Научная статья на тему 'Конституционно-правовое регулирование прав, свобод и обязанностей граждан Республики Таджикистан'

Конституционно-правовое регулирование прав, свобод и обязанностей граждан Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2360
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТАДЖИКИСТАН / CONSTITUTION / LEGAL STATUS OF THE INDIVIDUAL / PERSONALITY / RIGHTS AND OBLIGATIONS / LEGAL GUARANTEE / TAJIKISTAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бобоев А. Х.

Закрепление и защита прав, свобод и обязанностей личности в законодательстве Республики Таджикистан представляется самой важной ее функцией, степень реализации которой затрагивает каждого жителя страны. На наш взгляд, не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional - juridical regulation of rights, freedoms and obligations of man and citizen

Fastening and protection of the rights, freedom and a duty of the person in the Republic of Tajikistan legislation is represented it's the most important function which degree of realization mentions each inhabitant of the country. In our opinion, without having received accurate representation about a measure of the rights, freedom and the duties, any person cannot feel the full member of a civil, democratic society so, and to live by rules of this society.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовое регулирование прав, свобод и обязанностей граждан Республики Таджикистан»

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗА РУБЕЖОМ

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

А.Х. Бобоев

Кафедра конституционного и муниципального права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Закрепление и защита прав, свобод и обязанностей личности в законодательстве Республики Таджикистан представляется самой важной ее функцией, степень реализации которой затрагивает каждого жителя страны. На наш взгляд, не получив четкого представления о мере своих прав, свобод и обязанностей, ни один человек не может почувствовать себя полноправным членом гражданского, демократического общества, а значит, и жить по правилам этого общества.

Ключевые слова: конституция, правовое положение личности, личность, права и обязанности, правовое обеспечение, Таджикистан.

Республика Таджикистан как суверенное государство образовалось 24 августа 1990 г., когда Верховным Советом Таджикской ССР была принята Декларация о суверенитете Таджикской Советской Социалистической Республики, которая в 1991 г. стала называться Республика Таджикистан.

С самого начала своего существования Республика Таджикистан уделила вопросу правового положения граждан большое внимание (Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г., Конституционный закон «О гражданстве Республики Таджикистан» от 4 ноября 1995 г. № 104, Закон Республики Таджикистан «О правовом положении иностранных граждан» от 1 февраля 1996 г. № 230 и др.).

Таджикистан ратифицировал международно-правовые акты, касающиеся правового положения граждан, в том числе Всеобщую декларацию прав человека, которая является, в соответствии со ст. 10 Конституции Республики Таджикистан, составной частью правовой системы Республики.

Принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., эта декларация провозгласила в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства, содействие уважению и обеспечение эффективного признания и соблюдения прав и свобод человека, закрепленных в Декларации.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства (ст. 1. Всеобщей декларации прав человека).

Конституция Республики Таджикистан исходит из того, что человеческое достоинство абсолютно и неприкосновенно, основные права и свободы человека принадлежит ему от рождения, защищаются законом и судом от посягательств со стороны кого бы то ни было. Жизнь человека и его здоровье, личная неприкосновенность и безопасность, собственность являются высшими ценностями государства. Обеспечение соблюдения прав и свобод человека — главная обязанность государственной власти.

Для нашего молодого независимого государства, идущего по пути демократических преобразований, создание такого фундамента жизненно необходимо.

1. Понятие правового статуса личности.

Под правовым (или юридическим) статусом личности понимается совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству, физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности [4. С. 74]. Характерно, что все больше число авторов, как в России, так и в Таджикистане, рассматривают правовое положение (статус) личности как сложное явление, которое помимо юридических прав и обязанностей объединяет еще ряд элементов. Так, наряду с совокупностью юридических прав и обязанностей А.И. Лепешкин включал в это понятие их гарантии [6. С. 3-11], Б.В. Щетинин — гражданство [8. С. 4], Л.Д. Воеводин, кроме того, правоспособность и принципы [3. С. 42-50], Н.И. Матузов — общую (статутную) ответственность гражданина перед государством и обществом [7. С. 189-205]. По мнению Н.В. Витрука, в качестве самостоятельного элемента правового статуса личности правомерно выделить интересы, которые не нашли своего прямого выражения и закрепления в юридических правах и обязанностях, но подлежат правовой защите со стороны государства [2. С. 28].

