Научная статья на тему 'Особенности контрабанды автотранспортных средств в Калининградской области'

Особенности контрабанды автотранспортных средств в Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
582
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности контрабанды автотранспортных средств в Калининградской области»

ОСОБЕННОСТИ КОНТРАБАНДЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

С.А. Хазанова, судья Калининградского областного суда

Среди всех регионов Российской Федерации Калининградская область занимает особое место, поскольку характеризуется уникальным геополитическим и географическим положением, она не имеет общих границ с Россией, и этим в значительной степени обусловлена специфика всех происходящих в ней процессов, в том числе и криминальной направленности.

Анализ криминогенной обстановки в Калининградской области свидетельствует о том, что контрабанда автотранспортных средств за последнее десятилетие превратилась в практически недоказуемый и наиболее прибыльный вид преступной деятельности.

К сожалению, официальная статистика по контрабанде автотранспортных средств не ведется, а поэтому в статье будут приведены данные, полученные в результате изучения материалов уголовных дел, рассмотренных судами Калининградской области в 2002-2006 гг., а также анкетирования представителей правоохранительных, таможенных, пограничных органов и судей, принимавших непосредственное участие в расследовании и рассмотрении данной категории уголовных дел1.

Согласно данным оперативной таможни Калининградской области, за период с 2002 по 2006 гг. таможенными органами области выявлено 117 фактов незаконного перемещения через таможенную границу РФ автотранспортных средств. За данный период времени судами области было рассмотрено 22 уголовных дела данной категории в отношении 33 лиц. Однако незначительное количество уголовных дел (например, по сравнению с угонами и хищениями автотранспортных средств, когда только за 2006 г. судами области было рассмотрено 153 дела) не свидетельствует о том, что автотранспорт не интересует современных контрабандистов. Так, среди рассмотренных судами уголовных дел по трем из них (или 14 %) предметами контрабанды стали 213 автомобилей. А если обратиться к статистике, то увидим, что сотрудниками Управления ГИБДД Калининградской

области было выявлено транспортных средств иностранного производства с измененной или уничтоженной маркировкой в 2003 г. - 1392, в 2004 г.-1416, в 2005 г.- 1293.

Приведенные цифры свидетельствуют о том, что раскрываемость контрабанды автотранспортных средств все еще оставляет желать много лучшего. Причина здесь в том, что данные преступления достаточно сложно выявить. Требуют большой затраты времени и усилий розыскные и следственные мероприятия по установлению лиц, причастных к совершению преступления, воссозданию всей цепочки действий, которые необходимо предпринять преступникам, прежде чем переместить транспортное средство через границу. Как правило, предварительное следствие по таким делам длится достаточно долго - от года до 2,5 лет.

Исследования показали, что для контрабанды автотранспортных средств в современных условиях характерны следующие признаки:

а) высокая степень латентности;

б) контрабанда автотранспортных средств приобретает все более организованный и интернациональный характер;

в) сужение свидетельской базы по мере производства предварительного расследования по делам о раскрытых преступлениях - в результате воздействия со стороны оставшихся на свободе преступников свидетели умалчивают об известных им фактах, уклоняются от участия в опознании, мотивируя это невозможностью уверенно опознать конкретное лицо.

Все это предопределяет сложности, с которыми сталкиваются работники правоохранительных органов, ведущие борьбу с контрабандой.

Необходимо также отметить, что качественные характеристики преступности постоянно изменяются и совершенствуются. Так, по мере перекрытия таможенными органами какого-либо из каналов незаконного перемещения через таможенную границу РФ автотранспорта, преступниками и организован-

ными преступными формированиями оперативно внедряются новые схемы и способы, которые на первоначальном этапе приносят им прибыль. Тем самым нарушаются экономические интересы государства.

Проведенное исследование позволяет утверждать, что на территории Калининградской области сложилось несколько видов контрабанды автотранспортных средств.

1. Источник криминального завладения автомобилем находится внутри региона, автомобиль похищается у законного владельца, а затем с измененными идентификационным номерами с новыми регистрационными документами и номерами перегоняется через Литву, Белоруссию или Польшу на территорию «материковой» части России.

