Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА'

ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
599
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / СТРЕСС / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Разуваева Т.Н., Чуйкова М.А., Маслова К.Е.

Статья посвящена изучению особенностей копинг-стратегий у студентов с разным типом акцентуации характера. В данной работе понимание копинг-стратегии рассматривается под углом зрения не только совладающего со стрессом поведения, но и через такие понятия, как когнитивные, эмоциональные и поведенческие копинг-механизмы. В результате проведенного исследования обоснована необходимость проведения психокоррекционных мероприятий для развития адаптивных копинг-стратегий у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Разуваева Т.Н., Чуйкова М.А., Маслова К.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF COPING STRATEGIES AMONG STUDENTS WITH VARIOUS ACCENTUATION TYPES

The article is devoted to the study of the features of coping strategies in students with different types of character accentuation. In this paper, the understanding of coping strategy is considered from the point of view not only of coping with stress behavior, but also through such concepts as cognitive, emotional and behavioral coping mechanisms. As a result of the conducted research, the necessity of carrying out psychocorrective measures for the development of adaptive coping strategies in students is justified

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА»

Коллекция 1уманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 2500-3585

DOI: 10.21626/j-chr/2021-l(26)/2 Психологические науки

УДК: 159.943

Особенности копинг-стратегий у студентов с разным типом акцентуации характера

© Т.Н. Разуваева, МЛ. Чуйкова, К.Е. Маслова

Разуваева Т. Н. — профессор, зав.кафедрой общей и клинической психологии, ФГАОУ ВО «Белгородский национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)1 E-mail: razuvaeva@bsu.edu.ru

Чуйкова М. А. — медицинский психолог, ассистент кафедры общей и клинической психологии, ОГБУЗ «Корочанская центральная районная больница»2

E-mail: chuykova@bsu.edu.ru

Маслова К. Е. — студент 5 курса, специальности «Клиническая психология», кафедры общей и клинической психологии, ФГАОУ ВО «Белгородский национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)1 E-mail: 708814@bsu.edu.ru

Адрес: ^ОвШб, ФГАОУ ВО «Белгородский национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»), г. Белгород, Россия, 2309210, ОГБУЗ «Корочанская центральная районная больница», г. Короча, Россия

14

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению особенностей копинг-стратегий у студентов с разным типом акцентуации характера. В данной работе понимание копинг-стратегии рассматривается под углом зрения не только совладающего со стрессом поведения, но и через такие понятия, как когнитивные, эмоциональные и поведенческие копинг-механизмы. В результате проведенного исследования обоснована необходимость проведения психокоррекционных мероприятий для развития адаптивных копинг-стратегий у студентов.

№1 (26) 2021

Ключевые слова: копинг-стратегии, копинг-механизмы, акцентуации характера, стресс, совладеющее поведение, студенчество.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение проблемы совладания личности со стрессовыми ситуациями в настоящее время имеет очень большую актуальную значимость, так по данным исследовательского холдинга «Копиг» в 2020 году стресс испытывали 95% россиян, при этом доля россиян, постоянно испытывающих стресс составляет 34% [1].

Студенты, в свою очередь, также подвержены влиянию стресса, как и другие слои населения. Стрессовая ситуация студентов чаще всего связана с учебой (высокая умственная нагрузка, повышенные требования, сессия, написание курсовых работ и статей), их дальнейшим профессиональным самоопределением, а также поиском работы и своего места в жизни [5].

Изучение процессов преодоления стрессовых факторов позволяет выявить особенности совладающего поведения, направленного на борьбу с ситуациями стресса, и разработать меры профилактики, позволяющие снизить уровень стресса россиян, т.к. основной функцией копинг-стратегий является эффективная адаптация личности к требованиям среды й-

Проблема копинг-поведения личности представлена в работах зарубежных и отечественных ученых, таких как; И.Р. Абитов, А.Ф. Бондаренко, Е.Ф. Дубов, Е.Р. Исаева, А.Н.Коваленко, РЛазарус и другие.

Изучение особенностей копинг-стратегий у студентов с разным типом акцентуации характера имеет особое значение, т.к. конкретный тип акцентуации показывает слабое, уязвимое место в характере студента тем самым позволяя предвидеть факторы, которые провоцируют возникновение реакции дезадаптации личности, нарушения поведения и социализации в целом.

Проблема изучения акцентуаций характера находит свое отражение в работах И.Б. Бадиева, К.А. Болосова, М.Ю. Зайцевой, М.А. Кленовой, К. Леонгарда, А.Е. Личко и других авторов.

