УДК 316.613.5: 616.84
Кубекова Алия Салаватовна
старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Астраханского государственного медицинского университета Минздрава России
ОСОБЕННОСТИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ КУРЯЩЕЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация:
В статье предпринята попытка выявить психологические особенности личности молодого человека, способствующие возникновению у него пристрастия к курению. Экспериментальная часть работы включала в себя анкетирование (опросник «Об отношении к курению»), копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкмана и методику диагностики акцентуаций характера К. Леонгарда и Г. Шмишека. Обследуемые были разделены на две группы: курящих и некурящих. У представителей обеих групп преобладают такие копинг-страте-гии, как самоконтроль и планирование решения проблемы. Значимых различий между группами опрошенных по копингам не выявлено. Ведущими акцентуациями характера в группе курящих являются тревожная и демонстративная, некурящих - экзальтированная и застревающая. Мате-риалы исследования могут быть использованы в деятельности клинических психологов при разработке программ психологического сопровождения лиц, имеющих никотиновую зависимость.
Ключевые слова:
никотинизация, копинг-стратегия, самоконтроль, поиск социальной поддержки, дистанцирование, акцентуация характера, тревожная акцентуация, педантичная акцентуация, экзальтированная акцентуация, застревающая акцентуация.
Kubekova Aliya Salavatovna
Senior Lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Astrakhan State Medical University
FEATURES OF ACCENTUATION OF THE CHARACTER AND COPYING STRATEGIES OF SMOKING YOUTH
Summary:
The study attempts to identify the psychological characteristics of the personality of a young people that contribute to their addiction to smoking. The experimental part of the work included a questionnaire (questionnaire "On Attitude Toward Smoking"), a coping-test by R. Lazarus and S. Folkman and a technique for diagnosing the character accentuations of K. Leonhard and G. Shmishek. The subjects were divided into two groups: smokers and non-smokers. Representatives of both groups are dominated by coping strategies such as self-control and problem-solving planning. Significant differences between the groups of respondents for copings were not identified. The leading accentuations of character in the group of smokers are anxious and demonstrative, non-smokers are exalted and stuck. The research materials can be used in the activities of clinical psychologists in the development of psychological support programs for people with nicotine addiction.
Keywords:
nicotinization, coping strategy, self-control, search for social support, distance, character accentuation, anxious accentuation, pedantic accentuation, exalted accentuation, stuck accentuation.
Табак представляет собой один из самых опасных легальных наркотиков. По данным агентства РБК со ссылкой на Росстат, в России ежедневно курят 22,5 % граждан, большинство из них - представители возрастной группы от 40 до 50 лет. 4,8 % респондентов ответили, что курят иногда, а 72,5 % признались, что не курили никогда [1]. Однако большая часть курящих не воспринимает курение как серьезную угрозу здоровью. На начальных этапах формирования никотиновой зависимости в ее развитии участвуют преимущественно психологические механизмы, которые довольно скоро приводят к физиологическим изменениям на функциональном уровне, а впоследствии и к грубым органическим, необратимым переменам. По словам первого замглавы комитета Госдумы РФ по охране здоровья, академика РАМН Н. Герасименко, каждый год в России от причин, связанных с курением, умирает до полумиллиона человек [2]. Сигаретный дым вступает в непосредственный контакт с легкими, сильно увеличивая риск заболевания раком, пневмонией, эмфиземой, хроническим бронхитом и другими легочными заболеваниями, затрудняющими дыхание. Эффект воздействия химических веществ, содержащихся в табачном дыме, на организм является основным фактором риска инфаркта миокарда и других сердечных заболеваний. Курение играет немаловажную роль и в развитии язвенной болезни [3].
В исследовании Е.А. Кобзева установлено взаимовлияние курения и невротических проявлений личности. Личность курильщика, в особенности юноши, имеет тенденцию к невротическим расстройствам [4]. По данным О.А. Харьковой, такие динамические особенности психической деятельности человека, как экстраверсия и нейротизм, сильнее развиты у курящих беременных, поэтому лица холерического типа чаще имеют привычку табакокурения по сравнению с беременными флегматического типа [5]. По мнению В.Ю. Куклина и А.В. Цветкова, «у курящих молодых людей сильнее проявляется риск дезадаптации в условиях стресса, более выражена нервно-
психическая неустойчивость» [6, с. 29]. Однако необходимо отметить недостаточную изученность психологических особенностей и факторов в генезе табачной зависимости. Также акцентируем внимание на том, что комплекс психологических мер и психотерапии для лиц с никотиновой зависимостью в настоящее время не определен.
Поскольку в развитии разных форм зависимого поведения, в том числе никотинизации, важную роль играют психологические мотивы, крайне важны их раннее выявление и своевременная коррекция. Знание этих мотивов может быть полезным не только для предупреждения, профилактики, но и для лечения уже сформированной зависимости.
Цель исследования заключалась в выявлении связи особенностей акцентуаций характера и копинг-стратегий у молодежи, имеющей пристрастие к курению.
