Научная статья на тему 'Направления деятельности ОВД по предупреждению краж и угонов автотранспорта'

Направления деятельности ОВД по предупреждению краж и угонов автотранспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2213
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / КРАЖА / CAR / NOTICE / CRIME / INFLUENCE / THEFT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павин Сергей Юрьевич

Статья указывает на проблему высокого уровня преступлений связанных с кражами автомобилей. В связи с этой проблемой МВД России вынуждено организовывать предупреждение данной категории преступлений. Задачи предупреждения включают в себя воздействие МВД России на причины и условия совершения краж автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Directions to activity OVD on warning the thefts and driving away of the cars

This article shows on problem of higher level of the car's theft. In connection this problem ministry of Internal Affairs have to organize the notices of these crimes. The tasks of notice involve the influence by ministry of Internal Affairs on the reasons and conditions of car's theft.

Текст научной работы на тему «Направления деятельности ОВД по предупреждению краж и угонов автотранспорта»

5.2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КРАЖ И УГОНОВ АВТОТРАНСПОРТА

Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Павин Сергей Юрьевич, адъюнкт. Место учебы: кафедра криминалистики и судебной экспертизы, Тюменский юридический институт МВД России.

Аннотация: Статья указывает на проблему высокого уровня преступлений связанных с кражами автомобилей. В связи с этой проблемой МВД России вынуждено организовывать предупреждение данной категории преступлений. Задачи предупреждения включают в себя воздействие МВД России на причины и условия совершения краж автомобилей.

Ключевые слова: автотранспорт, предупреждение, преступление, воздействие, кража.

THE DIRECTIONS TO ACTIVITY OVD ON WARNING THE THEFTS AND DRIVING AWAY OF THE CARS

Pavin Sergey Yurievich, adjunct. Place of study: criminalistics and judicial expert operation chair, Tyumen legal institute of the ministry of the Internal Affairs Russia.

Annotation: This article shows on problem of higher level of the car's theft. In connection this problem ministry of Internal Affairs have to organize the notices of these crimes. The tasks of notice involve the influence by ministry of Internal Affairs on the reasons and conditions of car's theft.

Keywords: car, notice, crime, influence, theft.

С каждым годом количество автотранспортных средств неуклонно увеличивается. В связи с чем будет увеличиваться оборот криминального автобизнеса, что определяет проблему раскрытия, расследования и предупреждения краж и угонов автотранспорта. Одним из способов снижения количества преступлений данного вида является профилактическая деятельность органов внутренних дел и немаловажную роль в решении этой проблемы играет профессионализм сотрудников занимающихся раскрытием и расследованием данных преступлений. Основными направлениями профилактической деятельности следователей по предупреждению краж и угонов автотранспортных средств является установление в ходе расследования причин и условий, способствующих совершению преступлений. А результатом установления причин и условий, является внесение в соответствующие организации или должностным лицам представлений о принятии мер по их устранению. Данная деятельность регламентирована ст.ст. 73, 158 УПК РФ, приказом МВД России от 17 января 2006 года № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

В настоящее время остро стоит проблема в создании условий по предупреждению совершения хищений автотранспортных средств. Следует отметить необходимость взаимодействия в целях профилактики ОВД с органами местной исполнительной власти, без участия которых невозможно решать вопросы организации мест хранения личного, коммерческого и государственного автотранспорта. Органы местного самоуправ-

ления, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяют организации парковок и автостоянок, а также строительству многоуровневых гаражей. В результате данных недоработок большое количество автотранспортных средств круглосуточно находятся во дворах домов, площадках перед магазинами и административными зданиями. Данные автотранспортные средства автоматически попадают в группу риска как потенциальные объекты преступного посягательства. Обратить внимание органов исполнительной власти и местного самоуправления на данную проблему могут представления следователей. Кроме того, соответствующими представлениями необходимо обратить внимание руководства фирм и предприятий на организацию видеонаблюдения за парковками организованными около их административных зданий. При этом система видеонаблюдения должна иметь высокую разрешающую способность изображения и возможность оперативного считывания и копирования видеоизображения на материальный носитель (СО или DWD диск, флэш карта и т.д.)

