Научная статья на тему 'Особенности конституционного закрепления принципов регулирования отношений, связанных с гражданством'

Особенности конституционного закрепления принципов регулирования отношений, связанных с гражданством Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1846
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CONSTITUTIONAL REGULATION / ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / LEGAL RELATIONS / ГРАЖДАНСТВО / CITIZENSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акимова С.А.

Статья посвящена исследованию принципиальных основ конституционно-правового регулирования вопросов гражданства в Российской Федерации и ряде зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features constitutionally guidelines on relations with citizenship

The article deals with the fundamental principles of the constitutional regulation of citizenship in the Russian Federation and several foreign countries.

Текст научной работы на тему «Особенности конституционного закрепления принципов регулирования отношений, связанных с гражданством»

ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРИНЦИПОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ГРАЖДАНСТВОМ

С.А. АКИМОВА,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России

Аннотация. Статья посвящена исследованию принципиальных основ конституционно-правового регулирования вопросов гражданства в Российской Федерации и ряде зарубежных стран.

Ключевые слова: Конституция, конституционно-правовое регулирование, правовые отношения, гражданство.

FEATURES CONSTITUTIONALLY GUIDELINES ON RELATIONS WITH CITIZENSHIP

S.A. AKIMOVA,

candidate legal sciences, senior lecturer of the chair of constitutional and municipal law of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The article deals with the fundamental principles of the constitutional regulation of citizenship in the Russian Federation and several foreign countries.

Keywords: Constitution, constitutional regulation, legal relations, citizenship.

Принципы института гражданства представляют ципы гражданства, лежащие в основе политико-право-

у. \ AJ. ^^¿ОФ^гД Vf- / "/jT ФЙль-'1 w /\ / ¿У дг

собой исходные начала, ведущие идеи и установки, опре- вой связи лица с государством, и специфические прин-

деляющие стабильность его функционирования. Соот- ципы, основывающиеся на конкретных отношениях по

несение внутригосударственных принципов института поводу возникновения и прекращения гражданства, в

гражданства с нормами-принципами, касающимися которых объектом выступает сама политико-правовая

прав и свобод человека и гражданина и получившими связь гражданства1.

международное признание и закрепление, служит пока- В юридической литературе существует и другая

зателем степени развитости и демократичности законо- классификация специальных принципов гражданства,

дательства о гражданстве в том или ином государстве. что объясняется различием формулировок норм-прин-

К общим принципам института гражданства могут ципов, закрепленных в конституциях и законах о граж-

быть отнесены принципы, на которых основывается оте- данстве различных государств2.

чественная правовая система: народовластие, демокра- В рекомендательном законодательном акте «О согла-

тизм, гуманизм, федерализм, равноправие, признание и сованных принципах регулирования гражданства», одобренном Межпарламентской Ассамблеей государств —

уважение достоинства, основных прав и свобод человека, единство прав, свобод и обязанностей, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ и т.д. Эти принципы являются базовыми в регулировании отношений, связанных с гражданством.

Специальные принципы института гражданства — принципы, имеющие отношение только к данному институту и обусловленные его предметом и методом регулирования. К ним можно отнести следующие принципы: единое гражданство, равное гражданство, свобода и добровольность выбора гражданства, гарантированность защиты государством своих граждан за границей, недопустимость выдачи гражданина иностранному государству, недопустимость лишения гражданства, непризнание автоматической утраты российского гражданства.

В.В. Полянский делит специальные принципы гражданства на две подгруппы: специфические прин-

участников СНГ 29 октября 1992 г., нормативно признаны следующие принципиальные положения: гражданство — атрибут государственного суверенитета; право каждого человека на гражданство; недопустимость лишения гражданства или права изменения гражданства; недопустимость дискриминации в вопросах гражданства по различным основаниям; равенство гражданства независимо от основания приобретения; сокращение безграж-данства; учет постоянного проживания на данной территории при решении вопроса о приобретении гражданства; принцип единства семьи; защита своих граждан государством за пределами своей территории в соответ-

1 Полянский В.В. Принципы советского гражданства // Советское государство и право. 1980. № 5. С. 123.

2 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 57; Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. М., 1994. С. 12; Косаков С.К. Конституционные основы советского гражданства. С. 19—34; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. С. 161—166.

ствии с международными нормами; сохранение гражданства при проживании за границей; недопустимость выдачи собственных граждан иностранному государству; право на судебную защиту в случае нарушения правомочий лица в вопросах гражданства; приоритет межгосударственных договоров в отношении национального законодательства.

