УДК: 343.98
DOI: 10.24411/2587-9820-2019-00017
О. П. Грибунов
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНАМИ И ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ КРАЖ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Аннотация: в статье рассмотрены особенности взаимодействия следственных подразделений с органами дознания и иными подразделениями системы МВД России. Отмечены характерные особенности расследования краж автотранспортных средств, определены существующие трудности в организации расследования, раскрытия и предупреждения данного вида преступлений.
Ключевые слова: кражи автотранспорта, особенности взаимодействия, оперативно-розыскные мероприятия, следственно-оперативные группы.
O. P. Gribunov
INTERACTION OF THE INVESTIGATOR WITH AUTHORITIES AND OFFICIALS DURING THE DISCLOSURE AND INVESTIGATION OF THE THEFT OF MOTOR VEHICLES
Abstract: the article discusses the features of the interaction of investigative units with inquiry bodies and other units of the Russian Ministry of Internal Affairs system. The characteristic features of the investigation of thefts of motor vehicles are noted, the existing difficulties in organizing the investigation, disclosure and prevention of this type of crime are identified.
Keywords: theft of vehicles, especially interaction, operational-search measures, investigative-operational groups.
Расследование преступлений, как деятельность следователя или дознавателя, содержит в себе бесчисленное количество составляющих. Чем ближе мы рассматриваем тот или иной элемент этой работы, тем больше нам открывается различных аспектов, которые при поверхностном рассмотрении зачастую совершенно незаметны. Данная деятельность, прежде всего, является социальной, что подразумевает взаимодействие следователя с другими участниками расследования, противоборствующей стороной, сторонними организациями, физическими лицами и их группами. Такое взаимодействие в подавляющем большинстве представляет собой процессы обмена информа-
цией. При этом обмен имеет двусторонний характер. Следователь получает информацию и предоставляет её другим субъектам взаимодействия.
Осуществление взаимодействия между подразделениями является крайне актуальным предметом изучения. Многие учёные-криминалисты занимались исследованием данного вопроса, в том числе А. Г. Лекарь, Н. Г. Шурухнов, С. И. Герасимов, В. В. Клочков, М. С. Строгович, С. Г. Ерёмин, И. М. Комаров, В. В. Меркурьев, Ю. П. Гармаев, А. С. Князьков и др.
Взаимодействие, которое следователю необходимо осуществлять в процессе расследования преступления, представляет собой сложную систему, состоящую из множества элементов, каждый из которых имеет своё значение для достижения поставленной цели. В зависимости от взаимодействующего со следствием субъекта следует, прежде всего, выделить три направления — взаимодействие со стороной защиты, взаимодействие со стороной обвинения и взаимодействие с незаинтересованными лицами и организациями.
Наиболее значимым для раскрытия краж и угонов транспортных средств является взаимодействие следователя с органом дознания, осуществляющим оперативное сопровождение процесса расследования. Особенное значение такое взаимодействие принимает на первоначальном этапе расследования и стадии возбуждения уголовного дела. Кроме органа дознания, следствию так же необходимо обмениваться информацией и согласовывать свою работу с таким правоохранительными органами, как ГИБДД, 1111С, ФСИН, с Национальным центральным бюро Интерпола и др. Зачастую при этом требуется создание таких условий, при которых становится возможным в сжатые сроки оперативно принять решение о совершении определённых действий, что требует быстрого согласования с представителями этих организаций. В этой связи во многих регионах Российской Федерации создаются постоянно действующие специализированные подразделения и следственно-оперативные группы, которые занимаются исключительно раскрытием и расследованием угонов и краж автотранспортных средств. Такие структуры созданы, например, в Московской, Ленинградской, Ростовской области, городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург — в регионах с наиболее сложной оперативной обстановкой по данному направлению преступной деятельности.
Так, в Московской области создаются следственно-оперативные группы, в состав которых входят следователь, эксперт-криминалист, два сотрудника подразделения, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность и столько же сотрудников ГИБДД. При этом деятельность таких подразделений строится не только по пути от конкретного преступления, на раскрытие которого направляется их работа, а часто ими осуществляются мероприятия рейдового характера по отработке мест массового скопления припаркованных автомобилей, количество которых измеряется сотнями. Почти при каждом проведении такого мероприятия обнаруживаются автомобили, разыски-
ваемые по 2—3 уголовным делам. Присутствие в группе следователя позволяет незамедлительно и эффективно провести необходимые следственные мероприятия для изобличения преступников.
