Научная статья на тему 'Судебная система Китайской народной Республики как ветвь народной власти'

Судебная система Китайской народной Республики как ветвь народной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8241
962
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ КИТАЯ / CHINA'S CONSTITUTION / КОНСТИТУЦИОННЫЙ РЕЖИМ / CONSTITUTIONAL REGIME / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА КИТАЯ / THE JUDICIAL SYSTEM OF CHINA / СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ / JUDICIARY / СУДЫ / COURTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гасанова К.К.

Конституционный строй Китайской Народной Республики имеет свои особенности. Автор указывает на наличие в КНР шесть ветвей власти, подчеркивая при этом, что социалистическая система пронизана единой целостностью. Интерес к изучению особенностей организации судебной власти в Китае обусловлен возрастающей ролью права в общественных отношениях. При любом конституционном строе государство воздействует на общественные отношения, прежде всего, посредством установления или санкционирования правовых норм, обеспечения их реализации, опираясь при этом на конституцию и иные источники права. Верховенство права выступает ключевой характеристикой конституционного строя, а судебная система обеспечивает ее реализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The judicial system of the People’s Republic of China as branch of the People’s Power

Constitutional system of the People’s Republic has its own characteristics. The author points to the presence in the PRC 6 branches of government, while stressing that the socialist system is riddled with a single integrity. Interest in studying the characteristics of the organization of the judiciary in China is due to the increasing role of law in social relations. In any constitutional order affects social relations, especially through the establishment or authorization of legal rules to ensure their implementation, relying on the constitution and other legal sources. The rule of law is a key feature of the constitutional order and the judicial system ensures its implementation.

Текст научной работы на тему «Судебная система Китайской народной Республики как ветвь народной власти»

^^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК ВЕТВЬ

НАРОДНОЙ ВЛАСТИ

К.К. ГАСАНОВА

адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Рецензент: доктор экономических наук, кандидат юридических наук, профессор Эриашвили Н.Д.

Аннотация. Конституционный строй Китайской Народной Республики имеет свои особенности. Автор указывает на наличие в КНР шесть ветвей власти, подчеркивая при этом, что социалистическая система пронизана единой целостностью.

Интерес к изучению особенностей организации судебной власти в Китае обусловлен возрастающей ролью права в общественных отношениях. При любом конституционном строе государство воздействует на общественные отношения, прежде всего, посредством установления или санкционирования правовых норм, обеспечения их реализации, опираясь при этом на конституцию и иные источники права. Верховенство права выступает ключевой характеристикой конституционного строя, а судебная система обеспечивает ее реализацию.

Ключевые слова: Конституция Китая, конституционный режим, судебная система Китая, судебные органы, суды.

THE JUDICIAL SYSTEM OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA AS BRANCH OF THE PEOPLE'S POWER

K.K. GASANOVA

the post-graduate student of chair of the constitutional and municipal right of the Moscow university

of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. Constitutional system of the People's Republic has its own characteristics. The author points to the presence in the PRC 6 branches of government, while stressing that the socialist system is riddled with a single integrity.

Interest in studying the characteristics of the organization of the judiciary in China is due to the increasing role of law in social relations. In any constitutional order affects social relations, especially through the establishment or authorization of legal rules to ensure their implementation, relying on the constitution and other legal sources. The rule of law is a key feature of the constitutional order and the judicial system ensures its implementation.

Keywords: China's Constitution, a constitutional regime, the judicial system of China, the judiciary, the courts.

Главный источник современного государственного права Китая — Конституция КНР 1982 г. Подготовка этой Конституции продолжалась почти два года; в результате она содержит целый ряд нововведений, в частности в ней восстановлен учрежденный еще Конституцией 1954 г. пост Председателя КНР, предусмотрено создание Центрального военного совета, восстановлено волостное звено органов власти, в составе правительств различных уровней предусмотрена система ревизионных органов, устранены наиболее одиозные формулировки обязанностей граждан КНР1.

Данная Конституция уже трижды подвергалась изменениям (последний раз в 1999 г.), которые отражают трансформацию подхода Коммунистической партии Китая ко многим общественным явлениям. В результате внесенных изменений появились такие понятия, как социалистическое правовое государство, социалистическая рыночная экономика и др. Вместе с тем, некоторые формулировки были «очищены» от социалистической терминологии (например, в ст. 28 Конституции в 1999 г. термин «контрреволюционная деятельность» был заменен на «преступная деятельность») или изложены более

^^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^

неопределенно (так, вместо фразы «Китай находится на начальной стадии социализма» во введении появилась формулировка: «Китай будет в течение длительного времени находиться на начальной стадии социализма»).

Следует отметить, что хотя в целом эти новеллы не изменяют общую оценку Конституции Китая как социалистической, однако вносят весьма серьезные нюансы. Кроме того, если общее направление изменений, хотя бы в таком медленном темпе, сохранится, то в результате может сложиться текст Конституции, который в целом будет мало чем, за исключением слова «социалистический», отличаться от конституций большинства стран мира.

