Научная статья на тему 'Особенности конфликтов в дошкольной образовательной организации'

Особенности конфликтов в дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1574
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОЛЛЕКТИВ ДОО / УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТА / ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА В ДОО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сазонова Алина Олеговна

В статье анализируются особенности конфликтов в дошкольной образовательной организации, их причины и специфика, так же рассматриваются участники конфликта и особенности коллектива детского сада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сазонова Алина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности конфликтов в дошкольной образовательной организации»

ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Сазонова А.О.

Сазонова Алина Олеговна - магистрант, направление: управление в системе дошкольного образования, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева,

г. Красноярск

Аннотация: в статье анализируются особенности конфликтов в дошкольной образовательной организации, их причины и специфика, так же рассматриваются участники конфликта и особенности коллектива детского сада.

Ключевые слова: конфликт, коллектив ДОО, участники конфликта, причины конфликта в ДОО.

Конфликты по своей сути являются отношением субъектов социального взаимодействия между собой.

Отличаются наличием противоборства, основой которого выступают противоположно направленные мотивы (потребность, интерес, цель, идеал, убеждения) или суждения (мнение, взгляды, оценки и т.п.).

Возникновению конфликта способствует противоположно направленное социальное взаимодействие. Оно сопровождается присутствием разнонаправленных мотивов и суждений, которые часто находятся в состоянии противоборства [3].

Одной из особенностей деятельности коллектива детского сада является коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты педагогической деятельности. К числу особенностей жизнедеятельности коллектива в большинстве ДОО необходимо отнести также низкий уровень заработной платы и материального стимулирования его членов, что является одним из стрессогенных факторов, приводящих зачастую к конфликтам.

Специфической особенностью коллектива детского сада является его преимущественно женский состав, что существенно влияет на взаимоотношения, возникающие в нём.

Однако существенной характеристикой коллектива являются не столько выделенные признаки, сколько отношения между его членами. Именно их регулирование составляет предмет управленческой деятельности.

Основной задачей управленческой деятельности руководителя детского сада, включающей социально-психологические методы управления, является организация оптимального сочетания интересов ДОУ и потребностей членов коллектива, успешная работа которых определяет эффективность образовательно-воспитательной работы [1].

Кадровая политика, должна быть направлена на формирование сплоченного, способного обеспечить большую результативность действий коллектива. Однако наличие такого коллектива не гарантирует высокую результативность, так как максимальная отдача от членов коллектива возможна лишь при соответствующих условиях, обеспечивающих социально-психологическое благополучие и удовлетворение трудом.

В коллективе ДОО, как и в любом другом, имеется своя специфика. Как отмечалось выше, спецификой детсадовского коллектива является то, что там работают в основном женщины. Этот факт оказывает дополнительное воздействие на число и масштабность конфликтов.

Среди участников конфликтной ситуации бывают:

- администрация (заведующая, зам. заведующей по АХЧ, старшая воспитательница);

- педагогический коллектив (воспитатели и специалисты (логопед, физрук и т.п.));

- родительский состав.

Колесова А.О. предлагает обратить внимание на перечень наиболее часто встречающихся конфликтов в ДОО и на повлекшие их причины:

1. Воспитатель — воспитатель.

Среди причин можно назвать личную антипатию, различие мнений по вопросам профессиональной деятельности, ревность к взаимоотношениям с некоторыми родителями или ребятами, чувство своей нереализованности.

2. Ст. воспитатель — воспитатель (СВ-С).

Среди причин можно назвать недостаточный интерес педагогического работника к внедрению и результатам программ образования, пренебрежение воспитателем советами СВ или новыми методиками; нежелание конструктивно взаимодействовать по установленной схеме СВ-В.

3. Заведующий — старший воспитатель.

Среди причин можно назвать несовпадение мнений о внедрении разных методик, пренебрежение педагогическими принципами и взглядами друг друга.

4. Администрация — воспитатель.

Среди причин можно назвать излишне высокие требования и недостаточную оценку трудовых успехов. Когда деятельность педагога не соответствует ожиданиям руководства, а воспитатель недоволен стилем руководителя.

5. Воспитатель — родители.

Среди причин можно назвать: несогласие касаемо психологии ребенка, неадекватного поведения ребенка среди сверстников; повышенные претензии к малышу или неправильная оценка его способностей, а также недостаток внимания.

6. Родители — администрация [2].

Среди причин можно назвать недостаточные знания родителей о работе детского сада, о деятельности специалистов, слабый уровень информированности администрации о семейных условиях.

Любая из вышеперечисленных конфликтных ситуаций способна положительно повлиять на самостоятельную организацию, научить идти к цели, сплотить педагогический коллектив или, наоборот, привести к нестабильности, дезорганизации, разрушению устоявшихся взаимоотношений и традиций.

A.О. Колесова замечает, что конфликт среди работников ДОО нет смысла оценивать лишь в негативном ключе. Конструктивный способ урегулирования противоречий способен оздоровить отношения в коллективе, поскольку грамотное решение конфликтных ситуаций среди конфликтующих позитивно влияет на процесс работы, само организует коллектив. Помимо этого, межличностное противостояние помогает порой преодолеть напряженные отношения среди коллег, узнать проблемы управления детским садом, способно сплотить коллег и помочь им преодолеть трудности.

Ведя речь о прогнозировании конфликтных ситуаций в детском саду, необходимо учитывать психологические типы воспитателей, наличие разногласий о проф. деятельности и стрессовых ситуаций, влияющих на воспитателя.

Список литературы

1. Зедгенидзе В.Я. Конфликтные ситуации в педагогическом коллективе ДОУ /

B.Я. Зедгенидзе // «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»,

2009. № 3. С. 9-18.

2. Колесова А.О. Разрешение конфликтных ситуаций в коллективе детского сада /

А.О. Колесова // Справочник руководителя дошкольного учреждения, 2013.

3. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.С. Кармина. 4 изд., стер. СПб.: Лань, 2011. 448.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.