Научная статья на тему 'Особенности контракта жизненного цикла'

Особенности контракта жизненного цикла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1933
403
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Контракт жизненного цикла / контрактная система государственных закупок / государственно-частное партнёрство. / Life cycle contract / public procurement contract system / public-private partnership.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрий Александрович Никитин, Николай Иванович Васильев, Геннадий Борисович Детков

Данная статья посвящена рассмотрению понятия контракта жизненного цикла, которое является формой государственно-частного партнёрства, закреплённой формой взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, исполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями в целях реализации общественно значимых проектов; опыта зарубежных стран, где контракты жизненного цикла представляют собой разновидность взаимовыгодного партнерства публичных субъектов (государство или муниципалитет) и предпринимательских субъектов, в рамках которого компания проектирует, строит, реконструирует, обеспечивает обслуживание какого-либо объекта, а государство ему за это платит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юрий Александрович Никитин, Николай Иванович Васильев, Геннадий Борисович Детков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE LIFE CYCLE CONTRACT

This article is devoted to the consideration of the concept of a life cycle contract, which is a form of public-private partnership, a fixed form of interaction between the state and the private sector in relation to objects of state and municipal ownership, as well as services performed and provided by state and municipal bodies, institutions and enterprises in order to implement socially significant projects; the experience of foreign countries, where life-cycle contracts represent a kind of mutually beneficial partnership between public entities (state or municipality) and business entities, within which the company designs, builds, reconstructs, provides service to an object, and the state pays for it.

Текст научной работы на тему «Особенности контракта жизненного цикла»

Никитин Ю.А., Васильев Н.И., Детков Г.Б. ОСОБЕННОСТИ КОНТРАКТА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению понятия контракта жизненного цикла, которое является формой государственно-частного партнёрства, закреплённой формой взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, исполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями в целях реализации общественно значимых проектов; опыта зарубежных стран, где контракты жизненного цикла представляют собой разновидность взаимовыгодного партнерства публичных субъектов (государство или муниципалитет) и предпринимательских субъектов, в рамках которого компания проектирует, строит, реконструирует, обеспечивает обслуживание какого-либо объекта, а государство ему за это платит.

Ключевые слова. Контракт жизненного цикла, контрактная система государственных закупок, государственно-частное партнёрство.

Nikitin Yu.A., Vasilyev N.I., Detkov G.B. PECULIARITIES OF THE LIFE CYCLE CONTRACT

Abstract. This article is devoted to the consideration of the concept of a life cycle contract, which is a form ofpublic-private partnership, a fixed form of interaction between the state and the private sector in relation to objects of state and municipal ownership, as well as services performed and provided by state and municipal bodies, institutions and enterprises in order to implement socially significant projects; the experience offoreign countries, where life-cycle contracts represent a kind of mutually beneficial partnership between public entities (state or municipality) and business entities, within which the company designs, builds, reconstructs, provides service to an object, and the state pays for it.

Keywords. Life cycle contract, public procurement contract system, public-private partnership.

Введение

Понятие контракта жизненного цикла появилось в России относительно недавно, законодательно оно регламентируется как разновидность закупок для государственных нужд. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», принятый пять лет назад, регламентирует не только саму процедуру госзакупок, но и сферу их планирования и контроля. Данный нормативный

ГРНТИ 06.39.41

© Никитин Ю.А., Васильев Н.И., Детков Г.Б., 2019

Юрий Александрович Никитин - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва (г. Санкт-Петербург).

Николай Иванович Васильев - кандидат военных наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва (г. Санкт-Петербург).

Геннадий Борисович Детков - кандидат экономических наук, профессор, профессор Российского государственного гидрометеорологического университета (г. Санкт-Петербург).

Контактные данные для связи с авторами (Никитина Ю.А.): 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 8 (Russia, St. Petersburg, Makarova emb., 8). Тел.: 8 (812) 328-53-92.

правовой акт ввёл новые особенности процесса госзакупок и предусмотрел возможность заключения соглашений по модели жизненного цикла.