Итак, правовое положение личности — широкая, обобщающая категория, которая раскрывает все элементы закрепленного в праве состояния личности, находящиеся между собой в определенных связях, в социальном плане обусловленные тем местом, которое личность занимает в системе общественных отношений.

Конституционно-правовой статус личности — это особое понятие, которое, составляя ядро всего правового статуса, является, вместе с тем, относительно самостоятельным. Такая самостоятельность проявляется в том, что в конституционном статусе определены не все, а лишь наиболее важные, исходные элементы правового статуса личности, которые в значительной мере реализуются через издание дополнительных правовых актов, относящихся к сфере текущего законодательства [1. С. 6.].

2. Субъекты правового статуса личности в Республики Таджикистан.

Правовой статус личности в Республики Таджикистан выступает в одном из трех видов — правовой статус гражданина, правовой статус иностранного гражданина, правовой статус лица без гражданства.

В Конституции Республики Таджикистан проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Права гражданина охватывают всю сферу отношений индивида с государством, ему предоставляются все основные права и обязанности, а государство обязано активно содействовать их реализации. Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством — института гражданства (ст. 15 Конституции Таджикистана).

Правовой статус гражданина тесно связан с понятием гражданства. Гражданство — устойчивая политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека [1. С. 79]. На территории Республики Таджикистан находятся разные категории лиц — граждане Таджикистана, иностранные граждане и лица, не имеющие гражданства какого-либо государства. Согласно ст. 6 Конституции Республики Таджикистан «народ Таджикистана составляют граждане Республики Таджикистан независимо от национальности». Гражданство Республики Таджикистан подтверждается наличием паспорта гражданина Таджикистана, до получения паспорта — свидетельством о рождении или иным документом, содержащим указание на гражданство лица.

Наличие гражданства у человека является предпосылкой для обладания полным объемом прав и свобод, закрепленных в Конституции и других законодательных актах, а также для исполнения возложенных на него обязанностей. В Конституции Республики Таджикистан закреплены права, свободы и обязанности, составляющие правовой статус гражданина. Все лица, являющиеся гражданами Таджикистана, имеют одинаковый конституционно-правовой статус и обладают в равной мере правами, свободами и несут равные обязанности. Например, ст. 27 Конституции Республики Таджикистан предоставляет гражданам страны право участвовать в политической жизни и управлении государством непосредственно или через представителей, право на доступ к государственной службе. А согласно ст. 28 Конституции Республики Таджикистан граждане имеют право объединяться в политические партии, профессиональные союзы и выходить из них.

Правовой основой приобретения и прекращения гражданства в Республике Таджикистан является Конституция и Конституционный закон Республики Таджикистан «О гражданстве Республики Таджикистан» от 4 ноября 1995 г. и другие законодательные акты.

Согласно ст. 15 Конституции Республики Таджикистан гражданином Таджикистана считается лицо, которое на день принятия Конституции являлось гражданином Республики Таджикистан, а позднее получило его способом, указанном в законе.

В соответствии с этим Конституционный закон Республики Таджикистан «О гражданстве Республики Таджикистан» предусматривает следующие способы приобретения гражданства Республики Таджикистан (ст. 15):

- по рождению;

- в порядке его регистрации;

- в результате приема в гражданство;

- в результате восстановления в гражданстве Республики Таджикистан;

- путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Таджикистан.

Важным элементом основ правового положения лица является его общая правоспособность, т.е. способность иметь права и нести обязанности [3. С. 67]. Она органически связана с гражданством, как бы вытекает из него, служит его логическим продолжением, конкретизирует правовое состояние человека. Правоспособность как элемент конституционного статуса делает более определенным положение лица в правовом обществе.

Еще полнее раскрывается содержание конституционного статуса граждан в основных правах и обязанностях, установленных законодательством Республики Таджикистан.