Это дает нам основание предпола-

гать, что акцентуации характера могут оказывать влияние на выбор адаптивных или дезадаптивных копинг-стратегий, определяя их продуктивность в ситуации стресса.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей копинг-стратегий у студентов с разным типом акцентуации характера. Методами нашего исследования стали теоретические методы: анализ, синтез и обобщение научной литературы по проблеме исследования; организационные методы: сравнительный метод; эмпирические методы: психодиагностический, метод экспертной оценки; количественные методы: описательная статистика, Н-критерий Крускалла-Уоллиса для независимых выборок, и-критерий Ман-на-Уитни; качественные методы: описание количественного материала; интерпретационные методы: классификация и типологизация. ,

Копинг-стратегии у студентов изу- ^

чались с помощью опросников «Способы совладающего поведения» (Р. Лазаруса, С. Фолкмана) и опросника «Копинг-механиз-мы» Е. Хейма. Типы акцентуаций характера у студентов были изучены с помощью характерологического теста К. Леонгарда - Г. Шмишека.

Б исследовании приняли участие 44 студента, обучающихся в НИУ «БелГУ» в возрасте от 18 до 28 лет.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Б первую очередь нами были изучены типы акцентуаций у студентов, в результате чего, мы увидели, что большинству студентов (33%) свойственны аффективно-экзальтированный тип акцентуаций характера. При этом, у 26% студентов не было выявлено никаких акцентуаций личности, что указывает на то, что они имеют более сбалансированный личностный профиль, им не свойственны трудности с социальной адаптацией, а также данные студенты обладают прогнозируемым и сознательно контролиру- №1 (26) 2021 емыми эмоциональными и поведенче- www.j-chr.com скими реакциями в трудных ситуациях. По 23% респондентов вошли в группы

с «гипертимическим», «застревающим» и «демонстративным» типами акцентуации. 17% студентов обладают чертами эмотивного типа акцентуации. У13% был выявлен «тревожный» тип акцентуации, характеризующийся неспособностью отстаивать свое мнение, робостью, настороженностью, боязливостью, покорностью, доброжелательностью, ответственностью, надежностью и строгим следованием нормам, и правилам. Аффективно-лабильный тип акцентуации характера представлен 7% респондентов, в свою очередь, как по 3% студентов вошли в группы с «педантичным» и «застревающим» типами акцентуации характера.

Далее, нами были определены доминирующие копинг-стратегии среди студентов, с помощью методики «Способы совпадающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана.

^ Также мы обнаружили, что у лиц с

разным типом акцентуации характера выражены различные копинг-стратегии, а именно: у студентов с гипертимическим типом акцентуации характера, наиболее напряжена такая копинг-стратегия, как «положительная переоценка» (Ме=15); у студентов с застревающим типом акцентуации характера, наиболее напряжены такие копинг-стратегии, как «положительная переоценка» (Ме=14,7), «планирование решения проблемы» (Ме=14,7) и «поиск социальной поддержки» (Ме=14); в группе с аффективно-эмотивной акцентуацией характера наиболее напряжены копинг-стратегии «бегство-избегание» (Ме=13,8) и «положительная переоценка» (Ме=13,6); в группе с педантичным типом акцентуации характера наиболее высокие значения были получены в шкалах «бегство-избегание» (Ме=20), «положительная переоценка» (Ме=15), «самоконтроль» (Ме=14) и «планирование решения проблемы» (Ме=13); у студентов с тревожным типом акцентуации наиболее напряжены копинги «бегство-избегание» (Ме=16),

№1 (26) 2021 «поиск принятия решений» (Ме=14), «са-

™ш.]-сЬг.сот моконтроль» (Ме=13,5) и «положительная переоценка» (Ме=13); в группе студентов

с аффективно-лабильным типом акцентуации не было выявлено напряженных копинг стратегий; в группе студентов с демонстративным типом акцентуации напряжены такие копинги, как: «положительная переоценка» (Ме=15), «планирование решения проблемы» (Ме=13,4), «бегство-избегание» (Ме=13,3), «поиск социальной поддержки» (Ме=13,3); в группе с возбудимым типом акцентуации характера напряжены семь из восьми ко-пинг-стратегий, а именно: «положительная переоценка» (Ме=20), «поиск социальной поддержки» (Ме=18), «бегство-избегание» (Ме=17), «планирование решения проблемы» (Ме=16), «конфронтационный копинг» (Ме=15), «дистанцирование» (Ме=13) и «самоконтроль» (Ме=13); в группах с «аффективно-экзальтированным» и отсутствием акцентуации характера наиболее напряжен копинг «положительная переоценка».