Законодательства стран с развитой экономикой, как правило, предусматривают контракты, которые охватывают несколько элементов жизненного цикла объекта закупки. Они различаются количеством стадий жизненного цикла объекта закупки, входящих в предмет контракта, схемой финансирования проекта. В опыте многих зарубежных стран контракты жизненного цикла представляют собой разновидность взаимовыгодного партнёрства публичных субъектов (государство или муниципалитет) и предпринимательских субъектов, в рамках которого компания проектирует, строит, реконструирует, обеспечивает обслуживание какого-либо объекта, а государство ему за это платит. Государство через систему экономических рычагов пытается лишь направить организации на выполнение государственных программ и планов.

При этом фирмы самостоятельно принимают решения, связанные с их участием в выполнении программных и плановых показателей, руководствуясь при этом интересами получения средств, необходимых для самофинансирования, или дополнительной прибыли [5, с. 45]. Такие контракты, как правило, заключаются в отношении автомобильных, железнодорожных дорог/магистралей, тоннелей, больниц и других важных объектов общественной инфраструктуры. Так, в ЕС контракты, учитывающие издержки жизненного цикла пользования объектом, рассматриваются в качестве составляющей политики устойчивого экологического развития [10, с. 31]. В нашей стране одним из первых проектов с использованием элементов контракта жизненного цикла стала закупка высокоскоростных поездов «Сапсан» ОАО «Российские железные дороги», при этом закупка поездов и техобслуживания состоялась в рамках отдельных контрактов [13, с. 37]. В текущей российской экономической ситуации контракты жизненного цикла могут стать одним из наиболее эффективных инструментов привлечения бизнеса в развитие социально-общественной инфраструктуры. Понятие и сущность контракта жизненного цикла

Когда речь идёт о заключении долгосрочного соглашения, в рамках которого исполнитель берёт на себя обязательства по закупке товара или проектированию, строительству, ремонту, эксплуатации, утилизации (при необходимости) объекта закупки (согласно ч. 16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ), это и называется контрактом жизненного цикла (КЖЦ) [1]. При этом в течение всего периода действия такой сделки заказчик осуществляет выплаты исполнителю на условиях, которые согласованы в договоре. Иногда этот срок составляет более 20 лет. Для реализации контрактов жизненного цикла с участием государства необходимо наличие соответствующей конкурсной процедуры.

КЖЦ является формой государственно-частного партнёрства, закреплённой формой взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, исполняемых и оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями в целях реализации общественно значимых проектов. КЖЦ свойственны основные характеристики государственно-частного партнёрства: он является смешанным договором (договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами), права собственности на объект не передаются в полном объёме бизнесу, риски разделяются между бизнесом и государством.

Выделяют ряд особенностей КЖЦ: в рамках сделки реализуются сразу несколько этапов жизни продукции; все проектные и технические решения в отношении предмета закупки, в том числе связанные с этим риски, принимает подрядчик; изначально исполнитель самостоятельно привлекает инвестиции в проект, финансирование со стороны госзаказчика начинается после выполнения определённого объёма работ; покупатель гарантирует поставщику поступление платежей в течение всего срока действия соглашения [8, с. 75]. Стоит отметить, что размер выплат из бюджета зависит от качества созданного продукта и его соответствия договору.

На сегодняшний день законодательством Российской Федерации не предусмотрены специальные положения для регулирования КЖЦ. Во-первых, бюджетная система Российской Федерации не предусматривает планирование на 30-40 лет (на данный момент бюджет формируется и утверждается на 3-летний период, также разрабатывается бюджетная стратегия Российской Федерации до 2030 года, данные показатели существенно меньше длительности жизненного цикла объектов закупки) [9, с. 82; 6, с. 113].

Во-вторых, в федеральном и региональном законодательстве имеются несколько отличающиеся трактовки государственно-частного партнёрства, порядок участия субъектов в государственно-частном партнёрстве на сегодняшний день может быть не единообразным [7, с. 124]. Отсутствие единого подхода к государственно-частному партнёрству и КЖЦ осложняет использование данного инструмента заказчиками в связи со сложностями моделирования организационной, финансовой, правовой составляющих такого контракта.

В ряде случаев возникает вопрос о соотношении КЖЦ с концессионными соглашениями (которые, аналогично КЖЦ, включают в себя не одну стадию периода жизни объекта и эксплуатируются негосударственной компанией). В рамках нормативно-правовой базы Российской Федерации концессия является наиболее близкой по природе моделью построения партнёрских отношений по КЖЦ. Заключение концессионных соглашений регулируется Федеральным законом № 115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях».

