Научная статья на тему 'Особенности контрабандного промысла на российско-китайской границе в начале ХX века'

Особенности контрабандного промысла на российско-китайской границе в начале ХX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные учреждения Дальнего Востока Российской империи / контрабандный промысел / борьба с контрабандой / customs institutions of the Far East of the Russian Empire / smuggling / fight against smuggling

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — С.Н. Ляпустин

Исследуются особенности контрабандного промысла населения приграничных районов на российско-китайской границе. Выделены факторы, повлиявшие на их формирование. Проведен исторический анализ работы таможенных учреждений Приамурского таможенного округа в начале ХX в. по выявлению и пресечению контрабандного промысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — С.Н. Ляпустин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Smuggling on the Russian-Chinese Border at the Beginning of the 20th Century

The features of the smuggling trade of the population of border areas on the Russian-Chinese border are investigated. The factors that influenced their formation are identified. A historical analysis of the work carried out by customs agencies in the Amur customs district in the early 20th century to discover and deter smuggling.

Текст научной работы на тему «Особенности контрабандного промысла на российско-китайской границе в начале ХX века»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

УДК 339.359

БСИ 10.24412/1815-0683-2024-2-93-107 С. Н. ЛЯПУСТИН*

Особенности контрабандного промысла на российско-китайской границе в начале XX века

Исследуются особенности контрабандного промысла населения приграничных районов на российско-китайской границе. Выделены факторы, повлиявшие на их формирование. Проведен исторический анализ работы таможенных учреждений Приамурского таможенного округа в начале XX в. по выявлению и пресечению контрабандного промысла.

Ключевые слова: таможенные учреждения Дальнего Востока Российской империи; контрабандный промысел; борьба с контрабандой.

S.N. LYAPUSTIN

Features of Smuggling on the Russian-Chinese

Border at the Beginning of the 20th Century

The features of the smuggling trade of the population of border areas on the Russian-Chinese border are investigated. The factors that influenced their formation are identified. A historical analysis of the work carried out by customs agencies in the Amur customs district in the early 20th century to discover and deter smuggling.

Keywords: customs institutions of the Far East of the Russian Empire; smuggling; fight against smuggling.

ЛЯПУСТИН Сергей Николаевич -кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой таможенного дела. fpk_vf_rta@mail.ru.

LYAPUSTIN S. N. - Candidate of Historical Sciences, Docent, Head of the Department of Customs.

Оценить роль деятельности таможенных органов в защите национальной безопасности государства позволяет понимание истории становления таможенных учреждений и региональных особенностей борьбы с контрабандным промыслом на Дальнем Востоке России таможенными учреждениями Приамурского таможенного округа в начале XX в.

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в.

Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.

Целью настоящей статьи является определение специфики контрабандного промысла населения приграничных районов на российско-китайской границе в начале XX в., а также исследование особенностей деятельности таможенных учреждений в выявлении и пресечении контрабанды.

В процессе работы решались следующие задачи: проведено исследование становления на Дальнем Востоке России борьбы с контрабандным промыслом; изучены особенности контрабандного промысла населения приграничных районов на российско-китайской границе в начале XX в.; выделены факторы, влияющие на особенности контрабандного промысла в регионе; рассмотрены способы и методы контрабандного перемещения товаров на российско-китайской границе в начале XX в.; проведен анализ работы таможенных учреждений на российско-китайской границе в начале XX в.

Исследование особенностей становления борьбы с контрабандным промыслом таможенными учреждениями Приамурского таможенного округа в начале XX в. показывает, что контрабанда носила распространенный характер. Опыт борьбы с контрабандой второй половины XIX -30-х гг. XX в. освещен в известной монографии «Дальневосточная контрабанда как историческое явление: борьба с контрабандой на Дальнем Востоке России во второй пол. XIX - первой трети XX в.)». Ее авторами подробно рассматриваются основные направления государственной антиконтрабандной политики, становление системы охраны границы, организация борьбы с контрабандой, а также вопросы взаимодействия различных ведомств1. Вместе с тем существует необходимость более детально остановится на изучении контрабандного промысла населения приграничных районов российско-китайской границы в начале XX в., который имел особенности в сравнении с аналогичными явлениями в европейской части страны.