Для выявления статистически значимых различий в используемых ко-пинг-стратегиях между группами студентов с разным типом акцентуации характера нами был применен непараметрический Н-критерий Крускало-Уол-лиса для независимых выборок, который показал наличие статистически значимых различий на уровне статистической тенденции в шкале «конфронтационный копинг» (р?0,1).

Для уточнения полученных данных между группами нами был применен и-критерий Манна-Уитни, показавший, что существуют статистически значимые различия на достоверном уровне значимости в шкале «конфронтационный копинг» между группами с «гипертимическим», «тревожным», «демонтстративным» типами и контрольной группой (р?0,05), а также между «демонстративным» и «аффективно-экзальтированным» типами (р?0,05), а также статистически значимые различия на уровне статистической тенденции между группами с «гипертимным» и «аффективно-экзальтированным» типами (р?0,1), а также «эмотивным» типом и контрольной группой (р?0,1).

Полученные данные указывают на

то, что студенты без выраженных акцентуаций характера, а также с «аффективно-экзальтированным» типом акцентуации не стремятся разрешать проблемные ситуации, прибегая к не всегда целенаправленной поведенческой активности, а предпочитают более адаптивные ко-пинг-стратегии для борьбы со стрессом.

Статистически значимые различия на достоверном уровне значимости в шкале «дистанцирование» между группами с «застревающим» и «аффективно-экзальтированным» типами и контрольной группой (р?0,05) указывают на то, что студенты из данных групп менее способны дистанцироваться от собственных негативных переживаний, связанных со стрессовой ситуацией, нежели студенты без акцентуаций характера. Также в данной шкале были выявлены статистически значимые различия на уровне статистической тенденции между группами с «гипертимическим» и «застревающим» типами (р?0,1), а также в группах с «застревающим» и «демонстративным» типами акцентуаций характера (р?0,1), что указывает на наличие сложностей у студентов с застревающим типом акцентуации дистанцироваться от собственных проблем.

Статистически значимые различия на достоверном уровне значимости в шкале «принятие ответственности», между группами с «гипертимическим» и «аффективно-экзальтированным» типами (р?0,05), а также в шкалах «планирование решения проблемы» и «поиск социальной поддержки» между «застревающим» (р?0,05) и «эмотивным» (р?0,05) типами указывают на то, что студенты с аффективно-экзальтированной акцентуацией характера более склонны брать на себя ответственность за возникновение проблемной ситуации и ее решение, чем студенты с «гипертимической» акцентуацией характера. А данные в шкалах «планирование решения проблемы» и «поиск социальной поддержки» свидетельствуют о том, что студенты с застревающим типом акцентуации характера в большей

степени склонны к поиску помощи и поддержки со стороны других людей и менее склонны избегать собственные проблемы, чем студенты с эмотивной акцентуацией характера.

Нами было выявлено, что студенты с акцентуациями характера чаще применяют продуктивные и относительно-продуктивные когнитивные копинг-стра-тегии и относительно-продуктивные и непродуктивные эмоциональные и поведенческие стратегии.

Для выявления статистически значимых различий по результатам опросника «Копинг-механизмы» Е. Хейма нами также был использован непараметрический Н-критерий Крускало-Уоллиса для независимых выборок, который выявил статистически значимые различия на уровне статистической тенденции в шкале «поведенческие копинг-страте-гии» (р?0,1).

Для уточнения полученных данных между группами нами был применен 1Г-критерий Манна-Уитни, показавший, что существуют статистически значимые различия в шкале «поведенческие копинг-стратегии» на высоком уровне значимости (р?0,01) между группами с «гипертимическим» и «застревающим» типами акцентуации, на достоверном уровне значимости (р?0,05) между группами с «застревающим» и «демонстративным» типом акцентуации характера, а также статистически значимые различия на уровне статистической тенденции (р?0,1) между группой с «гипертимическим» типом акцентуации и контрольной группой, а также между «застревающим» типом акцентуации и «аффективно-экзальтированным».