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось в сети магазинов автозапчастей Астрахани в период с мая по июль 2019 г. Выборку составили 45 работников. По результатам анкетирования обследуемые были разделены на две группы: курящие (группа I, 25 чел.) и некурящие (группа II, 20 чел.). Возраст работников - от 22 до 27 лет. Тендерный фактор не учитывался. Экспериментальная часть работы включала в себя анкетирование (опросник «Об отношении к курению»), копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкмана (в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой) [7] и методику диагностики акцентуаций характера К. Леонгарда и Г. Шмишека [8]. Методика К. Леонгарда в сочетании с другими психодиагностическими тестами позволяет сформировать наиболее полное представление о личности обследуемого. Для статистического анализа использовался непараметрический критерий Манна - Уитни, позволяющий оценить различия между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Следует отметить, что подавляющее большинство обследуемых курят длительное время (более 5 лет), а среди причин можно выделить две основные: за компанию и чтобы снять стресс.
Результаты исследования и их обсуждение. Статистический анализ полученных данных позволил определить средние показатели по группам обследуемых. В таблице 1 представлены показатели опрошенных по копинг-тесту Р. Лазаруса и С. Фолкмана.
Таблица 1 - Средние значения показателей копинг-теста Р. Лазаруса и С. Фолкмана
по группам
Копинг-механизм Группа I Группа II
Конфронтационный копинг 7,83 7,83
Дистанцирование 9,07 9,37
Самоконтроль 13,27 13,70
Поиск социальной поддержки 10,23 11,37
Принятие ответственности 7,47 7,33
Бегство-избегание 11,50 11,33
Планирование решения проблемы 13,97 13,03
Положительная переоценка 12,77 12,37
Примечание. ^критерий Манна - Уитни ^ < 0,05).
В группе курящих работников обнаружен высокий показатель по стратегии «Планирование решения проблемы». Такой способ совладания предполагает попытки преодоления проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов. Стратегия рассматривается большинством исследователей как адаптивная, способствующая конструктивному разрешению трудностей. Ее положительные стороны заключаются в возможности целенаправленного и планомерного разрешения проблемной ситуации. Отрицательные стороны основаны на вероятности чрезмерной рациональности, недостаточной эмоциональности, интуитивности и спонтанности в поведении.
Копинг «Самоконтроль» предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на оценку ситуации и выбор стратегии поведения, высокого контроля поведения и стремления к самообладанию. При отчетливом предпочтении стратегии самоконтроля у личности может наблюдаться стремление скрывать от окружающих свои переживания и побуждения в связи с проблемной ситуацией. Такое поведение предполагает наличие страха самораскрытия, высокой требовательности к себе, которая приводит к сверхконтролю в поведении. Положительные стороны использования этого копинга представлены возможностью избегания эмоциогенных импульсивных поступков, преобладанием последовательных и логичных решений проблемных ситуаций. Негативными чертами можно признать сложности выражения переживаний, потребностей и побуждений в связи с проблемными ситуациями, сверхконтроль в поведении.
И в первой, и во второй группе наблюдается тенденция формирования высокой напряженности копинга «Положительная переоценка», что предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения как стимула личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием. Высока вероятность недооценки личностью возможностей действенного разрешения проблемной ситуации.
Во второй группе работников, как и в первой, высокую напряженность имеют копинги «Самоконтроль» и «Планирование решения проблемы».
Таким образом, в обеих группах высокую напряженность имеют сферы «Самоконтроль» и «Планирование решения проблемы». В группе некурящих работников выше «Самоконтроль», а в группе курящих - «Планирование решения проблемы». Следует отметить близкие к высокой напряженности показатели в сфере «Положительная переоценка», которые выше в группе курящих работников.
Применение критерия Манна - Уитни не выявило достоверных различий. На основе полученных данных можно говорить лишь о тенденции формирования высокой напряженности способов совладания со стрессом (р > 0,05).
В результате применения методики выявления акцентуаций характера К. Леонгарда и Г. Шмишека получены следующие показатели (таблица 2).
Таблица 2 - Сравнение акцентуаций характера по группам_
Акцентуация характера Группа I Группа II
Гипертимный 6,74 ± 0,27 6,35 ± 0,67
Застревающий 5,34 ± 0,36 9,54 ± 0,89
Эмотивный 4,56 ± 0,54 4,53 ± 0,25
Педантичный 3,79 ± 0,54 5,26 ± 0,61
Тревожный 9,49 ± 0,45 * 3,59 ± 0,45
Циклотимный 6,58 ± 0,48 6,76 ± 0,78
Демонстративный 10,27 ± 0,40 * 5,95 ± 0,53
Возбудимый 8,01 ± 0,76 4,98 ± 0,77
Дистимический 6,12 ± 0,13 4,98 ± 0,67
Экзальтированный 5,59 ± 0,35 8,31 ± 0,45
* и-критерий Манна - Уитни (р < 0,05).
Для первой группы работников характерны тревожная (9,4 %) и демонстративная (10,2 %) акцентуации. Им свойственны пугливость, неуверенность в себе, обеспокоенность, мнительность, повышенная самокритичность, высокая ответственность, склонность к фантазерству с целью привлечения внимания, эмоциональная живость. Иными словами, курение помогает таким работникам справиться со стрессом. Данные акцентуации являются достоверно высокими в сравнении со второй группой работников (р <_0,05).