На Дальнем Востоке России становление организованной борьбы таможенных учреждений с контрабандным промыслом приходится на период с 1899 г., когда было Высочайше утверждено мнение Государственного совета об учреждении в главных портах России на Тихом океане - Николаевске и Владивостоке - четырех должностей таможенных чиновников «для осмотра и очистки пошлиной товаров», и до 1910 г., когда система таможенного надзора, созданная в Приамурском генерал-губернаторстве, Забайкальской и Якутской областях Иркутской губернии, начала успешно

1 Дальневосточная контрабанда как историческое явление: борьба с контрабандой на Дальнем Востоке России во второй пол. XIX - первой трети XX в.: монография / под общ. ред. Н. А. Беляевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Проспект, 2019. 240 с.

решать задачи, связанные с таможенным регулированием внешнеторговой деятельности, важнейшими из которых были взимание таможенных платежей и борьба с контрабандой. В ходе совершенствования системы таможенного надзора в 1910 г. в составе Владивостокской, Маньчжурской и Кяхтинской таможен появились таможенные отряды по поимке контрабанды, структурные подразделения таможен, на которые возлагались функции и задачи выявления и пресечения контрабанды вне пунктов пропуска. В результате только Владивостокской таможней в 1911 г. было выявлено и пресечено 134 случая контрабанды, в том числе непосредственно в пункте пропуска на границе - 62, за пограничной чертой - 72, из которых 48 были выявлены Владивостокским таможенным отрядом по поимке кон-трабанды2.

Контрабандное перемещение товаров на Дальнем Востоке России осуществлялось из Китая, Кореи и других сопредельных стран в Россию и из России в Китай, Корею и другие страны, т. е. имела место как ввозная, так и вывозная контрабанды.

Ввозная контрабанда на Дальнем Востоке России в начале XX в. представляла собой незаконный ввоз товаров помимо таможенных учреждений либо с сокрытием от таможенного контроля, подлежащих обложению таможенными пошлинами и акцизными платежами, а также запрещенных к ввозу на территорию Российской империи. К основным товарам, контра-бандно ввозимым на территорию, относились: спирт и спиртосодержащие напитки, чай, пряжа, ханшин (хана, ханжа (кит. - байцзю) или сули (кор. -суль)), табачные изделия, наркотические средства (китайский опий, японский кокаин), товары домашнего обихода японского производства, китайские игральные карты, мануфактура, сахар и др.

Особенности данного вида контрабанды сформировались под влиянием таких факторов, как слаборазвитость отечественной промышленности в регионе и зависимость внутреннего рынка от ввоза иностранных товаров; наличие протяженной и слабо охраняемой границы, характеризующейся сложным рельефом местности; недостаточное количество таможенных учреждений на таможенной границе, малочисленность и недостаточность полномочий таможенного надзора; негативное отношение приграничного казачества к появлению на границе таможенных постов, застав и к деятельности таможенного надзора; нахождение на российской приграничной территории значительного количества граждан сопредельных государств - Китая, Кореи, Японии.

2 Сведения о движении контрабандных групп в Приамурском таможенном округе, о мерах борьбы против контрабандистов // РГИА ДВ. Ф. 1251. Оп. 1. Д. 65. Л. 58 об.

Вывозная контрабанда представляла собой незаконный вывоз помимо таможенных учреждений либо с сокрытием от таможенного контроля товаров, незаконно добытых, заготовленных на территории Российской империи, а также облагаемых таможенными пошлинами либо запрещенных к вывозу из России. К основным товарам, контрабандно вывозимым из России, относились: опий, незаконно производимый на территории Приморья и Приамурья; пушнина, лекарственное сырье животного и растительного происхождения, морские биоресурсы, огнестрельное оружие, боеприпасы к огнестрельному оружию; золото, серебро, незаконно добываемые на приисках; золотой и серебряный лом и др. В начале XX в. появилась контрабанда в Россию ранее вывезенных в Маньчжурию отечественных товаров с возвращением пошлины и акциза помимо таможенных учреждений для их распространения в «льготной» 50-верстной полосе3.

