Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2021
ВЗАИМОСВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА И ПРОЯВЛЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ, УВЛЕКАЮЩИХСЯ
ИНТЕРНЕТ-БЛОГИНГОМ
RELATIONSHIP OF ACCENTUATION OF CHARACTER AND THE MANIFESTATION OF INTERNET DEPENDENCE IN ADOLESCENTS FOLLOWING INTERNET BLOGING
УДК 159.9
Косова Виктория Алексеевна, ИСОИП, ГАОУ ВО МГПУ, 2 курс, Москва Научный руководитель - Тюков А.А., к.п.н., доцент ИСОИП, ГАОУ ВО МГПУ
Kosova Victoria Alekseevna, ISOIP, GAOU VO MGPU, 2 course, Moscow Scientific adviser - Tyukov A.A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor ISOIP, GAOU VO MGPU
Аннотация
Зависимость - навязчивая необходимость в определенной деятельности. Интернет-зависимость является нехимическим видом аддикции. В подростковом возрасте такая аддикция может иметь множество причин и предпосылок. В данной статье автором рассмотрена интернет зависимость у подростков, увлекающихся интернет-блогингом.
Abstract
Addiction is an obsessive need for a certain activity. Internet addiction is a non-chemical type of addiction. During adolescence, this addiction can have many causes and prerequisites. In this article, the author examines Internet addiction in adolescents who are fond of Internet blogging.
Ключевые слова: Зависимость, аддиктивное поведение, характер подростка, интернет-зависимости.
Key words: Addiction, addictive behavior, character of a teenager, Internet addiction.
Интернет-зависимость подразумевает длительное провождение времени в интернете с полным погружением в онлайн-среду и уходом от окружающей реальности. Интернет-аддикции можно тоже классифицировать на несколько подвидов. Такая аддикция может сформироваться в процессе игры (это не всегда можно считать именно интернет-зависимостью. В зависимости от вида игры, устройства, это может быть и компьютерно-игровая зависимость), в процессе изучения новой информации как навязчивая потребность «извлечь всю пользу и знания», в процессе просмотра фильмов (так же некоторые специалисты выделяют отдельно просмотр порнофильмов), навязчивая потребность в общении в сети интернет, «бездумное» листание новостной ленты может выступить формой интернет-зависимости так же, в том числе в качестве защитного механизма.
В последнее время, очень популярным занятием среди подростков и молодых людей стал блогинг - ведение личной интернет-страницы, транслирование своего опыта и мыслей, своих эстетических вкусов. Такое увлечение можно выделить в качестве отдельной подкатегории интернет-зависимости, так как оно требует большого количества времени, проводимого в соцсетях и на платформах, предназначенных для блогинга, вызывая полное погружение в интернет-ресурсы и отрыв от реальности.
Однако, не каждый подросток подвержен интернет-зависимости. Аддиктивное поведение является следствием многих факторов: состояния эмоционально-волевой сферы, мотивационная сфера личности, качество межличностных отношений, перенесенные потрясения.
В настоящее время важно понимать, какой именно фактор послужил причиной проявления интернет-аддиктивного поведения, чтобы предотвратить или скорректировать негативные длительные состояния личности, ухудшение
социальной сферы жизни подростка - именно в этом состоит актуальность проблемы исследования.
Наиболее интересным фактором для нашего исследования является проявление акцентуации характера подростка. Акцентуация это усиленные до определённой степени черты личности и характера, выражающие крайний вариант нормы (К. Леонгард, Н. Шмишек, Б.Н. Ганушкин и др.)[1].
Нами была выдвинута следующая гипотеза: подросткам с признаками интернет-зависимости от блогинга свойственны такие ярко-выраженные акцентуации, как демонстративная, аффективно-экзальтированная, эмотивная. Целью нашего исследования стала диагностика акцентуаций характера у подростков, увлекающихся блогингом и не увлекающихся блогингом. Для ее достижения, были определены следующие этапы - основные задачи: найти подростков, серьезно увлекающихся блогингом и подростков, которые не разделяют этого увлечения, провести диагностику наличия интернет-зависимости с помощью теста-опросника С.А. Кулакова, провести диагностику акцентуации характера с помощью опросника Н. Шмишека, К. Леонгарда на определение акцентуации характера и темперамента личности и провести статистический анализ данных с помощью математического критерия Фишера.
В исследовании приняли участие 317 подростков из школьного комплекса №97 (г. Москва), гимназия №18 (г. Королев), ГБОУ ВО МГОТУ в подразделении Техникум технологии и дизайна, социальная сеть Instagram (здесь был дополнительный критерий - блогер должен был проживать в РФ), в возрасте от 12 до 16 лет, из которых 169 человек - девочки, а 140 человек - мальчики. Среди них были подростки, занимающиеся блогингом (подростком-блогером мы считали такого подростка, у которого насчитывается от 1000 подписчиков в социальной сети) - экспериментальная группа, и подростки, не занимающиеся блогингом - контрольная круппа.
