Научная статья на тему 'Особенности концепции героя в произведениях Закира Хади'

Особенности концепции героя в произведениях Закира Хади Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
302
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сибагатов Флюр Шарифуллинович

В статье автор анализирует произведения Закира Хади, идейного сторонника просвещения, который старается не только донести свои мысли до читателей, но и хочет заинтересовать их ожидаемым счастьем в загробной жизни и материальным благополучием сейчас. Это явилось своего рода новаторским приемом в тюрко-мусульманской литературе Урало-Поволжского региона. Характерное для этого времени вдохновение присутствует в произведениях автора "بختلی قز" (1904; «Бәхетле ҡыҙ» «Счастливая девушка»), "بختسز قز" (1905; «Бәхетhеҙ ҡыҙ» «Несчастливая девушка»), "مغصوم" (1906; «Мәғсүм» «Магсум»), حذرت" "حهانشا (1908; «Йыһанша хәҙрәт» «Зиганша хазрет»), "ینکی اصحبی قهف" (1908; «Яңы әсхабе ҡаһеф» «Новые пещерные люди»). В них авторский взгляд и концепция героя переосмыслены через призму ислама в традиционных образах и сюжетах. В повести «Счастливая девушка», пронизанной идеей просвещения, на примере главного героя Габбаса Закир Хади показывает формирование нового человека в обществе и по-своему трактует его роль в нем это служение своему народу, не только проповедовать, а показать это своим личным примером. Жители деревни, как и сам повествователь, стали свидетелями того, что именно полученные знания помогли значительно поднять социальный и материальный статус не только главного героя, но и всего села. Отсюда вытекает основная идея: именно те немногие, кто упорно стремится к знанию и самосовершенствованию, могут претендовать на дальнейшую счастливую жизнь. В отличие от предыдущей концепции, повесть «Зиганша-хазрет» имеет другую предпосылку и рассчитана на круг читателей, являющихся приверженцами кадимизма. Упорное желание Зиганши получить образование коренным образом повлияло на его дальнейшую судьбу. Знания оказались тем благодатным ключом, который помог открыть ему двери в счастливую и обеспеченную жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Concept of a Hero in Zakir Khady’s Works

As a progressive supporter of education, Zakir Khady in his works tries not only to convey his thoughts to readers, but also to interest them in their expected happiness in the afterlife and the material well-being today. It was a kind of an innovative technique in the Turkic-Muslim literature of the Urals-Volga region. Inspiration typical for this time is present in the writer’s works A Happy Girl (1904), An Unhappy Girl (1905), Magsum (1906), Zigansha-hazrat (1908), New Cavemen (1908). In them the author’s view and the concept of a hero are reinterpreted through the prism of Islam due to traditional characters and story-lines. In the story A Happy Girl, imbued with the idea of education, on the example of its character Gabbas the author shows the formation of a new human in society. The author sees the human’s role in society in his service to the people, not only to preach, but to show this role by an example. The villagers, as well as the narrator, have seen that it is the acquired knowledge that helped to significantly raise the social and material status of not only the main character, but of the whole village. Hence the basic idea is the following: only the few who work hard, strive for knowledge and self-improvement may pretend for a further happy life. Unlike the previous concept Zigansha-hazrat has a different implication and is mainly aimed at adherents of cadimism.

Текст научной работы на тему «Особенности концепции героя в произведениях Закира Хади»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЯЗЫКОЗНАНИЕ

№ № № № i'i W i'i 04 л". № .«». М JI'«. № № Ж Л'А i». № /'i М №

Ф.Ш. Сибагатов УДК 821 (470.57)

ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИИ ГЕРОЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЗАКИРА ХАДИ