Основным отличием КЖЦ от концессионного соглашения является распределение рисков между сторонами контракта [10, с. 33]. Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 115-ФЗ, по концессионному соглашению концессионер (частный партнёр) обязуется за свой счёт создать и (или) реконструировать имущество, а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения [2]. При этом право собственности на имущество принадлежит или будет принадлежать концеденту (публичному партнёру), который предоставляет частному партнёру права владения и пользования объектом концессионного соглашения на срок его действия для осуществления деятельности по соглашению.

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ частный партнёр вносит концеденту плату в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения. Плата может не взиматься в случае реализации концессионером товаров, работ, услуг в рамках данного соглашения по регулируемым ценам, и если условиями соглашения предусмотрено принятие публичным партнёром на себя части расходов на создание и (или) реконструкцию, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения. Таким образом, модель концессионных соглашений, использующихся в рамках российского законодательства, аналогична международному подходу.

Ещё одно отличие концессии от КЖЦ заключается в том, что она в обязательном порядке включает целевую эксплуатацию объекта. Кроме того, использование концессии не всегда возможно. Некоторые аналитики считают, что отнесение КЖЦ к регулированию концессии было бы рациональным шагом в популяризации и повышении привлекательности данного вида контрактов [11, с. 645]. Стоит отметить, что отдельные положения Закона № 115-ФЗ позволяют заключать КЖЦ в рамках концессионных соглашений в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты автодорожной сферы.

В соответствии с ч. 13 ст. 3 Закона № 115-ФЗ публичный партнёр вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять частному партнёру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации [2]. Решение о выплате платы публичному партнёру может быть принято в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты создания автодорожных объектов и плата публичного партнёра по концессионному соглашению определена в качестве критерия конкурса. В таком случае частный партнёр не вправе взимать с иных лиц плату за создание и (или) реконструкцию и использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения. Изменение законодательства было обусловлено необходимостью повышения инвестиционной привлекательности объектов автодорожной сферы, переносом части рисков с частных инвесторов на государство [11, с. 643].

Предмет КЖЦ определяется в Законе № 44-ФЗ. В соответствии с Законом № 44-ФЗ КЖЦ «предусматривает закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта» [1]. Таким образом, предметом КЖЦ по Закону № 44-ФЗ является совокупность стадий жизненного цикла продукта (рис. 1). При этом имущество находится во владении государственного партнёра, который эксплуатирует его и получает доход с эксплуатации. Частный партнёр обеспечивает поддержание данного

объекта в надлежащем состоянии, за что государственный партнёр выплачивает сервисные платежи.

Как показано на рисунке 2, помимо ч. 16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, КЖЦ попадает под действие Постановления Правительства РФ № 1087 от 28.11.2013 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла», где определены случаи, при которых возможно заключение подобных соглашений. Так, сюда относятся работы по проектированию и строительству: автодорог и их участков; инфраструктуры морских и речных портов; аэродромов; объектов коммунального хозяйства; инфраструктуры городского транспорта, метрополитена; инфраструктуры железнодорожного транспорта; уникальных объектов капитального строительства; объектов капстроительства для сферы здравоохранения (в т.ч. Реконструкция); зданий и сооружений для различных нужд военнослужащих (в т.ч. Реконструкция); зданий для социальных нужд (в т.ч. Эксплуатация); зданий для сферы культуры; объектов культурного наследия (в т.ч. реставрация) [3].

Проектирование

)

Конструирование

)

Обслуживание и ремонт

Эксплуатация

1

Утилизация

Рис. 1. Жизненный цикл продукта

ЗАКУПКА товаре или работы

Последующее ОБСЛУЖИВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ в течение срою службы поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта

В случаях, предусмотренных Правительством РФ

Постановление Правительства от 28.11.2013 г. № 1087

г ч РЕМОНТ поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта

и Г Ч УТИЛИЗАЦИЯ поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта

ч. 16 ст. 34 Закона 44-ФЗ

Рис. 2. Схема контракта жизненного цикла

Также эти правила применимы при приобретении транспортных средств для общественного пользования (вагоны метро, автобусы и т.д.), воздушных, морских и речных судов. В Законе № 44-ФЗ не предусмотрены специальные положения для закупки КЖЦ, кроме использования в качестве критерия оценки стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (ч. 3 ст. 32 Закона 44-ФЗ). При этом в соответствии с п. 8.3 «Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» расчёт стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта рекомен-

дуется производить с применением методов определения и обоснования начальной (максимальной) цены (т.е. метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативного метода, тарифного метода, проектно-сметного метода, затратного метода) [4].

