Научная статья на тему 'Концепция героя в повести Закира Хадыя «Счастливая девушка»'

Концепция героя в повести Закира Хадыя «Счастливая девушка» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
135
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОЙ / ОБРАЗ / БАШКИРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / КОНЦЕПЦИЯ / ИСЛАМ / ЗАКИР ХАДЫЙ / CHARACTER / IMAGE / BASHKIR LITERATURE / CONCEPTION / ISLAM / ZAKIR KHADI

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сибагатов Флюр Шарифуллинович

В башкирской литературе начала ХХ века новые взгляды, концепции и нормы переосмысляются через призму ислама в привычных для народа образах и сюжетах. Закир Хадый на примере героев повести по-своему трактует роль человека в обществе служение народу: не только проповедовать, но и показать своим личным примером. Благодаря целеустремленности и знаниям, Габбас и его жена Гайша предстают перед читателями как идеальная семейная пара, воспитывающие подрастающее поколение своим личным примером.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTION OF CHARACTER IN THE STORY BY ZAKIR KHADI “HAPPY GIRL”

In the Bashkir literature of the early twentieth century, new views, conceptions and norms are reinterpreted through the prism of Islam in the images and stories familiar to the people. By the example of the story heroes Zakir Hadi in his own way interprets the role of a man in the society to serve the people: not only to preach, but to show by their personal example. Due to dedication and knowledge, Gabbas and his wife Gaisha appear before readers as a perfect couple, educating the younger generation by their personal example.

Текст научной работы на тему «Концепция героя в повести Закира Хадыя «Счастливая девушка»»

Сибагатов Флюр Шарифуллинович

КОНЦЕПЦИЯ ГЕРОЯ В ПОВЕСТИ ЗАКИРА ХАДЫЯ "СЧАСТЛИВАЯ ДЕВУШКА"

В башкирской литературе начала ХХ века новые взгляды, концепции и нормы переосмысляются через призму ислама в привычных для народа образах и сюжетах. Закир Хадый на примере героев повести по-своему трактует роль человека в обществе - служение народу: не только проповедовать, но и показать своим личным примером. Благодаря целеустремленности и знаниям, Габбас и его жена Гайша предстают перед читателями как идеальная семейная пара, воспитывающие подрастающее поколение своим личным примером. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/1 -2/11.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 1 (67): в 2-х ч. Ч. 2. C. 43-45. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/1-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

Утрата связи с землей может рассматриваться двояко: с одной стороны, как преодоление своих возможностей и открытие новых способов связи с миром, что показано в характере деятельности политссыльных, или, наоборот, как потерю связи, отчуждение от мира, в данном случае речь идет о сектантах скопцах (аттакы). Введение в ткань повествования материала о скопцах-аттакы раскрывает противоположную реакцию на разрыв с землей, отделение от материнского лона: деградацию человеческого характера, отчуждение человека от мира. При их описании автором намеренно подчеркивается женоподобность мужчин, бинарно противопоставленная мужчинам из якутского тюелбэ (Силис Куонаану, Томороону, Сомоголлою и др.) [2, с. 114-115]. Разрыв с плодоносящей матерью-землей утверждается также в обычае этих сектантов, по которому им категорически запрещается рожать детей.

Неумение Тумары Киргиэлея пахать землю, тяга к городскому пространству в какой-то мере есть черта персонажа без корней, маргинальной личности. То есть потеря связи с землей, отдаление от нее трактуется как признак слабости, утраты жизнеспособности героя. Разрешение земельного вопроса не в пользу Терентия Басардама можно трактовать также как утерю утвержденной ранее власти.

Процесс перерождения земли (неподвижной, возрождающейся, святой) с этапами оплодотворения, созревания плода ассоциируется со смертью, бессмертием, вечностью, что, несомненно, усиливает статус человека, принимающего в этом непосредственное участие. Характер отношений человека и мира, инициатива человека в видоизменении земли может обозначать преобразование народного сознания, перерождающегося из земли. В этом и заключается художественное значение романа Болот Боотура - акцентуализация и оформление нового характера человека наступающей эпохи.

Список литературы

1. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2001. 704 с.