На данный вид контрабанды влияли те же факторы, что и при ввозной контрабанде, а также наличие в Восточной Сибири, Забайкалье, Приамурье и Приморье богатых природных ресурсов - минеральных, растительных и ресурсов животного мира, продукция которых была крайне востребована в сопредельных государствах.

Документы, отложившиеся в РГИА ДВ, свидетельствуют, что практически каждый управляющий таможенного поста или таможенной заставы, докладывая в своих отчетах о движении контрабандных групп в Приамурском таможенном округе, мерах борьбы против контрабандистов, отмечал такую проблему, как малочисленность таможенного поста, заставы. В 1910 г. надзиратель Камень-Рыболовского таможенного поста, управляющий Иманской таможенной заставы, управляющий Соктуйского таможенного поста, управляющий Усть-Уровской таможенной заставы, управляющий Посьетской таможенной заставы, управляющий Полтавской таможенной заставы и др. в своих отчетах по движению контрабанды указывали, что малочисленность таможенного поста (заставы) и недостаточность полномочий должностных лиц является существенной проблемой в борьбе с контрабандой, обосновывали необходимость увеличения штатного числа вверенных им таможенных учреждений и расширения полномочий4.

В частности, надзиратель Камень-Рыболовского таможенного поста (Приморская область) с целью повышения эффективности борьбы с контрабандой, обращаясь к управляющему Приамурским таможенным округом, предлагал создать дополнительный таможенный пост в с. Жариково. Также он считал необходимым предоставление таможенному надзору права досмотра товаров в торговых заведениях и помещениях в пределах

3 Дальневосточная контрабанда как историческое явление. С. 52.

4 Сведения о движении контрабандных групп в Приамурском таможенном округе. Л. 146; Л. 156; Л. 193; Л. 213.

50-верстной полосы и за ее пределами. К отчету он прилагал карту направления контрабандных путей, подтверждающую необходимость создания дополнительного таможенного поста (рис. 1)5.

Управляющий Иманской таможенной заставы (Приморская область) также считал крайне необходимым увеличение количества таможенных постов. Вверенная ему таможенная застава, по его словам, на таком обширном районе с пятнадцатью досмотрщиками не в силах справиться с возложенными на нее задачами, она лишь с трудом удерживает ход контрабанды в окрестные с Иманом (ныне г. Партизанск) селения6.

Негативный настрой приграничного уссурийского, амурского, забайкальского казачества к появлению на российско-китайской границе таможенных постов, застав и к деятельности таможенного надзора отмечали многие управляющие таможенных застав и таможенных постов, расположенных на российско-китайской границе. Управляющий Соктуйского таможенного поста (Забайкальская область) в отчете за 2 полугодие 1910 г. указывал, что при попытках задержания контрабандистов из числа казаков, казаки открывали огонь на поражение досмотрщиков7. В докладе он сообщал: «Недавнее распоряжение по казачьему войску о назначении в пограничных поселках стражников из поселковых жителей, обязанность коих заключается в объезде границы с правом забирать контрабандистов, совершенно не соответствует своему назначению, т. к. их разъезды занимаются водворением контрабанды либо самими, либо при их помощи, в последнем случае беря с контрабандистов взятку спиртом и служа им прекрасными разведчиками, кроме того, означенные стражники вооружены на законном основании винтовками, и при том озлоблении, какое питают к нам казаки, они не постесняются пустить в ход оружие»8.

Управляющий Полтавской таможенной заставы в 1916 г. сообщал, что все население вокруг враждебно настроено против таможенных чинов, казаки «всячески стараются привести какое-нибудь насилие над нами». В отчете он отмечал, что неоднократно были случаи, когда в станице Полтавка возвращающихся из разъездов таможенников забрасывали камнями из устроенных засад. Дело дошло до того, что казаки разбили окна в комнате помощника управляющего заставой. Местная администрация, состоящая из казаков, тоже недолюбливает служащих таможенной заставы, т. к. все проступки полтавских казаков остаются безнаказанными9.