Итак, в рамках действующего законодательства в концессионном соглашении эксплуатационные риски, связанные с интенсивностью использования имущества, а, следовательно, доходностью контракта ложатся на частного партнёра, в то время как в случае КЖЦ - на публичного партнёра. С целью достижения оптимального соотношения между издержками заказчика и качеством предмета закупки заказчику следует возлагать определённый риск на сторону, которая в состоянии предвидеть его возникновение и нивелировать его последствия.

Достоинства и недостатки контракта жизненного цикла

КЖЦ, как институционально и структурно сложная модель, требует тщательного планирования и моделирования с целью нахождения оптимального соотношения издержек и выгод сторон. Как уже было отмечено, заказчик при выборе модели соглашения пытается эффективно (с точки зрения исполнения контракта) распределить риски между сторонами. Рассмотрим подробнее плюсы и минусы контракта для его сторон.

Модель КЖЦ привлекательна для публичного партнёра по ряду причин:

во-первых, КЖЦ объединяет стадии контракта (проектирование, производство, поставку, обслуживание, утилизацию), за счёт чего снижаются риски оппортунистического поведения частного партнёра на каждой стадии выполнения контракта. Частному партнёру выгодно качественно выполнить стадии проектирования, производства в связи с тем, что недобросовестное выполнение данных этапов приведёт к росту издержек на стадии эксплуатации, а, следовательно, и к росту совокупных издержек выполнения данного контракта, таким образом, частный партнёр мотивирован выполнять качественно каждую стадию проекта;

во-вторых, заключение договора с одним контрагентом снижает организационные издержки, связанные с взаимодействием сторон, а также издержки на организационные мероприятия по определению поставщиков;

в-третьих, объединение всех этапов в единый цикл приводит к минимизации затрат на выполнение контракта в связи с более эффективным использованием производственных мощностей, персонала и иных ресурсов частного партнёра благодаря экономии от масштаба, а также высокой доступности данных факторов производства на всех стадиях проекта [14, с. 290].

Кроме того, фиксированный размер сервисного платежа позволяет заказчику эффективно планировать свои расходы, при этом увеличение расходов обслуживающей компании не отразится на издержках заказчика. Также в связи с тем, что платежи по контракту равномерно распределены на весь срок жизненного цикла предмета закупки, заказчик имеет возможность одновременно вести несколько масштабных проектов. Корректировка сервисных платежей с учётом уровня готовности эксплуатируемого объекта и начало выплат по контракту только после сдачи объекта в эксплуатацию мотивируют частного партнёра в короткие сроки сдать объект в эксплуатацию и поддерживать высокое качество его обслуживания.

Контракты по модели жизненного цикла также удобны и для частного партнёра: во-первых, в связи с тем, что участник выполняет весь цикл работ самостоятельно, у него есть возможность выбрать оптимальный для него вариант достижения требований контракта. Существует возможность снижения издержек по эксплуатации за счёт оптимизации этапов проектирования и производства;

во-вторых, государственный партнёр является более стабильным и платёжеспособным в долгосрочном периоде;

в-третьих, заключение масштабного и долгосрочного контракта обеспечивает загруженность производства на длительный период времени, при этом риски по интенсивности эксплуатации объекта КЖЦ государственный партнёр берёт на себя. К рискам частного партнёра относится необходимость привлечь значительный объём финансирования на начальном этапе, а именно - сложность привлечения денежных средств в большом объёме. Возможны ошибки в планирования выгод-издержек на долгосрочный период [13, с. 39].

Заключение КЖЦ для государственного партнёра сопряжено с рядом рисков. Одним из подходов к классификации рисков инфраструктурных проектов является разделение их на политические, комплексные (риски технической составляющей), коммерческие [15, с. 197].

К первой группе рисков можно отнести влияние законодательного регулирования, а именно отсутствие такового, либо изменение законодательства в ходе исполнения КЖЦ.