Кроме того, из анализа следственной практики, а также по результатам изучения материалов уголовных и судебных дел нами выявлены следующие причины и условия, способствующие росту числа преступлений, связанных с незаконным завладением транспортных средств:

- увеличение количества автотранспорта;

- неудовлетворительная обеспеченность охраняемыми автостоянками;

- наличие возможности легализовать похищенное;

- недостаточная обеспеченность территориальных подразделений ОВД по доступу к централизованным учетам похищенного автотранспорта;

- высокая степень преступной квалификации лиц, совершающих данные преступления. Преступления заранее планируются (подбираются дубликаты ключей, продумывается вопрос о местах сокрытия машин для дальнейшей продажи или разукомплектования), совершаются с использованием современных технических средств.

Однако только коло 2,7 % уголовных1 дел содержат сведения о внесении представлений о выявленных причинах и условиях, при этом большая их часть направлены не в органы исполнительной власти и местного самоуправления либо в организации и предприятия, а руководителям ОВД и руководителям подразделений ОВД (ГАИБДД, УУМ, ПДН). Данные представления в своем большинстве формальны и практически не влияют на непосредственную профилактику преступлений.

С целью исключения возможностей легализации похищенного автотранспорта подразделениям оперативных служб, на наш взгляд, необходимо возобновлять профилактическую работу рассматриваемой категории преступлений. Решению данной проблемы могла бы служить единая база автомобилей отечественного производства, аналогичная существующим в Европе и США2. Данную базу данных необходимо создать на уровне МВД России по данным, предоставляемым автопроизводителями на основе совместных договоренностей. В указанную базу необходимо вносить сведения об автомобилях сошедших с конвейера (марка,

1 Всего в ходе научного исследования было изучено 309 уголовных дел за период с 2000 г. по 2008 года.

2 Manfred Göth. Die Werkzeugspur praktische Hinweise zur Suche, Sicherung und Auswertung kriminaltechnischer Spuren -Dortmund.: PVAG, 1992. С.28-36 и С. 64-65

Павин С.Ю.

Пробелы в российском законодательстве

модель, цвет, комплектация, номера частей) но и данные о номерных частях выпущенных как запасные части. Эта база данных позволяла бы оперативно проверять факт отгрузки, не поставленного на учет, конкретного автомобиля отечественного производства с завода изготовителя.

Кроме того, для обеспечения централизованного учета автотранспорта, не подлежащего восстановлению после совершения ДТП, пожаров, стихийных бедствий и т.п. необходимо разработать специализированную базу данных. Данную информационную базу, возможно, создать на основе учетных документов «местный розыск автотранспорта». Указанная база могла бы решать задачи по принятию предупредительных мер по легализации похищенного автотранспорта и позволяла отслеживать действия преступников по легализации автотранспорта при обращении в регистрационные подразделения ГИБДД. Для исключения фактов скупки преступниками в пунктах авторазбора регистрационных документов на автотранспорт, помещенный гражданами в технически неисправном состоянии для продажи по автозапчастям, сведения также могут помещаться в указанную базу данных.

На основе двух вышеуказанных информационносправочных баз необходимо создать информационнопоисковую систему, позволяющую оперативно сопоставлять сведения о розыске автомобиля с данными об автомобиле, выпущенном заводом изготовителем. Данной информационно-поисковой системой необходимо обеспечить имеющиеся в МВД, ГУВД, УВД регионов отделы и отделения по борьбе с хищениями и угонами автотранспортных средств. С возможностью доступа к данным системам сотрудников территориальных ОВД субъектов РФ состоящих в специализированных следственно-оперативных группах занимающиеся раскрытием, расследованием краж и угонов автотранспортных средств. А экспертные подразделения обеспечить справочными пособиями, созданными на основе данных предоставленных отечественными автопроизводителями для выше указанной информационной базы. Однако с более подробными сведениями о характеристиках частей и деталей автомобилей выпущенных в определённый период времени (цвет, форма, размер, химический состав и т.д.).

С целью идентификации поступающих на регистрационный учёт в МРЭО УГИБДД автомобилей иностранного производства с признаками подделки номерных агрегатов необходимо наладить взаимодействие дилерскими компаниями, представляющими интересы зарубежных автопроизводителей на территории России. В первую очередь данное взаимодействие необходимо установить с производителями и продавцами автомобилей таких марок: «Тойота», «БМВ», «Мерседес», «Ауди», «Фольксваген». Это связано в первую очередь с тем, что различные модели данных марок пользуются наибольшим спросом у преступников в качестве объектов краж и угонов.

