Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМИ ТИПАМИ АКЦЕНТУАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМИ ТИПАМИ АКЦЕНТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
537
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН ОДИНОЧЕСТВА / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ИЗОЛЯЦИЯ / ОТЧУЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Разуваева Т.Н., Чуйкова М.А., Лемзякова А.Е.

Статья посвящена изучению особенностей переживания одиночества у лиц юношеского возраста с разными типами акцентуаций. В данной работе переживание одиночества рассматривается не только через основные компоненты данного феномена (изоляция, отчуждение, потребность в компании и т.п.), но и под углом принципа казуальности или причин, по которым человек ощущает себя одиноким. По данным, полученным в результате нашего исследования, была обоснована необходимость проведения психокоррекционной работы, направленной на преодоление чувства одиночества и овладение навыками совладания с состоянием одиночества у лиц юношеского возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF COPING WITH STRESS AMONG YOUNGSTERS WITH VARIOUS ACCENTUATION TYPES

The article is devoted to the study of the peculiarities of the experience of loneliness in young people with different types of accentuations. In this paper, the experience of loneliness is considered not only through the main components of this phenomenon (isolation, alienation, need for company, etc.), but also from the angle of the principle of casuality or the reasons why a person feels lonely. According to the data obtained as a result of our research, the need for psychocorrective work aimed at overcoming the feeling of loneliness and mastering the skills of coping with the state of loneliness in young people was justified.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМИ ТИПАМИ АКЦЕНТУАЦИИ»

Коллекция 1уманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 2500-3585

DOI: 10.21626/j-chr/2021-l(26)/3 Психологические науки

УДК: 159.942.5:159.922.8

Особенности переживания одиночества у лиц юношеского возраста с разными типами акцентуации

© Т.Н. Разуваева, М.А. Чуйкова, А.Е. Лемзякова

Разуваева Т. Н. — профессор, зав. кафедрой общей и клинической психологии, ФГАОУ ВО «Белгородский национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)1 E-mail: razuvaeva@bsu.edu.ru

Чуйкова М. А. — медицинский психолог, ассистент кафедры общей и клинической психологии, ОГБУЗ «Корочанская центральная районная больница»2

E-mail: chuykova@bsu.edu.ru

Лемзякова А.Е. — студент кафедры общей и клинической психологии, ФГАОУ ВО «Белгородский национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)1 E-mail: 708814@bsu.edu.ru

Адрес: 1308015, ФГАОУ ВО «Белгородский национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»), г. Белгород Россия, 2309210, ОГБУЗ «Корочанская центральная районная больница», г. Короча, Россия

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению особенностей переживания одиночества у лиц юношеского возраста с разными типами акцентуаций. В данной работе переживание одиночества рассматривается не только через основные компоненты данного феномена (изоляция, отчуждение, потребность в компании и т.п.), но и под углом принципа казуальности или причин, по которым человек ощущает себя одиноким. По данным, полученным в результате нашего исследования, была обоснована необходимость проведения психокоррекционной работы, направленной на преодоление чувства одиночества и овладение навыками №1 (26) 2021 совладения с состоянием одиночества у лиц юношеского возраста.

www.j-chr.com

Ключевые слова: феномен одиночества, акцентуации характера, юношеский возраст, изоляция, отчуждение.

ВВЕДЕНИЕ

Переживание чувства одиночества среди лиц юношеского возраста с каждым годом становится выраженной проблемой, возникающей вследствие развития тенденции предпочтения виртуальных социальных связей реальным контактам. Кроме средовых факторов (социально-экономических изменений, типа воспитания в семье, особенностей отношений со сверстниками), на интенсивность переживания чувства одиночества влияют и устойчивые индивидуально-психологические черты личности, в частности акцентуации характера. Наличие определенных акцентуаций характера, в значительной мере предопределяет особенности реагирования человека на различные внутренние и внешние стимулы, на развитие и проявление коммуникативных навыков. Можно предположить, что обладание некоторыми типами акцентуаций характера может способствовать усугублению переживания чувства одиночества.