К второй группе рисков относится риск изменения технических требований к предмету закупки в течение жизненного цикла использования. Требования к объекту формируются на момент заключения контракта, существует вероятность, что требования законодательства, потребителей к закупаемому объекту изменятся. Более того, если контракт предусматривает проектирование, то на момент его заключения возникают сложности с описанием технических параметров инновационного продукта, или продукта с улучшенными характеристиками [16]. Также существует риск несбалансированности интересов сторон в рамках КЖЦ, недочеты этапа проектирования модели закупки сложно устранить в ходе реализации проекта. Кроме того, возможно неравномерное распределение рисков во времени между стадиями контракта. Возможен как перенос основных рисков для публичного партнёра на начальные этапы, так и обратная ситуация в зависимости от используемой финансово-правовой модели.

К коммерческим рискам относятся риски, связанные со сложностью долгосрочного планирования бюджета, закупок. Государственный партнёр может взять на себя больше обязательств в рассрочку, чем будет способен исполнить в будущем. Также государственный партнёр принимает на себя риски спроса.

Следует обратить внимание и на порядок прекращения контракта. Так, в соответствии с ч. 23 ст. 95 Закона № 44-ФЗ при расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны от исполнения другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесённого ущерба [1]. Вместе с тем заказчик по контракту вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, предусмотренных гражданским законодательством для соответствующих видов договоров, при условии, что это установлено контрактом (как правило, такое условие является стандартным). В отношении подряда и услуг предусмотрено, что заказчик вправе в любое время досрочно отказаться от исполнения договора.

Таким образом, при расторжении КЖЦ отсутствуют эффективные механизмы защиты инвестиций подрядчика. Данное обстоятельство отличается от мировой практики подобных контрактов, когда при прекращении соглашения по обстоятельствам, зависящим от государства, обстоятельствам непреодолимой силы предусматриваются выплаты, гарантирующие интересы кредитных организаций (суммы основного долга с начисленными, но невыплаченными процентами, иные формы компенсаций) [12, с. 27].

Кроме того, следует отметить, что КЖЦ за рубежом представляют собой вид долгосрочных контрактов. Как правило, речь идёт о проектировании и строительстве комплексного объекта инфраструктуры, капиталоемких вложениях с довольно длительным сроком окупаемости (20 лет и более). Однако по Закону № 44-ФЗ и Постановлению № 1087 КЖЦ могут применяться в отношении закупок товара и его последующего обслуживания (ремонта), при этом срок действия контракта нормативно не установлен. Данное обстоятельство создает возможность применения КЖЦ к обычным контрактам поставки, включающим гарантийный ремонт. Несмотря на то, что в качестве подобного товара могут выступать только крупные объекты (суда, вагоны метро), говорить о применении международного аналога КЖЦ здесь вряд ли приходится.

Из приведённого анализа видно, что механизм КЖЦ, предусмотренный Законом № 44-ФЗ, существенным образом отличается от КЖЦ в международной практике. Представляется, что в данном случае речь идёт о некорректном использовании терминов. Тот институт, который за рубежом носит название КЖЦ, в Законе № 44-ФЗ отсутствует. Вместо него термин КЖЦ обозначает лишь один из видов государственных (муниципальных) контрактов.

Однако и здесь законодатель проявил некоторую непоследовательность. Так, в качестве одного из видов работ (услуг) по КЖЦ Законом № 44-ФЗ предусмотрена возможность осуществления эксплуатации объекта. Она указана помимо обслуживания и ремонта и, соответственно, может рассматриваться как целевое использование имущества (например, использование объектов ЖКХ для оказания услуг потребителям по тарифам). Эксплуатация предполагает переход прав владения и

пользования объектом подрядчику, для того чтобы он имел беспрепятственный доступ к имуществу. Представляется, что такая конструкция не свойственна для государственного заказа, основанного на сохранении полного публичного контроля. Отметим, что согласно формулировке Закона № 44-ФЗ эксплуатация предусматривается в контракте «при необходимости», и в Постановлении № 1087 ни в одном из контрактов не указана. Однако в связи с отсутствием чёткой регламентации о том, какие именно работы (услуги) включаются в КЖЦ, говорить об обязательном или факультативном характере эксплуатации затруднительно.