Несмотря на снижение количественных показателей преступности в 2018 г., как в целом по всем преступлениям, так и по отдельным видам, вопросы совершенствования раскрытия, расследования и предупреждения преступлений с точки зрения оперативно-розыскного и криминалистического обеспечения всегда актуальны и востребованы.
Расследование любого уголовного дела напрямую зависит от результатов и качества взаимодействия следователя с органами дознания, осуществляющими ОРД, более того, полное и качественное расследование невозможно без согласованной работы данных органов. Так, не вызывает сомнений, что процесс получения и анализа оперативно-разыскной информации о преступной деятельности, осуществляемый в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», является важным направлением деятельности оперативных аппаратов [1, с. 3].
Совместная или согласованная деятельность в определённой мере может носить процессуальный, оперативно-розыскной, административный и организационно-управленческий характер. Многочисленные задачи взаимодействия носят конкретный характер на соответствующих, относительно самостоятельных этапах при раскрытии и расследовании.
Следователю принадлежит руководящая и организующая роль во взаимодействии. Следователь несёт полную ответственность за результаты расследования и соблюдение его сроков, законность и обоснованность всех принимаемых в ходе расследования процессуальных и тактических решений [2, с. 23]. Только следователь обладает всей полнотой информации о состоянии расследования и об имеющихся в уголовном деле доказательствах, и только он в состоянии однозначно определить объём и сроки необходимых мероприятий. Следователь является инициатором взаимодействия и осуществляет его на плановой основе.
Вместе с тем при раскрытии и расследовании краж автотранспортных средств на стадии доследственной проверки материалов о преступлении инициатива во взаимодействии, как правило, исходит от оперативного сотрудника.
Однако от начала планирования расследования следователь принимает решение о привлечении представителей других заинтересованных служб к сотрудничеству, о чём информирует соответствующих руководителей, которые определяют степень интенсивности мероприятий, нагрузку и конкретные направления предстоящих мероприятий. Независимо от того, кто является инициатором взаимодействия, оперативный работник несёт ответственность за предупреждение преступлений, а за их раскрытие отвечает солидарно со следователем.
В ходе изучения уголовных дел о преступлениях, связанных с кражами автотранспорта, становится очевидным, что именно недостатки в обеспечении охраны, беспечность собственников транспортных средств и лиц, пользующихся и распоряжающимися ими, создают благоприятные условия для совершения данного вида преступлений.
Ведя речь об особенностях расследования краж автотранспортных средств, следует в первую очередь отметить значительную территориальную удалённость места совершения преступления и зачастую места обнаружения похищенного автотранспорта. Аналогично можно говорить и о значительных временных промежутках между датой преступного деяния и датой обнаружения хищения.
Так, в сентябре 2019 г. на информационном портале «Сводка-38» была обнаружена информация о том, что сотрудниками отделения Национального центрального бюро Интерпола ГУ МВД России по Иркутской области было обнаружено пять зарубежных автомобилей с изменёнными государственными номерами, находящимися в розыске. В Иркутске были обнаружены: «Тойота Лэнд Крузер 100», похищенный 16 лет назад в г. Орехово-Зуево, «Тойота Лэнд Крузер 200», два года назад угнанный в г. Оренбурге, похищенные в том же году «Тойота Хайлэндер» из Подмосковья и «Тойота Королла» из Новосибирской области. Также сотрудниками правоохранительных органов была обнаружена «Тойота Королла», угнанная у иркутянки в 2014 г.1.
Временная и территориальная удалённость даты и места совершения преступления от времени и места обнаружения похищенного имущества, безусловно, в значительной степени затрудняют процесс раскрытия хищений автотранспортных средств.
К особенностям процессуальной деятельности следует отнести особый характер общественных отношений, возникающих в связи с оборотом имущества в виде транспортных средств. Общественные отношения, фиксирующие переход права собственности, так же, как и сам предмет хищения, подлежат обязательной государственной регистрации.