Работы исследователей (Г.Р. Ша-гивалеевой, O.K. Желонкиной и др.) показали, что повышенный уровень переживания одиночества более характерен для интровертированных типов акцентуации (шизоидный, дистимный типы и тд.). На основании этого мы предположили, что менее подвержены чувству одиночества, напротив, типы акцентуации, характеризующиеся устремленностью вовне, общительностью, активностью (демонстративный, гипертимный типы и тд.) [2,7].

Под юношеским возрастом мы приниманием возрастную периодизацию, предложенной Б. С. Мухиной, считающей возрастные рамки юности в пределах от 15-16 до 21-25 лет [6].

Актуальность нашего исследования обусловлена изучением связи между типами переживания одиночества и разными типами акцентуации.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей переживания одиночества у лиц юношеского возраста с разными типами акцентуации. Методы исследования представлены следующим образом: организационные методы

(сравнительный метод), эмпирические методы (психодиагностический метод), методы количественной и качественной обработки данных математико-стати-стическая обработка (r-критерий Пирсона, факторный анализ), интерпретационные методы (структурный метод).

Особенности переживания одиночества изучались с помощью дифференциального опросника переживания одиночества (E.H. Осин, Д.А. Леонтьев) и опросника переживания одиночества Е.А. Манакова. Типы акцентуаций рассматривались с помощью теста-опросника акцентуаций характера и темперамента личности К. Леонгарда и Н. Шмишека.

В исследовании приняли участие 42 студента, обучающихся в НИУ «БелГУ» в возрасте от 18 до 25 лет.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В первую очередь нами были изучены показатели переживания одиночества у студентов. Полученные данные показали, что для большинства респондентов ощущение одиночества не является остро и интенсивно переживаемым; вероятно, они периодически переживают это состояние и в большинстве случаев не отмечают это явление как негативное (69% - средний уровень, 17% - низкий уровень). У14% респондентов общее переживание одиночество ярко выражено; можно предположить, что состояние одиночества является для них особо значимым и проблематичным.

При этом, анализ полученных данных в целом по выборке показывает, что явления изоляции (Ме = 10,7), самоощущения (Ме = 12,2) и отчуждения (Ме = 13) имеют у респондентов среднюю степень выраженности. Такая же степень выраженности характерна для респондентов в целом по показателю «Переживания одиночества» (Ме = 35,8). Таким образом, большинство респондентов имеют возможность близкого контакта с людьми в своем окружении, регулярно не ощущают себя как одиноких персон и облада- №1(26)2021 ЮТ значимыми СВЯЗЯМИ С окружающими www.j-chr.com людьми; все эти признаки в совокупности ведут к тому, что большинство респон-

дентов переживают одиночество как нейтральное явление без оценивания его как только негативного или позитивного явления. Далее, при проведенном анализе у респондентов была определены средняя выраженность по следующим шкалам: «дисфория» (Ме = 9), «проблемное одиночество» (Ме = 11,6), «потребность в компании» (Ме = 10,9), радость уединения (Ме = 11,9), «ресурс уединения» (Ме = 17,4) и по интегральным шкалам: «зависимость от общения» (Ме = 31,6), «позитивное одиночество» (Ме=29,3). В результате чего, нами был сделан вывод о том, что респондентов не характерно испытывать яркие негативных эмоции, в связи с пребыванием в одиночестве, они оценивают феномен одиночества как нейтральный и обнаруживают средне выраженную потребность в общении с другими. У большинства респондентов нет выраженного неприятия псу одиночества; они способны оставаться

одни и при этом не испытывать стойкие негативные эмоциональные переживания, способны находить в состоянии одиночества позитивные эмоции и ресурс для самопознания и самосовершенствования.