После завершения исследования, была выгружена полная таблица с ответами на исследование. Так как нас интересовала не степень проявления акцентуаций, а их качество, подростки со средним и слабым проявлением акцентуаций в
исследование включены не были. В итоге, в экспериментальную группу вошло 122 человека, из которых 62 человека - девушки, а 60 человек - юноши, а в контрольную - 116 человек, из которых 56 человек - девушки, а 60 - юноши от 12 до 16 лет.
Для изучения проявления акцентуаций характера был использован тест-опросник К. Леонгарда и Г. Шмишека «Методика изучения акцентуаций характера и темперамента личности».
Испытуемым предлагалось ответить на 88 вопросов выбирая один из двух вариантов ответа: «да» или «нет». Этот опросник позволил определить наличие или отсутствие акцентуации характера, а так же ее вид.
Мы проанализировали данные, полученные в ходе исследования и получили следующие результаты (рисунки 1, 2).
70 60 50 40 30 20 10 0 22 18 |0 1 2 10 5 0 2| 1 1 0 0 0 4 61 2 0 3
У / ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ у ^ ч* > ^ > > ч* > Ж ^ W i!> jy оУ rf Jj off ^ ¿x* ^ Л z& J> к? У 'ST ¿cr лХг .о- li*^ XT* -C^ JT J* ^ ^ ^ ^ J* J? <ъ* Z4 J> J* ^ ■ Подростки-блогеры с интернет-зависимостью ■ Подростки-блогеры без интернет-зависимости
Рисунок 1 «данные по методике Н. Шмишека для группы «блоггеры»
Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №4/2021
90
80
70
60
50
40
30
20
10 0
0
0 0 0 0
/
Г *
82
02 04 22 31 0
/
•>к А
/
ж
УУ
Подростки не блогеры с интернет-зависимостью Подростки не блогеры без интернет-зависимости
6
5
1
Рисунок 2 «данные по методике Н. Шмишека для группы «не блоггеры» Исходя из приведенных выше гистограмм, мы можем сделать следующие выводы:
1. в группе «подростки-блогеры с интернет-зависимостью» наиболее выражены аффективно-экзальтированный и демонстративный тип акцентуации,
2. в группе «подростки-блогеры без интернет-зависимости» наиболее выражен гипертимический тип акцентуации,
3. в группе «подростки не блогеры с интернет-зависимостью» наиболее выражен гипертимический тип акцентуации,
4. в группе «подростки не блогеры без интернет-зависимости» наиболее выражен гипертимический тип акцентуации.
Мы произвели анализ данных с помощью математического критерия Фишера. Данные анализа представлены в таблице 1:
Показатель Процентная доля в группе «Наличие интернет-зависимости» Процентная доля в группе «Отсутствие интернет-зависимости» Эмпирическое значение критерия Уровень значимости
Демонстративный тип 20% 0% 4,577 p<0,01
Застревающий тип 1% 3% 0,675 p>0,05
Педантичный тип 1% 0% 1,042 p>0,05
Возбудимый тип 6% 0% 2,348 p<0,01
Гипертимический тип 2% 67% 7,898 p<0,01
Дистимический тип 1% 3% 0,675 p>0,05
Тревожно-боязливый тип 0% 0% 0 p>0,05
Циклотимический тип 0% 12% 3,49 p<0,01
Аффективно-экзальтированный 68% 6% 7,13 p<0,01
тип
Эмотивный тип 2% 5% 1,11 p>0,05
Таблица 1 «данные расчета по математическому критерию Фишера»
Выявлены статистически значимые различия в процентных долях по шкале: «Наличие интернет-зависимости» (20,22%) и группе «Отсутствие интернет-зависимости» (0%) по шкале: «Демонстративный тип» (ф = 4,577; р<0,01) (рисунок 3).
Испытуемые с интернет-зависимостью более артистичны, им хочется и нравится быть на виду у остальных. Они практически никогда не вступают в открытую конфронтацию, но склонны добиваться своего с помощью убеждения и манипуляций. Тактичны, приятны в общении, доброжелательны. Им свойственна, легка и понятна роль лидера в коллективе, однако в межличностном общении они могут быть скудны на эмоции, недоверчивы к другу, родителю или партнеру.
Демонстративный тип
100,00% 90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00%
30,00% -20,22%
20,00%
10,00% 0,00%
0,00%
Процентная доля в группе Процентная доля в группе «Наличие интернет- «Отсутствие интернет-
зависимости» зависимости»
Рисунок 3 «Данные по акцентуации «демонстративный тип»
Процентная доля испытуемых в группе «Наличие интернет-зависимости» (5,62%) статистически больше процентной доли испытуемых группы «Отсутствие интернет-зависимости» (0%) по шкале: «Возбудимый тип» (ф = 2,348; р<0,01) (рисунок 4).
Способность к самоконтролю у испытуемых с интернет-зависимостью низкая, они импульсивны, склонны к необдуманным поступкам - «сначала делают, потом думают», из-за чего в последствии могут сильно переживать. Подростки-блогеры с признаками интернет-зависимости имеют повышенную реактивность нервной системы - склонны реагировать внутренним изменением на внешний раздражитель чаще, чем их сверстники без признаков интерент-зависимоти. Любая критика может сильно их расстроить и послужить причиной для конфликта (редко) или для манипуляции либо убеждения в собственной правоте и уникальности.