Аннотация

В статье автор анализирует произведения Закира Хади, идейного сторонника просвещения, который старается не только донести свои мысли до читателей, но и хочет заинтересовать их ожидаемым счастьем в загробной жизни и материальным благополучием сейчас. Это явилось своего рода новаторским приемом в тюрко-мусульманской литературе Урало-Поволжского региона. Характерное для этого времени вдохновение присутствует в произведениях автора «ja ^^Jüj» (1904; «Бэхетле тсыд» - «Счастливая девушка»), «ja juüj» (1905; «БэхетЬез тсыд» - «Несчастливая девушка»), j. r-ii лу> (1906; «Мэгсум» - «Магсум»), «CijS* Lilly*.» (1908; «ИыЬанша хозрот» - «Зиганша-хазрет»), —a^-i ^.j-x.^l ^^SJlj» (1908; «Яцы эсхабе тсаЬеф» - «Новые пещерные люди»). В них авторский взгляд и концепция героя переосмыслены через призму ислама в традиционных образах и сюжетах. В повести «Счастливая девушка», пронизанной идеей просвещения, на примере главного героя Габбаса Закир Хади показывает формирование нового человека в обществе и по-своему трактует его роль в нем - это служение своему народу, не только проповедовать, а показать это своим личным примером. Жители деревни, как и сам повествователь, стали свидетелями того, что именно полученные знания помогли значительно поднять социальный и материальный статус не только главного героя, но и всего села. Отсюда вытекает основная идея: именно те немногие, кто упорно стремится к знанию и самосовершенствованию, могут претендовать на дальнейшую счастливую жизнь. В отличие от предыдущей концепции, повесть «Зиганша-хазрет» имеет другую предпосылку и рассчитана на круг читателей, являющихся приверженцами кадимизма. Упорное желание Зиганши получить образование коренным образом повлияло на его дальнейшую судьбу. Знания оказались тем благодатным ключом, который помог открыть ему двери в счастливую и обеспеченную жизнь.

Ключевые слова: башкирская литература, культура, произведение, Закир Хади, традиция, ислам, концепция

Flur Sh. Sibagatov

FEATURES OF THE CONCEPT OF A HERO IN ZAKIR KHADY'S WORKS

Abstract

As a progressive supporter of education, Zakir Khady in his works tries not only to convey his thoughts to readers, but also to interest them in their expected happiness in the afterlife and the material well-being today. It was a kind of an innovative technique in the Turkic-Muslim literature of the Urals-Volga region. Inspiration typical for this time is present in the writer's works A Happy Girl (1904), An Unhappy Girl (1905), Magsum (1906), Zigansha-hazrat (1908), New Cavemen (1908). In them the author's view and the concept of a hero are reinterpreted through the prism oflslam due to traditional characters and story-lines.

Сибагатов Флюр Шарифуллиноеич, кандидат филологических наук, доцент кафедры башкирской литературы, фольклора и культуры факультета башкирской филологии и журналистики Башкирского государственногоуниверситета (Уфа), e-mail:jamachta@mail.ru

Flur Sh. Sibagatov, Cand.Sc. (Philology), Associate Professor at the Department of Bashkir Literature, Folklore and Culture, Faculty of Bashkir Philology and Journalism, Bashkir State University (Ufa), e-mail: jamachta@mail.ru

© Сибагатов Ф.Ш., 2017

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2017/4 (78)

In the story A Happy Girl, imbued with the idea of education, on the example of its character Gabbas the author shows the formation of a new human in society. The author sees the human's role in society in his service to the people, not only to preach, but to show this role by an example. The villagers, as well as the narrator, have seen that it is the acquired knowledge that helped to significantly raise the social and material status of not only the main character, but of the whole village. Hence the basic idea is the following: only the few who work hard, strive for knowledge and self-improvement may pretend for a further happy life. Unlike the previous concept Zigansha-hazrat has a different implication and is mainly aimed at adherents of cadimism.

Key words: Bashkir literature, culture, work, Zakir Khady, tradition, Islam, concept ofhero

Любое художественное произведение несет в себе не только следы авторской индивидуальности, но и воплощает определенные его мировоззренческие концепции, обусловленные мироощущением писателя. Как писал М. Бахтин: «Автор - «виновник» другой, искусственной реальности - внеположен ей. Но постоянные и повсеместные следы его творческой личности хранит произведение как художественный мир, им скомпонованный, им организованный, как некая поэтическая структура в ее конкретно-чувственной неопровержимости, в ее особом фонографическом, словесно-образном, сюжетно-ком-позиционном осуществлении. Уже в процессе творчества по мере рождения и сотворения текста, самым различным образом во внутренней структуре произведения, в его текстовой плоти начинают властно и внятно обнаруживать себя авторские интонации, проявляются авторские лики, поступает авторская позиция» [1, с. 72-73].