Коллизии между нормами конституции и закона о гражданстве относительно трактовки того или иного принципа, встречающиеся в законодательстве некоторых стран ближнего зарубежья, свидетельствуют о наличии определенных трудностей в плане обеспечения синхронизации развития законодательства. Последнее очень важно для обеспечения полноценных отношений гражданства между различными странами, например, при прекращении и приобретении гражданства. Зафиксированные на конституционном уровне и конкретизированные в законах о гражданстве, данные принципы структурируют содержание национальных институтов гражданства, придавая им необходимую четкость и направленность.

Принцип единства гражданства. Федеративное устройство России, наличие в ее составе республик, имеющих собственное гражданство, придают особую значимость принципу единства граждан. В ч. 1 ст. 6 Конституции РФ закреплено, что гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения.

В унитарных государствах устанавливается только единое гражданство. Принцип единого гражданства закреплен в ст. 4 Конституции Украины и раскрыт в ст. 2 Закона 2001 г. «О гражданстве Украины» как недопустимость возможности существования гражданства административно-территориальных единиц Украины.

Принцип равного гражданства. Среди других принципов, на которых основывается институт российского гражданства, важнейшее значение имеет принцип равного гражданства. Он закреплен в ч. 1 ст. 6 Конституции РФ и в ч. 2 ст. 4 Закона о гражданстве России. Принцип равного гражданства выражается в двух аспектах: в содержательном и в формальном. В первом он означает равенство правовых статусов граждан, во втором — равенство относительно прав в вопросах гражданства.

Помимо России наиболее четко он зафиксирован в Конституции Республики Узбекистан (ст. 21): «Гражданство Республики Узбекистан устанавливается равным для всех независимо от оснований его приобретения». В большинстве конституций стран ближнего зарубежья данный принцип либо поглощается более широким по содержанию общим принципом равенства граждан (в Конституциях Таджикистана, ст. 17; Молдовы, ст. 16; Грузии, ст. 14; Армении, ст. 15), либо подчеркивается, что граждане имеют равные конституционные права и свободы и

равны перед законом, как, например, в ст. 24 Конституции Украины. Можно предположить, что более общий принцип равенства граждан должен охватывать и их равные права по отношению к гражданству.

Принцип свободы и добровольности выбора гражданства. Иначе данный принцип может быть обозначен как принцип самостоятельного решения лицом вопросов гражданства. В его основе лежит субъективное право лица на гражданство, выступающее в качестве предпосылки для свободной реализации каждым человеком своего естественного желания иметь гражданство и в силу этого пользоваться защитой со стороны государства, а также конституционными правами и свободами. В ч. 3 ст. 6 Конституции РФ закреплено: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».

Своеобразно трактуется вопрос о запрете лишения гражданства в Конституции Эстонии, где отмечается, что никто не может быть лишен гражданства Эстонии, приобретенного по рождению. Этот тезис, как уже отмечалось ранее, носит дискриминационный характер, поскольку косвенным образом подтверждает возможность лишения гражданства в случае приобретения его иным способом. В отличие от конституций других стран ближнего зарубежья, в эстонской Конституции акцентируется внимание и на таком аспекте, как запрет лишения гражданства из-за убеждений. В конституциях иных прибалтийских государств (Латвии и Литвы) вообще отсутствуют положения, касающиеся лишения гражданства. Такие положения также отсутствуют в конституциях Армении и Таджикистана.

Принцип недопустимости выдачи гражданина РФ другому государству. В Конституции РФ нормы об экстрадиции находятся в гл. 2 о правах и свободах человека и гражданина (ст. 62, 63), что служит важнейшей гарантией их соблюдения. Кроме того, институт экстрадиции должен соответствовать и другим нормам Конституции РФ, посвященным процессуальным гарантиям личности. Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции России совершенное деяние должно считаться преступлением как в государстве, запрашивающем о выдаче, так и в запрашиваемом государстве. Принцип невыдачи собственных граждан нашел отражение в ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, императивно запрещающей высылку и выдачу российских граждан другому государству.

Конституции Беларуси (ст. 10), Казахстана (ч. 1 ст. 11), Грузии (ч. 4 ст. 13), Таджикистана (ст. 16), закрепляя положение о запрете выдачи своего гражданина, устанавливают исключение из этого правила, связанное с наличием соответствующих международных договоров либо двусторонних соглашений. При этом в грузинской Конституции предусмотрена возможность судебного обжало-

54

Вестник Московского университета МВД России

№ 6 / 2013

вания решения о выдаче. Однако в законах о гражданстве Грузии (ст. 9) и Таджикистана (ст. 9) правило о невыдаче своих граждан, в отличие от установленных в конституциях, признается безусловным.