При изучении типов переживания одиночества у лиц юношеского возраста, нами было определено, что большинству респондентов переживание одиночества как негативного чувства характерно в малой или средней степени (38% - средний уровень, 43% - низкий уровень). Большая часть респондентов не склонны однозначно оценивать состояние одиночества как негативное; это может быть связано с тем, что состояние одиночества для данных респондентов может служить основой для продуктивной деятельности. И лишь у 19% студентов выявлен высокий уровень переживания одиночества как негативного чувства, что может говорить об их восприятии одиночества как отрицательного явления, с переживанием спектра негативных эмоций. Большая часть респондентов не находят состояли (26) 2021 ние одиночества обременительным вви-www.j-chr.com ду своей ВЬ1Сокой автономии, возможной тенденции к избеганию близких контак-

тов. Для 33% респондентов не характерно отрицание переживания одиночества; для этой группы респондентов переживание одиночества в том или ином виде, вероятно, является актуальным. В среднем, по выборке у студентов наиболее выраженным является переживание одиночества как временного вынужденного явления (Ме = 15,2) и наименее - как физического одиночества вследствие собственной непривлекательности (Ме = 10,8).

Таким образом, большинству лицам юношеского возраста в нашем исследовании характерно нейтральное проживание одиночества в целом и его отдельных компонентов или как ресурсного состояния, в котором определены возможности занятий продуктивной деятельностью.

Далее нами были исследованы типы акцентуации характера у лиц юношеского возраста, мы определили, что большинству респондентам характерны такие типы или признаки акцентуаций как аффективно-экзальтированный, эмотивный и дистимный. Наименее выявлены признаки - гипертимных, тревожно-боязливых и демонстративных типов акцентуаций.

Следует заранее обозначить, что лица, имеющие тенденцию к какой-либо акцентуации характера или темперамента, могут обладать только частью составляющих черт рассматриваемой акцентуации, и в целом эти черты у них выражены не столь же сильно и резко, как они представлены в характере при наличии акцентуации. Неакцен-туированные личности не обладают большинством черт, представленных в рассматриваемом типе акцентуации.

В результате проведения корреляционного анализа методом Пирсона нами были обнаружено 37 значимых корреляционных связей, из них 28 положительных (прямых) и 9 отрицательных (обратных), между особенностями переживания одиночества и типами акцентуации. Наглядно корреляционные связи представлены на рисунке 1.

Изоляция

Застревание

Самоощущение

Отчуждение

Возбудимость

Дисфория

Потребность компании

Дистимность

Ресурс уединения

Экзальтиров анность

Общее одиночество

Позитивное одиночество

Эмотивность

Одиночество как негативное

чувство

Отрицание одиночества

Одиночество из-за страха брать ответственность

Гипертимность

Циклотимность

Духовное одиночество

Физическое

одиночество

Рис. 1. Корреляционная плеяда связей между показателями одиночества и типами акцентуаций характера

24

№1 (26) 2021 www.j-chr.com

В целом, нами бьио определенно, что респонденты с застревающим (р<0,05; 14),326), возбудимым (р<0,01; 1-0,487), дистимным (р<0,01; г=0,574) типами акцентуации демонстрируют повышенный показатель общего переживания одиночества. Напротив, респонденты с гипертимным (р<0,01; г=-0,420) и эмо-тивным (р<0,01; г=0-,393) типами акцентуации проявляют пониженный показатель общего переживания одиночества.

Для анализа связи особенностей переживания одиночества и типов акцентуации характера у лиц юношеского возраста нами бьи проведен факторный анализ методом главных компонент. Общий объем объясненной дисперсии составил 76%, что является приемлемым уровнем для большого числа входящих переменных. Вращение итоговой матрицы нагрузок факторов производилось методом Уаптах. С помощью факторного анализа нами были обнаружены 6 факторов-конструктов, объединяющих в себе определенные особенности переживания одиночества и разные типы акцентуации у лиц юношеского возраста: Первый фактор характеризуется выраженностью черт застревающего, возбудимого, дистимного типов акцентуации и повышенными показателями общего одиночества и его отдельных компонентов.

Второй фактор подразумевает выраженность черт застревания, экзальтированности, цикло-тимности и высокие показатели компонентов переживания одиночества.