Для второй группы работников преобладающими акцентуациями являются экзальтированная (8,3 %) и застревающая (9,5 %). Они характеризуются чрезмерной общительностью, контактностью, у них повышенный эмоциональный фон. Они ответственны, предъявляют высокие требования к себе, подозрительны, часто выступают инициаторами конфликтов.
Статистически значимые различия между двумя группами выявлены по следующим акцентуациям характера: тревожная и демонстративная (р < 0,05). Данные акцентуации являются достоверно высокими у первой группы работников (р < 0,05). Таким образом, мы можем предположить, что тревожная и демонстративная акцентуации характера являются психологическими факторами, которые способствуют никотинизации молодежи.
Значение психологических особенностей при формировании и развитии привычки к табакокурению требует дальнейшего всестороннего изучения с целью разработки профилактических мероприятий в деятельности клинических психологов.
Выводы. Поскольку в исследовании была задействована небольшая выборка, уместно будет говорить о выявленной тенденции взаимосвязи между никотинизацией и акцентуациями характера у представителей молодежи. Для группы курящих работников характерны тревожная и демонстративная акцентуации характера. По данным акцентуациям выявлены достоверные различия. Среди выявленных копингов совладания со стрессом преобладающими для курящих работников были самоконтроль и планирование решения проблемы. В группе некурящих работников выявлены аналогичные копинги. Значимых различий по этому показателю не обнаружено.
Таким образом, путем целенаправленных психопрофилактических и корректирующих воздействий на «слабые» стороны личности возможно предотвратить развитие зависимого поведения. Полученные данные могут использоваться для подготовки профилактических мероприятий, так как позволяют более тщательно подходить к профилактике, прицельно действовать не только на начальных, но и более глубоких стадиях никотиновой зависимости.
Ссылки и примечания:
1. Выборочное наблюдение Росстата проводилось с 20 сентября по 5 октября 2018 г. во всех регионах России посредством личного интервью респондентов. См.: Звездина П. Каждый пятый россиянин оказался заядлым курильщиком [Электронный ресурс] // РБК. 2019. 23 марта. URL: https://www.rbc.ru/society/23/03/2019/5c9399119a79478d27cb75d0 (дата обращения: 28.10.2019).
2. Цит. по: Ситковский А.М. Ситуация с курением табака в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Российский институт стратегических исследований. 2017. 3 февр. URL: https://riss.ru/demography/demography-research/38818/ (дата обращения: 28.10.2019).
3. Александров А.А., Александрова В.Ю. Курение и его профилактика в школе : методическое пособие для учителей и родителей. М., 1996. 96 с.
4. Кобзев Е.А. Клинико-психологический анализ формирования зависимости от никотина в юношеском возрасте : дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2017. 245 с.
5. Харькова О.А. Клинико-психологические и социальные характеристики беременных женщин с никотиновой зависимостью : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2010. 157 с.
6. Куклин В.Ю., Цветков А.В. Нервно-психическая адаптация и социальная фрустрация у зависимых от никотина // Инновационное развитие. 2017. № 3 (7). С. 29-31.
7. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93-112.
8. Выявление акцентуаций (тест-опросник Шмишека) // Практикум по возрастной психологии : учебное пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2002. С. 589-597.
References:
Alexandrov, AA & Alexandrova, VYu 1996, Smoking and its Prevention in School: Manual for Teachers and Parents, Moscow, 96 p., (in Russian).
Golovey, LA & Rybalko, EF (eds) 2002, 'Identification of Accentuations (Shmishek Test Questionnaire)', Workshop on Developmental Psychology: Study Guide, 2nd ed., St. Petersburg, pp. 589-597, (in Russian).
Kharkova, OA 2010, Clinical, Psychological and Social Characteristics of Pregnant Women with Nicotine Addiction, St. Petersburg, 157 p., (in Russian).
Kobzev, EA 2017, Clinical and Psychological Analysis of the Formation of Nicotine Dependence in Adolescence, Tomsk, 245 p., (in Russian).
Kryukova, TL & Kuftyak, EV 2007, 'Questionnaire for Coping Methods (Adaptation of the WCQ Technique)', Zhurnal practicheskogo psihologa, no. 3, pp. 93-112, (in Russian).
Kuklin, VYu & Tsvetkov, aV 2017, 'Neuropsychic Adaptation and Social Frustration in Nicotine Addicts', Innovacionnoe razvitie, no. 3 (7), pp. 29-31, (in Russian).
Sitkovsky, AM 2017, 'The Situation with Tobacco Smoking in the Russian Federation', Russian Institute for Strategic Studies, viewed 28 October 2019, <https://riss.ru/demography/demography-research/38818/>, (in Russian).
Zvezdina, P 2019 'Every Fifth Russian Turned Out to Be a Heavy Smoker', The RBC Group, viewed 28 October 2019, <https://www.rbc.ru/society/23/03/2019/5c9399119a79478d27cb75d0>, (in Russian).
Редактор: Тальчук Калерия Сергеевна Переводчик: Ездина София Александровна