Принцип допустимости двойного гражданства. Отношение юристов к институту двойного гражданства различно. Одни признают его необходимость, приводя такие доводы, как равенство прав и обязанностей для бипат-рида с гражданами страны проживания и возможность сохранения культурных и иных связей со страной про-исхождения3. Другие отрицают двойное гражданство, поскольку оно приводит к нежелательным последствиям4. В ч. 1 ст. 62 Конституции РФ закреплено, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ.

Принцип сохранения российского гражданства за лицами, проживающими за пределами РФ. Особенностью данного принципа является его взаимосвязь с естественным правом человека избирать место своего жительства,

свободно выезжать за пределы своего государства и бесу. "ЛЛ \ "И, V. _ " V I Т/

препятственно в него возвращаться. Указанное право по-

зание на то, что государство защищает своих граждан и в иностранных государствах (ст. 13).

Принцип приоритета норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством. Применительно к гражданству данный принцип означает, что сохраняет свою силу и имеет в случае противоречия приоритет Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства государств — участников СНГ, подписанная Россией, Казахстаном и Таджикистаном 19 января 1996 г. В Конституции РФ он зафиксирован в ч. 4 ст. 4, где сказано, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В заключение необходимо сделать вывод, что конституционные принципы регулирования отношений, связанных с гражданством, выполняют свою роль гарантий реализации и соблюдения основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, начал федерализма различными способами в законодательной, правоприменительной и судебной практике.

Во-первых, они задают направления нормотворче-

лучило закрепление в ч. 2 ст. 27 Конституции РФ: «Каж- ства в сфере гражданства. Законодатель не может отка дый может свободно выезжать за пределы Российской Фе- заться от воплощения в законе того или иного основного дерации. Гражданин Российской Федерации имеет право принципа. беспрепятственно возвращаться в Российскую Федера- Во-вторых, основные принципы выступают крите цию». Принцип сохранения гражданства за лицами, нахо- риями оценки законодательных актов. Положения за дящимися за пределами своего государства, нашел отражение в национальных законах о гражданстве Азербай- признаваться неконституционными и не подлежащими джана (ст. 7), Беларуси (ст. 15), Грузии (ст. 7), Казахстана применению. Максимальное воплощение этих принци-(ст. 7), Кыргызстана (ст. 6), Молдовы (ст. 19), Латвии пов должно быть провозглашено целью их деятельности. (ст. 6), Литвы (ст. 5) и других стран ближнего зарубежья. Они же лежат в основе оценки законности конкретных Принцип защиты и покровительства граждан РФ, действий и решений государственных органов. По-

находящихся за ее пределами. Существо этого принципа заключается в установлении обязательства государства оказывать всемерную защиту своим гражданам, находящимся за пределами его территории, покровительствовать им. Данный принцип связан с суверенитетом государства и наличием взаимных обязанностей между государством и гражданином. Он получил четкое отражение в конституциях Азербайджана (ст. 61), Беларуси (ст. 10), Грузии (ст. 13), Казахстана (ч. 2 ст. 11), Кыргызстана (ч. 4 ст. 13), России (ч. 2 ст. 61). Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции РФ Россия принимает на себя обязательство защиты своих граждан и покровительства им за пределами государства, гарантируя такую защиту и покровительство как постоянно проживающим за границей российским гражданам, так и временно там пребывающим. В ст. 13 Конституции Литвы он закреплен так: «Литовское государство опекает своих граждан за границей». В эстонской Конституции содержится ука-

скольку Конституция РФ — акт прямого действия, то вытекающие из нее принципы регулирования отношений, связанных с гражданством, служат непосредственным основанием судебного решения и т.д.

В-третьих, конституционные принципы регулирования отношений, связанных с гражданством, являются эталоном при рассмотрении вопроса о применении подзаконного акта, его оценки, как соответствующего Конституции РФ и закону. Они являются основой при рассмотрении исков о признании недействительными актов нормативного характера органов государственной власти и местного самоуправления.

3 Авакьян С.А. Указ. соч. С. 16; Мицкевич А.В. Комментарий к законодательству государств — участников СНГ о гражданстве. М., 1996. С. 25; ВоеводинЛ.Д. Указ. соч. С. 105.

4 Черниченко С.В. Вопросы гражданства в современном международном праве. М., 1963; Ушаков Н.А.О нецелесообразности допущения Российской Федерацией двойного гражданства // Актуальные проблемы гражданства. М., 1995. С. 127; Полянский В.В. Двойное гражданство и защита прав человека // Актуальные проблемы гражданства. М., 1995. С. 133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.