5 Сведения о движении контрабандных групп в Приамурском таможенном округе. Л. 146.

6 Там же. Л. 156.

7 Там же. Л. 193.

8 Там же. Л. 193 об.

9 Циркуляры и распоряжения департамента таможенных сборов о розыске разных лиц, об ухищрениях при провозке контрабанды и др. 7 янв. 1911 г. - 25 янв. 1912 г. // РГИА ДВ. Ф. 472. Оп. 1. Д. 11. Л. 77 об.

Нахождение на российской приграничной территории значительного количества граждан сопредельных государств оказывало существенное влияние на номенклатуру контрабандных товаров. Управляющие таможнями, таможенными постами и заставами на российско-китайской границе указывали, что наличие на территории России значительного количества китайцев и корейцев явилось причиной контрабандного ввоза опия и дешевых спиртных напитков - ханшина или сули. В отчете за 2 полугодие 1910 г. и. о. управляющего Николаевской таможни сообщает начальнику Приамурского таможенного округа, что в отчетный период главными предметами контрабандного провоза были китайский опий и китайские игральные карты, которые задерживались у китайцев, следующих по Амуру из Хабаровска в Николаев, и при выемках у проживающих в г. Николаеве китайцев - владельцев игорных домов10. Управляющий Полтавской таможенной заставы 29 июля 1911 г. докладывал начальнику Приамурского таможенного округа, что сули и идет исключительно для малосостоятельного люда, и больше всего этот напиток употребляют китайцы и корейцы. Мера наказания, отмечал управляющий, за курение опия в Китае чрезмерно велика - вплоть до смертной казни, вследствие чего китайцы - курильщики опия, «стараются водворять его в прилегающие к границе фанзы на русской стороне и сюда являются для курения»11. Вплоть до середины 20-х гг. прошлого столетия выявлялись случаи контрабандного ввоза из Японии, в том числе через Китай, на территорию Дальнего Востока кокаина. Так, в г. Хабаровске сотрудниками Хабаровского таможенного надзора в ходе реализации информации, поступившей из агентурного источника, 17.02.1925 была проведена спецоперация по выявлению и задержанию китайского подданного Лю-Сю-ци, занимавшегося распространением кон-трабандно ввезенного кокаина японского производства12.

Особое беспокойство у управляющих таможенными учреждениями на российско-китайской границе вызывала ввозная контрабанда спирта, распространяемого среди приграничного населения. Управляющий Усть-Уровской таможенной заставы (Забайкальская область) 15 марта 1911 г. в «Отчете о контрабанде и записке о состоянии приаргунского населения в районе станицы Усть-Уровской, по наблюдению управляющего Усть-Уровской таможенной заставы» сообщал, что продажа спиртных напитков

10 Сведения о движении контрабандных групп в Приамурском таможенном округе. Л. 172.

11 Циркуляры и распоряжения департамента таможенных сборов. Л. 75 об, 76.

12 Инструкция заместителя Наркома Внешней Торговли о порядке обысков и выемок в поездах, следующих из приграничной полосы, циркуляры Дальневосточного Таможенного округа и полномочного представителя ТУ на Дальнем Востоке и другие материалы // ГАХК. Ф. Р-4511. Оп. 1. Д. 2. Л. 6.