2. Автомобиль, который эксплуатируется на территории Калининградской области легально, затем перемещается через государственную границу без цели его последующего возращения в регион с предоставлением таможенным органам недостоверных сведений о целях, для которых транспортное средство вывозится в Литву, где продается, т.е. заявляется ненадлежащий режим вывоза транспортного средства.

3. Похищенное в странах Западной Европы автотранспортное средство по поддельным документам перемещается на территорию Калининградской области, где легализуется, регистрируется, а затем реализовывается гражданам России.

В последнее время в Калининградской области преступниками стала применяться новая схема перемещения через таможенную границу РФ похищенного на территории иностранных государств автотранспорта. Так, вместо использования при таможенном оформлении поддельных документов и средств таможенной идентификации преступники стали заявлять режим «Временный ввоз» при перемещении автотранспорта через польско-российскую границу с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов и последующим вывозом с таможенной территории РФ через российско-литовскую границу либо через таможенный переход «Морской порт Балтийск» на пароме сообщением «Калининград - Санкт-Петербург» и далее по поддельным документам - на остальную часть территории Российской Федерации.

Способ совершения контрабанды - незаконное перемещение товаров и предметов че-

рез государственную границу - является основным элементом криминалистической характеристики контрабанды.

Исходя из определения контрабанды, данного в ч. 1 ст. 188 УК РФ, ученые-криминалисты выделяют два основных способа совершения контрабанды - тайное и обманное перемещение через таможенную границу товаров или иных ценностей2.

Как правило, предметами тайного перемещения являются наркотические средства, деньги и иностранная валюта, ювелирные изделия, оружие, сигареты и спиртные напитки.

Контрабанда автотранспортных средств совершается обычно путем обмана.

Р.С. Белкин выделил следующие наиболее распространенные способы контрабанды путем обмана таможенных органов;

- предъявление таможенному контролю поддельных документов;

- использование фальсифицированных пломб, печатей, идентификационных знаков;

- недостоверное декларирование перевозимых объектов3.

Как показывает судебная и следственная практика, калининградские преступники в своей криминальной деятельности используют все указанные способы контрабандного перемещения автомобилей и причем одновременно.

Можно выделить следующие основные факторы, влияющие на способы совершения контрабанды автотранспортных средств не только в Калининградской области, но и во всех приграничных регионах Российской Федерации: особенности географического и геополитического положения таможенной территории; низкая техническая оснащенность таможенных постов высокочувствительной техникой, которая позволяла бы на месте выявлять следы подделки документов, предъявляемых должностным лицам при прохождении таможенного и пограничного контроля; отсутствие на таможенных постах специальных лабораторий по проверке и обнаружению изменений маркировки узлов и агрегатов автотранспорта; отсутствие единой информационной системы между таможенньми органами сопредельных государств, которая позволяла бы по прибытии товара на наш российский пункт пропуска иметь весь пакет информации об этом товаре от иностранных таможенных служб4; формальное отношение отдельных сотрудников таможенных органов к своим должностным обязанностям; недоста-

точный уровень подготовки следователей и дознавателей, отсутствие у них не только надлежащего опыта в расследовании контрабанды автотранспортных средств, но даже соответствующей методической литературы5.

Нельзя не согласиться с мнением Н.П. Фесенко, который указывает на такую причину «расцвета» таможенной преступности, как необустроенноеть пунктов пропуска через Государственную границу РФ. Как отмечает автор, на территории Российской Федерации существует 442 пункта пропуска, из них около 65 % не обустроены, более 100 пунктов работают по временной схеме; в качестве служебных помещений нередко используются строительные бытовки и вагончики; у всех пунктов пропуска нет единого хозяина, причем около 350 из них находятся не в государственной собственности. Еще одним отрицательным моментом Н.П. Фесенко обоснованно считает громоздкий многоступенчатый контроль, который порождает километровые очереди на пунктах пропуска, что в совокупности с низкой зарплатой работников таможни - и взяточничество6.

Остановимся более подробно на некоторых из указанных выше факторах, определяющих способы совершения контрабанды.