Полученные данные свидетельствуют о том, что студентам с «застревающим» типом акцентуации характера свойственно использовать более продуктивные копинг-стратегии, чем студентам с «гипертимическим» и «демонстративным» типами, что может быть №1(26)2021 связано с тем, что студенты, обладающие www.^chr.con характерологическими особенностями

застревающего типа тяжелее переносят негативные эмоциональные состояния, связанные со стрессовой ситуацией, поэтому стремятся быстрее их преодолеть для того, чтобы минимизировать их негативное влияние на эмоциональное свое состояние.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе нами было произведено исследование особенностей копинг-стратегий у студентов с разным типом акцентуации характера. При проведении теоретического исследования, основанного на анализе научной литературы, нами было выявлено, что копинг-стратегии представляют собой динамический процесс, направленный на адаптацию индивида к изменяющимся условиям окружающейся действительности и содержащий в себе способы его совладения со стрессовой ситуацией. Их основу составляет когнитивная оценка индивидом стрессовой ситуации, от которой будет зависеть выбор наиболее подходящей стратегии в каждом конкретном случае.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исследовательский холдинг «Иогшг» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://romir.ru/studies/podavlyayush-сЬее-Ьо18Ып81уо-го881уап-18ру1ууае1-

2. Лыкова, Н.М. Теории стресса и копинга / Н.М. Лыкова. - М:., 2019. -120 с.

3. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард // пер. Б. М. Лещинская. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. -541с.

«Акцентуация» представляет собой заостренную черту характера, находящуюся на границе нормы и проявляющуюся, чаще всего, при психогенном воздействии на «место наименьшего сопротивления».

Полученные данные связаны с тем, что стресс, воздействующий на «места наименьшего сопротивления» личности вызывает заострение акцентуированных черт, что, в свою очередь, приводит к тому, что акцентуированная личность выбирает для совладания с данной ситуацией такую копинг-стратегию, которая наиболее отражает его личностные особенности.

Первоначально мы предполагали, что существуют различия в особенностях копинг-стратегий у студентов с разным типом акцентуации характера, а именно: студенты с акцентуациями характера используют менее продуктивные копинг-стратегии, чем студенты без акцентуаций характера, но проведя полноценное исследование, нами были получены данные об особенностях копинг стратегий у лиц с разными типами акцентуации характера.

4. Личко, АЕ. Акцентуации характера как концепция в психиатрии и медицинской психологии / АЕ. Личко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Б. М. Бехтерева. -1993. - № 1. - С. 5-17.

5. Юшкевич, Ю.П. Стресс в жизни студентов [Электронный ресурс] / Ю.П. Юшкевич. - Режим доступа: Ш,ря://«а-encefonim.ru/2015/article/2015010577.

PECULIARITIES OF COPING STRATEGIES AMONG STUDENTS WITH VARIOUS ACCENTUATION TYPES

© T.N. Razuvaeva, M.A.Chuykova, K.E. Maslova

T. N. Razuvaeva — Full Professor, Head of Department General and Clinical Psychology, Federal Autonomous Educational Institution of Higher Education «Belgorod National Research University» Belgorod, Russian Federation1 E-mail: razuvaeva@bsu.edu.ru

M. A. Chuykova — Medical Psychologist, Research Assistant of Department General and Clinical Psychology, Regional State Budgetary Healthcare Institutions " Korocha Central District Hospital", Belgorod, Russian Federation2 E-mail: chuykova@bsu.edu.ru

K. E. Maslova — Student of Department General and Clinical Psychology, Federal Autonomous Educational Institution of Higher Education «Belgorod National Research University»1

E-mail: 708814@bsu.edu.ru

Address: ^OSOlö, 85 Pobeda St., Belgorod, Russian Federation, 2309210, 70 International St., Korocha, Belgorod, Russian Federation

ABSTRACT ]Q

The article is devoted to the study of the features of coping strategies in students with different types of character accentuation. In this paper, the understanding of coping strategy is considered from the point of view not only of coping with stress behavior, but also through such concepts as cognitive, emotional and behavioral coping mechanisms. As a result of the conducted research, the necessity of carrying out psychocorrective measures for the development of adaptive coping strategies in students is justified

Keywords: coping strategies, coping mechanisms, character accentuations, stress, coping behavior, students.

REFERENCE

1. Research Holding Company «Romir», Available at: https://romir.ni/studies/podavlyayush-chee-bolshinstvo-rossiyan-ispytyvaet-stress

2. Lykova N.M. Theories of stress and coping, Moscow, 2019,120 p.

3. Leongard K. Accentuated personalities, Rostov-n/D., 2000,541 p.

4. Lichko A.E. Character accentuation as a concept in psychiatry and medical psychology. Review of Psychiatry and Medical Psychology named after V. M. Bekhterev, 1993, nol, pp. 5-17.

5. Yushkevich Yu.P. Stress in students' lives, Available al:hl,lps://scienceforum.ru/2015/article/2015010577

№1 (26) 2021 www.j-chr.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.