китайскими пограничными кордонами и систематическое спаивание ими нашего населения настолько понизили нравственный и физический уровень приаргунского казака, что за несколько лет он стал совершенно неузнаваемый. Картина разврата и пьянства в некоторых поселках ужасна. Почти во всех селах имеют место случаи отдачи, иногда насильственной, родителями женщин в наложницы китайцам. В Усть-Урове есть целая слободка «китаянок» - казачек, состоящих в женах и наложницах у китайцев. В Усть-Урове отец пропил свою дочь китайцу против воли несчастной, через некоторое время она, будучи не в силах побороть в себе отвращение к «манзе», сбежала к отцу обратно. В посаде Кочеинском живет «доктор» китаец, специальность которого - аборты, он занимается ими открыто. Были даже случаи смерти девушек, прибегнувшим к этим мерам. Управляющий отмечал, что, по словам самих китайцев, количество пропиваемых населением поселков денег громадное. Все, что зарабатывает казак охотой, идет в уплату за спирт китайцам. По реке Аргуни, отмечал управляющий, все лето мимо нашего таможенного надзора в Усть-Урове идут большие плоты с сотнями ведер спирта совершенно открыто. Задержать их на реке таможенный надзор не имеет права, а уследить за ними при громадном количестве сплава при наличии 4-6 досмотрщиков в районе 350 верст и при отсутствии средств к передвижению совершенно невозможно. Кроме того, за действиями таможенников, сообщал управляющий, установлен тщательный «шпионаж» со стороны населения, вынужденного заниматься контрабандой, дающей ему почти единственное средство к существованию. Спирт, по словам управляющего, контрабандно ввозят нанимаемые китайцами казаки, иногда в сопровождении хозяина-китайца и нередко не без ведома низшего акцизного надзора и полицейской власти в поселке13.

Сообщая о вывозной контрабанде, управляющие таможнями, таможенными постами и таможенными заставами отмечали, что основными контрабандными товарами на российско-китайской границе в начале XX в. были опий, оружие, боеприпасы, соль, пушнина. По данным управляющих таможнями, опий выращивался и производился на территории Приморья.

В 1911 г. в сведениях о ходе контрабанды, подготовленных управляющим Полтавской таможенной заставы, отмечалось, что товары, запрещенные к вывозу за границу, более всего трудно задерживать, т. к. казаки их беспрепятственно привозят из Никольска (ныне г. Уссурийск) в прилегающие к границе поселки якобы для своей потребности, затем небольшими частями вывозят в китайские и корейские фанзы, расположенные у самой границы, откуда эти товары уже легко перевозятся на китайскую сторону.

13 Сведения о движении контрабандных групп в Приамурском таможенном округе. Л. 210 об. -213.

Самый большой и самый выгодный контрабандный промысел, отмечал управляющий, - это вывоз за границу боевых 3-линейных патронов: «В Никольске на базаре постоянно можно купить патроны у военных чинов и в оружейных магазинах, на базаре продаются от 30 коп. до 1 руб. за сотню. Скупают патроны китайцы или по просьбе них преимущественно полтавские или константиновские казаки, которые и берутся доставлять их за границу по цене до 5 коп. за штуку. Есть и такие предположения, что казаки означенных поселков покупают по разрешениям начальства, т. е. для своей надобности, патроны и уступают их с барышом китайцам и таким образом свое же население снабжает хунхузов и прочий нежелательный элемент патронами и огнестрельным оружием. О количестве патронов, какое вообще проходит в Китай, можно судить по тому, что в сентябре месяце 1911 г. китайское правительство задержало более 15 тысяч штук, предназначенных для хунхузов»14.

Далее управляющий Полтавской таможенной заставы сообщал: «Провозятся патроны обыкновенно в телегах или верхом до приграничных поселков и станиц, а потом за границу исключительно лошадьми отчаянными казаками-контрабандистами с большой предосторожностью. Местные жители, особенно казаки станиц Полтавской и Константиновки, сами очень мало занимаются хлебопашеством, за редким исключением все отдают свои земельные участки в аренду китайцам и корейцам, и вся забота казаков - получить с арендаторов готовый хлеб. На домашние работы казаки устраиваются зарабатывать перевозкой пассажиров - китайцев из Саньчагоу в Никольск, или же более легким трудом, как они называют, -контрабандой. В обыкновенном же, когда кипит полевая работа, казаки забирают своих жен и отправляются за границу в г. Саньчагоу утром, а к вечеру возвращаются с песнями и в безобразном пьяном виде. Новые переселенцы некоторых ближайших поселков во всем подражают старожилам, тоже не хотят сами работать на своих землях и полученное вспомоществование от казны, не обращая на свои сельские нужды, большинство пропили, и теперь все занимаются контрабандой»15.

В 1916 г. управляющий Полтавской таможенной заставы вновь сообщал, что запрещенные к вывозу товары в немалом количестве вывозятся контрабандным путем больше всего местными казаками, которые действуют весьма осторожно, причем нередко совместно с китайцами и ко-рейцами16.