В Конституции КНР содержатся многие традиционные для социалистического государства нормы, и, тем не менее, конституционная модель экономики социалистического государства в КНР имеет модернизированный характер.

Одним из необходимых признаков конституционного строя КНР является разделение властей.

В КНР, согласно конституции, существует шесть ветвей власти: учредительная в лице Национального собрания; законодательная в лице Законодательной палаты; исполнительная в лице, с одной стороны, Президента и Вице-президента, а с другой — Исполнительной палаты; судебная в лице Палаты юстиции, в составе которой находится орган конституционного контроля — Совет великих судей, и судов; контрольная в лице Палаты контроля, проверяющей, главным образом, деятельность администрации; и экзаменационная в лице Экзаменационной палаты, ведающей комплектованием гражданской службы. Конечно, некоторые могут не согласиться с представленным разделением и утверждать, что, как правило, принято считать возможным наличие трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, но особый путь развития КНР и его своеобразие не дает возможности отрицать принципы, к которым стремится народ Китая.

Следует учесть, что в социалистических странах принцип разделения властей отвергается в пользу принципа «единства власти», выражающегося в «полновластии» представительных органов (в нашей стране, как известно, эта конструкция

получила название советской власти, т.е. власти представительных органов — советов), на которые переходит осуществление народного суверенитета. И исполнительная, и судебная власти подотчетны советам, и советы даже могут брать на себя функции этих властей. В действительности такая модель служит прикрытием всевластия аппарата коммунистической партии, который реально руководит и законодательными, и исполнительными, и судебными государственными органами, а порой и непосредственно осуществляет государственно-властную деятельность.

Схожая система установилась в свое время и в ряде развивающихся стран.

Рассмотрим особенности организации судебной власти в Китае. Такой интерес обусловлен возрастающей ролью права в общественных отношениях и судебная власть, призванная обеспечить торжество законности и правопорядка, является ключевым звеном. При любом конституционном строе государство воздействует на общественные отношения, прежде всего, посредством установления или санкционирования правовых норм, обеспечения их реализации, опираясь при этом на конституцию и иные источники права. Верховенство права выступает ключевой характеристикой конституционного строя.

Как утверждает Мелехин А.В., правовой механизм, система и принципы деятельности государственной власти (в том числе и судебной) Китайской Народной Республики базируются на положениях Конституции КНР (1982 г.) и в своей основе отражают советскую модель организации и функционирования органов государственной власти2.

Однако, с ним не согласен профессор Китайского университета политологии и юриспруденции, заместитель председателя Научно-исследовательского центра российского права (г. Пекин), доктор юридических наук Ван Чжихуа, который утверждает, что китайская правовая система хоть и заимствована из Советского Союза, включая и институт судопроизводства, но в последние 20—30 лет ситуация изменилась3.

В результате почти 20-летнего периода реформ в КНР сложилась система законодательства, сочетающая в себе как марксистские принципы советского (социалистического) права, так и некоторые начала

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

романо-германской правовой семьи (в экономической сфере).

Правовой статус судебных органов урегулирован в шести статьях Конституции, из которых две посвящены Верховному народному суду, Законом КНР об организации народных судов различных ступеней 1979 г. с изменениями 1983 г. и Законом КНР о судьях 1995 г.

Задачей народных судов является «рассмотрение уголовных и гражданских дел, наказание в судебном порядке преступных элементов и разрешение гражданских споров в целях защиты системы диктатуры пролетариата, охраны социалистической законности и общественного порядка, охраны социалистической общенародной собственности, коллективной собственности трудящихся и законной частной собственности граждан, охраны личных свобод, демократических и иных прав граждан, обеспечения успешного проведения социалистической революции и социалистического строительства в стране».

Органами судопроизводства в Китае, в соответствии с действующей Конституцией, являются народные суды (далее — суды). В систему народных судов входят местные (различных степеней) суды, специальные суды, а также Верховный суд. Местные суды создаются по административно — территориальному делению, специальные — соответственно потребностям. Деятельность местных судов поднадзорна Верховному суду.

К местным судам относятся: низовые судебные инстанции: суды в уездах, городах, районах, районах в городах; суды, относящиеся к средней ступени: суды городов, имеющих центральное подчинение, городов, подчиненных провинциям, автономным округам и районам; суды, имеющие высшую ступень: провинциальные суды, суды в автономных районах и городах, подчиненных непосредственно центру.

Специальные суды — это судебные инстанции, созданные по принципу практической надобности в каждом отдельном из ведомств. Ныне в Китае учреждены: воинские суды, морские суды и суды на железнодорожном транспорте.

В состав военных судов входят: низовые суды, суды в военных округах, суды в отдельных родах войск и Военный суд НОАК, являющийся высшим судом в армии. Морские суды осуществляют юрис-

дикцию в морском праве, созданы для рассмотрения морских дел, в частности дел торгового мореходства. Эти суды также рассматривают арбитражные споры, неизбежно возникающие в торговом и рыболовном мореплавании. Суды на железнодорожном транспорте являются специальными народными судами, созданными вдоль железных дорог.