Одним из эффективных способов устранения причин и условий совершения краж и угонов автотранспортных средств является обеспечение вышеуказанных отделов и отделений по борьбе с хищениями и угонами автотранспортных средств необходимым оборудованием с возможностью доступа к централизованным учетам и оперативного обмена информацией с любым регионом России или региональным отделением НЦБ Интерпола.

Одной, из самых действенных мер на сегодняшний день, по нашему мнению может стать полное запрещение эксплуатации на территории Российской Федерации автотранспортных средств с измененными идентификационными номерами или поддельными документами. Выявленные автотранспортные средства необходимо утилизировать. Конечно, вопросы утилизации и источников финансирования данной процедуры требует отдельной проработки. Однако, это будет способствовать более ответственному отношению граждан к соблюдению действующего таможенного, налогового, уголовного законодательства и переведет значительную часть экономических отношений, связанных с приобретением и эксплуатацией транспортных средств, в правовое русло.

Кроме вопросов легализации похищенного автотранспорта, немаловажное значение имеет опережение преступниками использования возможностей современных технических средств. Как показал анализ уголовных дел, почти в половине случаев преступниками использовались различные технические средства, начиная от пейджеров, мобильных телефонов и заканчивая сканирующими устройствами автосигнализаций (только 4,4 %). В связи с чем, мы считаем целесообразным, организовать взаимодействие с различными компаниями, представляющими услуги сотовой связи. Которые могли бы, посредством коротких сообщений (СМС), информировать пользователей сотовой сети об угоне или краже автотранспортного средства.

Далее необходимо организовать взаимодействие с руководителями Ассоциаций охранных предприятий, руководителями таксомоторных предприятий городов о передаче информации о похищенном автотранспорте подвижным патрульным экипажам ЧОП и водителям такси, имеющим радиофицированный транспорт. А с целью пресечения страховых мошенничеств с автотранспортными средствами организовать взаимодействие ОВД со службами безопасности банков и страховых компаний.

Необходимо отметить, что важным и перспективным направлением деятельности органов внутренних дел по борьбе с кражами и угонами автотранспортных средств является использование возможностей аппаратно-программных комплексов (далее - АПК) идентификации транспортных средств по государственным регистрационным знакам. С помощью АПК осуществляется проверка движущихся автомобилей по информационной базе угнанного транспорта в автоматическом режиме. Возможно, во многом благодаря мобильным АПК в дальнейшем будет снижаться соотношение числа угнанных автомобилей к зарегистрированным и увеличиваться показатели раскрываемости .

В связи с постоянным увеличением в городах-мегаполисах количества дорогостоящих автомашин иностранного производства всё большее распространение получают различные системы радиопоиска похищенного автомобиля. Использование радиопоиско-вых систем особенно результативно при розыске автотранспорта по горячим следам. Один из самых эффективных способов борьбы с угонщиками - это установка спутниковых и радиопоисковых противоугонных систем на автомобиль, такие как «Автолокатор», «Цезарь Сателлит», «Эшелон», «ЛоДжек»3. Тем не менее, даже эти системы не могут полностью сохранить автомобиль от угона и не служат препятствием для совершения хищений. Это свидетельствует о рас-

3 иК1_: http://www.tehportal.ru (дата обращения: 12 марта 2009 г.)

тущем уровне технической оснащенности преступников и необходимости учета этого обстоятельства при раскрытии и расследовании данных преступлений.

Повышению эффективности выявления разыскиваемых транспортных средств, их идентификации и обеспечения возврата законным владельцам, несомненно, должно способствовать внедрение новейших технологий в методы борьбы с преступностью, к числу которых относится и дополнительная маркировка транспортных средств по технологии «ДатаДот»4. Данная технология позволяет легко идентифицировать транспортное средство и его отдельные составляющие.

Справочно: на автомобиль наносятся микроскопические точки диаметром менее 1 мм, их число от 5 000 до 10 000. Каждая микроточка содержит ПИН (персональный идентификационный номер), занесенный в специальную базу данных ГАИБДД. Вещество, в котором находятся микроточки, обладает стойкостью к воздействию растворителей, прозрачно и светится в ультрафиолетовом свете. Процесс маркировки занимает около 2-х часов. Владелец промаркированного автомобиля получает сертификат подлинности. Предупредительные наклейки на ветровом стекле машины «Защищено системой «ДатаДот» указывают на то, что она защищена, состоит на специальном учете и предупреждает угонщика о проблемах при сбыте.