14 Циркуляры и распоряжения департамента таможенных сборов. Л. 76, 77.

15 Там же. Л. 76, 77.

16 Отчеты о ходе контрабанды за 1916 г. и ведомости о числе поимок в черте действия таможенных учреждений и др. // РГИА ДВ. Ф. 972. Оп. 1. Д. 11. Л. 4.

Способы и методы контрабандного перемещения товаров подробно описывались управляющими таможенными постами и заставами, т. к. этого требовал циркуляр начальника Приамурского таможенного округа, направленный в таможенные учреждения 15 февраля 1911 г. Циркуляр гласил: «В отчете о ходе контрабандного промысла надлежит давать сведения об условиях охраны границы и о ходе задержаний за отчетный период и приводить общие выводы относительно хода поимок контрабанды в этом периоде, сравнительно с прежним временем. Кроме того, должны приводиться указания, не было ли обнаружено каких-либо новых ухищрений для водворения контрабанды, не появилось ли в числе предметов задержаний каких-либо новых товаров, не было ли замечено обстоятельств, которые указывали бы на слабость охраны границы от контрабанды, какие новые меры могли бы быть предложены для борьбы как вообще с контрабандой, так в частности и с водворениями ея, сверх этого предлагается излагать вообще все соображения по настоящему делу, какие могут быть признанными нужными»17.

Выполняя требования циркуляра, управляющий Иманской таможенной заставы в отчете от 19 марта 1911 г. докладывал начальнику Приамурского таможенного округа об особенностях контрабандного перемещения спирта на вверенном ему участке границы. Как правило, сообщал он, задержания проходили по большей части далеко от проезжих дорог. При этом контрабандисты проносили спирт в мешках партиями в несколько человек, из которых идущие впереди обыкновенно шли без контрабандного товара, т. к. были разведчиками. Разведчики от контрабандистов прилагали все усилия к обнаружению таможенников. В случае встречи с досмотрщиками разведчики подавали сигналы голосом или посредством зажигания спичек следующим за ними контрабандистам. Получив сигнал, группы контрабандистов с контрабандным товаром, не переходя границы, безнаказанно возвращались в Китай. Для водворения более значительных партий спирта контрабандисты направлялись по китайскому берегу вниз по реке Уссури, на расстояние 30-40 верст от Имана, где по получению от разведчиков сведений об отсутствии в данный момент в предполагаемом месте переезда границы таможенных чинов беспрепятственно переезжали на русскую сторону. При таких способах водворения контрабанды чинам заставы приходилось пользоваться секретами и часто менять расположения постов. Как результат, во втором полугодии 1910 г. Иманской таможенной заставой было выявлено и пресечено 78 случаев контрабанды и задержано товаров на сумму 1 152 рубля18.

17 Циркуляры и распоряжения департамента таможенных сборов. Л. 23 об.

18 Сведения о движении контрабандных групп в Приамурском таможенном округе. Л. 157.

Подобной тактики придерживались контрабандисты и в зоне ответственности Полтавской таможенной заставы. Управляющий Полтавской таможенной заставы сообщал: «В зимнее время контрабандисты следуют в костюмах белого цвета, а равно в таких же материях обворачивают свои ноши, т. е. приноравливаются под цвет снега, а летом меняют цвет одеяния. Как и раньше обмениваются разными сигналами: фонариками, криками, выстрелами, а в большинстве случаев следуют впереди контрабандистов проводники (разведчики), последние бывают по несколько человек, следуя один за другим, и лишь за ними идут контрабандисты. В большинстве случаев контрабандисты, доходя до границы, делят контрабанду на мелкие партии, для чего созывают из расположенных при границе на русской стороне фанз рабочих китайцев, корейцев. Когда им удается таким путем водворить товары в сии фанзы, то собирая вновь в большие партии, водворяют дальше в глубь Края. В летнее время много лесных материалов и спирта сплавляют контрабандным путем из-за границы на лодках. В одну ночь проследовало по Суйфуну двенадцать лодок со спиртом, часть из коих задержана чинами заставы и часть корчемными чинами»19.