Законодательство Республики Таджикистан обеспечивает все необходимые условия для осуществления как гражданами, так и другими лицами конституционных прав и свобод. При этом оно учитывает естественные (возраст, пол, состояние здоровья и т.д.) и социальные (профессия, отрасль деятельности и т.п.) особенности отдельных категории людей.

Особое значение для фактического использования основных и иных прав и обязанностей имеет возраст человека. По общему правилу, граждане Республики Таджикистан по достижении совершеннолетия (18 лет) пользуются всеми основными правами и свободами, и на них возлагается исполнение обязанностей. Отдельными конституционными правами граждане Республики Таджикистан могут пользоваться и в более раннем возрасте. Так, с момента рождения граждане Таджикистана обладают правом личной собственности и наследования ее (ст. 32 Конституции), правом на охрану здоровья (ст. 38 Конституции), правом на жилище (ст. 36 Конституции) и т.д.

Для реализации некоторых конституционных прав предусмотрен более зрелый возраст. Право быть избранным депутатом Маджилиси намояндагон (палата Парламента) гражданин получает, достигнув 25 лет (ст. 49 Конституции), а членом Маджилиси Милли (палата Парламента) может быть избран и назначен гражданин, достигший 35 лет (ст. 49 Конституции). Президентом республики может быть гражданин в возрасте от 35 до 65 лет (ст. 65 Конституции), на должности судей Верховного Суда, Высшего экономического суда, военного суда, областных судов и суда города Душанбе избираются и назначаются юристы не моложе 30 лет и не старше 60 лет (ч. 1 ст. 85 Конституции). Юридическая ответственность за неисполнение конституционных обязанностей также

наступает в полном объеме с достижением совершеннолетия, однако за некоторые преступления, являющейся разновидностью нарушения конституционных обязанностей, ответственность устанавливается законом с 14-16-летного возраста.

Основанием для осуществления некоторых прав (например, права на материальное обеспечение) или для освобождения от некоторых конституционных обязанностей (в частности, от воинской обязанности) может служить состояние здоровья гражданина, в том числе душевное здоровье.

3. Статус иностранцев и лиц без гражданства.

Конституционным законодательством Таджикистана воспринято словосочетание «человек и гражданин» по отношению к личности. Глава 2 Конституции Республики Таджикистана называется «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина».

На территории Таджикистана постоянно и временно пребывает значительное число туристов, иностранных студентов, трудовых мигрантов, представителей иностранных государств и международных организаций. Все они отличаются по своему правовому положению от граждан Таджикистана. Согласно ст. 1 Закона Таджикистана «О правовом положении иностранных граждан в Республики Таджикистан» от 1 февраля 1996 г. «иностранными гражданами в Таджикистане признаются лица, не являющиеся гражданами Таджикистана и имеющие документ, подтверждающий их принадлежность к гражданству другого государства».

В каждой стране правовой статус иностранцев или лиц без гражданства имеет свои особенности. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются провозглашенными правами и свободами и имеют равные с гражданами Таджикистана обязанности и ответственность, за исключением случаев, предусмотренных законом (ч. 2 ст. 16 Конституции).

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Таджикистане, вправе работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью; они пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами Таджикистана. Временно пребывающие иностранцы и лица без гражданства могут заниматься трудовой деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания в стране, однако они не могут назначаться на отдельные должности и заниматься определенной трудовой деятельностью, которая связана с принадлежностью к гражданству Таджикистана. Например, они не могут быть работниками правоохранительных органов, государственными служащими и т.д. Соответственно, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на отдых на общих основаниях наравне с гражданами Таджикистана.

Согласно ст. 38 Конституции Таджикистана каждый имеет право на охрану здоровья. Постоянно проживающие иностранные граждане и лица без гражданства имеют право пользоваться медицинской помощью наряду с гражданами Республики Таджикистан. Иностранным гражданам и лицам без гражданства,

временно пребывающим в стране, медицинская помощь оказывается в порядке, установленном Министерством здравоохранения Таджикистана.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на социальное обеспечение, государственные пенсии, пособия и на другие формы социального обеспечения наравне с гражданами Таджикистана. Если у иностранного гражданина и лица без гражданства для назначения пенсии недостаточен стаж работы, то указанным лицам может засчитываться стаж их работы за границей.