2. Соловьев В. С. (Болот Боотур). Пробуждение: роман: в 3-х кн. Якутск: Якутское книжное изд-во, 1979. Кн. 2. (на як. яз.) 368 с.

3. Соловьев В. С. (Болот Боотур). Пробуждение: роман: в 3-х кн. Якутск: Якутское книжное изд-во, 1987. Кн. 3. (на як. яз.) 388 с.

MORPHOLOGY OF HUMAN RELATIONS AND THE WORLD IN V. S. SOLOV'EV'S (BOLOT BOOTUR'S) NOVEL "AWAKENING"

Noeva Sargylana Eremeevna, Ph. D. in Philology The Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk Nosaer37@yandex. ru

The aim of the article is to study the morphology of the human relations and the world in the novel-trilogy by the Yakut writer V. S. Solov'ev (Bolot Bootur) "Awakening". In the context of geopoetic discourse the author analyzes male and female images as binarily opposed in the novel characters system. The research of this nature can help to identify the features of ethnic-psychological consciousness, reveal the original markers of novel imagery, which confirms the relevance of the topic in the national literature.

Key words and phrases: geopoetics; concept of land; evolution of character; binarity.

УДК 821(470.57)

В башкирской литературе начала ХХ века новые взгляды, концепции и нормы переосмысляются через призму ислама в привычных для народа образах и сюжетах. Закир Хадый на примере героев повести по-своему трактует роль человека в обществе - служение народу: не только проповедовать, но и показать своим личным примером. Благодаря целеустремленности и знаниям, Габбас и его жена Гайша предстают перед читателями как идеальная семейная пара, воспитывающие подрастающее поколение своим личным примером.

Ключевые слова и фразы: герой; образ; башкирская литература; концепция; ислам; Закир Хадый.

Сибагатов Флюр Шарифуллинович, к. филол. н., доцент

Башкирский государственный университет, г. Уфа jamachta@mail. т

КОНЦЕПЦИЯ ГЕРОЯ В ПОВЕСТИ ЗАКИРА ХАДЫЯ «СЧАСТЛИВАЯ ДЕВУШКА»

К концу XIX века мусульманские реформаторы пришли к выводу, что достижение человеческого совершенства будет возможным лишь в лоне гармонично развивающего общества. Социальный прогресс может

44

^БЫ 1997-2911. № 1 (67) 2017. Ч. 2

осуществляться при условии сохранения истинной религии, которая сама должна давать санкции на разностороннюю научную и образовательную деятельность человека как главную основу его благополучия и процветания. При этом мусульмане были свидетелями новых реформаторских шагов в исламе, которые были сделаны высшим духовенством. Например, на них огромное влияние оказала деятельность Мухаммеда Абдо, муфтия Египта, который для развития экономики страны даже разрешает получать проценты с прибыли (риба), что в исламе считается запретным (харам) [2, с. 8].

В конце XIX - начале ХХ века в башкирском обществе наметился поворот на путь современного типа развития. Характерное для этого времени вдохновение нашло отражение в творчестве Р. Фахретдинова, З. Хадыя и др. В их произведениях заметно стремление переосмыслять новые взгляды, концепции и нормы через призму ислама в привычных для народа образах и сюжетах. Вследствие этого Закир Хадый пишет именно в такой легкодоступной форме. При этом в произведениях «Бэхетле кыз» («Счастливая девушка»), «Зиганша-хазрет», «Магсум», «Яны эсхэбе кэhеф» («Новые пещерные люди»), наряду с общемусульманскими традициями, огромное внимание уделяется традиционной культуре башкирского народа.

«Многие просветители тюрко-мусульманских народов, в том числе и башкиры, прекрасно понимали, что именно образование открывает двери в мир материального благополучия. Но религиозное образование должно гармонично совмещаться со светским и хорошим знанием русского языка» [4, с. 105]. В повести «Счастливая девушка» (1904) Закир Хадый на примере главного героя Габбаса показывает формирование нового человека в обществе, который умеет совмещать традиции с современными социально-экономическими реалиями.