Обязательность государственной регистрации и связанные с ней процедуры по проверке наличия и качества нанесения номерных знаков на части и агрегаты автотранспортных средств обусловливают относительно большие возможности правоохранительных органов по выявлению похищенного имущества.
Групповой характер преступной деятельности определяется наличием определённых сложностей организационного, технического характера (сопряжённые с непосредственным фактом краж транспортных средств), а также сложностей организационного свойства, сопряжённые с необходимостью
1 Сводка-38: информационный портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://irkutsk.news/novosti/proisshestvija (дата обращения: 13.09.2019).
проработки логических схем и «легализацией» предмета хищения и его сбыта в целях получения имущественной выгоды.
Следующая особенность деятельности по раскрытию хищений средств автотранспорта, тесно связанная с предыдущими и обусловленная ими — коррумпированность государственных структур, в частности, органов ГИБДД. Без содействия коррумпированных сотрудников подразделений ГИБДД, осуществляющих учётно-регистрационную деятельность в среде оборота транспортных средств, было бы невозможно извлечение материальной выгоды участниками преступной деятельности.
Обязательное вовлечение в качестве объектов проверочной деятельности на предмет проверки причастности к совершению преступления лиц — участников гражданско-правовой сделки по регистрации прав на транспортное средство, в случае выявления факта перебивки идентификационных государственных номеров. Здесь важно отметить значимость взаимодействия с экспертными подразделениями, которые устанавливают не только сам факт перебивки номеров, но и (при наличии технической возможности) прежние идентификационные номера частей и агрегатов транспортного средства. Невозможность установления первоначальных заводских номеров исключает не только возможность установления законного владельца транспортного средства, но и возможность «узаконивания» права владения, пользования и распоряжения таким транспортных средством для нового обладателя.
Также целесообразным видим отметить, что продолжительность расследования подобных уголовных дел во многом определяется необходимостью получения информации о заводских идентификационных номерах частей и агрегатов транспортных средств от их заводов-изготовителей, зачастую расположенных на территории иностранных государств. При этом полученные сведения в дальнейшем могут использоваться как в оперативно-розыскной деятельности, так и в качестве доказательств в процессе расследования [3, с. 137].
К трудностям организации оперативно-розыскной работы следует отнести также и несвоевременную явку свидетелей, неполноту информации и доказательств, получаемых при проведении оперативно-разыскных мероприятий по горячим следам. В последние годы участились случаи, когда владельцы угнанного транспорта зачастую через средства массовой информации дают объявления с просьбой за денежное вознаграждение вернуть автомобиль либо сообщить о его местонахождении, т. е., по существу, обращаются за помощью к преступникам. Потерпевший, получив, таким образом, угнанное транспортное средство, умышленно скрывает от правоохранительных органов фактическую информацию о лице, с помощью которого якобы найдено похищенное, и сам механизм «возврата». Для разрешения такой негативной ситуации, как представляется, органам внутренних дел необходимо проводить полную регистрацию похищенных автомобилей и комплексные опера-
тивно-розыскные мероприятия, а главное — существенно улучшить работу с потерпевшими.
Таким образом, очевидно, что взаимодействие различных структурных подразделений при расследовании преступлений является важным и может благоприятно отразиться на всем производстве предварительного следствия, при этом важно и наличие профессиональных знаний сотрудников, а также использование специальных познаний из различных отраслей науки, техники, искусства и ремесла [4, с. 78].
Список использованных литературы и источников
1. Брылев В. И., Лях Л. А. Получение и анализ оперативно-розыскной информации о преступной деятельности // Изв. Тул. гос. ун-та. Экон. и юрид. науки. — 2013. — № 5— 2. — С. 3—6.
2. Варданян А. В., Грибунов О. П. Современная доктрина методико-криминалисти-ческого обеспечения расследования отдельных видов преступлений / А. В. Варданян, О. П. Грибунов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2017. — № 2 (81). — С. 23—35.
3. Попов К. И. Использование в доказывании без контроля и записи переговоров // Правопорядок: история, теория и практика. — 2014. — № 1 (2). — 137—140.
4. Еремин С. Г., Бондаревская Н. С. Методологические аспекты использования специальных экономических познаний в уголовном судопроизводстве // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2009. — № 3 (10). — С. 78—86.