В башкирской литературе начала XX века 3. Хади, как и Ризаитдин Фахретдинов, будучи идейным сторонником просвещения, в своих произведениях старается не только донести свои мысли до читателей, но и заинтересовать, иногда и заинтриговать их. В отличие от произведений прежних лет, такая заинтересованность основывается не только на идеи об ожидаемом их счастье в загробной жизни, но и о материальном благополучии сейчас. Данный художественный прием явился своего рода новаторским приемом в тюрко-мусульманской литературе Урало-Поволжского региона. «Мусульманские реформаторы были убеждены, что достижение человеческого совершенства будет возможным лишь в лоне гармонично развивающегося общества. Социальный прогресс может осуществляться при условии придерживания истинной религии, которая сама должна давать санкции на разностороннюю научную и образовательную деятельность человека, как главную основу его благополучия и процветания. При этом мусульмане были свидетелями новых реформаторских шагов в исламе, которые были сделаны высшим духовенством.

Например, на них огромное влияние оказала деятельность Мухаммада Абдо, муфтия Египта, который для развития экономики страны разрешает получать проценты с прибыли (риба)» [2, с. 105].

Конец XIX - начало XX века - это период, когда башкирская интеллигенция получила возможность для самовыражения и самоопределения, и наметился поворот общества на путь современного развития. В этих условиях новые взгляды, концепции и нормы переосмысливаются через призму ислама в традиционных для народа образах и сюжетах [3, с. 138-140]. Вследствие этого Закир Хади пишет именно в такой легкодоступной форме, стремясь к тому, чтобы его сочинения могли быть адекватно восприняты в общемусульманском контексте. При этом в его произведениях «Счастливая девушка», «Зиган-ша-хазрет», «Магсум», «Новые пещерные люди» уделяется большое внимание и традиционной культуре башкирского народа.

Многие просветители тюрко-мусульманских народов понимали, что именно образование открывает двери в мир материального благополучия. Но религиозное образование гармонично должно совмещаться со светским, с хорошим знанием русского языка. Таким идейно направленным произведением можно назвать повесть «Счастливая девушка» Закира Хади, которая пронизана актуальной в те времена идеей просвещения. На примере ее главного героя Габбаса автор показывает формирование нового человека в обществе.

Габбас, сын бедняка Биктимера, был родом из одной маленькой и отсталой башкирской деревеньки, где у жителей не было желания трудиться. С одной стороны, этому способствовало увещевание Хибатуллы-муллы о том, что мир этот не вечен, поэтому жить можно хоть как; с другой - если у кого-либо возникает желание учиться или он получает профессию, на него начинают смотреть косо:

j I ^ ^ у —

^ "ЧР ш ^ с. 13]

(«Мужик балаЬы ни "кэ^эр укыЬа ла, гилем уэ

72

Ф.Ш. Сибагатов

herop эйэЬе булма-к мемкин тугел. Гилем мул-лаларга, Ьенэр нимеслэргэ хас тейэлэр ине» -«Сын мужика, сколько не будет учиться, никогда не станет обладателем знаний и профессий. Говорили, что знания даны только муллам, а профессии - немцам»)1.

В отличие от односельчан, у Габбаса были серьезные намерения получить хорошее образование.

Как известно, намерение в исламе ставится выше. Как писал A.B. Смирнов, альфой и омегой этических строений в арабо-мусульманской культуре служит непосредственная связанность намерения и действия, которая определяет смысловое наполнение этих категорий и их взаимосвязь в теоретическом рассуждении. Такая связанность раскрывается в следующей формуле: намерение всегда переходит в действие, а действие всегда вызвано намерением [5].