Схожую картину мы наблюдаем, например, и в повести «Салима» Р. Фахретдинова. Ибо, как справедливо указывает А. Я. Гуревич, «в любую историческую эпоху люди обладают определенным образом мира, специфическим мировоззрением и ведут себя не только и даже не столько в соответствии с внешними обстоятельствами, сколько в зависимости от той картины мира, которая утвердилась в их сознании. Ориентиры поведения, ценности жизни даются человеку в огромной мере его языком, религией, воспитанием, примером окружающих» [1, с. 30-31].

Сын деревенского бедняка Биктимера Габбас родом из маленькой и отсталой деревни, где жизнь уже почти вымерла. Люди поленились, у них нет желания трудиться и лучше обустроить свой быт. Этому способствовали, с одной стороны, увещевания Хибатуллы-муллы: «Мир это не вечен, поэтому жить можно как хоть как» [5, с. 13], а с другой, - если у кого-либо возникало желание учиться или получить какую-то профессию, односельчане открыто показывали ему свою неприязнь: «сын мужика, хотя, сколько не будет учиться, никогда он не станет обладателем знаний и профессий. Говорили, что знания даны только муллам, а профессии - немцам» [Там же].

В отличие от своих односельчан, Габбас с детства был любознательным и свободомыслящим, и у него уже тогда были серьезные намерения получить достойное образование. Он прекрасно понимал, что избавиться от нищеты возможно лишь благодаря полученному образованию или востребованной обществом профессии.

В то же время, намерение Габбаса получить образование соответствует идее арабо-мусульманской философии. Как известно, в арабо-мусульманской культуре в основе этического рассуждения лежит непосредственная связанность намерения и действия. Поэтому человек должен представить свое намерение (которое ставится даже выше) и только затем перейти в действие. Речь идет о том, что действие является неправильным, если оно не вызвано намерением, т.е. оно не считается действием без сопровождения намерения. Связанность намерения и действия раскрывается в следующей формуле: намерение всегда переходит в действие, а действие всегда бывает вызвано намерением [3, с. 204-309]. Поэтому главный герой произведения Габбас ставит перед собой задачу (намерение) получить хорошее образование и благодаря этому добивается не только достойного места в обществе, но и материального благополучия.

Уроки, полученные от Хадичи-абыстай, и учебные программы деревенской медресе скоро перестали утолять любознательность мальчика. После того, как устроился в медресе Йомагул-хазрета, Габбас три года старательно и целенаправленно овладевал знаниями. Со временем молодой человек понял, что и это учебное заведение не удовлетворяет его мечту, - он уезжает в Казань и поступает там в медресе. Даже финансовые трудности не пугают Габбаса: заработанных летом денег хватает на оплату учебы. В подобном положении были многие шакирды того времени, однако дальнейшее повествование отличается от жизненных ситуаций того времени.

В медресе Габбас стремится системно и целенаправленно получить образование. Кроме предусмотренных учебной программой предметов, самостоятельно получает уроки по географии, геометрии, астрологии. Прекрасно понимая роль русского языка в обществе, тщательно изучает язык, читает произведения русских писателей. Так незаметно проходит шесть лет...

Его возвращение на свою малую родину вызвало настоящий фурор среди односельчан. Однажды, когда деревенские старики по привычке сидели на завалинке, по деревенской улице проехала карета, запряженная тройкой хороших коней. Староста Тимербулат и другие старики, увидев это, решают, что в деревню приехал новый урядник. К их огромному удивлению, этот человек оказался их односельчанином Габбасом, которого они уже давно не видели.

Таким образом, стремление молодого человека к знанию, самосовершенствованию не только благотворно отразилось во внутреннем мире, но и сказалось на внешних переменах в жизни героя. Благодаря целеустремленности и полученным знаниям, Габбас достиг не только духовного, но и определенного материального благополучия: «По внешнему виду кажется, что он подобен человеку, приехавшему из другого государства» [5, с. 95].

В повести автор чаще всего свои мысли и идеи передает через монологи и размышления главных героев или демонстрации их достижений, чтобы заинтересовать читателей, ибо «автор неизменно выражает (конечно, языком художественных образов, а не прямыми умозаключениями) свое отношение к позиции, установкам, ценностной ориентации своего персонажа. При этом образ персонажа (подобно всем иным звеньям словесно-художественной формы) предстает как воплощение писательской концепции, идеи...» [6, с. 206].