Временно пребывающим иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется право на получение пособий и других форм социального обеспечения в порядке, установленном законодательством Таджикистана.

Конституция Таджикистана провозглашает, что каждый имеет право на образование. Это означает, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на образование наравне с гражданами Таджикистана. Им гарантируется на общих основаниях доступность основного общего образования в государственных учебных заведениях, они могут получить и высшее образование.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на территории Таджикистана объединяться в профессиональные союзы, кооперативные организации, научные, культурные, спортивные общества и другие общественные организации наравне с гражданами Таджикистана. Законодательство устанавливает, что правом на создание политических партий они не обладают. Иностранные граждане и лица без гражданства не вправе также вступать в политические партии, действующие на территории Таджикистана.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства законодательство Таджикистана устанавливают правило, в соответствии с которым они не имеют права избирать и быть избранным в законодательные и исполнительные органы власти, а также участвовать во всенародных голосованиях (референдумах).

Иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантированы и другие права и свободы. В частности, они имеют имущественные и личные неимущественные права, право на пользование достижениями культуры, право на передвижение, право на защиту нарушенных прав и т.д.

Иностранные граждане и лица без гражданства наделены не только правами, но и несут обязанности. Прежде всего, они обязаны соблюдать Конституцию Таджикистана и иные законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других людей. В Таджикистане иностранные граждане и лица без гражданства, занимающиеся трудовой деятельностью, предпринимательством, в результате которых получают доходы, обязаны платить налоги и сборы. Еще одной обязанностью иностранных граждан и лиц без гражданства является охрана природы, а также духовных ценностей, исторических и культурных памятников.

Иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность за преступления, административные и иные правонарушения, предусмотренные законодательством страны, а также за нарушение режима пребывания в Таджикистане.

4. Принципы правового статуса личности.

Принцип всеобщности прав, свобод и обязанностей применительно к конституционному положению личности состоит в том, что каждый субъект института личности, достигший установленного законом возраста, при наличии других содержащихся в законе условий имеет фактическую возможность пользоваться правами и нести обязанности. Причем дело сводится не только к гарантированности закрепленных прав и свобод, а к тому, чтобы обладателем каждого записанного в Конституции права, носителем каждой конституционной обязанности был каждый субъект института личности. Всеобщая доступность прав и свобод означает, в частности, что никто не должен устраняться от несения обязанностей, никто не может быть лишен прав без законных на то оснований [5. С. 66]. В Конституции Республики Таджикистан это нашло свое отражение почти в каждой статье второй главы Конституции Республики Таджикистан («Права, свободы, основные обязанности человека и гражданина»).

Равноправие — одно из основных проявлений общественного равенства людей [3. С. 67]. Оно представляет универсальную форму выражения юридического равновесия, сочетания интересов отдельных людей, отдельных социальных слоев, а также национальностей в нашей стране.

Статья 17 Конституции Республики Таджикистан, устанавливая равноправие граждан в качестве общественно-политического и правового принципа, утверждает, что равноправие не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств. Мужчины и женщины равноправны (ч. 2 ст. 17 Конституции). Отношения между мужчиной и женщиной, вопросы планирования деторождения основываются на равенстве, свободе, взаимной ответственности и уважении сторон (ст. 9 Закона Республики Таджикистан «О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах»). Уголовным кодексом Республики Таджикистан предусматривается наказание за понуждение женщин к совершению аборта (ст. 124 УК).

В Республике Таджикистан право женщин наравне с мужчинами на свободу мысли, совести и религии гарантируется Конституцией Республики Таджикистан (ст. 26), Законом Республики Таджикистан «О религии и религиозных отношениях» (ст. 3) и Уголовным кодексом Республики Таджикистан (ст. 157).

Конституция Таджикистана (ст. 33) в семейных отношениях и при расторжении брака закрепляет, что супруги равноправны. Статья 32 Семейного кодекса Республики Таджикистан гарантирует равенство прав супругов в семье.

Равноправие распространяется на различные формы собственности. Часть 2 ст. 12 Конституции Республики Таджикистан провозглашает, что государство гарантирует свободу экономической и предпринимательской деятельности, равноправие и правовую защиту всех форм собственности, в том числе частной.