Возбудимый тип
100,00% 90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00%
10,00% 5,62% 0,00% 0,00%
Процентная доля в группе Процентная доля в группе «Наличие интернет- «Отсутствие интернет-
зависимости» зависимости»
Рисунок 4 «Данные по акцентуации «возбудимый тип»
Выявлены статистически значимые различия в процентных долях по шкале: «Наличие интернет-зависимости» (68,54%) и группе «Отсутствие интернет-зависимости» (6,06%) по шкале: «Аффективно-экзальтированный тип» (ф = 7,13; р<0,01) (рисунок 5).
Группе испытуемых с интернет-зависимостью свойственна высокая интенсивность и изменчивость эмоциональных реакций. Они более искренны,
чем их сверстники, из-за чего часто терпят бедствия в реальной жизни при межличностном общении и попытках доверять. Их стратегия - избегание конфликтов и трудностей. Они довольно эмоционально и поведенчески пластичны, что позволяет им следовать описанной выше стратегии. Прибегая к манипуляциям и убеждению или же находя компромисс, они могут разрешить почти любой конфликт или трудность. Психические процессы протекают у них достаточно бысрто, реакция на любые события в реальной жизни достаточно острая, однако, такие подростки предпочитают не делиться ей с окружающими в офлайне.
Аффективно-экзальтированный тип
100,00% 90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
Рисунок 5 «Данные по акцентуации «аффективно-экзальтированный тип»
Выявлены статистически значимые различия в процентных долях по шкале: «Наличие интернет-зависимости» (0%) и группе «Отсутствие интернет-зависимости» (9,09%) по шкале: «Эмотивный тип» (ф = 3,006; р<0,01) (рисунок 6).
Подростки без признаков интернет-зависимости чаще способны испытывать глубокие, поглощающие чувства, склонны эффективнее анализировать и понимать свои состояния и ощущения, чем сверстники. По этой же причине могут быть сильно обидчивы. Очень мягкие в межличностном общении. Гораздо более проницательны, чем остальные подростки, способны к состраданию. У
68,54%
Процентная доля в группе Процентная доля в группе «Наличие интернет- «Отсутствие интернет-
зависимости» зависимости»
таких подростков очень хорошо развита эмпатия. Они часто могут найти подход к любому человеку.
Эмотивный тип
100,00% 90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00%
20,00% 9,09%
10,00% -0,00%
0,00% ^^^^
Процентная доля в группе Процентная доля в группе «Наличие интернет- «Отсутствие интернет-
зависимости» зависимости»
Рисунок 6 «Данные по акцентуации «эмотивный тип» В результате проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1. полученные результаты подтверждают связь акцентуации характера и риска погружения в деструктивные для личности и/или общества модели поведения, в том числе и интернет зависимость [3; 6];
2. среди подростков-блогеров, страдающих интернет-зависимостью, чаще всего встречается аффективно-экзальтированный (50%) и демонстративный (14%) типы акцентуаций. Это говорит нам о том, что такие подростки всегда стараются соответствовать образу, выстроенному в блоге, могут с обидой воспринимать критику, эмоциональны, любят, когда их хвалят или восхищаются (что провоцирует завышенную или заниженную самооценку);
3. остальные же подростки, в большинстве, имеют гипертимическую акцентуацию (74% опрошенных подростков без интренет-зависимости). Такие подростки имеют много друзей и увлечений, стараются везде успеть и поучаствовать. Они любят находиться в центре внимания, при этом воспринимают себя достаточно реально. Поэтому найти баланс между онлайн и офлайн у них получается лучше, чем у подростков-блогеров с интернет зависимостью;
4. каждый тип выраженной акцентуации неотрывно связан с трудностями в
коммуникации и межличностными отношениями. Не исключаются такие
варианты коммуникативных девиаций, как построение парасоциальных связей.
Литература
1. Екимовская М. А. Информационно-психологическая безопасность, как глобальная проблема человечества // Молодой ученый. —2015. — №6.4. — С. 84-87.
2. Ошевский Д.С., Мартынова И.Р. Копинг-стратегии подростков с акцентуациями характера, склонных к проявлению агрессии // Психологическая наука и образование: Электронный журнал. - 2013. - №3 [электронный ресурс] www.psyedu.ru
3. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: Дисс. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2004.- 107 с.
4. Эльконин Д.Б. Детская психология. -М.: Изд. «Academia», 2018. -384 с.
Literature
1. Yekimovskaya MA Information and psychological security as a global problem of humanity // Young scientist. -2015. - No. 6.4. - S. 84-87.
2. Oshevsky D.S., Martynova I.R. Coping strategies of adolescents with character accentuations, prone to aggression // Psychological science and education: Electronic journal. - 2013. - No. 3 [electronic resource] www.psyedu.ru
3. Loskutova V.A. Internet addiction as a form of non-chemical addictive disorders: Diss. ... Cand. honey. sciences. Novosibirsk, 2004.- 107 p.
4. Elkonin D.B. Child psychology. -M .: Ed. "Academia", 2018. -384 p.