На примере главных героев Габбаса и Гайши Закир Хадый автор как бы дает свое понимание центральной антропологической проблемы - предназначения человека в обществе. Габбас не только получил хорошее образование, но и своим примером сумел показать, на что способен грамотный и образованный человек. Благодаря этому он сумел вырвать свою любимую девушку Гайшу от сосватавшего ее второй женой муллы. Будучи знаком с новой фетвой муфтия, категорически запрещающей муллам читать никах несовершеннолетним, вначале он смог отсрочить свадьбу, потом уже при помощи свидетелей доказать, что Гайша является молочной дочерью жены Салим-муллы - Нурылгаян-абыстая. После совершеннолетия своей возлюбленной молодой шакирд женится. Жители деревни, несмотря на протесты Габбаса, выбирают его имамом. Здесь он начинает применять полученные ранее знания на практике - по-новому ведет обучение в медресе, лучших учеников по окончании медресе, договариваясь заранее со своими друзьями, постепенно отправляет в Казань и Оренбург устраиваться на работу. После того, как они начали посылать денежные переводы родителям и подарки родным, молодые ребята также понимают, что материальный достаток возможен только благодаря знаниям, и сами стремятся усердно учиться. Кроме того, в сельском хозяйстве Габбас использует самые передовые по тем временам методы, что в конечном итоге помогло повысить в несколько раз урожайность его полей. Видя результат, со временем односельчане также следуют опыту Габбаса. Таким образом, новый имам-хатыб своим примером показал, что благодаря знаниям и упорному труду можно жить в материальном достатке. По мнению автора, духовное богатство и материальный достаток не противоречат друг другу, а наоборот, должны совмещаться и принести пользу людям.

Таким образом, Закир Хадый по-своему трактует свое видение роли человека в обществе - это служение своему народу: не только проповедовать, а показать это личным и семейным примером, ибо только тогда народ поверит и подтянется. Габбас и Гайша предстают перед читателями как идеальная семейная пара, которая воспитывают своих детей своим личным примером. Если отец семейства занимался воспитанием сыновей, мать - дочери. Автор в художественной форме воплощает идею башкирской народной пословицы «Увидевшая у матери шубу шьет, у отца - лук точит».

Автор показывает, что деревенские жители стали свидетелями того, что полученное образование помогло значительно поднять социальный и материальный статус не только главного героя, но и его земляков.

Закир Хадый часто обосновывает свои идеи на Коране, но старается при этом заинтересовать человека -религиозно-мусульманские постулаты, можно сказать, в определенной степени переплетаются с практицизмом капиталистических отношений, т.е. автор хочет показать, что без достойного образования не будет и желаемого материального благополучия.

Таким образом, в повести «Счастливая девушка» З. Хадый на примере Габбаса и Гайши поднимает такую актуальную для всех времен тему как достойное образование, беззаветное служение своему народу и обществу в целом.

Список литературы

1. Гуревич А. Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 23-35.

2. Ислам: энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. 315 с.

3. История этических учений / под ред. А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003. 911 с.

4. Сибагатов Ф. Ш. Духовная литература башкирского народа. Уфа: Гилем, 2015. 152 с.

5. Хадый З. Счастливая девушка. Оренбург: Издательство братьев Каримовых, 1904. 100 с.

6. Хализев В. Е. Теория литературы: учебник. 3-е изд-е, испр. и доп. М.: Высшая школа, 2002. 338 с.

THE CONCEPTION OF CHARACTER IN THE STORY BY ZAKIR KHADI "HAPPY GIRL"

Sibagatov Flyur Sharifullinovich, Ph. D. in Philology, Associate Professor Bashkir State University, Ufa jamachta@mail. ru

In the Bashkir literature of the early twentieth century, new views, conceptions and norms are reinterpreted through the prism of Islam in the images and stories familiar to the people. By the example of the story heroes Zakir Hadi in his own way interprets the role of a man in the society - to serve the people: not only to preach, but to show by their personal example. Due to dedication and knowledge, Gabbas and his wife Gaisha appear before readers as a perfect couple, educating the younger generation by their personal example.

Key words and phrases: character; image; Bashkir literature; conception; Islam; Zakir Khadi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.