Существует мнение, что промаркированный автомобиль не может представлять ценности для угонщика. Для данного мнения есть основания, так как, даже перебив номера или разобрав машину на запчасти, преступник не сможет их реализовать. И даже после реализации похищенные детали достаточно легко обнаруживаются на другом автотранспортном средстве. Потому, что достаточно обнаружить всего лишь одну микроточку из нескольких тысяч, чтобы определить персональный идентификационный номер автомобиля и установить ее законного владельца. Однако, необходимо, что бы и сотрудники ГАИБДД и оперативные работники, занимающиеся розыском, с помощью портативных приборов могли повсеместно выявлять маркировку и проверять автомобиль на наличие его в базе данных угнанного автотранспорта. В этой связи у следователей возникает дополнительная обязанность при допросе потерпевшего выяснять сведения о наличии скрытой маркировки «ДатаДот» на похищенном автомобиле. Однако, все средства защиты автотранспорта от преступных посягательств будут малоэффективны без взаимодействия ОВД с СМИ.

Немаловажным условием для устранения причин и условий совершения краж и угонов автотранспорта является работа со средствами массовой информации. Необходимо в средствах массовой информации принимать меры по укреплению положительного образа сотрудников милиции, не только сотрудников следственных подразделений, но и оперативных работников, участковых уполномоченных, сотрудников ГИБДД и т.д. Данная работа должна проводиться посредством размещения в средствах массовой информации статей, освещающих их работу, публикации о результатах работы по раскрытию хищений автотранспорта. Кроме того, необходимо проведение агитации среди граждан с разъяснением необходимости использования различных средств защиты транспортных средств (применение сигнализационных и противоугонных устройств, укрепления гаражей, использо-

4 URL: Ийр:/Лммм.0а1а0о1.ги/аЬои1.рИр(дата обращения: 2 августа 2009 г.)

вания услуг гаражных обществ и автостоянок и т. д.). Данная работа невозможна без деятельного участия сотрудников экспертных подразделений, которые могут дать рекомендации о способах улучшения способов защиты имущества. А также дать рекомендации с разъяснениями о недостатках тех или иных запорных устройств.

В заключение считаем необходимым отметить, что только комплексный подход к организации профилактической работы может привести к уменьшению количества краж и угонов автотранспорта, а также повысить раскрываемость данного вида преступлений.

Список литературы:

1. Manfred Göth. Die Werkzeugspur praktische Hinweise zur Suche, Sicherung und Auswertung kriminaltechnischer Spuren -Dortmund.: PVAG, 1992. - 165 s

2. URL: http://www.datadot.ru/about.php (дата обращения: 2 августа 2009 г.)

3. URL: http://www.tehportal.ru (дата обращения: 12 марта 2009 г.)

Рецензия

Статья С.Ю. Павина посвящена проблемным вопросам профилактической деятельности органов внутренних дел в отношении имеющих неизменную тенденцию роста краж и угонов транспортных средств. Несмотря на значительное количество публикаций по вопросам раскрытия, расследования и предупреждения преступлений данной категории, практические сложности в их профилактике остаются трудно разрешимыми по настоящий день. Развитие общества предполагает появление новых современных нормативных, технических, социальных и прочих возможностей воздействия на преступность в целом, и в частности на кражи и угоны автотранспорта. Попытка систематизации данных возможностей и направлений их практической реализации определяют высокую актуальность и практическую значимость выбранной автором темы статьи.

Следует положительно отметить сделанный автором анализ указанных мер предупреждения рассматриваемых посягательств, проиллюстрированный яркими примерами. Примечательно, что материал статьи С.Ю. Павина базируется на судебной практике, отраженной в изученных им архивных уголовных делах, и иностранных источниках из информационных ресурсов сети Интернет. Предлагаемые в статье рекомендации реально могут повысить эффективность рассматриваемой деятельности, снизить количество совершаемых преступлений.

Объем работы, стиль изложения материала, общая грамотность, качество выполнения и оформления текста соответствуют предъявляемым к такого рода работам требованиям. Статья СЮ. Павина «На -правления деятельности ОВД по предупреждению краж и угонов автотранспорта» может быть рекомендована к опубликованию.

Начальник адъюнктуры Тюменского юридического института МВД России к.ю.н., доцент Р.Г.Аксенов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.