Таджикистан — светское государство (ст. 1 Конституции). Религиозная принадлежность лица не оказывает какого-либо влияния на полноту и равенство прав, свобод и обязанностей граждан. Равными со всеми гражданами права-

ми пользуются верующие всех религиозных культов, священнослужители, муллы. Они наряду с другими гражданами обладают избирательными и иными политическими правами.

Провозглашая человека высшей ценностью современной цивилизации, Конституция Республики Таджикистан в строгом соответствии с принципами и нормами международного права призвана утверждать и обеспечивать идеалы гуманизма в качестве одного из принципов, действующих в демократическом государстве и обществе, к созданию которого мы приступаем. Следует полностью согласиться с российским государствоведом Л.Д. Воеводиным, что гуманизм — это «.качественная особенность государства, экономики, нравственности, права и пр., а также и принцип, основополагающее начало, руководящая идея, которая лежит в основе практической деятельности людей, членов демократического общества». Цель гуманизма — обеспечить, создать полноценные условия для жизни человека, оказать государственную помощь, если он этого самостоятельно сделать не в состоянии.

В соответствии с этим принципом Республика Таджикистан каждому предоставляет такие права и возлагает такие обязанности, которые должны обеспечивать их достоинство, гармоническое развитие физических и духовных способностей, удовлетворение материальных и культурных потребностей.

Принцип учредительности в качестве установочного принципа правового положения состоит в том, что статус человека и гражданина закрепляется в нормативных актах. Так, ч. 2 ст. 12 Конституции Таджикистана утверждает, что государство гарантирует свободу экономической и предпринимательской деятельности, равноправие и правовую защиту всех форм собственности. Но объем прав и обязанностей, предоставляемых тому или иному лицу, государство ставит в прямую и непосредственную зависимость от гражданства, устанавливая права и обязанности в полном объеме лишь для граждан Таджикистана.

В соответствии со ст. 14 Конституции Республики Таджикистан права и свободы человека и гражданина регулируются и охраняются Конституцией, законами Республики, признанием Таджикистаном международно-правовых актов. Ограничение прав и свобод граждан допускается только в целях обеспечения общественного порядка, защиты конституционного строя и территориальной целостности Республики. Специальные нормы, запрещающие противоправные действия, содержатся в Уголовном кодексе Республики Таджикистан (глава 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина»), в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Таджикистан и Кодексе исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан.

5. Права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Согласно ст. 18 Конституции Республики Таджикистан каждый имеет право на жизнь. В соответствии с этой статьей никто не может быть лишен жизни иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Смертная казнь как исключительная мера установлена за совершение ограниченного круга особо тяжких преступлений. Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право

на обжалование приговора и ходатайство о помиловании. Законом Республики Таджикистан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Таджикистан» от 16 июля 2003 г. смертная казнь в отношении женщин отменена. В апреле 2004 г. Президентом Таджикистана введен мораторий на смертную казнь.

Таджикистан, проводя миролюбивую политику, уважает суверенитет и независимость других государств, определяет свою внешнюю политику на основе международных норм. Пропаганда войны запрещается (ст. 11 Конституции). В Уголовном кодексе Республики Таджикистан предусмотрен раздел XV, глава 34 «Преступление против мира и безопасности человека».

В Конституции Республики Таджикистан при наличии определенных обстоятельств допускается объявление на всей территории страны или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст. 46). Однако в ст. 47 Конституции предписывается: «не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные в статьях 16, 17, 18, 19, 20, 22, 25 и 28 Конституции».

Права человека приобрели сегодня поистине мировое значение. В своих проявлениях они стали показателем цивилизованности государств и уровня благосостояния их граждан, источником решения важнейших общесоциальных и личных проблем. Как сказано ранее, приоритет человека является одним из начал конституционного строя Республики Таджикистан.

Основные, т.е. закрепленные в Конституции, права, свободы и обязанности человека и гражданина могут быть классифицированы на определенные группы. В основе такой классификации находятся воззрения на личность, ее предназначение в обществе и государстве. На первом плане стоит достоинство человека, его индивидуальная свобода, возможность распоряжаться своими силами и способностями, на втором месте остаются права и свободы, дающие личности возможность участия в делах государства и общества.