Верховный суд — это наивысший судебный орган Китая, на него возлагается исполнение высших судебных функций и осуществление надзора за местными народными судами всех степеней и специальными народными судами.

Всего в Китае насчитывается 3 568 судов, среди которых 1 Верховный суд, 32 высших суда, 403 среднего звена и 3 132 местных суда4.

В соответствии с п. 4 ст. 67 Конституции КНР 1982 г. и ст. 43 Закона КНР о законодательстве уполномочием легального разъяснения обладает Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП); его разъяснения имеют силу закона. В соответствии с решением ПК ВСНП об усилении работы в области легальных разъяснений, изданным 10 июня 1981 г., все статьи законов и указов, требующие уточнений и дополнений, толкуются ПК ВСНП или издаются в форме указов. Все конкретные правовые вопросы в области судебных разбирательств толкуются ВНС, а все правовые вопросы в области работы прокуратуры — Верховной народной прокуратурой (ВНП). Если в толкованиях ВНС и ВНП имеются принципиальные расхождения, ПК ВСНП издает свои толкования или принимает соответствующее решение. Таким образом, уполномочием легального толкования обладает ПК ВСНП, а уполномочием судебного толкования — ВНС и ВНП5.

С 50-х годов XX в. по сегодняшний день ПК ВСНП издал лишь 5 легальных толкований, одно из которых касается Особого административного района Гонконг, а другие четыре — это изменения, внесенные в Уголовный кодекс. Судебные разъяснения ВНП тоже касаются лишь уголовного или процессуального права и совсем не затрагивают гражданские законы.

Судебные разъяснения делятся на три вида: разъяснения, правила и утверждения. Оформляются судебные разъяснения так же, как и законы, но без обозначения разделов, глав и параграфов. Разъясне-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ния, принятые Судебным комитетом, публикуются ВНС в газете «Народный суд» и имеют силу закона: народные суды разных уровней, а также специальные суды на всей территории Китая обязаны следовать этим разъяснениям.

В 2007 г. Верховный народный суд издал «Правила работы в области судебных разъяснений». Согласно ст. 5 Правил судебное разъяснение, изданное ВНС, имеет силу закона; народный суд, использующий его как основание принятия судебного решения, должен процитировать его в судебном документе. Причем народный суд, использующий как основание принятия судебного решения и законы, и судебные разъяснения, должен сначала процитировать закон, а потом — судебные разъяснения. Благодаря этим нормам была утверждена самостоятельная роль судебного разъяснения как правового источника.

На практике, в соответствии с традициями, население редко обращается в суд, предпочитая негосударственные, неформальные методы разрешения споров.

По этическому учению конфуцианства гражданин, считающий, что кто-то по отношению к нему пренебрег правилами «ли» (т.е. правилами гармоничного, «правильного» поведения), должен стремиться к беспристрастному разрешению конфликта посредством спокойного обсуждения, нежели подчеркивать возникшие разногласия, настаивая на своих правах или апеллируя к судье.

В настоящее время в Китае активно проводится хозяйственная реформа: возрождается многоукладная экономика, повышается самостоятельность предприятий, широко привлекается иностранный капитал. Очевидно, что проводимая реформа требует крупных законодательных работ. За последние годы приняты Общие положения гражданского права, Гражданско-процессуальный кодекс, законы

0 предприятиях, основанных на капитале иностранных фирм, о хозяйственном договоре, а также серия актов о совместных предприятиях и др., обновлено уголовное и уголовно-процессуальное законода-тельство6.

Современное право КНР — сложное явление, органически включающее в себя систему глубоко укоренившихся в сознании народа традиционных представлений о должном поведении, а также поддерживаемых силой государственного принуждения законодательных и иных обязательных для исполнения нормативно-правовых актов.

1 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М.: Юристъ, 2000. С. 387.

2 Мелехин А.В. Судебная власть Российской Федерации: Курс лекций // Спс КонсультантПлюс. 2012.

3 Чжихуа В. Судебные разъяснения в развитии гражданского права Китайской Народной Республики // Российский судья. 2012 г. № 4.

4 Захватаев В. Судебная система Китая // Журнал Корпоративный юрист. 2012. № 5.

5 Чжихуа В. Указ. соч.

6 Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: ЭКСМО. 2005.

НП

Введение в судебную экспертизу

Введение в судебную экспертизу. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие.

В пособии изложены основные теоретические понятия судебной экспертизы, представлены история развития, система государственных экспертных учреждений в России, правовые основы судебно-экспертной деятельности. В соответствии с процессуальным законодательством рассмотрены основные виды экспертиз, назначаемых правоохранительными органами.

Раскрыты: научные основы судебной экспертизы, включающие в себя криминалистическую идентификацию и диагностику; технология экспертного исследования; содержательная часть заключения эксперта и его доказательственное значение в раскрытии и расследовании преступлений. Уделено внимание информационному обеспечению судебно-экспертной деятельности, а также экспертной этике и экспертным ошибкам. Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений практических работников, назначающих судебные экспертизы, и специалистов, которые их проводят.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.