Третий фактор включает в себя черты возбудимости и экзальтированности и высокие показатели составляющих позитивного одиночества.

Четвертый фактор отражает выраженность черт демонстративного, возбудимого, гипертимного, тревожно-боязливого, аффективно-экзальтированного, эмотивного, циклотимного типов акцентуации и склонность к восприятию одиночества как негативного состояния.

Пятый фактор фиксирует выраженность черт демонстративности,

застревания, педантичности, возбудимости, дистимности, эмотивности и повышенного показателя изоляции.

Шестой фактор отображает выраженность черт демонстративности, застревания и гипер-тимности и низкие показатели компонентов переживания одиночества.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что повышенный уровень общего переживания одиночества и его составляющих, переживание одиночества как негативного чувства характерны для лиц юношеского возраста с возбудимым, застревающим, дистимным типами акцентуации; пониженный уровень общего переживания одиночества и его компонентов, а также позитивное или нейтральное отношение к феномену одиночества свойственно лицам юношеского возраста с демонстративным, гипертимным, эмотивным типами акцентуации. В результате проведенного исследования выявлена необходимость проведения психокоррекционной работы, направленной на овладение навыками совладания с состоянием одиночества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При анализе отечественных и зарубежных психологических исследований нами были выявлены особенности переживания одиночества у лиц юношеского возраста. Ориентируясь на когнитивный подход к рассмотрению явления одиночества А.А. Любякина, мы определили одиночество как субъективное состояние эмоциональной отчужденности от мира, возникающее при осознании значительного расхождения между реальным уровнем социальных контактов и желаемым уровнем социального взаимодействия [5].

По данным исследований феномен одиночества значительно распространен среди лиц юношеского возраста. Было обнаружено, что повышенный уровень переживания одиночества в целом характерен для всех лиц юношеского возраста с акцентуациями характера. Также нами была исследована проблема типов акцентуа-

ции характера у лиц юношеского возраста с помощью анализа отечественных и зарубежных психологических исследований.

По определению АЕ. Личко, на которое мы опирались в нашем исследовании, акцентуация характера представляет собой крайний вариант его нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, что способствует выявлению избирательной уязвимости в отношении определенного рода психогенных воздействий при оптимальной и повышенной устойчивости к другим [4].

Б исследованиях разных авторов лица юношеского возраста обнаруживают значительное число акцентуаций характера; наиболее распространенными типами акцентуации характера у юношей и девушек являются циклотимический, ги-пертимный и эмотивный типы. Б качестве отдельных типов акцентуации, предрасположенных к высокой степени переживания одиночества, исследователи выделяют шизоидный, тревожный, психастенический и депрессивный типы акцентуации.

Эмпирическим путем нами были изучены особенности переживания одиночества у лиц юношеского возраста с разными типами акцентуации. При исследовании особенностей одиночества у респондентов мы выявили, что большинство лиц юношеского возраста показывают средний уровень общего переживания одиночества. Для большей части респондентов также свойственно восприятие состояния одиночества как нейтрального или позитивного, ресурсного состояния, в котором они имеют возможность занять-

ся какой-либо продуктивной деятельностью. Что касается выраженности типов акцентуации у лиц юношеского возраста, мы обнаружили, что респонденты демонстрируют наибольшие показатели по таким шкалам типов акцентуации, как аффективно-экзальтированный, эмотивный и дистимический типы. Наименее проявлены у респондентов такие типы акцентуации, как гипертимный, тревожно-боязливый и демонстративный типы. Б настоящем исследовании мы изучали взаимосвязь общего переживания одиночества, компонентов одиночества и разных типов акцентуации характера и темперамента у лиц юношеского возраста.

С помощью факторного анализа нами были обнаружены 6 факторов-конструктов, объединяющих в себе определенные особенности переживания одиночества и разные типы акцентуации у лиц юношеского возраста. Согласно полученным данным мы сделали вывод о том, что повышенный уровень общего переживания одиночества и его компонентов характерен для лиц юношеского возраста с возбудимым, застревающим, дистимным типами акцентуации, пониженный уровень общего переживания одиночества и его компонентов свойственен лицам юношеского возраста с демонстративным, гипертим-ным, эмотивным типами акцентуации.