Основные права и свободы по своему содержанию делятся на ряд групп.

Личные права и свободы:

- право на жизнь (ст. 18):

- личная неприкосновенность (п. 3 ст. 18);

- право на рассмотрение дела компетентным и беспристрастным судом (п. 2 ст. 19);

- неприкосновенность жилища (ст. 22);

- тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных личных сообщений (ст. 23);

- право на свободное передвижение и выбор место жительства и пребывания (ст. 24);

- право на ознакомление с документами, касающимися прав и интересов (ст. 25);

- право самостоятельно определять свое отношение к религии (ст. 26).

Политические права и свободы:

- участие в политической жизни и управлении государством (ст. 27);

- право избирать и быть избранным (п. 3 ст. 27);

- право объединяться (ст. 28);

- право на участие в установленных законом собраниях, митингах, демонстрациях и мирных шествиях (ст. 29);

- свобода слова, печати, право на пользование средствами информации (ст. 30);

- право лично или совместно с другими обращаться в государственные органы (ст. 31).

Экономические, социальные и культурные права:

- право на собственность и наследование (ст. 32);

- право на создание семьи (ст. 33);

- право свободно вступать в брак по достижении брачного возраста (п. 3 ст. 33);

- право на труд, выбор профессии, работы, труда и социальную защиту от безработицы (ст. 35);

- право на жилище (ст. 36);

- право на отдых (ст. 37);

- право на охрану здоровья (ст. 38);

- право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца (ст. 39);

- право на свободное участие в культурной жизни общества, художественном, научном и техническом творчестве, право пользоваться их достижениями (ст. 40);

- право на образование (ст. 41).

Республика Таджикистан в Конституции 1994 г. провозгласила Таджикистан социальным государством, которое «создает условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого человека». Определение Таджикистана как государства социального относится к его сущностной характеристике, так как оно помещено в главе первой «Основы конституционного строя». Главная цель государства заключается в создании социальной стабильности в обществе и наиболее полной реализации конституционно закрепленных социальных прав. Право на достойную жизнь и свободное развитие предоставлено каждому человеку без какой-либо дискриминации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует подчеркнуть, что социальная функция может быть осуществлена в полном объеме лишь при высоком уровне экономического развития общества. В нынешних условиях конституционная установка о том, что Республика Таджикистан — социальное государство — это не реальная констатация таджикской государственности, а определение цели, к которой она должна стремиться. Республика Таджикистан, ставя перед собой цель построения социального государства, в настоящее время находится только в начале пути к достижению этой цели. В последние годы проделана определенная работа по формированию социальной государственности. Так, были приняты законы Республики Таджикистан «О государственном социальном страховании» от 13 декабря 1997 г., «О

пенсионном обеспечении военнослужащих» от 1 декабря 1994 г., «Об индексации доходов населения с учетом роста цен на потребительские товары и услуги» от 27 декабря 1993 г., Трудовой кодекс от 15 мая 1997 г. и иные нормативно-правовые акты. Ведь правовая политика является мощным средством преобразования общества, воплощая основные идеи социального государства через законы и иные нормативные правовые акты. Однако эта работа идет медленно. В Таджикистане до настоящего времени не приняты нормативно-правовые акты, которые должны реализовать в жизнь конституционное положение о социальном государстве и которые должны служить отправной точкой для того, чтобы считать государство социальным, не приняты нормативные акты о прожиточном минимуме и потребительской корзине.

Провозглашение на конституционном уровне государства социальным без принятия названных актов и, конечно, без их реализации никакого воздействия на улучшение реальной практической деятельности государства в социальной сфере не имеет. В связи с этим отметим, что Конституция Республики Таджикистан 1994 г., имеющая мобилизирующую и ориентирующую роль, обязывает и требует дальнейшей активной деятельности законотворцев в решении социальных проблем нашего государства.

Обязанности человека и гражданина.