В целях борьбы с контрабандным промыслом в 1910 г. принимается ряд мер, в том числе из составов таможенных постов, застав для охраны границы и для преследования контрабанды непосредственно на границе досмотрщики направляются в обходы, разъезды и секреты, к охране границы и борьбе с контрабандой привлекаются пограничники 3-й сотни 2-го Заамурского конного полка, которые на основании предписания от 27 сентября 1910 г. № 12533 включаются в наряд, а также назначаются в помощь досмотрщикам на таможенном посту20. Для борьбы с контрабандой в зоне ответственности таможенных застав, расположенных на сухопутных участках российско-китайской границы, практикуется временное прикоманди-ровывание досмотрщиков таможенных постов Владивостокской таможни, расположенных на морском побережье, и досмотрщиков из других учреждений. Для выявления и преследования контрабандного перемещения товаров вне пунктов пропуска, как выше отмечалось, во Владивостокской, Маньчжурской и Кяхтинской таможнях были созданы таможенные отряды по поимке контрабанды.

Представление об организации борьбы с контрабандой на таможенных заставах, расположенных на росийско-китайской границе в начале XX в., можно получить из отчета о ходе контрабанды в первом полугодии 1916 г., подготовленного управляющим Полтавской таможенной заставы 23 июля 1916 г. В отчете управляющий сообщал: «От нелегального водворения в край товаров, а равно и вывоза за границу запрещенных к отпуску

19 Отчеты о ходе контрабанды за 1916 г. Л. 4, 5, 5 об.

20 Циркуляры и распоряжения департамента таможенных сборов. Л. 79.

товаров, чинами вверенной мне Полтавской таможенной заставы охранялась местность по границе начиная от Золотой пади до Полтавки и от последней до первой фанзы (или до угольных копей). В район охраны входят поселки Фадеевка, Константиновка и Полтавка. Для преследования контрабанды приходится удаляться вглубь от границы: на станцию Голенки, Казачий конный завод, села Струговку, Григорьевку, Дубки, Гра-натовку, Синеловку, Покровку. В последнем случае наиболее усиленные наряды приходится посылать по тракту Полтавка - Никольск, на поселок Константиновский и села: Синеловку, Покровку и Струговку» (рис. 2)21.

Из отчета следует, что охрана границы в районе Полтавской таможенной заставы входила в обязанности досмотрщиков заставы. По штату на заставе числилось 18 досмотрщиков, из них один нес обязанности старшего досмотрщика, два дежурили по 6-часовой смене для досмотра пассажиров, подвод, грузов. В ночное время досмотрщики посменно охраняли денежный ящик, пакгауз, конюшни и прочие помещения заставы.

Ввиду расположения заставы на открытой местности и в связи с нахождением в этой местности больших шаек хунхузов в ночное время на дежурство назначались еще два досмотрщика. Один дежурил с 18:00 до 24:00 часов, а другой - с 24:00 до 06:00 часов. Таким образом, днем дежурил один досмотрщик, а в ночное время - два, в иных случаях, например, во время уборки опиума, когда хунхузы активно действовали в этой местности, в ночное время назначался третий дежурный.

Остающиеся свободными от наряда на заставе досмотрщики посылались в разъезды, секреты, для охраны скотопрогонной дороги, а в летнее время для наблюдения за сплавом леса по реке Суйфун. На пристань в зоне ответственности заставы для наблюдения за сплавом леса постоянно назначались четыре досмотрщика. В связи с ограниченным количеством имеющихся досмотрщиков в разъезды и секреты посылались старший досмотрщик и сменяющийся от дежурства по смене, а после непродолжительного отдыха и дежурные досмотрщики. В разъезды для наблюдения за действиями досмотрщиков и участия в преследовании контрабанды часто выезжал управляющий таможенной заставы, а при необходимости и его помощники. Независимо от штатного числа досмотрщиков на таможенную заставу периодически временно прикомандировывались досмотрщики таможенных застав, расположенных на морском побережье, и досмотрщики из других таможенных учреждений. Для преследования контрабандистов днем посылались в разъезды и секреты по два-три досмотрщика, в ночное время - не менее трех человек. Для решения задач по преследованию контрабанды за заставой были закреплены четырнадцать казенных лошадей.