Б заключение нами бьи составлен первичный план психокоррекци-онной работы по преодолению чувства одиночества и овладению навыками совладания с состоянием одиночества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Желонкина, O.K. Корреляционная зависимость черт характера, типов общения и видов одиночества у юношей и девушек, подверженных виртуальному общению [Электронный ресурс] / 0. К. Желонкина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2017. - Режим доступа: https://www.elibrary.ni/

Нет.а8р?1(]=26713421.

2. Личко, АЕ. Психопатии и акцентуации характера у подростков / АЕ. Личко. - СПб.: Питер, 2019. - 304 с

3. Любякин, А А Исследование одиночестваустудентов//Педагогическое №1 (26) 2021 образование в России [Электронный www.j-chr.com ресурс] / АА Любякин. - 2016. - Режим

доступа: Ь Иря://cyberlenlnka.ni/агЦс1е/п/

issledovanie-odinochestva-u-studentov. 5. Шагивалеева, Г.Р. Одиночество и

4. Мухина, В. С. Возрастная психология: особенности его переживания студентами

феноменология развития, детство, / Г.Р. Шагивалеева. - Елабуга:Алмедиа,

отрочество: учебник для студентов вузов 2007. -157 с. / В. С. Мухина. — 4-е изд., стер. — М.: Академия, 1999. - 456 с.

26

№1 (26) 2021 www.j-chr.com

Peculiarities of coping with stress among youngsters with various accentuation types

© T.N. Razuvaeva, M.A.Chuykova, A.E. Lemzyakova

T.N. Razuvaeva - Full Professor, Head of Department General and Clinical Psychology, Federal Autonomous Educational Institution of Higher Education «Belgorod National Research University» Belgorod, Russian Federation 1 E-mail: razuvaeva@bsu.edu.ru

M.A.Chuykova - Medical Psychologist, Research Assistant of Department General and Clinical Psychology, Regional State Budgetary Healthcare Institutions " Korocha Central District Hospital", Belgorod, Russian Federation2 E-mail: chuykova@bsu.edu.ru

A.E. Lemzyakova - Dtudent of Department General and Clinical Psychology,. Federal Autonomous Educational Institution of Higher Education «Belgorod National Research University», Belgorod, Russian Federation 1 E-mail: 708814@bsu.edu.ru

Address:1 308015, 85 Pobeda St., Belgorod, Russian Federation,2 309210, 70 International St., Korocha, Belgorod, Russian Federation

ABSTRACT 27

The article is devoted to the study of the peculiarities of the experience of loneliness in young people with different types of accentuations. In this paper, the experience of loneliness is considered not only through the main components of this phenomenon (isolation, alienation, need for company, etc.), but also from the angle of the principle of casuality or the reasons why a person feels lonely. According to the data obtained as a result of our research, the need for psychocorrec-tive work aimed at overcoming the feeling of loneliness and mastering the skills of coping with the state of loneliness in young people was justified.

Keywords: the phenomenon of loneliness, character accentuation, adolescence, isolation, alienation.

REFERENCE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Zhelonkina, O.K. Correlation of character traits, types of communication and types of loneliness in young men and women exposed to virtual communication, Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev, 2017 Available at: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=26713421

2. Lichko, A.E. Psychopathies and character accentuation in adolescents, SPb.: Piter, 2019,304p.

3. Lyubyakin A.A. Study of loneliness in students, Teacher education in Russia, 2016 Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/issledovanie-odinochestva-u-stu-dentov

4. Mukhina V. S. Age psychology: phenomenology of development, childhood, adolescence, Moscow Academy, 1999,157p.

5. Shagivaleeva, G.R. Loneliness and the peculiarities of its experience by students, ^ 2( Elabuga: Almedia, 2007,157p. www.j -chr.<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.