Конституционный статус личности — это комплекс не только прав, но и обязанностей, так как и те и другие в равной мере опосредствуют связи и отношения между обществом, государством и личностью. Обязанность — неотъемлемый элемент основ правового статуса человека и гражданина. Поэтому название главы второй Конституции Таджикистана охватывает и основные обязанности человека и гражданина.

Конституция Республики Таджикистан устанавливает следующие обязанности:

- на территории Таджикистана каждый обязан соблюдать его Конституцию и законы, уважать права и свободы, честь и достоинство других людей (ст. 42);

- защита родины, охрана интересов государства, укрепление его независимости, безопасности и оборонной мощи — священный долг гражданина (ст. 43);

- охрана природы, исторических и культурных памятников — обязанность каждого (ст. 44);

- уплата налогов и сборов, определяемых законом, является обязанностью каждого (ст. 45).

Характеризуя основные обязанности, следует обратить внимание на то, что большинство из них обращено ко всем, кто находится на территории Таджикистана, но в ст. 43 Конституции говорится только о гражданах страны.

В своем большинстве обязанности, составляющие содержание основ правового статуса, обычно фиксируются в действующем законодательстве.

Обращаясь к основным обязанностям граждан, еще раз обратим внимание на то, что многие обязанности можно считать корреспондирующими правам и свободам граждан. В одних случаях они подразумеваются в силу логической

связи с соответствующими правами и свободами — как необходимость уважать их. Например, если у каждого человека есть право на жизнь, то это значит, что любые формы покушения на жизнь человека влекут меры юридической ответственности. Закрепляя право на защиту достоинства человека, Конституция Таджикистана содержит запрет на сбор, хранение, использование и распространение сведений о личной жизни человека без его согласия (ч. 2 ст. 23 Конституции).

6. Гарантии правового статуса человека и гражданина.

Одной из важных черт демократического государства является то, что провозглашенные конституцией права и свободы граждан обеспечиваются гарантиями со стороны государства, его органов и должностных лиц [4. С. 94].

Под гарантиями прав, свобод и законных интересов личности понимаются те положительно действующие условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию, надежную охрану и защиту для всех и каждого [2. С. 305]. Права, свободы и обязанности человека и гражданина — ничто без гарантий, способных реализовать их. Гарантия — это средство обеспечения. Известно, что гарантии — один из главных вопросов проблемы правильного применения правовых норм, законности и многих других процессов правовой деятельности. Поэтому Конституция Таджикистана уделяет им много внимания. Об этом в полной мере свидетельствует тот факт, что почти треть текста второй главы Конституции Республики Таджикистан, посвященной правам и свободам человека и гражданина, содержит нормы-гарантии, которые возложены на государство, его органы и должностные лица.

Соответственно, можно выделить следующие группы данных гарантий.

Экономические гарантии. Для реализации большинства прав и свобод, а также выполнения обязанностей должны быть созданы экономические предпосылки. Материальные предпосылки означают наличие в государстве какого-то среднего минимума, стандарта экономической обеспеченности прав, свобод и обязанностей для каждого гражданина.

Политические гарантии. Они выражаются в том, что имеется система органов и должностных лиц — государственных и местного самоуправления, — целью деятельности которых являются обеспечение и охрана прав и свобод граждан, выполнения ими обязанностей. Эту задачу осуществляют все традиционно существующие органы — представительные, исполнительные, судебные.

Юридические гарантии охватывают, прежде всего, их нормативное обеспечение, а также обеспечение деятельности правоохранительных органов по охране прав и свобод граждан. Особая роль здесь отводится судебным органам. Статья 19 Конституции гласит: «Каждому гарантируется судебная защита. Каждый имеет право требовать рассмотрения его дела компонентным и беспристрастным судом. Никто не может быть подвергнут без законных оснований задержанию, аресту и ссылке. Лицо вправе с момента задержания пользоваться услугами адвоката». Юридические гарантии прав и свобод непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в правовой деятельности государственных органов,

органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, самих граждан. Велика роль современного и справедливого наказания физических и должностных лиц, нарушающих права граждан.

К сожалению, в Таджикистане очень ослабленные идеологические гарантии, которые предполагают воспитание граждан, направленное на добровольное исполнение возложенных на них обязанностей, отказ от нарушения прав и свобод других граждан, как со стороны физических лиц, так и государственных органов и отдельных чиновников.

