ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
К.К. ГАСАНОВА,
аспирант кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России
Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Хазов Е.Н.
Рецензент: доктор экономических наук, кандидат юридических наук, профессор Эриашвили Н.Д.
Аннотация. В целях определения особенностей китайского конституционализма, проявляющихся в системе существующих в Китайской Народной Республике социальных, экономических и политико-правовых отношений, авторы обращаются к истокам законодательства современного Китая. Предлагаемое в статье осмысление сущности и отдельных положений Конституции КНР дополнит представления читателей о государственном устройстве самой древней из существующих цивилизаций.
Ключевые слова: Конституция Китая, политический режим, собрание народных представителей, социализм с китайской спецификой.
ESPECIALLIES OF CHINE PUBLIC REPUBLIC CONSTITUTIONAL
K.K. GASANOVA,
the post-graduate student of chair of the constitutional and municipal right of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. Authors turns to sources of Chinese modern legislation in the aims determination especiallies Chinese constitutional, which are shown in the system social, economic and polite-legal relations. Point of view on the essence and some rules of the PRC Constitution, which is offered in the article, supplements readers' ideas about state construction the most ancient among exist civilizations.
Keywords: Chinese constitution, regime, meeting of public representatives, socialism with Chinese especiallies.
Действующая Конституция Китайской Народной Республики была принята и введена в действие 4 декабря 1982 г. на пятой сессии Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва, возглавляющего систему органов законодательной власти республики.
Положения Конституции Китая1, несмотря на то, что на сегодняшний день республика переживает период бурного экономического развития и модернизации большинства отраслей общественного производства, отличаются известной консервативностью.
Наиболее отчетливо это прослеживается в приведенной в ст. 6 Конституции характеристике экономической системы Китайской Народной Республики, основу которой составляет социалистическая общественная собственность на средства производства, реализующая принцип «от каждого — по способностям, каждому — по труду» и ликвидирующая эксплуатацию человека человеком.
С одной стороны, это объясняется относительной давностью принятия самой Конституции, с другой, — соблюдением принципа верности традициям и завоеваниям китайской цивилизации.
Одновременно с этим можно говорить о заметной идеологизации Конституции Китая, что не характерно для современных писанных конституций большинства стран мира.
Об этом свидетельствует, например, содержание ст. 24 Конституции, согласно которой государство выступает за общественную мораль, идеалы которой — любовь к Родине, народу, труду, науке, социализму; воспитывает народ в духе патриотизма, коллективизма и интернационализма, коммунизма. При этом, государство усиливает строительство социалистической духовной культуры посредством широкого распространения высоких идеалов, нравственного и культурного воспитания, воспитания в духе торжества дисциплины и правопорядка.
В отличие от основных законов ведущих капиталистических стран, общие положения (введения, преамбулы) которых, как правило, имеют декларативный характер, предисловие Конституции КНР имеет ценностно-историческое наполнение.
В частности, оно отражает этапы государственного строительства Китая в XIX—XX вв., историю образования КНР, основной политический курс — построение социализма с китайской спецификой. К особенностям вступительной части Конституции Китая можно также отнести закрепление важной обязанности всех государственных и общественных институтов, предприятий и учреждений руководствоваться Конституцией как основным критерием своей деятельности, уважать и претворять в жизнь ее положения.
Если с определением существующей в Китае формой правления проблем не возникает (на республиканскую форму правления указывает само наименование государства), то характеристика политического режима вызывает определенные затруднения.
Как провозглашается в ст. 1 Конституции, Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян.
Представляется, что некие противоречия присутствуют в использовании в приведенном определении словосочетания «демократическая диктатура». Под диктатурой принято понимать совокупность методов управления, основу которой составляет принудительное навязывание воли правящего класса.
В то же время, для демократического способа (стиля) управления характерно принятие принципиальных управленческих решений, законов, программных документов с учетом общественного мнения, с согласия большинства лиц.
Такое сочетание взаимоисключающих, на первый взгляд, методов руководства страной находит подтверждение в словах китайского исследователя Ци Джушэна, отметившего, что «Пекин отказался от советского образца, предпочтя следовать по собственному пути построения коммунизма»2.
Может быть, именно поэтому западные ученые, занимающиеся сравнительным правоведением, относят КНР к странам не социалистической правовой системы, которую возглавлял СССР, а традиционного дальневосточного права (к ним также относится Япония)3.
Сложная демографическая ситуация в Китае, когда на китайский народ, составляющий 23% численности населения земного шара, приходится всего лишь 7% общемировой площади пахотных земель, обусловила необходимость отражения в его Конституции ряда положений, посвященных проводимой государством политики контроля над рождаемостью.
Одним из них (ст. 25) предусмотрено, что государство проводит плановое деторождение с тем, чтобы рост населения соответствовал плану социально-экономического развития. При этом ст. 49 Конституции на супругов возлагается обязанность осуществлять плановое деторождение.