Заключение

Таким образом, контракты жизненного цикла - это соглашения, предусматривающие поставку продукции с последующим обслуживанием. Понятие КЖЦ возникло в российском законодательстве на федеральном уровне только в 2014 году в связи с вступлением в силу Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то есть представляют собой сравнительно новое для российской государственной экономики явление. КЖЦ может быть заключён только в случаях, установленных Постановлением Правительства РФ «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла». Перечень носит закрытый характер и включает в том числе различные объекты сферы транспорта (дороги, порты, метрополитен, воздушные, морские и речные суда), коммунальные объекты, а также уникальные объекты капитального строительства.

Определение КЖЦ по российскому законодательству сходно с тем понятием, которое используется в мировой практике. Однако, в отличие от зарубежного опыта, КЖЦ в России представляют собой не одну из форм государственно-частного партнёрства, а являются разновидностью закупок для государственных и муниципальных нужд. В связи с этим на КЖЦ распространяются все правила, касающиеся порядка заключения и исполнения (оплаты) государственных контрактов, если иное прямо не установлено законом. В частности, цена КЖЦ, под которой понимается стоимость жизненного цикла объекта, определяется по общим правилам формирования начальной (максимальной) цены контракта и является существенным условием договора. Метод сопоставимых рыночных цен предполагает анализ рынка на основе, в частности, запроса коммерческих предложений и сравнения с ценами ранее заключённых государственных контрактов.

Очевидно, что КЖЦ, включающие несколько стадий жизненного цикла, должны заключаться на длительное время, в течение которого экономическая ситуация может существенно измениться. Предполагается, что при расчёте начальной (максимальной) цены контракта должны быть учтены определённые прогнозные финансовые показатели. Например, прогнозный индекс инфляции при расчёте начальной цены строительства, реконструкции, капитального ремонта в сметной стоимости работ (при расчёте цены контракта проектно-сметным методом).

В целом по рассмотренной теме можно заключить, что реализация контрактов по модели жизненного цикла удовлетворяет интересам заказчиков с точки зрения повышения качества исполнения контракта, а также минимизации издержек заказчиков. При этом необходимо подчеркнуть, что успешная реализация КЖЦ возможна только в случае грамотного моделирования закупки, а именно распределения и регулирования рисков сторон, а также формирования и исполнения обязательств сторон по контракту.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О концессионных соглашениях».

3. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1087 (ред. от 29.10.2018) «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла».

4. Приказ Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

5. Волкова А.А. Индикативный подход к планированию и прогнозированию в сфере услуг // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2014. № 3 (21). С. 45-49.

6. Волкова А.А. Особенности планирования деятельности предприятий сферы услуг в посткризисный период // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 3. С. 111-116.

7. Демакова Е.А. Повышение эффективности закупок для государственных нужд на основе мониторинга и оценки качества продукции. М.: РИОР, 2018. 288 с.

8. Шпакова Р.Н. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. М.: МГИМО-Университет, 2017. 422 с.

9. Юрицин А.А. Особенности механизма правового регулирования организационных отношений в рамках контрактной системы закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. М.: Юсти-цинформ, 2017. 150 с.

10. Гринёв В.П. Контракты жизненного цикла, концессионные соглашения и соглашения о государственно-частном партнёрстве: общее и особенное // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2018. № 4 (12). С. 31-37.

11. Коденцева Ю.В., Рыбина А.В. Анализ концессионных соглашений и контрактов жизненного цикла при реализации проектов транспортной инфраструктуры на основе государственно-частного партнёрства / В сб.: Образование. Транспорт. Инновации. Строительство. Омск: СибАДИ, 2018. С. 641-646.

12. Мельник Е.Н. Контракты жизненного цикла в сфере транспортной инфраструктуры: возможности и ограничения / В сб.: Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления. М.: Истоки, 2018. С. 24-32.

13. Мельник Е.Н. О востребованности контрактов жизненного цикла в сфере транспортной инфраструктуры / В сб.: Механизмы развития социально-экономических систем региона. Воронеж: ВГУ, 2018. С. 37-43.

14. Нацкович К.В. Особенности и значимость применения контрактов жизненного цикла / В сб.: Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки. М.: Перо, 2017. С. 288-292.

15. Хутыз З.М. Контракт жизненного цикла как форма государственно-частного партнёрства // Вестник Академии знаний. 2017. № 4 (23). С. 196-199.

16. Экономические проблемы управленческой деятельности военных кадров. СПб.: ВАМТО, 2017. 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.