По нашему мнению, выбор способа совершения контрабанды (тайно или путем обмана), изначально определяется особенностями географического и геополитического положения отдельных регионов России, и главное - это наличие общих границ либо со странами - бывшими союзными республиками, в первую очередь странами СНГ, либо со странами, которые никогда не входили в состав СССР либо после распада Советского Союза вошли в состав Евросоюза (например, Литва, Латвия, Эстония). Так, Ю.Г. Кисловский отмечал, что тайный способ совершения контрабанды весьма распространен на границах России со странами СНГ, в частности с Украиной, где контрабанда идет по объездным путям, которых насчитывается около 400: на брянском направлении - до 120, белгородском - 80, ростовском - 2007.

Один из руководителей Федеральной таможенной службы РФ (ранее ГТК) на Интер-нет-конференции с представителями информационной системы «ГАРАНТ» также констатировал, что у России остается около шести тысяч километров открытых границ с Ка-

захстаном, Украиной, Грузией и Азербайджаном.

Если мы обратимся к следственной и судебной практике Калининградской области (которая имеет общие границы с Польшей и Литвой - членами Евросоюза, а с другой стороны омывается Балтийским морем), то увидим, что за последние шесть лет фактов контрабандного перемещения автотранспортных средств тайным путем выявлено не было.

Вместе с тем способы перемещения автомобилей путем обмана постоянно совершенствовались, о чем свидетельствуют материалы уголовных дел8.

В 1997-1999 гг. организованная преступная группа в составе девяти человек (это только те, кто оказался на скамье подсудимых), имея связи с лицами, занимавшимися незаконным приобретением транспортных средств за пределами РФ, и получая от них сведения о наличии такого автомобиля, ставили их в частные ремонтные мастерские на территории Польши, где изменялись их идентификационные номера. В это же время в г. Калининграде с помощью компьютерной техники изготавливались поддельные свидетельства о регистрации транспортных средств, а также приобретались похищенные государственные регистрационные знаки Калининградского региона на автомобили. После чего изготовленные поддельные документы и похищенные государственные знаки перевозились на территорию Польши.

В Польшу также доставлялись водители, где им передавались автомобиль и документы, а также выписывалась доверенность на право управления транспортным средством от имени вымышленного владельца, который был указан в поддельном свидетельстве о регистрации транспортного средства. Затем автомобиль в сопровождении другой машины, в которой находились члены организованной преступной группы, направлялся в Калининградскую область.

Участниками организованной группы досконально была изучена процедура прохождения таможенного контроля на одном из таможенных постов и установлено, что сотрудники таможни, особенно в ночное время, формально проводят досмотр транспортных средств с государственными регистрационными знаками региона. Поэтому автомобили перемещались только ночью, и в салоне находилось не менее 2-3 человек, в том числе женщины, а иногда и дети, чтобы не привле-

кать внимание пограничников и сотрудников таможни. Водители были всегда хорошо одеты и на случай возникновения интереса к машине имели заранее подготовленные версии о том, что перегоняют автомобиль своего знакомого из ремонта в Польше или ездили отдыхать, а автомобиль получили по доверенности.

Когда автомобиль въезжал на таможенный пост, водитель предъявлял сотрудникам таможни свидетельство о регистрации транспортного средства, где было указано, что он якобы состоит на учете в ГИБДД УВД Калининградской области, о чем свидетельствовали и регистрационные знаки Калининградского региона. С учетом этого автомобиль проходил поверхностный осмотр, а измененный идентификационный номер давал возможность не обнаруживать его в списках похищенных по базе ИНТЕРПОЛа. Пройдя все формальности, автомобиль благополучно пересекал таможенную границу и въезжал на территорию Калининградской области.

В 2001 - 2002 гг. на территории Калининградской области действовала другая организованная преступная группа, в состав которой уже вошли сотрудники таможни и ГИБДД.

Так, получив информацию о том, что на территории Польши имеется автомобиль с измененными идентификационными номерами, который необходимо переместить в Калининградскую область, участники организованной группы в отсутствие автомобиля получали в органах ГИБДД свидетельство о регистрации транспортного средства и государственный регистрационный знак Калининградского региона на указанную машину. После чего уже с легализованными документами и регистрационными номерами автомобиль перемещался из Польши в Калининградскую область.