После уроков Хадиси-абыстай в деревенском медресе и трехгодичного целенаправленного овладения знаниями в медресе Иомагул-хазрета в соседней деревне Габбас уехал в Казань. Там он, наряду с предметами, предусмотренными учебной программой медресе, дополнительно изучает географию, геометрию, астрологию, совершенствует знание русского языка.

При анализе произведения важную роль играет пространственно-временная характеристика. Это фиксированное и определяемое в пространственно-временных координатах место рассказчика, которое может совпадать с местом персонажа, т.е. повествователь следует за героем и описывает только то, что попадает в поле его зрения [6, с. 80]. Возвращение после шести лет Габбаса в свою малую родину на тройке вызвало настоящий фурор. Таким образом, благодаря целеустремленности и знаниям Габбас достиг не только духовного, но и материального благополучия [4, с. 95].

На примере главных героев своего произведения 3. Хади как бы дает свое понимание центральной антропологической проблемы - предназначения человека в обществе. Габбас не только получил хорошее образование, но и своим примером сумел показать, на что способен грамотный, образованный человек. Таким образом, «автор неизменно выражает (конечно, языком художественных образов, а не прямыми умозаключениями) свое отношение к позиции, уста-

новкам, ценностной ориентации своего персонажа. При этом образ персонажа (подобно всем иным звеньям словесно-художественной формы) предстает как воплощение писательской концепции, идеи...» [7, с. 206].

Жители деревни выбирают Габбаса имамом. Здесь он начинает применять полученные ранее знания на практике: по-новому ведет обучение в медресе, лучших учеников по окончании медресе отправляет в Казань и Оренбург устраиваться на работу; в сельском хозяйстве использует самые передовые по тем временам методы, что в конечном итоге помогло повысить урожайность его полей в несколько раз. Видя результат, со временем односельчане также начали использовать опыт Габбаса.

Таким образом, Закир Хади на примере своих героев показывает, что благодаря знаниям и упорному труду можно жить в материальном достатке - духовное богатство и материальный достаток не противоречат друг другу, а наоборот, должны совмещаться и приносить пользу людям. Жители деревни, как и сам повествователь, стали свидетелями того, что именно полученные знания помогли значительно поднять социальный и материальный статус не только главного героя, но и их. Отсюда вытекает основная идея, направленная на читателей: именно те немногие, кто упорно стремится к знанию и самосовершенствованию, могут претендовать на дальнейшую счастливую жизнь.

Как видим, представители просветительской литературы как Р. Фахретдинов, 3. Хади и др. на примере героев своих произведений поднимают такую актуальную для всех времен тему, как беззаветное служение своему народу и обществу в целом. Все это дается не в повествовательной или увещевательной форме, а выражается во всей авторской позиции, ибо «авторская позиция богаче позиции повествования, поскольку она выражается не отдельным субъектом речи, а всей субъектной организацией произведения» [8, с. 67].

Указанные образы позитивного характера направлены для наиболее прогрессивных слоев населения, особенно молодежи. В отличие от предыдущей концепции, повесть «Зиганша-хазрет» имеет другую предпосылку. Она рассчитана на широкий круг читателей, в первую очередь, придерживающихся старого уклада жизни - кади-мистов.

1 Здесь и далее перевод на русский и башкирский языки автора.

Главный герой произведения Зиганша -родом из деревни Инеш. Его отец Давлет-ша, крестьянин-середняк, любил повторять сыну: будешь учиться - станешь муллой, как бы морально поддерживая его. Для Давлетши агая должность муллы и муэдзина было самым большим достижением, поэтому и своему младшему сыну Зиганше с любовью говорил:

(«Минец ИыЬаншам мулла булыр, меэззин бу-лыр, фэлэн булыр» - «Когда подрастет, мой Зиганша станет муллой, станет муэдзином, станет тем-то»). Зиганша, будучи смышленым малым, с детства стремился к знанию.