С принятием 1 сентября 2002 г. Закона «О народонаселении и плановой рождаемости» политические установки в данной области получили статус формализованных требований, согласно которым осуществляемая на сегодняшний день государственная политика о плановой рождаемости поощряет граждан к позднему браку и позднему рождению ребенка, выступает за рождение одной супружеской парой одного ребенка, вместе с тем в условиях, отвечающих правовым актам, можно ходатайствовать о рождении второго ребенка4.
Конституция КНР выделяет ряд почетных обязанностей граждан Китая. Это обязанность трудиться, а также проходить воинскую службу и участвовать в народном ополчении. При этом государство берет на себя заботу о повышении производительности труда, обеспечивает развитие производительных сил общества путем повышения активности и технического уровня трудящихся, распространения достижений науки и техники.
Неслучайно, многие ученые связывают экономические успехи Китая с серьезными финансовыми вложениями в науку и образовательную сферу5.
Развивая систему среднего, профессионального и высшего образования, государство распространяет научно-технические знания, поощряет достижения в
1 Саидов А.Х. Конституции государств Азии. Т. 3. Дальний Восток. М., 2010. С. 232.
2 Ци Чжушэн. Основные современные правовые системы / Пер. с франц. Шанхай, 1984. С. 31.
3 Бевеликова Н.М. Законодательство Китайской Народной Республики в сравнительно-правовом измерении // Законодательство и экономика. 2012. № 4. С. 73.
4 Косарева И.А. Планирование деторождения — конституционный и отраслевой принцип современного семейного права Китая // Международное публичное и частное право. 2006. № 3. С. 42.
5 МишинА.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник; 17-е изд., испр. и доп. М., 2013. С. 83.
38
Вестник Московского университета МВД России
№ 5 / 2014
научно-исследовательской работе, изобретения и открытия в области техники.
Небезынтересно, что получение образования является одновременно правом и обязанностью подданных Китайской Народной Республики. При этом гарантией реализации соответствующего права выступает задача государства обеспечить всестороннее нравственное, интеллектуальное и физическое развитие молодежи, подростков и детей.
Характеризуя государственное устройство Китая и систему органов государственной власти, необходимо, прежде всего, указать на активное участие населения в процессах государственного управления, особенно на местном уровне.
Органы самоуправления Китайской Народной Республики (местные собрания народных представителей, комитеты городского и сельского населения) являются органами государственной власти на местах и формируются на выборной основе непосредственно избирателями или местными органами государственного управления нижестоящего уровня.
Одновременно с этим местные собрания народных представителей различных уровней избирают и имеют право освобождать от должности губернаторов провинций, мэров городов, начальников уездов и городов, волостных старшин, поселковых старост.
Для оперативного решения вопросов местного значения комитеты городского и сельского населения образуют народные примирительные комиссии, комиссии по охране общественного порядка, по общественному здравоохранению и другие комиссии, которые занимаются общественной работой, разрешают споры среди населения, оказывают помощь в поддержании общественного порядка.
Как уже отмечалось выше, законодательную власть в стране осуществляет Всекитайское собрание народных представителей, постоянно действующим органом которого является Постоянный комитет, выполняющий его функции в период между созывами сессий.
К числу наиболее важных полномочий Всекитайского собрания народных представителей в области формирования органов государственной власти можно отнести избрание Председателя и заместителя Председателя Китайской Народной Республики, председателей Центрального военного совета и Верховного народного суда, Генерального прокурора Верховного народного суда, утверждение по представле-
нию Председателя Китайской Народной Республики кандидатуры Премьера Государственного совета (Центрального народного правительства республики).
При этом обращает на себя внимание то, что срок полномочий перечисленных должностных лиц равен продолжительности работы самого Всекитайского собрания народных представителей, который составляет пять лет.
Еще одной особенностью организации органов власти является предусмотренное Конституцией КНР требование к председателям автономных районов, начальникам автономных округов и автономных уездов, которые в обязательном порядке должны быть гражданами тех национальностей, которые осуществляют районную автономию в перечисленных административно-территориальных образованиях Китайской Народной Республики.
Большое значение в политической системе китайского общества играет Народно-политический консультативный совет Китая, объединяющий представителей Коммунистической партии Китая, демократических партий, беспартийных политических деятелей, различных общественных организаций.
К сожалению, в основных положениях Конституции, посвященных государственному устройству, не нашлось места характеристике полномочий названного совета и порядка его формирования. В предисловии к Конституции содержится лишь упоминание о той роли указанного совещательного органа, которую он сыграл на начальных этапах строительства социализма.
Между тем, образование данного консультативного органа заложило основы для формирования в системе государственного управления Китая института политической консультации.
Другими не менее важными задачами, стоящими перед Народно-политическим консультативным советом Китая, является вовлечение общественности в политическую жизнь страны, осуществление демократического контроля за исполнением законов и народнохозяйственного плана, претворением в жизнь важных государственных решений.
Как видно, конституционный (государственный) строй Китайской Народной Республики имеет много характерных особенностей, отличающих ее от стран как Западного, так и Восточного мира. Возможно, именно в их наличии и кроются черты известной самобытности китайского народа.