21 Отчеты о ходе контрабанды за 1916 г. Л. 2, 3.

Управляющий отмечал, что лошади на заставе находятся «в хорошем рабочем теле и во всякое время можно выезжать на далекое расстояние для преследования контрабанды»22.

Весь район заставы был разбит управляющим на десять охранных постов, начиная от Золотой пади до первой фанзы или до угольных копей, что позволяло легко ориентироваться как чиновникам, так и досмотрщикам, а также удобно проверять действия досмотрщиков (находятся ли они на том посту, куда по наряду отправлены, и насколько бдительно они охраняют границу). Как отмечал управляющий таможенной заставой, подобная организация работы позволяла решать задачи по охране района Полтавской заставы от контрабандного перемещения товаров23.

Таким образом, отложившиеся в РГИА ДВ документы показывают, что в начале XX в. на российско-китайской границе сложился контрабандный промысел, представляющий собой незаконную деятельность жителей приграничных районов как на российской, так и на китайской территории, осуществляемую на постоянной основе организованными, четко структурированными, вооруженными группами, в которых каждому участнику предписывались определенные действия: ведение наблюдения за деятельностью таможенных учреждений (постов, застав) на границе, подготовка маршрутов незаконного перемещения товаров, ведение разведки назначенными контрабандистами на пути следования контрабандных групп, разработка сигналов оповещения о нахождения таможенных секретов, разъездов на пути движения групп, организация вооруженного сопротивления в случае встречи с таможенными чинами и др. Сложившаяся на границе обстановка, связанная с контрабандным промыслом, потребовала от руководства Приамурского таможенного округа, управляющих таможенных постов, застав на российско-китайской границе изучения, анализа и учета в работе способов и методов контрабанды, номенклатуры товаров, вовлеченных в контрабандное перемещение, появления новых товаров и новых способов контрабанды; установления обстоятельств, которые указывали бы на слабость охраны границы от контрабандного перемещения товаров и предложения новых мер противодействия контрабанде.

Анализ документов РГИА ДВ показывает, что в начале XX в. борьба с ввозной и вывозной контрабандой в таможенных учреждениях Приамурского таможенного округа на российско-китайском направлении осуществлялась как в процессе таможенного контроля, так и в ходе деятельности таможенных отрядов по поимке контрабанды. На таможенных постах и заставах, расположенных непосредственно на границе,

22 Отчеты о ходе контрабанды за 1916 г. Л. 3.

23 Там же. Л. 2, 3.

Рис. 1. Карта направлений контрабандных путей из Китая на участке Камень-Рыболовского таможенного поста (1910 г.)

1 Ьммлмл цим«

«№¡4 - —

Л

Рис. 2. Карта направлений контрабандных путей из Китая на участке Полтавской таможенной заставы в 1916 г.

борьба с контрабандой возлагалась на досмотрщиков, выполнявших функцию охраны границы и борьбы с контрабандой. Выявление и пресечение контрабандного перемещения товаров осуществлялось таможенными нарядами, проводившими таможенный контроль непосредственно в пунктах пропуска, а также таможенными нарядами (входившими в состав разъездов и секретов), осуществлявшими объезды и обходы границы. Вне пунктов попуска, или, как это указывалось в отчетах и ведомостях по поимке контрабанды того времени, вне черты действия таможенных учреждений эта задача решалась специальными отрядами по поимке контрабанды.

Изучение исторического опыта борьбы таможенных учреждений с контрабандой на Дальнем Востоке в начале XX в. позволяет обнаружить историческую преемственность деятельности таможенных органов России на данном направлении, а также существенный вклад таможенных органов России в защиту национальных интересов и обеспечение безопасности государства.

© Ляпустин С. Н., 2024 © Ьуаршйп 8. N.. 2024

Для цитирования:

Ляпустин С. Н. Особенности контрабандного промысла на российско-китайской границе в начале XX века // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2024. № 2(107). С. 93-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.