В это время Зиганше исполнилось двенадцать лет и он брал уроки у Фатимы-абыстай, читал по слогам и дошел до сур (Корана), читал нараспев книги «Бэдеуэм» (ХУ1-ХУП вв.; «Бада-уам») и «Кисекбаш» (Х1П-Х1V вв.; «Кисекбаш»). После отцовских слов ^ («мулла булыр» - «будет он муллой») ему становилось тепло на душе и он смотрел с улыбкой на его лицо:

ал 1 ^^ 1 д ^^

¿ДхЬ в.!^ АЛ^А. ^УХа ^ 4-Ь *"" Д ** ¿д еЛ^

^ ^ ^ ^ [9, с. 8] («Сенки Йы-

Ьанша узенэ уткенлеге сэбэбле мужик хе?мэтен-дэ булган мэшэ"кэт белэн муллальгк хе?мэтендэ булган рэхэтен уйлап Ьэм улсэп тэ "карай ине» -«Потому что Зиганша по остроте своего ума уже понимал и взвешивал, что занятие муллы легче, чем хлопотный труд мужика»).

Хотя Давлетша сам был человеком безграмотным, он стремился, чтобы сын был образованным. Его слова-призывы в дальнейшем оказали на Зиганшу положительное воздействие.

В повести образ Давлетши является второстепенным, но в то же время он несет в себе определенную смысловую нагрузку. Он человек старого уклада, но мыслящий позитивно. Его пожелания оставили в детской душе Зиганши яркие впечатления и окрыляли его. В конечном счете он стал богатым, знаменитым, достиг больших высот в религиозной иерархии.

Таким образом, у Зиганши росло желание учиться дальше. Даже на отцовские слова, что для учебы нужны деньги, он отвечал: ^>.1)1 ^^ Щ ^^ аЛш! ""*'" ^ [9, С. 11]

(«Мин, атай шэкерттэргэ хе?мэт итеп тэ тук булыр инем, тырышып "кына укыр инем» - «Я, отец, даже прислуживая шакирдам, был бы сыт и прилежно бы учился».

После восьми-девяти лет учебы в медресе Габдрахман-хазрета из деревни Сорнаш Зиганша получил степень казыя и халфы. Однако он не останавливается только на этом, у него возникает желание получить образование в Бухаре и стать мударрисом.

Полученные в Бухаре знания на самом деле оказались тем благодатным ключом, который помог открыть ему двери в счастливую и обеспеченную жизнь.

Однозначно трудно сказать что-либо об образе Зиганши. С одной стороны, он отрицательный герой, всеми дозволенными и не дозволенными способами копит богатство, любит славу, завистлив. Тех, кто образованнее и талантливее его, старается изжить, чтобы на их фоне не выглядеть безграмотным. С другой стороны, Зиганша добился всего только благодаря собственному упорству и труду. Чтобы учиться, он был готов прислуживать богатым шакирдам, преодолевать все бытовые и материальные трудности на своем пути. Своими этими чертами он может стать наглядным примером для молодежи. Зиганша - отрицательный герой, но в то же время он достоин уважения.

Таким образом, рассмотренные нами выше герои с идейно-эстетической стороны разные (положительный - Габбас, отрицательный - Зиганша), однако их объединяет одна общая черта -тяга к знанию, самосовершенствованию. Каждый из них видит свое будущее по-своему, ставит определенные задачи и цели, но основным инструментом их достижения они видят образование. Автор в отличие от своих коллег по перу не увещает, не настаивает, а старается образно преподнести перспективу при подобном развитии событий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.

2. Сибагатов Ф.Ш. Духовная литература башкирского народа. Уфа: Гилем, 2015. 151 с.

3. Эхмэ^иев В.И. Быуындар бэйлэнеше: баштсорт эзэбиэте тарихы Ъэм эдэби процесс хакында мэталэлэр. Электрон бадма. 9фе: Китап, 2013. 486 б. (Ахмадиев В.И. Связь поколений: статьи по истории башкирской литературе и литературных процессах. Электронный ресурс. Уфа: Китап, 2013. 486 е.).