Идеологический плюрализм, провозглашенный Конституцией, отказ от государственной идеологии пока привели лишь к ослаблению воспитательной работы, что является одной из причин многократно увеличившихся нарушений прав и свобод человека и гражданина.

Конституция Таджикистана возлагает на государство определенную обязанность по обеспечению этих гарантий. Это элементарный порядок во взаимоотношениях государства и личности, где каждый из участников государственно-правовых отношений имеет определенные права и обязанности по отношение друг к другу. Государство гарантирует права и свободы каждого (ст. 17 Конституции). Обязанность гарантировать права и свободы — основная функция государства, его органов и соответствующих должностных лиц. В установленных законом случаях эта функция возлагается на общественные объединения. Например, ст. 36 Конституции Таджикистана гласит: «Каждый имеет право на жилище. Это право обеспечивается путем осуществления государственного, общественного, корпоративного, индивидуального жилищного строительства».

Согласно ст. 64 Конституции, Президент Таджикистана является гарантом Конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина, национальной независимости, единства и территориальной целостности, преемственности и долговечности государства. На первый взгляд, эта норма содержит противоречия. Понятие «гарант соблюдения Конституции», Президент, как и сама Конституция, гарантирует реализацию прав и свобод граждан. В странах бывшего СССР понятие «гарант Конституции» прочно укрепилось в законодательстве. Так, подобные нормы можно найти почти в каждом Основном законе: Президент России является «гарантом Конституции», Президент Таджикистана «гарантом Конституции и законов», а в Казахстане — «символом и гарантом незыблемости Конституции». Такая похожесть «братских республик» совсем не случайна. В период получения независимости странами бывшего СССР для законодателей очень важно было создать гарантии Основному Закону — подобные полномочия были возложены на главу государства. Конечно, можно предположить, что гарантии могут проистекать из статуса Президента как Главы государства. В Конституциях европейских государств Президент иногда является гарантом, но лишь территориальной целостности, суверенитета и независимости государства. В Албании таким «гарантом» является Конституционный суд, что в принципе логично, но рушит версию о связи формы правления с субъектом «гарантий».

В заключение можно сформулировать следующие выводы:

1. Институт конституционно-правового регулирования прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Таджикистане — молодой правовой институт; он требует постоянного внимания со стороны органов законодательной и исполнительной власти страны.

2. Важно гарантировать исполнение норм Конституции и других нормативных актов разными способами со стороны, в первую очередь, государственных органов.

3. Конституционное право как наука в Республике Таджикистан тоже должно более интенсивно развивать соответствующие темы в научных и учебных изданиях.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Витрук Н.В., Масленников В.А., Топорнин Б.Н. Конституционный статус личности в СССР. Социализм: Опыт. Проблемы. Перспектива. — М.: Юридическая литература, 1980.

[2] Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. — М.: Норма, 2008.

[3] Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. — М., 1997.

[4] Иванова В.И. Основы конституционного права Российской Федерации. — М., Изд-во РУДН, 2007.

[5] Имамов А.Х. Конституционное право Республики Таджикистан. — Душанбе, 1998.

[6] Лепешкин А.И. Правовое положение советских граждан. — М., 1996.

[7] Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия: Теоретические проблемы субъективного права. — Саратов, 1972.

[8] Щетинин Б.В. Гражданин и социалистическое государство // Советское государство и право. — 1975. — № 2.

CONSTITUTIONAL - JURIDICAL REGULATION OF RIGHTS, FREEDOMS AND OBLIGATIONS OF MAN AND CITIZEN

A.Kh. Boboev

The Department of Constitutional and Municipal Law Peoples’ Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

Fastening and protection of the rights, freedom and a duty of the person in the Republic of Tajikistan legislation is represented it’s the most important function which degree of realization mentions each inhabitant of the country. In our opinion, without having received accurate representation about a measure of the rights, freedom and the duties, any person cannot feel the full member of a civil, democratic society so, and to live by rules of this society.

Key words: constitution; legal status of the individual; personality; rights and obligations; legal guarantee; Tajikistan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.