Для того чтобы получить соответствующие документы в ГИБДД, участниками организованной преступной группы сначала проводилось оформление указанного автомобиля (при его фактическом отсутствии) в таможенных органах, как купленного жителем области и ввезенного из Литвы. С этой целью участниками организованной преступной группы была разработана схема, согласно которой сначала ими подыскивалось лицо, которое за вознаграждение в 50 - 100 долларов США соглашалось оформить на себя указанный автомобиль. Затем данное лицо в целях получе-

ния отметки в паспорте о пересечении границы на автомобиле или автобусе пересекало границу. После этого сотрудниками таможни в отсутствие автомобиля на таможенном посту по поддельным документам - свидетельству транспортного средства Литовской Республики и справке-счету - составлялся фиктивный акт досмотра автомобиля. В таможенную декларацию вносились недостоверные сведения о ввозе автомобиля на территорию Российской Федерации из Литвы, и выдавались паспорт транспортного средства и удостоверение ввоза транспортного средства -документы, которые необходимы для получения в органах ГИБДД свидетельства о регистрации транспортного средства и регистрационных номеров.

Необходимо отметить, что согласно данным анкетирования 10 % респондентов указали на одну из причин низкой раскрываемости контрабанды транспортных средств - коррумпированность сотрудников таможенных органов, еще 6 % - на коррумпированность сотрудников внутренних дел.

Анализ уголовных дел свидетельствует, что среди 33 лиц, привлеченных к уголовной ответственности по ст. 188 УК РФ за период с 2002 по 2006 гг. имеются лишь два представителя таможенных органов (6 %). Кроме того в отношении шести сотрудников таможни и двух сотрудников ГИБДД органы предварительного расследования прекратили уголовные дела и уголовное преследование по нереабилитирующим основаниям.

Как правило, предметом контрабанды являются легковые автомобили - 70 % от общего числа контрабанды автотранспортных средств, 20 % - грузовые прицепы и тягачи, 7 % - автобусы и 3 % - тракторы. Что касается легковых автомобилей, то это, как правило, дорогостоящие машины, представительского класса, такие, как «Ауди» (23 % от общего числа легковых автомобилей), «Фольксваген Пассат» (20 %), «Мерседес Бенц» (19 %), Тайота (15 %), БМВ (10 %) со сроками эксплуатации от одного до трех лет (60 %).

Так, калининградский предприниматель для удовлетворения потребностей различных фирм, в основном строительных и занимающихся перевозками, приобретал в Литве грузовые машины, тягачи и прицепы к ним, перемещал их через литовскую таможенную границу с предоставлением подлинных документов на автомобили, но указывая о том, что

временно ввозит их на территорию Российской Федерации. Однако уже на российском таможенном посту предъявлял приготовленные им заранее поддельные документы -справку-счет и свидетельство регистрации транспортного средства с оттиском имеющихся у него в распоряжении печатей и штампов таможенных органов Литвы о пересечении автотранспортом таможенной границы Литвы, согласно которым данные автомобили им были приобретены у граждан Литвы. Всего в течение 2003 г. таким способом им было перемещено 49 транспортных средств.

Таким образом, можно сделать вывод, что распространенность и социальная опасность контрабанды автотранспортных средств в Калининградской области, как и в других приграничных районах Российской Федерации, очевидны, а поэтому борьба с данным преступлением должна стать одной из приоритетных задач правоохранительных органов.

1 В анкетировании приняли участие 135 сотрудников органов прокуратуры, внутренних дел, таможни и пограничной службы; было изучено 143 уголовных дела в отношении 156 лиц, осужденных по ст. 188 УК РФ.

2 См.: Криминалистика: учебник / под ред. Р.С. Белкина. -М., 2002.-С. 775.

3 См.: Там же.

4 По сообщению заместителя председателя Государственного таможенного комитета РФ на Интернет - конференции с представителем информационной системы «Гарант» в сентябре 2003 г. такие системы с 2003 г. действуют уже на границе России с Финляндией; метод прямого обмена информацией был опробован и в общении со шведской таможенной службой.

5 Все принявшие участие в анкетировании респонденты подтвердили данное обстоятельство.

6 См.: Законодательство и экономика. - 2006. - № 12.

7 См.: Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. - М., 1996.-С. 184.

8 Автор исследования ведет речь о совершении контрабанды автотранспортных средств за последние 10 лет, поскольку приговоры за совершение указанных преступлений были вынесены судами Калининградской области в период с 2002 по 2006 гг., которые и были предметом исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.