4. 11 • й .За и 114,1 ^и.^ (Ьади 3. Бэхет-ле ■кьц. Оренбург: Кэримов матбагасы, 1904. 100 б. — Хади 3. Счастливая девушка. Оренбург: Типография Каримовых, 1904. 100 е.).

5. История этических учений / под ред. А.А. Гусейнова. М.: Академический проект, 2015. 879 с.

6. УспенскийБ.А. Семиотикаискусства. М.: Языки русской культуры, 1995. 360 с.

7. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2002. 338 с.

8. Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1992. 236 с.

9. 1 Ч > Л . ¿ jjjjjjI .Oji* иЫзЦа. ^jjUJj (hadu 3. ИыЬанша хэзрэт. Оренбург: Кэримов матбагасы, 1908. 96 б. - Хади 3. Зиганша-хазрет. Оренбург: Типография братьев Каримовых, 1908. 96 е.).

REFERENCES

1. Bakhtin, М.М. Estetika slovesnogo tvorchestva [Verbal Creativity Aesthetics]. Moscow: Iskusstvo press, 1986. 445 p. (inRuss.).

2. Sibagatov, F.Sh. Dukhovnaya literatura bashkirsk-ogo naroda [The Bashkir People's Spiritual Literature]. Ufa: Gilempress, 2015. 151 p. (inRuss.).

3. Akhmadiev, V.I. Byuyndar bajlaneshe: bashkort athabiate tarikhy ham athabi protsess khakynda makalalar [The Connection of Generations: Articles on the History of Bashkir Literature and Literary Process]. Electronic edition. Ufa: Kitap press, 2013. 486 p. (in Bashkir).

4. Khady, Z. Bakhetle kyth [A Happy Girl]. Orenburg: Print shop ofthe Karimov brothers, 1904. 100 p. (in Bashkir).

5. Istoriya eticheskikh uchenij [A History of Ethical Teachings]. Moscow: Academicheskij proekt press, 2015. 879 p. (in Russ.).

6. Uspenskiy, B.A. Semiotika iskusstva [Semiotics of the Art]. Moscow: Yazyki russkoy kul'tury press, 1995. 360 p. (in Russ.).

7. Khalizev, V.E. Teoriya literatury [Literary Theory]. Textbook. 3rd ed. Moscow: Vysshaya shkola press, 2002. 338 p. (in Russ.).

8. Korman, B.O. Izbrannye trudy po teorii i istorii literatury [Selected Works on the Theory and History of Literature]. Izhevsk: Publishing House of Udmurt University, 1992. 236 p. (in Russ.).

9. Khady, Z. Jyhansha khathrat [Zigansha hazrat]. Orenburg: Print shop ofthe Karimov brothers, 1908. 96 p. (in Bashkir).

Г.Х.Бухарова УДК 8Г373.211.1

ОТРАЖЕНИЕ МИФОПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА В БАШКИРСКОЙ ТОПОНИМИИ*

Аннотация

Изучение явлений духовной культуры по данным топонимии является актуальной проблемой этнолингвистики. Объектом исследования является башкирская топонимия, предметом - географические названия, отражающие мифологические представления и религиозные верования башкирского народа, или мифотопо-нимы. Под термином «мифотопоним» автор понимает не только название мифического объекта и топонимы, отмеченные в языке терминами теонимии или демононимии, но и все топонимы, связанные с мифопоэтиче-ским мышлением, мифическим объяснением объектов действительности и отражающие мироощущение, ми-рообъяснение, религиозные верования башкирского народа.

* Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта РФ ФИ «Башкирская топонимия в этнолингвистическом аспекте», № 15-04-00414

Бухароеа Гульнур Харуновна, доктор филологических наук, профессор кафедры башкирского языка и методики его преподавания Башкирского государственного педагогического 'университета им. М. Ак-муллы (Уфа), e-mail: buharova_g@mail.ru

Gulnur Kh. Bukharova, Dr.Sc. (Philology), Professor at the Department of the Bashkir Language and Its TeachingMethodology, M. AkmullahBashkirStatePedagogical University (Ufa), e-mail: buharova_g@mail.ru

© Бухарова Г.Х., 2017

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2017/4 (78)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.