные, аналитико-оценочные, ситуации предвидения и нравственного выбора [5];
- ситуации-задачи на нахождение правильного морального решения, ситуации-упражнения в моральном выборе поступка; ситуации, требующие действия, нравственного поступка [3] и др.
В нашем исследовании в качестве средства профилактики девиантного поведения подростков были использованы ситуации успеха и ситуации нравственного выбора.
Изучив предлагаемые учеными этапы создания ситуаций, мы пришли к выводу, что процесс ситуационного проектирования включает следующие стадии:
- анализ и оценку ситуации, сложившейся в коллективе, предвидение результатов и возможных способов поведения учащихся;
- разработку проекта воспитывающей ситуации;
- проверку качества проекта воспитывающей ситуации;
- разработку механизма реализации проекта воспитывающей ситуации [4].
В соответствии с выделенными стадиями была организована деятельность
педагогов Центра образования № 2 г. Чебоксары по профилактике девиантного поведения подростков. Были поставлены следующие задачи:
- повышение качества образования и общей культуры обучающихся путем использования системы индивидуального сопровождения учебных достижений обучающихся;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных методик, способствующих повышению мотивации к достижению успеха;
- формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми;
- создание условий для самовыражения личности;
- построение воспитательной системы, ориентированной на формирование правильных, положительных авторитетов, позитивного отношения к миру, к людям, к себе.
Основное внимание было уделено созданию ситуаций успеха, в которых учащиеся могли проявить лучшие качества личности, свои творческие
способности. Такие ситуации создавались в рамках традиционной работы школы по нравственно-патриотическому воспитанию, например, организация конкурса плакатов и стенгазет («Наши земляки — герои», «Война в лицах и судьбах»), турнир за право стать «Самым-самым», военно-спортивные игры «Орленок», участвуя в которых учащиеся показывают хорошую физическую подготовку и готовность к защите Отечества.
Анализ проведенных исследований и опыта функционирования Центра образования показал, что большим потенциалом для создания ситуаций успеха для трудных подростков, профилактики у них девиаций в поведении и их ресоциализации [9] обладает творческая деятельность. Поэтому в рамках нравственно-патриотического воспитания были проведены творческие конкурсы учащихся: конкурс исполнения патриотических песен ко Дню Героев Отечества, где команды учащихся 9-11 классов исполняли песни военных лет и конкурс чтецов «Чтобы помнили». Отличительной особенностью этих конкурсов стало включение в обязательную часть мероприятия защиты презентаций, разработанных силами учащихся.
Ситуации успеха при проведении названных мероприятий создавались благодаря их организации на основе личностно деятельностного подхода. Тщательно продуманная организация мероприятий позволяла вовлечь в творческую деятельность большое количество участников как на этапе подготовки мероприятий, так и на стадии их реализации.
Таким образом, эффективным средством профилактики девиантного поведения подростков, как показали полученные результаты, является создание для них ситуаций успеха в творческой деятельности, имеющей смысл, ценности и содержание. Это способствует формированию моделей их взаимодействия с окружающим миром, социумом, осознанию себя как личности.
Литература
1. Байбородова, Л. В. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 384 с.
2. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / А.С. Белкин. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 192 с.
3. Богданова, О. С. Нравственное воспитание старшеклассников / О.С. Богданова, С.В. Черенкова. — М.: Просвещение, 1988. — 204 с.
4. Волченкова, Е. В. Ситуационное проектирование как средство воспитания культуры поведения учащихся: автореф. дисс....канд.пед.н. : 13.00.01 / Е. В. Волченкова. — Киров, 2007. — 19 с.
5. Катаева, М. Л. Моделирование профессиональной деятельности в процессе подготовки будущих учителей в педагогическом колледже : диссертация ... канд. пед. н. : 13.00.01 / М.Л. Катаева. — Пермь, 2007.- 236 с.
6. Макаренко, А. С. Моя система воспитания. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. — М.: Издательство АСТ, 2016. — 672 с.
7. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.
8. Подласый, И. П. Педагогика : учебник / И. П. Подласый. — 2-е изд., доп.
— М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. — 574 с.
9. Тенюкова, Г. Г. Подготовка будущих педагогов к социальной реабилитации несовершеннолетних средствами музыкального искусства / Г. Г. Тенюкова, Е. Г. Хрисанова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. — 2011. — С. 187-193.
10. Тряпицына, А. П. Модернизация общего образования / О.В. Акулова, Т.В. Васильева, А.Д. Вишня и др.; Под общ. ред. В. В. Лаптева, А. П. Тряпицыной ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. — СПб. : Береста, 2002.
— 95 с.
References
1. Bajborodova, L.V. Teorija i metodika vospitanija: uchebnoe posobie / L.V. Bajborodova, M.I. Rozhkov. — M.: VLADOS, 2004. — 384 p. (in Russian)
2. Belkin, A. S. Osnovy vozrastnoj pedagogiki. Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb, zavedenij / A.S. Belkin. — M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2000. — 192 p. (in Russian)
3. Bogdanova, O.S. Nravstvennoe vospitanie starsheklassnikov / O.S. Bogdanova, S.V. Cherenkova. — M.: Prosveshhenie, 1988. — 204 p. (in Russian)
4. Volchenkova, E.V. Situacionnoe proektirovanie kak sredstvo vospitanija kul'tury povedenija uchashhihsja: avtoref. diss....kand.ped.n. : 13.00.01 / E.V. Volchenkova. — Kirov, 2007. — 19 p. (in Russian)
5. Kataeva, M.L. Modelirovanie professional'noj dejatel'nosti v processe podgotovki budushhih uchitelej v pedagogicheskom kolledzhe : dissertacija ... kand. ped. n. : 13.00.01 / M.L. Kataeva. — Perm', 2007.- 236 p. (in Russian)
6. Makarenko, A. S. Moja sistema vospitanija. Pedagogicheskaja pojema / A.S. Makarenko. — M.: Izdatel'stvo AST, 2016. — 672 p. (in Russian)
7. Malenkova, L. I. Teorija i metodika vospitanija. Uchebnoe posobie. — M.: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2002. — 480 p. (in Russian)
8. Podlasyj, I. P. Pedagogika : uchebnik / I. P. Podlasyj. — 2-e izd., dop. — M. : Izdatel'stvo Jurajt ; ID Jurajt, 2011. — 574 p. (in Russian)
9. Tenjukova, G.G. Podgotovka budushhih pedagogov k social'noj reabilitacii nesovershennoletnih sredstvami muzykal'nogo iskusstva / G.G. Tenjukova, E.G. Hrisanova // Vestnik ChGPU im. I.Ja. Jakovleva. — 2011. — p. 187-193. (in Russian)
10. Trjapicyna, A. P. Modernizacija obshhego obrazovanija / O.V. Akulova, T.V. Vasil'eva, A.D. Vishnja i dr.; Pod obshh. red. V.V. Lapteva, A.P. Trjapicynoj ; Ros. gos. ped. un-t im. A.I. Gercena. — SPb. : Beresta, 2002. — 95 p. (in Russian)